Все нюансы психологического вида личности, взаимосвязаны и взаимообусловлены, в конкретной деятельности они сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в однородных обстановках определенные поступки, переходят после этого в темперамент и закрепляются в нем в виде особенностей. Наличие заинтересованностей к определенной области деятельности стимулирует развитие свойств в этом направлении, а наличие свойств, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к ней. Кроме этого тесно связаны между собой способности и темперамент. Наличие свойств порождает у человека уверенность в себе, решительность и твёрдость либо, наоборот, самомнение либо беспечность. Равняется и свойства характера обусловливают развитие свойств, потому, что свойства развиваются при помощи их реализации, а это со своей стороны зависит от особенностей характера – целеустремленности, настойчивости и т. п. Так, в реальности все стороны, нюансы психологического вида личности, переходя приятель в приятеля, образуют неразрывное единство.
Неприятность жизненного пути личности в отечественной психологии была поставлена С. Л. Рубинштейном в 1935 году. До этого она в основном принадлежала зарубежным концепциям личности. Жизненный путь – это история становления личности в определенном обществе, подчиненная социальным закономерностям. Но, жизненный путь личности не столько отражает закономерности публичного образа судьбы, сколько воплощает и индивидуализирует эти закономерности. В собственной последней работе «Человек и мир» создатель расширяет понятие жизненного пути личности и переводит его в плоскость неприятности личной судьбе.
Понятие личной судьбе шире понятия жизненного пути личности, в личной судьбе действует не только объективная, но и субъективная детерминация. Личная жизнь выступает не как личная судьба, т. е. жизнь, из которой все публичное отчуждено, но как жизнь, включающая публичное, но не только его, а и познавательное отношение к бытию, и эстетическое отношение к бытию, и отношение к второму человеку как людской существу.
Единицей личной судьбе есть жизненное отношение человека к сторонам бытия и различным явлениям. Жизненный путь трактуется как история формирования личности, обусловленная как объективными социальными, историческими факторами, так и собственной активностью личности в качестве субъекта судьбы.
Жизненное отношение – это:
1) объективная связь между явлениями и человеком его жизни, в силу которой эти явления покупают в контексте личной судьбе определенный жизненный суть, становятся личностно значимыми;
2) субъективно перевоплощённая форма жизненного смысла, выраженная в разных структурах внутреннего мира личности – сокровищах, смыслах, совершенствах и т. д. В совокупности жизненные отношения образуют жизненный мир.
Субъект судьбы – это личность, которая деятельно сооружает, модифицирует, совершенствует жизненные отношения и тем самым детерминирует личный жизненный путь. Личность способна скинуть с себя бремя детского опыта и в любой точке сильно поменять течение жизненного пути. Субъект судьбы владеет собственной историей. Субъект судьбы – это человек со своей четко выработанной мировоззрением и жизненной позицией, которое сложилось в следствии кропотливой работы над собой, с сильно выраженным сознательным отношением ко всему происходящему в жизни.
Уровни организации субъекта судьбы:
1. Жизненный склад (мировоззрение, жизненный опыт, ум, нравственность).
2. Личностный склад (изюминки характера).
3. Психологический склад (специфичность психологических процессов индивида).
Категория субъекта судьбы определяется С. Л. Рубинштейном через понятие «метод существования».
Метод существования
Это характерный для личности воспроизводства и способ построения жизненных взаимоотношений. Выделяются два главных метода существования человека и, следовательно, два типа отношения к судьбе.
«Ближняя мотивация» – это совокупность ситуативных побуждений, каковые актуализируются в отдельных жизненных обстановках и производны от ярких жизненных взаимоотношений.
«Дальняя мотивация» – это совокупность побуждений, каковые производны от смысла жизни и высказывают отношение личности к судьбе в целом. В данной связи С. Л. Рубинштейн упоминает об огромном значении верной временной возможности для воспитания личности в качестве субъекта судьбы