1. Память.
2. Нарушение памяти у пожилых.
3. Мышление.
1.Память –свойство к воспроизведению прошлого опыта, одно из фундаментальных особенностей нервной совокупности, выражающееся в способности длительно хранения данные и многократно вводить ее в поведения и сферу сознания. Выделяют процессы запоминания, воспроизведения и сохранения, включающего узнавание, воспоминание, фактически припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, яркую и опосредованную, краткосрочную и долгосрочную. Особенные виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная либо аффективная (память «эмоций»), образная и словесно-логическая.
Впечатления, каковые человек приобретает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при возможности и необходимости – воспроизводителя. Эти процессы именуются памятью.
Память возможно выяснить как свойство к получению, воспроизведению и хранению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и купленные механизмы поведения имеется не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству либо получаемый в ходе личной судьбе опыт. Благодаря собственной памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он на данный момент находится. Да и предстоящий прогресс человечества без постоянного улучшения данной функции немыслим.
Таблица 2 — Классификация памяти по времени хранения
Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от развития и нормального функционирования вторых «познавательных» процессов. Трудясь над тем либо иным процессов человек не вспоминая, развивает и тренирует память.
Нарушение памяти у пожилых
Представление о нарушениях памяти как главном фактически- возрастном симптоме психотерапевтического старения имеет широкое распространение.
Память, как как и интеллектуально- логическая деятельность в целом, есть сложной психологической функцией, зависящей и от влияния вторых психологических особенностей( таких как настроение, психологическая актуальность, установка), социальных факторов , и от физического состояния.
Выраженная тревога отрицательно отражается на таких параметрах, как «логическая память», «психологический контроль». Найдено, что негативные культурные установки на поздний возраст становятся актуальной обстоятельством ухудшения памяти в старости. Экспериментальные изучения памяти разрешают сделать следующие выводы:
— при определенных условиях ухудшения памяти частично обратимо у людей в возрасте до 80 лет;
— краткосрочная память страдает в той же мере, что и долгосрочная;
— процесс старения памяти носит прерывистый темперамент с двумя периодами спада: 1) 60-70лет и 2) по окончании 80 лет. 70-80 лет — период относительной стабильности.
Неприятность нарушений памяти тесно связана с проблемой особенного отношения к прошлому либо роли воспоминаний в жизни пожилого человека.
«Уход в прошлое» занимает отчетливое место в старческой психике, функцией воспоминания считается сохранение самооценки в условиях уменьшения физических и интеллектуальных свойств , сохранения целостности личности, создания идеализированной версии событий, которая оправдывала бы жизнь.
В одном изучении, проводившемся в течение пятнадцати лет, выделены четыре группы пожилых людей с различной эмоциональной реакцией на воспоминания. Первая несколько наслаждалась от воспоминаний. У второй группы воспоминания были навязчивы, увеличивали депрессию и тревогу, были связаны с эмоцией сожаления и вины. Третья несколько по большому счету не имела воспоминаний. Четвертая несколько в ходе воспоминания испытывала депрессию и ностальгию из — за настоящего и контраста прошлого.
Жизненный опыт личные качества, уровень одаренности, свойственные конкретному человеку, формируют адаптации и собственные механизмы компенсации к этим возрастным трансформациям, определяя уровень интеллектуальной активности.
Мышление.
Мышление есть высшим познавательным процессом. Оно является порождением нового знания, активную форму преобразования и творческого отражения человеком действительности. Мышление порождает таковой итог, какого именно ни в самой действительности, ни у субъекта
Мышление – психологический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, отношений действительности и закономерных свойств, значительных для ответа познавательных неприятностей, схематической ориентации в конкретных обстановках.
Мышление формирует структуру личного сознания, его семантическое поле, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки.
Совокупность личностных смыслов взаимодействует в мышлении индивида с объективным значением явлений, с пониманием сущности конкретных явлений как разновидности определенного класса явлений.
Как психологическая деятельность мышление есть процессом ответа задач. Данный процесс имеет механизмы достижения – и определённую структуру стадии познавательной цели.
Любой человек владеет свойственными ему стратегией и стилем мышления – когнитивным стилем, категориальной структурой и познавательными установками (семантическим, смысловым пространством).
речь и Мышление. Все высшие психологические функции человека формировались в ходе его публично-трудовой практики, в неразрывном единстве с развитием и возникновением языка. Высказываемые в языке смысловые категории и образуют содержание сознания человека.
Мышление индивида опосредствуется его речью. Между понятиями «речь» и «язык» существует такое же отношение, как между понятиями «общественное и» индивидуальное «сознание » :в языке проявляется публичное сознание, в речи – личное.
Обращение – личное применение публично выработанных обозначений, языковых знаков. Идея формируется при помощи ее речевого формулирования. Обращение подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя обращение лишена фонации (звукопроизнесения): в ней употребляются своеобразные коды.
Первоначально идея зарождается в форме опорных речевых элементов. Сформулировать идея – значит объективизировать ее, облечь в обобщенные языковых значений.
Отношение речи к мышлению – отношение компании к содержанию. Построение речи определяется законами грамматики, процесс мышления – законами общих связей.
В многообразных явлениях мышления различаются:
— интеллектуальная деятельность – совокупность мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи неприятностей;
— мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстрагирование, классификация, конкретизация и систематизация;
— форма мышления: суждение, умозаключение, понятие;
— виды мышления: фактически – действенное, наглядно – образное и теоретически – абстрактное.
Все мыслительные акты совершаются на базе синтеза и взаимодействия анализа, каковые выступают как две взаимосвязанные стороны мыслительного процесса (соотносящиеся с аналитико – синтетическим механизмом высшей нервной деятельности).
При характеристике личного мышления учитываются такие качества, как систематичность, последовательность, доказательность, гибкость, быстрота и др. , образующие тип мышления индивида, его интеллектуальные изюминки.
Фактически – действенное, наглядно-образное, понятийное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления.
Генетически самый ранний вид – практически-действенное мышление; определяющее значение в нем имеют действия с предметами. Данный вид мышления преобладает у ребенка в возрасте до 3-х лет и отличается синкретичностью (выявляются только внешние, малосущественные связи явлений), трансдуктивность (выявляются отношениялишь между частными показателями явлений), игнорируется иерархия показателей (единичное – неспециализированное — общее).
На базе практически-действенного, манипуляционного мышления господствует в поведении ребенка до семилетнего возраста. Главным средством его реализации есть уже не практическое воздействие, а умственный образ.
По содержанию интеллектуальная деятельность подразделяется на практическую, художественную и научную. Структурная единица практического мышления – воздействие; художественного – образ; научного мышления – понятие.
Мышление появляется в связи с необходимостью решения проблемы; условием его происхождения есть проблемная обстановка – событие, при котором человек видится с чем-то новым, непонятным с позиций имеющихся знаний. Эта обстановка характеризуется недостатком исходной информации, происхождением определенного познавательного барьера, трудностей, каковые предстоит преодолеть посредством интеллектуальной активности субъекта – методом изыскания нужных познавательных стратегий.
Главным механизмом мышления, неспециализированной закономерностью его динамики есть анализ через синтез: выделение новых особенностей в объекте (анализ) при помощи его соотнесения (синтез) с другими объектами.
Процесс познания начинается с первичного синтеза – восприятие нерасчлененного целого (явления, ситуации). Потом на базе первичного анализа осуществляется вторичный синтез.
При первичном анализе проблемной обстановке нужна ориентация на главные данные, разрешающие раскрыть в исходной информации скрытую данные.
Человек использует определенную стратегию поиска – оптимальную схему успехи цели. Назначение этих стратегий пребывает в том, дабы охватить нестандартную обстановку самые оптимальными неспециализированными подходами – эвристическими способами поиска. К ним относятся:
-временное упрощение обстановки;
-применение аналогий;
-ответ запасных задач;
-рассмотрение «крайних случаев»
-переформулировка требований задачи;
-временное блокирование некоторых составляющих в разбираемой совокупности;
-совершение «скачков» через информационные разрывы.
Итак, анализ через синтез – познавательное «развертывание» объекта познания, изучение его в разных ракурсах, нахождение его места в новых связях, мысленное экспериментирование с ним, изучение его в свете высоковероятных догадок.
Современные зарубежные исследователи достаточно довольно много внимания уделяют изучению изюминок мышления пожилых людей. Не обращая внимания на превосходство памяти, юные люди проигрывают пожилым в определенных сферах мышления, в особенности в таком нюансе, как мудрость.
Мудрость — это экспертная совокупность знаний человека, ориентированная на практическую сторону судьбы и разрешающая выносить взвешенное суждение и давать нужные советы по крайне важным вопросам.
Экспертные знания, каковые ассоциируются с мудростью, согласно точки зрения зарубежных исследователей, возможно поделить на 5 категорий: фактуальные знания, процедурные знания, контекстуальные, знания относительности жизненных сокровищ и значение непредсказуемой изменчивости судьбы.
Большая часть изучений сходится на том, что мудрость – это когнитивное свойство человека, в базе которого лежит кристаллизованный, культурно-обусловленный интеллект и которое, по всей видимости, связано с личностью и опытом человека.
На основании теоретических и экспериментальных изучений возможно высказать предположение, что мудрость человека владеет рядом когнитивных особенностей.
Во-первых, мудрость связана, в большинстве случаев, с ответом ответственных и непростых вопросов, каковые значительно чаще касаются состояния и смысла жизни конкретных людей.
Во-вторых, уровень знаний, советов и суждений, отражаемый в мудрости, только высок.
В-третьих, знания, которые связаны с мудростью, очень широки, глубоки и сбалансированы и смогут использоваться в особенных обстановках.
В-четвертых, мудрость сочетает в себе добродетель и ум и употребляется кА для личного благополучия, так и для пользы человечества.
В-пятых, не смотря на то, что достигнуть мудрости непросто, большая часть людей выявят ее легко.
Так, поздняя взрослость имеет собственные хорошие стороны в трансформации и отношении развития когнитивной сферы человека. Но сказать о том, что у всех лиц, достигших данного возраста, динамика развития когнитивной сферы имеет однообразный темперамент, было бы неверно. К сожалению, на практике довольно часто приходится сталкиваться с противоположным явлением – понижением познавательной деятельности пожилого человека.
Практическое задание по теме 4. мышление и Память, их трансформации у лиц и инвалидов пожилого возраста
Внимание
1. Приведите примеры проявления главных условий и видов внимания, каковые их вызывают.
2. свойства внимания и Какие виды проявляются в следующих обстановках:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими умелыми шахматистами.
б) Выпускник усиленно подготавливается к экзамену по геометрии.
в) Просматривая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.
г) Ученикам необходимо прослушать маленький рассказ и назвать встретившиеся в нем прилагательные.
д) Рабочую тишину в классе нарушают звуки сигнализации припаркованной во дворе школы автомобили.
е) Взяв новые книжки, дети стали с интересом их разглядывать, не обращая внимания на обращение преподавателя.
ж) Испытуемые по команде психолога в течение пяти мин. должны обнаружить в тексте и максимально скоро подчеркивать буквы «к» и «а».
з) Преподаватель химии на протяжении демонстрации опыта говорит ученикам, что на данный момент окраска раствора в пробирке обязана измениться.
и) Перед объяснением нового материала преподаватель даёт предупреждение обучающихся о том, что тема весьма сложная.
к) Корректор контролирует неточности в напечатанной статье.
л) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку главы.
м) Приблизительно 65-70 % времени переводчик слушает обращение оратора и в один момент передает ее содержание на втором языке.
н) Заканчивается урок, обучающиеся пробуют разобраться в материале, но иногда они отвлекаются, заговаривают между собой. Дабы активизировать их деятельность, преподаватель быстро повышает голос. Класс успокаивается, но ненадолго, а скоро опять начинает шуметь. Преподавателю приходится опять повысить голос.
3. Обрисуйте обстановке, в которых проявляются фундаментальные особенности внимания (устойчивость, концентрация, распределение, переключение).
4. Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:
а) Просматривать про себя с полным пониманием текста и в один момент записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и в один момент наблюдать любимую телепередачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, читая наряду с этим стихи.
г) Вести автомобиль и говорить наряду с этим с пассажиром на зарубежном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и разговаривать с сотрудником о работе.
е) Просматривать про себя с полным пониманием текст и в один момент записывать заглавия категорий, к каким относятся диктуемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.
5. На протяжении учебного занятия совершите диагностику произвольного внимания у соседа по парте. Для диагностики концентрации внимания возможно применять следующую методику.
Рисунок 1 –оценка внимания
В течение 2 мин. вы должны расставить в свободных клетках безлюдного квадрата в возрастающем порядке числа, каковые находятся в случайном порядке в 25 клетках заполненного квадрата. Числа записываются построчно, никаких отметок в левом бланке запрещено. Оценка производится по количеству верно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше (рис. 1).
6. Напишите советы по поводу того, как организовывать на уроках внимание обучающихся со следующими изюминками:
а) с низкой концентрацией
б) с хорошим распределением
в) с нехорошим переключением.
Советы должны содержать следующие компоненты: цель, описание обстановки, способы и адресат действия.
7. Дабы на протяжении урока либо независимых занятий обучающиеся были в состоянии руководить своим произвольным внимание, о каких условиях его поддержания и организации им направляться не забывать?
8. Обрисуйте обстановке, в которых появляется необходимость привлечения внимания. Предложите методы привлечения внимания в данных обстановках.
9. Выясните, какие конкретно методы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы либо размеры, неестественное подогревание публичного интереса) использованы в следующих случаях.
а) Дама нарисовала на собственной тёмной машине белую полосу.
б) Преподаватель повышает голос и кричит: «Негромко!».
в) У прилавка на рынке, где возможно поторговаться, всегда собирается довольно много клиентов.
г) Мать всегда твердит собственному ребенку: «Не забудь убрать собственную помещение».
д) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
е) Новый учитель входит в аудиторию и без звучно ожидает, в то время, когда установится тишина.
Память
1. Приведите примеры проявления разных видов памяти в жизненных и опытных обстановках (по различным классификациям).
2. Выясните, какие конкретно виды памяти проявляются в следующих обстановках:
а) При встрече женщина именует номер собственного телефона привычному и тот через некое время точно его набирает.
б) Преподаватель предлагает классу взглянуть в окно и поведать, что ученики только что заметили.
в) Школьник взял задание выучить к праздничному вечеру громадное стих.
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала привычный запах и отыскала в памяти, что брала тут ванильное пирожное.
д) Мама отправляет сына в магазин, перечисляя ему заглавия продуктов и требует повторить то, что он услышал.
е) Ребенок говорит на уроке параграф, что он выучил незадолго до.
ж) Услышав по телефону голос, женщина сразу же определила собственного друга.
з) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое перемещение по нескольку раз.
и) Дети на долгое время запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере видного писателя.
к) Юный человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
л) По возвращении из путешествия парень еще долго в мыслях бродил полюбившимися маршрутами.
м) Попытавшись в один раз рыбий жир, ребенок испытывает отвращение любой раз, в то время, когда видит его.
3. явления памяти и Какие процессы проявляются в следующих обстановках:
а) Узнаваемый мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. в один раз ему была дана сложная математическая формула. Он просмотрел таблицу с формулой, закрыл глаза, после этого воспроизвел ее с точностью.
б) Ученик излагает материал по истории, заданный семь дней назад и воспроизводит 70% содержания книжки. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает лишь 45%.
в) На экзамене по математике ученик продолжительное время никак не имел возможности отыскать в памяти нужную формулу. Стоило преподавателю продемонстрировать юноше лишь часть формулы, как он точно выяснил двучлен Ньютона.
г) Ученица, не хорошо опытная литературу и путающая литературных храбрецов, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, каковые они создали на экране.
д) Мальчик никак не имел возможности выучить громадное стих, не смотря на то, что и неоднократно повторял его. Сделав вывод, что с задачей ему не совладать, он лег дремать и утром повторил его без неточностей.
е) На протяжении экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за пара месяцев до этого.
4. Совершите диагностику количества краткосрочной зрительной памяти. В течение 20 сек. покажите испытуемому таблицу, после этого уберите ее и затем попросите его записать на бланке те числа, каковые он запомнил.
Рисунок 2 – диагностика зрительной памяти
Оценка краткосрочной зрительной памяти производится по количеству верно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека – 7 и выше.
5. Совершите диагностику количества краткосрочной слуховой памяти. Разбейтесь по парам. Зачитайте попеременно друг другу комплект из 10 слов. Воспроизведенное сразу после прочтения количество слов образовывает количество краткосрочной памяти испытуемого.
6. Приведите примеры воспроизведения приемов информации и использования запоминания.
7. Школьнику нужно спустя семь дней воспроизвести большой текст на зарубежном языке. В сутки, предшествующий опробованию, он принимается за дело и, не смотря на то, что учит текст с 15.00 до 23.00, воспроизвести его не в состоянии. Какая помощь своих родителей будет в этом случае самый нужна:
а) Растолковать, что текст нужно заучивать не полностью, а по частям.
б) Поведать о целесообразности распределения повторений во времени.
в) Дать совет постараться воспроизвести текст утром, принимая к сведенью явление реминесценции.
г) Дать совет постараться воспроизвести текст утром, поскольку наряду с этим удастся избежать ретроактивного торможения.
8. Напишите советы о том, как возможно применять закономерности памяти в учебной и профессиональной деятельности.
9. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.
а) Вчерашним вечером мальчик выучил наизусть стих, а сейчас не имеет возможности отыскать в памяти третью строке.
б) Женщина так была рада, в то время, когда выяснила, что победила в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В следствии кофе пригорел.
в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, потому, что забыл его надеть, и все над ним смеялись. Но ему никто не сказал, что вечер будет официальным.
г) Вчера вечером женщина наблюдала новости, где передавали прогноз погоды, но сейчас грезила о грядущем летнем отпуске. Сейчас она не имеет возможности отыскать в памяти, ожидается ли сейчас ливень.
Мышление
1. В какой из обстановок обращение к мышлению не нужно:
а) Все 30 лампочек елочной гирлянды нежданно погасли, но телевизор трудился.
б) На протяжении урока преподаватель задал вопрос «как по-английски «граница»?»
в) Нужно было разжечь костер, но ни спичек, ни зажигалки у туристов не нашлось.
г) Передвинуть тяжелый шкаф возможно было лишь вчетвером, но Сидоров был совсем один.
2. В какой из следующих обстановок не представлена опосредованность мышления:
а) Выяснив метод подключения, электромонтер стал попеременно контролировать все лампочки.
б) Не смотря на то, что протяженность фитиль не превышала 1,5 метра, сапер тихо двинулся в сторону стоящего невдалеке грузовика.
в) Показания устройств свидетельствовали о том, что до ближайшего аэропорта самолету не дотянуть.
г) Придя в себя по окончании мощного удара, Петр с сожалением подчернул, что найденный им пара секунд код утерян окончательно.
3. Обрисуйте обстановке, в которых проявляются главные виды мышления (по разным классификациям).
4. Выясните, какие конкретно виды мышления проявляются в нижеприведенных обстановках:
а) Написание журналистом аналитической статьи.
б) Изготовление портным выкройки по имеющимся размерам.
в) Составление свидетелем словесного описания преступника.
г) Собирание ребенком конструктора.
д) Проектирование дизайнером интерьера помещения.
е) Составление преподавателем вопросов к контрольной работе.
ж) Принятие диспетчером по управлению перемещением транспорта ответа о немедленных действиях.
з) Нахождение автослесарем поломки в автомобиле.
и) Составление архитектором будущего замысла постройки.
к) Перекладывание вещей на полке с места на место с целью отыскать метод наилучшего их размещения.
л) Ответ учебной задачи новым методом.
5. Приведите примеры учебных заданий и ситуаций, в которых актуализируются мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, конкретизация).
6. Какие конкретно мыслительные операции проявляются в нижеприведенных обстановках:
а) Учитель предлагает студентам сделать конспект статьи, разработать замысел и выделить основную идея.
б) Задание мастера производственного обучения: из комплекта предложенных инструментов выберите те, каковые относятся к слесарным инструментам.
в) Задание ученикам: составить текст, применяя новые слова.
г) Начотдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, применяя имеющиеся денежные документы за текущий период.
д) Задание ученикам — отыскать сходство между предложенными чертежами.
е) В предложенной задаче выделите условия и сообщите, что вам известно.
ж) Установить закономерности в предложенных числовых последовательностях и продолжить их.
з) По окончании опроса всех свидетелей детектив наконец смог составить фотопортрет преступника.
и) Ученики художественной школы изучают понятие формы предметов.
7. Какая из приведенных классификаций возможно признана верной?
A. Часы бывают электронные, механические, настенные, напольные.
Б. Животные подразделяются на диких, домашних, сумчатых и млекопитающих.
B. В зависимости от содержания хранящегося в памяти материала различают следующие ее виды: образную, словесно-логическую, эмоциональную и двигательную.
Г. Обувь подразделяется на мужскую, женскую, детскую.
9. Напишите советы о том, как в учебной деятельности ориентироваться на особенности мышления людей разного возраста.
Воображение
1. Приведите примеры обстановок, в которых проявляются главные виды воображения (по различным классификациям).
2. Выясните, какие конкретно виды воображения проявляются в следующих обстановках:
а) Преподаватель воображает, как отреагируют ученики на его рассказ.
б) Глядя на тучи в небе, человек видит в них очертания привычных объектов.
в) Мальчик грезит стать видным политиком.
г) Инженер, разглядывая чертеж, воображает, как может смотреться эта автомобили в действительности.
д) Детям дали задание готовиться к конкурсу на самый уникальный сюжет для новогоднего вечера.
е) Ученик, просматривая в книге описания природы, быстро представил себе картину морского побережья.
ж) Мать, говоря с дочерью по телефону, воображает себе, как та выглядит сейчас.
з) Автор в собственном фантастическом рассказе придумал человека с паучьими лапами.
и) Преподаватель географии дает задание ученикам – по какой-либо точке, продемонстрированной на карте обрисовать флору, фауну, рельеф, вид городов и жилищ данной местности.
3. Обрисуйте обстановке, в которых проявляются разные функции воображения (целеполагание, представление действительности в образах, планирование, действие на физиологические и познавательные процессы, коммуникативная функция).
4. Придумайте рассказ, в котором видятся слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, ливень. Время на работу 10 мин.. По окончании окончания работы прочтите кое-какие из рассказов вслух.
Рассказ оценивают по следующим параметрам: законченность рассказа, оригинальность и яркость образов, необычность сюжета, неожиданность концовки.
5. Для оценки творческого воображения возможно применять следующую методику. За 5 мин. необходимо составить как возможно больше осмысленных фраз, в каждую из которых должны входить три слова: «свет, воздушное пространство, почва».
Любая фраза оценивается по пятибалльной совокупности: 5 – остроумная, уникальная комбинация, 4 – верное, логичное сочетание слов, 3 – пожалуй, и без того возможно, 2 – два слова связаны правильно, а третье нелогично, 1 – тщетное сочетание слов. По окончании подсчета суммы баллов по всем фразам рассчитывается коэффициент творческого воображения, что равен сумме баллов, дроблённых на число фраз, написанных за 5 мин..
6. Приведите примеры конкретных образов, созданных в следствии работы воображения.
7. Выясните, какие конкретно приемы создания образов употреблялись в следующих примерах:
а) В легендах и мифах древности описываются разные фантастические существа – кентавры, минотавры, сфинксы, драконы и т.д.
б) Изобретатели конструируют аэросани, танки-амфибии, вертолеты, дирижабли, подводные лодки и т.п.
в) Фантасты в собственных произведениях применяют таковой сюжет как путешествие во времени.
г) В сказках довольно часто употребляются такие образы как ковер-самолет, сапоги-скороходы, шапка-невидимка.
д) У Н.В.Гоголя в романе «Мертвые души» ярко представлены образы Манилова, Собакевича, Плюшкина и т.п.
е) В рекламных роликах показывают увеличенные изображения воображаемых продуктов.
8. Создайте советы по формированию творческого воображения.