Замысел лекции:
- Социологическое определение культуры.
- Уровни культуры: эмпирический, нормативный, ценностный.
- Влияние ценностно-смыслового уровня культуры на поведение людей и динамику общества.
- Неприятность сотрудничества общезначимой и локальной совокупностей фундаментальных сокровищ.
- Социологическое определение культуры.
Культура с социологической точки зрения является системой самые фундаментальных публичных идей, значений и ценностей. Эти культурные стандарты направляют и регулируют поведение коллективов и людей, дают вектор развития всему обществу. К примеру, многие особенности современной совокупности образования, в случае, если сравнивать ее с той, которая существовала в доиндустриальную эру, определяются не только потребностями технического прогресса, как в большинстве случаев принято сказать в таких случаях, но совсем новой ролью научных знаний, научного мышления в современную эру. В современном обществе рационально-научное знание есть одной из наиболее значимых жизненных сокровищ человечества, что предопределяет отношение к нему как общества, так и отдельных людей. В известном смысле роль научного знания в современном обществе возможно уподоблена неповторимой роли религии в жизни доиндустриальных обществ: и то и другое занимает высокое место в совокупности культурных сокровищ общества. Свойственная современному обществу иерархия сокровищ, в котором научное знание занимает одно из самых высоких мест, обусловливает смену всего жизненного уклада общества, меняет сам образ судьбы людей.
Отталкиваясь от данного примера, возможно дать следующее определение культуры: культура является системой социально купленных и показываемых от поколения к поколению значимых знаков, идей, сокровищ, вер, традиций, правил и норм поведения, при помощи которых люди организуют собственную жизнедеятельность.
- Уровни культуры: эмпирический, нормативный, ценностный.
При социологическом анализе культуры возможно выделить три главных ее уровня. Первый — эмпирический, представленный организациями и учреждениями, обслуживающими культуру (театры, библиотеки, кино, объединения и творческие союзы, научные учреждения, церковь и др.). Они смогут быть объектом особых изучений — социологии мастерства, религии, науки и др.
Второй уровень в социологических работах в большинстве случаев именуют коротко — нормативным. Под ним подразумеваются входящие в данную культуру правила и различные нормы, регулирующие поведение социальных групп и человека. Они смогут быть как институционализированными, т.е. опирающимися на общепризнанную мораль и право, законы либо ведомственные руководства, в случае, если речь заходит, к примеру, о каком-то учреждении, и дополняющие их формальные санкции разных типов, так и неинституционализированными (неформальными). При таких условиях они опираются не столько на закон и право, сколько на мораль группы и социально-психотерапевтическую воздух, неписаные кодексы поведения. Нормы не появляются неожиданно в зависимости от той либо другой ситуации. Они являются неотъемлемый элемент культуры и теснейшим образом связаны с господствующими в обществе сокровищами, совершенствами, знаками, верами и др.Одинаковая социальная норма, к примеру, эталон брачного поведения, в разных государствах и в различные исторические эры имеет множество вариаций. Скажем, в современной японской семье супруга не связана с производственной деятельностью, ее обязанности сугубо домашние — быть хранительницей домашнего очага, заниматься бытом и воспитанием детей. Трудиться — это привилегия мужчин. Другая картина в Европе, где дама деятельно включилась в публично-производственную деятельность, и во многих семьях имеет место демократический тип власти. Еще больше нюансов мы можем подметить в личных отношениях между супругами, распределении домашних обязанностей, изюминках воспитания детей и т.д.
Уточним понятия, при помощи которых описывается воздействие неинституционализированных социальных норм. Традиция — понятие самоё широкое по собственному смыслу и содержанию — представляет собой один из ответственных механизмов трансляции культуры, сокровищ, знаний, вер, норм. В доиндустриальных обществах, в особенности примитивного типа, традиция господствовала во всех сферах судьбы, опиралась на религиозные заповеди, ритуалы, обычаи и др. Традиция, в большинстве случаев, подразумевает необходимость обращения к прошлому опыту, пытается его сохранить и закрепить, т.е. она консервирует публичную судьбу, противостоит социальным трансформациям. Господствующая роль сознания и традиционного поведения в доиндустриальных обществах детально освещена в трудах социологов и этнографов, что послужило основанием для обозначения доиндустриальных обществ как классических в противоположность современным индустриальным.
Термин обычай время от времени употребляется как синоним традиции, не смотря на то, что практически он выступает одним из основных инструментов ее реализации. Обычай подразумевает неуклонное следование определенной норме, стереотипу поведения, которое поддерживалось господствующей религиозной традицией. Обычаи игрались только ключевую роль в жизни первобытных народов, практически все стороны судьбы первобытного человека от рождения до похорон регулировались обычаями и тесно связанными с ними ритуалами, обрядами, культовыми действиями. Как продемонстрировал еще Э. Дюркгейм, такая твёрдая, механическая, по его терминологии, регуляция поведения людей в первобытных культурах снабжала большой уровень сплочённости и социальной интеграции, но, к тому же, человек той эры не владел развитым самосознанием, его мышление было полностью детерминировано сознанием и моралью группы. Значительной чертой обычая, на которую обратил внимание У. Самнер, посвятивший изучению народных обычаев особый труд, в котором он пытается совершить разграничение между общественными нравами и обычаями, есть то, что он основывается на вере, а не на размышлении.
Отличительной изюминкой вышеперечисленных способов регуляции поведения людей в том виде, в котором они функционировали в доиндустриальном обществе, явилось то, что они органически вплетались в повседневную судьбу, составляли нужную сторону людской поведения, его трудовых и любых вторых действий. Метод людской деятельности и регулирующая его норма поведения представляли собой единое целое. Эта слитность деятельности и нормы разъяснялась относительной простотой общества, неразвитостью разделения труда, господством религиозного сознания. В примитивную эру не существовало особых университетов, осуществлявших контроль за поведением человека (государство, право), так же как не было и дифференциации социальных университетов — семьи, религии, образования, экономики, политики и др.
По усложнения общества и меря развития, происхождения разных социальных университетов, их специализации и дифференциации, отделения церкви от страны, развития особых просвещения и учреждений образования, стремительного технического прогресса общества происходит ослабление роли классического типа управления поведением, его место замещают современные более эластичные методы управления деятельностью, снабжающие ускоренный прогресс общества и предоставляющие индивиду больше свободы для реализации собственного творческого потенциала.
Но в современную эру роль традиций, обычаев, ритуалов, публичных нравов, привычек, обрядов и других классических способов регуляции полностью не исчезает из судьбы общества. В значительной степени перечисленные методы регуляции поведения перемещаются в сферу повседневной, внепроизводственной деятельности людей, образуя неинституционализированный механизм регуляции поведения человека. Имеется одна ответственная и значительная подробность, сущность которой содержится в том, что многие формальные, опирающиеся на право и закон социальные нормы, будут не хорошо трудиться, если они не согласуются с неформальными социальными нормами людской жизнедеятельности, каковые во многом связаны с обычаями страны и культурными традициями, публичными правами, привычками и т. д., т. е. с теми нормативными регуляторами, каковые коренятся в самой культуре.
Сферы действия неинституционализированных норм поведения в современном обществе очень разнообразны, но в целом они смогут быть сведены к двум тесно взаимосвязанным областям, различия между которыми во многом условны, а границы подвижны. К первой относятся привычки и обычаи, включая такую серьёзную их разновидность, как мода. Вторую образуют публичные нравы, именуемые в популярной литературе публичной моралью либо этическими нормами.Как отмечалось ранее, подобные регуляторы социального поведения людей существовали в течении всей истории , а в первобытном обществе главенствовали механизмами социального контроля. В современном обществе сфера действия этих классических механизмов регуляции поведения существенно сужается, — это по большей части непроизводственная сфера: быт, досуг, общение людей, потому что поведение людей в значительной мере регулируется социальными университетами — страной, производственными организациями, образовательными учреждениями и др. нравы и Современные обычаи не являются такими строгими регуляторами поведения, как это было еще в недавнем прошлом, они не обязательно связаны с религиозной традицией, происхождение многих из них обусловлено современным образом судьбы людей. Помимо этого, нравы и эти обычаи не владеют по отношению к индивиду той необходимой и принудительной силой, которая была свойственна им в классическом обществе. на данный момент общество предоставляет человеку высокую степень свободы, стимулируя тем самым развитие его талантов и индивидуальных задатков.
Критерием различия двух выше отмеченных форм неинституционализированной регуляции поведения выступает социально-культурная значимость общественных нравов и обычаев, правильнее, тех норм поведения, каковые они регулируют. Тут тяжело совершить строгую и однозначную грань, но предполагается, что нарушение обычаев, отклонение от соответствующей нормы не наносят значительного вреда группе, исходя из этого санкции, которым подвергается нарушитель, носят достаточно мягкий темперамент: критические замечания, ирония, удивление, насмешка и др.
Сфера обычаев — это отечественная повседневная жизнь, свойственные ей общепринятые образцы поведения, следование которым рассматривается как верная и корректная норма поведения. Ко мне относятся стереотипные образцы поведения в быту: манеры и методы питания, распространенные манера разговора и стили одежды и общения, женщин и причёски мужчин, бессчётные повседневные привычки — просмотр телевизионных передач, работа на дачном участке летом и многие другие характерные черты образа судьбы, ставшие стереотипными. Ко мне же включаются обряды и гражданские праздники. К примеру, обычай украшать новогоднюю елку и планировать за торжественным столом. привычки и Многообразные обычаи, свойственные той либо другой группе либо общности людей, в совокупности образуют ее культуру, особенный стиль, образ судьбы. общения людей и Особенности проживания в городе либо деревне, привычки молодёжи и образ жизни либо стариков — все эти сферы жизнедеятельности, регулируемые распространенными стереотипами массового поведения и привычками.
Очень направляться остановиться на нормативных функциях современной моды, ставшей одной из характерных линия массового поведения людей в современном обществе. Мода выступает как норма, пример массового поведения, что не остается стабильным, а иногда заменяется новым. Ее влияние в современном обществе не исчерпывается стилем одежды, прически, домашним убранством, а имеет значительно более широкие масштабы, охватывая многие области судьбы — мастерство, литературу, техническое производство и др. Сам термин актуальный стиль есть одним из признаков современного динамично изменяющегося общества. Социологи отмечают в моде ее социокультурные и нормативные нюансы: она есть методом идентификации личности с определенной социальной группой. Для многих людей, тех, кто идут впереди моды, она является важным методом увеличения престижа и социального статуса. Еще в начале XX в. узнаваемый экономист и американский социолог Т. Веблен обрисовал феномен респектабельного потребления, свойственный представителям богатых слоев общества, многие из которых получали дорогие вещи не по обстоятельству их полезности, а с целью демонстрации собственного большого положения. В отмеченном Вебленом явлении отразилась одна из самых превосходных линия моды — для всех тех, кто направляться ее законам, она выступает средством отнюдь не социальной типизации, а воспринимается как возможность выражения собственной индивидуальности. Мода — это явление современного промышленно развитого общества, где производство услуг и товаров делается самоцелью (из этого термин — общество широкого потребления). Не смотря на то, что следование моде не есть твёрдым социальным предписанием, однако любой человек, живущий в современном обществе, пытается не отстать от моды, следует в меру собственных способностей и сил ее требованиям. Мода, так, выступает одним из наиболее значимых регуляторов массового социального поведения, дифференцируя, людей по социально-респектабельным группам. В следовании требованиям моды возможно заметить явление конформизма, рвение человека жить и вести себя в соответствии с ценностями общества и общепринятыми нормами.
Публичные нравы- это распространенные в обществе стереотипы массового поведения, довольно часто именуемые этическими нормами, более строго если сравнивать с обычаями регулируют поведение людей. Исполнение человеком соответствующих норм поведения расценивается окружающими как морально верные, честные, естественные. Публичные нравы определяют, какой тип поведения хороший, а какой есть нехорошим, неприемлем с позиций публичного мнения, общечеловеческих сокровищ либо моральных заповедей общества, группы. Нарушение публичных нравов влечет за собой более строгие санкции, чем это не редкость при нарушения обычаев, поскольку оно задевает принципы людей и моральное сознание, устоявшиеся в обществе представления о обычном и должном. Исходя из этого реакция со стороны окружающих на нарушения публичных нравов довольно часто выражается в форме негодования, публичного презрения, осуждения. В некоторых случаях такое нарушение может повлечь санкции, которые связаны с действием институционализированных социальных норм. Человек, что в пьяном виде разгуливает в публичных местах и провоцирует драку, вызывает не только презрения и чувство негодования. Его поведение подпадает под воздействие УК. Так, публичные нравы, с свойственным им неформальным механизмом регуляции поведения, занимают промежуточное положение между институционализированными обыдённым сознанием и социальными нормами людей, которое не всегда имеет четкое представление о них, но, в большинстве случаев, чутко реагирует на морально одобряемые стереотипы поведения. Но далеко не всегда публичные нравы содействуют реализации институционализированных социальных норм. Часто не редкость так, что публичные нравы отдельных общностей и групп в силу разных обстоятельств, значительно чаще под влиянием стереотипов сложившегося образа судьбы, одобряют и поддерживают формы поведения, имеющие антиобщественную, антиправовую направленность. Примерами могут служить культивируемое в некоторых слоях отечественного общества бытовое пьянство, небольшое хулиганство, нецензурная брань.
У нас показался множество увлекательных тенденций в сфере усиления и поведения нормативного регулирования людей неинституционализированных форм поведения. Это разъясняется в значительной степени обновлением культуры, включением в нее классических способов нормативного регулирования, каковые достаточно действенно трудились в дореволюционный период. Речь заходит, первым делом, о восстановлении религиозных традиций и связанных с ними обычаев, заповедей, обрядов и ритуалов. Кроме этого, из культурного наследия других республик и дореволюционной России бывшего СССР оживают и другие элементы, из которых направляться назвать восстановление традиций и обычаев русского казачества на Дону и в Сибири, предпринимательства русского и традиций купечества, лицеев и гимназий в сфере образования. Наровне с этим, не смотря на то, что и в существенно меньшем масштабе, воспроизводятся традиции русской монархии, пропагандируется культ царского дома Романовых. Нельзя не упомянуть в данной связи и восстановление полностью превосходных литературы русской и традиций философии, начинающих оказывать заметное влияние на духовную культуру страны.
Интерес широких кругов общественности к дореволюционному культурному наследию не может быть растолкован лишь задачами просвещения и образования. Восстановление ветхих традиций и обычаев, с одной стороны, разрешает увеличить объём и масштаб неинституционализированных методов и средств неформальной регуляции поведения, а с другой, есть очень действенным противодействием кризисным явлениям в морали и культуре отечественного общества.
Своеобразие нормативной регуляции поведения человека в современном обществе в значительной степени определяется наличием других норм, разрешающих индивиду выбирать определенные нормативы поведения. самый близкий пример — выбор профессии. Публичная мораль предписывает каждому человеку необходимость трудиться, но выбор конкретной сферы трудовой деятельности остается за человеком. Подобным образом обстоит дело в моде: социальная норма предписывает человеку наряжаться в соответствии с требованиями моды. Но многие ее подробности, будь то раскраска галстука у мужчин либо украшения на женском платье, являются делом личного вкуса. Но не нужно преувеличивать возможности других норм и вариабельность поведения человека в современном обществе. Они имеют в полной мере определенные ценностно-смысловые границы, определяемые стандартами современной культуры.
Тот факт, что человек рождается в определенной группе, владеющей своеобразной культурой и в ходе образования и воспитания усваивает ее обычаи, привычки, нормы поведения и, в большинстве случаев, не знаком с культурными стандартами вторых обществ, является основой этноцентризма. Данный термин в первый раз обширно применял и пробовал создать американский социолог У.Г. Самнер. В собственной известной работе Народные обычаи он пробовал узнать роль народных обычаев, социальных институтов и нравов в интеграции общества и обратил внимание на то, что члены группы уважительно относятся и стремятся приспособиться к нормам и ценностям собственного общества, относясь одновременно с этим с громадным недоверием а также враждебностью к культурным сокровищам вторых народов. Это явление он обозначил как этноцентризм и выдвинул предположение, что оно коренится в психологии людей, от рождения привыкших противопоставлять собственный мировосприятие представлениям вторых групп: мы — несколько — они – несколько».
Самый ощутимы проявления этноцентризма в бытовой сфере, которая связана с повседневной жизнедеятельностью людей разных культур: формой одежды, устройством жилья, привычками, обычаями, нравами. Вежливые на ценностях и традициях собственной культуры, люди с удивлением а также пренебрежением относятся к тому, как наряжаются, питаются, общаются между собой представители вторых народов. Собственные обычаи, привычки, как к примеру, кушать непременно, сидя за столом либо здороваться за руку, принимаются как естественные и обычные, в то время как обычаи других государств, к примеру, в среднеазиатских республиках принято имеется, сидя на полу, а при встрече кланяться друг другу, воспринимаются как неестественные либо примитивные. Приблизительно то же самое возможно сообщить, сравнив одежду, жилище, церемонии и обряды Азии и жителей Европы либо Африки.
Современные социологи, этнографы и психологи отмечают свойственный этноцентризму оценочный момент, сущность которого содержится в том, что на нравы и культуру вторых народов наблюдают через призму собственных, и наряду с этим преувеличивают значимость собственных культурных стандартов. Не отвергая выдвинутое Самнером психотерапевтическое объяснение обстоятельств этноцентризма, современные ученые показывают на его сообщение с социально-экономическими и политическими изменениями, которым подвергаются многие современные общества, среди них и Российская Федерация, что довольно часто является причиной активизации этноцентризма. В условиях обычного развития общества, его политической и экономической стабильности этноцентризм мирно дремлетв каждом обществе и в проявлении этнических стереотипов нет ничего нехорошего и вредного. Но стоит нарушить социально-политическую стабильность общества, ослабить роль страны и других социальных университетов, как этноцентризм начинает быстро проявлять себя, преобразовываясь в разрушительную силу, порождающую национализм, шовинизм, агрессию против вторых народов.
Наконец, третий, верховный, уровень культуры образует область фундаментальных сокровищ, идей, знаков, значений. Он представляет собой как бы квинтэссенцию культуры, самую ее сущность, потому что в нем сконцентрированы самый крайне важные ценности и суть существования общества. Разглядим ценностный уровень культуры более детально. Обратим внимание на характерную изюминку современной культуры, заключающейся в том, что совокупность ее значимых символов и идей в значительной степени превышает настоящие потребности общества. Это возможно отнесено к самым разным формам научного познания, формам и видам мастерства, литературы, живописи, поэзии. В конечном итоге все многообразие людских действий и предоставление человеку свободы действий имеется не что иное как выражение определенных культурных ценностей и символов, каковые появляются отнюдь не просто так, а оформляют новые жизненные потребности общества, отражающие новый уровень адаптации общества к появляющимся проблемам. полифония и Многообразие современной культуры есть действенным стимулом для раскрытия творческого потенциала человека, разрешает действенно мобилизовать творческие возможности людской личности. Это информационное достаток современной культуры, необычная избыточность имеющихся духовных ресурсов призваны содействовать большей надежности публичной совокупности, помогая ей адекватно реагировать на непредвиденные трансформации (Э.В. Соколов). Культура классического общества во многих сферах отличалась определенной ригидностью, жестко диктовала человеку методы действия, в особенности это касалось морали, религии, способов получения научного знания, самого отношения к накопленному ценностям и знанию. Однако в любую эру по отношению к обществу культура выступает как необычный резервуар духовных ресурсов, хранитель и накопитель всего полезного и хорошего, что достигнуто людьми. Поэт из данной сокровищницы людской опыта черпает собственный воодушевление, ученый выдвигает храбрые догадки, инженер предлагает новые технические проекты. Современная культура практически в любой сфере публичной судьбе, от моды до строительства космических судов, предлагает человеку огромное количество творческих идей, других способов действий, широкое поле деятельности.
Особенная роль в совокупности культуры в собственности языку, при помощи которого аккумулируется и передается много поколений полезный культурный опыт, накопленный человечеством. Кроме того, что язык есть главным средством коммуникации и общения, ему еще в собственности неповторимая роль в накоплении трансляции и ценной информации ее вторым поколениям. В современную эру эту функцию все в большей мере берут на себя технические устройства; прежде в истории такую роль делали книги, как основное хранилище знаний и накопленного опыта. Сейчас на смену книгам приходят быстродействующие электронные носители информации, владеющие громадным количеством памяти и талантливые передавать данные в самые отдаленные уголки почвы.
- Влияние ценностно-смыслового уровня культуры на поведение людей и динамику общества.
Накапливаемые в совокупности культуры сокровища, знания, идеи всегда реализуются в людской практической деятельности. Верховный ценностно-смысловой уровень культуры имеет яркое отношение к вопросам понимания и объяснения людской поведения.взаимодействие и Социальное действие, как продемонстрировал М. Вебер, владеет значением и внутренним смыслом, каковые должны быть понятны второму человеку. Из этого следует, что общеразделяемая совокупность символов и значений есть необходимым условием успешного социального сотрудничества, его центральным пунктом. Чтобы социальное сотрудничество было успешным, давало возможность согласовывать и координировать совместные действия, люди должны придерживаться общеразделяемой, т.е. принимаемой всеми значений и системы символов, каковые определяют смысловое содержание обстановки. Кроме языка к общеразделяемой совокупности сокровищ, принимаемой группой, направляться отнести задачи деятельности и общие цели, морально-нравственные, эстетические и религиозные сокровища, верования и др. Для молодого человека, принимающего ценности и идеалы современной молодежной субкультуры, абсолютной сокровищем может являться музыкальная рок-культура, звезды и храбрецы молодежной эстрады, особенный стиль одежды и др.
На ключевую роль сокровищ, как структурных элементов поведения человека в любой ситуации, в первый раз обратили внимание американские социологи У. Томас и Ф. Знанецкий в собственной фундаментальной работе Польский крестьянин на западе. В соответствии с их взорам, любое человеческое воздействие имеет собственной предпосылкой познание обстановки, в которой находится человек. Формируемые на базе определения обстановки оценки и отношение субъекта действия к объектам обстановки, в качестве которых смогут выступать и люди, и предметы, были названы ими аттитюдами (установками). В зависимости от того, как человек определяет ту либо иную обстановку, он планирует собственный предстоящее поведение, формируя поведенческие установки. В то время, когда студент входит, к примеру, в просторное помещение, в котором находится пара десятков парней приблизительно его же возраста, собравшихся тут в определенный час времени и ожидающих начала учебных занятий, то он наверняка в состоянии дать верное определение обстановки: тут должно быть учебное занятие. В зависимости от этого будут определяться его последующие действия: он настроится на запись и прослушивание лекции, быть может, вступит в диалог с учителями либо с кем-либо из собственных сокурсников и т.д. Для человека постороннего, далекого от неприятностей высшего образования, случайно забредшего ко мне в отыскивании пищи либо товаров, эта обстановка не позовёт никакого интереса, потому, что тут нет искомых им предметов.
Подобным образом любой из нас, вежливый и обученный в данной культуре, владеет свойством практически мгновенно оценивать обстановку, адекватно ее трактовать: будь то магазин, масса людей зевак, стадион, вокзал либо трамвайная остановка. По заблаговременно известным приметам мы отличаем одну поведенческую обстановку от второй и, верно ее трактуя, т.е. понимая ее содержание и смысл, настраиваем себя на определенный тип действий, соответствующих данной ситуации. В случае, если же человек есть чужестранцем и не хорошо разбирается в символах и значениях той страны, в которой он находится, не знает языка, традиций и обычаев, то ему точно будет тяжело дать верную оценку обстановки и для него появится множество неприятностей. Исходя из этого любое социологическое изучение социальных групп и поведения людей собственной исходной предпосылкой имеет определение обстановки, в которой действуют индивиды.
Отмеченные изюминки поведения человека говорят о том, что в любой конкретной ситуации социального сотрудничества, т.е. в любом месте, где имеется человеческий коллектив, необходимо отметить необходимую связь социального и культурного качеств людской поведения. Более того, мы не можем верно осознать общество (социальную совокупность), если не знаем ценностно-смысловых, т.е. культурных качеств действия, определяющих смысл и содержание людских поступков и действий. Строго говоря, адекватное познание социальной совокупности нереально без выяснения культурных детерминант действия. Социальная совокупность, — утверждает наибольший американский теоретик Т. Парсонс, — относится к совокупности сотрудничества множества личных акторов (деятелей, ориентированных на обстановку), и эта совокупность сотрудничества включает в себя общепринятую совокупность культурных знаков. Одновременно с этим, Т.Парсонс далек от мысли отождествлять общество и культуру (одна из неточностей, обширно распространенных в отечественном обществознании). Именно наоборот, он подчеркивает необходимость дифференцирования социальной и культурной совокупностей, потому, что любая из них имеет свободный фокус организации элементов совокупности действия, и они не смогут быть редуцированы друг к другу.
В любом обществе, независимо от его политического строя, существует собственная особенная совокупность крайне важных для него фундаментальных, смыслов и высших ценностей, не всегда формулируемая в явном виде. В доиндустриальном обществе феодального типа высоко ценились родовитость и знатность происхождения, религиозная набожность, благородство и честность, особенный стиль судьбы представителей дворянского сословия. В современном обществе сформировалась совсем другая иерархия сокровищ, в число которых входят достоинство и свобода человека (гуманизм) и уважение обществом прав людской личности, свобода предпринимательской деятельности, принцип частной собственности, согласится высокая сокровище для общества научно-технических изобретений и рационального знания, необходимость успехи большого жизненного стандарта для большинства населения, ориентация на творческий и высоко производительный труд, необходимое образование и др.