Средства и основные составляющие физической культуры

Главным средством физической культурыявляются физические упражнения.

Физические упражнения – это определенная двигательная активность человека, организованная в соответствии с закономерностями физического воспитания.

При применении физических упражнений направляться учитывать, что они смогут оказывать на организм человека, как тонизирующее влияние, так и трофическое воздействие.

В общеизвестных классификациях упражнений за базу берутся следующие показатели: аналитические, анатомические, по преимущественному влиянию на развитие физических качеств, по интенсивности исполнения нагрузки, по значению для специального процесса, по характеру мышечного сокращения.

Наровне с главным средством физической культуры (физическими упражнениями), существуют и вспомогательные средства. К ним относятся: естественные факторы природы (солнце, вода и воздух) и гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Применение запасных средств содействует активизации и укреплению защитных сил организма, стимулирует деятельность и обмен веществ физиологических отдельных органов и систем.

Систематические занятия физическими упражнениями в условиях напряженной учебной деятельности снимают жадно-психологические напряжения, а систематическая мышечная деятельность повышает психологическую, умственную и эмоциональную устойчивость организма при напряженной учебной работе.

В структуру физической культуры входят такие главные составляющие как физическое образование, спорт, физическая рекреация (отдых), физическая реабилитация (восстановление), физическое совершенство, физическое воспитание, физическая подготовка, физическое развитие.

Физическое образование – педагогический процесс, направленный на формирование особых знаний, умений, и на развитие разносторонних физических свойств человека.

Спорт – составная часть физической культуры, метод и средство физического воспитания, основанный на применении подготовке и соревновательной деятельности к ней, в ходе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Физическая рекреация – применение физических упражнений, и видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения наслаждения от этого процесса, развлечения, переключение с простых видов деятельности на другие. Физическая реабилитация – целенаправленный процесс восстановления либо компенсации частично либо временно потерянных двигательных свойств, их последствий и лечения травм.

Физическое совершенство – процесс воспитания и физического образования, высказывающий высокую степень развития личных физических свойств.

Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в следствии педагогических самовоспитания и воздействий.

Физическая подготовка – это процесс физического воспитания, направленный на совершенствование и развитие двигательных физических качеств и навыков, нужных в конкретной опытной либо спортивной деятельности.

Физическое развитие – закономерный изменения и биологический процесс становления морфологических и функциональных особенностей организма в продолжении личной судьбе, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

4. социальные функции и Профессиональная направленность
физической культуры

Одной из наиболее значимых задач высшего образования в РФ на данный момент есть объединение фундаментальной опытной и гуманитарной подготовки экспертов. Гуманитарные науки являются средством получения полезных мировоззренческих знаний, содействуют эрудиции и развитию интеллекта, формируют культуру личности.

Вклад физической культуры в высшее образование обязан пребывать в обеспечении студентов всеми качествами знаний о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе судьбы, а также в овладении всем арсеналом практических навыков и умений, снабжающих укрепление и сохранение здоровья, совершенствование и развитие его качеств личности и психофизических способностей. Посредством знаний, взятых по физической культуре, студенты должны создать целостное представление о явлениях и процессах, происходящих в живой природе, более полно осознавать возможности современных научных способов познания природы и обладать ими на уровне исполнения опытных функций.

Физическое состояние людей зависит от многих факторов, в первую очередь, естественных (наследственность, климатические условия и др.), и социально обусловленных (условия судьбы, производственная деятельность человека и др.). Физическое развитие человека – социально управляемый процесс. Применяя физические упражнения в режиме отдыха и труда, рациональное питание и т.д., возможно в широком диапазоне изменять показатели здоровья, физической подготовленности и физического развития.

Существует последовательность социальных потребностей занятий видами спорта и физическими упражнениями в целях физического совершенствования:

  • рвение улучшить либо поменять показатели собственного физического состояния, развития, здоровья (телосложения);
  • рвение достигнуть высоких личных результатов в спорте;
  • желание совершить деятельный досуг, переключение от умственной деятельности к двигательной активности.

На протяжении онтогенеза потребность в двигательной активности остается приблизительно однообразной, с малыми вариациями. В большинстве случаев, сначала падает интерес к привычным ее формам. Одновременно с этим глубже осознается личная необходимость поддержания здоровья и физического состояния. Подбор средств для занятий физическими упражнениями в этом случае, значительно чаще не совпадают с прошлым личным двигательным опытом в юные годы и юности. Исходя из этого, выбор форм двигательной активности достигается лишь за счет накопленного опыта и багажа знаний в сфере физической культуры.

Так, на современном этапе основная социальная функция физического воспитания пребывает в формировании физически идеальных, социально активных, морально стойких здоровых людей.

5. Физическая культура в структуре высшего профобразования

В соответствии с Федеральным национальным образовательным стандартом физическая культура представлена в вузах как важнейший компонент и учебная дисциплина целостного развития личности.

Физическая культура как образовательная дисциплина направлена на формирование следующих общекультурных компетенций:

  • применять методы и основные положения социальных, гуманитарных и экономических наук при ответе социальных и опытных задач;
  • применять фундаментальные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, использовать способы моделирования и математического анализа, теоретического и экспериментального изучения;
  • обладать способами укрепления здоровья и физического воспитания с целью достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности

Примерная программа по физической культуре студентов определяет цель и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – формирование физической способности и культуры личности направленного применения разнообразных средств физической культуры, туризма и спорта для укрепления и сохранения здоровья, самоподготовки и психофизической подготовки к профессиональной деятельности и будущей жизни.

Задачи дисциплины:

  • познание социальной значимости физической культуры и её роли в подготовке и развитии личности к профессиональной деятельности;
  • знание биологических, психолого-педагогических и практических баз физической здорового образа и культуры судьбы;
  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль судьбы, самовоспитание привычки и физическое совершенствование к регулярным занятиям спортом и физическими упражнениями;
  • овладение совокупностью практических навыков и умений, снабжающих укрепление и сохранение здоровья, психологическое благополучие, совершенствование и развитие психофизических свойств, свойств и качеств личности, самоопределение в спорте и физической культуре;
  • приобретение личного опыта увеличения двигательных и функциональных возможностей, обеспечение неспециализированной и профессионально-прикладной физической подготовленности к быту и будущей профессии;
  • создание базы для творческого и методически обоснованного применения физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и опытных достижений.

Программа дисциплины «Физическая культура» содержит четыре главных раздела: теоретический, методико-практический, практический и контрольный.

Материал теоретического раздела формирует отношение студентов к физической культуре, и мировоззренческую совокупность научно-практических и особых знаний, информируемых в форме поточных лекций.

Методико-практический раздел предусматривает освоение студентами главных способов формирования учебных и крайне важных умений и навыков средствами физической культуры.

Учебный материал практического раздела реализуется на учебно-тренировочных занятиях. Учебно-тренировочные занятия направлены на приобретения студентами опыта творческой практической деятельности, развитие самодеятельности в целях увеличения уровня физических совершенствования и способностей двигательных навыков посредством разных средств: беговых и прыжковых легкоатлетических упражнений, плавания, спортивных игр, крепкой и ритмической гимнастик и др.

Материал контрольного раздела направлен на дифференцированный и объективный учет эффективности учебно-воспитательного процесса. Контрольные занятия должны снабжать получение информации своевременного, текущего и итогового характера об освоение теоретических знаний, о динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве параметров результативности учебно-воспитательного процесса выступают зачетные требования, включающие практические тестовые задания и двигательные нормативы для оценки уровня теоретических знаний в рамках текущих и итоговой (за семестр) аттестаций. При итоговой аттестации в окончательной оценке прерогативой считается уровень исполнения двигательных тестов.

Для освоения содержания дисциплины «Физическая культура» учебным замыслом выделяется 408 часов. Проведение практических занятий предусматривает распределение студентов с учетом результатов медицинского обследования, показателей физической подготовленности и развития, пола, уровня спортивного мастерства, и заинтересованностей по учебным отделениям: главному, особому и спортивному.

В главное отделение зачисляются студенты, отнесенные к главной и подготовительной медицинским группам. В особое учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные к особой медицинской группе либо высвобожденные от практических занятий по общему состоянию организма на долгий срок. Последние осваивают только дешёвые разделы программы. В спортивное отделение зачисляются студенты главной медицинской группы, имеющие высокую физическую и спортивную подготовленность и изъявившие желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивирующихся в институте.

6. Организационно-правовые базы физической спорта
и культуры студенческой молодёжи

закон «О физической культуре и спорте в РФ» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные базы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет правила политики в области физической спорта и культуры в РФ и олимпийского перемещения.

Настоящий закон формирует условия для развития массовых и личных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на фирмах, в организациях независимо от их организационно-форм собственности и правовых форм, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, калеками, другими категориями и пенсионерами населения.

В этом законе спорт и физическая культура рассматривается как одно из средств профилактики болезней, упрочнения здоровья, помощи высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Отчизны, укрепления и развития дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям спортом и физическими упражнениями.

Государство снабжает развитие физической спорта и культуры в Российской Федерации, поддерживает физкультурное перемещение, олимпийское перемещение России и снабжает: ежегодное финансирование мероприятий в области физической спорта и культуры, а также мероприятий по подготовке к участию спортсменов в Олимпийских играх, вторых международных спортивных соревнованиях; создание условий для применения физкультурно-предприятиями и спортивными организациями спортивной индустрии национальных денежных, материально-технических, и научно-технологий и исследовательских разработок; содержание спортивных сооружений, находящихся в собственности РФ; создание условий для постройки и содержания спортивных сооружений по месту жительства граждан; создание условий для повышения количества детско-юношеских спортивных школ; организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; организацию лицензирования деятельности в области физической спорта и культуры; помощь внешнеэкономических связей физкультурно-спортивных мероприятий.

Государство поддерживает развитие спорта в целях успехи высших спортивных результатов и формирует для этого благоприятные условия при помощи: повышения количества спортивных школ; модернизации и строительства новых существующих баз и центров подготовки сборных команд Российской Федерации; выделения ассигнований на комплексные научные изучения по проблемам развития спорта высших достижений; благотворительности и поощрения меценатства.

Наровне с правилами политики в области физической спорта и культуры, мерами национальной помощи развития физической спорта и культуры, в законе детально раскрывается совокупность развития физической спорта и культуры в Российской Федерации, особенности физкультурно-спорта и оздоровительной работы высших достижений, главные направления пропаганды физической спорта и культуры, и права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, публичных физкультурных организаций и их соцзащита.

7. Неспециализированная психофизиологическая черта интеллектуальной деятельности и учебного труда студента

Учебная деятельность студентов находится, в среднем, на уровне 52-58 часов в неделю (8-9 часов в сутки). Главные виды деятельности студентов (посещение лекций, лабораторные и независимые занятия) связаны, по большей части, с малоподвижным «сидячим» стилем судьбы и составляют около 40% от дневного бюджета времени. Часть внеаудиторных занятий физической спортом и культурой не превышает 2 % времени, а при наличии свободного времени, в среднем, около 20 %.

Большая часть студентов, не умея планировать собственный бюджет времени, занимается самоподготовкой и по выходным дням. Многим студентам бывает сложно приспособиться к обучению в институте, новые условия учебной деятельности и жизненные обстановки оказывают значительное влияние на их психологическое и физиологическое состояние. Наряду с этим адаптация протекает на нескольких уровнях: дидактическом (приспособление к новой совокупности обучения), социально-психотерапевтическом (вхождение в новый коллектив) и опытном (принятие сокровищ будущей профессиональной деятельности). По данной причине период адаптации, который связан с трансформацией прошлых стереотипов, может на первых порах отрицательно отразиться на успеваемости и привести к малым трудностям в общении.

Главными факторами риска, воздействующие на адаптацию студентов к учебной деятельности, являются:

  • жизненные трудности и социальные перемены;
  • психоэмоциональное перенапряжение;
  • нервное и умственное переутомление.

Критический и сложный для студентов экзаменационный период – один из вариантов стрессовой обстановке, протекающей как правило в условиях недостатка времени. В это время интеллектуально-эмоциональной сфере студентов предъявляются повышенные требования. К психофизиологическому дискомфорту может привести как учебная перегрузка, так и нехорошая организация учебного труда – неритмичность работы, отсутствие своевременного и качественного отдыха, питания, оздоровительных мероприятий.

Суммарное влияние на организм нескольких факторов риска выше, в то время, когда они выступают одновременно и принимают хронический темперамент.

В ходе умственного труда главная нагрузка приходится на центральную нервную совокупность, ее верховный отдел – мозг , снабжающий протекание психологических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, чувств.

Распознано отрицательное действие на организм долгого нахождения в сидячей позе, которое проявляется в застое крови в сосудах, расположенных ниже сердца, уменьшении количества циркулирующей крови, ухудшении кровоснабжения последовательности органов, а также мозга. Уменьшение размаха перемещений диафрагмы отрицательно отражается на функции дыхательной совокупности.

Краткосрочная интенсивная умственная работа приводит к учащению сердечных сокращений, долгая работа – замедление. Умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, жадно-психологическим напряжением значительным образом воздействует на циркулярный аппарат кровообращения.

При эмоционально напряженном труде дыхание делается неравномерным. Насыщение крови кислородом может понижаться на 80%, изменяется морфологический состав крови (количество лейкоцитов увеличивается, значительно уменьшается свертываемость крови, нарушается терморегуляция организма).

Все эти трансформации довольно часто более выражено проявляются у студентов дневных отделений, вынужденных совмещать учебу с подработкой, у студентов вечерних отделений, и у тех, кому не удается совместить время учебной деятельности со своим биоритмологическим оптимумом.

8. динамика работоспособности и Общие закономерности студентов
в учебном году и главные факторы её определяющие

Базу работоспособности студентов составляют особые знания, умения, навыки, определенные психологические, физиологические и физические изюминки. Помимо этого, работоспособность зависит от уровня мотивации, поставленной цели, адекватной возможностям личности (уровням сообразительности, ответственности, добросовестности и др.) В любой момент работоспособность определяется действием разнообразных внешних и внутренних факторов не только по отдельности, но и в их сочетании.

Факторы, определяющие работоспособность студентов возможно поделить на три главные группы:

1. Физиологического характера (состояние организма, сердечно-сосудистой совокупности, дыхательной и других);

2. Физического характера (характер и степень освещенности помещения, температура окружающей среды, уровень шума и другие);

3. Психологического характера (самочувствие, настроение, мотивация и др.)

Высокая работоспособность обеспечивается при условии, в то время, когда жизненный ритм согласуется со характерными организму естественными биологическими ритмами его психофизиологических функций. Чем правильнее сходится начало учебно-трудовой деятельности с подъемом крайне важных функций организма, тем продуктивнее учебный труд.

Под влиянием учебно-трудовой деятельности работоспособность студентов претерпевает трансформации, каковые четко наблюдаются в течение дня, семь дней, в течении учебного года и каждого полугодия в целом. Продолжительность, направленность и глубина трансформаций определяются функциональным общим состоянием здоровья до начала работы, изюминками собственной работы, ее другими причинами и организацией.

Учебный сутки студента, в большинстве случаев, не начинается с высокой продуктивности труда. В начале занятия не сходу удается сосредоточиться, деятельно включиться в работу. Период врабатывания характеризуется постепенным увеличением работоспособности и некоторыми ее колебаниями.

Второй период – оптимальной (устойчивой) работоспособности — имеет длительность – 1,5-3 часа. Состояние студентов характеризуется такими трансформациями функций организма, каковые адекватны делаемой учебной деятельности.

Третий период – полной компенсации. В этом периоде появляются начальные показатели утомления, каковые компенсируются положительной мотивацией и волевым усилием.

В четвертом периоде наступает неустойчивая компенсация, при которой увеличивается утомление, наблюдаются колебания волевого упрочнения. Продуктивность учебной деятельности понижается.

В пятом периоде начинается прогрессивное понижение работоспособности, которое перед окончанием работы может смениться краткосрочным ее увеличением за счет мобилизации резервов организма (конечный порыв).

В шестом периоде, при условии предстоящего продолжения работы, отмечается падение работоспособности.

Как правило учебный сутки студентов не исчерпывается только аудиторными занятиями. Период самоподготовки характеризуется вторым подъемом работоспособности, что обусловлен не только дневной ритмикой, но и психотерапевтической установкой на исполнение учебной работы.

Изменение физической работоспособности студентов на протяжении семи дней характеризуется тем, что в начале семь дней отмечается период врабатывания, что связано с вхождением в привычный режим учебной работы по окончании отдыха в выходной сутки. В середине семь дней отмечается период устойчивой, высокой работоспособности. К концу семь дней отмечается процесс ее понижения. Но обычная кривая работоспособности может измениться, в случае, если начинает действовать фактор жадно-эмоционального напряжения, сопровождающего работу в течении последовательности дней.

Характерными изюминками работоспособности студентов по семестрам и в целом за учебный год есть то, что в начале семестра отмечается периода врабатывания до 3-3,5 недель, с постепенным увеличением уровня работоспособности. После этого наступает период устойчивой работоспособности длительностью 2,5 месяца. С началом зачетной сессии, на фоне длящихся учебных сдачи и занятий зачетов работоспособность начинает понижаться.Во время экзаменов понижение кривой работоспособности улучшается.

Во время зимних каникул работоспособность восстанавливается к исходному уровню, а вдруг отдых сопровождается активным применением средств физической спорта и культуры, отмечается явление сверхвосстановления работоспособности.

Начало последнего полугодия кроме этого сопровождается периодом врабатывания, но длительность его не превышает 1,5 семь дней. Предстоящие трансформации работоспособности до середины апреля характеризуются большим уровнем устойчивости. В апреле наблюдаются показатели понижения работоспособности, обусловленные кумулятивным эффектом многих негативных факторов жизнедеятельности студентов, накопленных за учебный год. В зачетную сессию и во время экзаменов понижение работоспособности выражено резче, чем в первом полугодии.

Изменение умственной работоспособности, как и динамика физической работоспособности, характеризуется последовательной сменой периодов врабатывания, устойчивой и периода и высокой работоспособности ее понижения.

9. Главные обстоятельства трансформации психофизического состояния студентов
во время экзаменационной сессии

Экзамены – это стрессовая обстановка в учебной деятельности студентов, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями. Экзамены по собственной сути являются определенным стимулом к повышению количества, интенсивности и продолжительности учебного труда студентов. К тому же все это происходит на фоне падения двигательной активности, ограничения времени нахождения студентов на свежем воздухе, нарушении питания и режима сна. Комплексное действие всех этих факторов на студентов ведет к происхождению отрицательных чувств, неуверенности в собственных силах, чрезмерному беспокойству, страху и т.д.

Наблюдения за студентами во время экзаменов говорят о том, что частота сердечных сокращений у них увеличивается до 90 уд/мин. В сутки экзамена эмоциональный настрой, мобилизация всех сил организма ведет к повышению ЧССдо 120-150 уд/мин.,артериальное давление достигает значений 135/85-155/95 мм.рт.ст.

Отмечено, что на экзаменах напряжение у студентов с низкой успеваемостью выше, чем у тех, кто имел хорошую успеваемость. Вместе с тем при равной успеваемости студенты, владеющие более большим уровнем тренированности, демонстрируют более экономичные функциональные сдвиги, каковые стремительнее возвращались в норму.

На протяжении экзаменов отмечается понижение массы тела студентов, в среднем на 1,6-3,4 кг. Отрицательная динамика в основном свойственна студентам, с повышенной реактивностью на экзаменационную обстановку. Кроме этого установлено, что первокурсники имеют более большой градиент умственной работоспособности, чем старшекурсники, а девушки более большой, чем юноши. В первом случае это обусловлено адаптацией студентов к условиям экзаменационного периода, во втором – наличием более высокой психоэмоциональной реакции на экзаменационную обстановку.

10. профилактика утомления и Регулирование
работоспособности у студентов в ходе учебного года

В ходе долгой и напряженной учебной деятельности наступает состояние утомления, как обычная реакция организма на делаемую работу. Объективно она характеризует понижение возможностей организма удачно продолжать ее. Утомление довольно часто подменяется вторым понятием – усталостью, считая ее легкой степенью утомления. Усталость – это психологическое явление, переживание, вызванное утомлением. утомления и Степень усталости может не совпадать из-за хорошего эмоционального фона деятельности.

Усталость может увеличиваться при неудовлетворительности работой, непонимании ее значения, неудачах в ней. При успешном течении дел, завершении работы либо какого-либо этапа, напротив, отмечается понижение эмоции усталости. Чувство усталости возможно снять чувствами, сосредоточением внимания, усилением интереса к работе.

При утомлении деятельность внешних органов эмоций либо заметно увеличивается, либо до крайности ослабевает. Наступление утомления не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон умственной деятельности. Поэтому условно различают местное и неспециализированное утомление.

Действенными средствами профилактики эмоционального и психофизического утомления студентов являются физические упражнения. Это обусловлено хорошим их влиянием на состояние мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой совокупностей, активизацией сенсомоторной территории коры головного мозга, поднятием тонуса всего организма. Помимо этого, оптимально дозированная физическая нагрузка повышает неспециализированный эмоциональный тонус, создавая устойчивое бодрое настроение, которое помогает самый благоприятным фоном для умственной деятельности.

Так, достижение громаднейшего профилактического результата при эмоциональном и психофизическом утомлении студентов, допустимо при соблюдении следующих условий:

  • оптимальная физическая нагрузка;
  • исключение долгой монотонной физической работой;
  • активное применение физических упражнений на стадии не сильный степени утомления.

Благоприятное профилактическое действие оказывают упражнения циклического характера умеренной интенсивности (при ЧСС 120-140 уд/мин.). Данный эффект тем выше, чем больше мышечных групп вовлекается в активную деятельность. По окончании экзамена, дабы ускорить восстановительные процессы и снять нервное напряжение, полезно делать умеренные циклические упражнения.

Тема 2.

Тема: Социально-биологические базы адаптации организма
к физической и умственной деятельности, факторам среды обитания

Замысел:

1. Физическая культура как фактор социального развития человека.

2. Организм человека как единая саморазвивающаяся биологическая совокупность.

3. Анатомо-морфологическое строение и главные физиологические функции организма.

4. Действие природных и социально-экологических факторов на жизнедеятельность и организм человека.

5. Физическое развитие человека.

6. Двигательная активность, ее влияние на устойчивостьи адаптационные возможности человека.

Оздоровительное значение физической культуры и спорта


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: