Социогенетические теории развития

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие в организма, социогенетические теории стараются растолковать возрастные изюминки, исходя из структуры общества, способов социализации, сотрудничества ребенка с другими людьми.

К этому направлению возможно отнести таких французских психологов, как Г.Тард, Э.Дюркгейм, Ш. Блондель, П.Жане и др.

Родоначальником французского социологического направления в психологии принято вычислять Э.Дюркгейма. Согласно его точке зрения, психологическое развитие – это впитывание, усвоение вер, эмоций вторых людей. Воспринятые извне мысли и чувства определяют темперамент душевной деятельности ребенка. Развиваясь, ребенок должен понять накопленный человеческий опыт, традиции и обычаи. Это происходит благодаря подражанию, которое в обществе имеет такое же значение, как наследственность в биологии.

П.Жане интересовал вопрос о соотношении биологического и социального в развитии психики. Он считал, что психика человека социально обусловлена и что ее развитие содержится в формировании совокупности многообразных связей с обществом и природой. Под связями П.Жане осознавал действия, каковые имеется не что иное, как формы отношения человека к миру. Внешние взаимоотношения между людьми являются, согласно точки зрения ученого, принципом развития психики каждого человека.

Особенное место в ответе неприятности развития занимает теория бихевиоризма. Предметом изучения тут есть не внутренний мир человека (не его эмоции, переживания либо умственные действия), а снаружи замечаемое поведение. Согласно точки зрения представителей данной теории – Б.Скиннера, Э.не сильный, Э.Торндайка и др. процесс развития пребывает в приобретении определенных, социально приемлемых форм поведения, которое происходит благодаря соответствующему подкреплению. Через механизм хорошего обусловливания (установление связи между реакцией и стимулом) и инструментального обусловливания (сообщение определенных форм поведения с последующим подкреплением) происходит закрепление одних реакций и отмирание вторых. Наряду с этим научение происходит как бы машинально: подкрепление ведет к закреплению в нервной совокупности успешных реакций независимо от желаний и воли человека.

Эпигенетическая концепция Э. Эриксона. В ней любая стадия развития определяется той кризисной обстановкой, которая должна быть разрешена с целью предстоящего свободного процесса развития. Согласно его точке зрения, развитие личности обусловлено результатами преодоления кризиса (конфликта), появляющегося в узловых точках процесса развития. Так, теория Эриксона учитывает два фактора развития:инстинктивный и социо-культурный.

В обобщенном виде этапы развития представлены в таблице.

Возраст Итог развития Обычная линия развития Аномальная линия развития
0-1 год; мать Доверие -недоверие к окружающим людям Доверие к людям: признание родителей и взаимная любовь и ребенка, привязанность, удовлетворение потребностей детей в общении и других крайне важных потребностей. Недоверие к людям: итог нехорошего обращения матери с ребенком, игнорирования, пренебрежения им, лишения любви. Через чур раннее либо резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.
1-3 года; родители Автономия -зависимость Самостоятельность, уверенность в себе: ребенок наблюдает на себя как на независимого, но еще зависимого от своих родителей человека. Сомнение в себе, гипертрофированное чувство стыда: ребенок ощущает собственную неприспособленность, сомневается в свойствах, испытывает недочёты в развитии элементарных двигательных навыков. Слабо развита обращение, развито желание скрыть собственную ущербность от окружающих.
3-6 лет; родители, братья, сестры Инициатива, уверенность в себе — чувство вины. Активность: живое воображение, активное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Пассивность: вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к вторым детям, подавленность, отсутствие показателей полоролевого поведения.
6-12 лет; школа, соседи, привычные Трудолюбие — чувство неполноценности. Трудолюбие: стремление и выраженное чувство долга к достижениям, развитые коммуникативные умения. Ставит перед собой и решает настоящие задачи, нацеленность игр и фантазии на активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентация на задачу. Чувство неполноценности: слабо развитые трудовые навыки, избегание сложных заданий, соревновательных обстановок, острое чувство неполноценности, обреченности. Конформность, рабское поведение, чувство тщетности прилагаемых упрочнений при ответе различных задач
13-18 лет; несколько сверстников Идентичность — смешение ролей. Жизненное самоопределение: развитие временной возможности — замыслов на будущее, самоопределение: каким быть? кем быть? Деятельный поиск себя и экспериментирование в различных ролях. Четкая тендерная поляризация в формах поведения Лидерство в группах сверстников и, при необходимости, подчинение им. Путаница ролей: смешение и смещение временных возможностей, мысли не только о будущем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознание, очень сильно выраженное рвение понять себя в ущерб отношениям с внешним миром. Полоролевая фиксация. Смешение форм полоролевого поведения.
Ранняя взрослость Близость-изоляция. Близость: душевная теплота, познание, доверие, свойство дать часть себя второму человеку, не опасаясь. Изоляция: одиночество, остракизм.
стагнация и- Взрослость Генеративность: целеустремленность, продуктивность. Стагнация: обеднение личной судьбе, регрессия.
Зрелость Цельность- отчаяние Цельность личности: чувство завершенности жизненного пути, целей и осуществления планов, целостности и полноты Отчаяние: отсутствие завершенности, неудовлетворенность прожитой судьбой.

Психология — Теория развития личности Эрика Эриксона


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: