направляться ОПЫТНОЙ
Я-КОНЦЕПЦИИ БУДУЩЕГО Учителя-ЛИНГВИСТА
Учебно-методическое пособие для студентов IV и V направлений
Нижний Новгород 2010
Печатается согласно решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО НГЛУ. Профессии: методика и Теория преподавания зарубежных
Языков и культур; Зарубежные языки
Дисциплина: педагогическая антропология (психология)
УДК (37.015.3:378.681)(075.8)
ББК 88.840
Ф796
Формирование опытной Я-концепции будущего учителя-лингвиста: учебно-методическое пособие для студентов-практикантов IV и V направлений педагогических факультетов. Нижний Новгород: Нижегородский национальный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова, 2010. – с.
Составители: Е. П. Творогова, канд. психол. наук, доц.
С.И. Подколзина, помощник
Учебно-методические материалы для создания опытной Я-концепции будущего учителя-лингвиста предназначены для студентов IV и V направлений педагогических фаультетов, профессий «методика и Теория преподавания зарубежных языков и культур», «Зарубежные языки», и для учителей зарубежного языка и для независимого применения. Материалы помогают для анализа опытной составляющей в самосознании студентов, и для создания студента как субъекта педагогической деятельности.
Критик: В. В. Рыжов, врач психол. наук, доктор наук.
© Издательство ГОУ ВПО НГЛУ, 2010
ВВЕДЕНИЕ
В современных социально-экономических условиях, предъявляющих к каждому человеку высокие требования к его внутренней активности, к воплощению и самостоятельному поиску себя в многомерном мире, к необходимости самоопределения на различных стадиях карьеры, нереально обойтись без особых знаний о его опытной Я-концепции.
В самом неспециализированном замысле опытная Я-концепция рассматривается как продукт социально-своеобразной формы самосознания, то есть, опытного самосознания, В опытной Я-концепции фиксируются итоги осознания человеком себя как субъекта деятельности и как личности на каждом этапе опытного становления.
Вера людей в собственную опытную эффективность происходит из нескольких главных источников. самый эффективный метод уверовать в собственную эффективность — достигнуть высоких результатов в чем-либо. Удачи закладывают базу устойчивого убеждения человека в личной эффективности. Неудачи разрушают его, в особенности в случае, если неудачи появляются перед тем, как чувство эффективности упрочилось. Второй метод — социальное моделирование. Модели являются источниками мотивации и знаний. Наблюдение похожих на себя, настойчиво продвигающихся к своим целям и получающих в конечном счете успеха, людей усиливает веру наблюдателей в личные свойства. Социальное побуждение есть третьим методом влияния. Реалистические стимулы эффективности смогут побуждать людей прилагать больше упрочнений, что увеличивает их шансы на успех.
Опытное оценивание учителем-лингвистом самого себя в целом зависит от его определения собственных опытных качеств, возможностей и создание собственной опытной Я-концепции. У учителя, профессионально принимающего себя, увеличиваются уверенность в себе, удовлетворенность собственной профессией, эффективность работы в целом. Таковой педагог пытается к самореализации. Особенно принципиально важно то, что опытная Я-концепция учителя-лингвиста содействует и формированию хорошей и опытной Я-концепции учеников (Р.Бернс). Ощущая себя тихо и с уверенностью, учитель дружествен и ровен к ученикам. Познание не сильный сторон собственного труда, намерения их исправить не разрушают неспециализированной опытной самооценки. И, наоборот, преподаватель с низкой опытной самооценкой испытывает чувство незащищенности, очень плохо принимает окружающих через призму собственных тревог и стрессов, обращается к авторитарному стилю как к средству психотерапевтической самозащиты.
Неприятность формирования опытной Я-концепции будущего учителя-лингвиста решается в русле неспециализированной Я-концепции, но, имеет и собственные особенности:
1. Процесс формирования рефлексии в студенческом возрасте и достаточный уровень развития самосознания разрешают реализовать таковой подход к формированию опытной Я-концепции будущего учителя-лингвиста, в котором эти свойства самосознания оказывают помощь понять студентам личные опытные характеристики. Но не каждый способен видеть и оценивать собственные опытные качества со стороны, другими словами методом саморефлексии. Исходя из этого нужно проводить психодиагностику уровня организации личности, тесно связанную с применением психотерапевтических защит. Для студенческого возраста свойственны следующие защитные механизма: вытеснение, сублимация и проекция, каковые являются главными с целью достижения успеха в это время. Эти механизмы рассматриваются не как патологические процессы, а как результативные, адаптивные реакции. Они делают 5 ответственных функций во время взрослости: 1 – они удерживают чувстве в допустимых пределах в периоды чрезвычайного эмоционального напряжения; 2 – поддерживают постоянство; 3 – разрешают вносить коррективы в Я-образ при опытном продвижении; 4 – оказывают помощь разрешать конфликты в ближайшем окружении человека; 5 – снабжают возможность рационализации важных распрей.
2. В связи с тем, что большинство будущих учителей-лингвистов имеет большой уровень вербально-лингвистического интеллекта, для создания опытной Я-концепции возможно применять такое средство, как вербализация. Вербализация – это высокая когнитивная организация, которая связана с умением оперировать переносным смыслом текста, степенью глубины суждений, уровнем развития и гибкостью мышления речевых процессов. Так, вербализация как средство активного обучения может содействовать переходу опытного самосознания будущего учителя-лингвиста на более большой уровень.
Так, отечественная программа формирования опытной Я-концепции будущего учителя-лингвиста базируется на вышеизложенных правилах. Она складывается из четырех взаимосвязанных блоков.