П. и. чайковский (1840-1893)

Музыку русского композитора Петра Ильича Чайковского, создателя опер «Евгений Онегин», «Пиковая дама», балета «Лебединое озеро», симфоний, концертов для фортепьяно с оркестром и многих других замечательных произведений, любят все. Его справедливо причисляют к величайшим композиторам мира.

Чайковский родился в г. Воткинске. Там в раннем детстве проявилась его страстная любовь к музыке. Пяти лет начал он учиться игре на фортепьяно. Заниматься музыкой он продолжал и в последующие годы. Окончив петербургское училище правоведения в 1859 г., Чайковский поступил на службу в министерство юстиции. Но его неудержимо влекло к музыке, и вскоре он всецело посвятил себя искусству.

В 1862 г. Чайковский поступил в только что открывшуюся Петербургскую консерваторию, в класс композиции Антона Григорьевича Рубинштейна (1829 —1894). Работал он с необычайным прилежанием и за три года окончил весь курс с золотой медалью.

По приглашению основателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна (1835—1881) в 1866 г. Чайковский становится преподавателем консерватории.

Музыкальные произведения Чайковского быстро завоевывают известность. За 12 лет жизни в Москве он написал Первый концерт для фортепьяно с оркестром, симфоническую поэму «Франческа да Римини», балет «Лебединое озеро», первые три симфонии, много романсов, струнные квартеты. Кроме того, им были начаты тогда Четвертая симфония и опера «Евгений Онегин». Эти произведения вошли в золотой фонд нашей музыки.

1878—1885 гг. Чайковский провел в непрестанных разъездах по городам России и Европы. Это не мешало его творческой работе. Всюду, где бы он ни был, композитор по нескольку часов ежедневно писал музыку; работал настойчиво, неутомимо, с полным напряжением сил. Он завершил тогда «Евгения Онегина» и Четвертую симфонию, написал оперы «Орлеанская дева» и «Мазепа», концерт для скрипки с оркестром, трио «Памяти великого артиста» (на смерть своего друга — великого русского пианиста Н. Г. Рубинштейна), «Итальянское каприччио» для оркестра.

С середины 80-х гг. Чайковский все чаще приезжает в Москву и подолгу живет в ее окрестностях — в Майданове, Фроловском, а последний год жизни проводит в Клину. Его лучшие произведения этих лет — Пятая и Шестая симфонии, оперы «Пиковая дама», «Чародейка», «Иоланта», балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик». Чайковский принимает живое участие в русской музыкальной жизни, часто выступает как дирижер-исполнитель собственных произведений. Концерты Чайковского проходили и за границей. С огромным успехом выступал он в 1891 г. в Северной Америке. Присвоение Чайковскому в 1893 г. почетного звания доктора Кембриджского университета (в Англии) подтвердило всемирное признание композитора.

Последние месяцы жизни Чайковский работал над Шестой («Патетической») симфонией. При первом ее исполнении в Петербурге он сам дирижировал оркестром. Несколько дней спустя композитор скоропостижно скончался. Его смерть была громадной, невозместимой утратой для мировой культуры.

Чайковский — один из величайших представителей русского реалистического искусства; в равной мере проявил дарование в оперной, симфонической и камерной музыке. Вместе со своими современниками — композиторами «Могучей кучки» — он стал достойным наследником и продолжателем дела Глинки, заложившего основы величественного здания русской музыкальной классики.

Оперы Чайковского очень разнообразны по содержанию и характеру. Они привлекают своим мелодическим богатством, глубокой искренностью и задушевностью музыки, правдивостью образов.

В музыке оперы «Евгений Онегин» гениально воплощены образы пушкинского романа, и нам теперь трудно представить Татьяну, Ленского и Онегина без тех музыкальных характеристик, которые дал им Чайковский. Пушкин вдохновил его и на создание опер «Мазепа» и «Пиковая дама», драматически напряженная музыка которой удивительна по глубине и правдивости раскрытия характеров.

Опера «Черевички» (по гоголевской повести «Ночь перед Рождеством»), полная отголосков украинской песенности, покоряет сочным народным юмором, прекрасными лирическими сценами. В светлой, романтической музыке оперы «Иоланта» композитор рассказал о высоких, благородных чувствах слепой девушки.

В основе балетов Чайковского «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» лежит возвышенная идея торжества сил добра и справедливости над силами мрака и зла.

Симфоническая музыка Чайковского утверждает жизнь, воспевает красоту и благородство человеческой души, говорит о бессмертии народа.

Многим любителям музыки известна его увертюра «Ромео и Джульетта» (по трагедии Шекспира), отличающаяся особенной красотой и выразительностью мелодии.

Всемирной славой пользуются Четвертая, Пятая и Шестая симфонии, богатые по содержанию, ясные и понятные по музыкальному языку.

Первая часть Четвертой симфонии проникнута драматизмом. В ней развертывается напряженная душевная борьба, звучат грозные возгласы, тревожные вопросы. Ответ на них дает финал, в котором разрабатывается тема русской народной песни «Во поле береза стояла». Этим Чайковский как бы провозглашает, что правду жизни, ответ на сомнения нужно искать у народа.

Шестая симфония — это волнующая драма борьбы, страданий и надежд, рассказанная языком инструментальной музыки. Она замечательна своим мелодическим богатством и проникновенностью чувств, выраженных в прекрасных музыкальных образах.

Знаменитый Первый концерт Чайковского для фортепьяно с оркестром вот уже почти сто лет исполняется во всех странах мира. В нем есть широкий размах, песенный разлив мелодии блестяще сочетается с фортепьянной виртуозностью и удивительным богатством красок оркестра.

Кто хоть раз слышал струнные квартеты Чайковского (в первом из них есть обаятельное распевное анданте кантабиле), его трио, его поэтичные пьесы для фортепьяно, тот почувствовал в них русскую душу, русские образы и картины. Композитор сам подчеркивал это: «Я до страсти люблю все русское — русскую красоту, русский склад ума. И мне кажется, что я одарен свойством правдиво и искренне выражать свои мысли. В этом отношении я реалист и коренной русский человек». Чайковский был истинным поэтом родной природы. В музыке «Детского альбома» и «Времен года» мы находим образы нашей природы. Как верно передана поэзия теплого летнего вечера в пьесе «Баркарола», как проникновенна печаль «Осенней песни», с какой широтой и привольем звучит русский напев среди снежных просторов («На тройке»).

Такие замечательные романсы Чайковского, как «Колыбельная песня», «Корольки», «То было раннею весной», «Кабы знала я», «Благословляю вас, леса», «День ли царит», «Растворил я окно», «Средь шумного бала» и многие другие, пользуются всенародной любовью.

Музыка Чайковского доступна для понимания любого слушателя. Трудно найти другого композитора, который с такой легкостью находил бы путь к сердцам, умел бы говорить так просто о сложных и глубоких переживаниях.

Дом в Клину, где жил великий композитор, превращен теперь в музей, хранящий огромное количество драгоценных рукописей и документов. Сюда приезжают люди со всех концов нашей Родины, из всех стран земного шара. Чайковского ценят и любят за то, что в своем творчестве он воспевал высокие чувства, красоту и величие души человека.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: