В. а. серов (1865-1911)

Валентин Александрович Серов был одним из наибольших русских живописцев финиша XIX — начала XX в.

Сын композитора А. Н. Серова, он прошел превосходную художественную школу. Девяти лет он был дан матерью на обучение к Репину. Неординарно одаренный ученик очень многое получил от собственного очень способного преподавателя.

Двадцатидвухлетним парнем Серов написал картину, которая есть гордостью русской живописи, украшением Третьяковской галереи, — «Девочку с персиками».

В этом прекрасном, наполненном воздухом и светом произведении, пронизанном весёлым настроением, живописец запечатлел обаятельный вид девочки. Бессчётные детские портреты Серова написаны с неординарной любовью. Живым, непоседливым, жадно наблюдающим на мир обширно открытыми глазенками предстает на портрете Серова мелкий Мика Морозов.

С громадным воодушевлением живописец создавал портреты людей, каковые вызывали у него восторг собственными добропорядочными рвениями помогать народу.

Таковой продемонстрировал Серов великую русскую актрису М. Н. Ермолову. Строгий тёмный силуэт фигуры, гордое вдохновенное лицо, озаренные огнем громадных внутренних переживаний глаза создают незабываемый образ актрисы, таланту которой был свойствен особенный смелый пафос.

Во время революции 1905 г. Серов написал портрет Неприятного. В образе пролетарского писателя живописец выделил порывистую энергию, активную, деятельную натуру «буревестника революции».

Отличный мастер портрета, Серов раскрывал перед зрителями внутренний мир, людскую сущность собственных моделей. Создавая портреты высшей знати, он беспощадно обнажал душевную вакуум, чванливость и самодовольство тех, кто почитал себя «хозяевами судьбы». Таковы портреты князя Голицына, княгини Орловой и многие другие.

Серова захватили события 1905 г. «Кровавое воскресенье» 9 января позвало у него гневный протест. Будучи уже видным живописцем, он обратился в Академию художеству письмом, обличая президента академии и действия правительства — князя Владимира, лично руководившего расстрелом народа. Протестуя Серов вышел из состава академии, во главе которой стоял человек, повинный в убийстве беспомощных людей.

В эти годы на страницах сатирических изданий живописец печатает карикатуры на царя и милицейский режим в стране: «По окончании усмирения», «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава» и другие.

В историю русского мастерства Серов вошел и как превосходный пейзажист, создатель известной картины «Заросший пруд». Серов трудился и в исторической живописи, создав занимательный образ Петра I.

Много лет работы посвятил живописец иллюстрациям басен Крылова. В очень несложном рисунке он достигал необычной ясности в чёрте басенных персонажей («Виноград и Лиса», «Лев на ловле», «Тришкин кафтан» и др.).

Скончался живописец в 1911 г. в расцвете творческих сил.

В превосходно многообразном художественном наследии Серова явственно сказываются демократические традиции передового русского мастерства.

Малоизвестные картины В.А.Серова


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: