Стадии ритуализации по э. эриксону 6 глава

Неумение создавать логическое сложение и умноже-
ние ведет к несоответствиям, которыми насыщены дет-
ские определения понятий. Пиаже характеризовал противо-
речие как следствие отсутствия равновесия: понятие избав-
ляется от несоответствия, в то время, когда равновесие достигается. Кри-
терием устойчивого равновесия он считал появление обра-
тимости мысли. Он понимал ее как такое умственное дей-
ствие, в то время, когда, отправляясь от результатов первого действия,
ребенок делает умственное воздействие, симметричное по
отношению к нему, и в то время, когда эта симметричная операция
ведет к исходному состоянию объекта, не видоизменяя
его. Каждому умственному действию соответствует симмет-
ричное воздействие, которое разрешает возвратиться к отправному
пункту.

Принципиально важно подчернуть, что, согласно точки зрения Пиаже, в настоящем
мире обратимость отсутствует, — только интеллектуальные
операции делают мир обратимым. Исходя из этого обратимость
мысли и, следовательно, освобождение от несоответствия
не имеет возможности появиться из наблюдения за явлениями при-
роды. Она появляется из осознания самих мыслительных

операций, каковые совершает логический опыт не
вещами, а над самим собой, дабы установить, кака
совокупность определений дает «громаднейшее логическое удо,
вяетворение». Логический опыт — «это опыт субъекта над
самим собой, потому, что он есть субъектом мысля-
щим, — опыт, подобный тому, что проделывают
над самим собой, дабы урегулировать собственный моральное
поведение; это упрочнение понять собственные ум,
ственные операции (а не только их результаты), дабы
видеть, связаны ли они между собой либо противоречат
друг другу». В данной мысли содержится зародыш того
эпистемологического вывода из последних работ Пиаже,
что стал уже психотерапевтическим требованием к новой
педагогике.

Для создания у ребенка подлинно научного
мышления, а не несложной совокупности эмпирических
знаний, слишком мало проведения физического экспери-
мента с запоминанием взятых результатов. Тут
нужен опыт особенного рода — логико-математический,
направленный на операции и действия, совершаемые
ребенком с настоящими предметами.

В собственных ранних работах Пиаже связывал отсутствие
обратимости мысли с эгоцентризмом ребенка. Но прежде
чем обратиться к чёрту этого центрального яв-
ления, остановимся еще на одной серьёзной особенности
детской психики — феномене эгоцентрической речи.

Пиаже думал, что детская обращение эгоцентрична прежде
всего по причине того, что ребенок говорит только «со своей точки
зрения», и, самое основное, он не пробует стать на точку
зрения собеседника. Для него любой встречный — собе-
седник. Ребенку серьёзна только видимость интереса, не смотря на то, что у
него, возможно, имеется иллюзия, что его слышат и пони-
мают. Он не испытывает жажды влиять на со-
беседника и вправду сказать ему что-либо.

Такое познание эгоцентрической речи встретило
довольно много возражений (Л.С. Выготский, Ш. Бюлер, В. Штерн,
А, Айзеке и др.). Пиаже учел их и постарался уточнить фе-
номен, посвятив этому в третьем издании собственной ранней
работы новую главу. В данной глава Пкаже подчернул, что при-
чины противоречивых результатов пребывают в том, что в тер-
мин «эгоцентризм» различные исследователи вкладывали раз-

„ый суть, что результаты смогут варьироваться в зависи-
„ocw от социальной среды, и громадное значение для коэф-
фициента эгоцентрической речи (отношение эгоцентриче-
ских высказываний ко всей спонтанной речи ребенка)
имеют связи, каковые складываются между ребенком и
дзрослым. Вербальный эгоцентризм ребенка определяется
тем, v° ребенок говорит, не пробуя влиять на
собеседника, и не поймёт различия собственной точки
зрения и точки зрения вторых.

Эгоцентрическая обращение не охватывает всю спонтанную
обращение ребенка. Коэффициент эгоцентрической речи предательств-
чив и зависит от двух событий: от активности самого
ребенка и от типа социальных взаимоотношений, установившихся,
с одной стороны, между ребенком и взрослым и, с другой
стороны, между детьми-ровесниками. В том месте, где ребенок пре-
доставлен самому себе, в спонтанной среде, коэффициент
эгоцентрической речи возрастает. На протяжении символической
игры данный коэффициент более высок если сравнивать с экспе-
риментированием либо работой детей. Но чем моложе
ребенок, тем более затушевываются различия между экспериментированием и
игрой, что ведет к возрастанию коэффи-
циента эгоцентризма в раннем дошкольном возрасте. Этим
фактом разъясняется, к примеру, различие результатов
А. Айзеке и Пиаже. Коэффициент эгоцентрической речи,
как уже отмечалось, зависит от типа социальных взаимоотношений
ребенка со взрослым и детей-ровесников между собой. В
среде, где господствует авторитет взрослого и отношения
принуждения, эгоцентрическая обращение занимает большое
место. В среде ровесников, где вероятны дискуссии и спо-
ры, процент эгоцентрической речи понижается. Независимо
от среды, коэффициент вербального эгоцентризма умень-
шается с возрастом. В три года он достигает громаднейшей
величины: 75% от всей спонтанной речи. От трех до шести
лет эгоцентрическая обращение понемногу убывает, а по окончании семи
лет, согласно точки зрения Пиаже, она исчезает. .

Феномены, открытые Пиаже, очевидно, не исчер-
пывают всего содержания детского мышления. Значение
экспериментальных фактов, взятых в изучениях
Пиаже, пребывает в том, что благодаряим раскрывается
остававшееся продолжительное время неизвестным и непризнан-
ным наиболее значимое психотерапевтическое явление — умственная

позиция ребенка, определяющая его отношение к дей-
ствительности.

Вербальный эгоцентризм помогает только внешним вы-
ражением более глубокой интеллектуальной и социаль-
ной позиции ребенка. Пиаже назвал такую спонтанную
умственную позицию эгоцентризмом. Первоначально он
характеризовал эгоцентризм как состояние, в то время, когда ребе-
нок разглядывает всю землю со своей точки зрения, кото-
рую он не поймёт; она выступает как полная. Ребе-
нок еще не догадывается о том, что вещи смогут выгля-
деть в противном случае, чем ему представляется. Эгоцентризм означа-
ет отсутствие осознания собственной субъективности,
отсутствие объективной меры вещей.

Термин «эгоцентризм» привёл к ряду недоразумений.
Пиаже признал неудачность выбора слова, но, потому, что
данный термин уже стал обширно распространенным, он по-
пробовал уточнить его суть. Эгоцентризм, по Пиаже, —
фактор познания. Это определенная совокупность докри-
тических, и, следовательно, дообьективных позиций в
познании вещей, вторых людей и себя самого. Эгоцент-
ризм — разновидность систематической и неосознанной
иллюзии познания, форма начальной центрации
ума, в то время, когда отсутствует интеллектуальная релятивность и
реципрокность. Исходя из этого более успешным термином позднее
Пиаже вычислял термин «центрация» С одной стороны,
эгоцентризм свидетельствует отсутствие понимания относитель-
ности координации точек и познания мира зрения. С
второй стороны, это позиция неосознанного приписыва-
ния качеств собственного «Я» и собственной перспекти-
вы другим людям и вещам. Изначальный эгоцентризм
познания — это не гипертрофия осознания «Я». Это, на-
против, яркое отношение к объектам, где
субъект, игнорируя «Я», не имеет возможности выйти из «Я», дабы
отыскать собственный место в мире взаимоотношений, высвобожденных от
субъективных связей.

Пиаже совершил довольно много разнообразных опытов,
каковые говорят о том, что до определенного возраста ребе-
нок не имеет возможности подняться на другую, чужую точку зрения. На-
глядным примером эгоцентрической позиции ребенка слу-
жит опыт с макетом из трех гор, обрисованный Пиаже
и Инельдер. Горы на макете были различной высоты, и любая

из них имела какой-то отличительный показатель — домик,
реку, спускающуюся по склону, снежную вершину. Экспе-
риментатор давал испытуемому пара фотографий, на
которых все три горы были изображены с разных сто-
рон. Домик, снежная вершина и река были отлично заметны
на снимках. Испытуемого просили выбрать фотографию,
где горы изображены так, как он видит их в этот мо-
мент, в этом ракурсе. В большинстве случаев ребенок выбирал верный
снимок. Затем экспериментатор показывал ему куклу
с головой в виде ровного шара без лица, дабы ребенок не
имел возможность смотреть за направлением взора куклы. Игрушка ста-
вилась на другую сторону макета. Сейчас на просьбу вы-
брать фотографию, где горы были изображены так, как ви-
дит их кукла, ребенок выбирал снимок, где горы были
изображены так, как он их видит сам. В случае, если ребенка и куклу
поменяли местами, то опять и опять он выбирал снимок, где
горы выглядят так, как принимает их он со собственного места.
Так поступало большая часть испытуемых дошкольного воз-
раста.

В этом опыте дети становились жертвой
субъективной иллюзии. Они не подозревали о существо-
вании вторых оценок вещей и не соотносили их со своей
собственной. Эгоцентризм свидетельствует, что ребенок, пред-
ставляя себе других людей и природу, не учитывает собственный
объективное положение как мыслящего человека. Эго-
центризм свидетельствует смешение объекта и субъекта в про-
цессе акта познания.

Эгоцентризм характерен не только ребенку, но и
взрослому в том месте, где он руководствуется собственными спонтан-
ными, наивными и, следовательно, не отличающимися,
по существу, от детских суждениями о вещах. Эгоцент-
ризм — это спонтанная позиция, управляющая психи-
ческой активностью ребенка в ее истоках; она сохраняет-
ся на всегда у людей, остающихся на низком уровне
психологического развития.

Эгоцентризм говорит о том, что внешний мир не дей-
ствует конкретно на ум субъекта, а отечественные знания о
мире — это не несложный отпечаток внешних событий. Идеи
субъекта частично являются продуктом его соб-
ственной активности. Они изменяются а также искажаются
в зависимости от господствующей умственной позиции.

Согласно точки зрения Пиаже, эгоцентризм — следствие внеш-
них событий судьбы субъекта. Но отсутствие
знаний — это только второстепенный фактор в образова-
нии детского эгоцентризма. Основное — это спонтанная
позиция субъекта, в соответствии с которой он относится
к объекту конкретно, не учитывая себя в качестве
мыслящего существа, не осознавая субъективности собственной
собственной точки зрения.

Пиаже подчеркивал, что понижение эгоцентризма
разъясняется не добавлением знания, а изменением
исходной позиции, в то время, когда субъект соотносит собственную ис-
ходную точку зрения с другими вероятными. Освобо-
диться в каком-то отношении от его следствий и
эгоцентризма — значит, в этом отношении децентрироваться,
а не только приобрести новые знания о вещах и соци-
альной группе. По словам Пиаже, освободиться от эго-
центризма — значит понять то, что было воспринято
субъективно, отыскать собственный место в совокупности вероятных то-
чек зрения, установить между вещами, личностями и
собственным «Я» совокупность неспециализированных и обоюдных взаимоотношений.

Существование эгоцентрической позиции в познании
не предопределяет того, что отечественное знание ни при каких обстоятельствах не
сможет дать подлинной картины мира. Так как развитие, по
Пиаже, — это смена умственных позиций. Эгоцентризм
уступает место децентрации, более идеальной пози-
ции. Переход от эгоцентризма к децентрации характери-
зует познание на всех уровнях развития. неизбежность и
Всеобщность этого процесса разрешили Пиаже назвать
его законом развития. Чтобы данный переход был
вероятен, нужен особенный инструмент, посредством кото-
рого возможно было бы связать факты между собой, осу-
ществить децентрацию объектов по отношению к вос-
собственному действию и приятию.

В случае, если в развитии происходит смена умственных пози-
ций, их изменение, то что же движет этим процес-
сом? Пиаже думал, что к этому может привести лишь
качественное развитие детского ума, другими словами прогрессив-
но развивающееся осознание собственного «Я». Чтобы
преодолеть эгоцентризм, нужны два условия: первое —
понять собственный «Я» в качестве субъекта и отделить субъект
от объекта; второе — координировать собственную

точку зрения с другими, а не рассматривать ее. как един-
ственно вероятную.

Развитие знаний о себе появляется у ребенка, по мне-
нию Пиаже, из социального сотрудничества. Смена ум-
ственных позиций осуществляется под влиянием разви-
вающихся социальных взаимоотношений индивидов.
Общество Пиаже разглядывает таким; как оно выступа-
ет для ребенка, другими словами как сумму социальных отноше-
ний, среди которых возможно выделить два крайних типа:

отношения принуждения иотношения кооперации.

Отношения принуждения навязывают ребенку си-
стему правил необходимого характера. Данный тип отноше-
ний характеризует, по Пиаже, общество, в особенности в сфе-
ре окружающих и отношений ребёнка его взрослых. От-
ношения принуждения не содействуют смене умствен-
ной позиции. Наоборот, благодаря принуждения возни-
кает «реализм» моральный и интеллектуальный, чисто
внешние представления о правилах. В то время, когда законы навя-
зываются ребенку взрослым, неизбежны суждения по
внешнему впечатлению. Настоящее столкновение между
окружающими и мышлением ребёнка его взрослыми вы-
ражается в систематическом искажении ребенком ин-
формации, информируемой ему взрослыми. В то время, когда ребенок
констатирует новое понятие, пользуясь языком взрослых,
то это понятие остается полностью детским, поскольку ребенок
изменяет и ассимилирует его соответственно собственной ум-
ственной структуре. Социальные отношения между
взрослыми и ребенком, в особенности если они опираются на
принуждение, не приводят к осознанию ребенком собственной
субъективности.

Чтобы понять собственный «Я», нужно осво-
бодиться от принуждения, нужно сотрудничество
точек зрения. Это сотрудничество скачала нереально между
ребенком и взрослым, в силу того, что неравенство через чур
громадно. Ребенок старается подражать взрослому и в то же
время защищать себя от него, а не обмениваться мне-
ниями. Лишь индивиды, вычисляющие друг друга равны-
ми, смогут осуществлять «развивающий» обоюдный кон-
троль. Такие отношения появляются с момента уста-
новления кооперации среди детей.

При кооперировании появляется потребность приспо-
собиться к второму лицу. Столкновение собственной мысли с
чужой приводит к сомнению и необходимость доказатель-
ства. Благодаря установлению взаимоотношений кооперации
происходит осознание существования вторых точек зре-
ния. Благодаря этого формируются рациональные эле-
менты в этике и логике. Пиаже вычислял установление этих
взаимоотношений очень ответственным фактом. Согласно его точке зрения
социальная судьба формирует необходимость логических
норм.

Одно из наиболее значимых понятий в совокупности психологиче-
ских взоров Пиаже — понятие социализации. По его
точке зрения, термин «социальный» имеет два различных смысла.
Существуют социальные отношения между ребенком и
взрослым. Взрослый для ребенка — источник воспита-
тельных действий, он передает ему культуру общества.
Ребенок принимает взрослого как источник специфи-
чески людских эмоций. При таком понимании тер-
мина ребенок социален сначала.

Не считая этих взаимоотношений существуют социальные от-
ношения между самими детьми (отношения кооперации)
и между ребенком и взрослым (отношения принужде-
ния), каковые Пиаже именует социализацией. Будучи с
самого начала существом социальным, ребенок социали-
зируется лишь понемногу. В соответствии с Пиаже, процесс
социализации не регрессирует, а, напротив, прогрессиру-
ет. Социальные отношения детей от 2-х до 7-ми лет
являются минимумом социализации. У ребенка
еще не организованы орудия социализации, он не осоз-
нает собственный «Я», не координирует точки зрения вторых лю-
дей со своей собственной. Для этого еще не сформиро-
ваны соответствующий интеллектуальный аппарат и мо-
ральные правила.

В психологии известно второе познание социализа-
ции, введенное в науку французской социологической
школой: «социализация» как «очеловечивание» под влия-
нием воспитания, как «действие поколения взрослых
на поколение молодых» (Э. Дюркгейм). Человек появ-
ляется на свет в качестве природного, асоциального су-
щества. Воспитание, социализация создаёт в нем новое
существо. Оно накладывается на биологическую природу

человека, вытесняя характерные ребенку как природно-
му существу методы мышления. Для индивида такое
воспитание выступает как давление, принуждение.

По Пиаже, социализация — это процесс адаптации к
социальной среде, пребывающий в том, что ребенок, до-
стигнув определенного уровня развития, делается спо-
собным к сотрудничеству с другими людьми, благодаря
координации и разделению собственной точек зрения и точки
зрения вторых людей. Социализация обусловливает ре-
шающий поворот в психологическом развитии ребенка —
переход от эгоцентрической позиции к объективной.

Социальнаягжизнь, как ее осознаёт Пиаже, начинает
играться прогрессивную роль в развитии ума достаточно
поздно, только на тех этапах, в то время, когда складываются отноше-
ния кооперации. Лишь с установлением этих отноше-
ний Пиаже связывает овладение ребенком нормами по-
мышления и ведения. Таковой перелом в развитии насту-
пает около 7—8 лет.

До этого периода сотрудничество субъекта с миром
вещей и людей подчиняется законам, каковые Пиаже
обрисовывает в терминах биологического приспособления.
Он прямо показывает, что корни умственных операций
нужно искать в биологии. Возможно дать мышлению его ис-
тинное объяснение, считает Пиаже, разбирая отноше-
ния организма с его окружением. Действительность, как она
проявляется для ребенка, — продукт исходного взаимо-
действия между умом ребенка и окружающим его миром.
Действительность, по Пиаже, либо, правильнее — представление о
действительности — конструируется интеллектом.

Каждое внешнее влияние предполагает со стороны
субъекта два дополняющих друг друга процесса: ассими-
ляцию и аккомодацию. аккомодация и Ассимиляция —
корни двух антагонистических тенденций, каковые про-
являются, в то время, когда организм видится с чем-то новым.
Ассимиляция пребывает в приспособлении объекта к субъ-
екту, при котором объект лишается собственных своеобразных
линия. («Ребенок — раб прямого восприятия»). Аккомода-
ция, наоборот, содержится в приспособлении прежде
сформировавшихся реакций субъекта к объекту с перехо-
дом к новым методам реагирования. По своим функци-
ям эти процессы противоположны.

в течении ранних стадий развития каждая ум-
ственная операция будет воображать собой компро-
мисс между двумя тенденциями — аккомодацией и
ассимиляцией. Первичную ассимиляцию Пиаже назы
вает «деформирующей», в силу того, что при слиянии ново-
го предмета со ветхой схемой его черты искажаются, а
схема благодаря аккомодации изменяется. аккомодации
и Антагонизм ассимиляции порождает необратимость
мысли.

В то время, когда аккомодация и ассимиляция начинают до-
полнять друг друга, мышление ребенка изменяется. Пе-
реход от «реализма» к объективности, реципрокности,
релятивности основывается на прогрессивном взаимо-
аккомодации и действии ассимиляции. В то время, когда между
двумя тенденциями устанавливается гармония, появ-
ляется обратимость мысли, освобождение от эгоцент-
ризма. Любое логическое несоответствие, с точки зре-
ния Пиаже, — это итог генетически существую-
щего конфликта между ассимиляцией и аккомодацией.
Такая обстановка, согласно его точке зрения, биологически неиз-
бежна.

Благодаря чему же между ассимиляцией и аккомо-
дацией устанавливается гармонический синтез? Они
спонтанно связаны между собой сначала
собственного функционирования. И в случае, если в течение продолжительного
времени остаются антагонистами, то это происходит
лишь под давлением тех образов и внешней
действительности (через чур новых и через чур изменяющихся),
каковые она постоянно поставляет мысли. По мере
освоения действительности ассимиляция и аккомода-
ция становятся все более координированными. Снача-
ла согласованность этих двух процессов устанавливает-
ся как «механическая», которой еще предстоит превра-
титься в логическую либо моральную. Но для этого
субъекту нужно руководствоваться правильными и
сознательными суждениями об оценке, о норме, кото-
рые проявляются в условиях социализации мысли.
Так, по Пиаже, к биологическим факторам
на определенном и достаточно большом уровне развития
присоединяются социальные (в смысле «социализа-
ции») факторы, и благодаря им у ребенка вырабаты-

ваются логические нормы. Затем ребенок стано-
вится «проницаемым для опыта», другими словами ассимиляция
перестает быть «деформирующей», эгоцентрической. С
приобретением данной способности сотрудничество ло-
гического самого опыта и разума выясняется доста-
правильным для предстоящего интеллектуального развития.

Такова догадка о развитии интеллекта, которую
Пиаже наметил в собственных ранних работах. Но она пред-
ставляет собой всего лишь один нюанс в развитии ин-
теллекта. Тут изучается, в то время, когда и при каких условиях
ребенок начинает осознавать собственную субъек-
тивность, отделять субъект от объекта, обнаружить место
собственной точки зрения в совокупности вероятных вторых,
осознавать реципрокность и относительность этих точек
зрения. Это эволюция интеллекта в нюансе сознания.

В данной догадке громаднейший интерес воображает
первый в истории детской психологии эксперименталь-
ный анализ интеллектуальной позиции ребенка — его
эгоцентрической умственной позиции. Открытие эго-
центризма — первое большое достижение Пиаже в облас-
ти детской психологии. Оно принесло ему как ученому
глобальное признание.

В автобиографии Пиаже писал, что, опубликовав
собственные первые работы, он не принял достаточных предо-
сторожностей, касающихся формы представления сво-
их заключений, полагая, что они мало будут читаться
и послужат, в большинстве случаев, в качестве документа-
ции для позднейшего синтеза, что будет адресо-
ван более широкой аудитории. Но, вопреки его
ожиданиям, эти работы читались и обсуждались так,
как если бы были последним словом по этому вопросу.
«Данный неожиданный шумный прием вынудил меня по-
ощущать некую неловкость, потому, что я в полной мере
отдавал себе отчет, что все еще не организовал собственные
идеи и чуть только приступил к их предварительному
изложению… В юности не подозреваешь, что в те-
чение продолжительного времени о тебе будут делать выводы по первым
работам и что лишь весьма добросовестные люди бу-
дут просматривать последующие», — писал Пиаже впоследст-
вии.

4. Открытие стадий интеллектуального развития ребенка

Второе направление работ Пиаже — изучение развития интеллекта в поведении ребенка. В изучении представления и истоков интеллекта о действительности у детей первых двух лет судьбе Пиаже установил, что в это время в сознании ребенка происходит революция, подобная той, какую совершил в физике Коперник. Первоначально ребенок принимает мир как индивид, что
не знает себя в качестве субъекта, не осознаёт собственных собственных действий и исходя из этого приписывает действительности собственные субъективные ощущения, кроме того не подозревая об этом. Ребенок пробует влиять на вещи, но
сперва он не воображает их себе вне связи с яркими действиями. А в ярком действии может установиться только поверхностный контакт с вещами. Это ведет к тому, что ребенок вычисляет объективной лишь такую действительность, которая выявляется в ярком восприятии. Очевидно, видимая действительность не исчерпывает объективно существующую.
Исходя из этого ребенок, считает Пиаже, на ранних стадиях развития принимает мир как солипсист — он игнорирует себя в качестве субъекта и не осознаёт собственных действий.

Конструкция представления об окружающем мире, о действительности у ребенка в первые годы судьбы пребывает в переходе от одного состояния, где вещи центрированы
около «Я», которое руководит всем, не осознавая себя в
качестве субъекта, в второе состояние, где «Я» занимает
собственный место в устойчивом мире и рассматривается как
деятельный субъект среди вторых в нашем мире. В данный пе-
риод изменяется исходная позиция ребенка по отношению
к вещам; в сфере практических действий происходит переход от эгоцентризма к объективности. Так, на доречевом уровне умственного развития ребенка Пиаже вы-
явил тот же самый эволюционный переход, что пользовался
спросом им в изучениях вербального интеллекта.
неизбежность и Всеобщность этого процесса разрешили
Пиаже назвать его законом эволюции.

Переход от эгоцентризма к объективной оценке вещей был установлен Пиаже кроме этого в бессчётных
изучениях представления и генезиса числа о коли-
честве у ребенка от 2 до 7 лет. Громадный эксперимен-
тальный материал, полученный в этих изучениях,
нуждался в строгой интерпретации. Следовало более точ-
но, чем это было намечено в ранних изучениях, от-
ветить на вопрос: в чем каков механизм и причина перехода от эгоцентризма к более идеальной умственной
позиции? Любое психотерапевтическое изучение Пиаже
выстроено по схеме естественнонаучного опыта. Сперва он классифицирует факты, после этого устанавливает
закономерность, которой эти факты подчиняются и, на-
финиш, выясняет обстоятельство либо механизм этого явления.

Исходя из необходимости совершенно верно трактовать
полученные факты, Пиаже в 1937 г. выдвинул догадку о
применении к психологии мышления опыта операторной
логики. Пиаже отмечал, что психологи довольно часто пробуют в математической форме выразить законы поведения. Од-
нако психотерапевтические факты личны, изменчивы
и не всегда подчиняются действию статистических зако-
нов; математический подход фактически не разрешает
узнать внутренние механизмы психологической деятель-
ности. Метрические шкалы интеллекта разрешают срав-
нить результаты, достигнутые интеллектом на протяжении эволюции, но они не дают возможности измерить переход от
одной схемы интеллектуальной деятельности к второй и
изучить механизм этого перехода. Исходя из этого Пиаже пред-
ложил выразить качественные нюансы развития интел-
лектуальных операций не на языке математики, а на
Втором аксиоматическом языке — языке логического исчисления.

Пиаже ввел в психологию, правильнее говоря, создал
понятие группировки, и этим вызвал недовольство со
стороны логиков. Группировки — это закрытые и обра-
тимые совокупности, подобные математическим «группам».
Такие логические операции, как простое и мультиплика-
тивное включение, несложная и мультипликативная сериа-
ция, симметрия и т.п., и представляют собой группировки. В соответствии с догадке Пиаже, интеллектуальное развитие
возможно обрисовать в виде группировок, последовательно

вытекающих одна из второй. Это разрешает изучать про-
цесс развития психики в один момент эмпирически (с
помощью наблюдения либо экспериментирования) и тео-
ретически (методом логической дедукции, посредством ак-
сиоматических моделей).

Опираясь на эмпирические факты, Пиаже увидел, что
перед тем как у ребенка устанавливаются логические операции, он делает «группировки» объектов и действий (ищет запрятанный предмет, собирает пирамидку и т.п.)
каковые, со своей стороны, порождают арифметические, гео-
метрические и элементарные физические «группы».

Группировки Пиаже разглядывал в качестве база-
ния, а не в качестве следствия формирования логических операций. Конкретно группировка, а не только изолированное
понятие либо суждение, класс либо раздельно усмотренное
отношение, образовывает, согласно его точке зрения, настоящую единицу
мысли. Любая классификация в собственной целостности, любая
серия объектов, расположенных в их отношениях, любая
совокупность родословных связей, каждое генеалогическое дерево, любая шкала сокровищ — это разные группировки.
Избрав в качестве единицы мысли группировку, Пиаже
начал изучить, как формируются у ребенка логические
операции классификации, сериации и др.

Трудность психотерапевтического изучения группи-
ровки очевидна. Запрещено конкретно проследить, как складываются группировки в голове думающего субъекта.
Исходя из этого психологу необходимо обратиться к дедуктивной тео-
рии группировок. С формальной точки зрения, группи-
ровка — это закрытая, обратимая совокупность, в которой все
операции объединены в одно целое, подчиняющееся пяти формальным законам, либо, правильнее, параметрам:

1) комбинативностьА+В=С;

2) обратимость С-В=А;

3) ассоциативность (А+В)+С=А+(В+С);

4) неспециализированная операция идентичности А—А=0;

5) тавтология, либо особая идентичность А+А=А.
В случае, если эти свойства имеется у какой-то совокупности действий, то значит — это группировка. В собственном формальном
выражении группировка — логическая, аксиоматическая
модель, которую психолог может применять для ин-
терпретации собственных фактов.

Вебинар Теория Эриксона — первая стадия \


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: