Тема: «экологическое воспитание в семь»

Цель:Дать методические советы по формированию экологической культуры в семье, оказать помощь осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности, познакомить с литературой по экологическому воспитанию детей.

Роль воспитателя: Оказать помощь в подборе литературы, дидактических игр, дать нужные советы для ответа данной неприятности.

Подготовительный этап. 1. Чтение сказки «Сказка – неправда, да в ней намек» из кн. Рыжовой Н.А. «Природа – отечественное достаток». 2. Анкетирование своих родителей. 3. Знакомство с литературой, играми по экологии.

Замысел:

1. Введение.

2. Учитесь быть вежливыми людьми.

3. Учите детей видеть красоту природы, наслаждаться ее гармонией.

4. Просматривайте и познавайте вместе с детьми.

5. Труд детей в природе.

1. Все чаще звучит в природе «SOS” — Остановись! Одумайся! – шепчут человеку леса. — Не оголяй почву. Не превращай ее в пустыню. — Пощади!- вторит почва. Ты вырубаешь деревья. Это лишает меня жидкости. Я иссыхаю, старею. Не так долго осталось ждать я ничего не смогу родить: ни злака, ни цветка. — Я знаю, ты обучился летать к звездам. Это замечательно. Но я тебе нужна и в полете. Я постоянно буду с тобой. Ты не сможешь жить без моего хлеба, без моих цветов» Вот так Почва взывает нас о помощи, и мы с вами должны обезопасисть ее, сберечь. Также мы должны научить ребенка делать также самое, потому что ему на ней жить дальше. Отечественная задача – подвести детей к пониманию того, что все мы совместно и любой в отдельности в ответе за Почву.

2. Как же организовать у ребенка доброе отношение к природе? В первую очередь, через сострадания, заботу о тех, кто в ней испытывает недостаток, помощь попавшим в беду (животным, растениям). Но затевать нужно с себя, потому что ребенок очень многое усваивает благодаря подражанию взрослым и в первую очередь своим родителям. Исходя из этого постоянно помните, что Вы вежливый и вежливый человек, а….

— Человек вежливый и вежливый не разрешит весной резать, уродовать ствол березы, дабы попытаться березовый сок. — Вежливый человек не разламывает кустов и ветки деревьев, не рвет охапки лесных цветов. — Мы не должны сбивать ногами незнакомые нам либо кроме того узнаваемые ядовитые грибы. Многие из них – лекарство для лесных жителей. — Не нужно ловить и нести в дом лесных птиц и зверушек. — Вежливый человек не покинет по окончании себя свалки.

3. Нужно как возможно чаще посещать с детьми на природе. Ходите с ними в лес, парк. Детей нужно учить видеть красоту природы, понимать ее, наслаждаться ею, передавать собственные впечатления в слове, рисунке. Внимание детей к разным объектам природы направляться завлекать посредством вопросов, жестов, эмоциональной речи, игр, обращение к поэтическим образам. Многогранный мир природы пробуждает у детей интерес и любознательность. Побуждает к сомнению и размышлению. Впечатления, полученные в юные годы от общения с природой, неординарно остры, они оставляют след на всегда. Погружаясь в данный мир, впитывая его звуки, запахи, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность. В нем начинается и крепнет бесценное свойство людской личности – наблюдательность. Все замеченное не оставляет его равнодушным, приводит к массе вопросов – «что?», «как?», «по какой причине?».

4. Но часто родители, ощущая собственную отсутствие компетенции в том либо другом вопросе, раздражаются, отмахиваются от «надоевших» вопросов ребенка и итог для того чтобы отношения не замедлит сказаться: не успев окрепнуть и развиться, интерес ребенка к природе угаснет. Задумайтесь! Не портите хорошие начинания в детской душе. Попытайтесь пополнить собственные знания о природе и вместе с ребенком отыщите ответы на появившиеся вопросы.

5. Не отстраняйте детей от ухода за животными, растениями. Напротив нужно включить детей в посильную для их возраста практическую деятельность. В ходе труда в природе совершенствуются умения и трудовые навыки природоохранного характера. Итак, роль семьи в защите природы огромна. Именно она может привить ребенку любовь к природе, поменять отношение к ней.

Примерная анкета для своих родителей.

1. Имеется ли у Вас дома животные, растения?

2. Кто за ними заботится?

3. Приобщаете ли Вы ребенка к уходу за животными, растениями?

4. Доверяете ли Вы ребенку самостоятельно, без Вашей подсказки, заботиться за животным (растением)?

5. В случае, если ребенок что- то делает не так. Ваши действия а) Вы не обращаете внимания б) Кричите, к примеру «не рви», «не топчи» и т.д. в) Поступаете как- то в противном случае

6.Просматриваете ли Вы с детьми книги о природе?

7.В любой момент ли Вы сами поступаете верно по отношению к природе?

Дидактические экологические игры

«Что было бы, в случае, если из леса провалились сквозь землю…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых: — Что бы случилось с остальными обитателями? А если бы провалились сквозь землю птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не просто так лес собрал собственных жителей совместно. Все животные и лесные растения связаны между собой. Они приятель без приятеля не смогут обходиться.

«Береги природу»

На столе либо наборном полотне картины, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Воспитатель убирает одну из картин, и дети должны поведать, что случится с оставшимися живыми объектами, в случае, если на Земле не будет запрятанного объекта. К примеру: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

«Где снежинки?»

Дети идут хороводом около разложенных по кругу карточек. На карточках изображены разные состояния воды: водопад, река, лужа, лёд, снегопад, туча, ливень, пар, снежинка, капля и т.д. На ходу по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило. Солнце бросче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать?

С последним словом все останавливаются. Те, перед кем находятся необходимые картины, должны их поднять и растолковать собственный выбор. Перемещение длится со словами:

Наконец, пришла зима: Стужа, метель, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать?

Снова выбирают необходимые картины, и разъясняется выбор.Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырёх времён года. Дети должны

разнести собственные карточки по обручам, растолковав собственный выбор. Кое-какие карточки смогут соответствовать нескольким временам года.

Игра в слова

Я прочту вам слова, а вы поразмыслите, какие конкретно из них подходят муравью (шмелю, пчеле, таракану). Словарь: муравейник, зелёный, порхает, мёд, увёртливая, трудолюбивая, красная спинка, пасека, надоедливая, улей, мохнатый, звенит, река. Стрекочет, паутина, квартира, тли, вредитель, «летающий цветок», соты, жужжит, хвоинки, «чемпион по прыжкам», пестрокрылая, громадные глаза, рыжеусый, полосатый, рой, нектар, пыльца, гусеница, защитная окраска, отпугивающая окраска.

Вариант игры: какие конкретно слова подходят к овощу (фрукту и т.д.)

«Почва, вода, пламя, воздушное пространство»

Играющие становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося наряду с этим одно из четырёх слов: почва, вода, пламя, воздушное пространство. В случае, если водящий сообщил «почва», тот, кто поймал мяч, обязан скоро назвать того, кто обитает в данной среде; на слово «вода» играющий отвечает заглавием рыб, на слово воздушное пространство — заглавием птиц. При слове «пламя» все должны пара раз скоро повернуться кругом, помахивая руками. После этого мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

«Предугадай растение»

на данный момент любой из вас загадает комнатное растение, поведает нам о нём, не именуя его. А мы по рассказу отгадаем растение и назовём его.

Игра с мячом «Я знаю»

Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и именует класс объектов природы (животные, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю пять названий зверей» и перечисляет (к примеру, лось, лиса, волк, заяц, олень) и возвращает мяч воспитателю. Подобно именуются другие классы объектов природы.

«Птицы, рыбы, животные»

Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, обязан подобрать видовое понятие, к примеру «воробей», и кинуть мяч обратно. Следующий ребёнок обязан назвать птицу, но не повториться. Подобно проводится игра со словами «рыбы» и «звери».

Экологические сказки

«Родник»

С давних времен на дне оврага жил радостный и щедрый родничок. Чистой студёной водой он поил корни трав, деревьев и кустов. Громадная серебристая ива раскинула над родником тенистый шатёр. Весной по склонам оврага белела черёмуха. Среди её кружевных душистых кистей соловьи, пеночки и зяблики вили собственные гнёзда. Летом разнотравье пёстрым ковром устилало овраг. Над цветами кружились бабочки, шмели, пчёлы. В погожие деньки Артём с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и собрать воды. До тех пор пока дед отдыхал под ветхой ивой, Артём игрался около ручейка, что струился по камешкам на дне оврага. в один раз Артём отправился за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома – Петей и Андреем. Они гонялись приятель за втором и гибкимипрутьями сшибали головки цветов. Артём также сломал ивовый прут и присоединился к мальчишкам.

  • Как вы думаете, хорошую ли игру придумали парни? По какой причине?

В то время, когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в камни и родник ветки. Артёму новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать хороший радостный родничок, но Петя и Андрюша были старше Артёма на весь год, и он в далеком прошлом грезил подружиться с ними.

  • Как бы вы поступили на месте Артёма?

Сначала родник легко справлялся с обломками и камешками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем тяжелее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный большими камнями, то чуть сочился, пробуя пробиться в щели между ними. В то время, когда Петя и Андрей ушли к себе, Артём присел на траву и внезапно увидел, что к нему со всех сторон слетаются громадные стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и броские бабочки. — Что это с ними? – поразмыслил мальчик. – Чего они желают? Бабочки и стрекозы закружили около Артёма хоровод. Насекомых становилось всё больше, они порхали всё стремительнее, практически касаясь крыльями лица мальчика. У Артёма закружилась голова, и он прочно зажмурил глаза. А в то время, когда через пара мгновений открыл их, то осознал, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а с бледно-голубого неба, лился на землю знойный воздушное пространство. Артёму стало жарко и весьма захотелось выпивать. Он побрёл по песку в отыскивании воды и был около глубокогооврага. Овраг показался мальчику привычным, но на его дне не журчал радостный родничок. ива и Черёмуха засохли, склон оврага, как будто бы глубокими морщинками, был изрезан оползнями, поскольку корни деревьев и трав больше не скрепляли землю. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек. — Куда делся родник? Что произошло с оврагом? – поразмыслил Артём.

  • Как вы думаете, что произошло с оврагом? По какой причине?

Внезапно через сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки: — Артёмка! Где ты? — Я тут, дед! – отозвался мальчик. – Мне приснился таковой ужасный сон! – И Артём поведал обо всём дедушке. Дед пристально выслушал внука и внес предложение: — Что ж, если не желаешь, дабы случилось то, что приснилось тебе во сне, отправимся очищать родник от мусора. Дед и Артём открыли путь родничку, и тот опять радостно зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.

Вопросы

  • Как смотрелся овраг, на дне которого журчал родник?
  • С кем Артём ходил за водой на родник?
  • Кого встретил Артём, в то время, когда отправился за водой один?
  • Чем занимались Петя и Андрей?
  • Какой вред приносят природе такие игры?
  • По какой причине Артёму приснился необыкновенный сон?
  • Что имело возможность произойти с природой, если бы родник пересох?
  • Кто помог Артёму исправить неточность?
  • Как вы думаете, будет ли Артём играться в такие игры по окончании того, что произошло?
  • Что он сообщит Андрею и Пете, в случае, если встретит их?

«Дождевой червяк»

Жили-были сестра и брат – Наташа и Володя. Володя хоть и младше сестры, но смелей. А Наташа – такая трусиха! Всего опасалась: мышей, лягушек, червяков и паука-крестовика, что плёл собственную паутину на чердаке. Летом дети игрались в прятки около дома, как внезапно небо потемнело, нахмурилось, сверкнула молния, на землю сперва упали большие тяжёлые капли, а позже хлынул ливень. Дети спрятались от дождя на веранде и стали смотреть, как по дорожкам побежали пенистые ручьи, по лужам запрыгали громадные воздушные пузыри, а влажные листья стали ещё бросче и зеленее.

Скоро ливневой дождь стих, небо посветлело, выглянуло солнце, и много мелких радуг заиграли в дождевых капельках. Дети надели резиновые сапоги и отправились на прогулку. Они бегали по лужам, а в то время, когда задевали влажные ветви деревьев, то обрушивали друг на друга целый водопад сверкающих струй. В огороде очень сильно пахло укропом. На мягкий мокрый чернозём выползли дождевые червяки. Так как ливень залил их подземные домики, и червям стало в них сыро и неуютно. Володи поднял червяка, положил его на ладонь и начал рассматривать, а позже захотел продемонстрировать червяка сестренке. Но та в страхе отшатнулась и закричала: — Володька! Кинь на данный момент же эту мерзость! Как ты можешь брать червяков в руки, они такие неприятные – скользкие, холодные, влажные. Девочка расплакалась и убежала к себе. Володя вовсе не желал обидеть либо напугать сестру, он бросил червяка на землю и побежал за Наташей.

  • Отлично ли поступили дети?
  • А вы опасаетесь дождевых червей?

Дождевому червяку по имени Верми стало больно и жалко. «Какие конкретно глупенькие дети! – поразмыслил Верми. – Они кроме того не догадываются, как много пользы мы приносим их огороду».

  • Понимаете ли вы, какую пользу приносят дождевые черви?

Недовольно ворча, Верми пополз на грядку с кабачками, где под громадными ворсистыми страницами планировали поболтать дождевые червяки со всего огорода. — Чем ты так взволнован, Верми? – заботливо задали вопрос его приятели. — Вы кроме того не воображаете, как обидели меня дети! Трудишься, стараешься, рыхлишь никакой – благодарности и землю! Верми поведал о том, как Наташа назвала его неприятным и противным. — Какая неблагодарность! – возразили дождевые червяки. – Так как мы не только рыхлим и удобряем почву, но через прорытые нами подземные ходы к корням растений поступают воздух и вода. Без нас растения будут хуже расти, а смогут и совсем засохнуть. И понимаете, что внес предложение юный и решительный червячок? — Давайте дружно уползём в соседний сад. В том месте живёт настоящий садовод, дядя Паша, он знает нам цену и в обиду не позволит! Червяки прорыли подземные туннели и через них попали в соседний сад. Сперва люди не увидели отсутствия червяков, а вот цветы на клумбе и овощи на грядках почувствовали беду сходу. Их корешки стали задыхаться без воздуха, а стебельки – вянуть без воды. — Не осознаю, что произошло с моим огородом? – вздыхала бабушка Поля. – Почва стала чересчур жёсткой, все растения сохнут.

В августе отец начал перекапывать огород и с удивлением увидел, что в комьях чернозёма нет ни одного дождевого червяка. — Куда же делись отечественные подземные ассистенты? – огорчённо думал он – Возможно дождевые черви уползли к соседям? — Отец, по какой причине ты назвал червяков ассистентами, разве они нужные? – удивилась Наташа. — Само собой разумеется, нужные! Через прорытые дождевыми червями ходы к корешкам трав и цветов попадают вода и воздух. Они делают землю мягкой и плодородной! Отец отправился посоветоваться с садоводом дядей Пашей и принёс от него большой ком чернозёма, в котором жили дождевые черви. Верми и его приятели возвратились в огород бабушки Поли и принялись помогать ей выращивать растения. Володя и Наташа стали относиться к дождевым червям осторожно и уважительно, а Верми и его товарищи забыли прошлые обиды.

  • Где Наташа и Володя отдыхали летом?
  • Кто показался на грядках в огороде по окончании дождя?
  • По какой причине по окончании дождя червяки выползли на поверхность почвы?
  • По какой причине червяк Верми обиделся на детей?
  • Что случилось по окончании того, как дождевые черви уползли из огорода?
  • По какой причине отец назвал дождевых червей подземными ассистентами?
  • Как стали относиться дети к дождевым червям по окончании их возвращения в огород?
  • Как поступите вы, в случае, если заметите дождевого червяка?

«Мелкие путешественницы»

Жила на берегу реки незабудка и были у неё дети – мелкие семена-орешки. В то время, когда семена созрели, незабудка сообщила им: — Милые детки! Вот вы и стали взрослыми. Пора вам планировать в путь-дорогу. Отправляйтесь на поиски счастья. Будьте храбрыми и находчивыми, ищите новые места и расселяйтесь в том месте. Коробочка с семенами раскрылась, и семена высыпались на землю. Сейчас подул сильный ветер, он поднял одно семечко, понёс его с собой, а позже уронил в речную воду. Вода подхватила семечко незабудки, и оно, как маленькая лёгкая лодочка, поплыла по реке. Радостные речные струйки несли его дальше и дальше, наконец, течение прибило семечко к берегу. Речная волна вынесла семя незабудки на мокрую мягкую почву. «Вот подходящее местечко!» — поразмыслило семечко. – Тут смело возможно разрешить войти корни». Семечко посмотрело назад по сторонам и, честно говоря, мало расстроилось: «Почва, само собой разумеется, хорошая – мокрая, чернозёмная. Вот лишь кругом через чур много мусора». Но делать нечего! И семечко разрешило войти тут корешки. Весной в том месте, куда попало семечко, расцвела красивая незабудка. Шмели издали подмечали её ярко-жёлтое сердечко, окружённое голубыми лепестками, и летели к ней за сладким нектаром. в один раз на берег реки пришли подружки – Вера и Таня. Они заметили хорошенький светло синий цветочек. Таня желала сорвать его, но Вера удержала подругу: — Не нужно, пускай растёт! Давай лучше поможем ему, уберём мусор и сделаем около цветка мелкую клумбу. Будем приходить ко мне и наслаждаться незабудкой! – Давай! – была рада Таня. Девочки собрали банки, бутылки, другой мусор и куски картона, сложили его в ямку подальше от незабудки и прикрыли листьями и травой. А клумбу около цветка украсили речными камешками. — Как красиво! – налюбовались они собственной работой. Девочки стали приходить к незабудке ежедневно. Дабы никто не сломал их любимый цветок, они сделали около клумбы маленькую изгородь из сухих веточек.

  • Понравился ли вам поступок девочек? По какой причине?

Прошло пара лет, незабудки пышно разрослись и собственными цепкими корнями скрепили землю на речном берегу. Земля прекратила осыпаться, а также шумные летние ливни больше не могли размыть крутой берег. Ну, а что же произошло с другими семенами незабудки? Они продолжительно лежали у воды и ожидали собственного часа. Как-то раз у реки показался охотник с собакой. Собака бежала, не легко дыша и высунув язык, ей весьма хотелось выпивать! Она спустилась к реке и стала шумно лакать воду. Одно семечко отыскало в памяти слова мамы о том, как принципиально важно быть находчивым, высоко подпрыгнуло и вцепилось в густую рыжеватую собачью шерсть. Собака напилась и поспешила за хозяином, а семечко отправилось на ней верхом. Продолжительно бежала собака по болотам и кустам, а в то время, когда вместе с хозяином возвратилась к себе, то перед тем как войти в дом, хорошенько отряхнулась, и семечко упало на цветочную грядку около крыльца. Оно разрешило войти тут корешки, и весной на грядке расцвела незабудка. — Вот так чудо! – удивилась хозяйка. – Я так как не сажала тут незабудку! Видно её занёс к нам ветер, — поразмыслила она. – Ну, пускай растёт и украшает мою грядку. Хозяйка начала ухаживать за цветком – поливать его и удобрять почву, и через год около крыльца выросла целая семейка голубых ласковых незабудок. Они щедро угощали шмелей и пчёл сладким соком, а насекомые опыляли незабудки и заодно фруктовые деревья – яблони, сливы и вишни. — В текущем году у нас будет богатый урожай! – радовалась хозяйка. – Пчёлы, бабочки и шмели обожают мой сад! А сейчас пришла пора поведать о третьем семечке незабудки. Его увидел дядюшка муравей и решил отнести в лесной муравейник. Вы думаете, что муравьи съедят семя незабудки полностью? Не переживайте! У зёрнышка незабудки припасено для муравьёв лакомство – сладкая мякоть. Муравьи отведают лишь её, а семечко останется нетронутым.

Вот так выяснилось семечко незабудки в лесу около муравейника. Весной оно проросло и скоро, рядом с муравейным теремом, расцвела прекрасная голубая незабудка.

  • Как выглядит цветок незабудки?
  • Поведайте, что произошло с семечком незабудки, которое упало в воду?
  • Что произошло с незабудкой, если бы Таня сорвала её?
  • По какой причине сорванные цветы сравнивают с пленниками, которых ожидает смерть?
  • Как девочки помогли незабудке?
  • Какую пользу принесли незабудки берегу реки?
  • Как второе семечко незабудки появилось в саду?
  • Какую пользу принесли эти цветы саду?
  • Как третье семечко появилось в лесу?
  • По какой причине муравьи переносят семена незабудок?

«зайчиха и Кролик»

Понимаете ли вы, дорогие парни, что в огороде по окончании уборки урожая капусты, кое-где остаются сочные хрустящие кочерыжки и громадные капустные листья? Об этом отлично знала зайчиха Вета. Вот и решила она наведаться вечерком в соседнюю деревню, дабы полакомиться вкусными страницами капусты. Прибежала Вета в огород и внезапно увидела маленькой загон, а в нём белого пушистого зайца. Вета с опаской приблизилась и стала с любопытством рассматривать зайца. — Моё имя – Вета, а тебя как кличут, кроха? – задала вопрос она наконец. — Пуфик, — радостно ответил заяц. — Бедняжка! – посочувствовала зайцу зайчиха. – Возможно, люди поймали тебя и посадили в клетку? — да нет. Никто меня не ловил! – захохотал Пуфик. – Я постоянно живу с людьми. — В любой момент? – удивилась Вета. – А где же ты находишь свежую травку, юные побеги и кору осинок? — Меня кормят мои хозяева, — с гордостью сказал заяц. _ Они приносят мне морковь, свежую травку и капусту. — Значит, ты ни при каких обстоятельствах не гуляешь на свободе, не бегаешь по лесам и полям и не ищешь себе корм?

  • Как вы думаете, что ответил заяц?

— Ах, кроха, если бы ты знал, как чудесно не редкость в лесу весной, в то время, когда распускаются цветы и щебечут птицы! какое количество в том месте полянок и лужаек с сочной и вкусной травой! – говорила зайчиха. — Но я слышал от хозяев, что в лесу живут лисы и волки, и они весьма обожают закусить зайчатинкой! – рассудительно увидел Пуфик. — да, это так. Но мы, зайцы, можем скоро бегать, высоко прыгать и запутывать

следы, так что лисам и волкам непросто нас поймать, — ответила Вета. — Скоро бегать и запутывать следы я не могу, и от умной лисицы спастись, пожалуй, не смогу, — набрался воздуха Пуфик.

  • По какой причине зайцы не могут запутывать следы?

— Но что же ты ешь зимний период, в то время, когда зимний период в лесу нет ни трав, ни цветочков, ни зелёных веток? – спросил заяц? — Да, зима – нелёгкое время для лесных обитателей. Само собой разумеется, кое-кто из зверей запасает корм и укладывается дремать на всю зиму, но зайцы запасов не делают. От голода нас выручают ветки и кора осин. А от неприятелей – стремительные ноги да белый мех, что не видно на снегу. Так как в осеннюю пору мы меняем шубку. Отечественная шерсть делается гуще, пышней, и из серебристо-серой преобразовывается в совсем белую. — Моя шубка также линяет весной и в осеннюю пору, но цвет она не меняет, — сообщил Пуфик.

  • По какой причине окраска кроликов не изменяется?

— Твоя шубка такая пушистая, белая как снег! – похвалила Вета кроличью шерсть. — Благодарю! – поблагодарил Пуфик зайчиху, — моей хозяйке она также нравится. Из пуха она вяжет тёплые фуфайки, шапки и шарфики. — и всё-таки, сообщи мне, Пуфик, — попросила Вета, — неужто тебе не скучно одному сидеть в клетке? — Да нет, пожалуй, не скучно, — ответил заяц. – Поиграть со мной приходят собака и дети Дина. — Ты дружишь с собакой? – несказанно удивилась зайчиха. – Мой тебе совет – держись от неё подальше. Мы постоянно спасаемся от псов бегством. Как услышу собачий лай в лесу – прямо холод по коже пробирает! — Дина – нежная и хорошая собака. Она приходит вместе с хозяйскими детьми и ни при каких обстоятельствах не причиняет мне вреда, лишь понюхает – и всё! Но, возможно, Вета, ты проголодалась? – спохватился заяц. – Я могу угостить тебя капустными листьями и морковкой. — Что ж, пожалуй, от угощения я не откажусь, — дала согласие зайчиха. Заяц сбегал к кормушке и принёс громадной лист капусты и пара морковок. Он просунул угощение через щели в сетке загона, и Вета с наслаждением захрустела овощами. — Благодарю, Пуфик, — поблагодарила она зайца, — мы славно совершили время, но мне пора к себе. — Заходи ко мне к себе домой! – попросил Пуфик. — До скорой встречи, Пуфик! – крикнула Вета и ускакала в лес.

  • Для чего зайчиха Вета побежала в огород?
  • Кого Вета встретила в огороде?
  • Где живут зайцы?
  • Где живут зайцы?
  • Чем питаются зайцы?
  • Кто заботится за зайцами? Какой корм им дают?
  • Какие конкретно неприятели имеется у зайцев?
  • Имеется ли неприятели у кроликов?
  • Поведай детально, чем похожи и чем отличаются кролик и заяц?

«Как скворец себе дом выбирал»

Дети смастерили скворечники и повесили их в ветхом парке. Весной прилетели скворцы и были рады – хорошие квартиры подарили им люди. Скоро в одном из скворечников жила громадная и дружная семья скворцов. Отец, мама и четверо малышей. Заботливые родители целыми днями летали по парку, ловили гусениц, мошек и приносили их прожорливым деткам. А интересные скворчата попеременно выглядывали из круглого оконца и с удивлением осматривались кругом. Неординарный, манящий мир раскрывался им. Весенний ветерок шелестел зелёными страницами клёнов и берёз, раскачивал белые шапки пышных соцветий рябины и калины. В то время, когда птенцы подросли и оперились, родители стали учить их летать. Три скворчонка были храбрыми и талантливыми. Они скоро освоили науку воздухоплавания. Четвёртый же никак не решался выбраться из домика. Мама-скворчиха задумала выманить малыша хитростью. Она принесла громадную аппетитную гусеницу и продемонстрировала лакомство скворчонку. Птенец потянулся за угощением, а мама отодвинулась от него подальше. Тогда голодный сынок, цепляясь лапками за оконце, высунулся, не удержался и начал падать. Он со страхом запищал, но внезапно его крылышки раскрылись, и кроха, сделав круг, приземлился на лапки. Мама в тот же миг подлетела к сыночку и наградила его за смелость вкусной гусеницей. И всё было бы отлично, но именно сейчас на тропинке показался мальчик Илюша со своим четвероногим любимцем – спаниелем Гариком. Пёс увидел на земле птенца, залаял, подбежал к скворчонку и потрогал его лапой. Илюша звучно закричал, ринулся к Гарику и забрал его за ошейник. Птенец замер и от страха прикрыл глаза. — Что же делать? – думал мальчик. – Нужно как-то оказать помощь птенцу! Илюша забрал скворчонка на руки и отнёс к себе. Дома отец пристально осмотрел птенца и сообщил: — У малыша повреждено крыло. Сейчас нам нужно лечить скворушку. Я давал предупреждение тебя, сынок, дабы ты весной не брал Гарика с собою в парк.

  • По какой причине весной не следует брать псов на прогулку в лес либо в парк?

Прошло пара недель и скворчонок, которого назвали Гошей, поправился и привык к людям. Целый год он жил в доме, а следующей весной люди выпустили Гошу на волю. Скворец сел на ветку и огляделся.

— Где же я буду сейчас жить? – поразмыслил он. – Полечу-ка я в лес и подыщу себе подходящий домик. В лесу скворец увидел двух радостных зябликов, каковые носили в клювиках прутики, сухие травинки и вили себе гнездо. — Глубокоуважаемые зяблики! – обратился он к птицам. – Не посоветуйте ли вы, как мне отыскать себе жильё? — В случае, если желаешь, живи в отечественном домике, а мы себе выстроим новый, — любезно ответили птички. Гоша поблагодарил зябликов и занял их гнёздышко. Но оно выяснилось через чур тесным и неудобным для таковой большой птицы, как скворец. — нет! Ваш домик мне, к сожалению, не подходит! – сообщил Гоша, простился с зябликами и полетел дальше. В сосняке он заметил нарядного дятла в красной и пёстром жилете шапочке, что крепким клювом долбил дупло. — Хороший сутки, дядюшка дятел! – обратился к нему Гоша. – Посоветуйте, нет ли тут поблизости свободного домика? — Как не быть! Имеется! – ответил дятел. – Вон на той сосне осталось моё прошлое дупло. Если оно тебе приглянется, то можешь в нём поселиться. Скворец сообщил: «Благодарю!» и полетел к сосне, на которую указал дятел. Гоша посмотрел в дупло и заметил, что оно уже занято дружной парочкой синиц. Делать нечего! И скворушка полетел дальше. На болоте около реки серая уточка внесла предложение Гоше собственное гнездо, но и оно не подошло скворцу – так как скворцы не вьют гнёзда на земле. Сутки уже клонился к вечеру, в то время, когда Гоша возвратился к дому, где жил Илюша, и сел на ветку под окном. Мальчик увидел скворца, открыл окно, и Гоша влетел в помещение. — отец, — позвал Илюша отца. – Отечественный Гоша возвратился! — В случае, если скворец возвратился, значит он не отыскал себе в лесу подходящего домика. Будет необходимо нам смастерить для Гоши скворечник! – сообщил отец. На другой сутки Илюша с папой сделали для скворца прекрасный теремок с круглым окном и привязали его к ветхой высокой берёзе. Домик Гоше понравился, он начал жить в нём и распевать по утрам звонкие радостные песенки.

  • Где поселилась семья скворцов?
  • Кто учил скворчат летать?
  • Как скворчихе удалось выманить нерешительного птенца из скворечника?
  • Что произошло со скворчонком на земле?

«Катя и божья коровка»

Эта история случилась с девочкой Катей. В летний полдень Катя, сняв ботинки, бегала по цветущему лугу. Трава на лугу была высокая, свежая и приятно щекотала девочке босые ножки. А луговые цветы пахли мятой и мёдом. Кате захотелось поваляться на мягких травах и налюбоваться плывущими в небе тучами. Примяв стебли, она легла на траву и в тот же миг почувствовала, что по её ладони кто-то ползёт. Это была маленькая божья коровка с красной, как будто бы отлакированной спинкой, украшенной пятью тёмными точками. Катя начала рассматривать красного жучка и внезапно услышала негромкий приятный голосок, что сказал: — Девочка, прошу вас, не мни траву! В случае, если желаешь побегать, порезвиться, то бегай лучше по тропинкам. — ой, кто это? – удивлённо задала вопрос Катя. – Кто со мной говорит? — Это я, божья коровка! – ответил ей тот же голосок. _ разве божьи коровки говорят? – ещё больше удивилась девочка. — Да, я могу сказать. Но говорю я лишь с детьми, а взрослые меня не слышат! – ответила божья коровка. — Ясно! – протянула Катя. – Но сообщи, по какой причине нельзя бегать по траве, поскольку её так много! – задала вопрос девочка, окинув взором широкий луг.

  • Как вы думаете, что ответила божья коровка

— В то время, когда бежишь по траве, то её стебельки ломаются, почва делается через чур жёсткой, не пропускает к корням воздушное пространство и воду, и растения погибают. Помимо этого, луг – это дом многих насекомых. Ты такая громадная, а мы мелкие. В то время, когда ты бежала по лугу, насекомые весьма нервничали, везде раздавался сигнал тревоги: «Внимание, опасность! Спасайся, кто может!» — растолковала божья коровка. — Прости, прошу вас, — сообщила девочка, — я всё осознала, и буду бегать лишь по дорожкам. В этот самый момент Катя увидела прекрасную бабочку. Она радостно порхала над цветами, а позже села на травинку, сложила крылышки и … провалилась сквозь землю. — Куда делась бабочка? – удивилась девочка. — Она тут, но стала для тебя незаметной. Так бабочки спасаются от неприятелей. Я надеюсь, Катюша, что ты не планируешь ловить бабочек и делается неприятелем? — Нет! Нет! – вскрикнула Катя и добавила: — Я желаю быть втором. — Ну и верно, — увидела божья коровка, — у бабочек имеется прозрачный хоботок, и через него, как будто бы через соломинку, они выпивают цветочный нектар. А, перелетая с цветка на цветок, бабочки переносят пыльцу и опыляют растения. Поверь мне, Катя, цветам весьма необходимы бабочки, пчёлы и шмели – так как это насекомые-опылители. — Вот и шмель! – сообщила девочка, увидев на розовой головке клевера громадного полосатого шмеля. Его трогать запрещено! Он может укусить! — Само собой разумеется! – дала согласие божья коровка. – У пчёл и шмеля имеется острое ядовитое жало. — А вот ещё шмель, лишь мельче, — вскрикнула девочка. — Нет, Катюша. Это не шмель, а осовидная муха. Она окрашена так же, как осы и шмели, но совсем не кусачая, у неё и жала нет. Но птицы принимают её за злую осу и пролетают мимо. — Ого! Какая умная муха! – удивилась Катя. — Да, все насекомые весьма умные, — с гордостью сказала божья коровка. Сейчас в высокой траве радостно и звонко застрекотали кузнечики. — Кто же это стрекочет? – задала вопрос Катя. — Это кузнечики, — растолковала божья коровка. — Мне бы хотелось заметить кузнечика! Как будто бы услышав слова девочки, кузнечик высоко подпрыгнул в воздухе, и его изумрудная спинка ярко сверкнула. Катя протянула руку, и кузнечик в тот же миг упал в густую траву. Встретиться с ним в зелёных зарослях было нереально. — А кузнечик-то также хитрец! Его не отыщешь в зелёной траве, как тёмную кошку в чёрной помещении, — захохотала девочка. — Видишь стрекозу? – задала вопрос божья коровка у Кати. – Что ты можешь сообщить о ней? — Прекрасная стрекоза! – отозвалась девочка. — Не только прекрасная, но и нужная! Так как стрекозы прямо на лету ловят комаров и мух. Продолжительно разговаривала Катя с божьей коровкой. Она увлеклась беседой и не увидела, как наступил вечер. — Катя, ты где? – услышала девочка голос мамы. Она с опаской посадила божью коровку на ромашку, культурно простилась с ней: — Благодарю, дорогая божья коровка! Я определила довольно много нового и увлекательного. — Почаще приходи на луг, и я поведаю тебе ещё кое-что о его жителях, — дала обещание ей божья коровка.

  • Кого Катя встретила на лугу?
  • О чём попросила Катю божья коровка?
  • Какую пользу растениям приносят бабочки и шмели?
  • Чем нужны стрекозы?
  • По какой причине Катя не смогла разглядеть кузнечика в траве?
  • Как насекомые спасаются от неприятелей?
  • Попытайтесь растолковать, как связаны между собой деревья, цветы и насекомые?

экологическое воспитание в 924


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: