Указания к лабораторной работе №13.

Тема №13: Углеводы. Моносахариды.

2. Цель:Изучить классификацию, строение химические свойства и изомерию

моносахаридов.

3. Задачи обучения. Научить верно записывать карбонильные формулы Фишера, полуацетальные формулы Колли-Толленса и перспективные формулы Хеуорса самые важных моносахаридов, делать качественные реакции на моносахариды и записывать уравнения совершённых реакции. Изучение темы формирует у студентов знания стереохимического строения, таутомерных важнейших свойств и форм моносахаридов как базу для понимания их метаболических превращений в организме

4. Главные вопросы темы:

1. Углеводы, Понятие, распространение в природе, классификация

2. Строение моносахаридов, классификация

а) карбонильные формулы Фишера

б) полуацетальные формулы Колли-Толленса

в) перспективные формулы Хеуорса

3. Изомерия моносахаридов (стереоизомерия, цикло–, оксо-таутомерия, конформации).

4. Химические особенности моносахаридов.

а) окисление моносахаридов (глюконовые, гликаровые, гликуроновые кислоты)

б) восстановление моносахаридов

в) образования О- и N-гликозидов

г) образование несложных эфиров

5. Качественные реакции на моносахариды

6.Производные моносахаридов: дезоксисахароза, аминосахара, нейраминовая кислота, аскорбиновая кислота

5.преподавания и Методы обучения:

Определение входного уровня знаний, беседа по теме занятия, исполнение лабораторной работы и оформление отчета. Итоговый контроль знаний.

Указания к лабораторной работе №13.

Тема: Углеводы. Моносахариды.

Опыт №1. Реакция Троммера.

Движение изучения: В пробирку вносят 5-6 капель 1% раствора глюкозы додают 2-3 капли 10% едкого натра NaOH и по каплям додают 5% раствор сульфата меди до образования легкой неисчезающей мути. Пробирку с опаской нагревают, сперва появляется желтое окрашивание жидкости, а после этого образуется желтый либо кирпично-красный осадок. В реакции Троммера окислителем есть гидрат окиси меди Cu(OH)2, что при восстановлении понемногу переходит в гидрат закиси меди, а после этого в закись меди. Химизм реакции:

СuSO4 + 2NaOH ® Cu(OH)2v + 2Na2SO4

светло синий осадок

С6Н12О6 + 2 Cu(OH)2 продукты окисления + 2CuOH + Н2О

желтый осадок

2CuOH Cu2O + Н2О

красный осадок

Укажите, какие конкретно свойства проявляет в данной реакции глюкоза.

Сделать вывод о проделанной работе.

Опыт №2. Реакция Фелинга.

Реакция Фелинга есть метаморфозой реакции Троммера и отличается от нее тем, что для окисления глюкозы используют реактив Фелинга, в состав которого входят сульфат меди (II) CuSO4, сегнетова соль и NaOH. В этом реактиве медь находится в виде соединения с сегнетовой солью, благодаря чему гидрат окиси меди не выпадает в осадок.

Движение изучения: В пробирку вносят 5-6 капель 1% раствора глюкозы, додают 3-5 капель реактива Фелинга и нагревают. Появляется желтое окрашивание, после этого образуется желтый либо кирпично-красный осадок.

Реакция протекает подобно реакции Троммера. Запишите уравнения реакции. Укажите, какие конкретно свойства проявляет глюкоза в данной реакции. Сделайте вывод о проделанной работе.

Опыт №3. Реакция Селиванова на фруктозу.

Движение изучения: В пробирку вносят 5-6 капель фруктозы и додают 2-3 капли реактива Селиванова (0,5 г резорцина в 100 мл 20% соляной кислоты). Содержимое пробирки кипятят 2-3 60 секунд либо нагревают в кипящей водяной бане в течение 5-7 мин.. Понемногу образуется вишнево-красное окрашивание.

Кетогексозы при нагревании с соляной кислотой либо серной теряют три молекулы воды с образованием продукты конденсации вишнево-красного цвета.

Указания к лабораторной работе №13.

фруктоза оксиметилфурфурол

Сделать вывод о проделанной работе.

Опыт №4. Реакции на пентозы

Движение изучения: В пробирку вносят щепотку древесных опилок либо соломы, в которых находятся полисахариды – пентозаны. Опилки либо солому смачивают концентрированной соляной кислотой по окончании чего додают пара кристалликов флороглюцина. Появляется малиново-красное окрашивание. Пентозаны, содержащиеся в соломе и опилках, под влиянием соляной кислоты расщепляются до пентоз. Пентозы под действием соляной кислоты теряют воду и образуют фурфурал.

Указания к лабораторной работе №13.

Схема процесса:

Пентозаны пентоза малиновое + окрашивание и фурфурол

Фурфурол с флороглюцином дает продукт конденсации малинового цвета.

6. Литература:

1. Лекционные записи

2. Н.А. Тюкавкина, Ю.П. Бауков. Биоорганическая химия. М.,1991., с. 378-407

3. Н.А. Тюкавкина. Управление к лабораторным занятиям по биоорганической химии. М., 1985. с.201-215

4. П.А. Верболович. Практикум по органической, физической и коллоидной химии. 1973. раб. 85, 86, 90, 91 (1).

7. Контроль:

1. Какие конкретно продукты образуются при сотрудничестве ?-D-глюкопиранозы с метанолом в безводной кислой среде? Напишите схему реакции посредством формул Хеуорса.

2. Какие конкретно продукты образуются при действии этанолом на ?-D-галактопиранозу в присутствии кислотного катализатора в безводной среде. Напишите схему реакции посредством формул Хеуорса.

3. Напишите реакцию получения этил-?-D-маннопиранозида. Возможно ли в качестве исходного моносахарида применять ?-D-рибофуранозид?

4. Напишите реакцию гидролиза этил-?-D-глюкопиранозида в кислой среде.

5. Напишите реакцию гидролиза метил-?-D-галактопиранозида, применяя формулы Хеуорса.

6. Напишите реакцию получения гликозидов при сотрудничестве метилового спирта с ?-D-глюкопиранозой, ?-D-галактопиранозой. Напишите схему реакции гидролиза взятых гликозидов. По какой причине нужен кислотный катализ?

7. Какие конкретно свойства глюкозы проявляются в реакции «серебряного зеркала»? На чем основано определение глюкозы в биологических жидкостях?

8. Укажите, какие конкретно вещества образуются при восстановлении моносахаридов (глюкоза, манноза, ксилоза, галактоза) водородом на никеле либо палладии. Назовите продуктами восстановления.

АЦП ЦАП методические указания к лабораторной работе


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: