Сонет — стих из 14 строчков, владеющее канонической совокупностью рифмовки и строгими стилистическими законами. Среди разных видов сонета выделяются два главных — итальянский и британский.
Итальянский складывается из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов). Рифмовка в катренах строится по принципу abba abba (либо abab), в терцетах — по принципу cdc dcd (либо cde cde). Британский сонет складывается из трех заключительного двустишия и четверостиший (рифмовка: abab cdcd efef gg). Среди вторых вариантов необходимо отметить французский, отличающийся от итальянского особенной рифмовкой в терцетах (ccd eed либо ccd ede) и имеющий ответственное значение для истории русского сонета.
Классические стилевые требования к сонету: интонация и возвышенная лексика, правильные и редкие рифмы, запрет на переносы и на повторение знаменательного слова в одном и том же значении. Все эти ограничения обусловлены художественной целью сонета как интеллектуального жанра лирики, где любая строфа — ход в развитии единой диалектической мысли.
История сонета начинается с XIII в. Появился он в Италии. Известен кроме того его создатель — это юрист, поэт Якопо да Лентини, живший в Палермо в первой половине XIII в. По неспециализированному точке зрения, высшей точки итальянский сонет достигает в творчестве Фр. Петрарки. Блестящие образцы итальянского сонета покинули Микеланджело, Дж. Бруно, Дж. Марино, Т. Тассо. В конце XVII в. данный сонет теряет собственный место в итальянской поэзии впредь до XIX в., в то время, когда последовательность красивых произведений в этом жанре формирует Дж. Леопарди.
Британский сонет был создан поэтом Г. Сарри в первой половине XVI в., но прославил эту форму У. Шекспир, с чьим именем её в большинстве случаев связывают. Наибольшими британскими сонетистами были Г. Спенсер, Дж. Мильтон, У. Вордсворт.
Французский вариант итальянского сонета был создан поэтами Плеяды, в их творчестве он достиг собственного первого расцвета. Возвращение к этому жанру приходится на вторую половину XIX в. (Ш. Бодлер, П. Верлен, Ж. М. Эредиа). Испанская и португальская традиции сонета представлены в творчестве Л. де Гонгоры?и?Арготе и Л. ди Камоэнса. в течении полутысячелетия сонет в европейской поэзии занимает самое высокое положение среди малых лирических жанров. самоё интенсивное распространение получает он в момент освобождения от средневековья, в эру Ренессанса и барокко.
В РФ сонет появляется в XVIII в. Первыми его мастерами были В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, А. А. Ржевский. Но они ограничивались воспроизведением внешних, формальных показателей жанра. Настоящее развитие сонет приобретает в начале XIX в. под пером А. А. Дельвига, И. И. Козлова, А. С. Пушкина. Решительное значение имели испытания Дельвига, создавшие форму русского сонета (пятистопный ямб с рифмовкой, как у итальянцев, но двумя рифмами в терцетах: cdd ccd).
Громадную роль в истории русского сонета сыграли произведения, созданные в этом жанре А. С. Пушкиным и которые содержат храбрые отклонения от канона (повторение значимых слов, переносы, глагольные рифмы). К сонету обращались В. Г. Бенедиктов, А. А. Фет, А. А. Григорьев. Стоит упомянуть поэта Д. П. Бутурлина, писавшего только сонеты.
На начало XX в. приходится «золотой век» русского сонета. В творчестве В. Я. Брюсова, В. И. Иванова, И. Ф. Анненского, М. А. Волошина, О. Э. Мандельштама, И. Северянина сонет получает разнообразие и свободу, возможности его формы употребляются в соответствии с идеей жанра. Появляются сонеты-акростихи, «безрассудные» сонеты (с одним катреном), «хвостатые» (с лишним терцетом), «хромые» (написанные строчками неравной длины).
Особой силы достигает мастерство сонета в творчестве И. А. Бунина, где данный жанр отмечен ясностью языка, отточенностью синтаксиса, идеальной четкостью мысли и прозрачностью интонации (не смотря на то, что наряду с этим Бунин и отступает от некоторых внешних формальных требований):
На высоте, на снеговой вершине,
Я вырезал металлическим мечом сонет.
Проходят дни. Возможно, и поныне
Снега хранят мой одинокий след.
На высоте, где небеса так сини,
Где весело сияет зимний свет,
Смотрело лишь солнце, как стилет
Чертил мой стих на изумрудной льдине.
И радостно мне думать, что поэт
Меня осознает. Пускай ни при каких обстоятельствах в равнине
Его толпы не радует привет!
На высоте, где небеса так сини,
Я вырезал в полдневный час сонет
Только для того, кто на вершине.
Венок сонетов является цепью из пятнадцати сонетов, где четырнадцать стихотворений образуют кольцо, поскольку последняя строчок каждого сонета повторена в первой строке следующего, причем последняя строчок четырнадцатого стихотворения повторяет первую строчок первого. Пятнадцатый сонет, именуемый магистралом, складывается из первых строчков всех четырнадцати остальных в том порядке, в каком они следуют приятель за втором. Венок сонетов кроме этого появился в Италии, а в современной форме сложился к концу XVII в. Первыми уникальными русскими венками сонетов являются «Венок сонетов» И. Иванова и «Corona astralis» М. Волошина, написанные в 1909 г. В данной сложной форме пробовали себя кроме этого В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, И. Л. Сельвинский, С. И. Кирсанов, П. Г. Антокольский. В 70–80?е гг. венок сонетов стал популярен в русской советской поэзии.