Типовые функциональные компоненты ис 6 глава

Второй класс средств, входящих в состав ЛО ЭБ, не есть языками. Выше мы назвали их лингвистическими процессорами. Как уже было отмечено, это достаточно широкий класс информационных и программных продуктов и разработок, но конкретно применительно к ЭБ к этим средствам мы будем относить два класса разработок: совокупности автоматической обработки текста и лингвистические банки данных.

Под автоматической обработкой текста понимаются процессы автоматического формирования описания текста (документа) на одном либо нескольких информационных языках, включая и автоматическое индексирование, аннотирование либо реферирование. В базе этих процессоров лежат конкретные лингвистические методы, в первую очередь, морфологического и синтаксического анализа.

Лингвистические банки данных (ЛБД) – ответственный снабжающий компонент развитых ЛО АИС. Фактически большая часть затрат на эксплуатацию и создание ЛО – это затраты на поддержание и создание ЛБД. В данной части ЛО АИС смыкается с таким направлением информатики как компьютерная лексикография.

Итак, ЛО включает следующие виды языков и лингвистических процессоров:

1. Информационно-поисковые языки.

1.1. Совокупности метаданных.

1.2. Классификационные языки.

1.3. Вербальные языки.

1.4. Фактографические (объектно-признаковые) языки.

2. Лингвистические процессоры.

2.1. Совокупности автоматической обработки текста.

2.2. Лингвистические банки данных.

Классификационная схема лингвистических средств представлена на рисунке 21.

1. Информационно-поисковый язык (ИПЯ) – формализованный неестественный язык, предназначенный для индексирования документов, описания фактов и информационных запросов с целью поиска и последующего хранения. К ИПЯ относятся:

  • Классификационный ИПЯ.
  • Предметизационный ИПЯ.
  • ИПЯ координатного индексирования.
  • Объектно-признаковые ИПЯ.
Лингвистические средства
1. ИПЯ
2. Языки-идентификаторы
3. Нормативно-справочная база
4. Методики индексирования
5. Средства представления данных

Рис. 21. Классификация ЛС

Классификационные ИПЯ – средство формализованного представления содержания документа, данных и информационных запросов при помощи кодов либо описаний классов логически упорядоченного множества понятий:

  • десятичная классификация Дьюи (ДКД);
  • универсальная десятичная классификация (УДК);
  • библиотечно-библиографическая классификация (ББК);
  • национальный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ);
  • интернациональный классификатор изобретений (МКИ).

Вербальный ИПЯ – информационно-поисковый язык, применяющий для представления собственных выражения и лексических единиц слова естественного языка в их орфографической форме.

К вербальным ИПЯ относятся:

  • дескрипторный язык, информационно-поисковые тезаурусы;
  • язык предметных рубрик.

Дескрипторный язык (от англ. слова descriptor – «описатель») – информационно-поисковый язык, предназначенный для координатного информационных запросов и индексирования документов при помощи дескрипторов либо главных слов.

Информационно-поисковый тезаурус («тезаурус» в пер. с греч. «сокровищница», «запас», «клад») – нормативный словарь классификационных связей и понятий между ними (иерархических, т. е. родовидовых, и неиерархических).

2. Языки-идентификаторы

Интернациональные стандартные номера (книг – ISBN, сериальных изданий – ISSN, музыкальных произведений – ISMN и т. д.).

Коды названий (языков, государств, физических размеров и т. д.).

Таблица авторских знаков.

Штрих-коды (документов, читателей).

3. Нормативно-справочная база

Справочные издания (энциклопедии, справочники и словари, каковые окажут помощь разобраться в незнакомых терминах, распознать связи предмета с другими предметами, уточнить сущность вопроса.

Нормативные документы (национальные и отраслевые стандарты).

Стандарты по данным, библиотечному и издательскому делу – СИБИД:

ГОСТ 7.1 – 2003. Библиографическое описание документа. правила составления и Общие требования.

ГОСТ 7.80 – 2000 Библиографическая запись. Заголовок. правила составления и Общие требования.

ГОСТ 7. 82 – 2001 Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. правила составления и Общие требования.

4. Методики индексирования (систематизации, предметизации).

Ключевые принципы неспециализированной методики электронной предметизации:

1) структура предметной рубрики (ПР) и правила ее построения;

2) подзаголовки и заголовки ПР;

3) правила применения ПР.

Конечный итог предметизации – предметные рубрики разного вида. По широте отражаемой тематики предметные рубрики подразделяются на адекватные и обобщающие.

Адекватные – рубрики, формулировка которых высказывает количество понятия, самый совершенно верно соответствующий количеству понятия о предмете документа.

Обобщающая – рубрика, формулировка которой высказывает количество понятия, более широкий, чем количество понятия о предмете документа.

Электронная предметизация, сохраняя ключевые принципы классической обработки документа, предоставляет более много возможностей для раскрытия его содержания. Это связано с тем, что в электронной среде вопрос об количестве термина индексирования перестает быть актуальным. Появляется возможность адекватно отражать содержание документа, не уменьшать слова. В случае, если в карточных каталогах библиографические записи традиционно содержат 1–1,5 рубрики, то в машиночитаемых ИПС их число существенно возрастает, что содействует более правильному раскрытию содержания документа.

Предметная рубрика может состоять:

— из одного термина индексирования (одной лексической единицы) – Заголовка;

— из нескольких терминов индексирования (нескольких ЛЕ), объединенных в цепочку в соответствии с правилами синтаксиса, принятыми в совокупности предметизации (Заголовок с подзаголовками).

Заголовок ПР – это первая лексическая единица многочленной ПР, отделяемая от последующих разделительным знаком. По структуре различают два вида предметных рубрик: простые и сложные.

1. Несложная предметная рубрика – это предметная рубрика, складывающаяся из одной лексической единицы – Заголовка ПР.

Несложная предметная рубрика в любой момент однозначна и отражает неспециализированное понятие о предмете каталогизируемого документа.

Несложная предметная рубрика присваивается каталогизируемому документу при предметизации так называемых неспециализированных работ, другими словами документов, в каждом из которых предмет рассматривается в целом и всесторонне.

Сложная ПР – это ПР, складывающаяся из нескольких подзаголовка и (лексических единиц Заголовка), отделенных друг от друга разделительными символами.

Сложная предметная рубрика используется в нескольких формах:

1) многочленная ПР;

2) описательная ПР;

3) комбинированная ПР.

Главная форма сложной ПР – многочленная ПР, складывающаяся из нескольких лексических единиц: заголовка ПР и подзаголовков, отделенных друг от друга разделительным знаком.

Описательная ПР – сложная ПР, в которой комбинация лексических единиц, значительно чаще отделенных друг от друга союзами и предлогами, представлена в виде единого словосочетания.

По собственной формулировке описательные ПР более близки к естественному языку, но применение их при автоматизированной обработки документов нежелательно. Описательные ПР употребляются в тех случаях, в то время, когда их формулировки являются устоявшимися терминами.

К примеру:

1. Налог на имущество физических лиц.

2. Авангардизм в мастерстве.

3. Автомобилей и механизмов теория.

5. Средства представления данных.

5.1. Коммуникативный формат представления библиографических данных (RUSMARC, UNIMARC, MARC21).

5.2. Коммуникативный формат представления нормативных/авторитетных данных.

Так, лингвистические средства библиотечной разработке – совокупность компонентов, нужные для обработки, систематизации, хранения и поиска информации.

Реализация лингвистическими средствами библиотечной разработке одной из наиболее значимых функций библиотеки – обеспечение доступа потребителей информации к информационным ресурсам за счет раскрытия смыслового содержания хранящихся в библиотеке документов средствами соответствующих ИПЯ и способов индексирования. Без адекватных лингвистических средств нереально проведение никого из видов информационного поиска: от элементарного адресного (основанного на языке библиографического описания документа), широкотематического (базирующегося на классификационных ИПЯ), узкотематического, предметного (язык предметных рубрик либо дескрипторный ИПЯ), фактографического (связанного с объектно-признаковыми языками, до самого сложного – комплексного, предполагающего применение всего многообразия существующих лингвистических средств.

Контрольные вопросы

1. Назовите группы средств технологического обеспечения IT.

2. Как классифицируются технические средства в разрезе информационных процессов?

3. Назовите базисные программные средства IT.

4. В чем заключаются главные тенденции ПО?

5. Назовите подходы к определению понятия «лингвистическое обеспечение».

6. Дайте чёрта лингвистическим средствам IT.

Глава 7

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ

Неотъемлемым свойством любых разработок, включая информационные, есть их регламентация (нормализация) – установление однозначных требований к процессам, снабжающим системам, промежуточным и конечным итогам.

Регламентация IT – это процесс создания, использования и организации информации, определяющей нормы, требования, правила и порядок осуществления информационных процессов, устанавливающей эталоны и образцы создаваемых продуктов и одолжений.

Нормализующая информация, актуальная для многократного применения при производстве информационных продуктов и одолжений, находит отражение в регламентирующих документах.

Потенциальными объектами регламентации смогут быть:

• услуги и информационные продукты (с позиций номенклатуры, потребительских особенностей, количественных и качественных параметров);

• главные методические ответы (правила, правила и приёмы деятельности);

• производства и способы организации (тип производства, его особенности);

• технологические процессы (номенклатура, операционный состав, квалификационное разделение труда, оснащенность техническими средствами и оборудованием, нормативы длительности и др.);

• ресурсы информационного производства (в нюансе предъявляемых к ним требований, распределения и состава в ходе производства);

• орудия труда (номенклатура, параметрическая черта, распределение по технологическим процессам, структурным подразделениям, рабочим местам);

• кадры исполнителей (штатная численность, опытный, должностной и квалификационный состав);

• производственная структура информационного учреждения, работы (распределение и состав структурных подразделений, рабочих мест, распределение численности трудящихся по производственным участкам и др.);

• способы контроля качества информационных продуктов и одолжений;

• эффективность информационного производства (показатели, способы расчёта и измерения).

Стандарты Совокупности менеджмента качества ISO 9000 придают особенное значение разработке регламентирующей документации, утверждая, что ее применениеспособствует: удовлетворению потребительских требований;улучшениюкачества; обеспечению нужной подготовки кадров; повторяемости и прослеживаемости процессов; организации надежного производственного контроля; объективной оценке услуг и качества продукции и эффективности деятельности.

Для регламентации IT определяющее значение имеют следующие виды регламентирующих документов:

• национальные нормативно-правовые акты;

• стандарты;

• нормы и нормативы;

• организационная документация;

• технологическая документация.

7.1. Национальные нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты в области IT – это законы, указы, распоряжения, распоряжения, решения и другие документы национальных органов, учреждений, ведомств, региональных и муниципальных властей, определяющие политику в информатизации и сфере информации, правовой статус информационных ресурсов, информационные права граждан и другие вопросы.

Эти нормативные акты регламентируют информационную терминологию, уточняют содержание деятельности информационных служб и учреждений, регулируют организационно-правовые базы их функционирования, предъявляют рамочные требования к ассортименту информационных продуктов и одолжений.

Российское информационное законодательство формируется В первую очередь 90-х гг. XX в.

Конституция РФ фиксирует информационные права граждан: вольно искать, приобретать, передавать, создавать и распространять права граждан любым законным методом (ст. 29 ч. 4). Конституция гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру.

Механизм реализации информационных прав граждан Российской Федерации конкретизирован в законах . Базисным в последовательности «информационных» нормативно-правовых актов есть закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.). Главное внимание закон уделяет правовым нюансам использования и формирования информационных ресурсов: определяет порядок документирования информации (включая документы, хранимые, обрабатываемые и передаваемые посредством автоматизированных информационных и телекоммуникационных совокупностей), регламентирует процесс формирования национальных информационных ресурсов, классифицирует информационные ресурсы по категориям доступа (общедоступные, ограниченного доступа); прописывает механизм реализации права организаций и граждан и доступ к информационным ресурсам и информации. Касаясь производства и вопросов разработки информационных совокупностей, средств и технологий их обеспечения, закон определяет право авторства и право собственности на эти объекты, порядок их лицензирования и сертификации деятельности по использованию и формированию информационных ресурсов. Серьёзный раздел закона – защита информации и прав субъектов в области информационных процессов информатизации. Предусмотрена защита страной прав собственников, обладателей либо пользователей информации от несанкционированного доступа к ней, и защита прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве, применении информационных совокупностей, средств и технологий их обеспечения.

Закон РФ «Об участии в интернациональном информационном обмене» (1996 г.) регламентирует обязанности страны, отдельных субъектов и муниципальных образований как участников международного информационного обмена. Данный закон снабжает юридическим лицам и российским гражданам выход в мировое информационное пространство: определяет ограничения и свободы на вывоз и ввоз информационных продуктов, порядок применения средств международного информационного обмена (информационных систем и сетей), гарантирует защиту от недостоверной, фальшивой зарубежной документированной информации, предусматривает контроль страны за осуществлением международного информационного обмена.

Закон «Об необходимом экземпляре документов» (1994 г.) обязывает производителей информационной продукции (издательства, полиграфические фирмы, редакции средств массовой информации, музыкальные компании, радиокомпании- и теле, киностудии, видеопредприятия, кинематографические фирмы, научно-исследовательские учреждения, высшие учебные заведения, проектные и конструкторские учреждения и др.) вырабатывать и доставлять необходимый экземпляр информационным учреждениям, определенным законодателем. В состав необходимого экземпляра (бесплатного и платного) включены следующие виды документов: издания (текстовые, нотные, картографические, изоиздания); издания для слепых (рельефно-точечные, «говорящие» книги); официальные документы; аудиовизуальная продукция (кино-, видео-, фото-, фонодокументы), электронные документы (программы, базы данных); неизданные документы (диссертации, отчеты о научно-исследовательских и умело-конструкторских работах, депонированные исходники, программы и алгоритмы). Законом выяснены порядок и количество доставки бесплатных экземпляров в Русского Комитет и книжную палату РФ по печати, и библиотеки и информационные учреждения – хранители необходимого федерального бесплатного экземпляра.

Кроме законов характера, в РФ действуют законы , регулирующие отдельные сферы сервиса и информационного производства «О средствах массовой информации» (1991 г.), «Патентный закон РФ» (1992 г.), «О правовой охране программ для электронных выделительных баз и машин данных» (1992 г.), «Об авторском праве и смежныхправах» (1993 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «О связи» (1995 г.), «О рекламе» (1995 г.), «О музейном фонде музеях и Российской Федерации РФ» (1996 г.), «О национальной и военной тайне» (1993 г. с трансформациями от 06.07.1997) и др. Данный перечень дополняют законы: «Базы законодательства РФ об Архивном фонде архивах и Российской Федерации» (1993 г.), «Положение о национальной совокупности научно-технической информации» (1997 г.) и др.

Одной из главных неприятностей российского информационного законодательства есть контроль со исполнительных органов и стороны законодателя за соблюдением принятых правовых норм. Особенно довольно много нареканий приводят к законов «Об авторском и смежных праве », «Об необходимом экземпляре документов», «О рекламе» и др. Законодательство испытывает недостаток в совершенствовании в части приведения его в соответствие с интернациональными нормами права, отработки процедуры постоянного пересмотра отдельных правовых принятия и норм подзаконных актов.

7.2. Стандарты

Громаднейшее нормализуюшее значение для информационного производства имеют стандарты: интернациональные, национальные (межправительственные), национальные (ГОСТ), гармонизированные с западными стандартами ИСО (ГОСТ Р), отраслевые (ОСТ), фирм (СТП), корпораций, консорциумов.

Стандарты в области IT – это утвержденные в соответствии с действующим законодательством требования и единые нормы к понятийному аппарату, и к главным компонентам информационной разработке (ресурсам, средствам, способам, регламентам, продуктам и процессам информационного производства) и информационным совокупностям.

Стандарты делают функции эталонов:

а) нормализующих опытную терминологию;

б) предписывающих рациональную последовательность действий;

в) определяющих качества полезности (и показатели эффективности);

г) ограничивающих риск сверхнормативных издержек, брака, негативных действий на производителя, потребителя и т. п.

Западные стандарты в области IT разрабатывают Интернациональная организация по стандартизации (ИСО) – Intenational Standards Organization (ISO), Интернациональная электротехническая рабочая группа (МЭК) – International Electrotechnical Commission (IEC) и др.

Межправительственные стандарты действуют в рамках Содружества Свободных Стран (СНГ).

Пара комплексов (совокупностей) отечественных (межправительственных) руководящих документов и стандартов являются регламентами IT.

Особенное место в этом последовательности в собственности «Совокупности стандартов по данным, библиотечному и издательскому делу» (СИБИД). Эта совокупность (регистрационный номер 7) насчитывает около 60 действующих стандартов в области научно-технической информации, библиотечного дела, библиографической деятельности, издательского дела, научно-технической терминологии, архивного дела.

руководящие документы и Стандарты на автоматизированные совокупности объединены в комплекс «Информационная разработка» (регистрационный номер 34). Они вспоминали в конце 1980-х гг. как безграничный комплекс взаимоувязанных межотраслевых документов. Главное назначение стандартов данной группы – обеспечение информационных компонентов ресурсов и совместимости систем, переносимость прикладных программ и баз данных между отдельными операционными платформами. Они предъявляют требования к моделям, структуре, функциям информационных совокупностей, их отдельным компонентам, процессам, языковым средствам, процедурам тестирования и т. п. Так, ГОСТ 34.003-90. «Автоматизированные совокупности. определения и Термины» содержит понятийную чёрта автоматизированных совокупностей, их главных компонентов, показателей эффективности и специфических свойств, функционирования и процессов создания, описание снабжающих систем. В стандартах данного комплекса охарактеризованы главные стадии создания автоматизированных совокупностей (ГОСТ 34.601-90. Автоматизированные совокупности. Стадии создания; ГОСТ 34.603-92. Виды опробований автоматизированных совокупностей); предъявлены твёрдые требования к документации (виды, комплектность, структура, содержание), создаваемой на разных стадиях функционирования и создания информационных совокупностей (ГОСТ 34.201-89. Виды, обозначения и комплектность документов при создании автоматизированных совокупностей); классифицированы технические и иные снабжающие средства (ГОСТ 34.401-90. Средства технические периферийные автоматизированных совокупностей дорожного перемещения. технические требования и Типы).

Актуальными для сферы IT являются стандарты других систем, к примеру, Единая совокупность программной документации (ЕСПД, регистрационный номер 19). Стандарты этого комплекса связаны в основном с документированием функциональных черт программных средств, т. е. регламентируют процесс их разработки. Большинство стандартов ЕСПД была создана в 1970–1980-е гг., морально устарела и нуждалась в пересмотре на базе интернациональных требований. Исходя из этого в 90-е гг. в РФ были созданы на базе прямого применения западных стандартов ИСО: ГОСТ Р ИСО/МЭК 9294-93. Информационная разработка. Управление по управлению документированием ПО; ГОСТ Р ИСО/МЭК 9125-93. Информационная разработка. Оценка программной продукции. руководства и Характеристика качества по их применению и другие регламенты. С 1999 г. в России и бывших советских республиках введен базисный стандарт ЮСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Информационная разработка. Процессы жизненного цикла программных средств. В стандарте охарактеризованы функционирования и типовые процессы разработки компьютерных программ: главные (приобретение, поставка, разработка, функционирование, сопровождение), вспомогательные (решение проблем, документирование, управление конфигурацией, гарантирование качества), организационные (управление, создание инфраструктуры, усовершенствование, обучение).

Формируется система регламентов в области защиты информации, она включает национальные и западные стандарты (к примеру, стандарт ISO 17799 : 2000. Информационная разработка. Практический кодекс по менеджменту информационной безопасности; ГОСТ Р 50922-96. Защита информации. определения и Основные термины и др.), руководящие документы (РД) Госкомтехкомиссии России (ГКТ) («Концепции защиты средств вычислительной техники от несанкционированного доступа к информации», «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Показатели защищенности от несанкционированного доступа к информации», «Автоматизированные совокупности. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных требования и систем по защите информации» и др.).

Регламентирована сертификации оценки и процедура качества БД и программных продуктов (ГОСТ 28195-89. Оценка качества программных средств. Неспециализированные положения; ГОСТ 28806-90. Уровень качества программных средств. определения и Термины и др.).

Национальные и западные стандарты на программные средства и автоматизированные системы обработки данных является рекомендацией и становятся необходимыми , если соглашение на разработку программных средств либо автоматизированных совокупностей содержит ссылку на конкретные регламенты.

Внедрение в практику информационных учреждений менеджмента качества нереально без опоры на стандарты Совокупности менеджмента качества ISO 9000.

Сотрудничество информационных совокупностей, сетевые информационные разработки обеспечивается регламентами особенного вида – протоколами.

Протокол – совокупность правил, нормализующих процедуры и формат обмена информацией между взаимодействующими подсистемами и компонентами информационных совокупностей, к примеру, протокол передачи файлов с компьютера на компьютер (File Transfer Protocol – FTP), обширно применяемый в среде Интернет; протокол обмена HTML – документами (Hypertext Transfer Protocol – HTTP); Z39.50 – несколько стандартов и соответствующих им протоколов, снабжающих сетевой поиск в распределенных информационных совокупностях.

Интернет как виртуальное объединение десятков тысяч локальных, региональных, национальных и интернациональных сетей стал действительностью потому, что разработчики смогли предложить такие протоколы обмена данными в сети, каковые были приняты и поддержаны де-факто как единые стандарты обмена между всеми существующими типами локальных сетей в мире.

В условиях глобализации информационного пространства, информатизации всех сфер людской деятельность стандартизация и унификация IT, совместимость их программного, технического, лингвистического обеспечения становятся главными теоретическими, практическими и организационными проблемами информационной деятельности.

7.3. Нормативная документация

Понятие «нормативный документ» будем использовать в узком смысле: документ, устанавливающий нормы и нормативы (расчетные размеры всех видов затрат) на производство информационных продуктов и одолжений.

Это допущение нужно чтобы не отождествлять понятия «нормативный» и «регламентирующий» применительно к документационному обеспечению IT.

В индустрии норма характеризует максимально допустимую полную величину затрат живого и овеществленного труда на единицу производимой продукции либо делаемых работ в определенных условиях производства. Исключение образовывает норма выработки – минимальная величина выпуска продукции в единицу времени.

Норматив есть обобщенным показателем, характеризующим степень применения производственных ресурсов. Нормативы смогут выражаться полными значениями (нормативы штатной численности, запаса ресурсов, длительности процессов и т. п.) и относительными размерами (себестоимость – финансовый эквивалент всех видов затрат на единицу продукции, удельная трудоемкость – затраты времени на производство единицы продукции, фондовооруженность – цена главных производственных фондов в расчете на одного работника и т. направляться.). Следовательно, нормативная документация содержит заданные количественные параметры производства: его количеств, эффективности, расхода ресурсов, технической оснащенности и тому аналогичных черт.

Существуют разные способы разработки нормативных документов:

• расчетно-аналитический: на базе сочетания экономических расчетов всех видов затрат с анализом производственных условий;

• умелый: на базе наблюдений за производственным процессом и замера фактических затрат времени, других ресурсов и расходов материалов на предоставление услуг и выпуск продукции;

• отчетно-статистический: на базе отчетно-статистических информации о среднем расходе единиц нормирования за прошлый период;

• способ заимствования: применение норм, созданных для других фирм, организаций, отраслей либо сфер деятельности.

Применение любого способа нормирования (либо их сочетания) требует особых определённых навыков и знаний. Исходя из этого централизованная подготовка нормативной документации владеет очевидными преимуществами в плане действенного применения интеллектуального потенциала, радиальной организации работ и прогнозируемого результата.

Все охарактеризованные выше нормы и нормативы применяются в информационном производстве, в большинстве случаев в виде отраслевых либо межотраслевых норм времени на главные информационные процессы либо норм выработки отдельных видов информационной продукции, типовых нормативных сроков исполнения отдельных видов работ, нормативов трудоемкости, ресурсной обеспеченности, расхода материалов, эффективности и тому аналогичных регламентов. Сложность научно трудоёмкости и обоснованного нормирования длительности информационных процессов обусловлена в основном интеллектуальным характером деятельности, которая связана с созданием, семантической обработкой, поиском информации, предоставлением информационных одолжений.

Web Apps of the Future with React by Neel Mehta


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: