Тема 1. лексические проблемы

Практикум

Тема 1. Лексические неприятности

Точности речи

^теория

Информация 1

  • Работа над стилем текста – это в первую очередь работа над его лексикой, поскольку слово – база для понимания речи.
  • Неясность речи имеется показатель неясности мысли.
  • в один раз Л. Н. Толстой, шутя, увидел: «Если бы я был царь, я бы издал закон, что автор, что употребит слово, значение которого он не имеет возможности растолковать, лишается права писать и приобретает 100 ударов розог».
  • Наиболее значимая лексическая неприятность – выбор слова для самоё точного выражения мысли.
  • Верное потребление слов – не только преимущество стиля, но и нужное условие информативной сокровище текста.
  • Неверный выбор слова искажает суть высказывания.

Информация 2

Лексические неприятности точности речи:

а) поиск нужного слова;

б) лексическая сочетаемость, т.е. свойство слов соединяться между собой;

в) речевая недостаточность – случайный пропуск слов, нужных для правильного выражения мысли;

г) речевая избыточность – многословие.

Информация 3

Речевые неточности, вызванные неправильным выбором слова:

а) применение слова без учёта его семантики: Володя и Таня познакомились на заводе, оба уже были женаты;

б) эвфемистичность речи (рвение скрыть отрицательный суть высказывания);

  • выражения –и Эвфемизмы слова, смягчающие неотёсанный суть речи.

Дирекция завода уделяла мало вниманияохране предприятия.

в) анахронизм (нарушение хронологической точности при потреблении слов, которые связаны с определённой исторической эрой): В восемнадцатом веке в Ленинградебыло создано довольно много архитектурных памятников.

г) логические неточности: Не хорошо, в то время, когда во всех кинотеатрах города показывают одно да и то же названиефильма.

Информация 4

  • Лексическая сочетаемость –свойство слов соединяться между собой.

Три типа сочетаемости:

а) семантическая: Девичья фамилия моего отца Собакин (нарушена семантическая сочетаемость);

б) грамматическая: Моя твоя не осознаёт (нарушена грамматическая сочетаемость);

в) лексическая сочетаемость: Мы потерпели победу(нарушение лексической сочетаемости);

  • Нарушение лексической сочетаемости возможно позвано контаминацией снаружи похожих словосочетаний.
  • Контаминация –смешение двух выражений: заслужил известность (приобрёл известность и заслужил уважение); не играется значения(не играет роли и не имеет значения).
  • Семантическая несочетаемость слов не есть препятствием для художественных образов. Часто писатели и поэты нарушают лексическую сочетаемость, создавая необыкновенные ясные сочетания слов: Поэты ходят пяткамипо лезвию ножа и режут в кровь собственные босые души(Вл. Высоцкий).

? практика

Словарь

декада авария катастрофический яркое время суток (сутки) чёрное время суток (ночь) награждать – наградить (чем?) Доска почёта чудище чудо закоренелый преступник коренной обитатель жениться выйти замуж глубокая река глубочайший ум глубокая старость раннее детство ранняя молодость одержать победу потерпеть поражение достигнутые удачи большие недочёты пожилой человек ветхий дом улучшение ? ухудшение добиться улучшения размахивать руками кулак

Поиск нужного слова

Упражнение 1. Дайте оценку применению лексических средств в приведённых предложениях; исправьте их.

1) Декада китайской кухни в ресторане будет проходить пять дней: с 1 по 5 сентября. (Декада – это период времени равный 10 дням (1/3 месяца), исходя из этого нарушена семантическая сочетаемость. Возможно сообщить: С 1 по 5 сентября в ресторане пройдут дни китайской кухни). 2) Неуютно трудиться в этом цехе, он будет в аварийном состоянии (Неуместно слово «неуютно». Небезопасно трудиться в этом цехе, он будет в аварийном состоянии). 3) В Феврале в Подмосковье длительность дней возрастёт на 2 часа. (Как мы знаем, что в днях 24 часа. В феврале световой сутки Подмосковья увеличится на 2 часа). 4) Хороших работников на отечественном предприятии награждают Доской почёта (Фотографии лучших работников отечественного фирмы висят на доске почета). 5) Космические суда – новое чудище людской разума (Космические суда – новое детище людской разума). 6) Закоренелые москвичи особенно очень сильно обожают собственный город (Коренные москвичи весьма обожают собственный город).

Лексическая сочетаемость

Упражнение 2. В приведённых предложениях укажите словосочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость. Исправьте предложения.

1) К сегодняшнему часу информации ещё нет (На сегодня либо сейчас). 2) По окончании смерти Ленского Ольга женилась на втором (стала женой другого). 3) В глубоком детстве он был похож на маму (в раннем детстве). 4) В этих соревнованиях отечественные любимые спортсмены одержали поражение (потерпели поражение). 5) Строение театра создавало комфортное чувство (красивое, хорошее чувство). 6) Начальники обратили внимание на достигнутые недочёты в работе (исключить слово достигнутые либо сформулировать как: результаты ). 7) Он ещё в глубокой молодости начал писать песни (в ранней молодости). 8) Продаётся пожилой дом (жилой дом). 9) Студенты отечественной группы добились успеваемости и ухудшения дисциплины в этом полугодии (В этом полугодии у студентов отечественной группы снизился успеваемости и уровень дисциплины). 10) Преподаватель внес предложение нам написать контрольную работу устно (Преподаватель внес предложение нам написать контрольную работу). 11) Находись тихо и не размахивай глазами! (Не размахивай руками). 12) Вот как сожму кулаки на ногах и руках! (обращение ребёнка). 13) Я день назад забрал самолёт и прилетел в Москву (Я день назад прилетел в Москву).

^теория

Информация 5

  • Речевая недостаточность –случайный пропуск слов, нужных для правильного выражения мысли: Студент Белов занял первое место по английскому.
  • Речевая недостаточность довольно часто появляется в устной речи, в то время, когда говорящий спешит и не смотрит за правильностью высказывания.
  • Благодаря речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, затемняется его суть: Творчество А. С. Пушкина тревожит читателей на самых разных языках.
  • Речевую недостаточность легко возможно исправить, сказав пропущенное слово либо словосочетание: Сутки рождения начинается в три часа (Отмечать Сутки рождения мы начнём в три часа).

Информация 6

  • Речевая избыточность –это многословие.
  • А. П. Чехов увидел:«Краткость – сестра таланта».

Формы речевой избыточности:

а) плеоназм –потребление в речи родных по смыслу и потому лишних слов (основная сущность, полезные сокровища, чёрный мрак).

  • Довольно часто плеоназмы появляются при соединении синонимов (продолжительный и продолжительный; мужественный и храбрый).

б) тавтология –повторение однокоренных слов (поведать рассказ, задать вопрос вопрос).

  • Тавтология может появляться кроме этого при соединении иноязычных и русских слов, сходных по значению: памятные сувениры, первый дебют, необыкновенный феномен.
  • плеоназм и Тавтология смогут быть стилистическими приёмами, усиливающими ясность художественной речи: Совершенно верно они не виделись два года, поцелуй их был продолжительный, долгий (А. П. Чехов).

? практика

Словарь

насекомое борьба с насекомыми кулинарный рецепт тревожить до глубины души (фраз.) расписаться в документе расписаться (с кем?) в загсе (разг.) проходить службу в армии больной человек решительные меры масса людей врываться – ворваться (куда?) в строение выступать – выступить (где?) выступающий (кр. прич.) наружный наружность привлекательный

Речевая недостаточность

Упражнение 3. Обратите внимание на речевую недостаточность, отметьте случаи неясного высказывания, искажения его смысла. Исправьте предложения.

1) Для домашних насекомых в магазине ничего нет (Для борьбы с домашними насекомыми в магазине ничего нет). 2) Упал с крыши в поликлинику (Упал с крыши и попал в поликлинику). 3) Книги предлагают рецепты на все главные праздничные дни (Кулинарные книги предлагают рецепты на все главные праздничные дни). 4) Меня до глубины тревожит данный вопрос (Меня до глубины души тревожит данный вопрос). 5) День назад мы забрали да и расписались (День назад мы узаконили собственный альянс в ЗАГСе). 6) Её брат помогает уже полтора года (Её брат проходит воинскую слубу уже полтора года).

Речевая избыточность

Упражнение 4. Укажите формы речевой избыточности (плеоназм, тавтологию). Исправьте предложения.

1) Сейчас у нас в гостях гость из Харбина (Сейчас к нам приехалгость из Харбина). 2) Он был такой болезненный, что всегда болел (Он был так не сильный здоровьем, что всегда болел). 3) Мы должны принять решительные ответы (Мы должны принять решительные меры). 4) Масса людей ворвалась в строение (Масса людей ворвалась в строение). 5) Он поведал нам о собственных замыслах на будущее (Он поведал нам о собственных замыслах). 6) Я считаю, что те выступающие, каковые будут выступать, будут сказать о деле (Я считаю, что все выступающие, будут сказать о деле). 7) На уроках русского ученики обучаются обнаружить в тексте речевые формы, каковые преподаватель учит их обнаружить (На уроках русского учитель обучает обучающихся
обнаружить в тексте речевые формы) . 8) Наружная наружность героини достаточно привлекательна (Наружность героини достаточно привлекательна).

Тема 2. нелитературные варианты языка

^теория

Информация 1

  • Жаргон (арго, сленг) –особенный язык, на котором общаются между собой члены какой-нибудь ограниченной социальной либо опытной группы.
  • Жаргонизмы не входят в состав литературного языка, находятся за его пределами. Жаргон относится к ненормативным языковым явлениям.
  • Человек, обладающий литературной нормой, занимателен всем и со всеми способен отыскать неспециализированный язык. Человек, общающийся при помощи жаргона, возможно осознан и принят только ограниченной группой людей.
  • Главное назначение жаргона – сделать обращение непонятной для других. В этом первым делом заинтересованы низы общества: преступники, мошенники, преступники
  • Применение жаргонных слов в официально-деловом и научном стилях совсем недопустимо.
  • В публицистическом и художественном стилях жаргонная лексика употребляется для речевой характеристики храбрецов.

? практика

Словарь

красная цена (разг.) криминальный преступная иерархия съезжаться – съехаться симфонический концерт живописец-абстракционист развлекать – развлечь массивный пряжка далматин депрессия тусовка милицейская дубинка пассажир выпивка

Жаргон

Упражнение 1. Ознакомьтесь, как сейчас в РФ именуют деньги.

баксы

зелёные (зелень)

капуста

бабки

древесные

общак

Упражнение 2. Ознакомьтесь с заглавием отдельных банкнот, сообщите, имеется ли в вашем языке подобные заглавия.

10 рублей – десятка, червонец, чирик;

100 рублей – стольник;

1000 рублей – кусок, вещь;

1 000 000 – лимон;

1 000 000 000 – пол-арбуза.

Упражнение 3. Прочтите диалог, применяя лексику из задания упражнения 2.

– Займёшь 100 до понедельника?

– Без неприятностей.

– А 1000 не можешь?

– Возможно, тебе 1 000 000 занять?

Упражнение 4. Объясните суть следующих фраз.

а) Храните денежки в «зелёненьких!».

б) На недавних концертах Пугачёвой билеты в кассах шли по 15 штук,а с рук – за 50.

в) Вымогатели потребовали, дабы он перевёл в западные банки «зелёный лимон».

г) Какова красная цена «зелёному», никто точно не знает.

Упражнение 5. Подберите синонимы к выделенным жаргонизмам, переведите фразы на ваш родной язык.

1) Следствие установило, что Токарь был криминальным авторитетом (начальником преступной группировки).

2) В Москве задержан грузинский авторитет (начальник преступной группировки).

3) В преступной иерархии он в те годы был несложной «шестёркой» (прислужником, мальчиком на побегушках).

4) Одесские авторитеты съезжаются на «сходняк» дробить деньги (встречу).

5) «Сходняк» проходил на квартире одного из авторитетов.

6) Дума – не воровской «сходняк».

Упражнение 6. Ознакомьтесь с репликами, высказывающими разные чувства.

Отпад! Вещь! Сильно! Крутизна! Классно! Ништяк! Супер! Вау! –хорошие чувства.

Лажа! Фигня! Фуфло! –употребляются в большинстве случаев при характеристике не понравившегося объекта.

Отстой!– о чём-то не актуальном, непрестижном, устаревшем и т. д.

Облом! –употребляется в значении неудачи, и для выражения состояния лени, нежелания что-либо делать.

По фиг! По барабану! – о состоянии безразличия.

Упражнение 7. Выберите соответствующую, на ваш взор, форму экспрессивной словесной реакции, пользуясь лексикой, представленной в упражнении 6, и аргументируйте собственный выбор.

а) Ваша подруга дарит вам на сутки рождения книгу В. Гёте «Страдания юного Вертера».

б) Вы подготовили к экзамену лишь один билет, и на экзамене вам попался именно он.

в) Вы не понимаете лишь один билет, и на экзамене вам попался именно он.

г) Подруга приглашает вас на симфонический концерт.

д) Ваш приятель приглашает вас на выставку абстракционистов.

е) Вы едете в автобусе и подмечаете наоборот себя президента собственной страны.

ж) Ваш привычный признаётся вам, что он совсем не разбирается в компьютерах.

Упражнение 8. Выясните по контексту значение выделенных выражений и слов, активных в речи молодых.

1) Мне в лом просматривать 4 мира «и тома Войны», я лучше фильм взгляну (лень).

2) Фишка в том, что поменять уже ничего нереально (суть).

3) «Фишка» данной новогодней ночи – то, что все рестораны и магазины обязаны нас не только поить-кормить, но и развлекать (мысль).

4) – Прикинь, к нам в город приезжает несколько Би-2 (воображаешь).

– Повтори ещё раз, что ты сообщил, в противном случае я не въехал (не осознал).

5) Основная «фенечка» сезона – массивные пряжки (Хит сезона).

6) Тогда вышел фильм про 101 далматина, и дочка, что именуется, запала.(влюбилась)

7) От чего колбасит зарубежных молодых? (что заводит)

Упражнение 9. «Переведите» диалог на литературный русский язык.

– Слышь, Кэн, у тебя на следующий день шнурки в стакане будут? (Кэн, у тебя родители дома будут?)

– Не-а, а что? (Нет)

– Может, устроим дискач? (Может, устроим танцы)

– Мысль классная! А отечественные герлы будут? (Хорошая мысль! А отечественные девушки будут?)

– Задаёшь вопросы! Лишь новые диски приволоки. (Само собой разумеется. Лишь новые диски принеси)

– Мне фазер собственных Битлов отстегнул. (Мне папа диск Битлов дал).

– Да ну? Отпад! (Да? Здорово!)

– Хорошо, покеда. Мне ещё домашку учить нужно. (До встречи. Мне ещё уроки сделать необходимо).

Упражнение 10. Обратите внимание на активизацию суффикса -якв молодежном сленге. Определите значение данных слов:

депрессняк а) депрессия; б) сессия; в) грустный человек;

тусняк а) дискотека; б) свидание; в) тусовка;

отходняк а) поезд; б) прощание; в) отдых;

обломняк а) неудача; б) ленивый; в) милицейская дубинка;

сходняк а) пассажир; б) конференция; в) встреча;

сушняк а) сухое вино; б) полотенце; в) состояние по окончании выпивки;

^теория

Информация 2

  • направляться различать лексику и разговорную лексику просторечную.
  • Разговорными являются слова, употребляемые в непринуждённой беседе и не нарушающие норм литературного языка, к примеру: картошка, пятиэтажка, раздевалка, ножик, очкастый, худющий, получше, эргономичнее и т. д.
  • Просторечие –слова с более неотёсанным оттенком, не входящие в литературный язык, к примеру: брюхо, пузо, голова, рожа, харя, трепло и т. д.
  • Просторечие засоряет, опошляет обращение, придаёт ей неотёсанный и неверный темперамент.

Информация 3

  • Диалектные изюминки характеризуют обращение в основном сельского населения.
  • Диалекты –это нелитературный вариант языка. Диалектизмы смогут отвлекать слушающих и мешать верному пониманию.

? практика

Словарь

брюхо, пузо (несложен.)= пузо гляделки (несложен.) = глаза морда, рожа (несложен.) = лицо голова (несложен.) = голова спятить (несложен.) = сойти с ума балбес (несложен.) = глупый, неотёсанный и некультурный человек облапошить (несложен.) = одурачить смыться (несложен.) = убежать, провалиться сквозь землю незаметно, тайком растяпа (несложен.) = неловкий человек, делающий всё невнимательно, не хорошо кочет (обл.) = петух пуховка (обл.) = гриб-дождевик утирка (обл.) = носовой платок векша (обл.) = белка гашник (обл.) = пояс

диалекты и Просторечие

Упражнение 11. Употребите просторечные слова в данных предложениях. Замените их литературными.

1) У меня (голова/голова) болит! 2) По какой причине у тебя (рожа/лицо) нечистая? 3) А (гляделки/глаза) у неё прекрасные! 4) Что ты сделал, глупая твоя (голова/голова) ?! 5) Ты совсем (спятил/сошел с ума)! на следующий день экзамен, а ты дремлешь весь день! 6) Какой ты умный, всех (облапошил/одурачил) ! 7) Лишь (балбес/дурак) не знает этого! 8) (Смыться/убежать) бы на данный момент с урока в кино! 9) Он кроме того гвоздь сам не забьёт (растяпа)!

Упражнение 12. Отыщите в предложениях диалектизмы, выясните их значения.

1) Работу начинали с первыми кочетами. (На заре, с первыми петухами.) 2) Парни собрали целую корзину пуховок. (Грибов-дождевиков) 3) Утирка осталась в кармане пальто (Носовой платок). 4) Папа с братьями охотились на векшу (белку). 5) Гашник у него новый да прекрасный! (Пояс)

Упражнение 13. Составьте диалоги соответственно обстановкам, применяя знакомые вам жаргонные, просторечные и диалектные слова. Разыграйте эти диалоги.

а) Вы говорите приятелю о том, как радостно совершили вечер в молодёжной компании.

б) Вы не хорошо себя ощущаете и жалуетесь на собственное здоровье подруге. Она даёт вам рекомендации.

в) Вы отдыхали летом в деревне. Поведайте об этом собственному приятелю.

Упражнение 14. Представьте, что вы стали писателем, что пишет увлекательные детективы. Включите в собственный роман диалог двух криминальных фаворитов об убийстве состоятельного предпринимателя, которое они планируют. Составьте данный диалог и разыграйте его.

Тема 3. Теория трёх стилей

^теория

Информация 1

  • Существует три стиля эмоционально-психотерапевтической оценки речи: большой, средний и несложный.
  • Состав лексики большого стиля:

– высокие, возвышенные, праздничные слова (созерцать, доблестный, непревзойдённый и т. д.);

– стилистически нейтральные слова (солдат, чувство, уважение и т.д.);

– старославянизмы (величие, великолепие, священный и т. д.).

  • Состав лексики среднего стиля:

– нейтральные слова, стилистически не сниженные (стол, дерево, дни и т. д.);

– эмоционально окрашенные слова (похабный, красивый, превосходный и т. д.);

– термины многих наук (лингвистика, стилистика, фонетика и т. д.).

  • Состав лексики несложного стиля:

– обыденные, кроме того грубоватые слова (нужно, необходимо, злиться, ругаться, безрассудный, волосатый и т. д.);

– стилистически нейтральные, разговорные слова (лежать, светло синий, дом, налево и т. д.);

– смогут употребляться просторечные слова и жаргонизмы.

  • Частично классическая градация трёх стилей соответствует делению слов на книжные, стилистически нейтральные и выражения и разговорные слова.

? практика

Словарь

взгляд величественный (высок.) зрелище насущный вопрос наболевший вопрос бытие озарять – озарить (что?) восходящее солнце уважаемый (высок.) благоговение (высок.) высокочтимый (высок.) (кому?) выпала честь (фраз.) приветствовать – поприветствовать (кого?) внушать – внушить (что?) высокие заслуги безукоризненный человек знаменательный сутки искренняя признательность человеческие добродетели доброжелательность требовательность вежливость интеллигентность порядочность добропорядочное педагогическое поприще ничтожество мерзкий ужасный подлый аморально низко недостойное поведение бессовестно глубокоуважаемый довожу до Вашего сведения прибывать – прибыть место назначения указанный срок приступить к выполнению служебных обязанностей олигарх форум

Упражнение 1. Выясните стилевую принадлежность следующих синтаксических синонимов.

  • 1) Перед отечественным взглядом предстало величественное зрелище. 2) Перед отечественными глазами открылся красивый вид. 3) Мы заметили что-то необыкновенное.
  • 4) Нам предстоит решать насущные вопросы отечественного бытия. 5) Перед нами стоят проблемы нашей жизни. 6) Сейчас необходимо решить кое-какие наболевшие вопросы.
  • 7) Сад был озарён первыми лучами восходящего солнца.8) Утренний сад был освещён солнечным светом. 9) В саду было солнце.

Упражнение 2. Выясните стилевую принадлежность данного отрывка.

Уважаемый и дорогой мой дорогой друг и товарищ, Андрей Михайлович! Мне выпала честь первому приветствовать тебя, и, гордый данной честью, я однако ощущаю, что чуть ли смогу выразить с достаточной силой те эмоции глубокого уважения и, возможно сообщить, кроме того благоговения, каковые нечайно внушаешь ты, высокочтимый Андрей Михайлович, и собственными высокими заслугами, и безукоризненной собственной деятельностью как доктор наук, и, наконец, как безукоризненный редкий товарищ и добрый человек.

К. Станюкович. Жрецы

Упражнение 3. Представьте, что вам необходимо сказать поздравительную обращение на юбилее вашего учителя. Прочтите текст данной речи. Засуньте в текст пропущенные слова, применяя лексический справочный материал.

Лексический справочный материал:уважаемый, знаменательный сутки, мне выпала честь, поздравить, разрешите выразить, глубокое уважение, человеческие добродетели (доброжелательность, требовательность, вежливость, порядочность, интеллигентность), добропорядочное педагогическое поприще.

…………… Пётр Иванович!

В данный … сутки мне … … первому … Вас с юбилеем от лица всех студентов! Разрешите … Вам отечественное … … и искреннюю признательность!

Вы являетесь для нас олицетворением всех человеческих … : доброжелательности, … , … , … , … !

Мы, благодарные Ваши ученики, хотим Вам предстоящих удач на … … поприще!

Здоровья Вам и … !

Упражнение 4. Выразите собственное негодование по поводу аморального поступка вашего товарища, применяя не обыденные бранные слова, а лексику большого стиля речи. Употребите высокие слова с отрицательной лексической оценкой из лексического справочного материала в данных предложениях.

Лексический справочный материал:ничтожество, ужасный, мерзкий, подлый, аморально, низко, бессовестно, недостойное поведение.

Лишь … способно совершить таковой … поступок! Вы … , … человек! Вы поступили … , … и … ! Ваше … … – плохой пример для окружающих!

Упражнение 5. Выясните, к какому из трёх стилей (высокому, среднему, несложному) в собственности текст данного официального письма.

Глубокоуважаемый Виктор Иванович!

Довожу до Вашего сведения, что не смогу прибыть к месту назначения в указанный Вами срок и приступить к выполнению собственных служебных обязанностей, поскольку состояние моего здоровья ухудшилось. Я остро нуждаюсь в лечении. Прошу дать мне отпуск за собственный счёт.

Помощник Сидорова

Упражнение 6. Выясните, к какому из трёх стилей (высокому, среднему, несложному) относятся эти стилистические синонимы. Делая данное задание, применяйте словарь синонимов.

Лицо –лик, лицо, рожа, морда, физия, физиомордия, моська, рыло, харя, мурло, ряшка.

Глаза –очи, зеницы, гляделки, мигалки, бельма, зенки.

Голова –голова, котелок, глава.

Упражнение 7. Выясните, какие конкретно жаргонные слова неуместны в данных предложениях из газетных статей. К какому из трёх стилей с позиций эмоционально-психотерапевтической окраски относятся эти предложения.

1) Согласно точки зрения экспертов в области экономики на руках у населения республики находится около двух миллиардов баксов.

2) Мать готова была внести громадные бабки, дабы избавить сына от работы в армии.

3) Всё это случилось уже по окончании того, как тусовка русских олигархов возвратилась из Вашингтона с ежегодного форума деловых кругов.

4) Возмущённая глобальная кинобратва решительно выступила против.

ВИДЫ ЯЗЫКОВЫХ НОРМ

^теория

Информация 1

  • Словари делятся на два главных типа: лингвистические (языковые) и энциклопедические.
  • Лингвистические словари обрисовывают слова (их грамматические формы, лексическое значение, ударение, правописание).
  • Энциклопедические словариописывают понятия (вещи, реалии).
  • Первая часть названий лингвистических словарей ОРФО- (ОРТО-)в переводе с греческого (orthos) свидетельствует «верный». Ортологические словари являются особыми нормативными словарями. В них описываются тяжёлые случаи русского, исходя из этого их именуют словарями трудностей русского, словарями правильности русской речи.
  • Выделяются 4 типа ортологических словарей:

Таблица 1

Типы ортологических словарей Примеры
1. Орфографические (нормы написания слов) Соловьёв Н. В. Русское правописание. Орфографический справочник (словарь, комментарий, правила). СПб., 1997.
2. ударения (слов и Орфоэпические нормы произношения) Горбачевич К. С. ударения трудностей и Словарь произношения в современном русском языке. СПб., 2000.
3. Грамматические (нормы словоизменения, словообразования, предложений и построения словосочетаний) Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского. Грамматические нормы. Ударение. М., 1994.
4. Словари лексических трудностей (верное словоупотребление синонимов, антонимов и др.) Лексические трудности русского: Словарь-справочник / Семенюк А. А. и др. М., 1994.

? практика

Словарь

собирательное существительное студенчество суша водное пространство сотрудничество Река вышла из берегов (разлилась) мифология

Упражнение 1. Ознакомьтесь с данными в таблице 2 словарными статьями и сравните их. Выясните, из какого именно словаря (энциклопедического либо лингвистического) они забраны.

Таблица 2

? ?
Студенчество,-а, ср. 1. Собир. Студенты. 2. Нахождение в высшем учебном заведении в качестве студента. Годы студенчества Студенчество.Обучающиеся высших учебных заведений. Термин «студенчество» обозначает фактически студентов как социальную группу и определённое публичное положение. Студенчествокак особенная несколько появилась в Европе в 12 в. в один момент с первым университетом

Упражнение 2. Прочтите приведённый ниже перечень словарей. Выясните по заглавию, какие конкретно из них являются ортологическими словарями.

Таблица 3

Наименование словарей
1. Современный толковый словарь русского / Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2001
2. Правильность русской речи: Словарь справочник / Сост. Л. П. Крысин и др. М., 1965
3. Орфографический словарь: Около 2000 слов
4. Орфоэпический словарь русского. Произношение, ударение, грамматические формы. М., 1983
5. Трудности русского: Словарь-справочник журналиста / Под ред. Л. И. Рахмановой. М., 1981
6. Ударение в русском языке (тяжёлые случаи): Словарь / сост. И. С. Лицов. М., 2000

Упражнение 3. Сравните построение словарных статей в энциклопедическом и толковом словарях. Обратите внимание на полноту и точность определения значений слов, отсутствие и наличие разделения значений, грамматической чёрта, иллюстрирования потребления слов.

Таблица 4

БЕРЕГ –граница суши и водного пространства, воображающая собой более либо менее широкую полосу их сотрудничества БЕРЕГ,-а, о береге, на берегу, мн. берега, -ов, м. 1.Край света около воды. Берег моря. Выйти из берегов (о реке: разлиться). 2.О суше (в отличие от моря). Списаться на берег
ГИГАНТЫ –в греческой мифологии гиганты, пробовавшие вести борьбу с Зевсом и др. всевышними; были побеждены и кинуты в глубь почвы ГИГАНТ,-а, м. 1.Существо больших размеров, гигант. Гиганты мысли, науки (перен.: о выдающихся людях). 2.перен. Громадное по значению и своим размерам предприятие. Фабрики-гиганты. Новостройки-гиганты

^теория

Информация 2

  • Норма – совокупность установившихся в данном обществе и в данную эру языковых правил.
  • Эти правила касаются всех уровней языка. Различают акцентологические, орфоэпические, лексические, фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, орфографические и пунктуационные нормы.
  • Существуют необходимые и вариантные нормы. Необходимая норма допускает лишь один вариант потребления. Вариантная норма предполагает вольный выбор допустимых в языке вариантов.

Упражнение 4. В соответствии с сферами использования и основными уровнями языка языковых средств выделяются определённые типы норм. Заполните безлюдные клетки таблицы 5 и назовите недостающие заглавия типов норм.

Таблица 5

Правила Нормы
ударения акцентологические
произношения орфоэпические
потребления слов лексические
устойчивых сочетаний слов фразеологические
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм
объединение слов в предложения и словосочетания
написание слов
постановки знаков препинания в предложении

Упражнение 5. Прочтите и переведите словарные статьи из «ударения трудностей и Словаря произношения» К. С. Горбачевич, данные в табл. 7. Какие конкретно виды норм содержат эти словарные статьи? Мягко либо жёстко произносятся согласные перед звуком [э] в этих заимствованных словах? В каких словах допускается вариантное произношение? Объедините слова по трём группам, указанным в примере исполнения (табл. 6).

Пример исполнения:

Таблица 6

Слова, имеющие варианты произношения Слова с жёсткими согласными Слова с мягкими согласными
декан [д’] [д] бизнес [нэ] пионер [н’]

Таблица 7

Слова Перевод Словарные статьи из «ударения трудностей и Словаря произношения» К. С. Горбачевича
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ БУТЕРБРОД ДЕПРЕССИЯ ДЕТЕКТИВ ИНТЕРВЬЮ КОМПЬЮТЕР КОФЕ КРИТЕРИЙ МОДЕЛЬ, МОДЕЛЬНЫЙ МУЗЕЙ СВИТЕР СЕССИЯ, СЕССИОННЫЙ ТЕЗИС ТЕМП ТЕРМИН ТЕСТ ФОНЕТИКА, ФОНЕТИЧЕСКИЙ ШИНЕЛЬ ЭНЕРГИЯ, ЭНЕРГИЧНЫЙ Возможно произношение [бизнэсмэн] Произносится [бутэрброд]; неправильно [бутерброд] Произношение [депрессия] устаревает (неправильно дедектив), произносится [дэтэктив] и возможно [дэтектив] Произносится [интэрвью] Произносится [компьютэр] Неправильно произношение [кофэ]. Формы кофий и кофей, м. устарели. Эти формы обширно употреблялись в литературе XIX века (Н. Гоголь, Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, А. Чехов и многие другие) Произносится [критэрий] и [критерий] Произносится [модэль], [модэльный] Неправильное произношение [музэй] видится в речи музейных работников мн. свитеры, род. свитеров и возможно свитера, свитеров. Произносится [свитэр] Произношение [сэссия], [сэссионный] устарело Произносится [тэзис] и возможно [тезис] Произносится [тэмп] и возможно [темп] Произношение [тэрмин] устарело мн. тесты, род. тестов. Произносится [тэст] Произносится [фонэтика], [фонэтический] мн. шинели, род. шинелей (неправильно шинеля, шинелей). Неправильно произношение [шинэль] Произносится [энергия], [энергичный] и [энэргия], [энэргичный]

Упражнение 6. Прочтите и переведите словарные статьи из «ударения трудностей и Словаря произношения» К. С. Горбачевича, данные в табл. 9. Какие конкретно виды норм содержат эти словарные статьи? Объедините слова по двум группам, указанным в примере исполнения (табл. 8).

Пример исполнения:

Таблица 8

Нормы ударения, не имеющие вариантов Вариантные нормы ударения
километр творог

Таблица 9

Тема и основная мысль текста


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: