Особенности туристских одолжений
В условиях рыночной экономики русские предприниматели были вне рамок привычной среды, где единственным товаром являлась материальная продукция, либо, правильнее, узкая ее часть — товары народного потребления. Новые отношения требуют освоения новых сегментов рынка, таких, как рынок капитала, рабочей силы, одолжений и т.п.
За границей сфера одолжений есть одной из скоро развивающихся отраслей экономики. В развитых государствах часть одолжений в валовом внутреннем продукте превышает 70%.
Для развития и изучения рынка туризма в РФ, в первую очередь, направляться выяснить сущность туристской услуги.
Термин услуга установлен интернациональным документом Управление ИСО/МЭК 2, определения термина даны в западных стандартах ИСО 8402:1994 и ИСО 9004.2:1991.
В отечественную научно-техническую практику указанный выше термин введен ГОСТ Р 50646-94: услуга — это итог потребителя и непосредственного взаимодействия исполнителя, и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.
Это понятие включает:
1. сотрудничество потребителя и исполнителя одолжений (обслуживание);
2. процесс оказания услуги, (другими словами исполнение определенной работы) самим исполнителем;
3. итог этих действий в виде преобразованной продукции либо результата услуги.
Туристская услуга — итог деятельности туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туристов. Работа турпредприятия может заключаться как в организации всего путешествия, так и в организации отдельных одолжений.
Туристским услугам, как и любым вторым услугам, свойственны отличительные черты, каковые возможно обозначить как три Н:
a неосязаемость. Туристские услуги не являются материальными. Они относятся к социально-культурным (нематериальным), потому, что определяются деятельностью исполнителя услуги по удовлетворению социально-культурных одолжений потребителя: физических, этических, интеллектуальных, духовных и др. Их нереально заметить либо оценить в момент приобретения. Объектом таких одолжений есть фактически потребитель (турист);
a потребления и неразрывность производства. Потому, что услуга воображает итог потребителя и непосредственного взаимодействия исполнителя, процесс оказания туристской услуги (производство) происходит параллельно с потреблением. Производство же товаров в материальной форме, как мы знаем, предшествует его продаже, только затем наступает потребление;
a невозможность хранения туристской услуги. Жизненный цикл туруслуги значительно отличается от материального товара, в частности отсутствием этапа хранения. Несохраняемость туристской услуги требует тщательного изучения конъюнктуры рынка, предложения и точного соответствия спроса, потому, что услуги не смогут полежать на складе до их востребования. Наглядно отличительные изюминки туристских одолжений представлены на рис. 1.1.
Рис. 1.1. Особенности туристских одолжений
В структуре туристских одолжений различают главные и дополнительные услуги.
Главные услуги, оказываемые туристским предприятием, включают:
a услуги по организации перевозки;
a размещение;
a питание туристов. К дополнительным услугам относятся:
a услуги по организации экскурсий;
a услуги по страхованию туристов;
a услуги экскурсоводов, экскурсоводов-переводчиков;
a услуги по перевозке туриста от места его прибытия в страну (место его временного нахождения) до места размещения и обратно (трансфер), и каждый перевозке в пределах страны (места временного нахождения), предусмотренной условиями путешествия;
a услуги по ремонту техники;
a услуги по прокату;
a обмен валюты;
a телефон;
a почта;
a услуги бытового обслуживания;
a право пользования пляжем т.п.
Такое деление условно, потому, что значительных отличий с позиций потребительских особенностей между ними нет. Услуги, включенные в главную программу и оформленные путевкой, относят к главным. Дополнительные услуги турист получает самостоятельно в месте нахождения, они не входят в цена путевки.
Как правило туристские главные услуги складываются из транспортных одолжений, питания и услуг размещения. Но при организации путешествий с познавательными, профессионально-деловыми, спортивными, религиозными целями услуги, традиционно относящиеся к дополнительным, смогут составлять базу тура.
Так, отличие между главными и дополнительными услугамисостоит в их соотношении с первоначально купленным пакетом одолжений.
Не считая нематериальных одолжений туристу смогут быть предоставлены своеобразные товары либо материальные услуги. К примеру, замыслы городов, карты метро, сувениры, туристское снаряжение и т.п.
Тур — это формируемый комплекс главных и дополнительных одолжений, предоставленных туристу в зависимости от целей путешествия.
За границей обычный комплекс одолжений, предоставляемый туристу в зависимости от целей путешествия, именуют пэкидж-туром. Необходимо заметить, что уровень спроса на них значительно различается по государствам. Самый популярны пэкидж-туры в Бельгии, Люксембурге, Германии, Нидерландах, Дании и Великобритании, где их часть образовывает 25-38% от общего количества путешествий. В Греции, Италии и Испании уровень спроса на них ниже и не превышает 30%.
Туристские организации по желанию клиента смогут создать и организовать особый тур по личному заказу. Таковой комплекс одолжений стал называться эксклюзив-тур. Это достаточно дорогостоящие и элитные услуги. В РФ они довольно часто завлекают туристов благодаря действию результата снобизма либо результата Веблена, проявляющегося в том, что большие стоимости являются стимулом спроса, демонстрацией благосостояния и престижа.
Имущественное право на тур, предназначенное для реализации туристу, именуется туристский продукт (турпродукт).
Уровень качества турпродукта формируют разнообразные факторы, что есть следствием его сущности, потому, что туристский продукт — это совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов на протяжении путешествий и воображающая собой итог упрочнений многих фирм.