Трудовое воспитание начинается за партой, за книгой ? это основной и самый сложный станок, овладеть которым не так легко. (II, с. 349)
Учение не может быть лёгкой и приятной игрой, доставляющей одни удовольствия и наслаждения. И жизненный путь подрастающего поколения не будет лёгкой прогулкой по укатанной дорожке. (III, с. 18)
Учение не может быть лёгкой игрой, целым и постоянным наслаждением. Оно в первую очередь труд. (III, с. 72)
Как мускулы развиваются и укрепляются от физических упражнений, в ходе преодоления трудностей, так и для создания и развития мозга нужны напряжение и труд. (III, с. 155)
Основное рабочее место школьника ? парта, класс, стол в школьной лаборатории… Основной объект его труда ? книга, тетрадь, основной труд в школе ? учение. (V, с. 607)
Ни за что нельзя допускать, дабы всё давалось обучающимся легко, дабы ребёнок не знал, что такое трудности. В случае, если ребёнку в учении всё достаётся легко, у него всегда формируется лень мысли, которая развращает человека, формирует у него легкомысленное отношение к судьбе. Как это ни необычно, но лень мысли начинается чаще у талантливых детей, в случае, если процесс учения не открывает перед ними посильных трудностей. (III, с. 119)
Как мускулы развиваются и укрепляются от физических упражнений, так и для создания и развития мозга нужны напряжение и труд. (III, с. 155)
В школе человек обязан лишь радоваться
Учение ? это в первую очередь человеческие отношения. (V, с. 629)
Воспитание ? это в первую очередь постоянное духовное общение ребёнка и учителя. (III, с. 9)
В воспитании всё основное ? и урок, и развитие разносторонних заинтересованностей детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.(III, с. 14)
Учение ? очень важная, но не единственная сфера духовной судьбы ребёнка. (III, с. 11)
В школе ребёнок, ребёнок, парень не только получают знания, в школе они живут. (I, с. 171)
Лишь в том случае, в то время, когда в школе ключом бьёт многогранная духовная жизнь, овладение знаниями делается делом желанным, привлекательным, оно не заканчивается и по окончании окончания школы, длится в годы труда. (I, с. 84)
Запрещено сводить духовный мир мелкого человека к учению. В случае, если мы будем стремиться к тому, дабы все силы ребёнка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. (V, с. 628-629)
Учение в годы и первые месяцы школьной судьбе не должно превратиться в единственный вид деятельности. Ребёнок только тогда полюбит школу, в то время, когда учителя щедро откроют перед ним те же эйфории, каковые были у него раньше. (III, с. 118)
В ученике нужно видеть человека, а не хранилище знаний, каковые нужно усваивать, усваивать и усваивать. (II, с. 356)
Учение ? не механическая передача знаний от преподавателя к ребёнку, а в первую очередь человеческие отношения. (III, с. 177)
Незавидна будущее школьника, что ни о чём втором не думает, не считая урока, книжки, домашнего задания, оценки. (II, с. 524)
Школа обязана, как магнит, притягивать учеников собственной увлекательной, содержательной судьбой. Лишь наряду с этим условии и учёба сможет притягивать, как магнит. (I, с. 432-433)
Беда многих преподавателей в том, что они измеряют и оценивают духовный мир ребёнка лишь баллами и оценками, дробят всех обучающихся на две категории в зависимости от того, учат либо не учат дети уроки. (III, с. 12)
Учение, уроки, исполнение заданий, постоянное получение отметок не должно ни за что стать единственной и всепоглощающей меркой, которой измеряется, оценивается человек. (I, с. 80)
Как бы тяжёлым в учении ни был ученик, как бы тяжело ни давались ему знания, годы нахождения в школе не должны покинуть неприятный след в его душе. (IV, с. 550)
страх и Школа ? понятия такие же несовместимые, как уродство и красота. (IV, с. 518)
В школе человек обязан лишь гордиться и радоваться, а не мучиться, ощущать унижение, а позже, не редкость, жить с одеревяневшим сердцем. Психически обычного человека нельзя считать то ли талантливым, то ли неспособным по большому счету. К одному делу человек возможно талантливым, к второму ? неспособным. очень способные люди также смогут быть неспособными к отдельным видам деятельности. (II, с. 289)
Одарены, гениальны все подряд дети
Нет детей одарённых и неодарённых, гениальных и простых. Одарены, гениальны все подряд дети. (V, с. 102)
В каждом ребёнке спят задатки каких-то свойств. Эти задатки как порох: дабы их зажечь, нужна искра. (IV, с. 359)
Таланты не падают с неба, а раскрываются нами, воспитателями, в случае, если мы мудро подходим к людской душе со своим педагогическим мастерством, как скульптор подходит с резцом к глыбе мрамора: без ума, творчества живописца она просто мёртвая глыба. (I, с. 106)
Об оценках
Оценка ? это один из самые тонких инструментов воспитания. Пускай оценок будет меньше, но любая из них пускай будет весомее, больше. (II, с. 496)
Оценки не нужно ставить через чур довольно часто. Непомерное количество оценок снижает их воспитательную сокровище. (I, с. 91)
Ни при каких обстоятельствах не торопитесь выставлять неудовлетворительную оценку. Ничто так не угнетает ребёнка, как сознание бесперспективности, идея о том, что он ни на что не может. (II, с. 497)
Оценка обязана отражать в первую очередь фактический уровень знаний, но наровне с этим непременно должны учитываться упрочнения ученика. (II, с. 132)
Оценка делается в руках преподавателя инструментом воспитания, в случае, если пробуждает детское желание обучаться и оказывает помощь этому жажде, а не наказывает за нежелание. (I, с. 91)
Отметка обязана вознаграждать трудолюбие, а не наказывать за лень и нерадивость. В случае, если преподаватель усматривает в единице и двойке кнут, которым возможно подстёгивать ленивую лошадь, а в пятёрке и четвёрке пряник, то скоро дети возненавидят и пряник и кнут. (III, с. 82)
Моральное благородство ? вещь, несравненно, более дорогая, чем пятёрка за контрольную по математике. (I, с. 560)
Нужно иметь холодное, равнодушное сердце надсмотрщика, дабы ставить двойку ученику начальной школы, возлагая наряду с этим надежды на домостроевские приёмы кухоннной педагогики. (V, с. 429)
В течение некоего времени отдельным ученикам по большому счету не нужно ставить оценок. (IV, с. 445)