Картины: мама, кастрюля (суп).
(«Мама варит суп», «Мама наливает суп»).
Картины: мама, картофель.
(«Мама жарит картошку», «Мама чистит картошку», «Мама моет картошку», «Мама варит картошку» ).
Картины: бабушка, пирожки
( Бабушка печет пирожки» ).
ТЕМА «ПРОД У К Т Ы ПИТ АНИЯ »
З а н я т и е 1
Задачи: разделение обобщающих понятий
«овощи» — «фрукты»;
практическое усвоение предлогов «в», «из»; развитие слухового и зрительного внимания, восприятия;
развитие логического мышления; развитие небольшой и неспециализированной моторики.
Оборудование:мяч, муляжи овощей и фруктов, две кастрюли, пакет (сумка), картины (овощи, фрукты).
Движение занятия
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты» (см. с. 19).
Дидактическая игра «Овощ либо фрукт» (с мячом)
Логопед, кидая мяч каждому ребенку, именует какие-либо овощи либо фрукты. Ребенок возвращает мяч со словами: «Это овощ» либо «Это фрукт».
Дидактическая игра «В борщ либо в компот» (см. с. 27)
Упражнение в практическом потреблении предлогов
Логопед уточняет, куда дети складывали фрукты и овощи ( «В кастрюлю» ), требует сообщить, откуда их добывают ( «Из кастрюли» ).
— Мама берёт фрукты и овощи на рынке и кладет и х… (в пакет, в сумку). Дома мама добывает их… (из пакета, из сумки).
Игра с речевым сопровождением «Яблочко» (см. с. 22)
Дидактическая игра «Четвертое лишнее»
Логопед выставляет три картины с изображением овощей и одну — с изображением фрукта. После этого логопед говорит:
— Это все — овощи. Верно
Дети подмечают неточность (сами либо по окончании подсказки взрослого), и логопед растолковывает, что одна картина
не подходит к остальным, она «лишняя». Игра повторяется пара раз с заменой картин.
З а н я т и е 2
Задачи:практическое усвоение предлогов «на», «в», «из», «под»;
упражнение в потреблении существительных в творительном падеже; развитие
общей моторики;
развитие слухового внимания, восприятия, памяти.
Оборудование: посуда (чайная и столовая ложки, тарелка, чашка, стакан), игрушечная собачка.
Движение занятия
Организационный момент
На столе у логопеда столовые и игрушечная посуда устройства. Дети по одному подходят к столу и делают инструкции логопеда:
— Забери громадную ложку и положи на тарелку.
— Забери мелкую ложку и положи в стакан. И т.п.
Упражнение в потреблении предлогов
Логопед делает действия с посудой, дети оречевляют его действия: «Ложку положи ли в стакан». И т.п.
Подвижная игра «Накорми собачку»
Логопед сажает игрушечную собачку за пара метров от детей. Дети должны принести собачке лежащую в ложке «конфету», не уронив ее. Соревнуются в один момент два ребенка.
Дидактическая игра «Чем это делают?» (с мячом)
— Чем едят суп (щи, борщ, кашу)?
— Чем едят котлеты (макароны, картошку)?
— Чем режут хлеб (колбасу)?
— Чем чистят картошку?
Дети дают однословные ответы, логопед смотрит за верным потреблением детьми окончаний имен существительных.
Результат занятия
З а н я т и е 3
Задачи: развитие слухового, зрительного внимания, восприятия, памяти; активизация словаря по теме; развитие фразовой речи; развитие небольшой моторики; развитие речевого выдоха.
Оборудование:кукла, мишка, зайчик, посуда и кукольная мебель, разрезанный пополам апельсин, столовые ложки по числу детей.
Движение занятия
Организационный момент
Пальчиковая гимнастика «Варим щи» (см. с. 21).
Дидактическая игра «Накрываем на стол»
Игра проводится в кукольном уголке. Логопед предлагает детям накрыть стол для обеда:
— Весьма вкусно пахнет щами, Кто обедать будет с нами?
«Обедают» кукла Катя, зайка и мишка. Дети делают поручения логопеда:
— Поставь тарелку (положи ложку) кукле Кате (мишке, зайке).
— Порежь хлеб ножом.
— Налей щи в тарелки.
— Разложи салфетки.
— Раздай хл еб гостям.
После этого дети вспоминают, кто что делал:
— Я наливал щи в тарелки.
— Я резала хлеб ножом.
— Я поставил тарелку Кате. И т.п.
Дыхательное упражнение «Тёплый суп»
У каждого ребенка столовая ложка. Дети имитируют процесс еды. Перед тем как «съесть» суп из ложки, дети дуют на него.
Дыхательное упражнение «Вкусный запах»
Логопед дает каждому ребенку понюхать кусочек апельсина. На выдохе ребенок произносит: «Как пахнет!»
Результат занятия
Задачи:активизация и расширение глагольного словаря;
практическое усвоение потребления существительных в винительном падеже; развитие фразовой речи; развитие дыхания.
Оборудование:столовые ложки (по числу детей), сюжетные картины по теме, предметные картины
(мама, бабушка, кастрюля, картофель).
Движение занятия
Организационный момент
Упражнение на развитие дыхания «Тёплый суп» (см. с. 107).
Игра «Выбери картину»
Логопед выставляет картины, именуя их: М а м а в а р и т с у п . Б а б у ш к а п е ч е т п и р о ж к и . М а м а ж а р и т к о т л е т ы .
Потом вызванный ребенок выбирает картину, ориентируясь на глагол, названный логопедом ( « ж а р и т » , « в а р и т » , « п е ч е т » ) . Посредством логопеда ребенок именует выбранную им картину (фразой).