Задачи:
На протяжении занятий студенты:
— организуют представление о конфликте в трудовой сфере;
— приобретут знания о типологии конфликтных обстановок в трудовой среде, источниках напряженности в трудовом коллективе, конструктивных и деструктивных последствия распрей;
— освоят способы управления конфликтами;
— организуют навыки и купят практическую подготовку обнаружения межличностных стилей разрешения распрей.
персоналии и Основные понятия: конфликтная обстановка, конфликт, стадии конфликта, конструктивные и деструктивные последствия распрей, управление конфликтами, межличностные стили разрешения распрей, конфликтные личности в трудовом коллективе.
Вопросы:
1. Дайте определения конфликтной обстановке и конфликта.
2. Перечислите главные обстоятельства конфликта и кратко охарактеризуйте их.
3. Перечислите главные стадии развития конфликта и кратко охарактеризуйте их.
4. Дайте определение конструктивным и деструктивным последствиям распрей.
5. Перечислите главные конструктивные последствия распрей на предприятии.
6. Перечислите главные деструктивные последствия распрей на предприятии.
7. Перечислите способы управления конфликтами и кратко охарактеризуйте их.
8. Перечислите межличностные стили разрешения распрей по Томасу-Килмену и кратко охарактеризуйте их.
9. Перечислите типы конфликтных личностей в трудовом коллективе и кратко охарактеризуйте их (возможно забрать любую типологию на выбор).
Итог:
В следствии освоения содержания занятия студенты:
— понимают сущность и специфику конфликта в трудовой сфере;
— знают стадии развития и основные закономерности конфликта в трудовой сфере;
— обладают разработкой управления конфликтом.
Литература
Главная:
1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология человеческого достоинства и труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., C. 244-268
2. Практическая психология: Учебник / Под ред. проф. М.К. Тутушкиной. – СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2000. – 336 с., Часть 3, глава 3
Дополнительная:
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1995. – 416 с., Глава 10, §4.
Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.
Тема 9. Опытный стресс
Задачи:
На протяжении занятий студенты:
— организуют представление о специфике опытного стресса;
— приобретут знания о источниках и причинах стресса, связанного с большим трудом;
— освоят управления и методы измерения стрессом;
— организуют навыки профилактики опытного стресса.
персоналии и Основные понятия: стресс, теория Г.Селье, опытный стресс, способы управления стрессом.
Вопросы:
1. Дайте определение стресса по Г.Селье и изложите главные положения его теории.
2. Перечислите обстоятельства стресса, которые связаны с процессом труда.
3. Перечислите источники опытного стресса.
4. Перечислите обычные симптомы стресса.
5. Перечислите знакомые вам способы управления стрессом.
6. Какие конкретно методы профилактики опытного стресса Вы понимаете?
Итог:
В следствии освоения содержания занятия студенты:
— понимают сущность и специфику опытного стресса;
— знают главные закономерности протекания стресса и его обычные симптомы;
— обладают способами управления стрессом;
— обладают разработкой профилактика опытного стресса.
Литература
Главная:
1. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология человеческого достоинства и труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с., С. 229-243
Дополнительная:
2. Сандомирский М.Е.Защита от стресса. М.: 2001
3. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 2000
4.Толочек В.А.Современная психология труда: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. – 479 с.
Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.
Тема 10. Психотерапевтические нюансы социально-инвалидов и трудовой реабилитации больных
Задачи:
На протяжении занятий студенты:
— организуют представление об главных закономерностях опытных болезней;
— приобретут знания об социальной адаптации и особенностях реабилитации калек детства и специфике социально-помощи психолога больным опытными болезнями и калекам труда;
— подробно изучат структуру деятельности социально-психотерапевтических работ на фирмах;
— организуют навыки и купят практическую подготовку в социальной адаптации и сфере реабилитации калек детства, социально-помощи психолога больным опытными болезнями и калекам труда.
персоналии и Основные понятия: опытные болезни, калеки детства, калеки труда, социально-помощь психолога больным и калекам.
Вопросы:
1. Дайте определение опытным болезням и перечислите их главные виды.
2. В чем состоят социальной адаптации и особенности реабилитации калек детства?
3. В чем содержится специфика социально-помощи психолога больным опытными болезнями и калекам труда?
4. Какова структура деятельности социально-психотерапевтических работ на фирмах?
Итог:
В следствии освоения содержания занятия студенты:
— знают главные изюминки социальной адаптации и реабилитации калек детства и специфику социально-помощи психолога больным опытными болезнями и калекам труда;
— знают специфику деятельности социально-психотерапевтических работ на фирмах;
— обладают разработкой оказания социально-помощи психолога больным опытными болезнями и калекам труда.
Литература
Главная:
1. Носкова О.Г. Психология труда: Учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с., Глава 10.
Дополнительная:
2. Психология труда/ [А.В. Карпов и др.]; под ред. Проф. А.В. Карпова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 350 с. – (Учебник для институтов), Глава 4, §8.
3. Холостова Е.А.Социальная реабилитация: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К?», 2002. – 340 с.
Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.
Тема 11. Эргономические базы проектирования
Производственной среды
Задачи:
На протяжении занятий студенты:
— организуют представление об главных закономерностях влияния санитарно-гигиенических условий производственной среды на работоспособность работника;
— приобретут знания об изюминках факторов производственной среды: шум, вибрация и перемещение, освещение, микроклимат, дизайн и архитектура интерьера, цвет в интерьере и их влияние на исполнение работником поставленных перед ним задач; на поведение и самочувствие работника;
— подробно изучат социально-психотерапевтические факторы действия;
— организуют навыки и купят практическую подготовку в сфере профилактики вредного действия факторов рабочей среды на здоровье работника.
персоналии и Основные понятия: производственная среда, факторы производственной среды, социально-психотерапевтические факторы производственной среды.
Вопросы:
1. Что такое прямое и косвенное влияние факторов рабочей среды? Приведите примеры для каждого из факторов.
2. Перечислите главные функции цвета на производстве.
Итог:
В следствии освоения содержания занятия студенты:
— знают главные закономерности влияния санитарно-гигиенических условий производственной среды на работоспособность работника;
— знают изюминке факторов производственной среды: шум, вибрация и перемещение, освещение, микроклимат, дизайн и архитектура интерьера, цвет в интерьере и их влияние на исполнение работником поставленных перед ним задач; на поведение и самочувствие работника;
— обладают навыками профилактики вредного действия факторов рабочей среды на здоровье работника.
Литература
Главная:
1. Эргономика: Учебн. пособие для институтов /В.В. Адамчук и др.; Под ред. проф. В.В. Адамчука. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 254 с.
Дополнительная:
2. Душков Б.А. Психология труда, рекламы, управления, эргономика и инженерная психология: Энциклопедический словарь. М.: Деловая книга, 2000.
3. Мунипов В.М. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, среды и программных средств / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. – М., 2001
4. Хрестоматия. Психологические стояния / Под ред. Куликова Л.В..СПб,: Питер, 2001
Доступность литературы: в библиотеке Гуманитарного университета.
V. учебный словарь ДИСЦИПЛИНЫ
Термины
Аттестация — совокупность оценивания либо конкретная процедура оценки персонала в организации разглядывающая в качестве собственного предмета реально выполненные сотрудником работы и его индивидуальные качества: свойства, знания, умения, навыки, направленная на обнаружение уровня квалификации работника в целях определения степени его эффективности.
Безопасность труда – состояние условий труда, при котором исключено действие на трудящихся вредных и страшных производственных факторов.
Дееспособность – это неспециализированная свойство вырабатывать целесообразную деятельность, осознавать значение собственных действий, руководить ими, совершенствовать их. В противном случае говоря – это свойство самостоятельно осуществлять разные формы целесообразной деятельности.
Деятельность – динамическая совокупность сотрудничеств субъекта с миром, в ходе которых происходит воплощение и возникновение в объекте психологического образа и реализация опосредованных им взаимоотношений субъекта в предметной действительности.
Деформация личности опытная – изменение психологической структуры, качеств личности под влиянием исполнения профессиональной деятельности.
Дистресс – отрицательная неспецифическая реакция организма человека на любое негативное внешнее действие, выражающаяся в сверхмобилизации физиологических и психотерапевтических ресурсов организма с целью достижения результата защиты организма любой ценой, что ведет к истощению энергетических и пластических запасов и к перенапряжению
жадно-гуморальных механизмов регуляции.
Личный стиль деятельности – лично-необычная совокупность психотерапевтических средств, к каким сознательно либо стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания (согласования) собственной индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности.
Инцидент – в то время, когда одна из сторон начинает функционировать, ущемляя интересы второй стороны.
Конфликт (с лат. — столкновение) – отсутствие согласия между двумя либо более сторонами (лицами, группами).
Конфликтная обстановка – обстановка, включающая:
— или противоречивые позиции сторон по какому-то предлогу;
— или противоположные цели либо средства их успехи в данных условиях;
— или несовпадение заинтересованностей, жажд, влечений оппонентов и пр.
Кривая работоспособности – это график трансформации технико-экономических либо психофизиологических показателей, по которым возможно делать выводы о качественном и качественном уровне функциональном состоянии и профессиональной деятельности исполнителя работы.
Личностный суть –
1) индивидуализированное отражение настоящего отношения личности к тем объектам, для к-рых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение-для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и совершенства;
2) индивидуализированное отражение настоящего отношения личности к тем объектам, для к-рых развертывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.
Монотония – функциональное состояние, характеризующееся понижением уровня жизнедеятельности в следствии действия однообразных раздражителей, т.е. понижением внешней стимуляции.
Монотонность работы – объективные показатели труда, характеризующиеся высокой частотой повторения и непродолжительным временным циклом, простотой действий и структурным однообразием. Работа, где преобладает информационный фактор, считается монотонной, если она связана с пассивным наблюдением, имеет недочёт притока сенсорной информации.
Мотив (от лат. movere – приводить в перемещение, толкать) – 1) побуждения к деятельности, которые связаны с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних либо внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
2) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный либо совершенный), для к-рого она осуществляется;
3) осознаваемая обстоятельство, лежащая в базе поступков личности и выбора действий.
Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Термин «М.», взятый в шикором смысле, употребляется во всех областях психологии, исследующих механизмы и причины животных и целенаправленного поведения человека. По своим функции и проявлениям регуляции поведения мотивирующие факторы смогут быть поделены на три довольно независимых класса. При анализе вопроса о том, по какой причине организм по большому счету приходит в состояние активности, анализируются инстинктов и проявления потребностей как источников активности. В случае, если изучается вопрос, на что направлена активность организма, для чего произведен выбор конкретно этих актов поведения, а не вторых, исследуются в первую очередь проявления мотивов как обстоятельств, определяющих выбор направленности поведения. При ответе вопроса о том, как, как осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления чувств, субъективных переживаний (стремлений, жажд и т.п.) и установок в поведении субъектов.
Способы управления конфликтом – это приемы, методы, разрешающие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно оказывать влияние на его последствия.
Найм – имеется процесс принятия ответа о зачислении кандидата на работу в акт согласования и штат организации заинтересованностей работодателя и работника.
Напряженность труда – функциональное состоянии организма при работе с преобладанием нервной нагрузки, характеризует ту сторону трудовой деятельности, которая требует мобилизации функций восприятия, внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности ЦНС.
Несчастный случай – неожиданное непреднамеренное повреждение организма человека (мешающее обычному осуществлению деятельности) в следствии действия на него страшного производственного фактора либо собственного поведения.
Обучение персонала – процесс трансформации либо приобретения работниками новых знаний, умений, навыков.
Оценка персонала – процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, направленный на достижение целей организации.
Охрана труда – совокупность экономических, организационных и правовых мероприятий, снабжающих безопасность трудящихся в производственных процессах.
Подбор кадров – это действия и процессы по созданию резерва кадров (либо кандидатов) в организации, по созданию базы информации о работниках нужной квалификации для ответа задач организации.
Последствия конфликта деструктивные (дисфункциональные) — последствия деструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, каковые мешают достижению целей.
Последствия конфликта конструктивные (функциональные) — последствия конструктивно разрешенного конфликта, т.е. условия, каковые приводящие к достижению целей.
Потребность (в психологии) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им потребностью в объектах, нужных для его развития и существования, и выступающее источником его активности.
Продуктивность – количество продукта в единицу времени.
Производительность – итог в единицу времени.
Производственная травма – травма, полученная на производстве.
Производственный травматизм – совокупность производственных травм.
Профессиография – разработка изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психотерапевтическим свойствам, психолого-физическим возможностям человека.
Профессиограмма – 1) описание социально-экономических, производственно-технических, санитарно-гигиенических, психотерапевтических и других изюминок профессии;
2) черта профессии, включающая описание условий труда, прав и обязанностей работника, нужных знаний, навыков и умений, профессионально-ответственных качеств, и противопоказаний по общему состоянию организма. Профессиограмма разрешает выяснить опытную пригодность человека.
Психограмма – черта требований, предъявляемых профессией к психике человека.
Профессионально-серьёзные качества (ПВК) – свойства субъекта деятельности, нужные для его нормативно заданного исполнения и положительно коррелирующие хотя бы с одним ее параметром.
Опытная деструкция – 1) это разрушение, изменение либо деформация сложившейся психотерапевтической структуры личности в ходе профессионального труда;
2) это трансформации сложившейся личности и структуры деятельности, очень плохо сказывающиеся на взаимодействии и продуктивности труда с другими участниками этого процесса.
Опытная компетентность – основной когнитивный компонент систем профессионализма личности, сфера опытного ведения, круг решаемых вопросов, неизменно расширяющаяся совокупность знаний, разрешающая делать опытную деятельность с высокой продуктивностью. содержание и Структура опытной компетентности во многом определяется спецификой трудовой деятельности.
Опытная консультация – лично ориентированная помощь в опытном самоопределении.
Опытная ориентация (от франц. orientation — установка) –
1) комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с жаждами, склонностями и сформировавшимися свойствами и с учетом потребности в экспертах общества и народного хозяйства в целом
2) совокупность научно обоснованных психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом лично-потребностей общества и психологических особенностей личности.
Опытная пригодность – 1) совокупность психологических и психофизиологических изюминок человека, нужных и достаточных с целью достижения публично приемлемой эффективности в той либо второй профессии;
2) соответствие личностных черт обследуемого требованиям профессиограммы, его свойство овладеть данной работой.
Опытное обучение – искусственно созданная социальная совокупность обучения конкретной профессии.
Опытный отбор – разновидность отбора психотерапевтического. Представляет собой совокупность средств, снабжающих прогностическую оценку взаимосоответствия профессии и человека в тех видах деятельности, каковые осуществляются в нормативно заданных страшных условиях (гигиенических, микроклиматических, технических, социально-психотерапевтических), требующих от человека повышенной ответственности, здоровья, точности исполнения и высокой работоспособности задания, устойчивой эмоционально-волевой регуляции.
Опытное самоопределение – деятельный и долгосрочный процесс выбора профессии, внутренние результат и психологические основания этого процесса. Содержание опытного самоопределения – осведомленность о мире профессий, дорогах их выбора, методах освоения профессий; самоанализ и самооценка.
Опытный профиль – совокупность параметров оценки личности эксперта. Включает виды деятельности, профессионально серьёзные качества, главные квалификации, социально-способы поведения и профессиональные роли.
Профессия – вид трудовой деятельности, требующий умений и определённых знаний, получаемых в следствии особого образования, опыта и подготовки работы. Наименование профессии определяется исходя из используемых орудий труда (машинист, крановщик, токарь), предметов труда (машиностроитель, шахтер), метода действия на предмет труда (сверловщик, штамповщик) либо содержания и характера труда.
Психология труда – наука, изучающая психотерапевтические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду.
Работоспособность – свойство людской организма изменять течение физиологических и психологических функций и в соответствии с этим делать определенную деятельность с требуемым качеством в течение некоего периода времени.
Режим отдыха и труда – работы периодов и чередование отдыха, при котором достигается оптимальный уровень работоспособности производительности труда и хорошее состояние организма трудящихся.
«Советская психотехника» — Издание, издаваемый с 1927 по 1936 гг., самоё известное отечественное издание по вопросам психологии труда.
Свойство – 1) лично-психотерапевтические изюминки личности, являющиеся условием успешного исполнения той либо другой продуктивной деятельности;
2) свойства функциональных совокупностей, реализующих отдельные психологические функции, каковые имеют личную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и реализации деятельности и качественном своеобразии освоения.
Способности особые (от лат. specialis — особенный) –
1) психотерапевтические изюминки индивида, являющиеся возможностями успешного исполнения им определенного вида деятельности (музыкальной, сценической, литературной и т.п.). Развитие С. с. опирается на соответствующие задатки, к примеру, память и музыкальный слух;
2) лично-психотерапевтические особенности личности, проявляющиеся условиями успехи высоких результатов при исполнении какого-либо одного вида деятельности;
3) высокая мера развития отдельных психологических процессов и функций.
Стимул (от лат. stimulus – остроконечная палка, к-рой погоняли животных, стрекало) – действие, обуславливающее динамику психологических состояний индивида (обозначаемую как реакция) и относящееся к ней как обстоятельство к следствию. С. в психологии – это побуждение, эффект к-рого опосредован психикой человека, его взорами, эмоциями, настроением, заинтересованностями, рвениями и т.д. С. не тождественен мотиву, не смотря на то, что во многих случаях может преобразовываться в мотив.
Стресс либо неспециализированный адаптационный синдром (от англ. stress – давление, напряжение) – 1) термин, применяемый для обозначения широкого круга состояний человека, появляющийся в ответ на разнообразные экстремальные действия (стрессоры);
2) комплекс физилогических реакций, что является реакцией адаптации, складывающуюся из трех фаз: тревоги, истощения и повышенной резистентности. Стресс – неспецифический ответ организма на любое действие-стрессор.
Стрессор – фактор, вызывающий состояние стресса.
Субъект (от лат. subjectum — подлежащее) – индивид либо несколько как преобразования действительности и источник познания; носитель активности.
Трудовой пост – 1) ограниченная благодаря разделения труда и тем либо иным образом зафиксированную область приложения сил человека, вычисленную на создание чего-либо полезного для общества – материальных вещей, информации, нужных обслуживающих действий, функциональных нужных эффектов, эстетических впечатлений, публичного настроения, упорядоченного протекания социальных процессов;
2) исторически сложившаяся и объективно существующая совокупность оборудования, прав, обязанностей, норм поведения работника, требований, предъявляемых к его знаниям, умениям, навыкам, изюминкам личности.
Трудовой потенциал – заложенные потенции, возможности к исполнению тех либо иных функций при благоприятных условиях развития, свойств, задатков, доведения их до умений, навыков.
Трудоспособность – это состояние организма, разрешающее человеку делать работу качества и определённого объёма.
Утомление – функциональное состояние здоровья, проявляющееся во временном понижении работоспособности, в неспецифических трансформациях физиологических функций, в ряде субъективных ощущений, объединенных эмоцией усталости в следствии исполнения интенсивной либо долгой работы.
Факторы напряженности труда – показатели, характеризующие деятельность: степень напряжения внимания, плотность и темп работы, загруженность анализаторных функций, эмоциональное напряжение, монотонность работы, нагрузка на память.
Центральный университет труда (ЦИТ) – первая отечественная организационная структура, в которой концентрировались изучения по проблемам организации трудовых перемещений, разработке способов опытного обучения. Организован в 1921 г. в Москве.
Эргатическая совокупность (от греч. еrgon — работа) – сложная целеустремленная совокупность, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средства деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.
Персоналии
МЮНСТЕРБЕРГ Гуго (1863-1916) – немецко-американский психолог, представитель практической психологии (психотехники). Изучал вопросы управления фирмами, профотбора, профориентации, производственного обучения, приспособления техники к психотерапевтическим возможностям человека и другие факторы увеличения доходов труда предпринимателей и производительности рабочих.
СЕЛЬЕ Ганс(1907-1982) – врач и канадский биолог. Создал учение о стрессе, основанное на понятии неспециализированного (главного) адаптационного синдрома – совокупности нейрогуморальных реакций, снабжающих мобилизацию психофизиологических ресурсов организма для адаптации в тяжёлых условиях. При экспериментальных и клинических изучениях поведения человека в экстремальных обстановках учение С. дало основание для развития и выработки понятия «психотерапевтический стресс».
СЕЧЕНОВ Иван Михайлович (1829-1905) – русский психолог и физиолог. Создал естественнонаучную теорию психологической регуляции поведения («Рефлексы головного мозга», 1863). Опираясь на открытия в области физиологии нервной совокупности (в первую очередь на открытие «центрального торможения» — тормозного влияния нервных центров), выдвинул положение о том, что все акты сознательной и бессознательной психологической судьбе по динамике и своей структуре рефлекторны. Наряду с этим рефлекс трактовался им не как механический ответ нервного центра на внешний стимул, а как согласование перемещения с делающим сигнальную роль чувствованием. В работах С. Предвосхищалось понятие об обратной связи как непременном регуляторе поведения, утверждался системы организации и принцип саморегуляции жадно-психологической деятельности. С. Обосновал новый подход к функциям органов эмоций, в соответствии с которому работа рецептора образовывает только сигнальную половину целостного механизма (анализатора); другую половину образует работа мышц. Сигналы мышечного эмоции являются источником информации о пространственно-временных особенностях среды, являются базой элементарных форм мышления, из к-рых в ходе онтогенеза появляются высшие формы познавательной активности (включая математическое и философское знание) («Элементы мысли», 1878). Появляясь во внешней деятельности, умственные операции благодаря механизму торможения преобразуются во внутрипсихические. Данный тип объяснения С. распространил на становление личности (человеческого Я). Ребенок, вырастая, интериоризирует образы людей, к-рые регулировали собственными командами его действия в первую пору судьбы. В соответствии с этими образами он сооружает представление о самом себе, как особенном внутреннем центре активности. Критиковавши интроспекционизм, С. выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на принцип развития и объективный метод психики в настоящих жизненных встречах организма со средой. Идеи С. стали основополагающими для многих направлений русской психологии.
ТЕПЛОВ Борис Михайлович (1896-1965) – коммунистический психолог. в ранний период творчества совершил цикл изучений в области психологии восприятия. В будущем занимался проблемами личных различий. Создал психотерапевтическую концепцию свойств и показал методы их эмпирического анализа в конкретных видах людской деятельности («Свойства и одаренность», 1941; «Психология музыкальных свойств», 1940; «Ум полководца», 1943 и др.). применяя концепцию И.П. Павлова о типах ВНД, создал исследовательскую программу по изучению физиологических баз лично-психотерапевтических различий человека, которая содействовала созданию нового междисциплинарного направления – дифференциальной психофизиологии («Неприятности личных различий», 1961).
VI. Независимая РАБОТА СТУДЕНТОВ