Телемеханика

Это отрасль техники, занимающаяся использованием и разработкой методов и приёма информации и технических средств передачи (сигналов) по каналам электро- и связи для управления на расстоянии работой автомобилей, устройств, контроля и биологических систем за ними.

В чем же отличие телемеханики от дистанционного управления? Дело в том, что при дистанционном управлении для каждого сигнала употребляется собственная линия — канал связи. какое количество сигналов, либо, правильнее, сколько объектов управления, столько требуется и каналов связи. Исходя из этого при дистанционном управлении число управляемых объектов, в особенности на громадных расстояниях, в большинстве случаев ограничено. В телемеханике для передачи многих сообщений солидному числу объектов употребляется всего одна линия, либо один канал связи. Информация передается в закодированном виде, и любой объект «знает» собственный код, исходя из этого путаница исключена. И наряду с этим число управляемых объектов фактически не исчерпывается, лишь код будет сложнее.

Посредством телемеханики передают команды типа «включить», «вперед», «назад», «имеется», «нет», «открыть», «закрыть» и т. п.; с ее помощью возможно измерить значения физических размеров на удаленном от наблюдателя объекте, к примеру температуру верхних слоев воздуха, давление в газопроводе, частоту вращения гидротурбины на автоматических ГЭС, пульс астронавта.

Телемеханика, в большинстве случаев, используется в тех случаях, в то время, когда нужно объединить в один производственный комплекс пара объектов, расположенных часто на большом растоянии друг от друга, к примеру подстанции и электростанции Единой электроэнергетической совокупности СССР, насосные и компрессорные станции на нефте- и газопроводах, метеостанции. Незаменимы телемеханические устройства в том месте, где присутствие человека нежелательно: в реакторном зале АЭС, в цехах некоторых химических фирм. Телемеханика разрешает руководить полетом космических судов и других космических аппаратов.

Телемеханическую данные передают по проводным и кабельным линиям связи, радиоканалам, электросетям, линиям электропередачи и посредством луча лазера. Руководят объектами и осуществляют контроль их состояние в большинстве случаев с пункта управления либо диспетчерского пункта, оборудованных соответствующими приемно-передающими устройствами, и аппаратурой для декодирования и кодирования информации. В случае, если управляющие воздействия и сигналы управления в телемеханической совокупности вырабатываются автоматическими устройствами, то такая совокупность именуется телеавтоматической совокупностью.

В зависимости от вида и назначения передаваемой информации бывают совокупности телемеханического управления (либо телеуправления), измерения (либо телеизмерения) и сигнализации (либо телесигнализации).

Попытки дистанционного и телемеханического управления и измерения предпринимались еще в конце XIX в. Но применение на практике телемеханики началось только в 20-х гг. XX в., в большинстве случаев на ЖД транспорте. В 1927 г. было в первый раз применено телеуправление ЖД стрелками и сигнализацией на одной из железных дорог в Соединенных Штатах. А в 1930 г. в СССР запустили первый в мире радиозонд. Это был маленькой воздушный шар, наполненный водородом, к которому привязали контейнер с разными радиопередатчиком и измерительными приборами, трудившимся от гальванических элементов. Устройства измеряли температуру верхних слоев воздуха (так как радиозонд поднимался на 20—25 км), определяли состав воздуха.

В 1959 г. посредством телемеханической аппаратуры на Землю в первый раз были переданы фотографии обратной стороны Луны, снятые автоматической станцией «Луна-3», а в 1971 г. автоматические межпланетные станции «Марс-2» и «Марс-3» сказали на Землю первые результаты измерений, произведенных в воздухе Марса и на его поверхности.

В авиации, ракетной технике, космонавтике измерение и управление посредством средств телемеханики именуют радиотелеметрией и радиоуправлением.

28. Телемеханика


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: