При слове «школа» вы воображаете себе просторный яркий класс, последовательности парт, книжки, тетради, карты. Таковой вы привыкли видеть отечественную современную школу, но совсем другой была школа 10—12 столетий назад, в эру раннего средневековья.
…Помещение с низким сводчатым потолком скупо освещена через узкие окна в решетчатых переплетах рам. За одним долгим столом сидят мальчики различного возраста (девочек в то время в школах не обучали). Это — дети феодалов, зажиточных крестьян и богатых горожан. За обучение необходимо было платить, и несложный народ не имел доступа в школы.
Преподаватель — священник. Так как в то время школы устраивались при церквах и монастырях, в силу того, что грамотные люди были лишь среди духовенства (позднее школы показались и при дворах больших феодалов). На столе перед преподавателем — единственная пучок розог и рукописная книга. Преподаватель вслух просматривает молитвы на латинском языке, а ученики за ним повторяют непонятные слова, механически зазубривая их наизусть.
В монастырской школе (древний рисунок).
С молитв начиналось обучение в средневековой школе.
После этого учеников знакомили с латинским алфавитом и учили просматривать те же молитвы по книге.
С единственной книгой преподаватель медлительно двигался от ученика к ученику. Время от времени он оставлял книгу и брал в руки розгу, дабы вынудить сидеть смирно ничем не занятого сейчас ученика. При чтении мальчики заучивали наиболее выражения и употребительные слова, не вникая в их суть, и главные правила спряжения и латинского склонения.
Не все обучившиеся просматривать латинские тексты, далекие от разговорной речи, имели возможность осознавать прочтённое.
На обучение письму уходило около трех лет. Ученики упражнялись сперва на покрытой воском дощечке, а после этого обучались писать гусиным пером на пергаменте (очень обработанной коже). Это было настоящее мастерство, близкое к рисованию, и не всякому оно получалось. Франкский император Карл Великий (768—814) до самой смерти так и не выучился писать. Теодорих Остготский, не умея писать, пользовался для подписи дощечкой, на которой было вырезано его имя.
Не считая письма и чтения, учили изображать числа посредством пальцев, обучали таблице умножения и церковному пению. Такие начальные школы готовили по большей части приходских священников.
Существовали и более большие школы, но их было мало. Тут готовили высшее духовенство и национальных служащих. В этих школах изучали так именуемые «семь свободных искусств»: грамматику, риторику (мастерство сказать), диалектику (мастерство спора), математику, геометрию, музыку и астрономию. Но и эти дисциплины церковь старалась приспособить для собственных потребностей, положить в них религиозное содержание.
самая трудной наукой была грамматика.
Урок математики (древний рисунок).
Недаром на картинках того времени ее изображали в виде царицы с ножом для подчистки неточностей в правой руке и с бичом в левой. Грамматику изучали на текстах греческих и римских авторов. Книги были весьма дороги, их переписывали от руки, и вся школа имела один учебник. По нему преподаватель просматривал какой-нибудь отрывок, заставлял учеников повторить его, записать на покрытой воском дощечке и выучить к следующему разу. Затем дощечка вытиралась, и в будущем ученик должен был рассчитывать лишь на собственную память.
В риторике ученики зазубривали наизусть образцы писем. После этого обучались составлять письма, грамоты, деловые бумаги. Ученикам информировали данные о законах.
Обучаясь диалектике, ученики старались обнаружить в речи соперника места, противоречащие учению церкви, и опровергать их.
На уроках математики изучали несложные правила: сложение, вычитание и т. д. Числа изображали римскими цифрами. Ученики вычисляли время религиозных праздничных дней, возраст святых, искали в каждой цифре скрытый мистический суть. Так, к примеру, говорили, что цифра 3 символизирует святую троицу, 7 — сотворение всевышним мира в семь дней.
Учеников знакомили и с геометрией. Мочь определять площадь треугольника, прямоугольника, круга необходимо было в землемерном деле. Но по большей части занятия геометрией сводились только к формулированию теорем, а вместо доказательств ссылались на всевышнего, к примеру: «Треугольник АВС равен, с божьей помощью, треугольнику A1B1C1». На уроках геометрии информировали географические сведения, каковые были самыми фантастическими и нелепыми. Учили, что Почва — блин, плавающий в воде. В центре этого блина — центр вселенной, город Иерусалим. Над блином — небо, поддерживаемое столбами. Так изображали Почву и на картах того времени.
Провинившегося ученика наказывали розгой (древний рисунок).
В астрономии изучали созвездия, замечали перемещение планет, Солнца, Луны, звезд, но растолковывали его неправильно, придерживаясь взоров греческого ученого Птолемея на устройство Вселенной, т. е. думали, что Почва неподвижна, а все «светила» вращаются около нее. Астрономия довольно часто сводилась к астрологии — лженауке, пробовавшей предвещать судьбу человека по размещению звезд. Представления древних греков о шарообразности Почвы, их очень способные предположения о вращении Земли и планет около Солнца были забыты.
Занятия музыкой сводились по большей части к церковному пению.
Обучение длилось 12—13 лет. Все преподавание велось кроме этого на латинском языке. Церковь, господствовавшая в науке, опасалась всякой живой творческой мысли. Ответы на все появляющиеся вопросы искали лишь в библии, евангелии, цитаты из которых считались лучшим доказательством. Постоянная зубрежка вызывала у детей отвращение к занятиям, и, дабы вынудить их обучаться, довольно часто прибегали к порке. Недаром «взять образование» и «вырасти под розгой» означало одно да и то же. Были дни в году, в то время, когда детей секли не за те либо иные проступки, а всех подряд, на всякий случай, как бы для очищения от идеальных грехов.
Скуден был умственный багаж человека, окончившего эту школу. Но и такое образование было недоступно для широких весов трудящихся, и школы раннего средневековья не могли стать рассадником культуры. Подъем культуры начинается только пара столетий спустя, в XIII—XV вв., в связи с ростом торговли и городов, возникновением жителей, а после этого и нового сословия — буржуазии.