В РФ в 17 в. астрономич. знания, приобретаемые обучающимися, были очень ограниченны (фазы Луны для вычисления пасхалий, счёт времени, календарь). В созданной в 1701 Школе матем. и навигацких наук (Москва) началось систематич. преподавание А. как самостоят, уч. предмета. Базы практич. А. (примеры ответа задач) находились в «Математике» Л. Магницкого (1703).
Во 2-й пол. 18 в. в академич. гимназии А. под назв. «матем. география» входила в курс географии (наровне с физической и натуральной). Употреблялся учебник Г. В. Крафта (1739), первая глава к-рого содержала изложение совокупностей мира Птолемея, Т. Браге и Коперника с соотствующими чертежами-схемами, доказательствами шарообразности, обращения и вращения Почвы, и баз сферич. А. Подобное содержание матем. география (А.) сохраняла в значит, мере неизменным ок. 100 лет.
По уставу нар. уч-щ 1786 астрономич. знания вошли в уч. лит-ру для нар. школы. Частично сведения по А. включались кроме этого в курс физики. Первые книжки по матем. географии и физике M. E. Головина изданы в 1787. В книжке физики космографич. глава включала описание как видимого (по Птолемею), так и подлинного перемещения небесных тел (по Копернику). «Краткое руководство к матем. географии…» (создатель Головин) — первый задачник по А., содержавший ок. 50 задач, по большей части практич. характера, решавшихся при помощи земного и небесного глобусов. Мн. задачи употребляются при изучении нач. курса А. и в совр. ср. и высш. школе.
В кон. 18 в. А. в виде способ, бесед вошла в уч. замыслы учительской семинарии, открытой в 1783 при Гл. нар. уч-ще (Санкт-Петербург). К нач. 19 в. матем. география входила кроме этого в уч. замыслы духовных уч-щ, под таким же заглавием элементы сферич. и практич. А. включались в нач. курс географии в количестве, нужном для понимания смены времён года, различия тепловых поясов и т. д. Ввиду сложности значит, части астрономич. понятий для обучающихся мл. классов к сер. 19 в. в шк. преподавании А. отчётливо проявилась тенденция к ограничению этих знаний и созданию интегрального предмета в курсе нач. обучения — родиноведения (отчизноведения), предшественника совр. курса природоведения.
Со 2-й пол. 19 в. в направления матем. физики и географии ср. школы включались элементы небесной механики (законы всемирного тяготения и Кеплера), а позднее и астрофиз. сведения о природе небесных тел (в описат. замысле). В кон. 19- нач. 20 вв. А. называющиеся «Космография» вошла в уч. замысел гимназий (1 ч в нед), настоящих и коммерч. уч-щ (2 ч), кадетских корпусов. Преподавание велось по книжкам А. Ф. Малинина и К. П. Буренина, К. Д. Краевича, А. Н. Савича, Д. М. Перевощикова, М. В. Певцова и др. Уч. астрономич. атласы 19 в. содержали схему Нашей системы с указанием расстояний до планет, картинки, поясняющие сравнит, размеры небесных тел, смену фаз Луны, события солнечных и лунных затмений. Широкое распространение взяли настенные таблицы по матем. географии Я. Ковальского и Н. Животов-ского (1880). В списки наглядных пособий не считая глобусов входили теллурии, устройства для демонстрации видимого перемещения Солнца на разл. широтах, обоюдного размещения планет на орбитах и «универсальный аппарат» — предшественник планетария.
В нач. 20 в. в совершенствовании содержания астрономич. образования и создании новых программ по А. участвовали Рус. астрономическое об-во (1890—1932), Рос. об-во любителей ми-роведения (1908—32), учёные-астрологи С. Н. Блажко, А. А. Иванов, П. К. Штернберг и др. Были изданы книжки для разл. типов ср. уч. заведений, сборник упражнений и задач
H. П. Каменыцикова, пособие по организации практич. наблюдений и работ Н. В. Платонова. Книжки К. Д. Покровского отличались чёткой способ, совокупностью изложения традиц. разделов курса, включали упражнения и задачи, книги Каменьщикова содержали сведения по истории развития А., пособия С. П. Гла-зенапа удачно сочетали науч. доступность и строгость изложения при описании природы небесных тел, методов и инструментов астрономич. изучений. Эти книги, и книжки С. В. Щербакова, И. В. Полака и др. позднее употреблялись и в сов. школе. Вопросы совершенствования преподавания А., переподготовки и подготовки преподавателей были поставлены на Всерос. заседании учителей физики, космографии и химии (Москва, 1917).
Во время становления сов. школы А. как самостоят, уч. предмет не преподавалась; соответствующий мат-л включался в направления географии, физики и математики; на нач. ступени элементы А. входили в курс родиноведения. Значит, астрономич. материал содержали комплексные программы ГУС (с 1923—25), в к-рых отмечалось, что «все астрономич. темы проходятся способом наблюдения невооружённым глазом самими обучающимися». Ключевую роль в развитии методов и становлении курса обучения А., в частности школьных астрономич. наблюдений, сыграли «Рабочие книги по астрономии» M. E. Набокова.
В 30-х гг. А. как самостоят, уч. предмет вошла в уч. замыслы ст. классов ср. школы (1 ч в нед). Нек-рые первонач. астрономич. сведения уч-ся приобретали в курсе физ. географии (2—4-й кл.), потом в курсе природоведения. В 1935 был издан первый сов. стабильный учебник по астрономии Б. А. Набокова-и Воронцова Вельяминова в двух частях: неспециализированной и астрофизической. В книжке 1947 (создатель Воронцов-Вельяминов) была сделана попытка перенести вопросы сферич. А. в заключит, часть курса и начать его изложение с астрофизики. В последующих изданиях книжки была восстановлена традиц. последовательность изложения.
Наиб, значительные трансформации были внесены в программу курса А. в 1970 в связи с переходом школ на новое содержание образования. Но значение мн. фундам. открытий в науке (пульсары, квазары, реликтовое излучение и др.), вынудивших по-новому посмотреть на эволюцию и строение Вселенной, было понято уже по окончании перехода школ на новые программы, что явилось предпосылкой предстоящего их совершенствования. Особенно изменилась структура заключит, части курса: космологии вопросов и объединение космогонии в единую тему «эволюция и Строение Вселенной» разрешило ликвидировать дублирование мат-ла, отказаться от малозначит. подробностей и на более совр. уровне подойти к изложению осн. идеи курса — развитие Вселенной.
В 1980 создана базовая программа по А., в к-рой намерено отобранный мат-л сгруппирован около осн. идей совр. А. На её базе составляются функциональные программы для ср. школ, ср. проф.-тех. училищ и ср. спец. уч. заведений с учётом их специфики. В 1981 в программу для ср. школы включены новые разделы — «Межпредметные связи» и «Главные требования к знаниям
и умениям обучающихся». В 1985 усовершенствована базовая программа и создана программа по А. для ср. школы (1 ч в нед в выпускном кл.), включающая «Введение» и 6 тем: «Практич. базы А» (растолковывает астрономич. явления, замечаемые невооружённым глазом), «Перемещение небесных тел», «Способы астрофиз. изучений», «Природа тел Нашей системы», «Звёзды и Солнце», «Строение и эволюцич Вселенной». Заключит, лекция посвящена совр. роли и достижениям А.
В соответствии с данной программой был переработан стабильный учебник Б, А. Воронцова-Вельяминова (1987), и изданы пробные книжки Е. П. Левитана (1985), А. В. Засова и Э. В. Кононовича (1986) и В. В. Пор-фирьева (1987).
В целях удовлетворения интереса обучающихся ср. шк. возраста элементы А. включены в эксперим. интегральные направления «Естествознание» (5—7-й кл.), «астрономия и Физика» (7—11-й кл.). В курсе естествознания даются первонач. представления о виде звёздного неба, о связи сезонных явлений с годичным перемещением Почвы, природе отечественной планеты, составе и строении Нашей системы. В курсе «Физика и А.» с опорой на уже освоенные знания по физике последовательно рассматривается адаптированный для соотв. возраста материал след, тем: «Практич. базы А.» (8-й кл.), «Перемещение небесных тел» (9-й кл.), «Природа тел Нашей системы» (10-й кл.). Две заключит, темы курса изучаются в 11-м кл.
Для углублённого изучения А. созданы программы факультативных направлений: «Мироведение» (8-й кл.); «Базы космонавтики» (9-й кл.) и «Физика космоса» (10-й кл.); изданы пособия «Небесные светила — надёжные ориентиры» Е, А. Саркисян (1981), «Базы космонавтики» А. Д. Марленского (1975, 2 изд., 1985).
Методика преподавания астрономии.Первонач. способ, советы по преподаванию А. в школе находились в книжках. В 1947 была издана «Методика преподавания астрономии в ср. школе» Набокова (2 изд., 1955), в 1960 вышла книга для преподавателей В. А. Шиша-кова.
Значительную помощь школе оказывают журн. «Физика в школе» (осн. в 1937), публикующий статьи, освещающие способ, неприятности преподавания А. в ср. школе, отделения Всес. астрономо-геодезич. об-ва при АН СССР (ВАГО, осн. в 1932). Издаваемый ВАГО журн. «Вселенная и Земля» (с 1965) публикует статьи, которые содержат сведения, нужные для самообразования преподавателя А. Изд-во «Просвещение» в б-ке «Мир знаний» издаёт науч.-популярную лит-ру по А.
Разработка методики преподавания А. в ср. школе повлияла на совершенствование астрономич. подготовки преподавателей. Были изданы книжки по А. для пед. ин-тов и ун-тов И. Ф. Полака (1930), П. И. Попова, К. Л. Баева, Р. В. Куницкого, Воронцова-Вельяминова (1940), «Сб. упражнений и задач по А.» Воронцова-Вельяминова (1939). В 1954 в программы пед. ин-тов введён курс «А. с методикой преподавания её в ср. школе». В 1964 в ряде ин-тов для увеличения науч. уровня подготовки преподавателей А. была введена новая профессия «Физика и А.», уч. замысел к-рой включает расширенные направления неспециализированной физики, А. и методчки её преподавания. В 1973 издана «Методика преподавания А. в ср. школе» (авторский коллектив под управлением Воронцова-Вельяминова, 2 изд., 1985).
При обучении А. серьёзное место отводится реализации межпредметных связей. Астрономич. наблюдения, к-рые являются базой для определения геогр. координат, снабжают сообщение курса А. с курсом физ. географии. На уроках А. уч-ся видятся со всеми изучаемыми в курсе физики понятиями, явлениями, законами и теориями. Углубление этих знаний оказывает помощь обучающимся осмыслить практич. использование «земнсе» физики в космич. масштабах. Удачи в изучении хим. состава тел Нашей системы, достигнутые благодаря ракетно-космич. технике, разрешают осуществлять более тесную сообщение направлений химии и А.
В обучении А. употребляются непо-средств. наблюдения обучающихся, проводимые как под управлением преподавателя, так и самостоятельно, карты Луны и звёздного неба, «Атласы звёздного неба», модели небесной сферы, планетной совокупности, земные и лунные глобусы, таблицы, диафильмы, диапозитивы, кинофрагменты и фильмы. Ключевую роль в обеспечении наглядности обучения покупают планетарии, в к-рых читается курс лекций по А. для обучающихся ср. уч. заведений, сопровождаемый демонстрацией астрономич. явлений.
Уроки А. проводятся, в большинстве случаев, в кабинетах физики. В ряде школ преподавателями совм. с обучающимися созданы спец. кабинеты А., и астрономич. обсерватории и площадки, к-рые употребляются как база для кружковой работы. Центрами внеклассной и внешк. работы по А. во мн. городах являются кружки при планетариях и др. внешк. учреждениях.
В большинстве заруб, государств А. в виде самостоят, уч. предмета, в большинстве случаев, не преподаётся, её элементы включаются в направления природоведения, географии, физики либо математики. Число уч. часов, отводимых на изучение А., колеблется от 20 до 90. Наиб, перспективным считается включение астрономич. разделов в курс физики, потому, что это разрешает более основательно и глубоко изложить совр. космологии и вопросы астрофизики (эволюция и природа звёзд, развитие Вселенной).
Литиабоков M. E., Очерк истории преподавания астрономии в ср. школе в РФ и в СССР, в сб.: Ист.-астрономич. изучения, в. 1, М., 1955; Таблицы по астрономии, под ред. П. И. Попова, М., 19552; Левитан Е. П., Методика преподавания ^астрономии в ср. школе, М., 1965; Михайлов А. А., Звездный атлас, содержащий звезды до 8,25 величины, [Л., 19693]; его же, Атлас звездного неба, Л1980 *; Марленский А. Д., Уч. звездный атлас, M., 19703; Куликовский П. Г., Справочник любителя астрономии, М., 1971 *; Андрианов Н. К., Марленский А. Д., Шк. астрономич. обсерватория, М., 1977; и х ж е, Астрономич. наблюдения в школе, М., 1987; 3 и — гель Ф. Ю., Лунные горизонты, М., 1976; его же, Звездная азбука, М., 1981; Я х-н о Г. С., Наблюдения и практич. работы по астрономии в ср. школе, M., 19782; К л и — мишин И. А., Астрономия отечественных дней M., 19802; Шкловский И. С., Вселенная, жизнь, разум, М., 1987°; К о и о и о-вич Э. В., Солнце — дневная звезда, М., 1982; Да га ев M. M., Наблюдения звездного неба, М., 1983; Комаров В. Н., Новая занимат. астрономия, M., 19832; Шк. астрономич. календарь, в. 1М., 1951 Энциклопедия, словарь юного астролога, М., 1980. Е. К. Страут
АТТЕСТАЦИЯ(от лат. attestatio — свидетельство) педагогов, комплексная оценка уровня квалификации, пед. продуктивности и профессионализма деятельности работников гос., муниципальных образоват. учреждений.
В Рос. Федерации до нач. 90-х гг. действовали положения об необходимой периодической А. нек-рых категорий пед. работников, принятые в СССР гл. обр. с 1974 и пересмотренные в 1984—87.
В 1992 федеральным Мин-вом образования по окончании долгого опыта и предварит, дискуссий предложена совокупность А. пед. работников образоват. учреждений, основывающаяся на единых правилах и разрешающая вместе с тем учитывать кадровые, экон. и др. особенности каждой территории. Цель А. — стимулирование профессионализма и роста квалификации, качества пед. труда, развитие творческой инициативы, и обеспечение социальной защищённости педагогов в условиях рыночных экон. взаимоотношений путём дифференциации зарплаты . Задача А. — присвоение педагогу квалификац. категории в соответствии с уровнем его профессионализма.
Требования к работникам приводятся в квалификац. чертях, утверждаемых пр-вом Рос. Федерации. В этих документах указываются должностные обязанности и характеризуются требования к умениям и знаниям работников каждой категории.
Правила А. — добровольность, открытость, коллегиальность, целостность и системность экспертных оценок, снабжающие объективное, корректное, бережное и доброжелательное отношение к пед. работникам.
А. смогут проходить учителя, учители, мастера и старшие мастера производственного обучения, старшие и воспитатели воспитатели, начальники кружков, старшие вожатые, педагоги-психологи, педагоги-организаторы, тренеры-учители, социальные педагоги и методисты, аккомпаниаторы, концертмейстеры, начальники физич. воспитания, начальники трудового обучения гос., муниципальных образовательных учреждений всех типов, наименований и видов. Типовое положение об А., созданное Мин-вом образования, предусматривает 12 квалификац. групп, охватывающих осн. специализации педагогов в гос. и муниципальных образовательных учреждениях.
Для дифференциации зарплаты всех этих групп пед. работников предусмотрено не меньше 4 квалификац. категорий. Число квалификац. категорий в территориальных положениях об А. возможно увеличено.
Пед. работник любой квалиерикац. категории независимо от образования и стажа может по личному заявлению аттестоваться на любую категорию и взять её при успешного прохождения А.
Предусмотрена возможность проведения А. в 2 этапа. На первом — квалификац. опробованиях (в форме экзамена, собеседования, творческого отчёта, защиты науч.-способ, либо умело-эксперим. разработки) — квалификац. рабочими группами проверяются знание педагогом собственного предмета, методики его преподавания, теории педагогики и пед. психологии, умение творчески использовать знания в практич. проф. деятельности.
Второй этап А. — оценка пед. продуктивности и профессионализма деятельности работника. С целью этого проводятся анализ уч.-воспитат. занятий, тестирование обучающихся, контрольные работы, анкетирование сотрудников, обучающихся и их своих родителей, и др. формы психологопед, диагностики.
Для организации А. создаются атте-стац. комиссии: главные — республики в составе Федерации, края, области, города, авт. округа (разрабатывают территориальные положения об А. с учётом рекомендаций Мин-ва образования, науч.-пед. и метг. д. учреждений), главные отраслевые мин— в и ведомств (разрабатывают соответствующие отраслевые положения) и — в соответствии с территориальными положениями об А. — районные либо окружные, муниципальные и образоват. учреждения. Комиссии определяют процедуры и формы А., уточняют сроки её проведения. Главные рабочей группы есть в праве присуждать высшие и первые квалификац. категории; районные, окружные, муниципальные — первые и вторые категории; комиссии образоват. учреждения — вторую категорию. В состав рабочих групп кроме его заместителей и председателя входят специалисты по А. — эксперты соответствующего профиля. Оценка специалистов по итогам А. о соответствии либо несоответствии пед. работника требованиям заявленной квалификац. категории закрепляются в ответе аттестац. комиссии. На основании этого решения начальником соответствующего гос. органа управления образованием издаётся приказ о краже работникам квалификац. категории с установленным повышением ставок заработной платы. Прошедшим А. выдаётся удостоверение, настоящее на всей территории Федерации.
Трудовые споры, появившиеся по итогам А., рассматриваются вышестоящей аттестац. рабочей группой. Ответ основной аттестац. комиссии возможно обжаловано по суду лишь в части процедуры А. А. призвана помогать реализации федеральной и региональных программ развития образования, созданию эластичной совокупности управления качеством образования.
АТТЕСТАЦИЯучреждений неспециализированного образования, осн форма гос -обществ контроля за образоват деятельностью Введена в Рос Федерации по Закону об образовании (1992) Проводится на единой нормативной и организац -способ базе независимо от ведомств принадлежности и организац -правовых форм образоват учреждений А устанавливает соответствие содержания, качества и уровня подготовки выпускников требованиям гос образоват стандартов Условие А учреждения, выдающего документы об образовании, — положит результаты итоговой аттестации не меньше чем половины выпускников в течение 3 последовательных лет, предшествующих А
А организуется (раз в 5 лет) по заявлению образоват учреждения в орган управления образованием по принадлежности Первая А снова созданного учреждения может проводиться по окончании его первого выпуска, но не ранее чем через 3 г по окончании получения лицензии на право ведения образоват деятельности, может проходить поэтапно по ступеням образования — нач , главного, полного среднего
Для А создается рабочая группа (педагоги, представители органов здравоохранения, местного самоуправления, мин-в и ведомств и др ) Положит заключение рабочей группы является основанием для получения учреждением аккредитации (см Дополнения) Вторичная Быть может проводиться не ранее чем через 12 мес по окончании отказа в аккредитации Отрицат заключение рабочей группы возможно обжаловано по суду в части процедуры А.
АУТИЗМ(от греч. autos — сам), состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности либо затруднениями в общении, предпочтением собственного внутр. мира контактам с окружающими. Термин «А.» ввёл в 1912 швейц. психиатр Э. Блейлер для обозначения особенного вида аффективной мышления и сферы, к-рое регулируется внутр. эмоциональными потребностями человека и мало зависит от настоящей действ ительности.
Происхождение А. возможно разным. В лёгкой степени он может наблюдаться при конституциональных изюминках психики (акцентуация характера, психопатия), а также в условиях хронич. психич. травмы (аутистич. развитие личности). А. может выступать как неотёсанная аномалия психич. развития (ранний детский А.) разл. происхождения: при шизофрении, врождённых ор-ганич. поражениях мозга и др. В зависимости от степени и происхождения выраженности А. может не потребовать мед. коррекции (в лёгких конституционально обусловленных формах он часто сочетается с одарённостью в разл. областях, что облегчает социальную адаптацию). В более тяжёлых случаях необходимы спец. лечение и коррекция, включающий как терапию осн. заболевания, так и комплекс мероприятий психолого-пед. характера, направленных на формирование контактов с внеш. миром.
Лит. см. при ст. Аномальные дети (раздел Дети с эмоциональными нарушениями). К. С. Лебединская.
АФАНАСЬЕВПётр Онисимович [1(13).2. 1874, дер. Апанасово-Темяги Тетюшско-го у. Казанской губ., — 20.8.1944, Москва], педагог, методист (рус. яз.), дер пед. наук (1940), проф. (1938). По окончании окончания Симбирской чуваш, школы (1890) трудился в нач. школе в с. Богдашкино Симбирской губ. После этого продолжил образование в Симбирской семинарии (1898) и Моск. духовной академии (1903). В 1906 окончил экстерном Казанский ун-т. С 1903 преподавал в Симбирской, Рязанской, Поливановской учительских семинариях, Ярославском учительском ин-те. С 1918 в пед. вузах и н.-и, пед. учреждениях Москвы. В один момент сотрудничал в «Вестнике воспитания», «Пед. Журнале» и «вестнике МНП», где выступил с критикой офиц. проектов школьно-просветительской совокупности для инородцев Поволжья («Школы среди инородцев Казанского края до Н. И. Ильминского», 1913). Опыт обучения рус. яз. в нац. школе обобщил в «Способ, очерках о преподавании родного языка…» (1914). Изложенные тут способ, идеи о постепенном построении курса, главенствующей роли грамматики, типологии выговора и учёте изюминок совокупности родного языка обучающихся потом развиты им в «Способ, указаниях к обучению рус. грамоте нерус. обучающихся» и «Грамматических таблицах по рус. яз. Для нерус. школ» (обе в 1938). По окончании Окт. революции А. деятельно включился в постройку новой школы. Настаивал на принципиальной реконструкции уч. программ по рус. яз. в духе идей трудовой школы, на преодолении сложившихся традиций (искусств, подача материала, преобладание готовых образцов и правил и пр.). Духовному становлению ребёнка, согласно точки зрения А., имели возможность содействовать лишь энергично-творческие способы преподавания, основанные на деятельностном подходе к лингвистич. явлениям (язык-вид личного и социального творчества), на преимущественном интересе к коммуникативной стороне языка. Гл. внимание, вычислял он, должно быть направлено на естеств. развитие речи обучающихся, формирование умений самобытно и самостоятельно высказывать собств. мысли, выработку культуры речевого поведения в обществе и коллективе («Методика родного языка в трудовой школе», 1921).
Особенное место на нач. ступени обучения А. отводил распространению звуковой совокупности обучения грамоте, предполагавшей определённую последовательность слогов и введения звуков, лингвистически целесообразные артикуляцион-но-фонетич. приёмы преподавания. Разрабатываемый А. звуковой аналитич. способ положен в базу букваря «Просматривай, пиши, вычисляй» (1925), выдержавшего 24 издания. Параллельно изучил наиб, действенные подходы к обучению чтению взрослых (сб. «Борьба за грамотность», 1925).
Изучение опыта отеч. языкознания (Ф. И. Буслаев, Ф. Ф. Фортунатов, А. В. Щерба и др.) в статьях кон. 30-х — нач. 40-х гг. и «Хрестоматии по истории способов преподавания рус. яз. в нач. школе» (1941) явилось составной частью работы А. над созданием совр. целостной способ, совокупности. Итогом данной работы стал учебник «Методика рус. яз. в ср. школе» (1944) для пед. институтов. Тут единство разнообразных методических приёмов и подходов, предлагаемых А., конкретно основывалось на анализе системных взаимоотношений в самом языке, связи между его сторонами: лексикой, фонетикой, морфологией, стилистикой и др.
Соч.: Энергично-трудовой способ обучения, М. — П., 19242; Родной язык…, М., 1928е; К вопросу о методологии и методике рус. языка, РЯШ, 1929, № 3; Совокупность методики рус. языка как науч. дисциплины, в том месте же, 1931, № 1; Учебник рус. языка для нач. школы, М., 1933—4513 (соавт.).
Лит.: P с д о з у б о в С. П., П. О. Афанасьев, в сб.: Методисты сов. нач. школы, М., 1958. Д. А. Ермаков.
АФГАНИСТАН,Исламское Государство Афганистан, гос-во в Азии. Пл. 647,5 тыс. км2. Нас. 16,7 млн. чел. (1988, оценка; св. ‘/2 -афганцы). Гос. языки -дари и пушту. Столица — Кабул.
В доисламский период на терр. А. господствующим вероучением был зороастризм, к-рый проповедовался странствующими преподавателями. В первые века н. э. нек-рым влиянием пользовался буддизм и были созданы буддистские школы. С распространением ислама (8 в. н. э.) показались мусульм. уч. заведения, в т. ч. с 9—10 вв. — медресе. Большими центрами арабской культуры стали Газни, Гур, Герат; с 17 в. — Кандагар. На некоторых афганских территориях уже с 10 в. в обучении начал использоваться язык дари.
Во 2-й пол. 19 в. правитель А. Шер Али предпринял нек-рые просветительские реформы: показалось неск. школ европ. типа, в крепости Бала-Хисар был создан гос. лицей с отделениями для подготовки кабинетов министров, военных и чиновников. Началось издание уч. лит-ры, в т. ч. переводной. В нач. 20 в. стали открываться гос. школы, гл. обр. нач. и неполные средние. В становлении нац. совокупности просвещения ключевая роль принадлежала лицею «Хабибия» (1903), где началась и систематич. подготовка шк. преподавателей.
По окончании провозглашения независимости (1910) были созданы гос. нач. школы, проф. уч. заведения, в т. ч. для подготовки преподавателей. Ср. уч. заведения в 20-е гг. строились по примеру зарубежных: «Амания» (по типу франц. лицеев), «Амани» (по типу герм, настоящих уч-щ), «Гази» (по типу брит, колледжей). В 1921 открыто первое жен. уч. заведение (позднее взяло назв. «Заргуна»). Лицеи и
другие ср. уч. заведения размещались в Кабуле; только в 1936 в Кандагаре открыт первый провинц. лицей.
Конституция 1931 декларировала обя-зат. нач. обучение (6 лет в городе, 3 года в сел. местности). В 50-х гг. оно купило заметные масштабы, но не имело возможности урегулировать вопросы увеличения образоват. уровня населения. Развивалось проф. обучение в пед. колледжах, с.-х. уч-щах, механич., худож.-кустарных школах; действовали академии и кабульские духовные школы и др. Число уч. заведений всех типов возросло с 762 в 1955 до 2,8 тыс. в 1967, число уч-ся-со 121 тыс. до 520 тыс., бюджетные отчисления увеличились с 3,3 млн. до 5,4 млн. афгани соответственно. Кабинетов министров, реформы носили поверхностный темперамент. Развитие сети совр. уч. заведений сдерживалось экон. возможностями страны, тяготением населения к традиц. мусульм. образованию. Незадолго до провозглашения А. республикой (1973) в стране трудилось 418 школ всех типов, из них 70% размещалось в помещениях, не приспособленных для уч. целей. Обучением было охвачено ок. 20% детей шк. возраста, в т. ч. 7% девочек. В вузах занималось ок. 7% молодёжи. 90% нас. оставалось неграмотным. На просвещение выделялось 2% ВНП. Обучение было раздельным, а в проф. уч-щах с 1961 — смешанным, в нач. школе бесплатным, в средней и высшей-платным. Преподавание велось на языках пушту и дари. Во всех уч. заведениях громадное внимание уделялось изучению богословских дисциплин. Совокупность образования включала: дошк. учреждения для детей от 3 до 6 лет (ими было охвачено 0,8% детей), нач. школу для детей с 7 лет (3 года обучения в сёлах, 6 лет в городах), неполную школу (3 года), среднюю (3 года), высшую (4—6 лет). Проф.-тех. подготовка осуществлялась в проф. уч-щах на базе нач. образования (4 года обучения) и в проф. лицеях и др. уч. заведениях на базе неполной ср. школы (3—4 года).
В Демокр. Республике Афганистан (1979—87) были провозглашены равные права всех граждан на образование. Гл. задачами пр-во вычисляло расширение светского образования, ликвидацию неграмотности, развитие, гос. средних общеобразоват. и проф. уч. заведений. Школы, снова организованные дошкольные и внешк. учреждения, пед. вузы и колледжи были переданы в ведение Мин-ва просвещения, др. проф. уч. заведения — Мин-ву высш. и ср. спец. образования.
С сер. 80-х гг. проводилась шк. реформа, имевшая целью переход к единой 11-летней общеобразоват. школе с совм. обучением, новыми уч. учебниками и программами. В рамках единой школы предполагалось нач. обучение (1—5-й кл.), неполное среднее (6—8-й кл.), полное среднее (9—11-й кл.). В 1988/89 у ч. г. трудилось 1350 школ (857 тыс. уч-ся), в т. ч. 344 средние. В 20 религ. школах и медресе обучалось св. 8 тыс. уч-ся. Заметный урон нар. образованию нанесли боевые действия: сожжено либо уничтожено св. 2 тыс. школ, погибли много уч-ся и преподавателей.
Проф.-тех. образование осуществлялось в техн., с.-х., ремесл. и др. уч. заведениях. В 1984 число уч-ся проф. уч-щ увеличилось если сравнивать с 70-ми гг. на 42%. В 1988 в 28 проф.-тех. уч. заведениях обучалось 10,1 тыс. чел. Впер-
вые открыты школы по подготовке ква-лифициров. рабочих. Все проф.-тех. уч. заведения находятся на гос. обеспечении.
Громадное внимание уделялось ликвидации неграмотности среди взрослого населения. При Сов. Мин. республики и при Мин-ве просвещения были созданы спец. органы для координации и руководства данной работы. В ней употреблялся опыт ликвидации массовой неграмотности в СССР, но данный опыт не был достаточно осмыслен применительно к конкретным условиям А. При широком привлечении добровольцев из пед. общественности, выпускников нач. и ср. уч. заведений в этих мероприятиях имели место формализм, адм. способы и т. п. В 1979—88 направления ликбеза окончили ок. 1,8 млн. чел., но 75% населения А. в 80-х гг. считалось неграмотным.
Подготовка преподавателей нач. классов велась в пед. колледжах (уч-щах) на базе неполной ср. школы — 4 года, на базе полной ср. школы — 2 года. Воспитателей дошк. учреждений готовили на годичных направлениях по окончании окончания ср. школы. Учителя ср. школы приобретали проф. образование в пед. ин-тах (в Кабуле, Ма-зари-Шарифе, Герате, провинции Нап-гархар), а также в Кабульском и Нан-гархарском ун-тах. На базе Кабульского пед. ин-та велась подготовка магистров, создан научно-способ. центр (1987). В 1980 открыт Центральный ин-т усовершенствования преподавателей.