Составление сказки «приключения маши в лесу»

Воспитатель задаёт вопросы: «Для чего Маша отправилась в лес? Для чего по большому счету ходят в лес? (За грибами, ягодами, цветами, погулять.) Что с ней имело возможность произойти? (Заблудилась, встретила кого-то.) Данный прием предотвращает появление однообразных сюжетов и показывает детям вероятные варианты его развития.

«Поведаем про белочку»

Цель: составлять совместный рассказ, выполняя структуру высказывания.

— Давай еще раз взглянуть на белочку (отыщи в памяти, какая она, что может делать) и составим рассказ про белочку, которая встретила волка. Сперва сообщи, какая была белочка? (Храбрая, радостная, шустрая, находчивая.) А волк какой? (Не добрый, сердитый, недобрый.) Я начну говорить, а ты заканчивай. Как-то раз белочка побежала погулять… (и шишек собрать). Она залезла… (на высокую сосну). А на сосне шишек… (довольно много, видимо-невидимо). Лишь сорвала первую шишку… (заметила волка). Но белочка… (не испугалась). Она кинула… (шишку прямо на волка). На лбу у него… (выросла шишка). Давайте нарисуем белочку, сосну, волка и шишку.

Приведем пример занятия, в котором сочетаются различные речевые задачи: формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи.

«В гостях у лесника»

Цель: упражняться в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

— Дети, сейчас мы отправимся в гости к дедушке, что смотрит за порядком в лесу, защищает его. Это лесник. Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Послушайте слова: «лес», «лесник», «лесной». Какая часть слышится во всех словах? (Лес.)
Лесная тропинка узкая, а дорога… (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты… (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (небольшой).
— Как много тропинок в лесу! По какой бы нам пойти? У кого задать вопрос? А вот белочка. Здравствуй, белочка! Как отыскать дорогу к леснику?
— Отгадайте мою тайную. Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается.
Дети отгадывают, что это белка. Белка требует:
— Обрисуйте меня, дабы было видно, какая я и что могу делать.
При затруднении воспитатель оказывает помощь связками: шубка у тебя…; на ушках…; хвостик у тебя…; ты можешь… и весьма обожаешь…
Белка говорит, что она обожает прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети именуют воздействие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.
Воспитатель предлагает детям составить рассказ про то, как они встретили белку, и зарисовать схему встречи с белкой, дабы позже поведать леснику.

Ведущим приемом обучения делается замысел, что предлагается ребенку в естественно-разговорной форме: «Давай подумаем сперва, как бельчонок встретился с зайчиком? Какими словами возможно о них сообщить по-второму? (Малыши, приятели, Рыжик и Пушок.) Что с ними произошло дальше? Чем их приключения закончились?»
Параллельно с различными заданиями начинается и интонационный синтаксис — умение строить и произносить различные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные); это умение ребенку нужно для предстоящего развития родного языка.

Упражнения и ИГРЫ ПО Формированию РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 — 7 ЛЕТ)

Главной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и верному произнесению всех звуков родного языка есть предстоящее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, верной, ясной речи.
Дети смогут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи употребляются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый задаёт вопросы: «Какие конкретно звуки ты знаешь? (Гласные — согласные, жёсткие — мягкие, звонкие — глухие.) Как именуется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово… стол? (Предмет мебели.)».
— Все, что нас окружает, имеет собственный наименование и что-то обозначает. Исходя из этого мы и говорим: «Что означает (либо обозначает) слово?» Слово звучит и именует все предметы около, имена, животных, растения.
— Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена собственных своих родителей, близких и родных. У нас в доме имеется кошка, собака. Как их кличут? У людей имена, а у животных… (клички).
У каждой вещи имеется собственный имя, наименование. Давай посмотрим около и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем возможно сидеть? дремать? ездить?
— Поразмысли, по какой причине так именуют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов ясно, для чего они необходимы.
— У каждой буквы также имеется собственный имя. Какие конкретно буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слова и слоги.
— Назови, какие конкретно имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого именно звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, каковые начинаются на жёсткий согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба).
— Мы будем играться со словами и выяснять, что они обозначают, как звучат, с какого именно звука начинаются.

«Отыщи звук»

Цель: обнаружить слова с одним и двумя слогами.

— Отыщи слова с одним и двумя слогами. какое количество слогов в слове «цыпленок»? (Слово «жук» складывается из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» — из двух, «цыпленок» — из трех.)
— Какие конкретно слова начинаются с однообразного звука? Назови эти звуки.
(Слова «шуба» и «шапка» начинаются со звука «Ш», слова «жаба» и «жук» — со звука «Ж», слова «забор», «замок» — со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» — со звука «Ц».)
— Назови овощи, ягоды и фрукты со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина — корзина»

Цель: обнаружить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый разглядывает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.
— какое количество слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)
— Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).
— Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, спешит), картина (висит)?
Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей обнаружить заданный звук в начале, середине и финише слова.

На рисунке шесть картин, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай (рис. 4).
— Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)
— Сообщи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, не считая слова «трамвай», по три слога.) Какой звук видится во всех этих словах (в начале, середине, финише слова)? (Звук «Т» видится в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)
— Составь предложение с любым словом («Самолет летит скоро»).
— Сообщи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)
— Предугадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

Старшие дошкольники обучаются подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают сказать скороговорки либо двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с разной степенью громкости (шепотом, тихо, звучно) и скорости (медлительно, умеренно, скоро). Эти задания смогут выполняться параллельно и варьироваться (к примеру, сказать фразу звучно и медлительно, шепотом и скоро). Особые задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение нужно им при построении связного высказывания.
Со старшими дошкольниками длится работа по обогащению, активизации и уточнению словаря. Громадное внимание уделяется формированию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), активно применяются описания и загадки предметов, их особенностей, действий и качеств. Особенное внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению антонимов и запаса синонимов, многозначных слов, формируется умение использовать слова, самый совершенно верно подходящие к обстановке.

«Что вы видите около?»

Цель: уточнить представления детей о заглавии предметов.

— Назови предметы, каковые ты видишь около. Как мы отличаем один предмет от другого? (За столом сидят, занимаются, едят, на стуле сидят.)
— В случае, если перед тобой будут находиться две девочки, обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем? (По именам.)
— Что означают слова… «мяч», «кукла», «ручка»?
— У меня в руке… ручка. Что ею делают? (Пишут.) У двери также имеется ручка. По какой причине эти предметы именуют одним и тем же словом? (Их держат руками.) Что означает слово «ручка», обозначающая данный предмет? (Ею пишут.) А что обозначает слово «ручка» (показываем на дверную ручку)? («Ею открывают и закрывают дверь».)
— Можешь ли ты назвать слова, каковые ничего не обозначают? Послушай стих Ирины Токмаковой «Плим»:

Ложка — это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Забавное слово — плим.
Кошка — это кошка. Я повторяю опять —
У кошки семь котят. Плим, плим, плим.
Тряпка — это тряпка. Вот прыгает и прыгает —
Тряпкой сотру стол. Плим, плим, плим.
Шапка — это шапка. И ничего не означает
Оделся и отправился. Плим, плим, плим.

— Придумай и ты такие слова, каковые ничего не означают (трам-татам, тутуру).

Работа с синонимами содействует пониманию детьми возможности подбирать различные слова со сходным значением и формированию умений применять их в собственной речи. Подбирая слова, родные по смыслу к словосочетанию (радостный мальчик — весёлый; поезд идет — движется; Саша и Маша — дети, приятели), к определенной обстановке (на дне рождения радуются, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; ветхий — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического последовательности, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети поймут оттенки значений глаголов.

«Сообщи, какое»

Цель: именовать действия и признаки предмета; обогащать обращение глаголами и прилагательными; подбирать слова, родные по смыслу.

— В то время, когда мы желаем поведать о предмете, какой он, какие конкретно слова именуем?
— Послушай стих М.Щеловановой «Утро»:

Какое сейчас утро? Сейчас не будет солнца,
Сейчас нехорошее утро, Сейчас не будет солнца,
Сейчас неинтересное утро Сейчас будет хмурый,
И, думается, будет ливень. Серый, пасмурный сутки.
— Отчего же нехорошее утро? — Отчего же не будет солнца?
Сейчас хорошее утро, Возможно, будет солнце,
Сейчас радостное утро Непременно будет солнце
И облака уходят прочь. И прохладная светло синий тень.

— О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сообщено про первый сутки в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сообщить вторыми словами про данный сутки? Подберите слова, родные по смыслу (дождливый, грустный, неинтересный, неприветливый). А вдруг утро солнечное, как возможно еще сообщить, какое оно? Подберите слова, родные по смыслу (радостное, весёлое, голубое,
безоблачное). Что еще возможно хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.) Что возможно солнечным?
— Имеется еще слова, каковые именуют, что делает человек, что возможно делать с тем либо иным предметом. В случае, если человек хмурится, как об этом сообщить по-второму? (Печалится, печалится, расстроился, обиделся.)
— А имеется выражения и такие слова, каковые высказывают суть не совсем совершенно верно. Я слышала, как другие дети говорили: «Отец, иди шепотом», «Это я проснул сестричку», «Я ботинки наизнанку надел». Возможно ли так сообщить? Как нужно сообщить верно?

«Отыщи правильное слово»

Цель: учить детей совершенно верно именовать предмет, его действия и качества.

— Определи, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?» Предметы смогут различаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.
— Дополни вторыми словами то, что я начну: снег белый, холодный… (еще какой?). Сахар сладкий, а лимон… (кислый). Весной погода теплая, а зимний период… (холодная).
— Назови, какие конкретно вещи в помещении круглые, высокие, низкие.
— Отыщи в памяти, кто из животных как перемещается. Ворона… (летает), рыба… (плавает), кузнечик… (прыгает), уж… (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух… (кукарекает), тигр… (рычит), мышь… (пищит), корова… (мычит).
— Помоги мне отыскать слова, противоположные по смыслу, в стихотворении Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Сообщу я слово высоко, Сообщу тебе я слово трус,
А ты ответишь… (низко). Ответишь ты… (храбрец).
Сообщу я слово на большом растоянии, Сейчас начало я сообщу —
А ты ответишь… (близко). Ну, отвечай… (финиш).

— Сейчас можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники смогут различать слова, отражающие темперамент перемещения (бежать — спешить; пришел — приплелся) либо значение прилагательных оценочного характера (умный — рассудительный; ветхий — дряхлый; робкий — трусливый).
Ответственное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, благодаря которой дети обучаются сопоставлять явления и предметы по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (ветхий дом — новый, пожилой человек — юный), к изолированным словам (легкий — тяжелый), либо заканчивают предложение, начатое педагогом: «Один теряет, второй… (находит)».

«Большой — низкий»

Цель: учить сопоставлять предметы и обнаружить слова, противоположные по смыслу.

К данной игре нужно подобрать картины: высокая елка, долгий карандаш, широкая ленточка, глубокая тарелка с супом, радостное лицо девочки (смеется либо радуется), мальчик в перепачканной одежде, и: маленькая елочка, маленький карандаш, узкая ленточка, грустное лицо девочки, мальчик в чистой одежде, небольшая тарелка (рис. 5).
— взглянуть на картинки. Назови слова, противоположные по смыслу. Сообщи, чем отличаются предметы и похожие лица.
Высокая — низкая (елка — елочка), долгий — маленький (карандаш), широкая — узкая (лента), грустное — радостное (лицо девочки), глубокая — небольшая (тарелка), чистый — нечистый (мальчик).
На следующем рисунке: громадной маленький домик и дом, река — ручей, клубника — земляника.
— Назови, что ты видишь на этих картинках? Составь предложения со словами, противоположными по смыслу. («Я нарисовал громадной маленький домик и дом». «Река глубокая, а ручей небольшой». «Ягоды у клубники большие, а у земляники небольшие».)
— Послушай отрывок из стихотворения Сильвы Капутикян «Маша обедает»:

…Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке — в миске,
В блюдечке — киске,
Курочке-несушке —
Пшена в черепушке,
А Машеньке — в тарелке,
В глубокой, не в небольшой.

— Что не редкость глубоким и небольшим? Как ты осознаёшь выражение: глубокая река (имеет громадную глубину); глубокая тайна (скрытая); глубокое чувство (сильное); небольшая река (имеет маленькую глубину); дождик (несильный); небольшой песок (некрупный).

«Это правда либо нет?»

Цель: обнаружить неточности в стихотворном тексте.

— Послушай стих Л.Станчева «Это правда либо нет?». Нужно пристально слушать, тогда возможно подметить, чего на свете не бывает.

Теплая весна на данный момент,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней в осеннюю пору медведь
Обожает в речке посидеть.
А зимний период среди ветвей
«Га-га-га!» — пел соловей.

— Скоро дайте мне ответ: это правда либо нет?
— Послушай, как говорили другие дети, поразмысли, возможно ли так сообщить, и сообщи, как нужно сообщить верно:
«Тетя, взгляни: у лошадки два хвостика — один на голове, второй на спинке»; «Папочка, это лошадке подметки подбивают»; «Отец, тут дрова сравнительно не так давно пилили: вон на снегу пилилки валяются»; «Я самую малость открыла глаза и наблюдала шепотом»; «Мамочка, я тебя звучно-звучно обожаю».
— Можешь ли ты придумать небылицы либо путаницы, дабы другие дети либо взрослые их распутали.

«Отыщи второе слово»

Цель: совершенно верно обозначать обстановку; подбирать антонимы и синонимы.

— Отец решил сделать детям качели, Миша принес ему веревку. «Нет, эта веревка не годится, она оборвется». Миша принес ему другую. «А вот эта ни за что не оборвется». Какую веревку сперва принес Миша? (Узкую, ветхую.) А после этого? (Крепкую, прочную.)
— Качели отец делал летом. Но вот наступила… зима. Миша рос крепким мальчиком (здоровым, сильным). Вышел он покататься на коньках и почувствовал под ногами крепкий лед. Как сообщить по-второму? (Прочный, нехрупкий.) Холод крепчал (становился посильнее).
— Как ты осознаёшь выражение «крепкий орешек»? (Его тяжело разбить, сломать.) Так говорят не только про орехи, но и про людей, которых никакие невзгоды не сломают. О них говорят: «крепкий духом» (значит, сильный, стойкий человек).
— Объясните, что означают слова: «крепкая ткань» (прочная), «крепкий сон» (глубочайший), «крепкий чай» (весьма крепкий, не разведённый кипятком). Какие конкретно выражения со словом «крепкий» вам виделись в сказках и в каких? (В сказке «волк и Козлята» коза крепко-накрепко (весьма строго) приказывала детям, дабы они крепко-накрепко (весьма прочно) закрывали дверь.)
— Придумайте предложения со словом «крепкий».
— Я вам буду именовать слова, а вы рассказываете мне слова с противоположным смыслом: долгий, глубочайший, мягкий, легкий, узкий, густой, сильный; сказать, смешить, падать, смеяться, бежать.
— Придумайте рассказ, дабы в нем были слова, противоположные по смыслу. Имеете возможность брать слова, каковые мы только что именовали.

«Назови одним словом»

Цель: обнаружить слова, совершенно верно оценивающие обстановку.

— Решал ученик задачу и никак не имел возможности ее решить. Думал он продолжительно, но все-таки решил ее! Какая ему попалась задача? (Тяжёлая, сложная, тяжелая.) Какое из этих слов самоё точное? (Тяжёлая.) Про что мы говорим тяжелый, тяжелая, тяжелые? Замените выражения: тяжелый груз (имеющий громадный вес), тяжелый сон (неспокойный), тяжелый воздушное пространство (неприятный), тяжелая рана (страшная, важная), тяжелое чувство (мучительное, горестное), тяжелый на подъем (еле решается на что-то), тяжелое наказание (жёсткое).
— Как вы осознаёте выражения «тяжёлая работа» (она требует громадного труда), «тяжёлый сутки» (нелегкий), «тяжёлый ребенок» (с большим трудом поддающийся воспитанию). Какие конкретно еще выражения с этим словом вы слышали?
— Послушай стих Е.Серовой «Посоветуй словечко». Ты будешь мне подсказывать необходимые слова.

Гладко, медлено лился стих, Говорю я брату: «Ох!
Внезапно споткнулся и притих. С неба сыплется горох!»
Ожидает он и вздыхает: «Вот чудак, — смеется брат, —
Слова не достаточно. Твой горох — так как это… (град)».
Дабы опять в добрый путь От кого, мои приятели,
Стих потек, как речка, Убежать никак запрещено?
Помоги ему чуть-чуть, Неотвязно в ясный сутки
Посоветуй словечко. Рядом с нами бродит… (тень).

— Придумай рассказ, дабы в нем были такие слова: «громадной», «громадный», «большой»; «мелкий», «маленький», «малюсенький»; «бежит», «спешит», «мчится»; «идет», «плетется», «тащится».
Развивая познание детьми значений многозначных слов различных частей речи («молния», «кран», «лист»; «лить», «плыть»; «полный», «острый», «тяжелый»), мы учим их сочетать слова по смыслу в соответствии с контекстом.

Старших дошкольников обучают тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование существительных и прилагательных (особенно в среднем роде), образование тяжёлых форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).
Нужно дать ребенку полную ориентировку в обычных методах словообразования и словоизменения, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к собственной и чужой речи, желание сказать верно.
У детей начинается умение из последовательности слов выбрать словообразовательную несколько (те слова, каковые имеют неспециализированную часть, — «учит», «книга», «ручка», «преподаватель»; «рассказ», «увлекательный», «говорить») либо образовать слово по примеру: радостный — радостно; скоро… (стремительный), звучно… (громкий).
Дети находят родственные слова в контексте. К примеру, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава в осеннюю пору начинает… (желтеть). Листья на деревьях… (желтеют)».
У детей начинается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и осознавать различие смысловых оттенков слова: береза — березка — березонька; книга — книжечка — книжонка. Различение смысловых оттенков глаголов (бежал — забежал — подбежал) и прилагательных (умный — умнейший, нехороший — плохонький, полный — полноватый) развивает умение совершенно верно и уместно применять эти слова в различных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить наименование их детёнышей и животных, подбирать действия к заглавию животных.

Ребенок разглядывает картинки (рис. 6) — животные с детенышами: цыплёнок и курица клюют зернышки (либо выпивают воду), котёнок и кошка лакают молоко (вариант — играются клубочком), щенок и собака грызут кость (вариант — лают), телёнок и корова щиплют траву (вариант — мычат), жеребёнок и лошадь жуют сено (вариант — скачут), утёнок и утка плавают (крякают).
— Назови животных и их детенышей.
— Подбери определения к заглавиям детенышей животных: сообщи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — довольно много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и верном потреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам действия и определения; обнаружить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

— Это — шар, а это… (шары). Тут довольно много… (шаров). Какие конкретно шары? (Красные, светло синий, зеленые.) Как одним словом заявить, что все шары различного цвета? (Многоцветные.)
— Это — мак, а это… (маки). В букете довольно много… (маков). Какие конкретно они? (Красные.) Что еще не редкость красным? Как ты осознаёшь выражение «красная женщина»? Где видится такое выражение? В каких сказках?
— Отгадай тайную: «Сидит дедушка, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это… (лук). Какой он? (Желтый, сочный, неприятный, нужный.) В корзине довольно много чего? (Лука.)
— Что это? Чего тут довольно много?
— А вдруг все предметы провалятся сквозь землю, как мы скажем, чего не стало? (Игл, выпивал, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особенное внимание уделяется синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения различных типов. Для этого проводятся упражнения на дополнение и распространение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, дабы… Они были в том месте, где…»).
Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций нужно для развития связной речи.
В пересказывании литературных произведений (сказки либо рассказа) дети обучаются связно, последовательно и ясно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и чёрта персонажей.
В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный либо повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.
Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать наименование рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (либо по комплекту игрушек) детей учат составлять сказки и рассказы, выполняя выразительное изложение и композицию текста. Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и чёрта.
С детьми старшего дошкольного возраста длится обучение рассказыванию из личного опыта, причем это смогут быть высказывания различных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей обрисовывать предмет, именуя его показатели, качества, действия.

— Обрисуй ягоду либо фрукт, что ты больше всего обожаешь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный — это мой любимый… помидор»; «Он темно-бордового цвета, а в у него много-много различных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)
Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Придумай рассказ»

Цель: учить детей осознавать переносное значение выражений и слов, каковые в зависимости от словосочетаний меняют собственный значение, и переносить их в связное высказывание.

— Закончи фразу:

1. Подушка мягкая, а скамья… (твёрдая).
Пластилин мягкий, а камень… (жёсткий).

2. Ручей небольшой, а речка… (глубокая).
Ягоды смородины небольшие, а клубники… (большие).

3. Кашу варят густую, а суп… (жидкий).
Лес густой, а время от времени… (редкий).

4. По окончании дождя почва сырая, а в солнечную погоду… (сухая).
Покупаем картофель сырой, а едим… (вареный).

5. Приобрели свежий хлеб, а на другой сутки он стал… (черствый).
Летом мы ели свежие огурцы, а зимний период… (соленые).
на данный момент воротничок свежий, а на следующий день он будет… (нечистый).

— Растолкуй, как ты осознаёшь эти выражения: ливень озорничал; лес спит; дом растет; ручьи бегут; песня льется.
— Как сообщить по-второму: злая зима (весьма холодная); колючий ветер (резкий); легкий ветерок (прохладный); золотые руки (все могут делать красиво); золотые волосы (прекрасные, блестящие)?
— Где ты встречал выражение «злая зима»? (В сказках.) К кому относится слово «злая»? (Злая мачеха, злая колдунья, злая Баба Яга.)
— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Медвежонок мед искал (и братишку утратил)».
— Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, позже почитаем папе (бабушке, сестре).

«Сообщи правильнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

— Послушай, что я поведаю. В том месте, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветрище и ветерок. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой возможно ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный…) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и кличут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, не добрый, жёсткий, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, ласковый, приятный, нежный…) Продолжительно спорили братья, но так ничего и не узнали. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что случилось? (Деревья закачались, травка пригнулась к почва.) Что делал ветер? (Дул, спешил, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Очень сильно дул, выл, завывал, быстро мчался.) Что затем произошло? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, облака набежали, птицы и животные спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул нежно и ласково, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что случилось в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

— Придумай сказку о ветре, ветерочке либо ветрище. Возможно обо всех сходу. Кем они смогут быть в сказке? (Братьями, соперниками, приятелями, товарищами.) Что смогут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, говорить.)

Все эти упражнения, игры, занятия возможно повторять, дабы дети усвоили, что слова имеют значение, смогут изменяться. Они по-различному звучат. В случае, если ребенок выполнит все задания верно, значит, у него большой уровень речевого развития и он отлично подготовлен к школе.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рис. 1 Рис. 2
Составление сказки «приключения маши в лесу»
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6

Новогодние приключения Маши и Вити (советский фильм для детей)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: