Тема 7. модели структуры личности

Задание 7.1. Изучение черт личности

(16-ти факторный опросник Кэттела)

Процедура.Тестирование проводится со всей группой в один момент. Любой трудится лично. регистрационный бланк и Тестовый материал предоставляются преподвателем.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на последовательность вопросов, что разрешит распознать особенности Вашей личности. В данном опроснике не существует вопросов, на каковые возможно дать «верный» либо «неверный» ответы, поскольку они отражают только особенности, свойственные разным людям.

При ответе на вопрос Вы имеете возможность выбрать один из трёх предложенных вариантов ответов. Номер ответа на бланке обязан соответствовать номеру вопроса. Выбрав ответ «а», перечеркните крестиком левый квадратик, если вы выбрали ответ «б», перечеркните средний квадратик, ответу «в» соответствует правый квадратик.

Отвечая, не забывайте:

  • вопросы через чур маленькие, дабы в них находились все нужные подробности, воображайте обычные обстановки, не вспоминайте над подробностями;
  • не тратьте время на раздумье, давайте первый естественный ответ, что приходит Вам в голову;
  • старайтесь отвечать на пара вопросов в 60 секунд, тогда вы закончите работу приблизительно за 35 – 45 мин.;
  • старайтесь избегать промежуточных, «неизвестных» ответов, не считая тех случаев, в то время, когда ответить определённо вам вправду нереально (не более одного «неизвестного» ответа на 5–6 вопросов);
  • не пропускайте ничего, отвечайте на все вопросы подряд;
  • быть может, кое-какие вопросы Вам будет сложно отнести к себе, попытайтесь дать самый подходящий предположительный ответ.

Отдельные ответы не анализируются, исходя из этого не старайтесь произвести собственными ответами благоприятное чувство. Вольно высказывайте собственное собственное мнение. В случае, если появятся вопросы, задайте их учителю. По завершении работы ещё раз удостоверьтесь в надежности, на все ли вопросы Вы дали ответ».

Обработка взятых данных:

1. Соотнести полученные эти с Ключом опросника. Совпадение ответов оценивается в два балла для ответов «а» и «в», совпадение ответов «б» – в одни балл. Исключением есть обработка ответов на вопросы по фактору «В» – тут любое совпадение ответа с Ключом оценивается в один балл.

2. Полученные значения каждого фактора переводятся в стэны (стандартные оценки) с учётом Вашего возраста и пола. Стэны распределяются по биполярной шкале с крайними значениями в 1 и 10 баллов.

3. Перенесите полученные стэны в собственные тетради.

4. Из имеющихся показателей по всем 16-ти факторам опросника Кэттелла строится так называемый «Профиль личности». На оси абсцисс будут перечислены буквенные показатели 16 факторов личности, а на оси ординат – их числовой показатель. Ось абсцисс находится перпендикулярно оси ординат на показателе среднеарифметической (5,5 балла).

выводы и Анализ результатов:

1. При интерпретации собственных личных результатов уделить время, первым делом, «пикам» профиля, другими словами самые низким и самые высоким значениям факторов в профиле, в особенности тем показателям, каковые в «отрицательном» полюсе находятся в границах от 1 до 3 стэнов, а в «хорошем» – от 8 до 10 стэнов.

2. Проанализируйте совокупность в их связи в таких, к примеру, блоках как:

q особенности и коммуникативные свойства межличностного сотрудничества: факторы A, H, F, E, Q2, N, L;

q эмоционально-волевые изюминки: факторы C, G, I, O, Q3, Q4;

q интеллектуальные изюминки: факторы B, M, Q1.

3. Сделайте выводы об личных изюминках личности. Отметьте, на какие конкретно качества Вам нужно опираться с целью достижения успеха в учебной и профессиональной деятельности. Какие конкретно черты личности нужно держать под контролем либо заняться их развитием?

Контрольные вопросы:

1. Что такое черта личности?

2. Чем отличаются теории черт личности от структурных и типологических теорий?

3. Какими способами возможно изучить черты личности?

4. С какими трудностями при интерпретации данных опросника Кэттелла возможно столкнуться?

Задание 7.2. Изучение типологических изюминок личности

(опросник К. Юнга)

Процедура.Изучение проводится со всей группой в один момент. Текст теста наблюдай в приложении 7.2. Ключ к тесту предоставляется учителем.

Инструкция: «В тетради, рядом с номером вопроса, поставьте символ «+», если Вы согласны с утверждением, и символ «?», если не согласны».

Обработка данных:

1. По Ключу удостоверьтесь в надежности ответы.

2. Подсчитайте количество совпадений, итог умножьте на пять.

выводы и Анализ:

Выясните, что более характерно для Вашей личности: экстраверсия, амбоверсия, либо интроверсия.

Контрольные вопросы:

1. В чём содержится сущность типологического подхода к личности?

2. Воздействуют ли типологические изюминки на стиль Вашей учебной деятельности?

Тема 8. Темперамент

Задание 8.1. Изучение личностных особенностей и темперамента (методика Г. и С. Айзенк “EPQ – PEN”)

Процедура.Изучение проводится со всей подгруппой в один момент, но любой трудится лично. Текст опросника представлен в приложении 8.1. Все ответы фиксируются в бланке для ответов под номером соответствующего задания.

Инструкция: «Вам предлагается ответить на последовательность вопросов. Вопросы направлены на обнаружение Вашего простого метода поведения. Попытайтесь представить обычные обстановки и дайте первый «естественный» ответ, что придёт Вам в голову. Отвечайте скоро и совершенно верно. Не забывайте, что нет «хороших» и «нехороших» ответов. Если Вы согласны с утверждением, поставьте в бланке для ответов рядом с его номером символ «+» (да), в случае, если нет – символ «-» (нет)».

Форма 8.1

Бланк для ответов

1. 21. 41. 81. 101.
2. 22. 42. 82.
20. 40. 60. 100.

al

an

as

aF

Обработка результатов:

1. Сравните собственные ответы с Ключом.

2. Подсчитайте четыре суммы (al, an, as, aF). Большая сумма равна 25 баллам.

выводы и Анализ результатов:

1. Обрисуйте, в какой степени выражены у Вас свойства, выдвигаемые Айзенком в качестве значительных компонентов личности.

2. Сравните Ваши личные представления о себе и наблюдения окружающих с данными методики.

Контрольные вопросы:

1. Как подход Г.-Ю. Айзенка к личности и темпераменту сходится с классическим понятием о сущности этих психотерапевтических категорий?

2. Возможно ли по итогам разрешённой методики судить о опытной пригодности обследуемого к профессии типа «человек – человек»?

Тема 9. Темперамент

Задание 9.1. Изучение самооценки характера

(методика К.К. Платонова)

Процедура.Изучение проводится в два этапа. Сперва любой трудится лично. После этого работа длится в парах. Все ответы фиксируются в тетрадях.

Инструкция 1: «Перед Вами перечень чаще всего видящихся черт характера. Ваша задача – выбрать из этого перечня не меньше десяти и не более двадцати линия, каковые, по Вашему точке зрения, самый ярко определяют Ваш темперамент, и выписать их в тетради столбиком. Если Вы вычисляете, что Вам характерна черта характера, которой нет в этом перечне, то по окончании выписанных допишите её под чертой.

Перечислив черты собственного характера, пронумеруйте от первого, самый Вам характерного в убывающем порядке, проставив ранги слева от каждого слова. Учтите, что позже я могу назвать одну из приведённых Вами линия, и Вы должны станете записать, на основании каких фактов собственной деятельности вычисляете её характерной Вашему характеру. Будьте объективны в собственном выборе. В случае, если имеется вопросы, задайте их. На исполнение задания отводится приблизительно 15 мин., но оно возможно увеличено».

Инструкция 2: «Выберите в группе партнёра, что, по Вашему точке зрения, лучше всех Вас знает. Пускай он на листке бумаги выпишет кроме этого 5–10 черт характера, каковые, согласно его точке зрения, свойственны Вам, и проранжирует их».

Обработка результатов:

1. Сравните собственный перечень со перечнем партнёра.

2. Обсудите сходство и расхождение перечней.

3. При необходимости возможно обратиться прося составить подобный перечень ещё к 1–2 участникам группы, либо к более родным привычным и родственникам.

выводы и Анализ результатов:

1. Обрисуйте трудности, с которыми Вы столкнулись при выборе черт характера.

2. Проанализируйте совпадения/несовпадения данных самооценки с оценками со стороны.

3. Как для Вас были нужными перечни, составленные Вашими партнёрами?

4. Обрисуйте, какие конкретно черты Вашего характера содействовали/не содействовали Вашей адаптации к учебному процессу в институте.

5. Выясните, имеется ли связь между степенью проявления у Вас тех либо иных черт характера и Вашим темпераментом.

6. Повлиял ли возраст на Ваш перечень их ранжирование и чёрт характера?

Контрольные вопросы:

1. О чём смогут сказать сильные расхождения между сравниваемыми перечнями черт характера?

2. Какие конкретно факторы определяют развитие отдельных черт характера?

3. С какого возраста заканчивается развитие характера?

4. Существуют ли гендерные различия в степени проявления тех либо иных черт характера?

Задание 9.2. Изучение акцентуаций характера

(методика К. Леонгарда)

Процедура.Тестирование проводится учителем со всей группой. Пригодятся ручка и тетрадь. Предварительно готовится бланк для ответов, таблица подсчета результатов. По окончании обработки ответов строится график. Текст опросника представлен в приложении 9.1.

Форма 9.2(1)

Бланк ответов

Инструкция: «на данный момент Вам будут предложены утверждения, касающиеся Вашего характера. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером в бланке ответов поставьте символ «+» («да»), если Вы не согласны, то ставьте символ «-» («нет»). Верных и неправильных ответов тут нет, исходя из этого попытайтесь продолжительно не думать над ответами».

Обработка результатов:

1. Сверьте с Ключом собственные ответы, занося при совпадении в соответствующую строчок один балл.

2. Подсчитайте количество баллов по каждому параметру, умножьте взятую сумму на коэффициент, предложенный в бланке обработки результатов. Полученное произведение внесите в последний столбец.

3. На основании данных бланка обработки результатов выстройте график, где на оси абсцисс будут размешаться типы акцентуаций, на оси ординат – баллы. Предельное число баллов равняется 24.

Форма 9.2(2)

Бланк обработки результатов

Шифр шкалы Ответы Коэффиц. для умножения Итог
баллы сумма
Де На два
З На два
П На два
В На три
Г На три
Ди На три
Т-б На три
А-э На шесть
Э На три
Ц На три

выводы и Анализ:

1. Главное внимание при самоанализе обратите на шкалы, где ваши показатели находятся в пределах от 19 баллов, что говорит о данной черте характера как акцентуированной.

2. Сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 свидетельствует только о тенденции к тому либо иному типу акцентуации.

Контрольные вопросы:

1. Какие конкретно два класса акцентуаций выделял К. Леонгард?

2. Будет ли верным определять акцентуацию характера как отклонение от нормы, либо как особенное состояние нормы? Аргументируйте собственный ответ

3. Как воздействует найденная Вами у себя акцентуация на взаимоотношения и Вашу учёбу с окружающими?

Тема 10. Мотивация

Задание 10.1. Изучение уровня потребностей в ощущениях

(методика М. Цукермана «Шкала поиска ощущений»)

Процедура.Изучение проводится со всей подгруппой в один момент, но любой трудится лично. Нужны: тетрадь и ручка. Все ответы фиксируются в таблице. Текст опросника находится в приложении 10.1.

Инструкция: «на данный момент Вам будет предложен последовательность утверждений, каковые объединены в пары. Из каждой пары Вам нужно выбрать одно, которое самый характерно для Вас, и занести в таблицу соответствующую ему букву рядом с номером вопроса».

Форма 10.1

Ответы «Шкалы поиска ощущений»

Дата ………………………………………………………………

Ответ Ключ Ответ Ключ Ответ Ключ Ответ Ключ
1. 5. 9. 13.
2. 6. 10. 14.
3. 7. 11. 15.
4. 8. 12. 16.

Обработка результатов:

1. Соотнесите собственные ответы с Ключом. При совпадении в графе «Ключ» поставьте один балл.

2. Подсчитайте общую сумму баллов.

выводы и Анализ результатов:

1. Зафиксируйте, каков ваш уровень потребностей в новых ощущениях.

2. Отметьте, как данный уровень воздействует на стиль вашей учебной деятельности.

Контрольный вопрос:

Существует ли связь между уровнем поиска новых ощущений и личностным ростом?

Задание 10.2. Изучение мотивации успехи

(модификация теста-опросника А. Мехрабиана)

Процедура.Изучение проводится со всей подгруппой в один момент, но любой трудится лично. Заблаговременно подготавливается Бланк ответов. Тест теста-опросника представлен в приложении 10.2. Все ответы фиксируются в бланке под номером соответствующего задания.

Форма 10.2

Бланк ответов

Варианты ответов Совпадение с «ключом»
абсолютно согласен согласен скорее согласен, чем несогласен нейтрален скорее несогласен, чем согласен несогла сен абсолютно несог ласен «+» «-»
Сумма баллов: (неспециализированная)

Инструкция: «Предлагаемый Вам тест складывается из последовательности утверждений, касающихся отдельных сторон характера, и чувств и мнений по поводу некоторых жизненных обстановок. Вам нужно оценить степень собственного согласия либо несогласия с каждым из утверждений, поставив любой значок в соответствующей графе. Давайте тот ответ, что первым приходит Вам в голову, не тратьте довольно много времени на обдумывание. В случае, если у Вас появились какие-то вопросы, задайте их прежде, чем делать тест. Сейчас приступайте к работе».

Обработка результатов:

1. Каждой графе присваивается номер: «абсолютно согласен» +3; «согласен» +2; «скорее согласен, чем не согласен» +1; нейтральный ответ равен 0; «скорее не согласен, чем согласен» — 1; «не согласен» — 2; «полностью не согласен» -3.

2. Сравните собственные ответы с «ключом». При совпадении поставьте в графах «+» либо «-» точку в зависимости от символа «ключа».

3. Переведите собственные результаты в баллы соответственно двум таблицам обратных пунктов и переводов прямых опросника (предоставляются учителем).

4. Подсчитайте суммарный балл по тесту, сложив совместно баллы граф «+» и «-».

выводы и Анализ результатов:

1. Как именно превалирование мотива рвения к успеху либо мотива избегания неудачи воздействует на взаимоотношения и Ваш стиль учёбы с окружающими?

2. Воздействует ли преобладающий полюс мотивации на формулирование Вами дальних целей и ближних?

Контрольные вопросы:

1. Из каких двух полюсов состоит мотивация успехи?

2. Существуют ли гендерные различия в проявлении потребности в достижении в юношеском возрасте?

3. С какими ещё качествами личности связана эта потребность?

Задание 10.3. Изучение мотивации аффилиации

(модификация теста-опросника А. Мехрабиана)

Процедура.Изучение проводится со всей подгруппой в один момент, но любой трудится лично. Заблаговременно подготавливаются два бланка ответов. Текст теста-опросника представлен в приложении. Все ответы фиксируются в бланках под номером соответствующего задания.

Форма 10.3 (1)

Бланк ответов для шкалы СП

Варианты ответов Совпадение с Ключом
абсолютно согласен согласен скорее согласен, чем несогласен нейт- рален скорее несогла- сен, чем согласен несогла- сен полно-стью Несо-г ласен «+» «-»
Сумма баллов: (неспециализированная)

Форма 10.4(2)

Бланк ответов для шкалы СО

Варианты ответов Совпадение с Ключом
абсолютно согласен согласен скорее согласен, чем несогласен нейт-рален скорее несогла-сен, чем согласен несогла- сен полно-стью несог ласен «+» «-»
Сумма баллов: (неспециализированная)

Инструкция: «Предлагаемый Вам тест складывается из двух шкал «СП» и «СО», любая из которых представлена рядом утверждений, касающихся отдельных сторон характера, и чувств и мнений по поводу некоторых жизненных обстановок. Вам нужно оценить собственную степень согласия либо несогласия с каждым из утверждений, поставив любой символ в соответствующей графе. Давайте тот ответ, что первым приходит Вам в голову, не тратьте довольно много времени на обдумывание. Каждое последующее утверждение просматривайте лишь по окончании того, как Вы уже оценили предыдущее. В тесте нет «хороших» либо «нехороших» ответов. Не старайтесь произвести хорошее чувство. Вольно и честно высказывайте собственное собственное мнение. В случае, если у Вас появились какие-то вопросы, задайте их прежде, чем делать тест. Сейчас приступайте к работе».

Обработка результатов:

1. Каждой графе присвойте номер: «абсолютно согласен» +3; «согласен» +2; «скорее согласен, чем не согласен» +1; нейтральный ответ равен 0; «скорее не согласен, чем согласен» — 1; «не согласен» — 2; «полностью не согласен» -3.

2. Сравните собственные ответы с Ключом. При совпадении поставьте точку в графах «+» либо «-»в зависимости от символа Ключа.

3. Переведите собственные результаты в баллы соответственно двум таблицам обратных пунктов и переводов прямых опросника (предоставляются учителем).

4. Подсчитайте собственный личный суммарный балл по тесту, сложив совместно баллы граф «+» и «-» раздельно по шкале СП и шкале СО.

5. Трудясь в подгруппах, проранжируйте ваши ответы, как по шкале СП, так и по шкале СО.

выводы и Анализ результатов:

1. Как именно ваша принадлежность к одному из четырёх типов мотивации аффилиации воздействует на Ваши взаимоотношения с окружающими и поведение в учебной обстановке?

2. Воздействует ли этот тип мотивации аффилиации на Вашу самооценку?

Контрольные вопросы:

1. Из каких двух полюсов состоит мотивация аффилиации?

2. Существуют ли гендерные различия в предпочтении определённого типа мотивации аффилиации?

Задание 10.4. Изучение направленности личности

(методика В. Смекала и М. Кучеры «Ориентировочная анкета»)

Процедура.Задание выполняется каждым лично. Предварительно в тетради нужно подготовить две таблицы: для записи ответов и для подсчёта баллов.

Инструкция: «Опросник, с которым Вы станете трудиться, складывается из 30 пунктов. В каждом пункте предлагается три варианта ответов, из которых вы выбираете два. Сперва выберите то утверждение, которое оптимальнее высказывает Вашу точку зрения по этому вопросу. В том случае, в то время, когда пара вариантов ответов покажутся Вам равноценными, отберите из них тот, что всё-таки в громаднейшей степени отвечает Вашему точке зрения. Букву, которой обозначен выбранный ответ (А, Б либо В) запишите в бланке в графе ответов под рубрикой «Больше всего». После этого из оставшихся ответов выберите тот, что менее всего близок Вашему точке зрения. Впишите в графу ответа рубрики «Меньше всего» букву, которой обозначен данный ответ. В этом опроснике нет «хороших» либо «нехороших» ответов, исходя из этого не старайтесь предугадать, какой ответ есть для Вас лучшим. Будьте максимально объективными. Иногда осуществляйте контроль себя, верно ли Вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В том случае, если Вы найдёте неточность, исправьте её. Время работы не должно быть больше 20–25мин.».

Форма 10.4(1)

Таблица для записи ответов

Больше всего Меньше всего Больше всего Меньше всего
ответ ключ ответ ключ ответ ключ ответ ключ

Форма 10.4(2)

Бланк для подсчёта баллов

Вид направленности Больше всего Меньше всего Константа Сумма
НС aбв — aмв = + 30 =
ВД aбв — aмв = + 30 =
НЗ aбв — aмв = + 30 =

Обработка результатов:

1. Посредством Ключа заполните графы «Ключ» как столбика «Больше всего», так и столбика «Меньше всего». Поставьте, при совпадении вашего ответа с Ключом буквенные сочетания НС, ВД либо НЗ.

2. Просуммируйте раздельно показатели «Больше всего» и «Меньше всего» по каждому виду направленности (НС, ВД, НЗ).

3. Занесите полученные данные в бланк для подсчета баллов, сделайте нужные арифметические действия и выясните окончательное количество баллов по каждому виду направленности.

выводы и Анализ:

1. Сделайте вывод о том, какая направленность более всего свойственна вам: направленность на себя, направленность на общение либо направленность на решение деловых неприятностей.

Контрольные вопросы:

1. Какова роль направленности личности в налаживании взаимоотношений с окружающими?

2. Воздействует ли она на учебные удачи?

3. Имеется ли связь между половозрастными изюминками личности и её ведущей направленностью?

Лекция 1.5. Структура личности


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: