Кто таковой? | Неприятности стадии | Неприятности психологов труда | |
Оптанат | Выбирающий профессию, потенциальный субъект труда. | Принятие ответа в ситуации неопределенности, выбор профессии, учебного заведения, образа судьбы. | Профориентация, карьерное консультирование |
Приверженец | Обучающийся в опытном учебном заведении, осваивающий проф умения и навыки, присваивающий систему ценностей, характерную этому кругу специалистов | Оптимальное усвоение программы, выбор специализации, накопление начального опыта, ориентация в возможности трудоустройства | Совершенствование методов и программы воспитания и профессионального обучения |
Адаптпнт | Самое начало трудового пути, юный эксперт. | включение и Приспособление в трудовой процесс, в трудовой коллектив. Принятие собственной социальной и опытной роли, собственной системы ценностей. | Помощь в социальной, опытной и личностной адаптации. Создание программ, облегчающих и уменьшающих данный процесс. |
Интернал | Человек, освоивший опытные задачи среднего уровня сложности. | Несоответствия, конфликты, кризисы развития. | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. |
Мастер | Человек, овладевший вершинами опытного мастерства, могущий делать непростые опытные задачи. | Кризисы, несоответствия, вероятны проявления опытной дезадаптации | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. |
Авторитет | Мастер, владеющий неформальными лидерскими качествами, могущий убеждать и оказывать влияние на сотрудников по труду. | Кризисы, несоответствия, вероятны проявления опытной дезадаптации | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. |
Наставник | Мастер, могущий передавать собственный опыт вторым людям, преподаватель. | Кризисы, несоответствия, вероятны проявления опытной дезадаптации | Оптимизация труда, помощь в преодолении кризисов. Помощь в освоении преподавательских навыков |
Продолжительность прохождения каждой стадии может варьировать в зависимости от сложности профессии, мотивации, случайных событий. При смене профессии человек возвращается на стадию оптации. На каждой стадии профессионализации человек обязан обучаться, развиваться=систематически возвращаться на стадию адепта.
Акмеология — раздел возрастной психологии, изучающая период зрелости, в котором человек в большинстве случаев достигает вершин собственного развития (физического, психологического, духовного, социально-опытного).
Психотерапевтический возраст = реализованность планов*возраст, до которого чел-к сохраняет надежду дожить.
Коэффициент взрослости=Псих. Возр./Хронологич. Возр. * 100%
Врослость:
- биологическая – определяется свойством к деторождению
- социальная – экономическая независимость, статус, образ судьбы, их соответствие нормам общества.
- Психотерапевтическая – личностная идентичность, уровень развития ВПФ.
Видгородчик. Процесс опытной судьбе как колебания уровня возможностей его организма, всей личности по отношению к требованиям труда.
— компенсация: адекватное соотношение требований и возможностей.
— Декомпенсация: понижение возможностей, их несоответствие требованиям.
— Вторичная компенсаци: чел-к находит метод оставаться трудоспособным, мобилизует ресурсы. Эта компенсация также возможно утеряна.
Между декомпенсацие и вторичной компенсацией – процесс приспособления – этап преодоления человеком появляющихся недостатков работоспособности.
Несоответствия в развитиии человека как субъекта труда (Климов, Маркова)
- разногласия между опытом, обязанностями и компетентностью, характером вакансий на рынке труда
- внутренние несоответствия: между мотивами, содержанием и ценностями труда
- между ориентацией «на себя» и «на дело»
- между понижением функциональных возможностей и характером делаемых задач
Зеер. Кризис личности – состояние внутренней напряженности, обусловленное несоответствиями личностного либо опытного развития.
Ненормативные кризисы вызываются или ужасными событиями, имеющими смысложизненное значение (смерть близкого), или больным невротическим состоянием.
Нормативные кризисы – кризисы, обычные для большинства людей, обусловленные организацией социальной и трудовой судьбе. Нормативные кризисы:
— кризис периода выбора профессии
— кризис, обусловленный коррекцией опытного выбора во время опытного обучения (пример: смена кафедры)
— кризис периода начальной опытной адаптации, вызванный коррекцией опытных ожиданий
— кризис, который связан с нарушением возможностей опытного продвижения
— кризис периода мастерства, который связан с вероятным падением интереса к профессии
— кризис утраты возможностей карьеры во второй половине периода зрелости
— кризис потери професчсиональной деятельности в связи с выходом на пенсию
Обстоятельства нормативных кризисов:
- объективные социально-экономические условия
- возрастные психофизиологические трансформации
- понемногу накапливающиеся трансформации метода исполнения трудовой деятельности
- неудовлетворенность социальным статусом
- чрезмерная поглощенность проф деятельностью при ущербности вторых сфер судьбы личности.
Ахмеров. Биографические кризисы личности во время середины судьбы (на базе психолого-биографического способа – построение каузограммы – схематическое изображение наличия/отсутствия причинно-целевых связей между событиями, реализованными, актуальными и будущими):
1) кризис нереализованности: обесценивание достижений прошлого, собственного опыта.
2) Кризис бесперспективности: «у меня нет будущего! L»
3) Кризис опустошенности: нет причинно-целевых связей настоящего с прошлым и будущим. Растерянность. Часто бывает на начальных этапах адаптации. Проявляется безразличием, агрессией, утратой интереса к работе. Это возможно формой переутомления.