Тема: методические основы чтения лекции

Замысел:

1. Структура лекции и ее методическое оснащение;

2. Неточности лектора и рекомендации лектору.

Вопрос.

Основательная и всесторонняя подготовка к лекции – это всего лишь потенциальная возможность ее прочтения. Лекция совершается на глазах у слушателей, исходя из этого от методически грамотного ее чтения зависит, полюбят ли слушатели, преподносимую науку, захотят ли ею заниматься.

Самое тяжёлое в публичной лекции ее начало: первые слова, обращенные к аудитории, уже должны привлечь интерес и создать настрой на будущее.

Первое представление о лекции содержится в формулировке ее темы. Формулировка должна быть по возможности краткой, высказывать сущность основной идеи, быть привлекательной по форме. Лектор говорит о значении данной темы, на последующее усвоение знаний, говорит, как материал может оказать влияние на развитие личности студента, как материал значителен для опытного становления студентов. Потом лектор информирует цель лекции и диктует ее замысел, наряду с этим нужно ориентировать аудиторию на последующий контроль знаний (в то время, когда и как, по каким вопросам будет осуществлен контроль). Полезно указать на преемственность материла, сообщение с прошлым и будущим.

Темп изложения вводной части лекции должен быть выше темпа изложения главной части, это делается с целью вынудить студентов психологически собраться и сосредоточится, среднее время 5-7 мин..

Переход к изложению первого вопроса в основной части происходит по окончании паузы, дающий возможность сосредоточится и готовиться к восприятию материала. На протяжении паузы лектор обязан проверить все ли слушатели готовы к воспроизведению лекции (позы, выражение лиц, беседы). Умелый учитель, увидев не готовых к восприятию студентов, произносит краткую мобилизующую фразу, останавливает взор на нерадивых, именует фамилии либо имена и не тратит время на долгие замечания (одна ироничная фраза – инцидент исчерпан).

По форме изложения и построения материала лекции разнообразны, и многих учителей высшей школы не удовлетворяет пассивность аудитории.

Чтобы преодолеть данный недочёт, необходимо всеми методами придать лекции проблемный темперамент, что побуждает аудиторию к познавательной активности, творчеству.

К активным средствам чтения лекции возможно отнести: обращение к студентам с вопросами, уточнение познание главных идей и фактов темы; организация мини споров, дискуссий, столкновение различных точек зрения по выдвинутым положениям; постановка вопросов, задач с множественностью ответов; личный стиль изложения материала; обеспечение обратной связи.

Очень серьёзное значение для процессов преподавания имеет чувство аудитории как неотъемлемая, своеобразная свойство лектора, проявляющаяся в возможности видеть всю аудиторию и заботиться о ее познавательной активности.

Лектор обязан постоянно смотреть за формой и содержанием изложения и за лимитом времени, (учитывать по каждому вопросу темы). Очень многое зависит от личных качеств лектора. От его способности раскрыть собственные возможности, личную позицию к читаемой дисциплине, к собственной коммуникативной способности, дидактические свойства, уровень профзнаний. Это нелегкая работа, исходя из этого специальная тренировка и опыт приходит на помощь лектору. В общении с аудиторией значительную роль играются обращение, жесты, позы, манеры и целый вид лектора.

Устная обращение лектора, ее внятность, точность, эмоциональность, образность определяют усвоение и понимание материала. Образность речи, применение таких ее стилистических фигур как сравнение, риторические вопросы, персонификации, метафоры, аллегории, преувеличения, и совершенствование ясности речи посредством цитат, афоризмов, пословиц, поговорок есть необычной словестной наглядностью.

Серьёзным показателем мастерства лектора есть темп его речи, начинающие учители в большинстве случаев говорят скоро, исходя из этого студенты не успевают, не только осмыслить сообщённое, но и время от времени записывать. Более половины всех взрослых людей не в состоянии запомнить на слух предложение из 13 слов, а долгие (18 слов) предложения способны осознать не более 15% аудитории. В случае, если цепочка слов больше 6 секунд слушатели теряют нить фразы, исходя из этого оптимальной считается скорость чтения лекции, равная не более 2 словам в секунду.

Однако, лекция должна быть динамичной. Все, что есть серьёзным, главным, значительным, ответственным – должно произносится медленнее, интонационные подчеркивания, акцентироваться и при необходимости повторить. Это и дает студенту возможность записать значительную данные. Но диктовать лекцию не рекомендуется кроме того по требованию студентов.

Значительная изюминка речи лектора – громкость: через чур громкая обращение утомляет нервную совокупность, истощает ее, а у некоторых студентов приводит кроме того к утрата работоспособности, и наоборот, низкая обращение действует убаюкивающе, приводит к скуке. Большой тембр напрягает либо утомляет стремительнее, чем низкий.

Устная обращение, включает в себя интонации, логические паузы, которыми лектор и высказывает эмоциональное отношение к учебному материалу.

Лучшими чертами в виде являются: корректность, энтузиазм, уверенность дружеский тон.

Хороший лектор постоянно следует принципу «мы», а не «я» и «они», что оказывают помощь демонстрировать и невербальные компоненты лекции. Заинтересованные слушатели в большинстве случаев наблюдают в лицо оратора, исходя из этого рекомендуется постоянно смотреть за выражением собственного лица, а при необходимости тренироваться перед зеркалом, насыщая различными чувствами произносимый текст.

Утратить визуальный контакт весьма : лишь время от времени взглянуть в окно, на стены, опускать глаза, поднять к потолку, уткнуться в записи либо одну точку. Обижает и смущает безлюдной взор «аудитория – безлюдное пространство».

Зрительный контакт с аудиторией это контакт глаз и с аудиторией в целом, и с каждым слушателем раздельно. Таковой контакт достигается медленным переводом взора с одной части аудитории на другую, избегая наряду с этим упорного взора (не более 30 секунд). В случае, если лектор воодушевлен целью и обращается к аудитории, призывает ее к соучастию, то и слушатели отвечают размещением.

Поза лектора может высказывать как уверенность, устойчивость, так и скованность, робость. Исходя из этого предлогу психологи дают рекомендацию упражняться в манере верно находиться , пока чувство равновесия, устойчивости не станет привычным.

Слушая лекцию, студенты в большинстве случаев присматриваются к нему: они обращают внимание не только на технологии общения, конкретные методические приемы, но и на то, как он стоит, какое выражение лица, другими словами на неосознаваемом уровне делают для себя вывод, на какое количество, красив им данный человек, станут ли принимать то, что он сообщит. Умение обладать собой, верно пользоваться жестами – задача нелегкая, поскольку в сочетание со словами конкретно жесты усиливают их звучание.

В случае, если у лектора появляется желание сделать жест, перемещение, подавлять его не нужно, но жесты должны быть непроизвольными. Не каждая фраза испытывает недостаток в подчеркивании ее жестом, жестикуляция – не постоянный процесс, это всего лишь элемент позы, требующий новизны и разнообразия.

В случае, если в ходе чтения лекции учитель не позаботится о ее завершении, то время на результат, выводы не будет вычисленным, лекция возможно прервана на полуслове. В большинстве случаев для заключения по теме нужно 5-7 мин.: за это время он обязан коротко остановиться на главном моменте темы, подводя результат сообщённому, возможно дать рекомендации и указания по литературе и самостоятельной работе студентов, с которой они обязаны познакомиться. не меньше значительно ответить на вопросы аудитории.

Завершать лекцию необходимо конструктивно по содержанию («пробежка» по главным выводам) и положительно по эмоциональному настрою. Студенты должны уйти с лекции в хорошем настроении, активном тонусе, но – основное – заинтересованными, с жаждой на следующий день слушать этого лектора.

Вопрос

Возможно выделить последовательность обычных неточностей мешающих восприятию, успешному усвоению студентами учебного материала.

Неточности лектора (В. С. Герасимова):

1. Нередкое и неоправданное потребление научной терминологии без соответствующего пояснения, необходимых повторов, необходимого разъяснения смысла лексического значения терминов;

2. Высокая плотность новых понятность (нужно вводит менее 10 терминов, не забывая об количестве внимания);

3. Неточный, тяжелый, сухой язык изложения;

4. В то время, когда лекция носит сугубо теоретический темперамент: излагаются научные идеи, способы изучения, описания опытов, но совсем отсутствуют сведения об их практической ценности, применении в жизнедеятельности человека, в науке, и в быту;

5. Прикованность лектора к конспекту;

6. Ужас перед аудиторией (обусловлен разными факторами);

7. Демонстрация гордости: время от времени неосознанно лектор поднимается на позицию «я» и «они» («я» — опытный, трудолюбивый, а «они» — ленивые, глупые…). Это и формирует отчуждения и ощущение дистанции между лектором и студентами.

8. Демонстрация менторской позиции (назедающий, поучающий). Целесообразнее, в особенности молодым учителям, занять позицию делового содружества, соучастия в ходе.

Рекомендации молодому педагогу (Ю. Г. Шнайдер):

1. Без шуток относитесь к вводной лекции;

2. Быть самим собой;

3. Студенты должны ощущать совокупность;

4. Темп должен быть выбран средний;

5. Не переоцените заинтересованность студентов лекциями;

6. Не впускайте опоздавших в аудиторию (в случае, если сами не опаздываете);

7. Не жалей времени на объяснение баз (лучше меньше, но глубже)

8. Разреши понять студентам, что будет хороший конспект;

9. Не говори, не просматривай, а разговаривай;

10. Просматривай не скоро и не медлительно, увлеченно;

11. Заглядывай в конспект, позволяя понять, что делаете это, дабы не нарушать схему лекции;

12. Где и как возможно высказать собственный отношение к какому-либо вопросу;

13. Доказательства бывают 3-х видов; не применяйте подтверждение от лукавого;

14. Просматривай еще что будет;

15. Старайся выдать жалкий, но экспромт;

16. Приводите примеры из области близкой студентам;

17. Студенты должны быть соучастниками процесса;

18. Не умиляйтесь и не гордитесь, в случае, если ставите двойку либо пятерку, и, напротив;

19. Обучайся;

20. Будь хозяином положения;

21. Не умиляйся, в случае, если один из сотни задаст вопрос;

22. Не доводи до зубрёжки и штурмовщины.

Тема: варианты и Виды лекций их чтения

Замысел:

1. Лекция в совокупности опытного обучения;

2. Проблемная лекция;

3. Популярная лекция.

Вопрос.

На данный момент в опытном образовании употребляются разнообразные модели обучения, хорошие друг от друга по целям обучения, содержанию и темперамент педагогического управления. Это такие модели: описательно – иллюстративные; бихевиорально – технологические; постепенного формирования умственного действия; проблемная; контекстная.

К последней технологии опытного обучения возможно отнести, А. А. Вербицким знаково – контекстную модель. Он осуждает классические модели обучения за отсутствие в них связи теории с практикой; такие модели не развивают у будущих экспертов опытного мышления, умение решать опытные задачи и самостоятельно принимать комплексные ответы, другими словами студенты беззащитны и пассивны. А в контекстной модели намерено создана такая обстановка внешних и внутренних условий деятельности человека, каковые не просто влияют на понимание и восприятие конкретной обстановке, но и заставляет преобразовывать эту обстановку. Контекстное обучение предполагает усвоение информации сразу же в контексте будущей профессии, поскольку эксперта возможно развивать лишь на протяжении разрешения и анализа опытных неприятностей.

А. А. Вербицким сформулированы ключевые принципы контекстного обучения:

1. Личная включенность студента в учебную деятельность;

2. Моделирование в учебной деятельности содержания, форм, условий профессиональной деятельности.

3. Проблемность и в содержании, и в ходе учебной деятельности.

4. Адекватность форм организации целям обучения, другими словами опытной подготовки;

5. Ведущей роли совместной деятельности (студент – студент, студент учитель);

6. воспитания единства профессионала и Принцип обучения.

В контекстном обучении существуют 3 базисные формы деятельности:

1. Учебная активная деятельность (информационная лекция);

2. Квазипрофессиональная деятельность (деловая игра, как форма аудиторной работы, в которой воссоздается предметное, социальное, психотерапевтическое содержание профессионального труда);

3. Учебно — опытная деятельность, в ней студент делает функции эксперта (это производственная практика, написание курсовых и дипломных работ, в то время, когда учебная деятельность переходит в опытную)

Контекстная лекция предполагает такие формы отвлечённого обучения как: проблемная лекция; лекция – визуализация; лекция вдвоем; лекция с запланированными неточностями; лекция пресс-конференция.

В контекст будущей профессии возможно включен любой из видов этих лекций в виде опытных иллюстраций к главным положениям. На семинарских и практических занятиях особенно популярна деловая игра, ввод студента в обстановку профессиональной деятельности и выработка опытных навыков и умений.

Вопрос.

Идеи проблемного обучения довольно давно появились в дидактики. Узнаваемые идеи были предложены Д. Брунером, Дж. Льюи, ,Н.Я. Лернером, А. М. Матюшкиным, М. И. Махмутовым, В. Оконь.

Кое-какие главные понятия проблемного обучения – это проблемная обстановка, демонстрация психологического состояния при нехватке знаний (несоответствие между незнанием и знанием, побуждающее к действию); проблемная задача, в то время, когда уже выделено условие и решение и искомое возможно отыскано известным методом.

Построение проблемной лекции учитывает принцип проблемности в содержании учебного материала и в его обучающих функциях. Содержание проблемной лекции представлено не в виде текста, излагаемого педагогом, а в виде учебных неприятностей, в которых отражаются настоящие несоответствия науки, практики, учебной деятельности.

Процесс обучения выстроен как диалог и как сотрудничество.

Проблемное изложение осуществляется на различных уровнях:

1 уровень. Изложение материала самим учителем в виде беседы с аудиторией, с постановкой исследовательских задач. Громадную роль в этом играется эмоциональный настрой самого учителя. Проблемная лекция этого уровня имеет недочёт: деятельность слушателей всего лишь сопереживание.

2 уровень достигается при чтении проблемной лекции, в случае, если учитель формирует проблемные обстановки, формулирует несоответствия, а обучающиеся включены в его обсуждение, учитель лишь направляет дискуссию, может сам выдвигать догадку. В этом случае студенты личностно и интеллектуально активны. Изложение материала лекции идет как озвучивание мышления.

Проблемная лекция делает следующие дидактические функции (А. М. Матюшкин, Б. Ц. Бадмаев):

1. Активизирует внимание студентов; этому содействует атмосфера и проблемное начало лекции оживляемая ответом задачи;

2. Развивает творческое мышление: согласно данным А. М. Матюшкина при проблемном обучении более 70% студентов справляются с задачами наибольшего уровня сложности, а при классическом обучении только 15%;

3. На протяжении лекций происходит формирование навыков обучения; научного мышления и научной дискуссии;

4. Проблемная лекция включает студентов в дискуссию реально существующих и научных неприятностей ( по В. Я. Ляудис).

Но проблемную лекцию не всегда возможно применять, поскольку для ее организации необходимы и достаточный уровень знаний студентов, их опытная подготовка и определенный интеллектуальный уровень, и интерес к самой проблеме.

Да и чтение таковой лекции доступно не всем лекторам: нужен большой уровень профессионализма, обширный опыт чтения лекций, умение прогнозировать движение дискуссии, блестящее знание материала, хорошая специальная тренировка и методическая подготовка.

Вопрос.

Популярная лекция – одна из форм просветительской деятельности психолога.

Цели:

1. Содействовать углублению и расширению психотерапевтических знаний у населения, формирование знаний о психологии, другими словами обеспечение психотерапевтической грамотности;

2. Личностный и опытный рост людей, гармоничные отношения между ними.

Как ни парадоксально, но реализация этих целей для опытных психологов сложна. Самоукина Н. В. думает, что профессионально отлично подготовленные психологи не как следует просматривают лекцию.

Уровень качества зависит от: избранной темы; содержания информации; методики изложения; мастерства.

Тему для популярной лекции подбирает сам лектор, он руководствуется характером аудитории, возрастным и половым ее составом, подготовки, о которой обязан взять сведения заблаговременно. Лишь наряду с этим условии программируется содержание лекции. Лектор обязан позаботиться о том, дабы тематика была увлекательна аудитории: к примеру, младшему школьнику будут занимательны психотерапевтические игры, демонстрация занимательных загадок и опытов; детям – о межличностном отношении, о дружбе со сверстниками, с другим полом, об экстрасенсорных свойствах; любимые темы парней – психология характера, свойств, совместимости, брака и проблемы любви; своих родителей в большинстве случаев тревожат неприятности воспитания детей различного возраста, возможности оказать помощь детям обучаться наладить общение с собственным ребенком; а вдруг в аудитории будут специалисты, их будет интересовать, чем психолог может оказать помощь их личностным проблемам и в профессиональной деятельности.

Содержание популярной лекции возможно охарактеризованным теми же параметрами, что и отвлечённая лекция: она обязана строится на научной базе, быть занимательной (вызывать живой отклик аудитории).

Но степень научности тут не столь громадна как в отвлечённой лекции: ссылки на эксперименты и имена ученых должны быть очень ограниченны, достаточно в начале лекции указать концепцию, в рамках которой будет изложен материал и назвать авторов. Теоретические рассуждения в лекции не целесообразны, а описание долгих научных опытов сделает лекцию малопонятной.

Доступность достигается понятной терминологией: в случае, если студент – психолог обязан обучиться мыслить языком науки, то у слушателя популярной лекции таковой цели нет. Количество особых слов быть минимальным, а термины, без которых никак нельзя обойтись необходимо мочь растолковать на бытовом языке сходу при первом потребление и многократно повторять эти разъяснения при каждом потреблении данного термина, тогда текст будет уяснен.

При подготовке популярной лекции направляться особенное внимание выделить доказательности информации, которая сильно зависит от подбора жизненных примеров, опоры в примерах на слушателей, подходящих иллюстраций.

Количество популярной лекции ограничен: в большинстве случаев количество информации готовится на максимум 30-50 мин. изложения в зависимости от возраста слушателя.

Занимательность (= интересность) лекции имеет содержание и первостепенное значение будет занимательным при условии, что ее материал будет новым для слушателей, приближенность к судьбе, имеет для слушателей личностный либо опытный суть.

Процесс чтения лекции сугубо личен, другими словами зависит от личных его подготовленности и особенностей лектора.

Методические советы по чтению популярной лекции:

1. Установить контакт с аудиторией: это должны быть равноправные отношения, вместо «я» — «мы», без возвышения над аудиторией, без возмущения по поводу незнания;

2. Включать в лекцию элементы рассказа и беседы;

3. Смотреть за аудиторией, всегда держать обратную сообщение и поменять манеру чтения, соотнесения ее с эмоциональным состоянием аудитории;

4. Выполнять оптимальный темп, не спешить, смотреть за энергетикой аудитории.

5. Смотреть за речью;

6. Стараться быть самим собой;

7. На завершающем этапе для очень заинтересовавшихся слушателей порекомендуйте, обрисуйте интересные книги, фильмы по теме; сделайте резюме, создайте оптимальный настрой у слушателей.

Тема: проведения и Методика подготовки семинарских и практических занятий

Замысел:

1. Семинарские занятия: цели, возможности, подготовка;

2. Практические занятия;

3. демонстрации занятия: и Лабораторные опыты.

Вопрос

Семинарские занятия проводились еще в римских школах как сочетание спора, комментариев преподавателя и сообщений учеников. В современной средней и высшей школах обширно распределяется как необычное практическое занятие. Это одна из активных форм обучения в Институте.

Цели семинара:

1. Углубление изученного теоретического материала;

2. Формирование навыка независимой переработки научных текстов, обобщение материала, развитие критического мышления студентов;

3. Развитие самостоятельности в освоении знаний, инициативности и творческих способностей;

4. Формирование у студентов навыка публичного выступления, способности рассуждать перед аудиторией и защищать собственную точку зрения.

В практике современного обучения применяют следующие виды семинара: семинар – конференция (студенты выступают с докладами. каковые сразу же обсуждается всеми участниками группы под управлением учителя; в опытном обучении семинар лучше строить в русле избранной студентами профессии, тогда теоретические сведения из дискуссии войдут в их опытный арсенал); семинар – дискуссия (проблемный семинар; упор делается на протяжении научной дискуссии на инициативность студентов в поиске материалов и участие их в дискуссии; крайне важно дабы источников информации для обсуждений и докладов было как возможно больше, дабы в дискуссии были представлены различные мнения на проблему; организатор — учитель); вопросно-ответная форма употребляется для обобщения уже пройденного материала. Процедура проверки забудь обиду: учитель задает вопрос, желающие отвечают, учитель комментирует, контроль учителя за результатом необходим. Развернутая беседа по замыслу: беседа употребляется при освоении очень тяжёлого материала. Инициатор беседы учитель, студенты выступают с подготовленными сообщениями либо высказывают собственное мнение, наряду с этим непременно следя по замыслу. Обсуждение фильмов, опытов, опытов, оформление текстового материала в схемы и таблицы.Учебно-ролевые игры. Для их проведения в любой момент заблаговременно определяются вопросы для дискуссии (3 — 4) и критерии оценки выступающих. Несколько разбивается на микрогруппы (в зависимости от характера материала), в них распределяются роли организаторов, докладчиков, содокладчиков (практика), критика либо оформителя и оппонента . учитель либо жюри из студентов по заявленным заблаговременно параметрам оценивают параметры выступления. Главное внимание – качеству информации, научности, значимости, доступности, занимательности.

Возможности семинара в обучении существенно выше, чем лекции, поскольку на семинаре 1. Происходит снятие психотерапевтических барьеров у студентов, исчезает стеснительность, неловкость, неуверенность при общении с учителем; 2. Студенты становятся более активными, они закрепляют на семинаре знания, обучаются доносить идея до слушателя, навыки дискуссии, публичного выступления, общения, лучше запоминается материал; 3. Учитель имеет возможность детальнее и глубже донести учебный материал и пополнить его всех данных; 4. На семинаре учитель приобретает возможность лучше определить студентов, их обычные неточности, собственные недочеты, а это разрешит ему вовремя вносить трансформации в читаемый курс, корректировать и улучшать обстановку общения.

Подготовка учителя к семинару происходит в таковой последовательности: сперва он просматривает учебную и методическую литературу по теме, формулирует наименование темы семинара соответственно характера и цели информации. Затем составляется замысел с вопросами для дискуссии, а перечень литературы для ответов на эти вопросы дается непременно с указанием страниц. Литературу к семинару отбирают с учетом ее новизны (в большинстве случаев лучше новые издания), количества, сложности текста, доступности для доступности и понимания в поиске. Многие педагоги применяют с целью этого хрестоматии, статьи и намерено созданные методические пособия.

Учитель обязан сказать студентам критерии оценивания их выступления и указание временного показателя. Учителю нужно готовить заблаговременно вопросы для проверки и контроля усвоения учебного материала студентами и порции дополнительного материала, каковые может оказаться новым. Помимо этого по каждому вопросу замысла преподаватель заблаговременно готовит резюме, коротко формулируется одной – двух фразах информация для записи в тетрадях.

методические рекомендации и План по подготовке семинара предоставляется студентам заблаговременно.

Методически грамотным будет по окончании семинара проведение анализа его эффективности для предупреждения неточностей.

Вопрос.

В отличии от семинарских практические занятия предназначены в первую очередь для систематизации главных понятий.

Цели:

1. Оказать помощь студентам осмыслить материал;

2. Установить практики и связи теории;

3. Научить переносить знания в новые обстановки;

4. Оказать помощь студентам понять сообщение научного знания с будущей профессией.

Дидактические средства, применяемые на практических занятиях:

1. Разного рода учебные задачи (прямые, косвенные, опытные, задания, частные вопросы);

2. Задания на составление таблиц, схем, освоение руководств, интерпретации результатов диагностики и др.;

3. демонстрации и Опыты;

4. Задания по профессиональной деятельности;

5. Изучение диагностических методик (цель, процедура, обработка, интерпретация данных).

Подготовка к практическому занятию другая чем к семинару: учитель обязан выделить для себя недостающие нюансы учебного материала по каждой теме и по каждому из качеств подготовленности по 2 – 3 задания для практического занятия. Сделать это тяжело, поскольку публикуемые в книжках задания громоздки, объемны, не соответствуют целям. Приходится обращаться к особым изданиям либо придумывать задания самим. Сложность данной работы увеличивается благодаря тому, что таких заданий лишь на одно практическое занятие необходимо иметь десятки таких заданий.

Вопрос.

Лабораторные занятия нужное звено учебного процесса в Институте; по психологии это, в большинстве случаев, одна из форм обучения по направлениям неспециализированной и экспериментальной отраслей.

Цель лабораторного занятия – научить исследовательскому подходу в изучении психологии как науки. Конкретно тут студент знакомится с базами опыта, наблюдения, применяет другие способы изучения; ему прививают опытный интерес к экспериментальной работе – он получает обработки ряда проведения и первые навыки опытов хороших методик. Ясно, что это содействует усвоению более глубоких материалов науки.

Существует 2 вида лабораторных занятий:

1. Занятия в особых лабораторных условиях с применением технической оборудования и аппаратуры;

2. Лабораторные занятия проводятся в неспециализированных аудиториях.

Разработку лабораторных занятий осуществляет сам учитель, обращается наряду с этим к известным пособиям Б. М. Сосновского и под редакцией учителей МГУ – это лабораторные практикумы по неспециализированной психологии либо практикумы по экспериментальной психологии.

На лабораторных занятиях студентам предоставляется возможность пройти диагностическое обследование посредством множества аппаратурных методик (к примеру, познакомится с работой детектора лжи).

Успешное знакомство с опытом допустимо при ознакомлении студентов с определенными правилами; с их ознакомлением:

1. Предварительно, шепетильно ознакомится с нужными вопросами теории, с уже имеющимися в науке результатами, с методикой грядущего опыта, с оборудованием для него и с аппаратом математической обработки взятых данных;

2. В связи со строгим лимитом времени лабораторно-практических занятий студенты обязаны знать и четко делать рабочие обязанности экспериментатора, помощника, испытуемого, наблюдателя;

3. При анализе и оформлении лабораторных работ по особым требованиям направляться обратить особенное внимание на аргументацию и формулировки выводов по итогам. Эти описания результатов, четкость формулировок выводов и должны учитывать при зачете лабораторных.

В простой аудитории выполняют лишь те лабораторные, каковые не требуют особого оборудования; в большинстве случаев это работы с диагностическими тестами для которых хватает наличия текстовых заданий, руководств, бланков ответов.

Конкретно лабораторно – практические занятия отрабатывают навык постановки диагноза, обработки личных и групповых результатов, их интерпретация.

Задачи учителя – обеспечить познание студентами каждого из этапов эмпирического изучения, проконтролировать уровень усвоения этих позиций в конце. Таковой контроль осуществим лишь при маленьком количестве студентов в группе, исходя из этого для лабораторно-практический занятий несколько делится на подгруппы (пополам).

На аудиторных лабораторных занятиях в большинстве случаев делают и самые различные упражнения для выработки опытных навыков консультирования, делового сотрудничества, психотерапии: это возможно работа в парах, техника безлюдной стул, групповой портрет и др., узнаваемые в психотерапии приемы (подобно упражнениям на тренинге).

На лабораторных занятиях целесообразно устраивать опыты и демонстрацию с выводами и последующим обсуждением.

Демонстрация – это показ учителем фрагментов опытов, иллюстрации некоторых психотерапевтических закономерностей либо связей между психологическими явлениями. В большинстве случаев к демонстрациям относят подобного рода показы: иллюзии восприятия, фрагменты учебного фильма, театрализацию как демонстрацию, ситуации, в которых бы проявлялись закономерности психики.

Опыт предполагает исполнение определенных действий со студентами с целью убедиться в достоверности психологического явления: к примеру, это возможно опыт по установлению различий между восприятием и ощущением. Опыт игра, разыгрывание обстановок: учитель дает краткое описание обстановок, которую студент обязан разыграть, задаются вопросы, ответ, на что да либо нет. Чем меньше вопрос и правильнее учебная обстановка, тем стремительнее находится победитель игры.

Методика чтения лекций проф. В. Музыченко


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: