Так, чем младше школьники, тем не сильный их умения функционировать самостоятельно и тем посильнее элемент подражательности в их поведении. Это знает любой преподаватель: в случае, если попросить детей-первоклассников привести примеры в подтверждение какого-либо правила, то многие именуют примеры, уже высказанные вторыми либо весьма схожие. Дети подражают с однообразной легкостью и хорошему, и нехорошему, исходя из этого взрослые должны быть особенно требовательны к себе, подавая пример в общении и поведении с другими.
Чем больше взрослый доверяет ребенку, расширяет границы его свободы в пределах разрешённого, тем стремительнее ребенок приучается функционировать самостоятельно, рассчитывать на собственные силы. И напротив, опека постоянно затормаживает развитие воли, формирует установку на то, что имеется внешний контролер, взявший на себя всю ответственность за действия ребенка.
Младшие школьники как правило с радостью подчиняются требованиям взрослых, и учителя в частности. И в случае, если дети сперва нарушают правила поведения, то значительно чаще не сознательно, а в силу импульсивности собственного поведения. Но уже в середине первого школьного года в классе возможно найти детей, взявших на себя функции по организации поведения вторых детей в плане его сдерживания. Такие дети отпускают реплики типа «Тише! », «Сообщено: руки на стол, дотянуться палочки!» и т.п. Это дети, переходящие на внутренний контроль, обучающиеся сдерживать собственные яркие реакции. Психологи поняли, что девочки раньше овладевают своим поведением, чем мальчики. Разъясняется это как большей вовлеченностью девочек в правила судьбы семьи, так и тревожностью и меньшей напряжённостью в отношении преподавателя (преподавателя младших классов по большей части дамы).
Упрямство в младшем школьном возрасте может проявляться как протестная либо защитная реакция, в особенности в тех случаях, в случае, если преподаватель слабо мотивирует мнения и свои оценки, делает упор не на положительных качествах и достижениях ребенка, а на его неуспехах, просчетах, отрицательных чертах характера.
В принципе, отношения младшего школьника к преподавателю слабо отличается от его отношения к родителям. Дети готовы подчиниться его требованиям, принимают его мнения и оценки, выслушивают поучения, подражают ему в поведении, манере рассуждать, интонациях. И от преподавателя ожидают практически «материнского» отношения. Кое-какие дети на первых порах ласкаются к преподавателю, стараются прикасаться к нему, расспрашивают его о нем самом, делятся некоторыми интимными сообщениями, разглядывают учителя как арбитра и судью в обидах и ссорах. Во многих случаях, в случае, если отношения в семье ребенка не отличаются благополучием, роль преподавателя увеличивается, и его мнения и пожелания принимаются ребенком с большей готовностью, чем родительские. Публичный же авторитет и статус преподавателя в глазах ребенка по большому счету часто бывает выше родительского.
Изменяются и отношения ребенка со сверстниками. Психологи отмечают уменьшение коллективных отношений и связей между детьми если сравнивать с подготовительной группой детского сада.
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются преподавателем через организацию учебной деятельности, он содействует формированию межличностных отношений и статусов в классе. Исходя из этого при проведении социометрических замеров возможно понять, что среди предпочитаемых довольно часто оказываются дети, каковые отлично обучаются, которых хвалит и выделяет преподаватель.
Ко II и III классу личность преподавателя делается менее значимой, но связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными. В большинстве случаев дети начинают объединяться по общности и симпатиям каких-либо заинтересованностей; большую роль играется и близость их места жительства, и половой показатель. На первых этапах межличностной ориентации у некоторых детей заостренно проявляются в общем не характерные им черты характера (у одних — чрезмерная застенчивость, у других — развязность). Но по стабилизации отношений и меря установления с другими дети выявляют настоящие личные изюминки.
Характерная черта взаимоотношений младших школьников пребывает в том, что их дружба основана, в большинстве случаев, на общности внешних жизненных случайных интересов и обстоятельств: к примеру, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением либо рисованием. Сознание младших школьников еще не достигает того уровня, дабы выбирать друзей по каким-либо значительным качествам личности, но в целом дети III—IV классов глубже поймут те либо иные качества личности, характера. И уже в III классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности около 75% обучающихся мотивируют выбор определенными нравственными качествами вторых детей.
Уже в младших классах обнаруживается деление класса на неформальные группы, каковые время от времени становятся более значимыми, чем официальные школьные объединения (звенья, звездочки и т.п.). В них смогут складываться личные нормы поведения, ценности, интересы, во многом связанные с фаворитом. Далеко не всегда эти группы антагонистичны всему классу, но во многих случаях может сформироваться определенный смысловой барьер. Как правило дети, входящие в эти группы, имея какие-либо частные интересы (спортивные, игровые, увлечения и т.д.), постоянно есть активными участниками всего коллектива.
В младшем школьном возрасте особенной значимостью владеет стиль, что выбирает преподаватель для общения с ребенком и управления классом. Данный стиль легко ассимилируется детьми, оказывая влияние на их личность, активность, общение со сверстниками.
Для демократического стиля характерен широкий контакт с детьми, уважения и проявления доверия к ним, разъяснение вводимых правил поведения, требований, оценок. Личностный подход к ребенку у таких преподавателей преобладает над деловым; для них типично рвение давать исчерпывающие ответы на каждые детские вопросы, учет личных изюминок, отсутствие предпочтения одних детей вторым, стереотипности в оценке поведения и личности детей.
Данный стиль снабжает ребенку активную позицию: преподаватель пытается поставить учеников в отношения сотрудничества. Наряду с этим дисциплина выступает не как самоцель, а как средство, снабжающее хороший контакт и успешную работу. Преподаватель разъясняет детям значение нормативного поведения, учит руководить своим поведением в условиях взаимопонимания и доверительности.