Уровни и формы научного познания.

Эмпирический уровень(от греч. empeiria – опыт) – умелое знание, на протяжении которого происходит сбор умелых данных, фиксация фактов, их первичная систематизация, создание понятий.

Факт(от лат. Faktum – сделанное, идеальное) – объективно существующее событие либо явление. Научный факт – это описание факта на языке науки. Научным фактом именуют знания о единичном событии либо явлении.

Теоретический уровень – происходит обобщение взятых понятий в категории; формулируются законы и принципы, создаются научные теории.

Категории– это предельно неспециализированные понятия, в которых отражены самые существенные особенности, связи и явлений и отношения предметов. Посредством категорий формулируются научные утверждения, из которых строятся теории.

Научный принцип –это основополагающее начало, исходный пункт теории либо концепции.

Законы – это значительные, нужные, многократно повторяющиеся связи в объективном мире. Научным законом именуется формулировка объективно существующих нужных связей мира при помощи научных понятий и категорий.

Теория –это совокупность обобщенного знания о значительных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие предстоящей преобразовательной деятельности человека – практики.

Догадка – выдвигаемое предположение, требующее доказательств. Догадка – это в любой момент возможное знание.

Способы научных изучений.Наиболее значимую роль в научном познании занимает методика – учение о методах познания.

Эмпирические методыоснованы на опыте: наблюдение, описание, измерение, сравнение, опыт.

Наблюдение – отражение предмета, которое связано с фиксацией его особенностей и качетсв.

Моделирование – способ изучения объекта на базе построения его модели (уменьшенной копии).

Диалектика– это метод познания, разглядывающий все предметы и явлений во развитии и всеобщей связи.

Художественное познание – познание окружающего мира посредством художественных образов. Показатели художественного познания: субъективность, эмоциональность, познание мира через чувственный образ, переживания автора.

Обыденное познание –познание, формирующееся стихийно, на базе жизненного опыта.

Социальное познание –познание, в котором субъект и объект познания совпадают (общество познает самого себя). Показатели социального познания: совпадение объекта и субъекта познания, ограничение опыта как метода познания, субъективность взятых знаний, сложность обнаружения закономерностей развития общества.

Бытие – в философской литературе довольно часто употребляется как синоним понятию «существование», «мир», «жизнь», «космос», «реальность», «действительность». Это самоё общее т абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо по большому счету.

Человек – единичный представитель людской рода Homo Sapiens. Существо биосоциальное. Биологическое – владеющее наследственными показателями: прямохождение, разум, громадный мозг, цепкие руки. Социальное – может развиваться лишь в обществе, усваивая ценности данного общества.

Индивид –конкретный представитель людской рода.

Индивидуальность – черты и неповторимые качества, свойственные конкретному индивиду.

Личность – это совокупность социальных линия и качеств человека. Это людская индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, владеющий совокупностью социально значимых линия, особенностей, качеств, каковые он реализует в публичной судьбе. Человеком рождаются, личностью становятся в ходе социализации.

Деятельность – форма активного отношения человека к окружающему миру либо к самому себе, на протяжении, которой человек преобразует окружающий мир либо самого себя.

Мировоззрение – самые обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, выраженные в образах и понятиях, отражающие отношение и целостное восприятие мира к нему, реализующееся в совокупности идеалов и ценностей личности, социальной группы, общества.

Интеллект человека- совокупность умственных свойств, в первую очередь свойство приобретать новую данные на базе той, которая у человека уже имеется.

Эмоции – субъективные переживания по поводу явлений и ситуаций действительности (удивление, радость, страдание, бешенство, ужас, стыд, презрение и т.д.)

Эмоции – эмоциональные состояния, каковые более долги, чем эмоции, и имеют ярко выраженный предметный темперамент (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восхищение, тоска и др.; интеллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.)

Виды деятельности: — трудовая, игровая, общение, учебная;

— духовная, материальная, практическая.

Структура деятельности: наличие субъекта, объекта, цели, мотива, потребностей, действий, способов и приёмов, результата.

Субъект – это тот, кто совершает деятельность

Объект – это то, на что направлена деятельность

Цель –предвосхищаемый образ результата, к которому пытается человек. Это то, на что направлена деятельность.

Мотив – это то, что побуждает человека к деятельности. Ключевую роль в мотивах деятельности играются убеждения.

Убеждения – это устойчивые взоры на мир, принципы и идеалы, и рвение воплотить их в судьбу через поступки и свои действия.

Интерес – это такая осознанная потребность, которая характеризует отношение людей к явлениям и предметам действительности, имеющих для них серьёзное публичное значение, притягательность. В базе интереса лежит познание необходимости каких-либо действий с целью достижения осознанной цели, т.е. осознанная потребность. Интересы зависят от положения человека в обществе, от его принадлежности к той либо другой социальной группе. Интересы различаются по степени общности и бывают личными, групповыми, публичными. По сфере направленности бывают экономические, политические, социальные, духовные.

Потребности– это потребность человека в чем-либо. Потребности бывают биологические (физиологические, витальные) – в еде, самосохранении, в тепле; социальные – в общении, в труде; духовные – в образовании, самосовершенствовании.

Действия –довольно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных неспециализированному плану.

Заблуждение – фальшивое знание, принимаемое за подлинное.

11 Уровни познания


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: