Задание 1.Применяя гербарии и учебные пособия, изучите главные экологические группы растений по отношению к свету и заполните таблицу 3.
Таблица 3 – Экологические группы растений по отношению к свету
Экологические группы растений | Характерные представители | Главные морфо-экологические адаптации |
Гелиофиты (светолюбивые) | ||
Сциофиты (тенелюбивые) | ||
Факультативные гелиофиты (теневыносливые) |
Задание 2.Что такое биолюминесценция, чем она обусловлена и для каких животных характерна?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Каково значение света для животных, осуществляющих миграции?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.Приведите примеры растений следующих экологических групп:
Нехолодостойкие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неморозостойкие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Морозоустойчивые ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закалка у морозоустойчивых растений________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нежаростойкие_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жаровыносливые _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жароустойчивые ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пирофиты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.Среди животных выделяются пойкилотермные, гомойотермныеигетеротермные виды (во время активности температура их тела постоянна, но на протяжении отдыха, а особенно, на протяжении зимней спячки, существенно понижается). Приведите примеры животных каждой из групп.
Пойкилотермные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гомойотермные_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Гетеротермные
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Задание 6. Сформулируйте главные экологические правила, характеризующие адаптации гомойотермных животных к температурным условиям обитания.
Правило Бергмана ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило Аллена ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило Глогера_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Правило Гессе___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закон покровов тела ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Изучите анатомо-морфологические изюминки растений из различных экологических групп, дайте определения и заполните таблицу 4.
Таблица 4 – Экологические группы растений по отношению к воде
Экологические группы | Характерные представители | Главные морфо-экологические адаптации |
Гидатофиты | ||
Гидрофиты | ||
Гигрофиты | ||
Мезофиты | ||
Ксерофиты- суккуленты(стеблевые, листовые, корневые) | ||
Эуксерофиты | ||
Стипаксерофиты |
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Советы учителя
Тема 4. типы стратегий и Жизненные формы организмов живого
Задание 1.Изучите гербарии растений, познакомьтесь с литературными данными, обратите внимание на рисунок 7 и заполните таблицу 5.
Таблица 5 – Жизненные формы растений в совокупности К. Раункиера
Жизненная форма | Положение почек возобновления; темперамент возобновления | Характерные представители |
Фанерофиты(деревья, кустарники, деревянистые лианы, эпифиты либо полупаразиты типа омелы) | ||
Хамефиты (кустарнички, полукустарники, полукустарнички, многие стелющиеся растения, растения-подушки) | ||
Гемикриптофиты Протогемикриптофиты Розеточные гемикриптофиты | ||
Криптофиты Геофиты Гидрофиты | ||
Терофиты |
Рисунок 7 – Жизненные формы растений (по К. Раункиеру, 1905):
Задание 2.По предложенным коллекциям (рис. изучите изюминке внешней морфологии имаго жужелиц и дайте неспециализированную чёрта их жизненных форм. Приведите примеры.
Класс зоофагов ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпигеобионты___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фитобионты ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Псаммоколимбеты______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Класс миксофитофагов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратобионты__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Геохортобионты_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Стратохортобионты____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4
5 6 7 8
Рисунок 8 – Жизненные формы жуков-жужелиц (для имаго)
Зоофаги: 1 – геобионты (Scarites), 2– фитобионты (Calosoma), 3, 4 – эпигеобионты (Carabus, Cicindela), 5– стратобионты (Panagaeus), 6 – псаммоколимбеты (Omophron), Миксофитофаги: 7– стратобионты (Curtonotus), 8 – стратохортобионты (Zabrus)
Задание 3.Пристально разглядите рисунок 9, где представлены главные типы кривых выживания, и дайте их чёрта.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рисунок 3 – Три типа кривых выживания
Задание 4.Классификация жизненных форм млекопитающих определяется показателями, каковые кладут в их базу. Хорошо как мы знаем, что на морфологию млекопитающих значительное влияние оказывают, в первую очередь: а) среда, в которой они обитают; б) темперамент передвижения; в) тип питания. А. Н. Формозов выделял адаптивные типы зверей: 1) наземные; 2) подземные; 3) воздушные; 4) водные, а в пределах каждого типа разглядывал группы с разным методом передвижения. Увлекательную классификацию жизненных форм внес предложение С. П. Наумов (рис. 10). Дайте неспециализированную чёрта и укажите по три–четыре вида млекопитающих из следующих экологических групп:
Наземные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Животные, населяющие заросли и лес кустарников ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Жители открытых пространств ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Несколько копытные_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б) Несколько тушканчика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В) Несколько суслика ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подземные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Водные звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Летающие звери___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Советы учителя
Рисунок 10 – Жизненные формы млекопитающих
Бег: А – небольшой суслик; Б– заяц-русак; В – джейран; Лазанье по деревьям: Г– кускус (сумчатые); Д – белка, Е – паукообразная мартышка; Ж – трехпалый ленивец; Прыжки в кронах: 3 – белка; И – летяга; К – сумчатая летяга; Л – шерстокрыл; М – гиббон; Полет рукокрылых: Н – нетопырь карлик; О– широкоухий складчатогуб; Плавание: П – выхухоль; Р – самка калана с детенышем; С– обычный тюлень; Т– сивуч; У– белуха; Подземные млекопитающие: Ф – крот; X – слепыш; Ц – цокор; Ч – африканский обнажённый землекоп
Тема 5. Экология популяций
Задание 1.В дэмэкологии существуют понятия «географическая и» экологическая «популяция ». Раскройте эти понятия, приведите примеры.
Географические популяции (по Н. П. Наумову) _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Экологические популяции (по Н. П. Наумову)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.Популяции, как групповые объединения, владеют рядом своеобразных особенностей, каковые не свойственны раздельно забранной особи. Групповые изюминки – главные характеристики популяций. К ним относятся: 1) численность; 2) плотность; 3) рождаемость; 4) смертность; 5) прирост популяции; 6) темп роста. Дайте краткую чёрта этих показателей.
Численность (N)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Плотность (k) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рождаемость (b) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Смертность (d) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прирост________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Темп роста ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Популяции характерна определенная организация. Распределение особей по территории, соотношения групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и генетическим изюминкам отражают структуру популяции. Структура популяций имеет приспособительный темперамент. Раскройте сущность главных показателей структуры популяций.
Половая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Возрастная структура________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пространственная структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этологическая структура ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.Перечислите факторы, каковые смогут оказывать влияние на смертность и рождаемость в популяциях рыб. Заполните таблицу 6, показывая в графах (+) обстоятельства, ускоряющие, в графах (-) тормозящие соответствующие процессы.
Таблица 6 – Факторы, воздействующие на смертность и рождаемость в популяциях рыб
Процесс | Факторы (обстоятельства) его трансформации |
Рождаемость (+) | |
Рождаемость (-) | |
Смертность(+) | |
Смертность (-) | |
Задание 4.Дайте чёрта главных типов пространственного распределения особей в животных и популяциях растений. Приведите примеры.
Равномерный тип распределения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Диффузный тип распределения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мозаичный (агрегированный) тип распределения___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5.Приведите примеры оседлых животных с одиночно-домашним образом судьбы и раскройте биологическое значение участков обитания. Как именно достигается «закрепление» участка?
Оседлые животные с одиночным образом жизни__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оседлые животные с домашним образом жизни__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Методы закрепления участка________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. При групповом образе судьбы особи неизменно либо иногда образуют скопления различной величины, в большинстве случаев, включающие отдельные семьи. Усложнение поведенческих связей в популяциях ведет к формированию колоний, стад и стай.
В чем состоят главные биологические преимущества группового образа судьбы?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7. Групповые объединения животных, такие как колонии, стада и стаи, воображают разные варианты реализации пространственно-этологической структуры популяций. У оседлых животных с групповым образом судьбы элементарной единицей популяции может являться колония. Что такое колония? Назовите виды животных с колониальным образом судьбы, расположив примеры в последовательный последовательность, отражающий усложнение совокупности взаимоотношений между особями в колониях.
Колонии________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Примеры колониальных животных______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.Жизнь животных в группе через нервную и гуморальную совокупности отражается на протекании многих физиологических процессов в их организме. У изолированных особей заметно изменяется уровень метаболизма, стремительнее тратятся резервные вещества, не проявляется множество инстинктов и падает жизнеспособность. Известно явление, обрисованное как «эффект группы». Как проявляется эффект группы в популяциях животных? Существуют ли ситуации, в то время, когда эффект группы теряется?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9. Дайте чёрта главных типов популяционной динамики и приведите примеры животных с таким типом динамики численности.
Спокойный движение численности с маленькой амплитудой колебаний в различные годы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сезонный тип динамики численности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Долгий тип динамики численности со вспышкой массового размножения ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Зачтено, оценка ___________________ | Не зачтено ________________________ |
_________________________ (подпись) | _________________________ (подпись) |
Советы учителя