Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ноги в колене (с помощью) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Подвижные игры
С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «автомобиль и Воробышки», «дождик и Солнышко», «Птички летают», «Принеси предмет».
С ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».
С ловлей и бросанием мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься правильнее!».
С подпрыгиванием. «Мой радостный, звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».
На ориентировку в пространстве. «Где звенит?», «Отыщи флажок».
Перемещение под пение и музыку. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
Младшая несколько (от 3 до 4 лет)
Главные перемещения
Ходьба. Ходьба простая, на носках, с высоким подниманием колена, в колонне по одному, по два (парами); в различных направлениях: по прямой, по кругу, змейкой (между предметами), по отдельности. Ходьба с исполнением заданий (с остановкой, приседанием, поворотом).
Упражнения в равновесии. Ходьба по прямой дорожке (ширина 15-20 см, протяженность 2-2,5 м), по доске, гимнастической скамье, бревну, приставляя пятку одной ноги к носку второй; ходьба по ребристой доске, с перешагиванием через предметы, рейки, по лестнице, положенной на пол. Ходьба по наклонной доске (высота 30-35 см). Медленное кружение в обе стороны.
Бег. Бег простой, на носках (всей группой и подгруппами), с одного края площадки на другой, в колонне по одному, в различных направлениях: по прямой, извилистой дорожкам (ширина 25-50 см, протяженность 5-6 м), по кругу, змейкой, по отдельности; бег с исполнением заданий (останавливаться, удирать от догоняющего, догонять удирающего, бежать по сигналу в указанное место), бег с трансформацией темпа (в медленном темпе в течение 50-60 секунд, в стремительном темпе на расстояние 10 м).
Катание, бросание, ловля, метание. Катание мяча (шарика) друг другу, между предметами, в воротца (ширина 50-60 см). Метание на дальность правой и левой рукой (к Январю на расстояние 2,5-5 м), в горизонтальную цель двумя руками снизу, от груди, правой и левой рукой (расстояние 1,5-2 м), в вертикальную цель (высота центра мишени 1,2 м) правой и левой рукой (расстояние 1-1,5 м). Ловля мяча, кинутого воспитателем (расстояние 70-100 см). Бросание мяча вверх, вниз, об пол (почву), ловля его (2-3 раза подряд).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 6 м), между предметами, около них; подлезание под препятствие (высота 50 см), не касаясь руками пола; пролезание в обруч; перелезание через бревно. Лазанье по лесенке-стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед (расстояние 2-3 м), из кружка в кружок, около предметов, между ними, прыжки с высоты 15-20 см, вверх с места, добывая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; через линию, шнур, через 4-6 линий (поочередно через каждую); через предметы (высота 5 см); в длину с места через две линии (расстояние между ними 25-30 см); в длину с места на расстояние не меньше 40 см.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, шеренгу, круг; перестроение в колонну по два, по отдельности; смыкание и размыкание простым шагом; повороты на месте направо, налево переступанием.
Ритмическая гимнастика. Исполнение разученных ранее общеразви- вающих циклических движений и упражнений под музыку.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, укрепления и развития мышц плечевого пояса. Поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (в один момент, поочередно). Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, за спиной, над головой. Рукоплескать в ладоши перед собой и отводить руки за пояснице. Вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх, поднимать и опускать кисти, шевелить пальцами.
Упражнения для укрепления и развития мышц гибкости и спины позвоночника. Передавать мяч друг другу над головой вперед-назад, с поворотом в стороны (вправо-влево). Из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и забрать его), согнуться, подтянуть ноги к себе, обхватив колени руками. Из исходного положения лежа на пояснице: в один момент поднимать и опускать ноги, двигать ногами, как при езде на велосипеде. Из исходного положения лежа на животе: сгибать и разгибать ноги (поочередно и совместно), поворачиваться со поясницы на пузо и обратно; прогибаться, приподнимая плечи, разводя руки в стороны.
Упражнения для укрепления и развития мышц ног и брюшного пресса. Подниматься на носки; поочередно ставить ногу на носок вперед, назад, в сторону. Приседать, держась за опору и без нее; приседать, вынося руки вперед; приседать, обхватывая колени руками и наклоняя голову. Поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях. Сидя захватывать пальцами ног мешочки с песком. Ходить по палке, валику (диаметр 6-8 см) приставным шагом, опираясь на них серединой ступни.
упражнения и Спортивные игры
Катание на санках. Катать на санках друг друга; кататься с низкой горки.
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с помощью взрослых.
Ходьба на лыжах. Ходить по ровной лыжне ступающим и скользящим шагом; делать повороты на лыжах переступанием.
Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу, с поворотами направо, налево.
элементы и Плавание гидроаэробики. Входить и погружаться в воду, бегать, играться в воде; водить хороводы. Обучаться плавать (при наличии соответствующих условий).
Подвижные игры
С бегом. «Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Отыщи собственный цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках».
С прыжками. «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «кот и Воробышки», «С кочки на кочку».
С подлезанием и лазаньем. «цыплята и Наседка», «Мыши в кладовой», «Зайцы».
С ловлей и бросанием. «Кто кинет дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
На ориентировку в пространстве. «Отыщи собственный место», «Предугадай, кто и где кричит», «Отыщи, что запрятано».
Средняя несколько (от 4 до 5 лет)
Главные перемещения
Ходьба. Ходьба простая, на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, ходьба с высоким подниманием колен, небольшим и широким шагом, приставным шагом в сторону (направо и налево). Ходьба в колонне по одному, по двое (парами). Ходьба по прямой, по кругу, на протяжении границ зала, змейкой (между предметами), по отдельности. Ходьба с исполнением заданий (присесть, поменять положение рук); ходьба в чередовании с бегом, прыжками, трансформацией направления, темпа, со сменой направляющего.
Упражнения в равновесии. Ходьба между линиями (расстояние 10-15 см), по линии, по веревке (диаметр 1,5-3 см), по доске, гимнастической скамье, бревну (с перешагиванием через предметы, с поворотом, с мешочком на голове, ставя ногу с носка, руки в стороны). Ходьба по ребристой доске, бег и ходьба по наклонной доске вверх и вниз (ширина 15-20 см, высота 30-35 см). Перешагивание через рейки лестницы, немного поднятой на 20-25 см от пола, через набивной мяч (поочередно через 5-6 мячей, положенных на расстоянии друг от друга), с различными положениями рук. Кружение в обе стороны (руки на поясе).
Бег. Бег простой, на носках, с высоким подниманием колен, небольшим и широким шагом. Бег в колонне (по одному, по двое); бег в различных направлениях: по кругу, змейкой (между предметами), по отдельности. Бег с трансформацией темпа, со сменой ведущего. Постоянный бег в медленном темпе в течение 1-1,5 60 секунд. Бег на расстояние 40-60 м со средней скоростью; челночный бег 3 раза по 10 м; бег на 20 м (5,5-6 секунд; к Январю).
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по прямой (расстояние 10 м), между предметами, змейкой, по горизонтальной и наклонной доске, скамье, по гимнастической скамье на животе, подтягиваясь руками. Ползание на четвереньках, опираясь на ладони и стопы; подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) левым и правым боком вперед. Пролезание в обруч, перелезание через бревно, гимнастическую скамью. Лазанье по гимнастической стенке (перелезание с одного пролета на другой вправо и влево).
Прыжки. Прыжки на месте на двух ногах (20 прыжков 2-3 раза в чередовании с ходьбой), продвигаясь вперед (расстояние 2-3 м), с поворотом кругом. Прыжки: ноги совместно, ноги врозь, на одной ноге (на правой и левой поочередно). Прыжки через линию, поочередно через 4-5 линий, расстояние между которыми 40-50 см. Прыжки через 2-3 предмета (поочередно через любой) высотой 5-10 см. Прыжки с высоты 20-25 см, в длину с места (не меньше 70 см). Прыжки с маленькой скакалкой.
Катание, бросание, ловля, метание. Прокатывание мячей, обручей друг другу между предметами. Бросание мяча друг другу снизу, из-за головы и ловля его (на расстоянии 1,5 м); перебрасывание мяча двумя руками из-за головы и одной рукой через препятствия (с расстояния 2 м). Бросание мяча вверх, о почву и ловля его двумя руками (3-4 раза подряд), отбивание мяча о почву правой и левой рукой (не меньше 5 раз подряд). Метание предметов на дальность (не меньше 3,5-6,5 м), в горизонтальную цель (с расстояния 2-2,5 м) правой и левой рукой, в вертикальную цель (высота центра мишени 1,5 м) с расстояния 1,5-2 м.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, в круг; перестроение в колонну по два, по три; равнение по ориентирам; повороты направо, налево, кругом; смыкание и размыкание.
Ритмическая гимнастика. Исполнение друзей, разученных ранее цикличных движений и упражнений под музыку.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, укрепления и развития мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, в стороны, вверх (в один момент, поочередно), отводить руки за пояснице из положений: руки вниз, руки на поясе, руки перед грудью; размахивать руками вперед-назад; делать круговые перемещения руками, согнутыми в локтях. Закладывать руки за голову, разводить их в стороны и опускать. Поднимать руки через стороны вверх, хорошо прижимаясь спиной к спинке стула (к стенке); поднимать палку (обруч) вверх, опускать за плечи; сжимать, разжимать кисти рук; вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны.
Упражнения для укрепления и развития мышц гибкости и спины позвоночника. Поворачиваться в стороны, держа руки на поясе, разводя их в стороны; наклоняться вперед, касаясь пальцами рук носков ног. Наклоняться, делая задание: класть и брать предметы из различных исходных положений (ноги совместно, ноги врозь). Наклоняться в стороны, держа руки на поясе. Прокатывать мяч около себя из исходного положения (сидя и стоя на коленях); перекладывать предметы из одной руки в другую под немного поднятой ногой (правой и левой); сидя приподнимать ноги над полом; поднимать, сгибать, выпрямлять и опускать ноги на пол из исходных положений лежа на пояснице, сидя. Поворачиваться со поясницы на пузо, держа в вытянутых руках предмет. Приподнимать вытянутые вперед руки, плечи и голову, лежа на животе.
Упражнения для укрепления и развития мышц ног и брюшного пресса. Подниматься на носки; поочередно выставлять ногу вперед на пятку, на носок; делать притопы; полуприседания (4-5 раз подряд); приседания, держа руки на поясе, вытянув руки вперед, в стороны. Поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях. Ходить по палке либо по канату, опираясь носками о пол, пятками о палку (канат). Захватывать и перекладывать предметы с места на место стопами ног.
Статические упражнения. Сохранять равновесие в различных позах: стоя на носках, руки вверх; стоя на одной ноге, руки на поясе (5-7 секунд).
Спортивные упражнения
Катание на санках. Скатываться на санках с горки, тормозить при спуске с нее, подниматься с санками на гору.
Скольжение. Скользить самостоятельно по ледяным дорожкам.
Ходьба на лыжах. Передвигаться на лыжах по лыжне скользящим шагом. Делать повороты на месте (направо и налево) переступанием. Подниматься на склон прямо ступающим шагом, полуелочкой (прямо и наискось). Проходить на лыжах до 500 м.
Игры на лыжах. «Карусель в лесу», «Чем дальше, тем лучше», «Воротца».
Катание на велосипеде. Кататься на трехколесном и двухколесном велосипедах по прямой, по кругу. Делать повороты направо и налево.
Плавание. Делать перемещения ногами вверх и вниз, сидя в воде. Приседая, погружаться в воду до отметки подбородка, глаз. Опускать в воду лицо, дуть на воду, погружаться в нее с головой. Пробовать плавать произвольным методом.
Игры на воде. «Цапли», «Дровосек в воде», «Карусели», «Футбол в воде», «Бегом за мячом», «Продемонстрируй пятки», «Катание на кругах».
Гидроаэробика. Учить разным перемещениям в воде под музыку и без нее.
Подвижные игры
С бегом. «Самолеты», «Цветные машины», «У медведя во бору», «кошка и Птичка», «Отыщи себе несколько», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бесприютный заяц», «Ловишки».
С прыжками. «волк и Зайцы», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается».
С лазаньем и ползанием. «стадо и Пастух», «Перелет птиц», «щенята и Котята».
С ловлей и бросанием. «Подбрось — поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку».
На ориентировку в пространстве, на внимание. «Отыщи, где запрятано», «Отыщи и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки».
Народные игры. «У медведя во бору» и др.
Старшая несколько (от 5 до 6 лет)
Главные перемещения
Ходьба. Ходьба простая, на носках (руки за голову), на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), перекатом с пятки на носок, приставным шагом вправо и влево. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, на протяжении стенку зала с поворотом, с исполнением разных заданий воспитателя.
Упражнения в равновесии. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамьи, веревке (диаметр 1,5-3 см), по наклонной доске прямо и боком, на носках. Ходьба по гимнастической скамье, с перешагиванием через набивные мячи, приседанием на середине, собиранием и раскладыванием предметов, прокатыванием перед собой мяча двумя руками, боком (приставным шагом), с мешочком песка на голове. Ходьба по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком (приставным шагом). Кружение парами, держась за руки.
Бег. Бег простой, на носках, с высоким подниманием колена (бедра), небольшим и широким шагом, в колонне по одному, по двое; змейкой, по отдельности, с препятствиями. Постоянный бег в течение 1,5-2 мин. в медленном темпе, бег в среднем темпе на 80-120 м (2-3 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3 раза по 10 м. Бег на скорость: 20 м приблизительно за 5-5,5 секунды (к Январю — 30 м за 7,5-8,5 секунды). Бег по наклонной доске вверх и вниз на носках, боком, приставным шагом. Кружение парами, держась за руки.
лазанье и Ползание. Ползание на четвереньках змейкой между предметами в чередовании с ходьбой, бегом, переползанием через препятствия; ползание на четвереньках (расстояние 3-4 м), толкая головой мяч; ползание по гимнастической скамье, опираясь на колени и предплечья, на животе, подтягиваясь руками. Перелезание через пара предметов подряд, пролезание в обруч различными методами, лазанье по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с трансформацией темпа, перелезание с одного пролета на другой, пролезание между рейками.
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (по 30-40 прыжков 2-3 раза) в чередовании с ходьбой, различными методами (ноги скрестно, ноги врозь, одна нога вперед — вторая назад), продвигаясь вперед (на расстояние 3-4 м). Прыжки на одной ноге (правой и левой) на месте и продвигаясь вперед, в высоту с места прямо и боком через 5-6 предметов — поочередно через любой (высота 15-20 см). Прыжки на мягкое покрытие высотой 20 см, прыжки с высоты 30 см в обозначенное место, прыжки в длину с места (не меньше 80 см), в длину с разбега (приблизительно 100 см), в высоту с разбега (30-40 см). Прыжки через маленькую скакалку, вращая ее вперед и назад, через долгую скакалку (неподвижную и качающуюся).
Бросание, ловля, метание. Бросание мяча вверх, о почву и ловля его двумя руками (не меньше 10 раз подряд); одной рукой (правой, левой не меньше 4-6 раз); бросание мяча вверх и ловля его с хлопками. Перебрасывание мяча из одной руки в другую, друг другу из различных построений и исходных положений, разными методами (снизу, из-за головы, от груди, с отскоком от почвы). Отбивание мяча о почву на месте с продвижением шагом вперед (на расстояние 5-6 м), прокатывание набивных мячей (вес 1 кг). Метание предметов на дальность (не меньше 5-9 м), в горизонтальную и вертикальную цель (центр мишени на высоте 1 м) с расстояния 3-4 м.
Групповые упражнения с переходами. Построение в колонну по одному, в шеренгу, круг; перестроение в колонну по двое, по трое; равнение в затылок, в колонне, в шеренге. Размыкание в колонне — на вытянутые руки вперед, в шеренге — на вытянутые руки в стороны. Повороты направо, налево, кругом переступанием, прыжком.
Ритмическая гимнастика. Прекрасное, грациозное исполнение привычных физических упражнений под музыку. Согласование ритма перемещений с музыкальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, укрепления и развития мышц плечевого пояса. Разводить руки в стороны из положения руки перед грудью; поднимать руки вверх и разводить в стороны ладонями вверх из положения руки за голову. Поднимать руки со сцепленными в замок пальцами (кисти развёрнуты тыльной стороной вовнутрь) вперед-вверх; поднимать руки вверх- назад попеременно, в один момент. Поднимать и опускать кисти; сжимать и разжимать пальцы.
Упражнения для укрепления и развития мышц гибкости и спины позвоночника. Поднимать руки вверх и опускать вниз, стоя у стенки и касаясь ее затылком, плечами, спиной, пятками и ягодицами. Поочередно поднимать согнутые прямые ноги, прижавшись к гимнастической стенке и взявшись руками за рейку на уровне пояса. Поворачиваться, разводя руки в стороны, из положений руки перед грудью, руки за голову. Поочередно отводить ноги в стороны из упора, присев; двигать ногами, скрещивая их из исходного положения лежа на пояснице. Подтягивать ноги и голову к груди (группироваться).
Упражнения для укрепления и развития мышц ног и брюшного пресса. Переступать на месте, не отрывая носки ног от пола. Приседать (с каждым разом все ниже), поднимая руки вперед, вверх, отводя их за пояснице. Поднимать прямые ноги вперед (махом); делать выпад вперед, в сторону (держа руки на поясе, совершая руками перемещения вперед, в сторону, вверх). Захватывать предметы пальцами ног, приподнимать и опускать их; перекладывать, передвигать их с места на место. Переступать приставным шагом в сторону на пятках, опираясь носками ног о палку (канат).
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на гимнастической скамье на носках, приседая на носках; сохранять равновесие по окончании бега и прыжков (приседая на носках, руки в стороны), стоя на одной ноге, руки на поясе.
Спортивные упражнения
Катание на санках. Катать друг друга на санках, кататься с горки по двое. Делать повороты при спуске.
Скольжение. Скользить по ледяным дорожкам с разбега, приседая и поднимаясь на протяжении скольжения.
Ходьба на лыжах. Ходить на лыжах скользящим шагом. Делать повороты на месте и в движении. Подниматься на горку лесенкой, спускаться с нее в низкой стойке. Проходить на лыжах в медленном темпе расстояние 1-2 не сильный.
Игры на лыжах. «Кто первый повернется?», «Слалом», «Подними», «Догонялки».
Катание на самокате и велосипеде. Самостоятельно кататься на двухколесном велосипеде по прямой, делать повороты налево и направо. Кататься на самокате, отталкиваясь правой и левой ногой.
Плавание. Двигать ногами вверх-вниз, сидя в воде на мелком месте, и лежа, опираясь руками. Делать разнообразные перемещения руками в воде. Скользить на груди и на пояснице, делать выдох в воду. Плавать произвольным методом.
Игры на воде. «Фонтан», «Коробочка», «Море переживает», «Качели», «Поезд в тоннеле», «Поймай воду», «Волны на море».
Гидроаэробика. Двигаться в воде, делая повороты, прыжки.
Спортивные игры
Города. Бросать биты сбоку, занимая верное исходное положение. Знать 3-4 фигуры. Выбивать города с полукона (2-3 м) и кона (5-6 м).
Элементы баскетбола. Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди, вести мяч правой, левой рукой. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди.
Бадминтон. Отбивать волан ракеткой, направляя его в определенную сторону. Играться в паре с воспитателем.
Элементы футбола. Прокатывать мяч правой и левой ногой в заданном направлении. Обводить мяч около предметов; закатывать в лунки, ворота; передавать ногой друг другу в парах, отбивать о стенку пара раз подряд.
Элементы хоккея. Прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота. Прокатывать шайбу друг другу в парах.
Подвижные игры
С бегом. «Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы радостные парни», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «щука и Караси», «Перебежки», «Умная лиса», «Встречные перебежки», «Безлюдное место», «Затейники», «Бесприютный заяц».
С прыжками. «Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Кто сделает меньше прыжков?», «Классы».
С ползанием и лазаньем. «Кто скорее доберется до флажка?», «пчелы и Медведь», «Пожарные на ученье».
С метанием. «зайцы и Охотники», «Кинь флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему», «Школа мяча», «Серсо».
Эстафеты. «Эстафета парами», «Пронеси мяч, не задев кеглю», «Закинь мяч в кольцо», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее пролезет через обруч к флажку?», «Кто стремительнее?», «Кто выше?».
Народные игры. «Гори, гори светло!» и др.
Подготовительная к школе несколько (от 6 до 7 лет)
Главные перемещения
Ходьба. Ходьба простая, на носках с различными положениями рук, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена (бедра), широким и небольшим шагом, приставным шагом вперед и назад, гимнастическим шагом, перекатом с пятки на носок; ходьба в полуприседе. Ходьба в колонне по одному, по двое, по трое, по четыре, в шеренге. Ходьба в различных направлениях: по кругу, по прямой с поворотами, змейкой, по отдельности. Ходьба в сочетании с другими видами перемещений.
Упражнения в равновесии. Ходьба по гимнастической скамье боком приставным шагом; с набивным мешочком на пояснице; приседая на одной ноге и пронося другую махом вперед сбоку скамьи; поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок; с остановкой посередине и перешагиванием (палки, веревки), с поворотом и приседанием кругом, с перепрыгиванием через ленточку. Ходьба по узкой рейке гимнастической скамьи, по веревке (диаметр 1,5-3 см) прямо и боком. Кружение с закрытыми глазами (с выполнением и остановкой разных фигур).
Бег. Бег простой, на носках, высоко поднимая колено, очень сильно сгибая ноги назад, выбрасывая прямые ноги вперед, небольшим и широким шагом. Бег в колонне по одному, по двое, из различных исходных положений, в различных направлениях, с разными заданиями, с преодолением препятствий. Бег со скакалкой, с мячом, по доске, бревну, в чередовании с ходьбой, прыжками, с трансформацией темпа. Постоянный бег в течение 2-3 мин.. Бег со средней скоростью на 80-120 м (2—4 раза) в чередовании с ходьбой; челночный бег 3—5 раз по 10 м. Бег на скорость: 30 м приблизительно за 6,5-7,5 секунды к Январю.
Ползание, лазанье. Ползание на четвереньках по гимнастической скамье, бревну; ползание на спине и животе по гимнастической скамье, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами. Пролезание в обруч различными методами; подлезание под дугу, гимнастическую скамью несколькими методами подряд (высота 35-50 см). Лазанье по гимнастической стенке с трансформацией темпа, сохранением координации перемещений, применением перекрестного и ног и одноимённого движения рук, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.
Прыжки. Прыжки на двух ногах: на месте (различными методами) по 30 прыжков 3—4 раза в чередовании с ходьбой, с поворотом кругом, продвигаясь вперед на 5-6 м, с зажатым между ног мешочком с песком.
Прыжки через 6—8 набивных мячей последовательно через любой; на одной ноге через линию, веревку вперед и назад, вправо и влево, на месте и с продвижением. Прыжки вверх из глубокого приседа, на мягкое покрытие с разбега (высота до 40 см). Прыжки с высоты 40 см, в длину с места (около 100 см), в длину с разбега (180-190 см), вверх с места, добывая предмет, подвешенный на 25-30 см выше поднятой руки ребенка, с разбега (не меньше 50 см). Прыжки через маленькую скакалку различными методами (на двух ногах, с ноги на ногу), прыжки через долгую скакалку по одному, парами, прыжки через громадный обруч (как через скакалку). Подпрыгивание на двух ногах, стоя на скамье, продвигаясь вперед; прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной поверхности.
Бросание, ловля, метание. Перебрасывание мяча друг другу снизу, из-за головы (расстояние 3-4 м), из положения сидя ноги скрестно; через сетку. Бросание мяча вверх, о почву, ловля его двумя руками (не меньше 20 раз), одной рукой (не меньше 10 раз), с хлопками, поворотами. Отбивание мяча правой и левой рукой поочередно на месте и в движении. Ведение мяча в различных направлениях. Перебрасывание набивных мячей. Метание на дальность (6-12 м) правой рукой и левой. Метание в цель из различных положений (стоя, стоя на коленях, сидя), метание в горизонтальную и вертикальную цель (с расстояния 4-5 м), метание в движущуюся цель.
Групповые упражнения с переходами. Построение (самостоятельно) в колонну по одному, в круг, шеренгу. Перестроение в колонну по двое, по трое, по четыре на ходу, из одного круга в пара (2—3). Расчет на «пер- вый-второй» и перестроение из одной шеренги в две; равнение в колонне, шеренге, круге; смыкание и размыкание приставным шагом; повороты направо, налево, кругом.
Ритмическая гимнастика. Прекрасное, грациозное исполнение физических упражнений под музыку. Согласование ритма перемещений с музыкальным сопровождением.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для кистей рук, укрепления и развития мышц плечевого пояса. Поднимать рук вверх, вперед, в стороны, поднимаясь на носки (из положения стоя, пятки совместно, носки врозь), отставляя ногу назад на носок, прижимаясь к стенке; поднимать руки вверх из положения руки к плечам. Поднимать и опускать плечи; энергично разгибать согнутые в локтях руки (пальцы сжаты в кулаки), вперед и в стороны; отводить локти назад (рывки 2—3 раза) и выпрямлять руки в стороны из положения руки перед грудью; делать круговые перемещения согнутыми в локтях руками (кисти у плеч). Вращать обруч одной рукой около вертикальной оси, на кисти и предплечье руки перед собой и сбоку; вращать кистями рук. Разводить и сводить пальцы; поочередно соединять все пальцы с громадным.
Упражнения для укрепления и развития мышц гибкости и спины позвоночника. Опускать и поворачивать голову в стороны. Поворачивать туловище в стороны, поднимая руки вверх — в стороны из положения руки к плечам (руки из-за головы). В упоре сидя поднимать ноги (оттянув носки), удерживая ноги в этом положении; переносить прямые ноги через скамью, сидя на ней в упоре позади. Из положения лежа на пояснице (закрепив ноги) переходить в положение сидя и опять в положение лежа. Прогибаться, лежа на животе. Из положения лежа на пояснице поднимать ноги в один момент, стараясь коснуться лежащего за головой предмета. Из упора присев переходить в упор на одной ноге, отводя другую ногу назад (носок опирается о пол). Поочередно поднимать ногу, согнутую в колене; поочередно поднимать прямую ногу стоя, держась за опору.
Упражнения для укрепления и развития мышц ног и брюшного пресса. Выставлять ногу вперед на носок скрестно: приседать, держа руки за головой; поочередно пружинисто сгибать ноги (стоя, ноги врозь); приседать из положения ноги врозь, перенося массу тела с одной ноги на другую, не поднимаясь. Делать выпад вперед, в сторону; касаться носком выпрямленной ноги (мах вперед) ладони вытянутой вперед руки (одноименной и разноименной); вольно размахивать ногой вперед-назад, держась за опору. Захватывать ступнями ног палку посередине и поворачивать ее на полу.
Статические упражнения. Сохранять равновесие, стоя на скамье, кубе на носках, на одной ноге, закрыв глаза, балансируя на громадном набивном мяче (вес 3 кг). Делать общеразвивающие упражнения, стоя на левой либо правой ноге и т. п.
Спортивные упражнения
Катание на санках. На протяжении спуска на санках с горки поднимать заблаговременно положенный предмет (кегля, флажок, снежок и др.). Делать разнообразные игровые задания (проехать в воротца, попасть снежком в цель, выполнить поворот). Принимать участие в играх-эстафетах с санками.
Скольжение. Скользить с разбега по ледяным дорожкам, стоя и присев, на одной ноге, с поворотом. Скользить с низкой горки.
Ходьба на лыжах. Идти скользящим шагом по лыжне, заложив руки за пояснице. Ходить попеременным двухшажным ходом (с палками). Проходить на лыжах 600 м в среднем темпе, 2-3 км в медленном темпе. Делать повороты переступанием в движении. Подниматься на горку лесенкой, елочкой. Спускаться с горки в низкой и высокой стойке, тормозить.
Игры на лыжах. «Шире ход», «Кто самый стремительный?», «Встречная эстафета», «Не задень» и др.
Катание на коньках. Самостоятельно надевать ботинки с коньками. Сохранять равновесие на коньках (на снегу, на льду). Принимать верное исходное положение (ноги легко согнуты, туловище наклонить вперед, голову держать прямо, наблюдать перед собой). Делать пружинистые приседания из исходного положения. Скользить на двух ногах с разбега. Поворачиваться направо и налево на протяжении скольжения, торможения. Скользить на правой и левой ноге, попеременно отталкиваясь. Кататься на коньках по прямой, по кругу, сохраняя наряду с этим верную позу.
Игры на коньках. «Пружинки», «Фонарики», «Кто дальше?», «Наперегонки», «Пистолетик», «Бег по кругу вдвоем» и др.
Катание на самокате и велосипеде. Кататься на двухколесном велосипеде по прямой, по кругу, змейкой; тормозить. Вольно кататься на самокате.
Игры на велосипеде. «Дотянись предмет», «Правила дорожного перемещения» и др.
Плавание. Делать вдох, после этого выдох в воду (3—10 раз подряд). Погружаться в воду с головой, открывать глаза в воде. Скользить на спине и груди, двигать ногами (вверх-вниз). Передвигаться по дну водоема на руках. Плавать с надувной игрушкой либо кругом в руках. Разучивать перемещения руками. Постараться плавать без помощи. Проплывать произвольным стилем 10-15 м. Делать разнообразные упражнения в воде.
Игры на воде. «На буксире», «Медуза», «Поплавок», «Тюлени», «Лягушки», «Храбрые парни» и др.
Гидроаэробика. Делать разные комплексы гидроаэробики в воде у бортика и без опоры.
Спортивные игры
Города. Бросать биты сбоку, от плеча, занимая верное исходное положение. Знать 4—5 фигур. Выбивать города с полукона и кона при мельчайшем количестве бросков бит.
Элементы баскетбола. Передавать мяч друг другу (двумя руками от груди, одной рукой от плеча). Перебрасывать мяч друг другу двумя руками от груди в движении. Ловить летящий мяч на различной высоте (на уровне груди, над головой, сбоку, снизу, у пола и т. п.) и с различных сторон. Бросать мяч в корзину двумя руками из-за головы, от плеча. Вести мяч одной рукой, передавая его из одной руки в другую, передвигаться в различных направлениях, останавливаясь и опять передвигаясь по сигналу.
Элементы футбола. Передавать мяч друг другу, отбивая его правой и левой ногой, стоя на месте. Вести мяч змейкой между расставленными предметами, попадать в предметы, забивать мяч в ворота.
Элементы хоккея (без коньков — на снегу, на траве). Вести шайбу клюшкой, не отрывая ее от шайбы. Прокатывать шайбу клюшкой друг другу, задерживать шайбу клюшкой. Вести шайбу клюшкой около предметов и между ними. Забивать шайбу в ворота, держа клюшку двумя руками (справа и слева). Попадать шайбой в ворота, ударять по шайбе с места и по окончании ведения.
Бадминтон. Перебрасывать волан на сторону партнера без сетки, через сетку (верно держа ракетку). Вольно передвигаться по площадке на протяжении игры.
Элементы настольного тенниса. Делать подготовительные упражнения с мячом и ракеткой: подбрасывать и ловить мяч одной рукой, ракеткой с ударом о пол, о стенке (верно держа ракетку). Подавать мяч через сетку по окончании его отскока от стола.
Подвижные игры
С бегом. «Скоро забери, скоро положи», «Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Чье звено скорее соберется?», «Кто скорее докатит обруч до флажка?», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони собственную несколько», «Краски», «Горелки», «наседка и Коршун».
С прыжками. «Лягушки и цапля», «Не попадись», «Волк во рву».
С ловлей и метанием. «Кого назвали, тот ловит мяч», «Стоп», «Кто самый меткий?», «звери и Охотники», «Ловишки с мячом».
С лазаньем и ползанием. «Перелет птиц», «Ловля мартышек».
Эстафеты. «Радостные соревнования», «Дорожка препятствий».
С элементами соревнования. «Кто скорее добежит через препятствия к флажку?», «Чья команда закинет в корзину больше мячей?».
Народные игры. «Гори, гори светло!», лапта.
Приложение 8