Сущность психолого-педагогической коррекции.

Термин «психолого-педагогическое вмешательство» обширно распространен в зарубежной литературе, у нас употребляются еще редко. Более употребительным есть термин «психотерапевтическая коррекция». Психотерапевтическая коррекция представляет собой направленное психотерапевтическое действие на определенные психотерапевтические структуры для обеспечения функционирования индивида и полноценного развития. Термин «психотерапевтическая коррекция» взял распространение в начале 70-х гг. прошлого века. Сейчас психологи стали деятельно трудиться в области психотерапии, в первую очередь, групповой. Дискуссии о том, может ли психолог заниматься лечебной (психотерапевтической) работой, носили в основном теоретический темперамент, в силу того, что на практике психологи не только желали, имели возможность и удачно реализовывали эту возможность, но и были в то время более подготовлены к для того чтобы рода деятельности, в особенности в качестве групповых психотерапевтов. Но потому, что психотерапия есть лечебной практикой, а ею по закону может заниматься лишь лицо, имеющее высшее медицинское образование, то распространение термина «психотерапевтическая коррекция» было направлено на преодоление данной ситуации: доктор занимается психотерапией, а психолог — психотерапевтической коррекцией. Показались кроме этого и другие термины: «неврачебная психотерапия», «внеклиническая психотерапия», «психотерапевтическая психотерапия». За границей более употребительным обозначением деятельности психолога в области психотерапии стал термин «психотерапевтическая психотерапия», у нас — «психотерапевтическая коррекция». Но вопрос о соотношении понятий «психологическая» коррекция «и психотерапия» остается открытым и на данный момент, возможно только указать две главные точки зрения.

Одна из них содержится в признании полной идентичности понятий «психотерапия и» психологическая «коррекция», но наряду с этим не учитывается, что психотерапевтическая коррекция как целенаправленное психотерапевтическое действие реализуется не только в медицине (где возможно указать как минимум три главные области ее применения: психопрофилактика, фактически лечение — реабилитация и психотерапия), но и в других сферах людской практики, к примеру, в педагогике, организации труда. Кроме того обыденное человеческое общение может содержать в большей либо в меньшей степени целенаправленно применяемую психотерапевтическую коррекцию. Вторая точка зрения основана на том, что психотерапевтическая коррекция в основном призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах, в особенности при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Но такое твёрдое ограничение сферы применения в медицине психотерапевтической коррекции представляется в известной степени неестественным. Во-первых, в случае, если подобные представления оказываются более либо менее убедительными в отношении соматических болезней, то в области неврозов абсолютно развести понятия «психотерапия и» психологическая «коррекция», «профилактика» и «лечение» не удается. Невроз — это заболевание в динамике, и не всегда возможно отделить состояние предболезни от фактически болезни, а сам процесс лечения в значительной мере включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, на данный момент в совокупности восстановительного лечения разных болезней все шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психотерапевтического и социального факторов, любой из которых испытывает недостаток в лечебных либо корригирующих действиях, соответствующих его природе. В случае, если психотерапевтический фактор при том либо другом заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной мере сходится с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. Выяснить неспециализированную схему соотношения психотерапии и психологической коррекции вне конкретной нозологии фактически нереально. Значение психотерапевтического фактора в этиопатогенезе того либо иного заболевания обусловливает направленность способов психотерапевтической коррекции на решение фактически лечебных (психотерапевтических) задач и разрешает разглядывать способы психотерапевтической коррекции как способы психотерапии.

Так, задачи психотерапевтической коррекции смогут значительно варьировать от направленности на вторичную и третичную профилактику главного заболевания и первичную профилактику появляющихся в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии, до фактически полной идентичности задачам психотерапии при неврозах (по крайней мере, в рамках разных психотерапевтических совокупностей, направленных на личностные трансформации). Но и психопрофилактика не ограничивают собственную практику только способами психотерапевтической коррекции, что еще раз показывает на разноуровневый, динамический темперамент методов и соотношения задач психотерапевтической коррекции и психопрофилактики, каковые взаимопересекаются.

Об обоснованности применения понятия «психотерапевтическая коррекция» наровне с понятием «психотерапевтическое вмешательство» ответить конкретно тяжело. Их сопоставление обнаруживает очевидное сходство. психологическое вмешательство и Психологическая коррекция знают как целенаправленное психотерапевтическое действие. психологическое вмешательство и Психологическая коррекция реализуются в разных областях людской практики и осуществляются психотерапевтическими средствами. Психотерапевтическая коррекция в медицине возможно направлена на решение задач профилактики, лечения (психотерапия) и реабилитации. Психотерапевтические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) делают функции профилактики, лечения, развития и реабилитации. И психотерапевтическая коррекция, и психотерапевтическое вмешательство, применяемые с целью лечения, делают психотерапевтическую функцию. Разумеется, что по существу эти понятия совпадают. Кроме этого требуют разграничения понятия «психотерапевтическая (клинико-психологическая) коррекция» и «психотерапевтическое (клинико-психологическое) вмешательство)» с понятием «психотерапия»: психотерапия есть одной из функций либо одной из целей психотерапевтической коррекции либо психотерапевтического вмешательства в клинике (клинико-психологического вмешательства).

2. Цели, задачи и содержание психолого-педагогической коррекции

Одно из значений термина «коррекция» в переводе с латинского языка – поправка, частичное исправление либо изменение (лат. correctio). Под психотерапевтической коррекцией понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких изюминок психологического развития, каковые по принятой в возрастной психологии совокупности параметров не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме либо, скорее, возрастному ориентиру как совершенному варианту развития ребенка на той либо другой ступени онтогенеза.

Существуют две главные формы отставания в развитии: отставания, которые связаны с органическими нарушениями нервной совокупности и требующие особой клинико-психологической либо внимания и медицинской помощи, и временное отставание в психологическом развитии, неадекватное поведение, которые связаны с негативными внешними и внутренними условиями развития фактически здоровых детей.

Психотерапевтическая коррекция как форма психолого-педагогической деятельности в первый раз появилась конкретно в дефектологии применительно к разным вариантам аномального развития. В данной области психотерапевтическая коррекция свидетельствует совокупность педагогических действий, направленных на исправление, компенсацию недочётов, отклонений в психологическом развитии ребенка.

По укрепления и меря становления опытных позиций детской практической психологии понятие «психотерапевтическая коррекция» перекочевало из области аномального развития в область обычного психологического развития ребенка. Мы с вами будем вести обращение лишь о обычном детстве. В обычном ходе развития часто видятся разные расстройства, нарушения, отклонения. Понятие обычного детства не подразумевает какого-либо стерильного, «верного», беспроблемного развития ребенка. Тут кроме этого имеются различные затруднения и проблемы развития как распространенные, обычные, так и сугубо личные.

Расширение сферы психолого-педагогической коррекции обусловлено новыми задачами образования, которые связаны с усилением инновационных педагогических процессов, рвением к большому формированию интеллектуального творческого потенциала у детей, твёрдым отбором в первые классы школы.

Д.Б. Эльконин подчеркивал, что «процесс развития имеется, в известном смысле, необратимый процесс, тут неосуществимы «рекламации» – нельзя возвратить парня в школу для «доделки», «доразвития»» (Д.Б. Эльконин). Исходя из этого так принципиально важно подметить начальные формы отступления от хода обычного развития ребенка. Контроль динамики психологического развития детей, обучающихся и воспитывающихся в учебно-воспитательных учреждениях, разрешает вовремя прибегнуть к коррекции развития с целью создания оптимальных условий и возможностей для подтягивания не сильный и средних обучающихся до отметки сильных, самые развитых, и для предстоящего развития обучающихся, обнаруживающих особенные свойства.

При определении задач и целей коррекции нужно исходить из понимания той неповторимой роли, которую играется этот конкретный период возрастного развития, ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном ходе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития есть главной формой профилактики происхождения отклонений либо недочётов в развитии на последующих возрастных ступенях.

Л.С. Выготский думал, что в качестве главного содержания коррекционной работы нужно создание территории деятельности ребёнка и ближайшего развития личности. Исходя из этого психолого-педагогическая коррекция обязана строиться как целенаправленное формирование психотерапевтических новообразований, составляющих сущностную чёрта возраста. тренировка и Упражнение уже имеющихся у ребенка психотерапевтических свойств не делает коррекционную работу действенной, поскольку обучение в этом случае только следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень.

В педагогической практике взял распространение тезис о необходимости учитывать возрастные изюминки детей в ходе их обучения и воспитания. Но с позиций полноценного психологического развития ребенка задача должна быть поставлена более сложная – содействовать тому, дабы возрастные изюминки (правильнее, возрастные психотерапевтические новообразования) не просто учитывались в педагогическом ходе, но и деятельно формировались, создавая тем самым надежный фундамент для реализации творческих потенциалов возраста. Специфику коррекции психологического развития именно и определяет ее деятельно формирующая функция, предполагающая активное влияние на становление и генезис психотерапевтических новообразований.

В то время, когда вовремя не реализуются возрастные и личные возможности, не создаются условия для создания возрастных новообразований и броских личных изюминок у всех детей, находящихся на данном этапе онтогенеза, на последующем возрастном этапе появляется необходимость в коррекционной либо дополнительной развивающей работе. Возможно заявить, что коррекция психологического развития ребенка не есть необходимой задачей психолого-педагогической деятельности взрослых. Необходимая задача – полноценное психологическое и личностное развитие детей. Но в случае, если взрослые с данной задачей не справляются (в силу ли непонимания личных изюминок ребенка либо в силу неумения создать условия его деятельности и жизни, адекватные возрастным потребностям в развитии), задача коррекционной работы с ребенком делается актуальной.

Итак,главная цель коррекционной работы в пространстве обычного детства – содействовать полноценному психологическому и личностному формированию ребенка.

Главная задача – психолого-педагогическая коррекция отклонений в психологическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.) на базе создания оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала личности каждого ребенка.

Цель и задача коррекционной работы четко очерчивают принципиальную психолого-педагогическую позицию по отношению к детям: не ребенка подгонять, корректировать под ту либо иную образовательную совокупность, а саму эту образовательную совокупность корректировать в том направлении, дабы она снабжала высокий уровень развития, обучения и воспитания всех детей.

Ключевые принципы психокоррекционной работы у нас основаны на разрабатываемых в отечественной психологии фундаментальных положениях о том, что личность – это целостная психотерапевтическая структура, которая формируется в ходе судьбы человека на базе усвоения им поведения и общественных форм сознания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). формирование личности и Психическое развитие ребенка вероятны лишь в общении со взрослыми и происходят в первую очередь в той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза есть ведущей (в дошкольном детстве – игра, в младшем школьном детстве – учебная деятельность). При наличии определенных, строго продуманных условий все здоровые дети владеют свойством к формированию. И воспитатель, и преподаватель не имеют оснований растолковывать неудачи собственных воспитанников либо учеников их нехорошим умственным развитием, отсутствием у них свойств, поскольку развитие детей само в значительной мере определяется обучением, воспитанием, общением, зависит от изюминок организации этих процессов.

В качестве главных условий развития возможно назвать следующие.

1. Большая реализация в работе педагогического коллектива с обучающимися резервов и возрастных возможностей с опорой на сензитивность того либо иного возрастного периода, на зону ближайшего развития и пр.

2. Развитие в учебно-воспитательном ходе личных изюминок обучающихся в каждого возрастного периода – заинтересованностей, склонностей, самосознания (самооценки, полового самосознания и пр.), направленности, ценностных ориентации, жизненных замыслов и др.

3. Создание в школе благоприятного для развития детей психотерапевтического климата, что определяется в первую очередь продуктивным общением, сотрудничеством учителей и ребёнка, сверстников и ребёнка.

Несоблюдение вышеперечисленных условий психологического и личностного развития детей в образовательном ходе ведет к формированию у них негативного отношения к школе, к учению, неадекватного отношения к самим себе, к окружающим людям. прогрессивное развитие и Эффективное обучение личности в таких условиях неосуществимы. Требуетсякоррекция этих условий. На основании сообщённого можем перейти к формулировке ключевых принципов (либо исходных положений) психотерапевтической коррекции.

Принцип первый – развития и единство коррекции. Это значит, что ответ о необходимости коррекционной работы принимается лишь на базе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй – единство возрастного и личного в развитии. Это указывает личный подход к ребенку в контексте его возрастного развития. Коррекционная работа предполагает знание главных закономерностей психологического развития, познание значений последовательных возрастных стадий для создания личности ребенка. Существуют возрастные ориентиры обычного развития. Под обычным развитием знают гармоничное психологическое развитие, соответствующее возрасту. Такая ориентировочная возрастная норма в значительной мере обусловлена культурным уровнем и социально-историческими требованиями общества.Нормативность развития направляться осознавать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие психотерапевтический возраст было введено Л.С. Выготским. Это тот новый тип строения личности, ее деятельности, те психологические и социальные трансформации, каковые в самом главном и главном определяют сознание ребенка, его отношения к среде, его внутреннюю и внешнюю судьбу, целый движение развития в этот период.

Так, при оценке соответствия уровня развития ребенка формулировании целей и возрастной норме коррекции нужно учитывать следующие характеристики:

1) Особенности социальной обстановке развития (к примеру, изменение типа образовательного либо воспитательного учреждения, круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, домашнее окружение и т.д.).

2) Уровень сформированности психотерапевтических новообразований на данном этапе возрастного развития.

3) Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.

Не считая понятия возрастная норма психологу приходится видеться с понятием личная норма, которая разрешает наметить в пределах возрастной нормы развития программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с учетом его самостоятельного пути и индивидуальности развития.

Принцип третий – коррекции развития и единство диагностики. Принцип отражает целостность процесса оказания помощи психолога как особенного вида практической деятельности психолога. Задачи коррекционной работы смогут быть осознаны и поставлены лишь на базе полной оценки и диагностики ближайшего вероятностного прогноза развития, что определяется исходя из территории ближайшего развития ребенка. развитие и Коррекция взаимообусловлены. Деятельность, направленную на решение задач психотерапевтической коррекции, возможно назвать диагностико-коррекционной либо диагностико-развивающей работой.Детально рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., данный принцип есть основополагающим всей коррекционной работы, поскольку эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, глубины и тщательности предшествующей диагностической работы.

Названный принцип реализуется в двух качествах.

Во-первых, началу осуществления коррекционной работы непременно обязан предшествовать этап прицельного комплексного диагностического обследования, на его основании составляется первичное заключение и формулируются цели и задачи коррекционно-развивающей работы. Действенная коррекционная работа возможно выстроена только на базе предварительного тщательного психотерапевтического обследования. Одновременно с этим самые правильные, глубокие диагностические эти тщетны, если они не сопровождаются продуманной совокупностью психолого-педагогических коррекционных мероприятий (Д.Б. Эльконин, 1989).

Во-вторых, реализация коррекционно-развивающей деятельности психолога требует постоянного контроля динамики трансформаций личности, поведения, деятельности, динамики эмоциональных состояний клиента, его переживаний и чувств в ходе коррекционной работы. Таковой контроль разрешает внести нужные коррективы в задачи самой программы, одновременно с поменять и дополнить средства и методы психотерапевтического действия на клиента. Так, контроль динамики хода эффективности коррекции, со своей стороны, требует осуществления диагностических процедур, пронизывающих целый процесс коррекционной работы и предоставляющих психологу обратную связь и необходимую информацию.

Принцип четвертый – деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет сам предмет приложения коррекционных упрочнений, выбор средств и методов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и методы реализации поставленных целей. Деятельностный принцип основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка есть движущей силой развития, что на каждом этапе существует так называемая ведущая деятельность, в громаднейшей степени содействующая формированию ребенка в данном периоде онтогенеза, что развитие любой людской деятельности (в нашем случае игры и учения) требует особого формирования (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн и др.).Сущность его содержится в том, что главным методом коррекционно-развивающего действия есть организация активной деятельности клиента, на протяжении реализации которой создаются условия для ориентировки в тяжёлых, конфликтных обстановках, организуется нужная база для хороших сдвигов в развитии личности. Коррекционное действие постоянно осуществляется в контексте той либо другой деятельности, являясь средством, ориентирующим активность.

В соответствии с данному принципу главным направлением коррекционной работы есть целенаправленное формирование обобщенных способов ориентировки клиента в разных сферах предметной деятельности, межличностных сотрудничеств, в конечном счёте в социальной обстановке развития. Сама коррекционная работа строится не как несложная тренировка умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность, конечно и органически вписывающаяся в совокупность повседневных жизненных взаимоотношений клиента.

Особенно обширно в коррекционной работе с детьми употребляется понятие ведущая деятельность. В дошкольном и младшем школьном возрасте таковой ведущей деятельностью есть игра в разных ее разновидностях, в подростковом возрасте -общение и разного рода совместная взаимодеятельность.

Деятельностный принцип коррекции: во-первых, определяет сам предмет приложения коррекционных упрочнений, а во-вторых, задает методы коррекционной работы через организацию соответствующих видов деятельности методом формирования обобщенных способов ориентировки.

Отсюдапринцип пятый – подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Данный принцип свидетельствует, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта. Они требуют не снисходительности, не жалости, не понижения неспециализированного уровня обучения, а коррекции собственного развития до оптимальной нормы.

Не считая указанных ключевых принципов психокоррекционной работы в литературе уоминается о:

Принципе коррекции сверху вниз.Этот принцип, выдвинутый Л.С. Выготским, раскрывает направленность коррекционной работы. В центре внимания психолога стоит завтрашний сутки развития, а главным содержанием коррекционной деятельности есть создание территории ближайшего развития для клиента (у Л.С. Выготского такими клиентами выступали дети). Коррекция по принципу сверху вниз носит опережающий темперамент и строится как психотерапевтическая деятельность, нацеленная на своевременное формирование психотерапевтических новообразований.

Принципе коррекции снизу вверх.При реализации этого принципа в качестве главного содержания коррекционной работы рассматриваются тренировка и упражнение уже имеющихся психотерапевтических свойств. Данный принцип реализуется по большей части приверженцами поведенческого подхода. В их понимании коррекция поведения обязана строиться как подкрепление (хорошее либо отрицательное) уже имеющихся шаблонов поведения с целью закрепления социально-торможения и желательного поведения социально-нежелательного поведения.

Так, основной задачей коррекции снизу вверх делается вызывание любыми методами заданной модели поведения и ее немедленное подкрепление. В центре коррекции — наличный уровень психологического развития, осознаваемого как процесс усложнения, модификации поведения, комбинации реакций из уже имеющегося поведенческого репертуара.

Принципе системности развития психотерапевтической деятельности.Данный принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность разных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития. В силу системности строения психики, деятельности и сознания личности все нюансы ее развития взаимосвязаны и взаимообусловлены. При определении задач и целей коррекционно-развивающей деятельности нельзя ограничиваться только актуальными на сегодня проблемами, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития. Одновременно с принятые предупредительные меры разрешают избежать разного рода отклонений в развитии, а тем самым необходимости развертывания в целом совокупности особых коррекционных мероприятий.

Реализация принципа системности развития в коррекционной работе снабжает направленность на устранение источников и причин отклонения в психологическом развитии. Успех для того чтобы пути коррекции базируется на итогах диагностического обследования, итогом которого делается представление совокупности причинно-иерархии отношений и следственных связей между их причинами и симптомами.

При определении стратегии коррекционной работы принцип системности развития выясняется тесно связанным с принципом коррекции сверху вниз: системность анализа актуального уровня развития, достигнутого ребенком к моменту обследования, осуществляется с позиций центральной линии развития, сложившейся иерархии форм психологической деятельности на каждом возрастном этапе, определяющей территорию перспективы и ближайшего развития.

Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. Поэтому появляется последовательность вопросов :

Что направляться осознавать под отклонением в развитии?

Каковы показания для осуществления психотерапевтической коррекции?

Кто принимает берет и решение на себя ответственность за целесообразность определения задач коррекции?

Кто и по каким параметрам оценивает эффективность коррекции?

В практике коррекционной работы выделяют разные модели объяснения обстоятельств трудностей в развитии.

Биологическая модель — растолковывает этиологию отклонений в развитии понижением темпа органического созревания.

Медицинская модель- выносит неприятности, отклонения и трудности в развитии в область аномального развития.

Интеракционистская модель — подчеркивает нарушений взаимодействия и значения сбоёв между средой и личностью для происхождения неприятностей развития и, например, благодаря дефицитарности среды, сенсорной и социальной депривации ребенка.

Педагогическая модель — усматривает обстоятельства отклонений в явлениях социальной и педагогической запущенности ребенка.

Деятельностная модель — ставит во главу угла несформированность ведущего типа деятельности и других, обычных для данной возрастной стадии видов деятельности.

Постановка целей коррекционной работы прямо связана с теоретической моделью психологического развития и определяется ею.

В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психологического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три области постановки и основных направления коррекционных целей:

1. Оптимизация социальной обстановке развития.

2. Развитие видов деятельности ребенка.

3. Формирование возрастно-психотерапевтических новообразований.

В зарубежной психологии обстоятельства трудностей развития ребенка усматриваются или в нарушении внутренних структур личности (3. Фрейд, М. Клайн и др.), или в дефицитарной либо искаженной среде либо объединяют эти точки зрения. А из этого цели действия понимаются или как восстановление баланса и целостности личности психодинамических сил, или как модификация поведения ребенка за счет обогащения и изменения среды и научения его новым формам поведения.

техник и Выбор методов коррекционной работы, определение параметров оценки ее успешности в конечном итоге будут определяться ее целями.

При конкретизации целей коррекции нужно руководствоваться следующими правилами:

1. Цели коррекции должны формулироваться в хорошей, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова не, не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности проявления инициативы и личностного развития клиента.

Негативная форма определения целей коррекции является описанием поведения деятельности, личностных изюминок, каковые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть.

Хорошая форма представления коррекционных целей, наоборот, включает описание тех форм поведения, деятельности, познавательных способностей и структур личности, каковые должны быть организованы у клиента. Хорошая форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым формирует условия для постановки личностью в предстоящей возможности целей саморазвития.

2. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с длительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового хорошего опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в настоящую практику жизненных взаимоотношений. В случае, если цели далеки от действительности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, поскольку опасность пребывает в том, что создается чувство, что делается что-то нужное, и исходя из этого заменяет собой более значительные упрочнения.

3. При постановке неспециализированных целей коррекции нужно учитывать дальнюю и ближайшую возможность развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в изюминках общения и деятельности клиента на последующих стадиях его развития.

4. Необходимо не забывать, что эффекты коррекционной работы проявляются в течении достаточно долгого временного промежутка: в ходе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, приблизительно полгода спустя возможно совсем сказать о закреплении либо об утере клиентом хороших эффектов коррекционной работы.

Тема 3.

Кабинет психолого-педагогической коррекции


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: