Семинар 12. Современные образовательные разработки.
Вопросы для дискуссии:
1. Чем отличается образовательная разработка от методики преподавания.
2. Назовите приемы педагогической техники. Приведите примеры приемов.
3. На какие конкретно правила опирается педагогическая техника.
Литература:
1. Селевко Г.К. Современные образовательные разработки Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная сообщение. Идеальность: Пособие для преподавателя / А. А. Гин. — 5-е изд. — М: Вита-Пресс, 2004. — 88 с.
Практическое задание
Составить схему технологической карты урока
Материал для изучения
Технологические карты созданы на базе разработки развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК), которая раскрывает общедидактические алгоритмы и принципы организации учебного процесса, снабжающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к итогам образования.
На первой стадии «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса обучающихся к изучению конкретной темы при помощи ситуативного задания, обнаружение отсутствующих умений и знаний для его исполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа есть самоопределение школьника, основанное на жажде осваивать учебный материал, на осознании потребности его постановки и изучения личностно значимой цели.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, нужного для исполнения ситуативного задания. Данный этап имеет содержательные блоки, любой из которых включает определенный количество учебной информации и есть только частью содержания всей темы. Количество блоков определяется преподавателем с учетом достаточности и принципов необходимости для
реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Любой блок воображает цикл пошагового исполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению данной же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности обучающихся по освоению данной же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности обучающихся по предъявлению результата освоения данной же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по собственному характеру соответствует заданию на «умение», но его цель — установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «познание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное исполнение учебных заданий формирует условия для освоения содержания темы, формирования умений трудиться с информацией, каковые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное исполнение заданий является основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные умения и знания, нужные для ответа ситуативного задания, обозначенного на первой стадии.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для исполнения ситуативного задания, обучающиеся выбирают уровень исполнения (информативный, импровизационный, эвристический), метод деятельности (личный либо коллективный) и самоорганизуются для исполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, предъявление и выполнение варианта ответа. Результатом этого этапа есть представление и выполнение ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный итог с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по исполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом есть умение разбирать и оценивать успешность собственной деятельности.
Так, представленная разработка не только снабжает условия для создания личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Какие конкретно же базисные моменты необходимо учитывать педагогу при подготовке к уроку в соответствии с требованиями ФГОС?
В первую очередь, разглядим этапы конструирования урока:
1.Определяем тему учебного материала.
2.Определяем дидактическую цель темы.
3.Определяем тип урока:
Примерные типы уроков по ФГОС:
- урок первичного предъявления новых знаний;
- урок формирования первичных предметных умений;
- урок применения предметных умений:
- систематизации знаний и урок обобщения:
- урок повторения; урок умений и контроля знаний;
- коррекционный (урок исправления неточностей)
- комбинированный урок;
- урок учебной экскурсии:
- урок ответа практических, проектно-исследовательских задач;
4.Продумываем структуру урока.
5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).
6.Продумываем отбор содержания учебного материала.
7.Определяем выбор способов обучения.
8.Выбираем формы организации педагогической деятельности
9.Продумываем оценку знаний, навыков и умений.
10.Осуществляем рефлексию урока.
Урок умений и контроля знаний.
1) Самоопределение к деятельности(организационный этап).
2) Постановка задач и цели урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
3) Обнаружение знаний, навыков и умений, проверка уровня сформированности у обучающихся общеучебных умений. (Задания по количеству либо степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля смогут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)