Специфика психологической активности в зрелом возрасте

Базы современного изучения психологии взрослых людей заложил Эриксон [336], выделив три стадии в ее развитии. Центральный психотерапевтический момент в ранней зрелости (25—35 лет) — установление интимности, родных личных связей с другим человеком. В случае, если человек потерпел неудачу в интимном общении, то у него может развиться чувство изоляции, чувство, что ни на кого в целом мире он не имеет возможности положиться, не считая себя.

В промежутке от 35 до 45 лет (средняя зрелость) — время притязаний и переоценки целей. В эти годы довольно часто испытывают кризис середины судьбы, что ощущается как неожиданное осознание, что полжизни уже прожито. Оно соединяется с вопросами, что достигнуто и что в конечном итоге свидетельствует жизнь. Сейчас собственной жизни человек часто начинает отдавать себе отчет в том, что он не достиг целей, поставленных когда-то перед собой, и, возможно, ни при каких обстоятельствах их не достигнет а также, если он их достиг, все равно может испытывать разочарование. Кризис середины судьбы определяется расхождением между мечтами, поставленными в юности целями, и действительностью. Потому, что грезы довольно часто нереальны, оценка достигнутого может оказаться окрашенной очень плохо. Тогда человек начинает мрачно наблюдать на судьбу и вычислять, что «уже поздно что-либо поменять» и «уже не успеть».

Центральная тема в средней зрелости — генеративность — желание оказать влияние на новое поколение через собственных детей, через практический либо теоретический вклад в развитие общества. Генеративность определяет свойство посмотреть назад около, заинтересоваться вторыми людьми, стать продуктивным, что, со своей стороны, делает человека радостным. Потерпевший на данной стадии неудачу имеет тенденцию появляться поглощенным лишь самим собой. В этом возрасте человек формулирует собственную точку

зрения о внешнем мире, его будущем и о собственном участии в нем. Поняв и оценив настоящее положение вещей, наметив с учетом этого новые цели либо скорректировав ветхие, человек, подходящий к себе доброжелательно и здраво, благополучно преодолевает данный перевал и с новыми замыслами вступает в следующий период собственной жизни.

В случае, если человеку удалось избежать кризиса середины судьбы, т. е. если он не создавал осознанно ревизии собственных достижений и планов, то период поздней зрелости (45—60 лет) может пройти без выражения, бесцветно и окончиться прекращением трудовой активности. Не знавшие этого кризиса теряют живость, нужную для продолжения собственного развития в последующие годы. В то время, когда же переоценка сокровищ в середине судьбы встречена открыто, лицом к лицу, то результатом ее может явиться глубинное обновление личности и, как следствие, рост удовлетворения во время 45—60 лет, распространяющийся и на более поздние годы. Основное в этом возрасте — неуспокоенность. В то время, когда человек успокаивается, он перестает развиваться, тогда появляется чувство опустошения, вызывающее застой. Кое-какие люди в этом тягостном состоянии концентрируют интересы на себе, начинают себе потакать, как ребенку, и чрезмерно о себе заботиться. В случае, если же человек продолжает деятельно трудиться, то данный период может оказаться для него весьма продуктивным. Так, не считая установленного Леманом [370] оптимального промежутка для выдающихся открытий в возрасте около 40 лет, Пельц и Эндрюс [208] нашли и второй пик творческой активности — через 10—15 лет по окончании первого, т. е. в 50—55 лет.

Во время 60—70 лет выделяется тема единства — свойства посмотреть на прошедшую судьбу с удовлетворением. В случае, если жизнь приносила человек и удовлетворение достиг эмоции единства с собой и другими людьми, то старость будет радостной иногда. Определение «успешности» старости не нужно связывать со сравнением с другими возрастными группами («он выглядит на 40 лет»).

Дело не в том, как выглядит человек, а в том, имеется ли у пожилого человека удовлетворения и ощущение счастья от судьбы. По мере того как сокращается будущее, человек чаще обращается к прошлому, производя перерасмотрение собственную жизнь, часто с мудростью, разрешающей придать второе, большее значение ситуациям и эпизодам его жизни. Цель развития в старости — достижение ощущения, что, во-первых, прожита большая и полная удовлетворения жизнь, и во-вторых, что на данный момент она максимально активна.

Неприятности активности поздней зрелости и старости становятся все более актуальными по мере того, как возрастает долголетие людей. В связи с удачами психологии и медицины население мира понемногу «стареет». В случае, если общее колличество населения СССР с 1939 по 1975 г. возросла в 1,3 раза, то численность лиц старше 60 лет — в 2,5 раза. Предполагают, что часть лиц 65 лет и старше возрастет с 4,9% в 1960 г. до 6,4% к 2000 году.

Общество «стареет». Как же продолжить деятельный период судьбы человека? Главная неприятность геронтологии была сформулирована А. А. Богомольцем [34] — это изучение старения организма с целью профилактики его преждевременного старческого увядания. Так, задача не только в продлении долголетия человека, но и в том, дабы до самого финиша он считал, что стоит жить.

С каких лишь позиций ни штурмовала наука проблему профилактики старости! Но принципиально важно выделить, что в подавляющем большинстве подходов эту проблему разглядывали с физиологической, а не с психотерапевтической стороны. Так, Вейсман думал, что человек стареет по причине того, что организм теряет свойство обновлять клетки, И. И. Мечников [186] указал на большой ущерб для организма отравления продуктами обмена веществ, А. А. Богомолец полагал, что ключевая роль в старении в собственности соединительной ткани и создал соответствующую этому представлению сыворотку против старения. Современные позиции связывают самый эффективный метод продолжить юность с увеличением физической подвижности и ограничением питания [271]. В соответствии с последней мнению, длительность судьбы человека уменьшается так, как окружность его живота больше окружности грудной клетки. В Соединенных Штатах, к примеру, с желающего застраховать собственную жизнь взимается дополнительная плата за любой килограмм его лишнего веса [311].

какое количество может жить человек? Вероятное личное долголетие человека сейчас оценивается как 70 + (30—50) лет. Наряду с этим значительно, что развитие цивилизации не стало причиной сокращению числа долгожителей. Сведения, полученные на протяжении римской переписи населения в I в. н. э , говорят о том, что среди переписанных был 81 человек в возрасте старше 100 лет, т. е. 0,0027%. Перепись населения СССР 1970 г. свидетельствует, что среднее число долгожителей у нас не меньше. И сейчас видятся люди, живущие намного больше, чем средняя длительность судьбы. Так, в Иране уже Сейчас жил Сеид-Али 195 лет, трудившийся в эти годы еще без очков, некая Макаранже, жившая в Боливии, была трудоспособной до 203 лет. свойствами и Какими чертами владеют эти избранники судьбы?

Психологические изюминки долгожителей — это в первую очередь громадная активность. Ни один лентяй до глубокой старости не доживает. Жизнерадостность, отсутствие завистливости, неподатливость мрачным настроениям и свойство к стремительному восстановлению равновесия по окончании психологических травм — все эти качества свойственны практически всем долгожителей [217, 266]. Хроническое душевное беспокойство значительно более содействует укорочению судьбы, чем действие всех благоприятных факторов — ее продлению. Надежный путь к долголетию, помимо этого, связан с сознательным самоограничением: никакого пресыщения, необходимо «беречь желание». Одного из 100-летних обитателей — Беч-Карочаву задали вопрос, как он рекомендует дожить до его лет. «Кушать нужно мало, вовремя, другими словами в то время, когда хочется, ежедневно имеется кислое молоко, перед сном не есть мяса, не выпивать, не курить, дремать на свежем воздухе, сколько захочется, не пребывать продолжительно на солнце, не переживать, ни с кем не спорить и никому не питать зависть к» [266].

Наровне с процессами старения в организме человека развиваются приспособительные психотерапевтические механизмы, благодаря которым полноценная деятельность может длиться впредь до глубокой старости. Так, к примеру, слабеющая непроизвольная память компенсируется богатой ассоциативной памятью либо навыком записывать нужные сведения, недостаточное распределение внимания восполняется его повышенной переключаемостью. Богатый жизненный опыт определяет такие черты в старости, как уступчивость и рассудительность.

В случае, если молодежь побеждает за счет энергии в лобовой атаке, то в старости в большей мере учитываются события и производится расчетливое маневрирование.

Но для оптимального развития компенсаторных максимального использования и механизмов возрастных изюминок в первую очередь необходимо выработать новые установки и ориентировать себя на новые цели. В данной связи полезно подчернуть, что не каждый труд связан с возрастным падением квалификации. К примеру, чем моложе водители, тем больше они совершают аварий. Увеличивается с возрастом уровень качества решений и точность диагностических оценок в работе доктора. Профессия учителя также относится к тем профессиям, где огромную роль играется и жизненный, и опытный, и педагогический опыт. В то время, когда подкрадывается пенсионный период, учитель находится в самом расцвете собственного дарования, интеллектуальный уровень еще на высоте, а физическое утомление до некоей степени возможно компенсировано опытным мастерством. Однако большая часть профессий требует перемены характера труда и поэтому определенной подготовки к таким серьёзным жизненным переменам.

Многие люди, приближаясь к этапу поздней зрелости, неявно предполагают, что отрезок их жизни по окончании выхода на пенсию не так велик, дабы заблаговременно и без шуток подготавливаться к новым для себя условиям судьбы. Это совсем неверное предположение: период по окончании выхода на пенсию образовывает в среднем 16 лет у года и 24 мужчин у дам — срок, сопоставимый как с периодом юности, так и с длительностью трудовой деятельности [298]. Приведенные цифры говорят о том, что это достаточно долгий этап и не следует жалеть упрочнений на фундаментальную подготовку к нему.

Прекращение трудовой деятельности обусловливает определенное изменение социального престижа. К моменту наступления пенсионного возраста большинство людей достигает максимального профессионально-должностного и материального уровней, обладает высоким мастерством в собственной работе, пользуется заслуженным уважением и авторитетом среди сотрудников.

Выход на пенсию свидетельствует отказ от этого положения и, разрушая привычный жизненный стереотип, часто ведет к депрессии. Необходимо помнить кроме этого, что именно в это время человек неизбежно теряет близких и родных людей, от него отделяются ставшие независимыми дети — все это может породить чувство одиночества. Попутно напомним, что тенденция раздельного проживания семьи и стариков детей отмечается на данный момент во всем мире. Подобная психотерапевтическая установка (на постоянное отдельное от детей проживание) может привести человека к глубокому одиночеству во время судьбы, в то время, когда ему нужна поддержка близких и повседневная помощь людей. Так как семья может предоставлять пожилому человеку не только экономическую помощь, нужный уровень различного рода и комфорта хозяйственно-бытовые услуги. Живя в семье, человек в преклонных годах сохраняет возможность посильно помогать детям, приносить им пользу и содержательно общаться с детьми. Участвуя в воспитании внуков и принятии домашних ответов, пожилой человек поддерживает собственный престиж, а обсуждая с более молодыми участниками семьи их учебную и производственную деятельность, применяется собственному жизненному и опытному опыту. Помимо этого, в семье пожилой человек применяет ее социальные контакты в дополнение к собственным, что разрешает ему вести более деятельный образ судьбы.

В старости неизмеримо возрастает роль дружбы. Без нее потеря некоторых социальных ролей при постепенном ухудшении здоровья может порождать у человека чувство покинутости. Люди, отошедшие от дел и утратившие родных, нуждаются не только в помощи, они испытывают острую потребность в общении с приятелями. Тут хотелось бы сделать мелкое отступление и напомнить о так называемой некоторой навязчивости и повышенной болтливости в общении, наблюдающейся время от времени у весьма пожилых людей. Из сообщённого конкретно вытекает, что такое поведение может явиться следствием глубокого одиночества, недостаточности информационной социального общения и нагрузки. Одиночество — вот корень данной особенности, и, зная это, вы станете не только сочувствовать этим людям и проявлять к ним снисходительность, но, возможно, сумеете им оказать помощь.

Обнаружить новых друзей в пожилом возрасте тяжело, члены семьи в далеком прошлом знают все истории, молодым довольно часто они скучны. Эти события выяснили распространение в ряде государств клубов для пожилых людей, где они смогут общаться между собой.

В случае, если, выйдя на пенсию, человек не находит нового поприща для приложения сил, то у него может наблюдаться постепенное сужение круга интересов, приводящее к сосредоточению на своем внутреннем мире и понижению свойства к общению. Публичное мнение подготавливает пожилых людей к мысли, что они уходят на «заслуженный отдых» — это не содействует формированию активной жизненной установки. Бессчётные клинические эти показывают на то, что пассивность и бездеятельный образ жизни отрицательно сказываются на здоровье человека, приводят к угнетенности, скуке и в конечном счете к преждевременному старению. В негативных условиях бездействия и безразличия смогут подчеркиваться и обостряться неприятные черты характера — консерватизм, переоценка прошлого, рвение поучать, ворчливость, эгоцентризм, обидчивость и недоверчивость. Учитывая возможность таковой возрастной психотерапевтической деформации, пожилой человек обязан осознанно направлять упрочнения на поддержание в себе духовной гибкости и преодолевать возрастную тенденцию к регидности во действиях и взглядах, дабы она не переросла в неспособность и нетерпимость поменять установки, держать собственный ум открытым для новых идей.

Встречая лицом к лицу жизненные трудности, которые связаны с возрастными физиологическими трансформациями, значительно не потерять из виду, что они смогут повлечь за собой и трансформации психотерапевтические. Так, к примеру, с понижением слуха закономерно возрастает бдительность, но основное, дабы она не переросла в недоверчивость и подозрительность, в то время, когда каждое слово окружающих — уже предлог для беспокойства и тревоги. Но отчетливое осознание вероятных сопутствующих трансформаций — уже имеется путь к их преодолению.

Принципиально важно подчернуть, что в начале старости интеллектуальные свойства у человека не только еще не ослаблены, но кроме того совершенствуются (в связи с ослаблением соперничающей мотивации), и лишь в будущем наступает постепенное их изменение [307]. К примеру, установлено, что продуктивность ученых старшего возраста падает не из-за ухудшения интеллектуальных свойств, а в большинстве случаев благодаря потери и ослабления мотивации творческой смелости.

Они так много знают, что против каждой приходящей на ум мысли срочно выдвигают полчища контраргументов. Познание механизма этих изменений разрешает осознанно замедлить данный процесс. Ослабление интеллекта с возрастом частично проявляется в замедлении восприятия, косности объективности суждения и уменьшении мышления. Под вторым знают преобладание суждений, окрашенных субъективным опытом, под третьим — излишнюю категоричность суждений, рвение постоянно подвести их под рубрику верного либо неверного. Не смотря на то, что установки вырабатываются, в большинстве случаев, с простой скоростью, они малоподвижны и не хорошо перестраиваются, что проявляется в инерционности смены догадок. Все эти указанные трансформации связаны не только и не столько с физиологическим старением, сколько с трансформацией образа судьбы. Отыщем в памяти, что у ребенка эгоцентризм преодолевается благодаря расширения социальных сферы и контактов практической деятельности. В этом ходе не только вырабатываются нужные мыслительные операции, но и достигается достаточная их подвижность. Изживание детского эгоцентризма влечет за собой, например, исключение категоричности суждений, их косность, рвение к опоре скорее на опыт, чем на логические построения. Из этого делается очевидным, что путь сохранения интеллекта связан с поддержанием активного сотрудничества в социальной и практической сфере.

Ослабление интеллекта возможно связано и с нарушениями памяти. В преклонном возрасте особенно очень сильно страдает произвольное запоминание логически мало связанного материала, тогда как логическая и смысловая память отлично сохраняется и до 70—90 лет. Особенную трудность для пожилых людей воображает применение имеющейся информации в незнакомой обстановке. При достаточно сохранном удержании в памяти ветхого материала у них существенно слабеет фиксирование текущего опыта. Вероятной обстоятельством этого есть понижение личной значимости для них текущей информации если сравнивать с прошедшей, исходя из этого у деятельно трудящихся пожилых людей все формы памяти сохраняются продолжительнее. Обнаружилось, что, не смотря на то, что механическое запечатление с возрастом вправду пара ухудшается, продуктивность памяти по отношению к особым видам деятельности у пожилых кроме того выше, чем у молодых.

Предпосылкой хорошей памяти в этом случае есть отчетливое осознание человеком личной значимости и целей собственной деятельности.

Эмоциональность человека достигает собственного максимума в молодости и понижается с возрастом. В один момент в пожилом возрасте существенно возрастает продолжительность эмоциональных реакций, довольно часто получающих темперамент долгих состояний. Возможности приспособления к новым условиям с возрастом уменьшаются, исходя из этого очень нужно облегчать пожилым людям адаптацию к жизненным переменам: не нужно ставить их перед неожиданными переменами, а также перед такими, каковые молодому и здоровому человеку кажутся совсем мелочью. Так, кроме того перестановка постели с одного места на второе может вывести их из душевного равновесия. Замечательным эмоционально стимулирующим действием для пожилых людей владеет сознание собственной необходимости и общественной полезности в семейном кругу [II].

Хорошее самочувствие в пожилом возрасте опирается на сохранение некоего количества трудовой деятельности. Труд отвлекает от больного сосредоточенности на физиологических и патологических трансформациях собственного организма и повышает интерес к внешнему миру. От того, в какой мере сохранена возможность общения и посильного труда с внешним миром, зависит не только настроение и общее самочувствие, но и уверенность в себе пожилых людей. Более половины всех ушедших на пенсию отмечает ухудшение самочувствия. Исходя из этого в случае, если переход на пенсию неизбежен, его направляться осуществлять не быстро, а понемногу, потому что жизненный тонус и хорошее эмоциональное состояние зависят от поддержания и сохранения трудовых привычных форм и стереотипов общения в трудовом коллективе.

Многие пожилые люди, относясь к себе с повышенной требовательностью, не учитывают, что работоспособность человека старшего возраста, его производственная сокровище оцениваются не только его личной производительностью, но и по тому нужному влиянию, которое он оказывает на коллектив в целом, потому, что его труд сочетается с передачей знаний и опыта молодым.

Очень серьёзным представляется его особенно добросовестное, эмоционально окрашенное отношение к труду. Пожилой человек разглядывает собственный труд как самооценку: само преодоление трудностей дает ему положительно окрашенное чувство одержанной победы во здоровья и имя жизни. Помимо этого, источником повседневного самоутверждения могут служить осторожно сохраняемые и поддерживаемы стереотипы. Прочно установившиеся привычки и их неукоснительное исполнение внушают человеку чувство и спокойствие незыблемости бытия. В качестве иллюстрации данной мысли возможно привести эпизод из биографии Ренуара. По окончании 70 лет у него развился ожесточённый ревматизм рук, отнять у него возможности трудиться правой рукой. Но прославленный живописец садился к мольберту каждый день практически до самого дня смерти. Он устраивался так, дабы левой рукой помогать правой руке, и сказал: «Э… нет, ни одного дня без работы!» — «По какой причине Вы так настойчивы?», — задал вопрос его заезжий поклонник. Целый поглощенный своим полотном, Ренуар ответил: «Но так как нет выше наслаждения!» И прибавил: «Позже, это похоже на долг». 80-летний мастер посмотрел с ухмылкой на задающего вопросы и пояснил: «А в то время, когда у человека нет ни наслаждения, ни долга, для чего ему жить?» [199].

В то время, когда в связи с выходом на пенсию лишается работы человек, для которого она составляла весь смысл жизни, он выясняется перед лицом старости психически обезоруженным. Резкое изменение всего склада судьбы, несмотря на снятие нагрузки, может привести к ухудшению психологического здоровья, потому, что подобная перемена может обернуться стрессовой обстановкой. Для предотвращения аналогичных последствий нужно поменять психотерапевтическую ориентацию экспертов, связанную с их нежеланием поменять собственный высокое должностное положение. Они предпочитают лучше остаться совсем вне производственной сферы, чем утратить престиж. Кроме того отдавая себе отчет в необходимости сохранения частичной рабочей нагрузки, но страшась потери достигнутой позиции, они ищут работу на новом месте. Разумнее преодолевать данный психотерапевтический барьер и искать пути перехода к менее важному и более несложному труду по возможности на прошлом месте работы, поскольку каждый переход сопряжен с трансформацией стереотипа, что может настойчиво попросить через чур громадных упрочнений.

физическая немощность и Психическая старость — не одно да и то же. Нельзя рассматривать биологическое одряхление как жестко связанное с личностными трансформациями. Часто возможно видеть парней, психически преждевременно постаревших, и других, каковые, не обращая внимания на собственный преклонный возраст, мало отмечены психотерапевтическим старением, потому, что их личность остается способной к формированию. От чего зависит сохранение душевной юности? Человек не имеет возможности жить без хороших чувств. В старости будущее довольно часто не сулит ему новых эйфорий, и исходя из этого с целью получения аналогичных переживаний он обращает собственный взгляд или к ярким моментам прожитой судьбе, или переносит надежды на судьбу детей и внуков, связывая собственные эйфории с их удачами и заботами. В случае, если в качестве главной стратегии успехи источника эйфории он погружается в собственный прошлое, то он теряет будущее, перестает развиваться как личность, в один момент ослабляются его связи с современниками и современностью. Все тяжелее делается ему обнаружить с ними неспециализированный язык, а это, со своей стороны, содействует предстоящей потере контактов с детьми, молодежью, судьбой. Тем самым человек обрекает себя на одиночество во время, в то время, когда ему совсем нужны дружеские и родственные связи. В том случае, в то время, когда он связывает собственные эйфории с будущим собственных детей, учеников либо собственного труда, он сохраняет себе возможность развития как личности, а вместе с тем и духовную юность. Поддерживая и усиливая контакты с молодежью, сопереживая их победам и поражениям, он завоевывает их любовь и уважение и вместе с тем завоевывает для себя активную судьбу.

В этом возрасте появляется особенное чувство уходящего времени, исходя из этого жаль впустую истраченных часов, и человек делается все более разборчивым к видам деятельности, поскольку только кое-какие доставляют ему радость. наибольшую радость и Главную ценность доставляет ему в этом возрасте время, которое он сам наполняет содержанием. Строительство дома, посадка сада, воспитание внуков, творчество, различные формы приобщения к мастерству — все эти виды деятельности связаны с мировосприятием возможности. А пожилые люди способны посмотреть в далекое будущее.

Одна из обстоятельств этого — необъятные просторы пережитого, оставшегося сзади, вторая обстоятельство — познание непреходящих сокровищ, тех, каковые предопределяют гармонию судьбы.

В глубокой старости может измениться темперамент человека. Эти трансформации обусловлены не только возрастными изюминками, но и переменой окружения. К примеру, в случае, если человек делается скупым на слова, то это часто связано с тем, что ветхих друзей уже нет, а новых заводить уже нет возможностей и сил. Старческая слабость, податливость и внушаемость отлично известны. Эти черты в большинстве случаев связаны с концентрацией круга и сужением интересов их около потребностей и собственных желаний, время от времени в ущерб заинтересованностям родных. В то время, когда в старости у человека, всю жизнь отличавшегося щедростью и добротой, появляется скупость (пресловутая скаредность стариков), юные недоумевают, откуда это. Они меньше поражались бы и больше фактически помогали, если бы четко осознали, что эта бережливость имеется форма борьбы за свободу и независимость. Потому, что пожилые люди по тем либо иным обстоятельствам не рассчитывают уже сами получить на непредвиденные потребности, единственный метод сохранения независимости — это бережливость. Многие старики весьма обидчивы, и их реакции кажутся молодым несоразмерными обстоятельствам, поскольку они не знают, что по окончании малого конфликта в семье либо на работе у пожилого человека часто в памяти всплывают ветхие, в далеком прошлом забытые обиды, т. е. они реагируют не только на данное конкретное событие, а на сумму всех прошлых обид плюс эту, исходя из этого у них и начинается массированная реакция, которая может купить вид невроза.

В самой глубокой старости человек, которому общество и семья не предъявляют никаких требований, не имеет возможности освободиться от обязанностей по самообслуживанию, а исполнение этих обязанностей делается все тяжелее. Поэтому прошлые социальные мотивы поведения смогут отходить у него на второй план. Такая обстановка содействует заострению и круга резкому сужению интересов черт характера, тогда человек перестает интересоваться всем, выходящим за пределы его субъективного мира, а оставшаяся энергия направляется на самосохранение.

Подобное изменение круга интересов в самом позднем возрасте рассматривается как приспособительное явление, направленное на сбережение иссякающих возможностей организма и поддержание самые важных жизненных функций.

науки и История культуры дает нам довольно много примеров не только долголетия, но и сохранения наряду с этим физического здоровья и большого интеллектуального потенциала. Так, узнаваемый британский акробат Джонсон покинул подмостки на 96-м году судьбы и еще через пара лет был в состоянии прогуляться на руках перед королем Эдуардом VII. Чокиа Залиханов в 1967 г. принимал участие в восхождении на Эльбрус в возрасте 115 лет. Л. Н. Толстой обучился кататься на велосипеде в 65 лет, а в 75 еще бегал на коньках. Ему было уже за 80, а он верхом на лошади делал прогулки по 20 км в сутки.

Сохранение и духовных сил и творческого потенциала демонстрируют учёных великих и биографии художников. Великий живописец ренесанса Тициан, проживший 99 лет, достиг невиданной высоты мастерства в последние 25 лет собственной жизни. Между 96 и 99 годами он написал «Оплакивание Христа» и создал алтарную часть собора Святого Петра в Риме. Гете было 80 лет, в то время, когда он написал вторую часть драматической поэмы «Фауст».

Такие работы И. П. Павлова, как «Лекции и» Условные «рефлексы о работе громадных полушарий головного мозга», были им закончены в возрасте 74 и 78 лет. Великий физиолог деятельно трудился до последних дней собственной жизни. Заслуженный деятель науки, доктор математических наук Б. Букреев справил 14 сентября 1959 г. собственный столетний юбилей, еще просматривая лекции в Киевском университете Шевченко, где он проработал 70 лет. Собственный учебник «Неевклидова геометрия в аналитическом изложении» он готовил к переизданию по окончании собственного 100-летнего юбилея. Автор А. Гессен, создатель таких гениальных книг, как «Набережная Мойки, 12», «Во глубине сибирских руд», «Все тревожило ласковый ум», «Москва, я думал о тебе», первую собственную книгу написал на 84-м году судьбы. И аналогичных примеров возможно привести очень много.

Марк Тулий Цицерон в собственном известном диалоге «Катон старший, либо О старении» писал: «Пожилые люди принимают все то, в чем они принимают участие. Мудрец тот, чья жизнь представляет собой одно согласное целое и кто в старости осуществляет замыслы, задуманные в юности».

ЛИЧНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ

Духовная старость в большой степени связана с неспособностью к восприятию нового, исходя из этого лучшее из средств против старения — это поддерживать чувствительность к явлениям настоящей судьбе. Современные научные информацию о долгожителях говорят о том, что их характерными чертами являются живая сообщение с современностью и сопротивление внешним и внутренним условиям, помогающим социальной изоляции. В случае, если к внешним условиям направляться отнести постепенную утрату сверстников, то к внутренним — резкое понижение зрения, слуха. Большой контакт с людьми, сообщение с современностью положительно воздействует на сохранность личности, снабжает ее полноценность и по окончании ста лет судьбе.

В то время, когда сочувственно на отечественное слово

Одна душа отозвалась —

Не требуется нам возмездия иного,

Достаточно с нас, достаточно с нас

Ф. Тютчев

Специфика психологической активности в зрелом возрасте

Особенности возрастной психологии


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: