Методика экономического анализа. Главные этапы аналитического изучения.
В экономическом анализе методика является совокупностью аналитических правил и способов изучения экономики предприятия, в некотором роде подчиненных достижению цели анализа. Методика экономического анализа включает последовательность, сроки и периодичность проведения аналитического изучения; источники информации; приемы анализа; порядок утверждения результатов анализа.
Методика комплексного анализа обязана включать три главных этапа.
Первый этап. Выделяются главные (главные, приоритетные) вопросы деятельности компании.
Второй этап. Разрабатывается совокупность показателей, наилучшим образом характеризующая подсистемы предприятия и различные функции, и критерии оценки и пороговые значения показателей.
Третий этап. Выявляются связи между показателями, проводится факторный анализ, грамотно в логической последовательности формулируются выводы, разрабатываются варианты и ряд предложений их реализации. Наряду с этим главным есть обеспечение системности, связи между отдельными блоками единства и анализа результатов расчетов по каждому разделу.
Общепринятой считается следующая последовательность проведения комплексного экономического анализа денежно-хозяйственной деятельности организации.
• Оценка состава и имущества источников организации и структуры средств.
• Анализ денежного состояния (денежной устойчивости, ликвидности, деловой активности и платёжеспособности организации).
• Анализ денежных рентабельности (показателей и результатов прибыли).
• Анализ себестоимости (полной и производственной, окупаемости затрат).
• Анализ реализации (количество продаж, рынки и товарность сбыта, маркетинговая стратегия и тактика компании) и оценка исполнения производственной программы (ассортимента, конкурентоспособности и качества товара, ритмичности производства).
• использования ресурсов и Анализ обеспеченности организации (трудовых и материальных ресурсов, использования и состояния главных средств, уровня жизненного цикла технологических совокупностей, эффективности инвестиционной и инновационной деятельности).
• Оценка управления организации и уровня производства предприятием.
• Анализ внешних условий функционирования организации.
Не исключают и обратную последовательность проведения анализа.
Метод сравнения.
Сравнение – самый распространенный прием анализа. Любой показатель, применяемый для контроля и оценки, имеет значение лишь в сопоставлении с другим.
Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления. Необходимым правилом применения приема сравнения есть сопоставимость показателей по условиям и структуре их формирования, т. к. сравнивать возможно лишь как следует однородные размеры.
Сравнение экономических показателей может осуществляться по различным направлениям. Сопоставляя отчетные эти с плановыми, выявляют степень исполнения (либо невыполнения) задания.
Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с подобными показателями последовательности прошлых лет, оценивают результаты работы в динамике и тенденцию данного экономического процесса.
Сравнение показателей разбираемого хозяйствующего субъекта со средними подобными показателями по отрасли выявляет место разбираемого субъекта на рынке среди вторых соперничающих субъектов, долю на рынке.
Сопоставлением показателей разбираемого хозяйствующего субъекта с высокорентабельными хозяйствующими субъектами по подобным показателям выявляются неиспользованные резервы роста производства.
Серьёзным направлением сравнения есть сопоставление результатов деятельности до и по окончании применения того либо иного мероприятия (трансформации того либо иного фактора) с целью определения определения резервов и количественного влияния фактора. В целях контроля за применением всех видов ресурсов нужно проводить сопоставление фактических показателей с нормативными, с нормами затрат. В ходе сравнения выявляются трансформации тех либо иных показателей.
В экономическом анализе выделяют следующие виды сравнительного анализа:
горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущей;
вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых показателей, определение доли, удельного веса частей в результирующем показателе;
трендовый анализ – сравнение показателей за последовательность определение и лёт главной тенденции динамики показателя;
одномерный сравнительный анализ – сопоставляются по одному либо нескольким показателям одного объекта либо нескольких объектов по единому показателю;
многомерный сравнительный анализ – сравнение результатов деятельности нескольких хозяйствующих субъектов по широкому кругу показателей.
Метод относительных и средних размеров.
В АХД употребляются следующие виды относительных размеров:
планового задания — отношение планового уровня показателя этого года к его уровню в прошедшем сезоне либо к среднему за 3-5 прошлых лет;
исполнения замысла — отношение между фактическим и плановым уровнем показателя;
динамики — деление размеров показателя текущего периода на его уровень в прошлом периоде (скорость увеличения либо прироста), каковые бывают базовыми и цепными;
структуры — относительная часть (удельный вес) части в общем;
координации — соотношение частей целого между собой;
интенсивности — характеризуют степень распространенности, развития какого-либо явления в соответствующей среде;
эффективности — соотношение результата с ресурсами либо затратами. Средние величины исчисляются на базе массовых информации о как следует однородных явлениях. Они оказывают помощь определять тенденции и общие закономерности в развитии экономических процессов.
Средние величины бывают: среднеарифметические (простые и взвешенные), среднегармонические, среднегеометрические, среднехронологические, среднеквадратические и т.д.
В анализе нужно раскрывать содержание средних размеров, дополняя их среднегрупповыми либо личными показателями.