Тема 1. методы ментального тренинга в спорте

Пояснения к теме.В современной теории и практике спорта ментальный тренинг (от англ. mental — умственный, психологический) рассматривается как целостная совокупность способов психотерапевтической подготовки спортсменов к соревнованиям (П. В. Бундзен), применяемая в ходе самовоспитания спортсмена и систематического воспитания (Л. Э. Унесталь). Исходя из этого содержание понятий «психотерапевтическая подготовка» (ПП) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спортивной психологии в известном смысле тождественно. Классическая для советской психологии спорта совокупность способов морально -волевой подготовки спортсменов в совокупности ментального тренинга дополняется аутогенной, идеомоторной, сюжетно-ролевой умственной подготовкой спортсменов, способами умственной репетиции соревнований, и разными способами ауто- и гетеровнушений, методиками медитации и др. (см. ниже).

Ментальные способы психотренинга (ММП) сейчас подкреплены применением спортсменами и тренерами аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных способов ввода информации в сознание, подсознание и конкретно в мозг спортсменов, применением электронных технических средств для организации биологической обратной связи в ходе МТ. Но как бы ни были высоки удачи электронной компьютерной создания и техники видео- и аудиосеан-сов МТ, основным инструментом и самым главным психотренинга остается мозг и психика их тренеров и спортсменов. мозг и Психика

Тема 1. Способы ментального тренинга в спорте 243

действующего спортсмена для ученого, изучающего личность спортсмена, — тождественные понятия.

Мозг человека есть универсальным психобиокомпьютером, талантливым мгновенно обрабатывать громадный массив информации количеством в 10 бит, что равносильно числу звезд в видимой части Вселенной. Отметим кроме этого да и то, что по современным научным данным мозг обычного человека загружен только на 7-9% собственной природной энергоинформационной мощности, а в спортивной деятельности еще меньше. Следовательно, способы ментального психотренинга нужны для мобилизации скрытых в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития человека как вида Homo sapiens, на что и направлен спорт.

Ниже приводится краткий обзор способов ментальной тренировки (МТ), используемых в современной неспециализированной и особой психотерапевтической подготовке спортсменов к соревнованиям.

Задание 1. Черта способов ментального тренинга1

Аутогенная тренировка (AT).В базе существующих способов AT лежит механизм самовнушения (психологического самовоздействия), в первый раз изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XX века, в первый раз примененный во врачебной практике германским терапевтом И. Шульцем в 1930-х годах, в первый раз примененный в практике отечественного спорта Л. Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г. Источником самовоздействия в AT есть отечественное самосознание, центр которого находится в «Я». Словом «Я» первого лица единственного числа, произносимым на выдохе, мы обозначаем настоящее существование источника самовнушения. Имманентная сообщение «Я-образа», слитого с «образом тела», ощущается нами на выдохе. Из этого и появляется влияние «Я» на все другие психофизиологические состояния человека. Влияние «Я» (сам) лежит в базе всех эффектов AT — самовнушение состояний вялости, тепла и тяжести в мышцах. Самовнушения являются условием увеличения активности процессов саморегуляции состояний. В качестве критерия эффективности AT в большинстве случаев берется уровень психомышечной релаксации, достигнутый субъектом в ходе упражнений AT. Так, саморегуляция в AT реализуется при помощи аутокоммуникации между

Задание 1 подготовлено кандидатом психотерапевтических наук, мастером спорта интернационального класса И. В. Мининым (керлинг).

244 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки…

«Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), принимаемыми субъектом как субличности либо элементы внутриличностной сферы. процедуры и Техника AT детально обрисованы в спортивно-психотерапевтической литературе в работах Л. Н. Радченко, Л. Д. Гиссена, А. Т. Филатова, В. Л. Ма-рищука, Е. Генова, Г. Д. Горбунова, А. В. Родионова и др.

Идеомоторная тренировка (ИТ).В базе идеомоторной тренировки лежит «таинственный эффект» связи мысли и перемещения. Представление о перемещении каким-то образом тесно связано с самим перемещением. Образ перемещения (представление о перемещении) приводит к самому движению, что проявляется в идеомоторных актах — микродвижениях мышц, важных за исполнение данного перемещения в целом. Идеомотор-ные акты были известны ученым еще в семнадцатом веке, но экспериментально стали изучаться только в конце XIX века. Первые экспериментальные изучения, совершённые М. Шаврель, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, а в спорте — П. Ф. Лесгафтом, А. Ц. Пуни, Р. С. Абельской, А. А. Белкиным, Г. Д. Горбуновым, П. В. Бундзеном и др., продемонстрировали, что чем бросче и полнее воображает человек желаемое перемещение, тем легче и правильнее оно воспроизводится в настоящей спортивной деятельности. На базе ИТ в 1970-е годы появился новый способ ментального психотренинга, названный «мысленной репетиции» грядущего соревнования.

Мысленная репетиция (MP).Как пишет В. П. Некрасов с сотрудниками, «оптимальное психологическое состояние не есть подарком судьбы. Требуется систематическая работа над собой чтобы мочь руководить чувствами и своими эмоциями, снимать влияние психотерапевтического груза временных неудач, боязни грядущей деятельности»1. Данной цели оптимальнее соответствует способ мысленной репетиции, обширно применяемый в практике психотерапевтической подготовки спортсменов высокой квалификации. Примером эффективности этого способа может служить психотерапевтическая подготовка известного германского теннисиста Бориса Беккера, что, начиная с 14-летнего возраста, часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его грядущих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа по окончании просмотра очередной записи с участием звезд тенниса. Способ мысленной репетиции удачно употребляется для адаптации психики спортсменов к условиям грядущего соревнования

Некрасов В. П. и др. Психоро-уляция в подготовке спортсменов. — М.: ФиС, 1995. — С. 95-96.

Тема 1. Способы ментального тренинга в спорте 245

в сочетании с ментальным видеотренингом (просмотр записей соревнований).

Ментальный имаготренинг (ИВ).Способ имаготренинга (от англ. image — образ, изображение) основан «на функциях продуктивного (творческого) воображения, разрешающего спортсмену создать в собственном уме нужную картину грядущих действий, представить себя в желаемом образе, спроектировать данный образ в будущее, вжиться в него. Для этого и существует имаготренинг и его групповые варианты психодрама и социодрама, что оказывает помощь изобразить и пережить себя тем, кем хочешь, перевоплотиться в образ. Эти способы обширно практикуются в сценической подготовке актеров. Существует много психотехнических упражнений для имаготренинга. Спортсмен во многом подобен актеру, что разумеется для артистических видов спорта, к примеру, акробатики, футбола, гимнастики, синхронного плавания, фигурного катания на коньках и др. …Но неталантливому актеру не окажут помощь никакие законы творчества. Но эти законы окажут помощь одаренному актеру показать талант и развить его»1. Известно, к примеру, что всемирный рекордсмен по спортивному плаванию Марк Спитц применял в собственной имаготренировке образ прыгающего со стартовой тумбочки тигра, а второй рекордсмен мира австралиец Холландер (800,1500 м в/с) отождествлял себя в собственной ментальной тренировке и на соревнованиях с образом маленькой рыбки, пугливо удирающей от хотящей проглотить ее акулы. Узнаваемый спринтер Джесси Оуэне, прозванный «тёмной пулей» (всемирный рекорд в беге на 100 м — 10,2 с на Берлинской Олимпиаде 1936 г.), применял образ пули, выстреливаемой со стартового пистолета. Вживаясь в избранный образ, спортсмен растормаживал собственные скрытые функциональные возможности, демонстрируя высшие спортивные результаты. Принятая «маска-образ» формирует спортсмену эффект «психотерапевтической защиты» совершает его недосягаемым для соперников уже на старте.

Психотренинг волевого внимания (ПВВ).К данной группе способов ментального тренинга относятся упражнения и традиционные приёмы на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие ответов, коррекцию самооценки и др. В психологии спорта существует широкая научная литература по способам ментального тренинга произвольного и волевого внимания, созданным и апробированным в практике спорта высших достижений (Р. М. Най-

1 Гиппиус С. В. Гимнастика эмоций. — М; Л.: Мастерство, 1967. — С. 7.

246Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки…

диффер, Дж. Салмел, А. Ц. Пуни, Г. Д. Горбунов, Б. Н. Смирнов и др.) Систематическое описание психотехнических упражнений для психотренинга процессов внимания спортсменов возможно отыскать в работе Н. В. Цзена и О. В. Пахомова «Психотехнические игры в спорте» (М.: ФиС, 1985).

Способы обморока (МГ).Эта несколько способов относится к особым способам интенсивной психотерапевтической подготовки спортсменов к конкретным соревнованиям. Обморок оперирует состоянием транса, в которое спортсмен вводится посредством внушения. Использование этих способов в спорте ограничено, потому, что многие тренеры и спортсмены не хотят подвергать психику спортсменов гипнотическому действию, опасаясь, что последние потеряют чувство самодостаточности и появится подсознательная связь между воли и спортсмена гипнолога. Но для мобилизации резервных возможностей в спорте способы обморока, как продемонстрировали опыты со космонавтами и спортсменами, очень действенны, но их применение требует высокой опытной подготовки психолога (гипнолога). Не считая тр-го, имеется риск отставленных эффектов, к примеру результата привыкания. Эти способы используются только с тренера и согласия спортсмена, что кроме этого ограничивает сферу их применения в спорте. Систематическое применение обморока в ментальной тренировке спортсменов у нас начал в 1970-х годах психолог В. В. Кузьмин. После этого эти же способы удачно использовали на сборных командах СССР А. Т. Филатов, А. В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, И. П. Волков и другие спортивные психологи. Но до сих пор нет методических публикаций по итогам применения этих способов, что затрудняет их дальнейшее внедрение и анализ в спорт без опасений повредить психике спортсменов. Больший оптимизм внушают способы неформального обморока, созданные американским психологом Милтоном Эрик-соном (1900-1980).

Медитационные способы (ММ).Ментальный психотренинг спортсменов посредством медитационных способов есть новым и нетрадиционным для отечественного спорта если сравнивать с вышеописанными способами. Обстоятельством непопулярности данной группы способов есть их иррациональность, ориентация на религиозные теории восточных духовных учений и оккультную практику их применения. Однако нельзя отрицать полезность этих способов, их высокую психотерапевтическую эффективность при верном применении. Медитативные техники ментального тренинга еще с древних времен использо-

Тема 1. Способы ментального тренинга в спорте 247

вались в практической йоге, в духовных практиках первых христиан, в обучении дзен- и чань-буддистов, в подготовке спортсменов к соревнованиям в разнообразных видах восточных единоборств. В последние ‘ годы эти способы начали использоваться и в спортивной практике при подготовке квалифицированных спортсменов к важным соревнованиям (В. В. Шлахтер). Узнаваемый психолог и американский спортсмен Р. М. Найдиффер в статье «Трансцендентальная медитация» (1988)’ отмечает, что посредством медитационных способов спортсмен может скоро восстанавливать собственный биоэнергетический потенциал, легко руководить психическим состоянием/и своим вниманием, достигать ясности мышления в критических обстановках соревновательной борьбы и др. В статье описывается техника медитационных упражнений для спортсменов.

Ментальный видеотренинг (ВМ).Это очень популярная сейчас техника ментальной психотерапевтической подготовки спортсменов, осуществляемая с применением спортивных соревнований и видеозаписей игр. Просмотр записей соревнований разрешает спортсменам воочию заметить промахи и собственные ошибки на соревнованиях, лучше изучить собственных соперников, повысить уровень собственной саморегуляции состояний. Психотерапевтические эффекты психотренинга достигаются в этом способе методом обсуждения и группового просмотра в групповой дискуссии по поводу тех либо иных демонстрируемых в фильме действий либо коммуникативных актов спортсменов. Вовлечение в групповую дискуссию активирует коммуникативный потенциал спортсменов, заставляет корректировать аутокоммуникативные процессы посредством визуальных представлений и картин, почерпнутых из фильмов. В практике спорта случалось, что верный его просмотр и подбор видеофильма незадолго до соревнований, снабжал команде психических сил и процессов спортсмена. Макетное моделированиедействий. Этот способ самый популярен в тактической подготовке спортигровиков, разыгрывающих разные тактические варианты собственных вероятных действий в грядущих соревнованиях на макете настоящего игрового поля, на котором цветными фишками представлены игроки собственной и чужой команды. Подобный тактико-психологический тренинг реализовывают участники в спортивном туризме, применяя карту местности грядущих соревнований.

1 Найдиффер Р. М. Трансцендентальная медитация // Психология спорта. Зарубежные научные изучения. — М: ВНИИФК, 1988. — № 1. — С. 17-31.

248 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки…

Окончание работы.Учитель опрашивает студентов о том, что входит в содержание понятия «ментальный тренинг» и требует дать чёрта его приёмам и отдельным методам в работе со спортсменами.

Задание 2. Мысленная репетиция

соревновательной ситуации в состоянии релаксации1

Вводные замечания.Цель данного задания — психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной обстановке. Занятие проводится в теплом, комфортном помещении, оборудованном креслами с высокими спинками или ковром. Ведет занятие психолог, обладающий приемами суггестии, гипноза и внушения. Спортсмены проходят сеанс психотренинга незадолго до соревнований в положении вольно сидя в креслах или лежа на ковре в положении на пояснице руки на протяжении туловища, глаза закрыты.

Методика сеанса(для пловцов).

Первый этап. Задача — маленькая релаксация.

Инструкция: «Устраиваемся эргономичнее. Ничего не мешает. Тихо и мягко, не напрягаясь, но и не отвлекаясь, следуйте за моими словами и приводите к нужным ощущениям. Расслабляются мускулы лица: лоб расслаблен… глаза… щеки… зубы разжаты. Лицо как будто бы маска. Расслабляются мускулы рук: пальцы расслаблены… кисти… предплечья… плечи. Руки, как будто бы плети, лежат расслабленные. Расслабляются мускулы ног: пальцы… стопы… голени… бедра. Ноги абсолютно расслаблены. Расслаблены плечи, поясницы. Совсем тихо, легколегко лежит голова. Расслаблены живот и грудь. Дыхание ровное и спокойное».

Второй этап. Задача — оживление образов представлений.

Инструкция: «Открыли глаза. Сосредоточенно наблюдаем на данный предмет (инструктор показывает ручку либо второй предмет). Пристально изучаем его, запоминаем подробности. Не обращать внимания. Как возможно четче представить себе эту ручку. Не открывая глаз, отыскать в памяти обстановку помещения, в которой мы на данный момент находимся. Открыть глаза. Не поворачивая головы, изучить то, что находится на данный момент перед вами. Не обращать внимания. Как возможно четче воспроизвести замеченное на внутрен-

Горбунов Г. Д. Психотренинг адаптации спортсменов к соревновательной обстановке // Практические занятия по психологии. — М.: ФИС, 1989. — С. 127-130.

Тема 1. Способы ментального тренинга в спорте 249

нем экране представлений. Закончили. Воссоздать образ титульного страницы книги, нужно той, которую вы просматривали сейчас, либо каждый. Закончили. Представьте себе грозу с молнией и громом… Вспомните ощущения, в то время, когда вы стоите под душем… Представьте себе чувство воды, которое было у вас в состоянии хорошей спортивной формы». На каждое представление дается 10-15 с. Третий этап. Задача — воспоминание о заплыве в олимпийском бассейне.

Инструкция: «Вы стоите на тумбочке четвертой дорожки олимпийского бассейна. Никто не плавает. Представьте себе гладь воды, дорожки, трибуны. Вспомните себя в последних соревнованиях в этом бассейне. На воспоминание дается 3 60 секунд. Фрагментарно воспроизведите собственные действия, а основное, переживания перед выходом на старт, у тумбочки, в то время, когда вы подготавливались к старту, и все подробности заплыва: старт, чувство воды, технику, поворот, финальные упрочнения». Четвертый этап. Задача — сюжетное воображение обстановки будущего старта на грядущих соревнованиях.

Инструкции:

1. Вечер незадолго до старта. «Четко представьте себе, как вы отправляетесь в постель на отдых. Вы ощущаете себя тихо и с уверенностью. Вы комфортно устроились в кровати… расслабились… скоро и незаметно заснули».

2. Утро в сутки соревнований. «Просыпаетесь отдохнувшими, в торжественном настроении. Представьте себя, как вы тихо, четко делаете простой утренний ритуал».

3. Путь в бассейн. «Представьте себя в автобусе. Около привычные лица, кто-то включил магнитофон. Ваше внимание останавливается на лице вашего соцерника».

4. Разминка. «По окончании исполнения очередного отрезка вы стоите у бортика. На соседней дорожке стоит ваш соперник. Четко представьте себе его образ, ваши переживания»,

5. Проплывание контрольного 25-метрового отрезка. «По моему сигналу оттолкнитесь от бортика. Ощутите всем телом, образно представьте себе проплывание 25-метрового отрезка с толчка. Образ должен быть не столько зрительным, сколько мышечно-двигательньм. В то время, когда закончите, немного поднимите кисть руки, дабы я зафиксировал время. По окончании предугадайте время проплывания отрезка. Внимание! Толчок».

250 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки…

Пятый этап. Задача — сюжетное воображение старта.

Инструкция: «Четко вообразите себя в грядущих соревнованиях, в общении с тренером, в помещении судьи, при участниках, в окружении соперников и товарищей. Заострите внимание на переживаниях, на своем беспокойстве… Воссоздайте боевое энтузиазм, уверенность в себе, в собственных силах, все нарастающее желание вступить в борьбу, дышите вольно, насладиться счастьем победителя… Вот судья приглашает вас на старт. Вы выходите на стартовую площадку в зал бассейна. Справа на трибуне сидит ваша команда. Тренеры, спортсмены приветствуют вас. Четко представьте себе лица, их конкретные перемещения, слова. Попытайтесь четко заметить и себя как бы со стороны. Вы идете к старту жёсткой уверенной походкой, радуетесь, отвечаете на приветствия. У стартовой тумбочки еще раз воссоздайте боевое энтузиазм, дышите легко и вольно. В подробностях представьте себе все ваши привычные перемещения в соответствии с сигналам стартера. Нарисуйте зрительный образ, как вы стоите в ожидании выстрела на старте, сейчас вы в состоянии большой сосредоточенности… Выстрел. Второй выстрел — это фальстарт. Представьте себе, как вы выходихе из воды, возвращаетесь к собственной стартовой тумбочке. По окончании слова старт, которое я на данный момент скажу, представьте себе целый ваш будущий заплыв. Я включу секундомер, а вы в конце расстояния попытайтесь предугадать время, за которое проплывете ее. Сейчас старайтесь представить себе целый заплыв в целом и зрительно, и мышечно-двигательно, прочувствуйте все подробности техники плавания — перемещения на поворотах, гребковые упрочнения, финишный рывок, — нет тяжести утомления, вы уверены в себе, дышите легко и вольно! Внимание! Опять первый сигнал стартера. Второй. Старт! Секундомер включен» (пауза 1-2 мин).

Завершение сеанса психотренинга.Инструкция: «Итак, вы проиграли в собственном уме грядущее соревнование, вы уверены в себе, имеете возможность рассчитывать на успех. А на данный момент я буду вычислять до 5, на счет пять! вы откроете глаза, ощутите ясность и бодрость сознания, вы подниметесь и отправитесь заниматься собственными делами. Итак, я начинаю счет… 1…2… 4… 5».

Методика работы со студентами.На базе содержания сеанса и изучения этапов студенты самостоятельно составляют текст сеанса психотренинга адаптации для соревнований собственного вида спорта. Учитель выбирает лучший из текстов и проводит сеанс с ним.

Первые два этапа, единые для любой специализации, берутся из примера. В конце второго этапа добавляются своеобразные ощуще-

Тема 1. Способы ментального тренинга в спорте 251

ния, актуализируются зрительные, слуховые, кожные, мышечно-дви-гательные образы, имеющие отношение к соревновательной деятельности спортсмена. Потом идет воссоздание обстановки прошедших ранее соревнований. Наконец в подробностях описывается картина предсоревно-вательных действий спортсмена, самый распространенный вариант ритуала предсоревновательного поведения в конкретном виде спортивного упражнения, описывается сам процесс участия в конкретных соревнованиях. Наряду с этим рекомендуется вживаться в соревновательную обстановку, предельно четко воображать все образы, в особенности стараться представить и внутренне воспроизвести мышечно-двига-тельные ощущения, «чувство воды» и пр. На протяжении сеанса всегда фиксируется внимание на переживаниях, их значимости, на ожидаемом хорошем итоге соревнований и их мнимых условиях (а также вероятных трудностях), адаптация к каким и есть целью данной особой психотерапевтической подготовки к конкретному соревнованию.

Завершение задания.По окончании сеанса студенты делятся собственными ощущениями, впечатлениями, мыслями о пережитом в сеансе. Учитель комментирует их высказывания, подводит итоги.

Задание 3. Ментальные способы формирования психотерапевтической самозащиты от сбивающих влияний1

Вводные замечания.Цель предлагаемых ментальных упражнений содержится в формировании у студентов-спортсменов умений вырабатывать субъективное состояние «психотерапевтической защищенности». Для этого студенты должны знать о коммуникативных и внушающих функциях взора, о возможностях взора как средства невербальной коммуникации в межличностном и спортивном общении, и иметь представление о феномене биополя человека. Учитель растолковывает, что биополевая оболочка тела человека представляет собой волновое образование в виде энергетического футляра, окружающего тело со всех сторон. Функции биополевой (торсионной) оболочки физического тела человека пребывают в кодировании информации, поступающей, с одной стороны, из организма человека, а с другой — из окружающих людей и внешней среды. Посредством биополевой обо-

Задание подготовлено кандидатом психотерапевтических наук, доцентом И. Г. Станиславской.

252 Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки…

лочки обеспечивается дублирование всех функций организма и психологическая защита мозга и тела спортсмена от сбивающих факторов чужого и энергоинформационных «воздействий поля» в соревновательной деятельности. Любой спортсмен может усилить собственную «психотерапевтическую защищенность» методом особых ментальных упражнений, направленных на создание дополнительных слоев либо мысленных контуров по границе собственной биополевой капсулы, которая не видима, но реально существует, мыслима и воображаема.

Заметить биополевую капсулу возможно посредством прибора Корот-кова, действующего по механизму «результата Карлиан» (поле токов высокой частоты). Благодаря своим мысленному взгляду и «визуальным представлениям» любой психически обычный человек способен осуществлять контроль мнимую границу собственной биополевой ауры, создавая эффект «психотерапевтической защиты» от чуждого его психике информационно-волнового действия. Практическая значимость предлагаемых ниже упражнений пребывает в формировании у спортсменов умственного умения руководить своим взором.

Тема 1. методы ментального тренинга в спорте

Инструкция 1. «Воспользуйтесь собственными воображением, представлениями, образной памятью и в мыслях вообразите, что невидимая

Методика работы.Студентам демонстрируется рисунок с контурами ауры биополя тела человека — биоэнерго-информационной оболочки, окружающей тело человека в форме эллипсоида. Разъясняется, что оболочка защищает их тело и психику от чужого психологического действия. Студентам предлагается подняться, не обращать внимания и представить себя в собственной биополевой оболочки, как это продемонстрировано на рис. 12.

Тема 1. Способы ментального тренинга в спорте 253

плотная волновая оболочка окружает все ваше тело, не разрешая пробраться в ваше сознание и ваш мозг чужеродным сбивающим действиям. Прислушайтесь к своим ощущениям, посмотрите на себя со стороны, — представьте, что вы находитесь в собственном биопсихическом скафандре — биополевая оболочка тела, она защищает вас всего».

Студенты разбиваются на пары, поднимаются наоборот друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Инструкция 2. «А сейчас постарайтесь в мыслях создать непроницаемую прозрачную преграду между собой и партнером, которого вы видите наоборот себя. О пережитых ощущениях, мыслях и чувствах вы поведаете позднее» (рис. 13).

Тема 1. методы ментального тренинга в спорте

Упражнение 1. Партнер А взором обязан поставить перегородку от партнера Б. В случае, если партнер Б почувствовал эту ментальную перегородку, то он говорит об этом партнеру А. После этого партнеры изменяются позициями. Результаты своих^аблюдений они вносят в протокол.

Упражнение2. Партнер А, визуально установив ментальную перегородку между собой и партнером Б, пытается удерживать ее, не допуская в собственный «личностное пространство» мысленных действий партнера Б, что пробует своим умственно-волевым упрочнением пробраться через препятствие и воздействовать

Упражнение 3.Партнер А, установив перегородку, перемещает ее на разные расстояния от себя, наряду с этим он говорит партнеру Б об этом.

254Раздел 5. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки…

Это упражнение проделывается пара раз. Задача партнера Б пребывает в том, дабы прочувствовать либо предугадать ментальные действия партнера А.

Упражнение 4.Партнер А делает то же самое, что и в упражнении 3, но ничего не может сказать о собственных действиях партнеру Б, предлагая ему самому выяснить, на каком расстоянии находится «психологическая перегородка». После этого партнеры изменяются позициями. По окончании опыта результаты собственных наблюдений испытуемые А и Б записывают в протокол.

Окончание работы.Студенты вместе с учителем обсуждают неспециализированные результаты работы, делают заключения о психотерапевтическом влиянии взора на темперамент общения с партнером и возможностях сознательной психотерапевтической защиты от сбивающих действий факторов «чужого поля» на соревнованиях. Студентам предлагается составить практические советы спортсменам, подготавливающимся к старту, чтобы повысить эффективность их психотерапевтической защищенности от сбивающих факторов методом влияния своим взором на соперников грядущих соревнований. Дается домашнее задание по ментальной тренировке управления взором.

Задание 4. Аудиокассетные методики

ментального тренинга в спорте1

Вводные замечания.Психорегуляция состояний — это совокупность теоретических правил, комплекса и методов мероприятий, направленных на обучение спортсмена саморегуляции состояний и формирование у него желаемого психологического состояния во время подготовки к соревнованиям. Владение приемами психологической регуляции состояний содействует самая полной реализации потенциальных возможностей спортсменов на протяжении соревнований.

Психотерапевтические факторы успешности применения МТ на аудиокассетах(методики СПбНИИФК):

Способы психорегуляции в практике МТ делятся на две группы:

1) неоднородные способы действия (извне, кем-то, через наушники);

2) аутогенные способы действия (внутренняя обращение, идеомото-рика, имагинация);

Задание 4 подготовлено профессором медицины , доктором наук П. В. Бундзеном.

Боевой транс. Как и в чем эффективен гипноз в спорте?


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: