Валерий демин — тайны русского народа: в поисках истоков руси 16 глава

В народном миропонимании издревле существовало сокровенное слово для обозначения всего круга небесных и земных явлений, каковые потом были объединены под заимствованным из греческого понятием Космос. Русскими синонимами данной общенаучной категории выступало не только понятие мир, но и лад. Лад — исконно русский Космос.

Само понятие Космос-Лад многозвучно и многозначно. Однокоренные слова и имена раскрывают полифункциональность старого Божества. В песенном обрядовом фольклоре до наших дней сохранился архаический рефрен Дид-Ладо, что современными слушателями воспринимается чуть ли не как междометие: А мы просо сеяли, сеяли Ой, дид-ладо, сеяли, сеяли.

В действительности перед нами старейшее обращение (звательный падеж) к общеславянскому Всевышнему Ладу. Главный владыка Неба и Солнца величался Дедом (Дидом) Ладом (рис. 94) (из этого иобращение — Дид Ладо). Последствия прежних вер онебесно-солнечном деде по имени Лад бытовали среди крестьян ещев прошлом веке8.

Наровне с мужским Божеством в славянской мифологии известна и Богиня любви Лада (рис. 95), а Дид считается ее сыном. Имеются описания ее изображений (потом стёртых с лица земли при введении христианства): юная красивая дама с венком и золотоцветными волосами из роз, одетая в русскую одежду, опоясанная золотым поясом и убранная жемчугами, за руку она держала младенца — всевышнего любви Леля9. В литовской мифологии и фольклоре кроме этого известна богиня Лада либо Диди Лада (Великая Лада)10 (did — в литовском языке — корень в словах, означающий громадный, великий).

Следовательно, русский космос в древности через главных всевышних Лада и Лады мыслился как любви и единство порядка. Но лад в понимании предков означал кроме этого и красоту (см.: Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля); из этого: ладный — прекрасный, дорогой, любимый. Корень лад образует кроме этого слова со смыслом обладать, власть.

Помимо этого, слово хорошо в древнерусском понимании означало кроме этого равняется, одинаково либо, говоря научно-философским языком, — тождественно. Все эти смыслы неизбежно впитывало всебя и понятие русского Космоса-Лада, которое распространялось на всегда. Василий Белов совсем справедливо и только совершенно верно — в духе классического русскогомиросозерцания назвал собственную известную книгу очерков народной эстетики и исконных обычаев — Лад.

Археология языка предполагает связи и археологию смысла между смыслами, что, со своей стороны, влечет за собой мысленную реконструкцию той невообразимо далекой эры, в то время, когда человечество (либо цивилизованная часть его) представляла собой нераздельное целое — с единым языком, единой культурой,едиными ценностными ориентациями в виде религиозных традиций иморали.

Поясним сообщённое сначала на примере интересующего нас слова Лад, означавшего на некоторых (но далеко не на всех) этапах общеславянского развития понятие Космос. Слово лад (либо слова с этим корнем) свидетельствует в ряде языков (словацкий, ирландский, древнерусский) второе понятие, близкое только по созвучию, — лед. Налицо взаимотрансформация звуков а и е. Слова лёд и лад, так, оказываютсягенетически взаимосвязанными. Иначе говоря на каких-тоочень древних этапах развития нерасчлененной индоевропейскойобщности они обозначали группу родных по смыслу понятий,каковые потом в ходе происхождения самостоятельныхязыковых, этнических и культурных структур дифференцировались итрансформировались.

Наконец, нельзя не коснуться одной из старейших славяно-русских морфем, в которой, согласно точки зрения последовательности самобытных маргинальных мыслителей (С.Дружинин, Е.Гиреевский, Я.Абрамов)11, сокрыто имя архаичного доязыческого Божества. Кликали его Раз (Рас). (На данной базе С.Дружинин дажеосновал перемещение разовцев, к которому примкнуло пара единомышленников.) Не приходится сомневаться, что раз (рас)- одна из обширно употребительных морфем. Она так или иначе присутствует более чем в 350 словах русского. И еще около 3000 слов содержат ее в трансформированном виде: раз(с)ъроз(с)ърез(с)ъриз(с).

Еще более поражает смысловая емкость и полисемантичность слова раз. Единица, начало счета, фиксация временного мгновения — эти значения понятия раз общеизвестны. Номорфема раз (рас) входит еще и в состав такихсмыслозначимых понятий, как разум, разить, разинуть, отличие, разлука, расти, растение и т.п. Расценивать еетолько как запасного приставку (префикс) было бы неверно.

реконструкция смысла и Археология языка показывают на глубинные корни данного архаичного слова.

Высказывалось, кстати, в полной мере обоснованное мнение, что морфема расърос сопряжена и с этнонимом росс -русский (откуда ведет собственный происхождение и названиестраны — Российская Федерация). Но первичным все же направляться считатьимя Первобога Раза (Раса), сохранившегося в языке в видена первый взор ничего не значащей лексемы. На самом же деле Раз (Рас) открывает множество доязыческих Божеств, память о которых сохранилась только в фольклорных текстах и языке. Среди них — Чур, Дид, Ладо, Коляда, Ярило, Купало.

Не смотря на то, что смысловая нагрузка лексем и древних морфем могла быть совсем другой, нежели на данный момент, все же по сегодняшним значениям возможно понять и тот суть, что слова и имена имели в далеком прошлом, включая и нерасчлененное языковое единство. В русском языке морфема раз, в то время, когда она выступает в форме префикса, имеет явственно выраженный расширительно-разделительный суть. Вместе с тем отдельное слово раз свидетельствует единицу — монистическую по самой своейприроде. Из этого и гипотетическое Божество Раз должно,так сообщить, по определению выступать в качестве символадоязыческого единобожия, предполагая одного-единственного Всевышнего.

А время, в то время, когда в мире господствовал Раз, с достаточной степенью условности возможно названо языческимпрамонотеизмом12. Примечательно, что в санскрите корневая база ras выступает в смысле владычества: rastra -это и господство, и государство, и народ.

В архаическом сознании явления окружающего мира (включая, конечно, и космические) преломлялись особенным образом и, не имея природно-закономерного объяснения, осмысливались в мифологическом ключе. Вместе с тем конкретно старому человеку было в значительной мере свойственно наивно-целостное познание окружающего мира как неотъемлемой части Вселенной. Мирча Элиаде (1907 — 1986) — наибольший западный исследователь донаучного мировоззрения свидетельствует, что человекархаического общества (в отличие от современного) чувствует себя неразрывно связанным с космическими ритмами и космосом13.

Однако сюжеты и любые образы народной мифологии имели под собой настоящую, обычно — обыденную базу. Так,ежесуточная смена ночи и дня воспринималась как борьба света сотьмой. К световой стихии относилось все, что связано сосветовым началом — от звезд на ночном небе и отождествляемых сними планет (блуждающие звезды), Солнца и Луны, — до земного инебесного огня (молнии, зори, зарницы, радуги и др.). При этомсвет олицетворял, в большинстве случаев, яркое начало, которое всегдапобеждало чёрные силы (в народном сознании весна всегдапобедительница зимы, не смотря на то, что о последней не говорят, что онапобеждает лето). Но, имеется и исключения. Комет (хвостатые,косматые звезды) постоянно боялись. Опасались, но по-второму, огня (не смотря на то, что он и сжигающе-пожирающ, но и освещал в темноте,отогревал в холоде, защищал от диких животных, помогал вприготовлении пищи). Угрожающие же свойства огня нашлиотражение в представлении об адском огне (геене огненной).

Природно-циклические ежегодные трансформации, известные как времена года, испокон столетий приписывались Солнцу. Оно — одноиз основных Божеств любого народа во все эры. В большинстве случаев, Солнечных Всевышних было пара. Правильнее, у Солнца, как и всякого другого великого Всевышнего, было множество имен-эпитетов, каждое из которых имело в полной мере независимое значение с непременным сокровенным смыслом. К примеру, в индуистской традиции -наследнице ведийских вер — насчитывается 108 сакральных имен Солнца, обозначающих обособленную астрально-космическуюсущность14. Подобная обстановка отмечается и в других архаичных культурах — варьируется только общее число Солнц.

Так, по древнекитайским мифам, первоначально существовало 10 Солнц, 9 из них потом поразил из лука Великий Стрелок И (что, быть может, символизировало победу новой идеологии над ветхой).

Таково представление, взявшее отражение в письменной, достаточно поздней традиции. И вдобавок раньше предки древних китайцев, как, но, и многих вторых народов, думали, что солнц вообще-то ровно столько, сколько наступает дней, другими словами ежедневно восходит новое Солнце. В китайском языке кроме того для обозначения различных понятий Солнце и день употребляется одно да и то же слово жи. В египетском письме идеограмма, означающая Солнце, кроме этого помогает одновременно и для обозначения дня.

Отсюда вытекает, кстати, что исчисление дневного времени возможно вести не только в днях, но и в солнцах, и вместо привычного по нынешним меркам утверждения: прошло столько-то дней — в полной мере возможно сообщить: прошло столько-тосолнц. Эти-то солнце-дни, по-видимому, и запечатлены в такназываемом ромбическом орнаменте. Видящиеся везде какна старой керамике, так и на современных вышивках ромбическиесетки с точкой в каждого ромбика, вероятнее, естьсолярно-календарные символы, а вовсе не картина засеянного поля,как это видится некоторым современным исследователям.

Обстоятельств, растолковывающих такое представление, пара. Во-первых, объективно единое и единственное светило обретало множественность в зависимости от собственного дневного и годичного поведения. Считалось, что зимнее Солнце не тождественно весеннему и летнему, что у дневного Солнца имеется ночной двойник, что светит под почвой, в то время, когда первое прячется за горизонтом (рис. 96). Нетождественными считались кроме этого утренняя и вечерняя Зори, утренняя и вечерняя звезды (Венера). Месяц и Полная Луна в большинстве древних мировоззрений кроме этого считались различными светилами.

Во-вторых, уместно высказать предположение, что в условиях обособления и непрерывного распада родоплеменных общностей любая из снова образованных кланово-этнических единиц предпочитала внести неповторимости и элемент особенности применительно к собственному главному Божеству, чтобы и объект поклонения был бы не таким, как у соседей-соперников. Из этого испокон столетий на различных территориях и в различных храмах либо святилищах у одного и того же Божества (среди них и у Солнца) были разные эпитеты, со временем преобразовывавшиеся в независимые имена.

Христианство, которое пришло на Русскую почву тысячу лет тому назад, застало тут веру в различных языческих Солнцебогов. Главными из них были три — Дажьбог, Хорс и фактически Солнце,которое в ряде местностей сближалось с Ярилой, а на Севере — с Колой. Представление о трех Солнцах было таким стойким и обыденным, что пробралось кроме того в церковную литературу. В известном Слове о благодати и законе митрополита Илариона (сер. XI в.) говорится о свете Тресолнечного Божества, ав одной из богослужебных миней того же времени оно именуется Тресветлым Тресолнцем. Но возвратимся к дохристианскойэпохе.

Дажьбог (рис. 97) — сын Сварога, исходя из этого время от времени именуется легко Сварожич. По этимологии и смыслу он — Всевышний Дающий, Дарующий. Славянское имя его восходит к санскритскому da (дающий, наделяющий). Русские летописцысовершенно справедливо отождествляли его с греческим Всевышним Солнца — Гелиосом. Слово о полку Игореве именует Дажьбожьими внуками всех русских людей.

Что касается второго Всевышнего солнечного пантеона — Хорса, то тут прослеживаются более глубокие инеожиданные связи. Об этом уже говорилось в 1-й части, где напримере распространения и развития тотема сокола былапродемонстрирована прямая этимологическая и культурологическаясвязь между древнерусским и египетским Солнечными Божествами — Хорсом и Хором (Гором).

Само имя Хорс на первый взгляд представляется непривычным а также чужеродным для русского. Но это не верно. Лежащий в базе имени Всевышнего корень прочно прижился в современном языке: отлично, хоромы (производное слово — храм), хоробрый (храбрый), хоровод, хоругвь, хорониться, хорохоритьсяи др. Тот же корень входит кроме этого в наименование южнославянскогонарода хорваты, каковые переселились на Балканы уже в новуюэру. Подобным образом словенцы, пребывавшие в составе Австро-Венгерской империи, именовались хорутанами. В честь Солнца всевышнего и Хорса наименован древнерусский крымский город — Хорсунь (Корсунь). Греки именовали его Херсонес, отталкиваясь, по-видимому, от исконно русского наименования, не смотря на то, что корень херс общеиндоевропейского происхождения (к нему восходит имя Всевышнего Гермеса — Hermes). Более того, он уходит в глубьдоиндоевропейского прошлого и обнаруживается хотя бы в семитских языках. Так, библейская гора в Египте, недалеко от которой Моисей пас овец и где ему в первый раз в пылающем терновом кусте явился Всевышний, — именуется Хорив (Исх. 3.1 и посл.) — поназванию нагорья в Синае, а, согласно точки зрения некоторых богословов-комментаторов, по большому счету синонима горы Синай (см. Толковую Библию, т.1). Общеизвестно, но, из Несторовой летописи, что имя одного из трех братьев — легендарныхоснователей Киева — также было Хорив. Необычное это совпадение свидетельствует в первую очередь о том, что в основесозвучия древнерусских и древнееврейских слов лежит одинаковый доиндоевропейский и досемитический корень хор, восходящий к неспециализированному праязыку, где он охватывал совокупность понятий, относящихся к Солнцу, свету и благу (отлично!). Потому-то эта корневая база так довольно часто видится в теонимах культур и различных религий. Кроме упомянутых выше, возможно кроме этого отыскать в памяти этрусскую Богиню Хорту (и этрусский город того же заглавия)15.

К этому же этимологическому гнезду относятся слова с корнем хар (с учетом чередования гласных о и а). Отыщем в памяти Харит — благодетельных древнегреческих Богинь милости и хороша,дочерей Солнцебога Гелиоса (вот он искомый солнечный суть).

Того же корня устаревшее русское слово харный, гарный (см.: украинское гарний), означающее хороший, прекрасный. Строго говоря, по собственному происхождению слова хороший и харный однокоренные. Из этого же слова харя и ухарь с диаметрально противоположными смыслами (последнее первоначально не имело ругательного смысла и означало маску, личину). К этому же этимологическому гнезду, быть может, относятся слова харчи, темперамент, и наименование города Харьков, причем в полной мере возможно, что вторая его часть в украинском произнесении Харь-кiв образована, как и наименование Киева, от именидревнерусского князя — Кия.

Хороший обрядовый танец — хоровод (у болгар он именуется хоро, у румын — хора) имитирует солнечный круг и в старину без сомнений был связан с поклонением Солнцу. Чтокасается происхождения имени Хорс и соответствующей лексическойосновы, то их нетрудно установить методом сопоставления ссоответствующими санскритскими словами. Подобный кореньфигурирует в новоперсидских словах, означающих сияющее солнцеи петух. Персидское обозначение обожествленного сияющего Солнца — Xur-et. По сообщению Плиния, скифы персовименовали хорсарами (Chorsaros). Из этого же иираноязычные заглавия Хоросан, Хорог, Хорезм. Этоттопонимический последовательность возможно продолжен и в другихпространственно-временных измерениях: достаточно вспомнитьназвание столицы старого тангутского страны — Хара-Хото,уничтоженной дотла Чинзгисханом, либо манчжуро-китайский город Харбин. Одна из народностей Тибета кроме этого именуется — хоро.

В древнерусских текстах видятся намеки на иудейское самого Бога и происхождение имени Хорса. И не только по причине того, что в иудейских словах видится созвучный корень. В одном из вариантов вымышленной Беседы трех святителей Перун именуется греческим Всевышним, а Хорс — еврейским. Комментируяданный пассаж, И.Е.Забелин писал: Это [жидовство Хорса] подаетнамек на самое место, где существовало поклонение Хорсу, именноу хазар, перешедших позже в Моисеев закон и оттого известныхбольше под именем жидов хазарских16. В полной мере быть может, что таконо и было: Хорсу поклонялись и хазары17, и славяне. Аобусловлено это было неспециализированными истоками их культур, вер и вконечном счете — языков. Подтверждение тому не однирусско-свидетельства и хазарские контакты современных имавторов. Оно обнаруживается и в культурах многих древнихцивилизаций, их языках и космических воззрениях.

Солнечный пантеон древнерусских Божеств не был неизменным. В различное время, на различных этапах разделения славянских народов количество главных существ, сопряженных с Солнцем, изменялось. Не изменялось, но, солярное мировоззрение русских людей. Арабские путешественники, побывавшие на славянских территориях задолго до введения христианства, застали и обрисовали храмы Солнца, предназначенные не только для культовых отправлений, но и для астрономических наблюдений18. Но почитание Солнечного семейства всевышних, которым пронизана вся жизнь русского народа, уходит корнями давным давно, к самым истокам становления древнерусской, древнеславянской и древнеарийской народности. Солнечные сюжеты обнаруживаются в древних захоронениях, и на предметах (керамика, украшения), добытых при археологических раскопках в местах классического обитания славян.

Солнце было не просто почитаемым Божеством. Оно входило составной частью в родоплеменные отношения. Еще в двенадцатом веке русские люди считали Солнце космическим участником собственного рода, именуя себя внуками Дажьбога, что отыскало отражение в Слове о полку Игореве. Четыре князя — участники похода -именуются тут легко четыре Солнца. Те же представлениязапечатлены в фольклоре. В сказке из сборника А.Н.Афанасьева Солнце, Ворон и Месяц Воронович Солнце сватается к одной издевушек и берет ее в жены, а тесть наведывается к зятю-Солнцу вгости (родственные отношения кроме этого налицо). Посещают Солнце иего другие герои и небесный дворец, как, к примеру, в сказке о Солнцевой сестре: Подскакал Иван-царевич к теремам Солнцевой сестрицы и закричал: Солнце, Солнце! Отвори оконце. Солнцева сестрица отворила царевич и окно быстро встал в него вместе с конем.

А русские дети еще в начале нынешнего века не забывали доставшееся им от пращуров старое представление о родственных узах Солнца и человека: Дедушка-солнышко, выгляни в окошечко, -поется в наивной детской песенке.

О стойкости древних космологических поверий свидетельствуют этнографические изучения, совершённые в конце прошлого века среди крестьян Тульской губернии на границе с Мценским уездом Орловской губернии. По неспециализированному точке зрения, Солнце- женское лицо. Оно ездит днем по небу на ложе, устроенном из звезд (по второй версии — летает на собственных крыльях). Одежда его многоцветная и вся усыпана звездами. На ночь Солнцеуходит в собственный дом, где у него имеется мать, сестры и братья. Они сменяют Солнце при обходе неба, поскольку имеют такую же огненно-световую природу. Солнце, как женское лицо, ночью ездить опасается, исходя из этого его сменяет братец-месяц. В случае, если ночью все люди дремали и везде было смирно, то утром Солнце взойдет весёлое, радостное — и сутки будет хороший. В случае, если же народ велсебя ночью несмирно, то солнце поднимется пасмурное и днем будет нехорошая погода. (Тут в наивной форме народного космизма содержится представление о взаимообусловленности состояния солнечной активности и поведения людей.) Кое-какие утверждают, что Солнце не летает, а ездит на огромном коне, от которого происходят теплота и свет19.

Одно из древнеиндийских имен Солнечного Божества — Савитар (savitбr). В данной ипостаси Солнце выступало вкачестве животворящей силы, творящей законы, которымподчиняются все живые существа. В конечном итоге путемметаморфоз смыслов и звучаний появилось русское слово сивый, означающее сияющий, ясный (эквивалентом русского ясного сокола в сербском фольклоре выступает сивый (сияющий)сокол с золотыми перьями). У славян известна была кроме этого Богиня Сива, но каких-либо развернутых сведений о ней не сохранилось. Одни знатоки мифологии отождествляют ее с Богиней Живой20, другие (исходя из смысла седая, белая) — с Селеной-Луной. С именами древнеиндийского всевышнего Солнца Савитара и древнеславянской Богини Сивы (Севы), по всей видимости, так или иначе связано и наименование части света — Север. В случае, если так, тоданный факт является лишним подтверждением теории Тилака о полярном происхождении индоарийских народов и полярной отчизне Вед. Имя Сива с учетом его смысловой нагрузки есть кроме этого составной частью прозвища Солнечного коня Сивки-бурки.

самая приемлемой, не смотря на то, что и достаточно неожиданной представляется версия, в соответствии с которой имя Сивы этимологически связано с именем известного индуистского Божества — Шивы21,происходит от него по функциям и смыслу. Санскритское словозiva (Шива) имеет следующие смысловые значения: дружественный, хороший, благосклонный, целебный, а такжеозначает благо и счастье. Следовательно, все этилексические значения по определению, так сообщить, должны былибыть экстраполированы на функциональные изюминки славянского Божества — Сивы. Но и личные неповторимые качества, высказывающие единство созидательных и разрушительных сил вуниверсуме и воплощение космической энергии, — неизбежно должны были наложить отпечаток на богиню Сиву. Отпечаток этотне имел возможность не быть диалектически противоречивым и в силу происхождения самого образа Шивы, его истоки уходят в верования и доарийские времена коренных народов Индостана, создавших цивилизацию задолго до вторжения индоарийских племен, каковые поглотили культуру собственных предшественников и заимствовали из нее множество идей и образов. Но, в случае, если исходить из теории неспециализированного происхождения языков и культуры населений украины, — соприкосновение мифологий и идеологийсуществовало задолго перед тем, как протоиндоевропейские народы пришли в перемещение и распространились по всей Евразии. Так что вопрос о том, что первично и что вторично в мифологии, остается открытым. Косвенным подтверждением связанного являются имена главных Божеств у других народов: урартский Всевышний Солнца iwini, хеттский Всевышний iu-nu и др.

Другие ведийские Всевышние кроме этого не провалились сквозь землю бесследно из памяти русского народа, сохраняясь в словах, несущих подчас иную смысловую нагрузку, но однако показывающих на старейший начальный суть. Во вводной части уже говорилось об этимологическом и семантическом родстве понятий и слов Вишну и (Все)вышний. Подобным образом имя еще одного великого Всевышнего индоариев Индры сохранилось в русском фольклоре в форме фантастического Индрик-зверя — в соответствии с Голубиной книге он всем животным папа.

Несомненный отпечаток общеарийской и доарийских вер и обрядов несут на себе известные древнегреческие, а после этого и древнеримские прорицательницы сивиллы (сибиллы). По древней традиции они считались чужими с Востока и обладали всей мудростью мира, включая знание будущего. Имя сивиллы объединяет в себе образы сходу двух славянских Божеств — Сивы и вилы.

Вилы — славянские феи, красивые девушки с распущенными птичьими крыльями и волосами. Их главные функции — помогать обиженным, лечить людей и предвещать будущее. Трансформацияобраза птицедев в русском фольклоре шла в двух направлениях: в сказках распространен мотив о птицах, обернувшихся девушками (и напротив), в преданиях же и сказаниях образ вил слился с родными им по смыслу образами вещих полуптиц-полудев — Алконоста, Сирина и Гамаюна. Что касается связи имени и архаичности сивиллы его с доарийской традицией, то тут представляется очень возможным этимологическое родство фонетического варианта имени названия и сибилла страны — Сибирь. Единая корневая база сиб свидетельствует не только об неспециализированном происхождении, но и месте (территории) этого неспециализированного происхождения. В этом смысле топоним Сибирь возможно трактован как страна сибилл либо место, где обитают сибиллы-шаманки, а само слово сибилла будет означать сибирячка в его старом звучании.

Предлагаемое объяснение происхождения заглавия Сибирь нисколько не противоречит общепринятому. В соответствии с существующей этимологической и топонимической концепции слово Сибирь тюркского либо же монгольского происхождения. Но, наверное, наименование Сибирь уходит собственными корнями в те времена, в то время, когда протоиндоевропейские, прототюркские и протомонгольские языки не были расчленены и воображали единое целое. Корневая база сев-сив обнаруживается и в самом понятии Север (первоначально — Сивер, так это слово звучало в русскихбылинах и поныне звучит в украинском языке и некоторых русскихдиалектах).

В древнерусском понимании мироустройства вселенский свет отделен от солнечного. …В народном понимании существуют раздельно белый свет и солнце, как освещенное небо, вся Вселенная… Свет на всю Вселенную имеется свет неосязаем, неисповедим… никто же бо может указати образа свету, но токмо видим бываеть. Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: Вещь бо имеется солнце свету, осияя всю Вселенную. Солнце как бы украшает собою яркий мир, но не есть источником неисповедимого света22. Свет вселенский, небесный, носителем которого выступает Сварог, — первичен, емупринадлежит первородство в солнечносветовой иерархии. Всеостальное находится в подчинении светового космического начала.

Светобоги — распространенное явление в древнеславянском мире. Общеславянским Всевышним света был Световит (Святовит) (рис. 98), о котором уже говорилось в 1-й части в связи с происхождением культа Гермеса, восходящего к верованиям и доарийской истории нерасчлененных населений украины. Четырехликий фалло-герметический Световит наблюдает в четыре страны (стороны) света, как бы распространяя на них собственную власть. В один момент он и средоточие, куда сходится с четырех сторон целый свет. Символика всесветности потрясает по собственной простоте и емкости. Несомненный этимологический интерес воображает и вторая часть имени главного Светобога. Корень вит имеет тот же происхождение и смысл, что и латинский vita — жизнь (и человеческий род — живущие).

Известны и другие древние Божества света. Из письменных источников фактически ничего не известно о Белбоге (рис. 99). В это же время Божество это, известное у южных славян (и у кельтов) с тем же корнем — Белин(ус), вне всякогосомнения, связано со светом. Неотъемлемый эпитет света -белый (одинаково относящийся к свету и как природномуявлению, и как к окружающему Вселенной и миру). В современномязыке случилось определенное смещение в значении понятия: белый в первую очередь относится к соответствующему цвету,краске, не смотря на то, что и тут не потеряло начального смысла — яркий. Имеется все основания считать, что тот же смыслприсутствует в топонимах древних городов Белград и Белгород (город света) и заглавии одного из ответвлений древнерусскойнации — белоруссы. При таких условиях обращение может идти о древнихцентрах со святилищами света и о народе, связывающем своепроисхождение либо верования со светом. Особенных сомненийпроисхождение русского слова белый не вызывает — позаключению языковедов оно исконно родственно древнеиндийским bh-as, bhati (блеск, свет), последнее свидетельствует кроме этого знание. В древних языках (к примеру, в древнеисландском) слово бел употребляется кроме этого и в значении пламя.

Но этимологические изыскания приводят к еще более занимательным языковым параллелям. У древних неиндоевропейских народов — шумерийцев, вавилонян, ассирийцев, выясняется, тожебыло главное Божество по имени Бел с теми же функциями, что и Бел индоевропейцев. В шумеро-аккадской мифологии Бел выступает и как собирательное имя для основных Божеств — творцов Вселенной. В соответствии с этим и центральное Божество вавилонского пантеона — Всевышний Солнца и основной покровительгорода Вавилона — Мардук именовался греками Белосом. В космической битве Солнцебог Мардук-Белос победил Тиамат — воплощение первозданной мирового хаоса и тьмы. Весьма интересно, чторусское слово тьма выясняется созвучным шумеро-аккадскому имени Тиамат, имеющему фактически тот же самый суть. От общесемитского Бела в будущем появился отлично узнаваемый читателю культ Ваала (Баала) — войны и Бога плодородия в Палестине, Сирии, Финикии, а после этого через Карфаген распространившегося по всему старому миру — от Египта до Испании. Его последствия слышатся и в русском слове балда. Второе имя, образованное от древнесемитского Бела методом бессчётных исторических и лингвистических изменений, — Вельзевул (имя сатаны, вошедшее в русский язык через древнееврейский). Все это лишний раз обосновывает общность древних культур.

NYSTV — Lucifer Dethroned w David Carrico and William Schnoebelen — Multi Language


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: