Вопросы, которые связаны с национальной тайной, ее охраной, и вопросы разглашения национальной тайны были и остаются актуальными всегда. Защита национальной тайны есть одним из самые важных направлений деятельности национальных органов. Российская Федерация тратит огромные бюджетные средства на обеспечение и ее безопасности граждан и защиту страны.
По большому счету, в русском языке термин «тайна» имеет два смысловых значения: что-то полностью малоизвестное всем и что-то довольно малоизвестное для какого-либо круга лиц. В правовом смысле имеет значение лишь второе определение, поскольку нереально себе представить правовое отношение по поводу никому обстоятельств и неизвестных фактов – так как в этом случае нельзя говорить ни об объекте, ни о субъектах правоотношения.
Исходя из содержания правовых норм, регулирующих разные виды тайн, возможно выделить следующие характерные показатели юридической тайны:
1. Тайна – это сведения, информация. В соответствии со ст.2 закона РФ от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, процессах и явлениях независимо от формы их представления. Сведения смогут быть отражены в материализованной (документы, схемы, карты, знаки и т.п.) и нематериализованной форме (образы и пр.). Так, термины «сведения» и «информация» являются синонимами. Наровне с термином «тайна» в юридической литературе довольно часто видится термин «тайная информация». В переводе с латинского «тайный» свидетельствует «доверительный, неподлежащий огласке, тайный». Из этого следует, что словосочетание «тайная информация» является синонимом слова тайна. К тайной информации названный выше закон относит документированную данные, доступ к которой ограничивается законодательством РФ. Значит, правовой защите подлежит каждая документированная информация, т.е. информация, облеченная в форму, разрешающую ее идентифицировать.
2. Сведения должны быть известны либо доверены узкому кругу лиц. Доступ к тайным сведениям ограничен в силу предписаний закона . Конкретно исходя из этого эти сведения не подлежат разглашению и свободному обращению. Во многих случаях обладание некоторыми сведениями ограничивается в законодательстве сроками.
3. Разглашение сведений, составляющих защищаемую федеральным законодательством тайну, влечет наступление негативных последствий для хозяина, обладателя, пользователя и др. На лицах, которым доверена информация, не подлежащая свободному обращению либо оглашению, лежит правовая обязанность ее хранить. Помимо этого, на неизвестном круге лиц может лежать правовая обязанность не иметь по большому счету никакого доступа к тем либо иным сведениям (к примеру, нарушение неприкосновенности национальной тайны при совершении измены родине либо шпионажа не разрещаеться любому человеку, не обязательно имеющему официальный доступ к этим сведениям). Соответственно, за разглашение этих сведений либо за сам факт нарушения неприкосновенности таких сведений законодательством устанавливается юридическая ответственность.
Отличительными показателями национальной тайны от тайной информации являются степень вреда, что может принести ее разглашение, основания и порядок отнесения сведений к гостайне, особенный порядок доступа к сведениям, составляющим национальную тайну (ст. ст. 5, 6, 8, 12, 21 Закона о гостайне).
Информация, составляющая коммерческую, служебную тайну, регулируется ст. 139 ГК Российской Федерации при условии ее сохранения как такой, т.е. при, в то время, когда: 1) информация имеет настоящую либо потенциальную коммерческую сокровище в силу неизвестности ее третьим лицам; 2) к ней нет свободного доступа на законном основании; 3) обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Так, к примеру, в соответствии с ст. 10 закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» содержание регистров бухучета и внутренней бухгалтерской отчетности есть коммерческой тайной, т.е. лица, взявшие такую данные, обязаны хранить коммерческую тайну.
Не обращая внимания на то, что служебная и коммерческая тайна владеют тремя однообразными показателями, по собственной природе они не тождественны. Служебную тайну составляют служебные сведения, доступ к каким ограничен органами власти в соответствии с ГК Российской Федерации и законами (п. 3 Списка сведений тайного характера), в то время как коммерческую тайну образовывает информация, связанная конкретно с коммерческой деятельностью.
Сведения, каковые не смогут составлять служебную либо коммерческую тайну, определяются законом (см., в частности, ст. 5 закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне») и иными правовыми актами. Национальной тайны Список сведений тайного характера не содержит.
Так, направляться заключить, что информация и конфиденциальная информация, содержащая сведения национальной тайны, имеют различные правовые режимы, где последняя регулируется особыми законами (Закон о гостайне, Закон о безопасности, Закон об информации, информатизации и защите информации и т.д.).
В соответствии с ст.2 закона РФ от 21 июля 1993 г. «О гостайне» (в ред. закона от 06.10.97 г.) гостайна – защищаемые страной сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.
Национальную тайну составляют указанные в законе сведения:
1) в военной области;
2) в области экономики, науки и техники;
3) в области внешней экономики и политики;
4) в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Отнесение сведений к гостайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с правилами законности, своевременности и обоснованности.
В соответствии с ст.7 указанного закона не подлежат отнесению к засекречиванию сведения и государственной тайне:
— о катастрофах и чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, и о стихийных бедствиях, их последствиях и официальных прогнозах;
— о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, и о состоянии преступности;
— о привилегиях, льготах и компенсациях, предоставляемых страной гражданам, чиновникам, фирмам, организациям и учреждениям;
— о фактах нарушения прав и гражданина и свобод человека;
— о размерах золотого запаса и национальных валютных резервах РФ;
— о состоянии здоровья высших чиновниковов РФ;
— о фактах нарушения законности органами власти и их чиновниками.
Степень секретности сведений, составляющих национальную тайну, обязана соответствовать степени тяжести ущерба, что возможно нанесен безопасности РФ благодаря распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих национальную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особенной важности», «совсем секретно» и «секретно».
Отнесение сведений к гостайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной либо программно-целевой принадлежностью, а также в соответствии с законодательством.
Обоснование необходимости отнесения сведений к гостайне в соответствии с правилами засекречивания сведений возлагается на органы власти, предприятия, организации и учреждения, которыми эти сведения взяты (созданы).
Отнесение сведений к гостайне осуществляется в соответствии с Списком сведений, составляющих национальную тайну, определяемым законом о гостайне, начальниками органов власти, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гостайне. Указанные лица отвечают за принятые ими решения о целесообразности отнесения конкретных сведений к гостайне.
Основанием для засекречивания сведений, взятых (созданных) в следствии управленческой, производственной, научной и
иных видов деятельности органов власти, фирм, организаций и учреждений, есть их соответствие действующим в данных органах, на данных фирмах, в данных организациях и учреждениях спискам сведений, подлежащих засекречиванию. При засекречивании этих сведений их носителям присваивается соответствующий гриф секретности.
Рассекречивание их носителей и сведений – снятие ранее введенных в предусмотренном упомянутым выше законом порядке ограничений на распространение сведений, составляющих национальную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями для рассекречивания сведений являются:
— взятие на себя Русским Федерацией интернациональных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ национальную тайну;
— изменение объективных событий, благодаря которого предстоящая защита сведений, составляющих национальную тайну, есть нецелесообразной.
Органы власти, начальники которых наделены полномочиями по отнесению сведений к гостайне, обязаны иногда, но не реже чем через каждые 5 лет, производить перерасмотрение содержание действующих в органах власти, на фирмах, в организациях и учреждениях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности их соответствия и засекречивания сведений установленной ранее степени секретности.
Срок засекречивания сведений, составляющих национальную тайну, не должен быть больше 30 лет. Крайне редко данный срок возможно продлен согласно мнению межведомственной рабочей группе по защите национальной тайны.
Обоюдная передача сведений, составляющих национальную тайну, осуществляется органами власти, фирмами, организациями и учреждениями, не пребывающими в отношениях подчиненности и не делающими совместных работ с санкции органа власти, в распоряжении которого находятся эти сведения.
Органы власти, предприятия, организации и учреждения, запрашивающие сведения, составляющие национальную тайну, обязаны создать условия, снабжающие защиту этих сведений. Их начальники отвечают за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими национальную тайну.
Ответ о передаче сведений, составляющих национальную тайну, вторым странам принимается Правительством РФ при наличии экспертного заключения межведомственной рабочей группе по защите национальной тайны о возможности передачи этих сведений.
Допуск чиновниковов и россиян к гостайне осуществляется без принуждения. граждане и Должностные лица, виновные в нарушении законодательства РФ о гостайне, несут уг оловную, административную, гражданско-правовую либо дисциплинарную ответственностьв соответствии с действующим законодательством.
Правовой режим — это возможность совершения либо несовершения определенных действий. Правовой режим национальной тайны выяснен, в большинстве случаев, разделом V Закона РФ «О гостайне», в котором выяснены порядок обоюдной передачи сведений, составляющих национальную тайну, органам власти, фирмам и т.п.; порядок передачи сведений, составляющих национальную тайну, в связи с исполнением совместных и других работ; порядок доступа граждан к гостайне.
Органы власти, предприятия, организации и учреждения, запрашивающие сведения, составляющие национальную тайну, обязаны создать условия, снабжающие защиту этих сведений. Необходимым условием для передачи сведений, составляющих национальную тайну, органам власти, фирмам и т.п. есть получение лицензии на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Передача сведений, составляющих национальную тайну, фирмам, учреждениям, организациям либо гражданам в связи с исполнением совместных и других работ осуществляется клиентом этих работ с разрешения органов власти, в распоряжении которого находятся сведения, и в количестве, нужном для исполнения работ. Организация, которой передаются сведения, должна иметь лицензию на проведение работ с применением сведений соответствующей степени секретности, а у граждан обязан иметься допуск.
Как упоминалось выше, допуск чиновниковов и россиян к гостайне осуществляется без принуждения. Особенный порядок доступа установлен для лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, зарубежных граждан, реэмигрантов и эмигрантов. Допуск к гостайне предусматривает:
принятие на себя обязательств перед страной по нераспространению доверенных им сведений, составляющих национальную тайну;
согласие на частичные временные ограничения, предусмотренные в ст. 24 Закона о гостайне;
письменное согласие на проведение проверочных мероприятий.
Так, гостайна ограничена в оборотоспособности, возможно дешева или организациям, имеющим лицензию на исполнение работ, которые связаны с национальной тайной, или гражданам, имеющим доступ к гостайне.
Тема 2.Нормативно-правовые акты в области защиты информации
Информация существовала в любой момент. Независимо ни от чего, она была отражением объективно существующей действительности. Но пришло время, в то время, когда информации выпало играться первостепенную роль не только в несложном людской общении, но и во всех сферах жизнедеятельности общества. Понемногу эта роль получила коммерческое содержание.
техники и Развитие науки, в особенности в эру рыночных взаимоотношений, показывает, как серьёзной возможно информация. Ее оперативное получение и достоверность сейчас являются залогом своевременности и правильности принятия любого решения. Это разрешило услугам по доставке отдельных видов информации стать весьма прибыльным бизнесом и в определенной степени стало причиной отождествлению таких, казалось бы, несовместимых по содержанию понятий, как «товар» и «информация».
Объектом информационных взаимоотношений являются нематериальный итог труда, сведения, знания как таковые, независимо от их применения. Наряду с этим потребность в получении информации существует не только в отношении тайных сведений, но и в отношении сведений общедоступных, доступ к каким затруднен в силу фактических событий.
За прошлое десятилетие в РФ было принято большое число нормативных актов, а также законов , постановлений Правительства и указов Президента РФ, как полностью посвященных вопросам регулирования взаимоотношений, появляющихся в ходе создания, потребления и преобразования информации, так и затрагивающих информационные отношения отдельными нормами. Совокупность юридических норм, регулирующих информационные отношения, образует относительно новую и деятельно развивающуюся отрасль русского законодательства, взявшую в литературе наименование федерального информационного права.
Предмет информационного законодательства составляют следующие вопросы:
права других субъектов и граждан права на данные;
правовой режим информационных ресурсов и информации;
управление и государственная политика в информатизации и сфере информации;
правовое положение информационных автоматизированных систем и центров;
вопросы собственности, распоряжения и владения;
правовые вопросы, появляющиеся при оказании информационных одолжений;
информация в условиях развития и рынка предпринимательства;
индустрия информатизации, информационные ресурсы;
интернационально-правовое сотрудничество в информатизации и сфере информации.
направляться кроме этого выделить кое-какие отрасли законодательства, нормы которых в значительной мере посвящены вопросам, связанным с информацией:
законодательство об информационной безопасности;
законодательство об информационных ресурсах, которое, в свжю оче??д?,$?ожНо условпо подели?ь на(закО?од?ъель?тво о правовой инфо?маци?I ?иконода?ельс?во о междунбро?нОм ?бмене информацией, за?он?дательство о хвяжи, законоеатель?тво ? ?ерёональных да?ных,`зак?нода??л?ство об??рх??но?!фонде и а?хивах, закономательство о би?лиотечном деле,?законодательство о с?атищтичеукой информ?ции;
за:Онодат5льство о служебной и ком?ерч?ско? тайне;
за:?нодательств? о гоуударстж?нной тайне;
законодательств??о ср?дствах массово? ?н?орм?ции.
Нормы об?информации т?кже находятся(в?законодательстве об интеллектуальной собственности (необыкновенных правах), которое включает в себя:
законодательство об авторском и смежных праве ;
патентное законодательство;
законодательство о товарных символах, наименованиях мест и знаках обслуживания?пш?исф?жд?нШя товаров?
законодательс?в? о х?рменных ?а?менованкях;
зако?одађельс?То об откр?тиях.
Одни? из гажн??ших?законо4ательных акт?в в совокупности федерального?информац?о?й?го ?рав? ?оссии есть ко??ент?р?емый Фе??ральный закон от 20 феврал?G1995 г. N 24-Ф? «Об инф?рмации? информатизаци?$и защите ин?ормации» (? изм. от?10 яНва?я 2003 г.).
В соответствии с п? 1 ст* 1 Закон об инф?рмачии регу?ирует три0группы ?тношенмй,?достаточн? емки? п? содержан?ю*
3) отношения ?ознак?ющие при фо??ировании и и?окгь?ован?к инф??мационных рес?рсов на??снове создания, сбора, обработки, накоп??ния, хсане?ия, поис?а, шаспростанен?я иGпр?досуавления ??требитепю документированной?информаци? данному нюансы посв?щены гл? 2 ?Информационные?ресур?ы» и гл 3 «Пользован?е информацикннщми ресурсами» За?оЭа об информации);
2) отноше?ия, появляющиеся пр? уоздании и`исп?льзова?ии инцмрмационных те??ологий и ср?дств†их о1еспЕче?ия (гл. 4 «Информа?изация( инфо?мвцио?няе систе?ы? техно;огии и??редства и? об?спечения» комме?т?руео?го ЗакЮна);
3) отношения, появляющиеся при защите информации, прав субъектов, участвующих в информатизации и информационных процессах (гл. 5 «Защита информации и прав субъекта информационных информатизации и процессов»).
Среди последовательности современных русских правоведов, занимающихся проблемами информации, направляться выделить цивилистов: В.А.Дозорцева (неприятности интеллектуальных прав), В.В.Погуляева (неприятности авторского права и смежных прав), В.О.Калятина (неприятности интеллектуальной собственности), Э.П.Гаврилова, В.А.Копылова (неприятности информационного права), И.Л.Бачило (неприятности права собственности на информационные ресурсы).
В соответствии со ст.2 указанного выше закона информация — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, процессах и явлениях независимо от формы их представления.
Информационные ресурсы являются объектами взаимоотношений физических, юрлиц, страны, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.
Документирование информации есть необходимым условием включения информации в информационные ресурсы. Документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами власти, важными за организацию делопроизводства, стандартизацию их массивов и документов, безопасность РФ.
Информационные ресурсы смогут быть национальными и негосударственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граждан, органов власти, муниципальных органов власти, общественных объединений и организаций.
Защите подлежит каждая документированная информация, неправомерное обращение с которой может нанести ущерб ее хозяину, обладателю, иному лицу и пользователю.
Различают юрисдикционный и неюрисдикционный порядок защиты. Юрисдикционный порядок защиты — это деятельность национального органа, направленная на восстановление права и пресечение действий, нарушающих право. Юрисдикционный порядок делится, со своей стороны, на судебный и административный. Неюрисдикционный порядок имеет место при самозащите и при применении мер своевременного действия.
Защита — это меры правоохранительного характера с целью восстановления нарушенного права и пресечения действий, нарушающих право.
Целями защиты информации являются:
— предотвращение утечки, кражи, потери, искажения, подделки информации;
— предотвращение угроз безопасности личности, общества, страны;
— предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию
информации; предотвращение вторых форм незаконного вмешательства в информационные системы и информационные ресурсы, обеспечение правового режима документированной информации как объекта собственности;
— защита конституционных прав граждан на сохранение личной
тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных совокупностях;
— сохранение национальной тайны, конфиденциальности документированной информации в правовом поле.
Режим защиты информации устанавливается:
—в отношении сведений, отнесенных к гостайне, —
уполномоченными органами на основании ЗаконаРоссийской
Федерации «О гостайне»;
—в отношении тайной документированной информации —
хозяином информационных ресурсов либо уполномоченным
лицом на основании настоящего закона ;
— в отношении персональных данных — законом .
К сведениям тайного характера относятся:
1. Сведения о фактах, обстоятельствах и событиях личной судьбе
гражданина, разрешающие идентифицировать его личность (персональные эти), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных законами случаях.
2. Сведения, составляющие судопроизводства и тайну следствия.
3. Служебные сведения, доступ к каким ограничен органами
власти в соответствии с Гражданским кодексом
РФ и законами (служебная
тайна).
4. Сведения, которые связаны с работой, доступ к каким ограничен в соответствии с Конституцией РФ и законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных
переговоров, почтовых отправлений, телеграфных либо иных со
общений и без того потом).
5. Сведения, которые связаны с коммерческой деятельностью, доступ к
которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законами (коммерческая
тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, нужной модели либо промышленного примера до официальной публикации информации
о них.
Современным русским законодательством не разрещаеться относить к информации с ограниченным доступом:
— законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов власти, муниципальных органов власти, организаций, публичных объединений, и права, обязанности и свободы граждан, порядок их реализации;
— документы, которые содержат данные о чрезвычайных обстановках, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую данные, нужную для обеспечения надёжного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, населения и безопасности граждан в целом;
— документы, которые содержат данные о деятельности органов власти и муниципальных органов власти, об применении бюджетных средств и других национальных и местных ресурсов, о потребностях населения и состоянии экономики, за исключением сведений, отнесенных к гостайне;
— документы, накапливаемые в открытых фондах архивов и библиотек, информационных совокупностях органов власти, муниципальных органов власти, публичных объединений, организаций, воображающие публичный интерес либо нужные для реализации прав, обязанностей и свобод граждан.
Понятие «персональные эти» содержится в ст. 2 Закона об информации, в соответствии с которой «информация о гражданах (персональные эти)» — сведения о фактах, обстоятельствах и событиях судьбы гражданина, разрешающие идентифицировать его личность. Конкретные сведения о гражданах, каковые смогут быть включены в состав национальных информационных ресурсов (федеральных информационных ресурсов; информационных ресурсов, находящихся в совместном ведении РФ и субъектов РФ; информационных ресурсов субъектов Русском информации), информационных ресурсов муниципальных органов власти, приобретаемые и собираемые частными организациями, определяются законом . Следовательно, список таких сведений не может быть выяснен вторыми правовыми актами РФ, правовыми актами, а также законами, субъектов РФ, муниципальных органов власти, локальными актами организаций.
Персональные эти относятся к категории тайной информации. Это значит, что к ним нет свободного доступа, что взять к ним доступ возможно лишь при наличии согласия об этом со стороны лица, к которому относятся персональные эти.
Главным источником формирования федеральных информационных ресурсов, касающихся структуры и численности населения, его распределения на территории РФ в сочетании с социально-экономическими чертями, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем, есть Общероссийская перепись населения. Перепись населения есть одним из ограничений права человека по собственному усмотрению предоставлять информацию о себе. В следствии данной переписи составляются переписные страницы, в которых содержится информация о гражданах РФ. Эта информация есть тайной. Правовое регулирование взаимоотношений, которые связаны с осуществлением переписи населения, осуществляется законом от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ «О Общероссийской переписи населения». В Законе о переписи населения предусмотрен исчерпывающим образом список сведений, каковые смогут быть взяты на протяжении переписи населения и каковые гражданин обязан дать. Эти сведения являются персональными данными. В соответствии с ст. 6 Закона на протяжении переписи населения смогут быть взяты следующие сведения: пол; возраст (дата рождения); гражданство (состояние в гражданстве, наличие двойного гражданства, наименование страны либо стран, гражданином которых есть опрашиваемое лицо); национальная принадлежность; владение языками (родной язык, русский язык, второй язык либо другие языки); образование неспециализированное (начальное неспециализированное, главное общее, среднее (полное) неспециализированное) и опытное (начальное опытное, среднее опытное, высшее опытное, послевузовское опытное); состояние в браке; количество детей; родственные отношения с живущими совместно лицами; место рождения (наименование страны, субъекта РФ); место жительства и (либо) место нахождения (наименование страны, субъекта РФ, муниципального образования, городского, сельского поселения); жилищные условия (тип жилого помещения, время постройки, размер неспециализированной и жилой площади, количество жилых помещений, виды благоустройства жилого помещения); источники денег на жизнь (доход от иного занятия и трудовой деятельности, пенсия, а также пенсия по инвалидности, стипендия, пособие, второй вид национального обеспечения, другой источник денег на жизнь); занятость (наличие работы либо иного занятия, являющегося источниками к существованию, или их отсутствие).
В пункте 1 ст. 24 Конституции РФ прямо предусматривается, что сбор, хранение, распространение и использование информации о личной жизни лица без его согласия не допускаются.
В ряде законов находятся положения о окончательном запрещении включения и сбора сведений в те либо иные информационные ресурсы независимо от согласия либо несогласия лица. Так, в соответствии с ст. 8 закона «Об базах национальной работы РФ» внесение и сбор в индивидуальные дела и реестры национальных служащих сведений об их политической либо религиозной принадлежности, о личной жизни запрещаются.
В Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрена возможность в рамках оперативно-розыскных мероприятий приобретать сведения, составляющие тайну личной судьбе. Частным детективам запрещается собирать сведения, которые связаны с личной судьбой, осуществлять видео-, фото- и киносъемку в служебных и иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных либо частных лиц.
В соответствии с п. 2 ст. 11 указанного выше Закона персональные эти не смогут быть использованы в целях причинения имущественного и морального ущерба гражданам, затруднения реализации прав и свобод россиян.
В нашей жизни нередки случаи, в то время, когда те либо иные персональные эти становятся дешёвыми третьим лицам методом размещения этих данных в средствах массовой информации, наряду с этим размещается «шокирующая информация» для хорошей продажи газеты, издания. Такая информация часто причиняет не только моральный, но и имущественный вред. За такие деяния при наличии состава правонарушения, предусмотренного в ст. 137 УК РФ, наступает уголовная ответственность.
Помимо этого, лицо, которому причинен моральный и (либо) имущественный вред, в порядке гражданского судопроизводства может настойчиво попросить выплаты компенсации за причинение морального ущерба и (либо) возмещения убытков.
В проекте закона «Об информации персонального характера» закрепляется обработки и общий принцип сбора персональных данных: они должны осуществляться в соответствии с целями обработки и сбора. Наряду с этим цели должны быть законными, и информация не должна быть избыточна относительно цели.
В пункте 3 ст. 11 Закона об информации говорится о том, что как юридические, так и физические лица, каковые или обладают персональными данными, или приобретают и применяют их, при нарушения режима защиты, порядка и обработки их применения несут ответственность. За такие нарушения может наступать административная, уголовная, гражданская и дисциплинарная ответственность. За нарушение неприкосновенности личной судьбе предусмотрена уголовная ответственность в ст. 137 УК РФ, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных либо иных сообщений предусмотрена уголовная ответственность в ст. 138 УК РФ.
Хозяин документов, массива документов, информационных совокупностей либо уполномоченные им лица в соответствии с упомянутым выше законом устанавливают порядок предоставления пользователю информации с указанием места, времени, важных чиновниковов, и нужных процедур и снабжают условия доступа пользователей к информации.
Обладатель документов, массива документов, информационных совокупностей снабжает уровень защиты информации в правовом поле РФ.
Риск, который связан с применением несертифицированных средств и информационных систем их обеспечения, лежит на собственнике (обладателе) этих средств и систем.
Риск, который связан с применением информации, взятой из несертифицированной совокупности, лежит на потребителе информации.
Отказ в доступе к открытой информации либо предоставление пользователям заведомо недостоверной информации смогут быть обжалованы по суду.
В любых ситуациях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, взявшие недостоверную данные, есть в праве на возмещение понесенного ими ущерба.
Начальники, другие служащие органов власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, законодательством и гражданским законодательством об административных правонарушениях.
Так, правоотношения, которые связаны с защитой информации, регулируются законодательством РФ. Законодательная база в данной сфере публичных взаимоотношений достаточно разнообразна, она включает в себя как законы , так и подзаконные нормативно-правовые акты (Указы Президента, Распоряжения Правительства и др.).
СОДЕРЖАНИЕ
Теория страны и права
Раздел 2