Тема 7. классификации языков

Главные вопросы:

1.Генеалогическая классификация языков.

2.Основания типологической классификации.

3.Методы выражения грамматических значений.

4.Типологическая классификация языков.

5.Культурная классификация языков.

Подвопросы:

1)Что такое генеалогическая классификация языков? Какой способ употребляется для ее построения?

2)Что такое праязык?

3)Что такое языковая семья? На что членится языковая семья?

4)Кому из ученых в собственности первый опыт генеалогической классификации индоевропейских языков в виде генеалогического древа? Изобразите это древо.

5)В чем главные недочёты схемы А. Шлейхера, изображающей генеалогическое древо индоевропейских языков?

6)подгруппы и Какие группы выделяются в индоевропейской семьи?

7)Кто из отечественных ученых выдвинул ностратическую догадку? В чем ее сущность?

8) Что такое макросемья? Перечислите семьи, входящие в ностратическую макросемью.

9)Перечислите семьи, остающиеся за пределами ностратической макросемьи.

10)Приведите примеры языков, не группирующихся в семьи.

11)Что такое «протобашенный» язык? В чем сущность теории моногенеза? В чем сущность теории полигенеза?

12)Что такое типологическая классификация языков? Какой способ употребляется для ее построения?

13)Что такое грамматическое значение?

14)В чем сущность синтетического метода выражения грамматического значения?

15)Что такое агглютинация?

16)Что такое фузия?

17)Что такое префикс? Приведите примеры префиксов.

18)Что такое постфикс? Приведите примеры постфиксов.

19)Что такое конфикс (циркумфикс)? Приведите примеры конфиксов.

20)Что такое инфикс? Приведите примеры инфиксов.

21)Что такое трансфикс? Приведите примеры трансфиксов.

22)Что такое флексия? Приведите примеры флексий.

23)Перечислите наиболее значимые изюминки флексии.

24)Что такое суффикс? Приведите примеры суффиксов.

25)Что такое внутренняя флексия (чередование)? Приведите примеры выражения грамматического значения посредством чередования.

26)Что такое супплетивизм? Приведите примеры.

27)Приведите примеры выражения грамматического значения посредством ударения.

28)В чем сущность аналитического метода выражения грамматического значения?

29)Что такое послелог и предлог?

30)Что такое альянс?

31)Что такое частица?

32)Что такое связка?

33)Что такое артикль?

34)Приведите примеры выражения грамматического значения порядком слов.

35)Приведите примеры выражения грамматического значения слова синтаксической валентностью соседнего слова. К каким методам (синтетическим либо аналитическим) относится таковой метод выражения грамматического значения?

36)Что такое редупликация? К каким методам (синтетическим либо аналитическим) относится таковой метод выражения грамматического значения?

37)Что такое инкорпорация? К каким методам (синтетическим либо аналитическим) относится таковой метод выражения грамматического значения?

38)Кому принадлежат первые попытки создания типологической классификации языков (2-3 имени)?

39)Какие конкретно типы языков выделили братья Шлегели? Кто первым выделил в особенный тип инкорпорирующие языки?

40)Кто из отечественных ученых занимался проблемами синтаксической типологии языков? Охарактеризуйте синтаксическую классификацию языков, предложенную этим ученым.

41)Коротко охарактеризуйте типологическую классификацию языков А. Шлейхера.

42)В чем особенности инкорпорирующих языков? Приведите примеры инкорпорирующих языков.

43)В чем особенности аморфных (изолирующих) языков? Приведите примеры аморфных языков.

44)В чем особенности агглютинативно-аффиксирующих языков? Приведите примеры агглютинативно-аффиксирующих языков.

45)В чем особенности флективно-агглютинативных языков? Приведите примеры флективно-агглютинативных языков.

46)В чем особенности флективно-синтетических языков? Приведите примеры флективно-синтетических языков.

47)В чем особенности флективно-аналитических языков? Приведите примеры флективно-аналитических языков.

48)В чем сущность культурно-исторической классификации языков? Кто из отечественных ученых занимался проблемами культурно-исторической типологии языков?

49)Какие конкретно языки входят в круг языков восточно-средиземноморского ареала? Перечислите главные изюминки языков восточно-средиземноморского культурного ареала.

50)Что изучает ареальная лингвистика? Что такое языковой альянс? Приведите примеры языковых альянсов. Кто ввел в научный обиход данный термин?

Термины:генеалогическая классификация языков, праязык, семья, ветвь (несколько), подгруппа; типологическая классификация языков, грамматический строй языка, грамматическое значение, грамматический метод (грамматическая форма); синтетические методы, агглютинация, фузия, префикс, постфикс, конфикс (циркумфикс), трансфикс, инфикс, флексия (окончание), чередование (внутренняя флексия), ударение, супплетивизм; предлог, послелог, альянс, частица, связка, артикль, порядок слов, синтаксическая валентность, редупликация, инкорпорация; инкорпорирующие (полисинтетические) языки, аморфные (изолирующие) языки, агглютинативные (аффиксирующие) языки, агглютинативно-аффиксирующие и флективно-агглютинативные языки; флективные (фузионные) языки: флективно-синтетические и флективно-аналитические языки; номинативные языки, эргативные языки, активные языки; культурно-исторический ареал, ареальная лингвистика, языковой альянс.

Персоналии:А. Шлейхер, В. М. Иллич-Свитыч, М. Сводеш, А. Ю. Милитарев, А. А. Соколянский, Вяч. Вс. Иванов, Ф. Шлегель, А.-В. Шлегель, В. фон Гумбольдт, И. И. Мещанинов, Н. И. Толстой, Н. А. Мещерский, Н. С. Трубецкой.

Литература:

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 2007. Глава VI. Классификация языков.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 2004. Глава VI. Сравнительно-историческое и типологическое языковедение.

3. Мещерский Н. А. К вопросу о культурно-исторической общности литературно-письменных языков // Мещерский Н. А. Избранные статьи. СПб., 1995.

4. Широков О. С. Введение в языкознание. М., 1985. Глава II. Сравнительно-историческое языковедение. Глава III. Грамматика.

5. Широков О. С. Языковедение: введение в науку о языках. М., 2003. Часть III. Языки мира.

Тема 8. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯЗЫКА

Главные вопросы:

1. Сущность неприятности происхождения языка.

2. Главные догадки происхождения языка.

3. Научные подтверждения эволюционной теории.

4. Особенности первобытного мышления и «первоязыка» человечества

5. полигенеза и Теории моногенеза.

Подвопросы:

1)Что такое глоттогенез?

2)Что такое антропогенез?

3)Что такое ментогенез?

4)Что такое социогенез?

5)В чем сущность неприятности происхождения языка? Какие конкретно три взаимосвязанных вопроса должны быть рассмотрены в рамках данной неприятности?

6)Какова точка зрения Ж. Вандриеса на возможность реконструкции «первоязыка» человечества? Какова его аргументация?

7)На чем основана точка зрения ученых, думать что проблему происхождения языка нельзя решить лингвистическими способами?

8)К какому времени относит происхождение человека разумного Б. Ф.Поршнев?

9)К какому времени относит происхождение человека разумного Вяч. Вс. Иванов?

10)Что пишет Вяч. Вс. Иванов о возможностях сравнительно-исторического способа для реконструкции «первоязыка» человечества?

11)Общими усилиями каких наук решается неприятность происхождения языка?

12)Чем занимается лингвистическая палеонтология?

13)Перечислите главные догадки происхождения языка (5 групп догадок).

14)В чем сущность креационистских (логосических) догадок происхождения языка?

15)Перечислите этимологические догадки происхождения языка (3 догадки).

16)В чем сущность теории звукоподражания? Кто из ученых разделял эту теорию?

17)В чем сущность междометной теории? Кто из ученых разделял эту теорию?

18)В чем сущность теории трудовых выкриков? Кто из ученых разделял эту теорию?

19)В чем сущность догадки «публичного соглашения»? Кто из ученых разделял эту догадку?

20)В чем сущность ономатопоэтической догадки? Кто из ученых разделял эту догадку?

21)В чем сущность трудовой теории происхождения языка? Кто из ученых разделял эту теорию?

22)Что изучает зоопсихология? Приведите, какой-либо пример, иллюстрирующий, как эти данной науки оказывают помощь в изучении вопросов антропогенеза и глоттогенеза.

23)Что изучает нейрофизиология? Какие конкретно эти нейрофизиологии подтверждают догадку Ф. Энгельса о происхождении языка?

24)Что изучает онтолингвистика? Как эти онтолингвистики оказывают помощь в ответе неприятности глоттогенеза?

25)Что изучает этнология? Как эти этнологии оказывают помощь в ответе неприятности глоттогенеза?

26)Что изучает палеоантропология?

27)На основании каких данных ученые гипотетически реконструируют кое-какие особенности «первоязыка» человечества?

28)Назовите главные изюминки «первоязыка» людей (не меньше 5).

29)В чем сущность теории моногенеза? Кто из ученых разделял эту теорию?

30)В чем сущность теории полигенеза? Кто из ученых разделял эту теорию?

Персоналии:Ж. Вандриес, Б. Ф. Поршнев, Вяч. Вс. Иванов, Н. Б. Мечковская, Демокрит, А. А. Потебня, Г.-В. Лейбниц, И.-Г. Гердер, Эпикур, Ч. Дарвин, Х. Штейнталь, Л. Нуаре, К. Бюхер, Гермоген, Диодор Сицилийский, Витрувий, Ж. дю Белле, Ж.-Ж. Руссо, А. Смит, В. фон Гумбольдт, Ф. Кликс, Л. Леви-Брюль, А. Тромбетти, М. Сводеш, В. М. семь дней-Свитыч, К. Фохт, В. А. Гречко, Б. В. Якушин.

Термины:глоттогенез, антропогенез, социогенез, лингвистическая палеонтология, палеоантропология, зоопсихология, нейрофизиология, креационистские (логосические) догадки (происхождения языка), этимологические догадки, ономатопоэтическая догадка, догадка «публичного соглашения», трудовая теория, ностратическая теория, моногенез, полигенез.

Литература:

1. Древние теории стиля и языка. Антология текстов. СПб., 1996.

2. Вандиес Ж. Язык. М., 1937. Введение: Происхождение языка.

3. Верлинский А. Л. Древние учения о происхождении языка. СПб., 2006.

4. Гречко В. А. Теория языкознания. М., 2003. Гл. X. Происхождение языка.

5. Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в извлечениях и очерках. Часть II. М., 1960. Глава VII. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин о проблемах языка.

6. Иванов Вяч. Вс. Лингвистика третьего тысячелетия. М., 2004. Статья «Языковые универсалии: имя и глагол».

7. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков людской интеллекта. М., 1983.

8. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет . СПб., 2002.

9. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. Статья «Глоттогенез».

10. Маковский М. М. У истоков человеческого языка. М., 1995.

11. Неспециализированное языкознание /Отв. ред. Б. А. Серебренников. М., 1970. Глава 1. К проблеме сущности языка. Глава 5. К проблеме мышления и взаимосвязи языка.

12. Поршнев Б. Ф. О начале людской истории. М., 1974.

13. Потебня А. А. язык и Мысль // Потебня А. А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

14. Рождественский Ю. В. Лекции по неспециализированному языкознанию. М., 2002. Лекция 1. Неприятность происхождения языка.

15. Сталин И. В. вопросы и Марксизм языкознания // Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. Антология. М., 2001.

16. Якубинский Л. П. Избранные работы. М., 1986. Статья «Происхождение языка».

17. Якушин Б. В. Догадки о происхождении языка. М., 2007.

Тема 9. ЭВОЛЮЦИЯ ЯЗЫКА

Главные вопросы:

1. Понятие об ее формах и эволюции языка.

2. Внутренние и внешние факторы эволюции.

3. Вопрос о причинности языковых трансформаций.

4. морфологическая аналогия и Фонетические законы.

5. Главные тенденции в развитии языка.

6. Стадиальные теории развития языка.

7. компаративистика и История языка.

Подвопросы:

1)Что такое эволюция? В чем отличие понятия «эволюция» от понятия «революция»?

2)По какой причине большая часть ученых уверены в том, что языку характерна эволюционная форма развития?

3)Кто из отечественных ученых думал, что языку характерны эволюционная и революционная формы развития?

4)Перечислите формы эволюции языка (4 формы).

5)Что такое изменение языка?

6)Что такое развитие языка?

7)Что такое деградация языка?

8)Что такое совершенствование языка?

9)В чем содержится особенная сложность литературного языка как развивающегося объекта?

10)Какие конкретно две точки зрения на проблему причинности трансформаций, перемещения возможно выделить в философии?

11)В чем сущность механистической (метафизической) точки зрения на проблему причинности?

12)В чем сущность эволюционистской точки зрения на проблему причинности?

13)Перечислите главные изюминки внутренних (диалектических) противоречий (5 изюминок).

14)Как решался вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций в рационалистической философии XVII-XVIII вв.?

15)Как решался вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций в ранних концепциях сравнительно-исторического языкознания?

16)Как решался вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций младограмматиками?

17)Что такое антропофонический фактор языковых трансформаций?

18)Как решался вопрос о причине языковых трансформаций В. фон Гумбольдтом?

19)В чем сущность плюралистического взора на вопрос о причинности языковых трансформаций?

20)Как наблюдал на вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций М. Граммон?

21)Как наблюдал на вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций Е. Д. Поливанов?

22)Как наблюдал на вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций Т. П. Ломтев?

23)В чем сущность структуралистского подхода к решению вопроса о обстоятельствах языковых трансформаций?

24)В чем видели причину фонетических трансформаций Н. С. Трубецкой и Р. О. Якобсон?

25)Как наблюдал на вопрос о обстоятельствах фонологических трансформаций А. Мартине?

26)Как наблюдал на вопрос о обстоятельствах фонетических трансформаций В. В. Иванов?

27)В чем сущность точки зрения Е. Куриловича на вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций?

28)В чем сущность точки зрения В. К. Журавлева на вопрос о обстоятельствах языковых трансформаций?

29)Назовите ученых, труды которых положили начало исторической фонетике.

30)Что такое фонетический закон? Ученые какой школы в первый раз сформулировали сущность фонетического закона и тезис о непреложности фонетических законов?

31)Приведите пример какого-либо фонетического закона; обрисуйте условия его ограничения и действия (исключения); объясните обстоятельства ограничений.

32)Что такое морфологическая аналогия? Приведите пример вмешательства морфологической аналогии в сферу действия фонетического закона.

33)Как наблюдал на соотношение морфологической аналогии и фонетического закона Г. Пауль?

34)Как наблюдал на проблему морфологической аналогии И. А. Бодуэн де Куртенэ? В какой работе он сформулировал собственный взор на соотношение фонетических морфологической аналогии и законов?

35)В чем сущность взора В. А. Богородицкого на проблему морфологической аналогии?

36)Назовите ведущих представителей отечественного языкознания, внесших вклад в изучение вопросов морфологической аналогии (не меньше 5 имен).

37)Какие конкретно существуют точки зрения на проблему прогресса в языке?

38)Перечислите главные тенденции в развитии языка (3 тенденции).

39)В чем сущность закона разрушения синкретизма?

40)В чем сущность закона абстрагирования?

41)В чем сущность закона аналогии?

42)В чем сущность стадиальных теорий развития языка?

43)Что такое единый глоттогонический процесс?

44)Какие конкретно три грамматических типа языков выделили братья Шлегели? Какой четвертый тип добавил к их классификации В. фон Гумбольдт?

45)В чем сущность стадиальной теории развития языка А. Шлейхера? Каковы философские базы данной теории?

46)В чем заключались главные недочёты стадиальной теории А. Шлейхера?

47)Какое дополнение внес в развитие стадиальной теории А. Шлейхера Ф. Мюллер?

48)В чем сущность стадиальной теории Н. Я. Марра?

49)В чем сущность палеонтологического четырехэлементного анализа Н. Я. Марра?

50)Каково отношение современной науки к стадиальным теориям развития языка?

Персоналии:Н. Я. Марр, В. фон Гумбольдт, М. Граммон, Е. Д. Поливанов, Ф. Энгельс, Т. П. Ломтев, Л. В. Щерба, Р. А. Будагов, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, А. Мартине, Вал. Вас. Иванов, Е. Курилович, В. К. Журавлев, Р. Раск, Ф. Бопп, Я. Гримм, А. Х. Востоков, К. Бругман, Г. Остгоф, А. Лескин, Г. Пауль, И. А. Бодуэн де Куртенэ, В. А. Богородицкий, Г. А. Ильинский, А. А. Шахматов, Ф. П. Филин, А. Шлейхер, Ф. Шлегель, А.-В. Шлегель, Ф. Мюллер, И. И. Мещанинов.

Термины:эволюция, изменение, развитие, деградация, совершенствование (языка); внутренние и внешние факторы эволюции; антропофонический фактор, фонетический закон, морфологическая аналогия, внутренняя аналогия, внешняя аналогия, синкретизм (семантический, грамматический), закон абстрагирования, грамматикализация; единый глоттогонический процесс; флективные, аффиксирующие (агглютинативные), аморфные (изолирующие), инкорпорирующие языки; агглютинация, фузия; палеонтологический (четырехэлементный) анализ языка; история языка, историческая грамматика, историческая стилистика (история литературного языка), компаративистика.

Литература:

1. Бернштейн С. Б. Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961. С. 128.

2. Будагов Р. А. Борьба направлений и идей в языкознании отечественного времени. М., 1978. Гл.4. Противостоят ли социальные факторы факторам имманентным в науке о языке?

3. Будагов Р. А. Что совершенствование языка и такое развитие? М., 1977.

4. Винокур Г. О. О задачах истории языка // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в извлечениях и очерках. Часть II. М., 1960.

5. Гречко В. А. Теория языкознания. М., 2003. Глава V. развитие и Изменение языка.

6. Гумбольдт В. О различии строения людских языков…// Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в извлечениях и очерках. Часть I. М., 1960.

7. Журавлев В. К. Внутренние и внешние факторы языковой эволюции. М., 1982. Глава «Социальное давление на языковые процессы».

8. Журавлев В. К. Диахроническая морфология. М., 1991. Гл. 1, 2.

9. Журавлев В. К. Диахроническая фонология. М., 1986. Гл. 2, 3.

10. Колесов В. В. История русского языкознания. СПб., 2003. Статья «Становление идеи развития в языкознании первой половины XIX в.».

11. Ломтев Т. П. Внутренние несоответствия как источник исторического развития структуры языка // Ломтев Т. П. Неспециализированное и русское языкознание. М., 1976.

12. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М., 1990. Статьи «Синхрония», «Диахрония», «Стадиальности теория», «Сравнительно-историческое языкознание».

13. Марр Н. Я. Яфетидология. М., 1999.

14. Мартине А. Принцип экономии в фонетических трансформациях. М., 1960. С. 44-54.

15. Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в извлечениях и очерках. Часть I. М., 1960.

16. Мещанинов И. И. Новое учение о языке. Л., 1936. Гл. 10.

17. Неспециализированное языкознание / Гл. ред. Б. А. Серебренников. М., 1970. С. 298-302.

18. Пауль Г. Правила истории языка. М., 1960. Введение.

19. Поливанов Е. Д. Где лежат обстоятельства языковой эволюции? // Поливанов Е. Д. Статьи по неспециализированному языкознанию. М., 1968.

20. Рождественский Ю. В. Лекции по неспециализированному языкознанию. М., 2002. Лекция 8. Динамика языка.

21. Соссюр Ф. Курс неспециализированной лингвистики. М., 2004. Ч. 1. Гл. 3. лингвистика и Статическая лингвистика эволюционная.

22. Сталин И. В. вопросы и Марксизм языкознания // Сумерки лингвистики. Из истории отечественного языкознания. Антология. М., 2001.

23. Филин Ф. П. Очерки по теории языкознания. М., 1982. Статьи «Несоответствия и развитие языка», «К проблеме социальной обусловленности языка».

24.Шлейхер А. Теория Дарвина в применении к науке о языке // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в извлечениях и очерках. Часть I. М., 1960.

25.Якубинский Л. П. Избранные работы. М., 1986. Статьи «Пара замечаний о словарном заимствовании», «Ф. де Соссюр о неосуществимости языковой политики», «Неприятности синтаксиса в свете Нового учения о языке», «Образование народностей и их языков».
Тема 10. ЛИТЕРАТУРНЫЙ язык и ПИСЬМЕННОСТЬ

Главные вопросы:

1.Этапы развития письма.

2.Графика.

3.Орфография.

4.Пунктуация.

5.Литературный язык.

6.Нормы литературного языка.

7.Стили литературного языка.

Подвопросы:

1)Что такое письмо в широком и узком смысле?

2)Перечислите главные этапы развития начертательного письма.

3)Что такое пиктография? Приведите примеры пиктографического письма.

4)Что такое логография? Приведите примеры логографического письма.

5)Что такое идеография? Приведите примеры идеографического письма.

6)Что такое силлабография? Приведите примеры силлабического письма.

7)Что такое фонемография? Приведите примеры фонематического письма.

8)Какие конкретно разделы входят в теорию письма? Чем теория письма отличается от истории письма?

9)Что изучает палеография?

10)Что изучает графика?

11)Что такое графема? На какие конкретно две группы подразделяются графемы в алфавитных языках?

12)Что такое графическая совокупность?

13)Что такое принцип графики? Перечислите ключевые принципы графики.

14)В чем сущность фонематического принципа графики? Приведите примеры языков, графические совокупности которых основываются на фонематическом принципе.

15)В чем сущность силлабического принципа графики? Приведите примеры языков, графические совокупности которых основываются на силлабическом принципе.

16)В чем сущность идеографического принципа графики? Приведите примеры языков, графические совокупности которых основываются на идеографическом принципе.

17)Какие конкретно написания именуются опорными?

18)В чем отличие орфографии от графики?

19)Что изучает орфография? Какие конкретно 4 группы правил включает в себя орфография?

20)Что такое принцип орфографии? Перечислите ключевые принципы орфографии.

21)В чем сущность фонетического принципа орфографии? Приведите примеры языков, орфографии которых основываются на фонетическом принципе.

22)В чем сущность исторического принципа орфографии? Приведите примеры языков, орфографии, которых основываются на историческом принципе.

23)Как еще именуют исторический исторические написания и принцип орфографии? По какой причине?

24)В чем сущность морфологического принципа орфографии? Приведите примеры языков, орфографии которых основываются на морфологическом принципе.

25)Что такое дифференцирующие написания? Приведите примеры.

26)В чем сущность принципа транскрипции как частного орфографического принципа?

27)В чем сущность принципа транслитерации как частного орфографического принципа?

28)Что изучает пунктуация?

29)Каково происхождение современных знаков препинания? В то время, когда и где сложилась современная совокупность знаков препинания, применяемая в европейских совокупностях письма?

30) Что такое принцип пунктуации? Перечислите правила пунктуации.

31)На каком принципе основывается русская пунктуация? Какого именно мнения придерживаются по этому вопросу различные ученые?

32)Каково происхождение термина «литературный язык»? По какой причине понятие «литературный язык» нельзя считать синонимом понятия «письменный язык»?

33)Какова структура национального языка?

34)Что такое просторечие?

35)Что такое территориальные диалекты?

36)Что такое социальные диалекты?

37)Что такое литературный язык?

38)Коротко охарактеризуйте главные показатели литературного языка.

39)Коротко охарактеризуйте главные показатели нормы.

40)Что такое скрытая кодификация и кодификация? Кому в собственности термин «скрытая кодификация»?

42)Дайте определение нормы.

43)Что такое узус? Как соотносятся узус и норма?

44)Назовите главные функции нормы.

45)В чем сущность селективной функции нормы?

46)В чем сущность стабилизирующей функции нормы?

47)Перечислите главные виды норм.

48)Что такое стиль в общефилософском смысле (в самом неспециализированном смысле, применительно к любому явлению)?

49)Что такое стиль литературного языка?

50)По какой причине стиль – явление историческое? Какие конкретно стили выделяют исследователи в современном русском литературном языке?

Термины:письмо, начертательное письмо, пиктография, логография, идеография, силлабография, фонемография; графика, графема, графическая совокупность, алфавит, принцип графики, правила графики: фонематический, силлабический, идеографический; опорные написания; орфография, орфограмма, принцип орфографии, правила орфографии: фонетический, исторический (классический, традиционно-исторический, конвенциальный, иррациональный), морфологический; дифференцирующие написания, принцип транскрипции, принцип транслитерации; пунктуация, принцип пунктуации, правила пунктуации: логический (смысловой), интонационный, синтаксический; литературный язык, просторечие, диалекты (территориальные и социальные), жаргоны, арго, сленг; норма, кодификация, скрытая кодификация, узус; функции нормы: селективная и консервативная (стабилизирующая); виды норм: орфографические, пунктуационные, орфоэпические (произносительные и акцентологические), словообразовательные, грамматические (морфологические и синтаксические), лексические, стилистические; стиль литературного языка.

Персоналии:А. Б. Шапиро, А. Х. Востоков, А. М. Пешковский, Л. В. Щерба, С. К. Булич, Л. В. Щерба, Е. А. Земская, Р. А. Будагов, Ф. П. Филин, М. В. Ломоносов, В. В. Колесов, Е. Д. Поливанов, А. И. Горшков, В. В. Виноградов.

Литература:

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. М., 2007. Глава V. Письмо.

2. Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М., 2004. Глава VII. Письмо.

3. ЛЭС. Статьи «Письмо», «Графика», «Орфография», «Пунктуация», «Литературный язык», «Норма», «Стиль».

4. Будагов Р. А. языковые стили и Литературные языки. М., 1967. Гл. 1, 2.

5. Будагов Р. А. Борьба направлений и идей в языкознании отечественного времени. М., 1978. Глава 5. Споры около понятия нормы литературного языка.

6. Виноградов В. В. Литературный язык // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

7. Виноградов В. В. Неприятности литературных языков и закономерностей их развития и образования // В том месте же.

8. Горшков А. И. история и Теория русского литературного языка. М, 1984. Раздел «Теоретические сведения о русском литературном языке» (Гл.1-3).

9. Истрин В. А. Развитие письма. М., 1964.

10. Пешковский А. М. Объективная и нормативная точки зрения на язык // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ вв. в извлечениях и очерках. Часть II. М., 1960.

11. Филин Ф. П. судьбы и Истоки русского литературного языка // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

12. Щерба Л. В. Современный русский литературный язык // История советского языкознания. Хрестоматия. / Сост. Ф. М. Березин. М., 1988.

III. ЗАДАНИЯ ДЛЯ Необходимого КОНСПЕКТИРОВАНИЯ

Правила оформления конспектов

Конспектирование – это краткое цитатное изложение содержания прочтённой работы.

Требования к конспекту:

1) полное указание всех выходных данных конспектируемой книги либо статьи в такой последовательности: фамилия автора, инициалы, наименование работы (без кавычек), год и место издания;

2) точность, дословность цитирования; при сокращения, пропуска слов в цитате ставится многоточие, заключенное в угловые скобки: ;

3) необходимое указание страницы, с которой забрана цитата (страницы конспектируемого источника должны проставляться на всём протяжении конспекта);

4) в конспекте необходимы поля; на поля выносятся:

а) личные подзаголовки, каковые отсутствуют в тексте конспектируемой работы;

б) страницы конспектируемой работы;

в) личные замечания по поводу конспектируемого;

г) ссылки на другие работы, в которых содержится та же точка зрения либо противоположные.

5) В случае, если в работы цитируются другие авторы, то при конспектировании направляться совершенно верно передать текст цитаты и вынести на поля все имеющиеся сведения (выходные эти) о цитируемой работе.

6) При конспектировании часть конспекта может воображать не правильную цитацию источника, а пересказ «собственными словами». При таких условиях вся та часть конспекта, в которой содержание конспектируемой работы передано не дословно, содержится в угловые скобки: .

7) Конспекту может предшествовать замысел конспектируемой работы.

Замысел – это список в определенной последовательности главных вопросов, разглядываемых в конспектируемом (реферируемом) тексте. Замысел возможно:

а) простой;

б) сложный, либо развернутый (наровне с пунктами содержит подпункты);

в) тезисный, либо тезисы (коротко раскрывается содержание каждого пункта, приводится по 1-2 хороших примера).

Требования к замыслу:

— соответствие теме и содержанию произведения;

— целенаправленность;

— логичность и стройность;

— единое основание деления;

— соразмерность главных частей;

— нужно, дабы все части замысла были оформлены предложениями одного типа;

— количество замысла – не более 1 стр. письменного либо машинописного текста (замысел должен быть обозримым).

Форма представления конспектов:в ученической тетради в рукописном виде.

Предостережение:конспекты, выполненные на компьютере либо посредством другой множительной техники, к рассмотрению не принимаются!

Задание 1.Законспектировать вводную часть «Курса неспециализированной лингвистики» Ф. де Соссюра.

Источник: Соссюр Ф. Курс неспециализированной лингвистики // Звегинцев В. А. История языкознания XIX и ХХ столетий в извлечениях и очерках. Часть I. М., 1960.

Замысел конспекта:

1)Определение речевой деятельности и языка (с.324-325).

2)Вопрос о сущности языка (с. 327).

3)Познание лингвистики как раздела семиологии (с.327).

4)лингвистика речи и Лингвистика языка (с.329, абз.5-6, 330).

5)Внутренние и внешние элементы языка. Вывод Ф. де Соссюра о необходимости независимого изолированного изучения «фактически внутренней совокупности языка» в отвлечении от «внешних» элементов. Аргументация Соссюра (с.332).

Задание 2. речь и язык. Законспектировать статьи Л,В.Щербы, А.И.Смирницкого, Т.П.Ломтева, посвященные речи и проблематике языка.

Введение в языкознание. Лекция 7. Основные проблемы классификации языков мира


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: