Свят. василия великого и иоанна златоуста.

В книжках Устава семинарского типа литургия с непринуждённостью и большой лёгкостью включается в состав работ дневного круга, и это отражается на ответах, на письменных работах, а основное – на отечественном понимании богослужебной судьбе. Хотелось бы привлечь интерес к мыслям о. Александра Шмемана, изложенным в уже рекомендованной книге “Введение в литургическое богословие.”

О. Александр весьма светло и последовательно проводит идея о том, что целый Устав в собственной полноте представляет собой загадочное сопряжение “богослужения времени” и Евхаристии. Цель курса литургики – не перечислить работы дневного круга, а нащупать и выяснить главный нерв богослужебного Устава. За рассмотрением нескончаемых “аще произойдёт” и “аще прилучится,” за изучением конкретного материала мы не должны упускать главного. А основное – это место “богослужения времени” среди богослужений Церкви и соединение “богослужения времени” с таинством Евхаристии.

Евхаристия имеется центр всей церковной жизни, это таинство таинств, таинство Церкви по преимуществу – так как оно созидает Церковь, которая имеется Тело Христово. Одновременно с этим Евхаристия совершается на Божественной литургии, а литургия имеет разные чины, и имела множество их в древности. Так вот, Евхаристия, непременно, является центром богослужебной судьбе и всей церковной жизни по большому счету, но в случае, если в совокупности таинств это более либо менее разумеется, то в богослужении времени это пара ускользает от отечественного внимания. В конечном итоге же ни при каких обстоятельствах запрещено кроме того в мыслях собственных ставить в один последовательность все работы богослужебного дня, как это довольно часто приходится слышать: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы, литургия. Литургия тут включается в перечисление, входит в неспециализированный счет. Такое познание, само собой разумеется, через чур легко, схематично а также грубо.

Достаточно сравнить любое последование богослужебного дня с Божественной литургией, чтобы выяснить, что ничего сравнимого с ней ни на одной работе не совершается. Кроме того среди таинств Евхаристия занимает первенствующее место, являясь целью и источником всей богослужебной жизни Церкви, вправду омегой и альфой, и это мы ни за что не должны забывать. Одновременно с этим, не обращая внимания на такое значительное различие между работами дневного круга и Евхаристией, совершаемой на литургии, все-таки они принадлежат одному дню и очень схожи. Об этом неспециализированном мы и будем говорить.

Мы должны не забывать значительное, коренное различие работ дневного круга и одновременно с этим отдавать себе отчет в их единстве: в этом тайна явления вечного во времени и тайна присутствия всего временного в вечности. Литургия времени не в собственности, она вырывает нас из его плена и обращает все отечественное существо к вечности. Нельзя сказать, что другие богослужения обращают отечественный ум к суете земного мира, но и по собственному заглавию, и по собственному содержанию они значительно крепче связаны со временем дня, седмицы, богослужебного года и т. д. Евхаристия же в любой момент одинаковая, не обращая внимания на различную степень торжественности дней церковного года. По опыту церковной судьбе любой из нас знает, что нет значительной отличия в том, в то время, когда мы приступаем к св. Чаше – в самый будний сутки либо в самый праздничный. не забывая об этих несоответствиях, без сомнений, находящихся в нерасторжимом единстве, мы и должны сказать об изменяемых частях Божественной литургии.

Данный материал заслуживает отдельного и подробного беседы, поскольку довольно часто приводит к значительным уставным затруднениям. Имеется некая жёсткая база, некое ядро – неизменный Евхаристический канон, к которому изменяемые части литургии подходят максимально близко, не вторгаясь, но, в самую сущность, в самое сердце работы. Различие чина Василия Иоанна и чина Великого Златоуста наряду с этим несущественно: все равно Божественная литургия одна, таинство Евхаристии одно, не смотря на то, что молитвы различных святых смогут и различаться.

Принципиально важно ощутить единство работ дневного круга и того чина Божественной литургии, что назначен конкретно для конкретного, определенного дня – впредь до отсутствия Божественной литургии, впредь до назначения неполной литургии – литургии Преждеосвященных Даров, которая сводится только к приобщению верных заблаговременно освященными св. Дарами, совершаемому в чине вечерни. Вечерня и утреня, каковые назначены Уставом конкретно для этого дня, находятся в единстве с тем, какая конкретно Божественная литургия назначена для этого дня либо не назначена вовсе.

Итак, изменяемые части чина Божественной литургии. Первое, о чем мы будем говорить, этоантифоны. Отметим, что греческое слово antijwnoV складывается из двух частей и свидетельствует “противогласие.” По большому счету антифоном именуется песнопение, исполняемое попеременно двумя ликами, и антифоны бывают не только на Божественной литургии: они имеется и на бдении – так именуемые антифоны степенны; кафизмы кроме этого делятся на антифоны. Но антифоны на литургии – это самый узнаваемый, известный и сложно устроенный вид антифонов.

Антифоны на Божественной литургии бывают трех видов: будничные (либо вседневные), торжественные и изобразительные. Во всех трех разновидностях по три антифона. На третьем антифоне, в то время, когда он уже пропет, на Божественной литургии совершается небольшой вход. В любом виде антифонов ко второму присоединяется песнь Единородный Сыне. Эта песнь достаточно старая, и догадка о ее происхождении такова: считается, что это тропарь храма Св. Софии в Константинополе; в большинстве случаев это песнопение возводят к VI в., ко времени построения самого храма.

Сейчас фактически об антифонах. Попытаемся начать с антифонов будничных, либо вседневных. Это антифоны наименее известны а также, возможно, кому-то и вовсе малоизвестны, в силу того, что кроме того по Уставу они должны употребляться достаточно редко, а из года в год существования Церкви все реже и реже. По какой причине? В силу того, что у нас все больше святых, и, значит, все больше праздничных дней. Помимо этого, эти вседневные антифоны, как и субботнее богослужение, наименее узнаваемая и в уставном смысле самый попираемая часть работы. Часто люди кроме того не знают, в то время, когда их необходимо петь, и хор всегда поёт Благослови и Хвали вместо того, дабы петь вседневные антифоны. А в это же время антифоны будничные неординарно прекрасны и в каком-то смысле не уступают торжественным, т.е. самым праздничным и долгожданным.

Антифоны вседневные содержат неординарно прекрасные псаломские стихи и весьма похожи по форме на антифоны торжественные, исходя из этого в то время, когда их поют на Божественной литургии, момент данный выглядит неординарно красиво (лишь бы священники верно сориентировались в собственных действиях, в силу того, что данный текст известен далеко не всем).

Итак, вседневных антифонов три, и строятся они следующим образом. Все три антифона являются избранные стихи из псалмов, и к каждому стиху надеется припев. К первому антифону припев “Молитвами Богоматери, Спасе, спаси нас,” ко второму – “Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас,” а к третьему – “Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен Сый, поющия Ти: Аллилуйя.” Везде стихи псалмов, но различные припевы. В каких богослужебных книгах находятся вседневные антифоны? Они находятся в Ирмологии (это книга певческая, и в ней имеется раздел “Песнопения Божественной литургии”) и в Апостоле.

В каких же случаях и в какие конкретно дни употребляются будничные антифоны? Будничные антифоны поются в седмичные дни, в то время, когда нет двунадесятого Господского праздника и в то время, когда нет Блаженн, другими словами, в то время, когда в Типиконе не указаны Блаженны – тропари, поемые на третьем из изобразительных антифонов.

Второй вид антифонов – не по значимости, а по порядку рассмотрения – антифоны торжественные. Их кроме этого три, и они выстроены пара в противном случае, чем будничные. Первые два торжественных антифона похожи на будничные: они являются избранные стихи псалма, к каким припевается припев. К первому антифону припевается “Молитвами Божией матери, Спасе, спаси нас,” ко второму антифону – “Спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуйя” (вместо многоточия у каждого праздника тут собственные слова, к примеру: “плотию Распныйся,” “во Иордане Крестивыйся,” “Рождейся от Девы” и т. д.). Итак, стих псалма, после этого припев.

Третий антифон выглядит следующим образом: избранные стихи псалма, к каждому из которых припевается не припев, а тропарь праздника. Мы уже говорили о том, что тропарь (от греческого trepw – “обращать”) – это удобообращаемый текст, таковой текст, что комфортно перемежать с какими-либо стихами, и третий торжественный антифон – хороший тому пример. Что такое избранные стихи? Это стихи, выбранные из всей Псалтири, каковые Церковь вычисляет самые подходящими к сегодняшнему празднику. Они образуют само тело этих антифонов, но к стихам неизменно имеется припевы – молитвенное обращение ко Христу либо тропарь праздника. Антифоны торжественные находятся, во-первых, в Типиконе на соответствующий сутки (это возможно глава месяцеслова либо глава, посвященная Триоди – 49-я либо 50-я), а во-вторых, в соответствующих богослужебных книгах – Минее либо Триоди.

Антифоны торжественные Типикон назначает всего пара раз в году, это весьма редкий и праздничный вид богослужебного текста. Они назначаются лишь на двунадесятые Господские праздничные дни и Пасху (В современном греческом соборно-приходском Типиконе имеется кроме этого антифоны на Сретение, Богородичные двунадесятые праздничные дни, и семь дней Торжества Православия и Крестопоклонную и на освящение храма). Торжественные антифоны поются на Крестовоздвижение, Рождество, Преображение и Богоявление (четыре неподвижных двунадесятых Господских праздника, устав которых – в месяцеслове, а тексты работ, и а также антифоны, в Типиконе и Минее месячной), а также в Неделю ваий, на Пасху и во все дни Пасхальной седмицы (каковые проходят, как один), на Пятидесятницу и Вознесение (устав богослужения в Типиконе, тексты – в Триоди), Как видите, четыре случая по месяцеслову и четыре по Триоди – дружно это двунадесятые Господские праздничные дни плюс Пасхальная седмица и Пасха (помните, что Пасха не относится к двунадесятым праздникам).

Наконец, третий по порядку рассмотрения вид антифонов, это антифоны изобразительные – самые нередкие, самые привычные нам антифоны. Они складываются из следующих частей: 102-го псалма, 145-го псалма (145-й псалом на приходском богослужении мы слышим абсолютно, а 102-й псалом в большинстве случаев уменьшают). Итак, 102-й и 145-й псалмы образуют первый и второй из изобразительных антифонов, а третий антифон – это Блаженны, новозаветный текст. Первый его стих: “Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…” – выстроен по примеру молитвы разбойника разумного (Лк. 23:42), а остальные нищий – “и стихи духом…” и т. д. – это знакомые нам заповеди Блаженств (Мф. 5:3-12). В конце этого антифона поется Слава, и сейчас . Данный антифон именуют Блаженны.

С Блаженнами связана некая терминологическая трудность. Имеется новозаветные стихи – заповеди Блаженств и молитва разбойника, и дружно они именуются Блаженны. Но имеется еще и тропари на Блаженнах (отыщем в памяти, что тропарь – это гимнографическая строфа). В этом случае тропари чередуются с новозаветными стихами. И вот сами эти тропари также время от времени именуют Блаженны; появляется путаница. Мы говорим Блаженны, и неясно, что наряду с этим имеется в виду: неизменяемый евангельский текст либо переменные строфы тропарей. Исходя из этого, если вы желаете быть верно осознанными, старайтесь верно сказать: имеется Блаженны и имеется тропари на Блаженнах.

Что это за тропари? Они забраны из работы праздника, что в этот сутки празднуется в Церкви. Тропари на Блаженнах имеют собственной темой то, что празднуется в данный сутки: воскресенье, Богородичный праздник, память святого. Откуда конкретно они берутся и что собой воображают? Тропари на Блаженнах бывают особенные, намерено составленные для этого места в работе; такие тропари имеется в Октоихе на ежедневно ив весьма редких случаях в Минее. В остальных случаях на Блаженнах употребляются тропари канона: это более нередкий случай, поскольку в Триоди и Минея нет особых тропарей на Блаженнах, а употребляются для Блаженн тропари канона. Как правило тропари канона для Блаженн берутся из 3-ей и 6-ой песней.

В попразднство существует совокупность рядовых песней, т.е. в том месте из канона смогут браться не только 3-я либо 6-я, а и 1-я, 4-я, 5-я и проч. Для каждого дня попразднства собственная песнь. Такая же совокупность и в Триоди Цветной, в то время, когда любая седмица – попразднство собственной семь дней, в том месте действуют рядовые песни (т.е. песни, выстроенные по порядку).

Тропари на Блаженнах смогут быть не на одну тему, а как бы составные. Скажем, в воскресный сутки будет назначено пара тропарей из Октоиха и пара из работы святому. Одни будут из Октоиха – особые, вторые – из 6-й песни канона святому. Тропари на Блаженнах смогут быть на 12, 10, 8, 6. В Ирмологии имеется разметка, и в зависимости от того, сколько Устав вам показывает на сегодня спеть Блаженн, вы с нужной отметки начинаете. Написано: 12-й стих, значит, затем стиха нужно припевать тропари. Стих – тропарь, стих – тропарь. В действительности такое выполнение третьего изобразительного антифона практически не видится в приходском богослужении; это указание Устава мало где делают. В Столичной Духовной Академии тропари поют, и достаточно красиво, но, как помнится, меньше нужного числа. У нас на приходах в случае, если желают, но не могут их петь, тропари просматривают. Так что полное выполнение данной части работы весьма тяжело где-либо встретить.

Последнее, что нам осталось разглядеть, это вопрос о том, что такое “имеется Блаженны” и “нет Блаженн.” Блаженны бывают, само собой разумеется, на все праздничные дни с красными символами в месяцеслове и при шестеричном святом.

В каком случае Блаженн нет? Их может не быть на работе без символа, но не обязательно. Не редкость, что работа без символа, а тропари на Блаженнах имеется. Возможно сообщить так: Блаженн нет на самой несложной будничной работе, этого достаточно. В Типиконе вы открываете конкретное число – предположим, 24 сентября, – и видите описание вечерни, позже описание утрени, позже канон, ексапостиларий, стихиры, позже сообщено так: на литургии на Блаженнах Октоиха 4 и от шестой песни канона на столько-то. Видится слово “Блаженны” и указано, откуда их забрать – значит, Блаженны имеется. А вдруг открыть второе число в месяцеслове – в том месте описание вечерни, утреня, и кончается так: светилен Октоиха, и все – описание работы закончилось. Нет слова “Блаженны” и не сообщено, откуда их брать – значит, их нет вовсе. Трудность лишь в том, что мы редко служим только по Типикону; мы служим русским святым, каковые в Типиконе вынесены за число, их богослужение в том месте не обрисовано, и регенту не редкость тяжело решить, в какой сутки возможно петь вседневные антифоны. Возможно попытаться сообщить так: в то время, когда Типикон в описании старой работы не именует Блаженны, и в то время, когда богослужение русскому святому совершается как святому без символа, на литургии направляться петь вседневные антифоны (в случае, если это не суббота и не воскресенье).

Итак, в каких же книгах находятся сами антифоны изобразительны? Они находятся в книге Ирмологии и в книге Часослов; в Ирмологии – среди песнопений Божественной литургии и в Часослове – в чине изобразительных. Чин изобразительных (так называемая “обедница”) совершается, в то время, когда нет литургии, либо в то время, когда литургия положена, но не совершается “потребности для церковныя,” либо в то время, когда литургия служится на вечерни. Тропари на Блаженнах находятся в книгах с изменяемыми частями работы: в Октоихе, Триоди и Минея – в зависимости от того, по какой книге вы сейчас служите.

Антифоны изобразительны употребляются во все семь дней и во все субботы, в случае, если нет двунадесятого Господского праздника, и в седмичные дни, в то время, когда Типикон назначает Блаженны. А в то время, когда он их назначает? При всех символах праздничных дней. Лишь при отсутствии символа может не быть Блаженн; в то время, когда нет Блаженн, в седмичные дни поются антифоны вседневные.

Итак, мы видим, что антифоны изобразительные – самый нередкий, самый употребительный вид антифонов. Торжественные антифоны поются весьма редко, а вседневные еще реже. И в неделю, и в субботу, даже в том случае, если попадает святой без символа, все равно будут петься антифоны изобразительны, с недельного и субботнего богослужения их смогут вытеснить лишь торжественные антифоны.

Вторая часть отечественной темы – песнопения на малом входе. Небольшой вход совершается в последней части третьего антифона. Первое песнопение, либо богослужебный текст – это“входное”(стих на входе). При входе в алтарь, в то время, когда диакон возвышает Евангелие и возглашает “Премудрость, забудь обиду,” хор обязан спеть входное. В большая часть дней года употребляется входное песнопение “Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: Аллилуйя.” Тут по окончании слов “Сыне Божий” постоянно следует изменяемая, соответствующая празднику вставка. Эта вставка фактически в Типиконе нигде не оговаривается, это устная традиция. Возможно заявить, что эта вставка берется из антифонов: в будничных и торжественных антифонах имеется слова, из которых возможно заимствована эта вставка. Самая популярная вставка – это “во святых дивен Сый,” она употребляется в седмичные и субботние дни, в то время, когда нет Господского и Богородичного праздника. По воскресеньям, в случае, если нет двунадесятого Господского праздника, поется “Воскресый из мертвых” (как на Пасху); на Богородичные праздничные дни – “молитвами Богоматери.”

Отдельный вопрос представляет собой попразднство Господских двунадесятых праздничных дней, в то время, когда употребляется та вставка, которая была в самый сутки праздника на втором торжественном антифоне. Предположим, торжественные антифоны пелись на Рождество, и на втором антифоне мы все время припевали “Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуйя.” Эта вставка – “Рождейся от Девы” – позже употребляется во все попразднство (не считая воскресных дней) на входе: “Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, Рождейся от Девы, поющия Ти: Аллилуйя.” Вставка со второго торжественного антифона берется в попразднства для песнопения на входе. На другие праздничные дни будут другие вставки: “плотию Распныйся” в попразднство Воздвижения либо “во Иордане Крестивыйся” в попразднство Богоявления.

Второй вариант текста для этого момента работы – это входный стих. Сходу скажем, что Приидите, поклонимся – это также входное, но дабы их различать, возможно сказать так: Приидите, поклонимся либо входный стих. В отечественной практике входный стих возлашает диакон, возвышая Евангелие в Царских вратах, но по Типикону его обязан петь хор. Что представляет собой входный стих? В большинстве случаев это избранный псаломский стих, назначенный для этого праздника.

В какие конкретно дни имеется входный стих? Он имеется в те дни, в то время, когда имеется торжественные антифоны: Крестовоздвижение, Рождество, Богоявление, Преображение, семь дней ваий, Пасхальную седмицу и Пасху, Вознесение и Пятидесятницу. Плюс два праздника, не имеющие торжественных антифонов, но имеющие входный стих: Духов и Сретение сутки. В том, что входный стих имеется на Сретение, проявляется двойное значение этого праздника, в котором неразделимы Господская и Богородичная тема. На Сретение поются антифоны изобразительны, как на Богородичный праздник, но возглашается входный стих, как на праздник Господский. По окончании того, как возглашен входный стих, Приидите, поклонимся уже не поется. Что-нибудь одно: либо Приидите, поклонимся, либо входный стих.

Вторая несколько песнопений на малом входе – это кондаки и тропари. Нужно заявить, что кондаков пения и устав тропарей на малом входе в отечественном Типиконе – один из самых сложных и запутанных. Он расписан в различных главах, и по одному предлогу смогут быть очевидно противоречащие друг другу указания, и тогда нам самим приходится их согласовывать. Но одновременно с этим конкретно кондаки и тропари на малом входе являются одну из самых увлекательных частей Устава. кондак и Тропарь – это некая концентрация всех богослужебных текстов: самые сжатые, самые броские и самые емкие тексты праздника. Конкретно они назначены для Божественной литургии, и в том, кондаки и какие тропари необходимо петь в любой из богослужебных дней, именно и выражается учение о том, что, в то время, когда и как нам необходимо праздновать. Это весьма увлекательная часть Устава. Нужно знать кондаков и пения основные правила тропарей на малом входе.

1. Сперва поются все тропари, позже все кондаки. В большинстве случаев тропарей и кондаков не редкость равное количество.

2.Тропари поются в иерархическом порядке: Господские, Богородичные, Ангелам, святым и Предтече в нисходящей иерархии ликов (пророкам, апостолам, святителям и т. д.). Кондаки поются в том же порядке, не считая одного – Господского либо Богородичного, вынесенного на последнее место. Это что может значить?

Тропари поются в иерархическом порядке – сверху вниз. В случае, если мы с вами и кондаки споем в том же порядке, от самого главного к самому малому, то вся эта часть работы будет иметь вид некоего спада. На самом же деле богослужение у нас постоянно имеет восходящий темперамент, восходящую и развивающуюся динамику, и, помимо этого, любой цикл песнопений должен быть заключен чем-то большим. В конце любого цикла песнопений (будь то тропари, седальны, ексапостиларий, светильны, тропари канона) постоянно употребляется Слава, и сейчас – малое славословие Пресвятой Троице. И вот на И сейчас (либо на Славу, и сейчас) постоянно поётся Господское либо Богородичное песнопение. кондаки и Тропари на малом входе в этом смысле не составляют исключения: один кондак поется не на своем месте в иерархии, а сохраняется чтобы заключить данный цикл, дабы поставить на нем точку, дабы в конце было что-то ответственное и весомое: Господское либо Богородичное песнопение.

Эта часть работы также часто не выполняется подобающим образом. У нас в большинстве случаев поют все тропари, а из кондаков один либо два. И это, во-первых, весьма некрасиво, а во-вторых – совсем неправильно.

3. Перед последним кондаком поется И сейчас, перед предпоследним – Слава. В случае, если кондак один, то перед ним поется Слава, и сейчас.

Сейчас, напоследок, разглядим более детально кондаков и пение тропарей в Господском храме. кондаков пения и Устав тропарей различается по дням седмицы: один устав для воскресного дня, второй для седмичных дней. Вы спросите: а где же суббота? В некоторых случаях будут оговорки для субботы, но не во все; в весьма многих случаях суббота примыкает к седмичным дням.

Итак, что кидается в глаза в данной схеме пения тропарей и кондаков в воскресный сутки в Господском храме? Ни в каком случае не поется кондак и тропарь Господского храма. По какой причине? В силу того, что в воскресный сутки постоянно употребляется второе Господское песнопение – воскресный тропарь либо тропарь Господского двунадесятого праздника. Типикон избегает повторения, и отменяет один из двух Господских тропарей. В воскресный сутки нельзя не петь воскресный либо кондак и Господский тропарь, исходя из этого отменяется песнопение храма, которое будет петься в седмичные дни.

А отчего же в направляться Господский праздник нужно петь тропарь воскресный, святого и праздника, т.е. будет два Господских песнопения? Вот по какой причине. С одной стороны, Устав избегает повторения песнопений на одну тему, иначе в Уставе имеется различение более нередкого и более редкого. Кондак Господского храма возможно отменить в воскресный сутки, в силу того, что во все остальные дни седмицы он будет петься (не считая среды и пятка, в то время, когда тропарь дня есть Господским), а воскресный тропарь употребляется раз в неделю, исходя из этого он имеет преимущество. Но в случае, если попал Господский недвунадесятый, поется и воскресный, и праздника. По какой причине? Воскресный нельзя отменить, в силу того, что он очень важный, и в силу того, что он образовывает самую основную часть праздника (в неделю самое основное – это воскресная работа), а праздника нельзя отменить, в силу того, что он весьма редкий – он употребляется не каждые шесть дней седмицы, а раз в год. В случае, если мы его пропустим, то окажется паузу в два года в пении этого тропаря.

Во-вторых, обратим внимание, что выносится в любой момент на последнее место? Это или песнопение праздника – Господское либо Богородичное, или дополнительный кондак – Предстательство… В Уставе имеется вариант, дабы воскресный кондак пелся на последнем месте, но данный вариант не распространенный, в большинстве случаев вводится дополнительный Богородичный кондак. В любом случае содержится цикл чем-то весьма большим.

Посмотрим, в какие конкретно дни допускается песнопение святому? В недвунадесятые праздничные дни. В двунадесятые – нет.

И, наконец, отличие двунадесятого Господского от двунадесятого Богородичного праздника. В случае, если Господский двунадесятый попал на воскресенье, работа воскресная отменяется, и, конечно, кондак и тропарь воскресный не поются по большому счету. А Богородичный праздник соединяется с воскресным днем, и на малом входе поется и воскресное песнопение, и песнопение праздника.

Эта схема довольно много открывает нам в уставной иерархии праздничных дней. Возможно заявить, что чем больше праздник, тем меньше песнопений употребляется на малом входе. В очень важный праздник все другое как бы неуместно, и поется лишь торжественное, а в то время, когда празднование менее большое, возможно отыскать в памяти и посвящение храма и тему дня седмицы.

Как будут петься кондаки и тропари? В понедельник, четверг и вторник будут петься тропари храма, святого и дня, попавшего на данный сутки (в случае, если два святых, то два тропаря). Кондаки дня, святого, Со святыми (данный кондак – Со святыми упокой поется лишь при тёмных символах Типикона, лишь в седмичные дни – во все остальные дни седмицы, а не только в субботу) и храма.

В пятницу и среду не будет петься тропарь храма, а лишь святого и дня – по какой причине? В силу того, что пяток и среда – это дня Креста, и тропарь дня – “Спаси, Господи, люди Твоя…” – это тропарь Кресту, а храм у нас Господский, значит, тропарь храму будет отложен, в силу того, что он поется чаще, чем тропарь дня. Кондаки – святого, “Со святыми упокой” и храму. Почему-то среди тропарей предпочитается тропарь дня, а среди кондаков – храма.

В субботу тропари храма, святого и дня. Кондаки святого, Со святыми особый кондак и упокой Яко начатки естества, что употребляется лишь в субботу. Эту графу мы с вами заполняем чтобы запомнить еще одну серьёзную вещь – легко по причине того, что она довольно часто нарушается – заупокойный кондак, Со святыми упокой, употребляется лишь в седмичные дни, и лишь ниже красных знаков Типикона, лишь при отсутствии красных знаков, не смотря на то, что у нас иногда умудряются петь его кроме того в воскресный сутки.

Вот пример того, как смогут распределяться кондаки и тропари на малом входе. Мы детально разглядели Господский храм, в храме Богоматери либо святого правила пения тропарей и кондаков на малом входе будут различаться.

Следующая часть работы –Трисвятое: оно поется не всегда. Трисвятое заменяется на Елицы во Христа крестистеся в следующие праздничные дни: Богоявление и Рождество, в Великую Субботы и Лазареву, в Пасху и Пятидесятницу и Пасхальную седмицу. В эти дни не поется Трисвятое, поется Елицы во Христа крестистеся – по какой причине, мы уже говорили.

На Крестовоздвижение и Крестопоклонную вместо Трисвятого поется “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко…”

Следующая изменяемая часть Божественной литургии – это прокимен, Апостол, Аллилуарий и Евангелие. О них мы поболтаем лишь в самых неспециализированных чертах.

Прокимен и Аллилуарий идут как бы совместно. Прокимен предшествует Апостолу, Аллилуарий со стихами предшествует Евангелию. Прокимны бывают различных видов: воскресные, дней седмицы, святых и праздников. На Рождество – один, святителям – второй, в воскресный сутки 5-го гласа – третий, в воскресный сутки 3-го гласа – еще один. Устав состоит лишь только в правилах соединения прокимнов.

Прокимнов и аллилуиариев на литургии возможно лишь один либо два. Чем ответственнее праздник, тем возможнее, что будет лишь только один прокимен, и чем скромнее празднование, тем возможнее, что будет два прокимна. Устав данной части работы пребывает в указаниях о соединении либо вытеснении тех либо иных прокимнов, относящихся к различным совокупностям. К примеру, прокимен воскресный и прокимен святого в любом случае соединяются, а вдруг прокимен седмичный и святого – тогда принципиально важно, какой это святой, в силу того, что при одних символах прокимен дня седмицы будет откладываться, а при вторых – не будет.

Евангелие и Апостол на литургии бывают рядовые и особенные. Рядовые апостольские и евангельские чтения идут с первых часов Пасхи, и для каждого дня седмицы имеется собственный чтение – рядовое, по порядку с первых часов Пасхи. В первоначальный сутки Пасхи читается из Евангелия 1-е зачало от Иоанна, и апостольские Деяния. А имеется зачала особенные, для праздничных дней: к примеру, на Рождество. Имеется особые зачала для святых – особенные для каждого лика. И устав состоит только в соединении этих различных совокупностей, правила этого соединения весьма широки, о них сказать мы не будем. Но снова же – чем серьёзнее праздник, тем меньше будет зачал.

Апостольских и евангельских зачал на Божественной литургии возможно одно, два либо три. , если читается три зачала, то одно из них читается “под зачало.” Это что может значить? Это значит, что в начале его не произносятся слова “на протяжении оно” либо “рече Господь,” т.е. снаружи оно не отделяется от зачала прошлого, и чтение это выглядит так, как словно бы зачал два, а не три.

кондаков пения и Порядок тропарей на малом входе в Господском храме.

Г дв Г ндв Б дв Б ндв пред по П пред по П Отдание Г и Б бдение, полиелей, славословие шестеричный и без символа
Г Б
семь дней Т р о п а р и П В П Св В П В П Св В П Св В П Св В П Св В Св В Св
К о н д а к и П В Св П В П В Св П В Св П В Св П В Св П В Св предста- тельство Св В В Св предста- тельство Св В
другие дни Т р о п а р и П П Св П П Св П Св Х П Св П Св Х Св понедельник вторник четверг Среда Пятница Суббота
Х Д Св Д Св Х Д Св
К о н д а к и П Св П П Св П Св П X* Св П Св П Св Х Д Св Со святыми Св Со святыми Х Св Со святыми Яко на- чатки

* В субботу не поется

Примечания 1. Перед предпоследним кондаком поется “Слава,” перед последним “И сейчас.” В случае, если поется один кондак, то перед ним “Слава: И сейчас.” 2. В четверг поются два кондака и тропаря дня. В субботу поется тропарь дня “Апостоли, мученицы…” в случае, если же святой не имеет тропаря, то и второй тропарь – “Помяни, Господи…” 3. В случае, если празднуется память двух святых, то поются кондаки и тропари обоим в иерархическом порядке. Обозначения Праздничные дни: Г – Господский; Б – Богородичный; дв – Двунадесятый; пред по П пред- и попразднство кондаки и Тропари: В – Воскресный; П – Праздника; Х – Храма; Д – Дня седмицы; СВ – святого Минеи; | пред / по | П| — пред и попразднество | “Предстательство” – кондак неспециализированный Богородице. Возможно заменен пением кондака “Взбранной воеводе…”; “Со святыми…” – кондак заупокойный “Яко начатки…” – кондак всем святым

Херувимскую песнь запрещено, не вспоминая, именовать изменяемой частью литургии, но два раза в году эта песнь на литургии не поется. Это Великий Четверг, в то время, когда поется “Вечери Твоея тайныя…” и Великая Суббота, в то время, когда поется “Да молчит любая плоть…” По древним перечням Иерусалимского Устава как мы знаем, что и на Пасху не пелась Херувимская, а пелась особенная песнь, начинающаяся словами “Воскресения сутки…” т.е. Херувимская песнь – это как бы возможно изменяемая часть литургии. Евхаристического канона совсем не касается богослужебный Устав данного дня. Это неизменно. И, наконец – Достойно либо О Тебе радуется. На литургии Иоанна Златоуста поется Достойно, на литургии Василия Великого – О Тебе радуется. Но в двунадесятые праздничные дни и их попразднство, а также в кое-какие особенные дни поется песнопение, именуемое “задостойник” – т.е. “вместо Достойно.” Задостойник складывается из ирмоса и припева 9-й песни торжественного канона. К примеру, от первого дня до отдания Пасхи (не считая отдания и Преполовения его) поется задостойник Пасхи – припев “Ангел вопияше Благодатней…” а ирмос – “Светися, светися, Новый Иерусалиме…”

ирмос и Запев совместно образуют задостойник. Что такое запев? На двунадесятые праздничные дни 9-я песнь обязана идти не с библейскими стихами и не с припевами, каковые в отечественной практике заменили библейские песни, а с особенными запевами, каковые собственные на любой праздник; количество их различно: от одного до двенадцати. Тропари канона на 9-й песни в этом случае поются с запевами – особенными возглашениями, усвоенными лишь только этому празднику.

По окончании возгласа “Святая святым” и ответа хора “Един Свят…” поется особенный текст – причастный стих, либо киноник (от греч. koinwnikoV) – “причащаю, приобщаю, делаю неспециализированным”). Причастные стихи фактически в любой момент скоординированы с прокимнами, исходя из этого к ним относится все то, что мы сообщили о прокимнах.

И, наконец, последняя изменяемая часть Божественной литургии – это отпуст. О том, как он произносится и каких святых направляться поминать, мы скажем в будущем.

15022016 Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: