Тема 9. Личная работа с персоналом в русле акмеологии.(2ч).
Замысел
1.Личностный подход.
2.Психология победителя.
3.Право на неточность.
4.Учитесь намечать хороше.
5.Самая громадная неточность – «тухлые работники».
Главные слова: личностный подход; победитель; неточность; хорошее; «тухле работники».
Определение собственной социальной ориентации, выбор будущей профессии в наше время развития русского общества начинает становиться крайне важной проблемой для личности уже в подростковом возрасте.
Как показывает анализ отечественных изучений в области социологии, педагогики и психологии, нынешнее поколение школьников в течение последних 5-7 лет устойчиво ориентируются на респектабельные профессии, которые связаны с экономикой, юриспруденцией, в определенной степени — психологией. Вместе с тем в обществе происходят серьёзные перемены в становлении совокупности национального и публичного управления, требующие квалифицированных экспертов — госслужащих, управленцев. С учетом происходящих трансформаций создаются соответствующие опытные образовательные структуры, каковые призваны готовить таких экспертов. Но до сих пор отмечается низкая заинтересованность молодежи в приобретении аналогичных профессий, у студентов же аналогичных институтов возможно констатировать отсутствие достаточного уровня психотерапевтической готовности к будущей профессиональной деятельности.
Сейчас в рамках довузовской образовательной совокупности проводится опыт, который связан с допрофессиональной подготовкой подростков по профессии национальное и муниципальное управление. Анализ опыта говорит о том, что созданы учебные замыслы, программы таковой подготовки, но в аналогичных материалах слишком мало внимания уделено формированию личности будущего гос служащего, формированию тех психологических составляющих, каковые потом предопределят успешность опытной подготовки в институте и в предстоящей профессиональной деятельности.
Исследования отечественной психологии и развивающегося ее нового направления — акмеологии говорят о том, что базой благоприятного развития личности есть организованная Я-концепция ( К.А. Абульханова-Славская, В.С.Агапов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Л.И. Катаева, Л.Э. Орбан, Е.А. Яблокова и др.) . Но, каковы особенности Я-концепции будущего эксперта в совокупности госслужбы, что предопределяет мотивацию подростков на приобретение таковой профессии в институте, имеется ли значительные различия в Я-концепции подростков, психотерапевтическое содержание которой раскрыто в науке, и Я-концепцией ребят этого возраста, сориентированных на профессии в совокупности госслужбы — вопросы слишком мало изученные психологией.
Рассмотрение разных мнений, концепций, идей, фактов и гипотез, имеющих яркое отношение к изучению Я — концепции подростков показывает, сколь разнообразно изучение Я — концепции и теоретические подходы к ее интерпретации. Анализ научной литературы разрешает сформулировать следующие выводы:
1) В разработке теоретических неприятностей Я — концепции личности многие вопросы остаются на уровне дискуссионных и нуждаются в будущем изучении и обсуждении.
2) В изучении Я-концепции будущего госслужащего целесообразно применять междисциплинарный подход, разрешающий на базе сотрудничества разных психотерапевтических теорий взять интегрированное научное знание.
Такую возможность, как мы знаем, снабжает применение положений акмеологической концепции становления личности как субъекта деятельности.
Анализ отечественных и зарубежных психолого-педагогических изучений, раскрывающих социально – психотерапевтическую чёрта переходного возраста, разрешает в качестве значительных для современного среднестатистического ребёнка при условии благоприятной его социализации назвать следующие проявления:
- бурная активность, инициативность, жажда деятельности.
- акцентуации в волевой сфере, проявляющиеся в границах от упорства, настойчивости, до упертости.
- стремительный рост самосознания, становление механизмов самоорганизации, самоуправления.
- происхождение творческого мышления.
- повышенная эмоциональность, получающая тенденцию к устойчивости.
- критичность и реалистичность воображения.
- становление нравственной позиции.
- потребность и чувство взрослости в ее признании со стороны окружающих.
- развивающаяся потребность в социальном статусе.
- потребность в самоопределении и, а также, опытном.
Вместе с тем отмечается примитивизация сознания подростков, выраженная цинизмом, грубостью, жестокостью, агрессивностью, скрывающими в себе тревожность, неуверенность, одиночество.
Наличие негативных условий для развития ребёнка ведет к понижению самооценки, появлению ее негативного характера, задержке личностного и опытного самоопределения, противопоставлению себя обществу и в крайних случаях к суициду.
Я-концепция – главное психологическое новообразование переходного от подросткового к юношескому возраста. Но это новообразование достаточно хрупко, ломко, что сопряжено с противоречивостью возможностей подростка и уровня притязаний, осознания собственной силы, ощущения и значимости внутренней пустоты, быстро выраженной потребности в избирательности и общении взаимоотношений, склонности к уединению. Просыпающаяся у ребёнка данной возрастной группы потребность к познанию и открытию собственного “Я” дистанцирована от готовности к рефлексии, которая есть механизмом становления Я-концепции.
Я-концепция подростков переходного возраста возможно рассмотрена в трех главных плоскостях: Я-ценности; Я-вторые; Я-Я. Психотерапевтическое содержание каждой из этих плоскостей укладывается, со своей стороны в три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Психотерапевтические составляющие Я-концепции являются компонентами структуры, стержень которой воображает Я-идентичность.
Становление Я-идентичности допустимо лишь на базе личностной рефлексии, одним из феноменов которой есть рефлексивное ожидание. Для переходного подросткового возраста изюминкой Я-идентичности есть ее диффузия, проявляющаяся в относительной размытости аксиологического, интровертированного, интеракционного качеств Я-концепции, и преобладания отрицательной идентичности.
Наиболее значимыми психотерапевтическими составляющими Я-концепции будущего госслужащего, рассмотренными в нюансе Я-идентичности, являются:
- идентификация с ролью личности, гражданина, россиянина, человека целеустремленного, важного за благополучие вторых людей, отчизны в целом, семьянина.
- идентификация с обществом сверстников, референтной группой, значимыми родными, а также приятелями, семьей.
- идентификация с самим собой, в базе которой лежит уважение к себе, самопризнание, самооценка.
В целях изучения различий в формировании Я-концепции ребёнка, обучающегося по неспециализированным образовательным программам, и ребёнка с предположением и профильным обучением о том, что новообразования в Я-концепции ребёнка профилирующего класса проявляются в аксиологическом, интеракционном и интровертированном качествах, был использован тест Макнартленда “Кто Я?”. Содержательное психотерапевтическое наполнение новообразований в Я-концепции ребёнка в интеракционном, аксиологическом и интровертированном качествах определялось на базе методики диагностики межличностных взаимоотношений Т.Лири в обработке Л.Собчик. Применение данной методики основывалось на рассмотрении личности, как совокупности взаимоотношений, например, отношения к сокровищам общества (плоскость Я — ценности), отношения к самому себе, к собственному настоящему и совершенному Я (плоскость Я-Я), изюминкам межличностных взаимоотношений в ближайшем окружении ребёнка (плоскость Я — другие).
В соответствии с проблематикой изучения были использованы следующие параметры самоидентификации: социальная принадлежность, куда вошли представления подростков о себе как “человек”, “личность”, “член общества”, “гражданин”, “россиянин” и т.д.; нравственные характеристики, куда были отнесены ответы, характеризующие нравственные проявления ребёнка, к примеру, “важный человек”, “хороший”, “целеустремленный”, “отзывчивый”, “хороший приятель, подруга”, “общительный”, “хороший человек”, “осознающий человек” и др.; критерий самоидентификации с семьей, что включал видение ребёнком себя в обществе в качестве дочери, сына, внука, брата, сестры; критерий ведущей деятельности, куда был включен лишь один ответ – ученик — ученица; самоидентификации с профессией, которая определялась по ответам, высказывающим ассоциацию ребёнка с той либо другой работой: педагог, доктор, химик, математик, начальник и т.д.; самоидентификации с деятельностью по заинтересованностям, обозначающейся такими ответами как рыболов, пловец, любитель животных, собаковод, танцовщица и другие; “особенности мироощущения”, куда включались такие определения себя как “мечтатель”, “философ”, “надежда”, “прекрасный цветок”, “символ зодиака”, “наказывающий клинок”, “обыватель” и т.п.; самоидентификации с лидерскими позициями, что был выделен как особенный критерий, потому, что ориентация ребёнка на профессию в госслужбе предполагает необходимое наличие аналогичной позиции (к данному критерию были отнесены подобные ассоциации подростков: “я как организатор, фаворит”); эмоциональных проявлений, выраженный такими ответами как “взбалмошный”, “радостный”, “заводила”, “влюбленный”, “любвеобильный”, “ревнивый” и т.п.; самоидентификации с конкретным человеком и с самим собой (очевиден по собственному содержанию и не требует раскрытия); идентификации с физическими данными предполагающий ответы типа: “сильный”, “не сильный”, “блондин”, “большой” и другое.
Полученные в следствии изучения выделенных параметров эти представлены в следующей таблице.
Классы | |||||
№ | Критерии | начало учебного года | финиш учебного года | ||
простые | профильные | простые | профильные | ||
1. | социальная принадлежность | ||||
2. | нравственные характеристики | ||||
. | семья | ||||
4. | ведущая деятельность | ||||
5. | профессия | ||||
6. | деятельность по заинтересованностям | ||||
7. | особенности мироощущения | ||||
8. | лидерская позиция | ||||
9. | эмоциональные проявления | ||||
1. | конкретный человек | ||||
1. | сам с собой | ||||
1. | физические эти |
Примечание: все цифры обозначают количество взятых по этому критерию ответов.
Эти таблицы разрешают дать следующую их интерпретацию:
На первом месте обнаруживается обобщенная идентификация, которая связана с изюминками мироощущения, нравственными чертями, принадлежности к домашней микрообщности. Персональная идентификация, выраженная параметрами идентификации с физическими данными, эмоциональными проявлениями, конкретным человеком, самим собой существенно ниже, чем социальная. Как показывают эти по первому и второму срезам, значимыми социальными объектами идентичности являются учёба и семья как ведущий вид деятельности. Любой из подростков выбирает данный критерий идентификации.
Критерий самоидентификации “Изюминки мироощущения” представлен шире всех остальных параметров, что возможно растолковать спецификой восприятия мира в подростковом возрасте.
В случае, если сравнивать эти простого и профильного класса, то возможно подметить, что значительного различия по всем параметрам, не считая деятельности по заинтересованностям, и эмоциональным проявлениям нет. Что касается критерия идентификации с деятельностью по заинтересованностям, то в 4 раза превышающая себя цифра ответов, входящих в данный критерий у ребят профильного класса, разъясняется громадным разнообразием заинтересованностей к различным видам деятельности у тех подростков, каковые активны в жизни, инициативны в удовлетворении собственных жажд, у которых более выражены познавательные интересы в целом.
Довольно различий в эмоциональных проявлениях нам представляется вероятным трактовать это так, что последние подчинены воле, которая более выражена у подростков лидерского типа.
Сравнение данных первого и второго срезов обнаруживает следующую картину динамики представлений подростков о себе. По критерию социальной принадлежности подвижки в простом классе не случилось. В профильном классе практически на одну треть ребят более начало обозначать собственную социальную принадлежность (для сравнения: 38 и 45).
По нравственному критерию идентификация возросла в профильном классе (от 95 в начале года до 116 в конце).
По критерию семьи значимых трансформаций не найдено.
Идентификация себя с ведущей деятельностью осталась постоянной.
Значимо, не смотря на то, что и не в желаемой степени, изменились показатели по критерию идентификации с профессией в профильном классе. В случае, если в начале года лишь один ребёнок идентифицировал себя с начальником, то в последних месяцах года уже в 10 случаях зафиксированы ответы на вопрос “Кто Я?” – “начальник”. Причем, парни дифференцируют, как это выяснилось из бесед с ними, понятия “фаворит”, “организатор”, и “начальник”, вкладывая в последнюю опытную принадлежность.
Довольно идентификации с деятельностью по заинтересованностям, не выявилось динамики в простом классе, и, наоборот, найдена, не смотря на то, что и малый динамика в профильном классе. Уменьшение числа самоидентификаций с деятельностями по заинтересованностям, как нам представляется возможно растолковать возросшим интересом к профессиям в совокупности госслужбы, связываемым с понятием “начальник”.
По критерию “Изюминки мироощущения” количественных подвижек не случилось. Но, нужно отметить качественные трансформации, которые связаны с содержанием самих мироощущений у обучающихся профильного класса. В случае, если в начале года превалировали идентификации себя со знаком зодиака, животными, философами, мечтателями и т.д., то в последних месяцах года все более нередкими становились понятия “многогранная личность”, “умный человек”, “человек, стремящийся к цели”, “человек, что желает чего-то добиться”.
Большая динамика зафиксирована в профильном классе по критерию идентификации с фаворитом. Число аналогичных идентификаций возросло практически в два раза.
Увлекательны показатели динамики по критерию эмоциональных проявлений. Практически в два раза снизившееся их число в профильном классе в последних месяцах года предположительно может свидетельствовать о возрастании умений руководить своим психолого-эмоциональным состоянием, что целенаправленно в течение года входило в процесс формирования психотерапевтической готовности данных подростков к будущей профессиональной деятельности.
По поводу идентификации себя с конкретным человеком, к сожалению, совершить анализ выяснилось очень сложным, потому, что практически никто из ребят, ни простого, ни профильного класса не совершил таковой идентификации. Два же ответа не воображают интереса ни согласно данным статистики ни по содержанию.
Идентификация с самим собой имеет подвижку в профильном классе, что возможно предположительно связано с новообразованиями в интровертированном нюансе Я-концепции. Наконец, идентификация со собственными физическими данными по частоте упоминаний сверх незначительна и не может быть трактована.
Опыт совершённого эмпирического изучения изюминок развития Я-концепции будущего госслужащего разрешил сформулировать следующие выводы:
1. Изюминкой развития стрежневого компонента Я-концепции подростков переходного возраста есть преобладание обобщенной социальной идентификации, которая связана с изюминками мироощущения, нравственными сокровищами, принадлежностью к домашней микрообщности, статусу в ведущей деятельности, над персональной, выраженной параметрами идентификации с физическими данными, эмоциональными проявлениями, конкретным человеком, самим собой.
1. Значительных различий в Я-идентичности подростков экспериментального и контрольного классов не распознано. Но зафиксировано некое усиление значения критерия социальной принадлежности, нравственного критерия, критерия идентификации с профессией, деятельностью по заинтересованностям, лидерской позицией, самим собой у обучающихся профильного класса. Определенная динамика в профильном классе отмечается по критерию эмоциональных проявлений, свидетельствующая о возрастании потребности у ребят этого класса руководить своим психоэмоциональным состоянием.
1. В целом возможно сделать предположительные выводы относительно более развитых аксиологических качеств Я-концепции в профильном классе, более большом уровне интровертируемости этих подростков, об уменьшении расхождения Я-актуального и Я-совершенного. Вместе с тем отмечается как вероятностная тенденция к разделению подростков профильного класса по властно-лидирующему и независимо-главному профилю личности, тогда как в простом классе таких различий не распознано. Это может свидетельствовать о появляющейся у части ребят, ориентированную на будущую роль начальника, фаворита, госслужащего переоценке собственных возможностей, самодостаточности, эмоции некоего превосходства над вторыми.
Личностный подход
Работа с персоналом – это личностно формирующая работа на базе индивидуализированного “прикосновения” к каждому человеку (личностный подход).
Талант начальника из этого – это особенный сгусток свойств и наиболее значимая из них – свойство виденья в каждом человеке его личную самобытность. Без этого нереально развивать в опытном, и в личностном замысле собственных подчиненных.
Принципиально важно мочь попадать в личностную сущность другого человека; “схватить” направленность развития его жизненных стремлений. Куда, на базе каких личностных и опытных сокровищ они развиваются. Это допустимо только в том случае, если начальник владеет развитым акмеологическим (человековедческим) мышлением, способен видеть в работнике как субъекте деятельности интегральную индивидуальность, сложный синтез индивидных, личностных и профессионально-серьёзных особенностей.
Психология победителя
Настоящий начальник (руко-водитель) знает, ощущает личностный потенциал, опытный ресурс каждого из собственных людей, а также предел их возможностей в конкретно этот момент. Начальник не разрешает своим сотрудникам брать на себя невыполнимые обязательства, заданий, с которыми они не смогут совладать.
Начальник (менеджер) ведет собственных подчиненных по максимуму их возможностей, по верхнему барьеру компетентности (“территория опытного развития”). Ведет, но в также время не дает его “легкомысленно” переступать. Принципиально важно, дабы человек шел от одного класса задач к второму в соответствии со собственными целенаправленно формируемыми опытными свойствами. Работник в этом случае накапливает знание о себе самом (как о личности, специалисте); ощущает и предел собственных возможностей, и их рост.
Так у каждого человека рабочий команды формируется, воспитывается “чувство победителя” (психология победителя). И рвение к постоянному личностному и опытному росту.
Право на неточность
Умный и предусмотрительный начальник терпим к неудачам собственных сотрудников. Запрещено призывать к деловому творчеству, не опасаться риска и в один момент наказывать за ничтожный промах. Человек не имеет возможности состояться как новатор и творец, не совершая неточностей и не исправляя их. Дети обучаются ходить, падая. Если Вы станете бить ребенка любой раз, в то время, когда он упадет, то он ни при каких обстоятельствах не обучиться ходить.
“Право на неточность” оговаривается, в также время, целым рядом правил: “специалист не ошибается в штатных обстановках”, “лишь не допускайте одну и ту же неточность два раза”, “приемлемое число неточностей”, “принципиально важно не полюбить право на неточность” и т.д.
Неприятность “рабочий неточности”, так, достаточно непростой вопрос. Но я уверен, что кроме того высокому специалисту нужен и определенный процент неудач. Они разрушают его адаптированность, “притертость” к делу, являются толчком для мысли, к поиску…
Специалист мучительно переживает любую неудачу, но по окончании нее он приступает к делу обновленный. Через утроенный расчет он идет к победе, гарантирует ее. Соответственно снова фиксирует и развивает в себе “психологию победителя”. В итоге, это и имеется то, что именуется ставкой на самореализующегося (акмеологического) человека.
Учитесь подмечать хорошее
У большинства начальников имеется “нехорошая привычка”. Они подмечают лишь отрицательные факты. Психологически эта черта объяснима. Начальник как человек важный и болеющий душой за дело, настроен на устранение любой, кроме того малой, неполадки. Этим же отличаются учителя в отношении собственных учеников. Директора школ в отношении преподавателей. И все мы – как взрослые люди – в отношении собственных детей.
Мы входим в офис, в цех, в класс, в помещение… и сходу отечественный глаз выхватывает: “вот непорядок!” Статистика наглядно показывает: у многих управляющих ярко выражена тенденция оперативно реагировать на то, что не ладится. И одновременно с этим абсолютно проигнорировать то, что получается. Так как “порядок” – это норма. Не смотря на то, что для молодого работника “норма” именно сейчас была личным достижением. Так мы преобразовываемся в “ходячее замечание”, становимся “генераторами нервозности”.
Видеть хорошее в производственном ходе, в работе людей – это особая управленческая задача, которую начальник сознательно и целенаправленно ставит перед собой.
Дела в организации стабильны, люди трудятся с усердием. Донесите до них, что вы видите и цените это. Не скупитесь на ухмылку. Поблагодарите за работу. Помогите решить появившиеся неприятности. Дайте людям дополнительный “энергетический импульс”.
Это непременно стоит делать. Люди видят их труд ценят, их за-ме-ча-ют! Данный управленческий прием возможно назвать “символы внимания” (психология прикосновений). Так протягиваются незримые связи между людьми, складывается социально-психотерапевтическая общность коллектива (рабочий команды).
Самая громадная неточность – “тухлые работники”
Мастера, высокие специалисты рождаются командами, говорят же: “команда мастеров”. В данной ситуации и у начальника совсем второй статус в управленческой иерархии. Самое гибельное для начальника, в то время, когда его окружают посредственные либо своекорыстные люди (“тухлые работники”). Короля играется окружение. Генри Форда задавали вопросы: в чем обстоятельство его удач? И он неизменно отвечал: “Я не опасался опираться на умных людей”.(1)
“Я обожаю людей, – пишет об этом же один из главных начальников ИБМ Фрэнсис Дж.Роджерс, – я обожаю их больше, чем компьютеры, спорт либо книги. Я обожаю сказать сам и слушать вторых и не воображаю для себя работы, исключающей человеческое общение… Я уже давно осознал, что на свете существуют люди значительно умнее меня, талантливые подчас решить непростую проблему, появлявшуюся мне не под силу. Я кроме этого понял, что обычно лучший совет исходит от человека, точка зрения которого в корне расходится с остальными. Самые преуспевающие начальники нисколько не стесняются задавать вопросы совета у других, в то время, когда в этом появляется необходимость… Способы управления, применяемые каждым начальником, должны включать в себя данный элемент – просьбу дать ему совет”. Я ни при каких обстоятельствах не опасался окружать себя самыми лучшими кадрами, заключает Фрэнсис Лж.Роджерс.(2)
Самый популярный и страшный миф, что начальник (менеджер) обязан знать ответы на все вопросы, обязан лично отыскать выход из любого непростого положения. Начальник также человек, а не всевышний. Имеется вещи, каковые он не знает либо знает не полностью. Это конечно и приводит к доверию сотрудников. Начальник делает громадную неточность, в случае, если пробует казаться непогрешимым и начнет решать все вопросы в одиночку (страшная ловушка).
Не просто так в менеджменте существуют в меру шутливые, а в принципе, весьма важные “управленческие правила”:
1. Старайтесь быть совсем независимым только в тех областях, где вы эксперт. Применяйте в опыт и иных случаях знания вторых людей (внутренних и внешних консультантов);
2. Коллектив далеко не всегда может голосованием принять компетентное ответ по управленческим вопросам. Для этого нужно знать и существо дела и способы принятия ответа. Выработка ответа – это дело специалистов;
3. Третье правило – самое основное, оно гласит, что имеется три метода разорить предприятие: первый – самый стремительный (обладатель – увлекся игрой в карты); второй – самый приятный (обладатель увлекся дамами; в случае, если обладатель дама – партнерами); третий – самый верный (обладатель также и начальник, принимает каждые предложения собственных подчиненных).
В лице собственных сотрудников начальник располагает необычным специальным “банком” информации, умений и знаний. Но принятие решения – прерогатива стратегического фаворита (он видит дальше вторых, ощущает острее вторых, пытается больше всего).
Начальник применяет и всегда совершенствует во сотрудничествах с персоналом формы работы с индивидуализирующим действием: “делегирование полномочий”, “квалификационные собеседования” (перед процедурой заключения либо возобновления договора), личностная (лично направленная) мотивация и др.
Это и имеется работа с персоналом: таланты собраны, развиты и им дается зеленый свет. Начальник, исходя из этого, обязан систематически задавать себе три следующие вопроса: что я делаю из того, что по большому счету не должен делать? Что я делаю из того, что другие смогут сделать более квалифицированно? Что я делаю так, почему появляется дополнительная работа у моих подчиненных?
Вместо заключения
У начальника коллектива (рабочий команды), так, два статуса. Либо как говорят, он в один момент носит две шляпы. Одну – стратегического фаворита – вожака команды. Тут он в центре плеяды гениальных управляющих (экспертов), самая броская звезда этого созвездия. Другую – менеджера. Он – начальник, воспитатель и по-своему покровитель собственных людей.
Из этого – начальник обязан знать собственный “производство” (в совокупности госслужбы управленческое и организационное поле собственной деятельности), обладать спецификой рыночных взаимоотношений. И иметь фундаментальную человековедческую (акмеологическую) подготовку.
Литература:
1. Форд Г. Моя жизнь. Мои успехи / Т. Форд. — М.;2011.
2. Роджерс Ф.Дж. ИБМ. Взор изнутри: человек — компания – маркетинг/ Ф.Дж.Роджерс. — М., 2010.
3. Форд Г. Сейчас и на следующий день. Пер. С англ./ Г.Форд.- М; 2012.