ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО Профобразования «МОРДОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ Пединститут ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Т. В. ТАТЬЯНИНА, Н. И. ЕНАЛЕЕВА
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ и ПРОГРАММА
САРАНСК 2007
УДК 378.147.88 (073.8)
ББК 74.580
Т 237
Критики: Кудаева Л. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной психологии и педагогики МГПИ имени М. Е. Евсевьева; Е. В. Кирдяшова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики МГУ имени Н. П. Огарева
Печатается согласно решению научно-методического совета Мордовского национального пединститута имени М. Е. Евсевьева
Татьянина, Т. В., Учебно-методические практика: рекомендации и педагогическая программа / Т. В. Татьянина, Н. И. Еналеева ; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2007. – 31 с.
методические рекомендации и Программа по УПП содержат пояснение задач и целей практики, и совокупность учебных заданий на алгоритмизированной базе, совокупность приложений, оказывающих помощь студентам в исполнении заданий, в организации общения и педагогического взаимодействия, а также в подготовке текущей и итоговой отчетной документации.
Издание предназначено для студентов и преподавателей высших педагогических образовательных учреждений.
УДК 378.147.88 (073.8)
ББК 74.580
© ГОУ ВПО «Мордовский
национальный
пединститут
имени М. Е. Евсевьева», 2007
© Татьянина Т. В., Еналеева Н. И., 2007
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-педагогическая практика есть одним из наиболее значимых компонентов содержания профобразования и неотъемлемым этапом подготовки студентов к будущей деятельности преподавателя. Организуемая в рамках учебного процесса, органично вписываясь в изучение базисных психологии и курсов педагогики, она есть действенным инструментом развития и становления опытной компетентности будущего преподавателя.
Учебно-педагогическая практика нацелена на расширение и закрепление знаний студентов по дисциплинам психолого-педагогического цикла и отработку элементарных способов профессиональной деятельности на протяжении сотрудничества со школьниками. Период работы студентов в школе непродолжительный – одна-две семь дней, исходя из этого очень серьёзным делается содержательно-процессуальное обеспечение практики: формулирование заданий, их конкретизация в заданных условиях и четкий метод по их исполнению.
Ключевыми принципами составления количества работы для практикантов стали: настоящие временные и пространственные условия, личностная и опытная заинтересованность практикантов в эффективности результата и выполнении заданий, наличие заданного метода ежедневной работы (особенно для первокурсников, в первый раз пробующих себя в роли наставников детей). Первым делом предлагаемые задания предполагают развитие умений опытного наблюдения за обучающимися на уроках и во внеклассной работе. Это разрешает студентам грамотно организовать опытное общение со школьниками. Помимо этого, содержание заданий должно содействовать формированию у будущих преподавателей таких опытных умений, каковые являются первостепенными в деятельности педагога: составление личного календарного замысла, анализ учебных учебников и программ, изучение совокупности планирования воспитательной работы с обучающимися, независимое проведение воспитательных мероприятий и коллективно-творческих дел со школьниками. Серия заданий направлена на отработку практических способов профессиональной деятельности, что в один момент формирует условия для самореализации будущих преподавателей.
При таком подходе к проведению и организации УПП актуализируется вопрос осуществления контроля за деятельностью студентов-практикантов. Эту работу проводит учитель кафедры педагогики совместно с факультетским и другими начальниками. Наряду с этим громадное значение имеет этап предварительной работы (знакомство с контингентом студентов, проведение инструктивно-методических консультаций по разъяснению главных направлений грядущей деятельности, проведение установочных конференций), этап яркого прохождения практики в школе (оказание методической помощи по исполнению заданий), итоговый этап (проверка документации, ее анализ, проведение итоговой конференции).
Все это содействует развитию и становлению профессионально-педагогической компетентности будущих преподавателей и оптимизирует образовательный процесс в институте.
Кафедра педагогики сотрудничает по обеспечению реализации УПП на следующих факультетах: физико-математическом, филологическом, биолого-химическом, истории и права, зарубежных языков.
Сроки прохождения практики представлены в соответствии с графикам учебного процесса факультетов. Авторы программы по УПП предлагают 5 вариантов заданий: «А», «Б», «В», «Г», «Д»,каковые реализуются на:
— физ-мате: на 2-м курсе в 4-м семестре семь дней – вариант «А»; на 3-м курсе в 6-м семестре семь дней – вариант «Б»;
— филологическом факультете: на 2-м курсе в 4-м семестре семь дней– вариант«А»; на 3-м курсе в 5-м и 6 -м семестрах – вариант «Д»;
— биолого-химическом факультете: на 2-м курсе в 3-м семестре 14 дней – вариант «В»;
— факультете зарубежных языков: на 2-м курсе в 4-м семестре, 14 дней – вариант «В»; на 3-м курсе в 6-м семестре 2 семь дней – вариант «Г».
Дорогие студенты! Хотим вам удач в осуществлении первого профессионально-педагогического опыта!
СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАНИЙ
для курса 2-и студентов 4-го семестра факультетов:
филологического и физико-математического факультетов
Вариант А
№ п/п | Образцовое содержание деятельности студента | Инструкция по исполнению | Форма отчетности |
1-й сутки | Знакомство с классным начальником | Задать вопрос и записать: ФИО кл. рук., каков Его пед. стаж, сколько лет трудится в качестве кл. начальника; какой предмет преподает; ведет ли какой-либо кружок, факультатив | Записать результаты в ежедневнике |
Работа с замыслом воспитательных мероприятий классного начальника | Выписать в педагогический ежедневник те мероприятия, каковые планируются во время педагогической практики (на семь дней) (приложение 1) | Отразить записи в ежедневнике | |
Знакомство с преподавателем-предметником | Узнать, каков пед. стаж, образование, ведет ли кружки либо факультативы; имеется ли кабинет, каковы средства его оснащения; какова область научных заинтересованностей, инновации в преподавании и др. | Оформить записи в ежедневнике | |
2-й сутки | Знакомство с обучающимися класса, в котором организована практика | Посетить уроки, на протяжении которых вести фиксированное наблюдение за обучающимися (приложение 2) | Записать выводы по содержанию выполненных заданий в ежедневнике |
Вести наблюдение за общением обучающихся, на переменах: как они общаются между собой; постараться вступить в беседу со школьниками, установить с ними контакт | |||
Совершить «Вечер знакомства» (по окончании уроков): продумать вопросы, задания для обучающихся, формы сбора информации | |||
3-й сутки | Посещение уроков кл. учителей и руководителя-предметников с целью определения стиля педагогического общения преподавателя и школьников | На протяжении исполнения задания применяйте предложенную схему (приложение 3) | Запись выводов в ежедневнике |
Личное и групповое общение с детьми с целью выяснения их ценностных ориентаций | Продумать совокупность вопросов для обучающихся. К примеру: 1. Что для тебя основное в жизни? 2. Дабы ты поменял в себе, собственных приятелях, в обществе? 3. Какие конкретно качества ценишь в людях больше всего? По какой причине? и др. | Сделать выводы и записать полученные результаты в пед. ежедневнике в форме аналитической записки | |
4-й сутки | Подготовка к проведению и организации КТД (либо воспитательного мероприятия) в классе совместно с кл. начальником | Продумать форму, наименование мероприятия, совокупность заданий для ведущего (практикант), учеников, кл. начальника; приглашение гостей, жюри (в случае, если нужно), оборудование, оформление и др. | В ежедневнике обрисовать движение работы (приложе ние 4) |
Посещение уроков преподавателей-предметников | Замечая за общением учителя и профессиональной деятельностью, попытайтесь выделить самые интересные приемы его работы: как растолковывает новый материал, контролирует домашнее задание, оценивает знания обучающихся и др. Обоснуйте собственную точку зрения. Если вы с чем-то не согласны, аргументируйте, предложите собственный вариант | Написать о итогах наблюдения в ежедневнике | |
5-й сутки | Проведение КТД (либо другого воспитательного мероприятия) | Действуйте по замыслу подготовительного этапа КТД (воспитательного мероприятия) | Выясните функции и свою роль в ходе проведения мероприятия (приложение 5) |
Совершить самоанализ и коллективный анализ КТД | Продумать совокупность вопросов для участников КТД, кл. начальника, себя как ведущего; что удалось сделать, что не удалось, по какой причине, в чем неточность, как избежать их в следующий раз и др. | В ежедневнике сделать педагогические выводы в форме аналитической записки | |
6 сутки | Методическая работа | Составление итоговых отчетных документов: 1. Ежедневник по пед. практике (приложение 6) 2. Отчет (приложение 7) 3. Черта с подписью кл. начальника и печатью школы | Сдать на кафедру педагогики |
СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАНИЙ
для студентов 3-го курса 5-го семестра филологического факультета; 3-го курса 6-го семестра физ-мата
Вариант Б
№ п/п | Образцовое содержание деятельности студента | Инструкция по исполнению | Форма отчетности |
1-й сутки | Распределение студентов по классам | Под управлением помощника директора школы по учебной работе | Оформить титульный лист ежедневника |
Знакомство с классными начальниками в форме беседы | Ф. И. О., педагогический стаж (из них какое количество лет в качестве классного начальника); предмет преподавания; совокупность классных часов; воспитательные мероприятия в совокупности работы классного начальника во время УПП | Запись результатов беседы в ежедневнике | |
Знакомство с преподавателем – предметником в форме беседы | Педагогический стаж; предмет(ы) преподавания (а также кружки, факультативы); современные средства в оснащении учебного процесса и кабинета; инновации в преподавании учебного предмета | Запись результатов беседы в ежедневнике | |
Знакомство с обучающимися класса | – на протяжении урока(ов) наблюдение за познавательной активностью обучающихся; умением самостоятельно делать учебные задания; дисциплинированностью; – на протяжении перемены наблюдение за дружеским общением обучающихся, за наполнением досуга на перемене и др.; – проведение «Огонька знакомства», «Поведай мне о себе» (по окончании уроков) либо по выбору студента (проведение второй формы знакомства) | Выводы по содержанию задания Педагогичес- кий самоанализ в ежедневнике | |
2-й сутки | Посещение 2-х уроков преподавателей – предметников с целью определения типа (вида) и структуры уроков | 1. Фамилия, имя, отчество преподавателя, класс, предмет, время урока 2. Запись хода урока по схеме: 3. Сделать выводы | Записать в ежедневник структуру урока |
Личное общение с детьми на переменах с целью изучения познавательных предпочтений | 1. Какие конкретно источники информации предпочитаешь? 2. В какие конкретно игры играешься? 3. С какими людьми тебе весьма интересно? | Запись в ежедневнике | |
3-й сутки | Посещение 2-х уроков преподавателей – предметников с целью определения адекватности содержания учебного материла и способов обучения | Зафиксировать фрагмент содержания учебного материла и применяемый преподавателем способ (либо совокупность приемов); сделать выводы; предложить личный вариант оптимального применения способов обучения | Запись в ежедневнике |
Беседы с преподавателем – предметником о формах внеурочной работы с обучающимися | Какие конкретно формы употребляются в совокупности дополнительного образования в школе (олимпиады, факультативы, кружки, студии, спортивные секции и др.) | Записать замысел работы одного из кружков | |
4-й сутки | Посещение 2-х уроков преподавателей – предметников с целью приёмов проверки и изучения методов оценки результатов и домашнего задания учебно-познавательной работы обучающихся | 1. Записать задания обучающимся для проверки знаний (умений, навыков, способов творческой деятельности) 2. Записать применяемый способ (либо совокупность приемов) 3. Выяснить эффективность способов проверки 4. Проанализировать соответствие оценки преподавателя (качественной характеристики) и взятого результата деятельности ученика. Выяснить оценки и соответствие отметки 5. Предложить оценки и собственный вариант отметки | Запись в ежедневнике |
Подготовка к проведению и организации КТД | 1. Продумать совокупность заданий для обучающихся 2. Продумать совокупность заданий для организаторов 3. Продумать совокупность заданий для классного начальника | Запись в ежедневнике замысла подготовки КТД | |
5-направляться сутки | Написать аналитическую записку по результатам наблюдения дидактического процесса | Выделить на базе обобщения задач визита уроков на протяжении УПП недостающие темы, неприятности теории обучения | Записать вербально тематическую опору |
Проведение КТД (малые формы работы) | Осуществить педагогитческое общение и взаимодействие | Записать последействие и педагогический анализ результатов | |
6-й сутки | Методическая работа | Составление итоговых отчетных документов | Ежедневник отчета (схема отчета прилагается) |
СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАНИЙ
для студентов 2-го курса 4-го семестра факультета зарубежных языков и студентов 2-го курса 3-го семестра биолого-химического факультета
Вариант В
№ п/п | Образцовое содержание деятельности студента | Инструкция по исполнению | Форма отчетности |
1-й сутки Пон. | Знакомство с классным начальником | Задать вопрос и записать ФИО кл. рук., каков его пед. стаж, сколько лет трудится в качестве кл. начальника; какой предмет преподает; ведет ли какой-либо кружок, факультатив | Записать результаты в ежедневнике |
Работа с замыслом воспитательных мероприятий классного начальника | Выписать в педагогический ежедневник те мероприятия, каковые планируются во время педагогической практики (на семь дней) (приложение 1) | Отразить записи в ежедневнике | |
Знакомство с преподавателем-предметником | Узнать, каков пед. стаж, образование, ведет ли кружки либо факультативы; имеется ли кабинет, каковы средства его оснащения; какова область научных заинтересованностей, инновации в преподавании и др. | Оформить записи в ежедневнике | |
2-й сутки Вт. | Знакомство с обучающимися класса, в котором организована практика | Посетить уроки, на протяжении которых вести фиксированное наблюдение за обучающимися (приложение 2) | Записать выводы по содержанию выполненных заданий |
Вести наблюдение за общением обучающихся, на переменах: постараться вступить в беседу со школьниками, установить с ними контакт | |||
Совершить «Вечер знакомства» (по окончании уроков): продумать вопросы, задания для обучающихся, формы сбора информации | |||
3-й сутки Ср. | Посещение уроков кл. учителей и руководителя-предметников | На протяжении исполнения задания применяйте предложенную схему (приложение 3) | Запись выводов в ежедневнике по схеме приложения |
Личное и групповое общение с детьми с целью выяснения их ценностных ориентаций | Продумать совокупность вопросов для обучающихся. К примеру: 1. Что для тебя основное в жизни? 2. Дабы ты поменял в себе, собственных приятелях, в обществе? 3. Какие конкретно качества ценишь в людях больше всего? По какой причине? и др. | Сделать выводы и записать полученные результаты в ежедневнике | |
4-й сутки Четв. | Подготовка к проведению и организации КТД | Продумать форму, наименование мероприятия, совокупность заданий для ведущего (практиканта), учеников, кл. начальника; приглашение гостей, жюри (в случае, если нужно), оборудование, оформление и др. | В ежедневнике обрисовать движение подготовительной работы ( приложение 4) |
Посещение уроков преподавателей-предметников | Замечая за общением учителя и профессиональной деятельностью , попытайтесь выделить самые интересные приемы объяснения преподавателем учебного материала. Обоснуйте собственную точку зрения. Если вы с чем-то не согласны, аргументируйте, предложите собственный вариант | Написать о итогах наблюдения в ежедневнике | |
5-й сутки Пятн | Проведение КТД (либо другого воспитательного мероприятия) | Действуйте по замыслу подготовительного этапа КТД (воспитательного мероприятия) | Запишите главные задачи, решаемые вами на протяжении КТД ( приложение 5) |
Совершить самоанализ и коллективный анализ КТД | Продумать совокупность вопросов для участников КТД, кл. начальника, себя как ведущего; что удалось сделать, что не удалось, по какой причине, в чем неточность, как избежать их в следующий раз и др. | В ежедневнике сделать педагогические выводы в форме аналитической записки | |
6-й сутки Суб. | Методичес- кая работа | Составление текущих отчетных документов за первую семь дней практики : — оформление ежедневника; — оформление замысла-конспекта КТД | Дать материалы методисту кафедры педагогики |
7-й сутки направляться. | Посещение 2-х уроков преподавателей – предметников для наблюдения связи деятельностей преподавателя и обучающихся | 1. Фамилия, имя, отчество преподавателя, класс, предмет, время урока. 2. Запись хода урока по схеме: | Записи в ежедневнике отразить по предложенной схеме |
Личное общение с детьми на переменах с целью изучения познавательных предпочтений | 1. Какие конкретно источники информации предпочитаешь? 2. В какие конкретно игры играешься? 3. С какими людьми тебе весьма интересно? | Запись в ежедневнике | |
8-й сутки Вт. | проведения системы и Изучение организации классных часов: (периодичность, тематика в течение года, формы проведения, содержание подготовительной работы классного начальника и обучающихся к классному часу). | Совершить беседу с классным начальником по содержанию задания Изучить тематическое планирование классных часов на учебный год | Представить выписку тематического планирования классных часов на текущую четверть |
Беседы с преподавателем – предметником о формах внеурочной работы с обучающимися | Какие конкретно формы употребляются в совокупности дополнительного образования в школе (олимпиады, факультативы, кружки, студии, спортивные секции и др.) | Записать замысел работы одного из кружков | |
9-й сутки Ср. | Посещение урока классного начальника с целью приёмов проверки и изучения методов оценки результатов и домашнего задания учебно-познавательной работы обучающихся | Следить за организацией преподавателем оценки выполнения и процесса проверки обучающимися домашнего задания Предложить личный вариант оценки результатов домашней учебно-познавательной деятельности обучающихся | Записать в ежедневнике самые продуктивные, с вашей точки зрения, оценки результатов и варианты проверки деятельности обучающихся |
Оказание помощи классному начальнику в проведении и подготовке классного часа | Выполнить поручения классного начальника | Записать в ежедневнике содержание конкретных поручений | |
10-й сутки Четв. | Разработать замысел-конспект одного из классных часов по имеющемуся у классного начальника тематического планирования | Выбрать тему. Спроектировать предполагаемое содержание (замысел) Подобрать материал, соответствующий теме классного часа | Отразить в ежедневнике перечень литературы для классного часа по выбранной теме |
11-й сутки Пятн | Изучить совокупность работы классного начальника с родителями обучающихся | Узнать формы (личные, групповые, фронтальные) работы с родителями Предложить личный вариант тематики родительских собраний в классе | Записать в ежедневнике личный вариант тематики родительских собраний |
12-й сутки Суб. | Методическая работа | Составление итоговых отчетных документов: — ежедневник; — отчет о практике | Ежедневник отчета (схема отчета прилагается) |
СОВОКУПНОСТЬ ЗАДАНИЙ
для студентов 3-го курса 6 семестра факультета зарубежных языков
Вариант Г
Задания во время учебно-педагогической практики вычислены с учетом ее сроков – 2 семь дней. Задания выполняются последовательно, ежедневно на протяжении практики.
Й сутки
Задание 1. Составление личного календарного замысла исполнения задания практики
Цель задания: обучение студентов планированию собственной работы в школе.
Исполнение задания: в личном календарном замысле должны отыскать отражение все виды заданий, предусмотренных настоящей программой учебно-педагогической практики. Личный календарный замысел согласовывается с преподавателем и утверждается групповым начальником.
Й сутки
Задание 2. Анализ учебного замысла, учебников и учебных программ для школы
Цель задания: ознакомление студентов-практикантов с содержанием, особенностями и структурой учебного замысла, учебных программ, учебных пособий и учебников для школы.
Исполнение задания. Студенту-практиканту нужно:
1. Переписать учебный замысел школы и проанализировать, какие конкретно учебные предметы, изучаемые обучающимися, составляют его федеральный, национально-региональный и школьный компоненты, какое количество часов отведено на их изучение, реализована ли в учебном замысле школы мысль всестороннего формирования личности школьника.
2. Совершить анализ учебных программ, выяснить их способы и структуру построения.
3. Проанализировать кое-какие учебные пособия и учебники, отметить их особенности. На конкретных примерах продемонстрировать, какие конкретно компоненты социального опыта включены в их содержание. Выяснить, соответствует ли их содержание и оформление возрастным изюминкам школьников.
На основании анализа учебного замысла, учебных программ, учебных пособий и учебников нужно сделать неспециализированный вывод о направленности содержания образования на развитие личности и всестороннее формирование школьника.
Й сутки
Задание 3. Изучение способов реализации преподавателем образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения
Цель задания: изучение студентами-практикантами способов реализации преподавателем образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.
Исполнение задания. Студенты-практиканты посещают пара уроков преподавателя и следят за тем, какие конкретно способы педагогического действия (воспитания) на обучающихся он применяет. Перед посещением урока нужно определить тему урока, цель, образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Движение урока направляться детально законспектировать, дабы по окончании визита выяснить методы реализации преподавателем образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Для этого нужно обратить внимание на следующие вопросы:
1. Информирует ли преподаватель цель и задачи урока?
2. Ориентированы ли цель и задачи урока на реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения? В случае, если нет, то предложить собственный вариант задач урока и формулировки цели.
3. Обеспечивается ли реализация образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения через содержание изучаемого на уроке учебного материала, организацию преподавателем соответствующих видов учебно-познавательной деятельности обучающихся?
4. Осуществляется ли реализация на уроке образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения методом использования и подбора преподавателем разнообразных способов обучения? Продемонстрировать это на конкретных примерах. В случае, если реализация функций обучения на уроке не обеспечивается, привести собственный вариант сочетания способов обучения, содействующих реализации рассчетных задач и целей урока.
5. Снабжает ли осуществляемый преподавателем контроль учебно-познавательной деятельности школьников реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения? Продемонстрировать на конкретных примерах.
Й сутки
Задание 4. Наблюдение за применением преподавателем способов обучения на разных стадиях организации учебно-познавательной деятельности школьников
Цель задания: изучение студентами способов обучения и формирование у них умения выделять этапы организации учебно-познавательной деятельности школьников по овладению содержанием изучаемого материала.
Исполнение задания. Студенты-практиканты посещают пара проводимых преподавателем комбинированных уроков, протоколируют их, а после этого при оформлении отчета о исполнении задания отвечают на следующие вопросы:
1. оценки знаний и Какие методы проверки, навыков и умений применял преподаватель на этапе организации работы обучающихся над изученным материалом (проверки домашнего задания)?
Предложить собственную комбинацию способов контроля домашней учебной деятельности школьников и доказать ее педагогическую целесообразность.
2. Посредством каких способов обучения преподаватель организовал осмысление и восприятие обучающимися нового учебного материала (изложение нового учебного материала)? Как они были педагогически действенными? Предложить собственный вариант.
3. Какие конкретно способы обучения применял преподаватель на этапе усвоения (запоминания) школьниками их применения и знаний на практике (закрепления нового учебного материала)? Продемонстрировать, какие конкретно еще способы обучения возможно удачно использовать при ответе этих дидактических задач.
4. Какие конкретно способы и методические приёмы применял преподаватель на разных стадиях организации учебно-познавательной деятельности обучающихся для создания у них неспециализированных навыков и учебных умений? Выбрать оптимальное сочетание способов обучения для ответа данной задачи.
5. Как на разных стадиях урока преподаватель поддерживал внимание обучающихся и активизировал их учебно-познавательную деятельность?
6. Какие конкретно средства организации обучения применял преподаватель на уроке? В какой степени они помогли ему действенно организовать учебно-познавательную деятельность школьников?
7. Соответствует ли организация учебной работы обучающихся на уроке структуре их учебно-познавательной деятельности?
Й-6-й дни
Задание 5. Изучение познавательных мотивов и интересов учения школьников
Цель задания: изучение практикантами познавательных мотивов и интересов учения школьников.
Исполнение задания. Для изучения познавательных заинтересованностей обучающихся нужно просмотреть их читательские формуляры, находящиеся в школьной библиотеке. Наряду с этим узнать, сколько любой школьник прочёл книг, какова их тематика. Результаты изучения читательских формуляров обучающихся направляться зафиксировать в протоколе.