Социальная терапия в местах лишения свободы

возможности и Опыт социальной терапии в ходе осуществления правосудия достаточно перспективны, не смотря на то, что имеют определенные границы. Дело в том, что места лишения свободы, не смотря на то, что и являются закрытыми учреждениями, имеют простую структуру, в которую входят и подразделения открытого типа, и социально-терапевтические учреждения, довольно часто имеющие экспериментальный темперамент.

Таблица 20

Критерии Своевременная работа Режимная работа Воспитательная работа Социальная работа
1. На какие конкретно ценности опирается? Долг, безопасность, персональный интерес Дисциплина, порядок, взыскание, поощрение Гуманистические, культурно-просветительские сокровища Базисные сокровища (семья, положение в обществе, материально-бытовые условия, возможности развития,степень защищенности и т.д.)
2. Достижение каких целей наказания снабжает? Личная и неспециализированная превенция Кара, исправление, личная превенция Перевоспитание, личная превенция, исправление Перевоспитание, личная и неспециализированная превенция, восстановление нарушенных социальных связей осуждённого
3. На каком этапе работы ожидается итог? Во время отбывания наказания Срочно Во время отбывания наказания Всю жизнь субъекта социальной деятельности
4. Каков темперамент взаимоотношений наказуемого к сотруднику? Доверие, основанное на принуждении, убеждениях либо интересе Как к непреодолимой либо тяжело преодолимой обезличенной силе Отношения «воспитатель- ученик», «старший- младший» Партнерские отношения, отношения «эксперт—клиент», реже патерналистские

В социально-терапевтических учреждениях трудится множество экспертов — педагоги, психиатры, социальные работники, психологи, мастера производственного обучения и т.д. В деятельности этих учреждений господствует психолого-терапевтический подход.

Германские исследователи уделяют большое внимание психотерапевтической модели в терапевтически-психотерапевтическом подходе. Более узкая психотерапевтическая модель связана, первым делом, с понятием о том, что так именуемые «главные симптомы», находящиеся в яркой связи с криминальным действием, разъясняются нарушениями самой психики, затрагивающими центральное «Я»9. Нарушения в развитии в раннем детстве смогут выявляться в генезисе криминального поведения10. Негативные домашние условия ребенка смогут привести к выраженной слабости «Я-функций», и развивающаяся психопатия проявляется потом в том, что из-за концентрации внимания человека на инфантильных фантазиях появляется невозможность и неправильная оценка реальности ее адекватного восприятия со всеми вытекающими последствиями11.

Эти концепции становятся базой аналитически ориентированной психотерапии и социально-терапевтических устремлений. Но успешной психотерапия возможно лишь при условии хорошего отношения клиента к их службе и терапевтам — в этом случае стабильная идентификация и объективная связь смогут быть достигнуты уже по окончании нескольких месяцев работы. Наряду с этим объектом действия есть лично сам пострадавший со всеми собственными психологическими проблемами, поскольку при таком подходе социальная терапия представляет собой личную терапию.

Более широкий терапевтически-психотерапевтический подход характеризуется в первую очередь попыткой создать терапевтическую общность, в то время, когда особенное внимание уделяется трудностям клиента, касающимся взаимоотношений с окружающими. Так, к примеру, на базе нарушений эмоционального замысла у клиента устанавливается недостаточная свойство вступать в контакт, строить его без постоянного страха разочарования. Преодоление трудности соразмерного общения между собой делается центральным причиной модели действия.

Согласно точки зрения германских экспертов, столь же нужно обратить внимание на предстоящее отношение личности с окружающим ее миром. Методическое воздействие, техника терапевтической общности характеризуется еще и необходимостью создания социального окружения с целью улучшения лечения, усиления разнообразных коммуникаций, концепции и выражения чувств обучающего образа и учения судьбы12. не меньше ответственным есть то, что окружение, в котором живет клиент, являет собой не только рамки, в которых используются определенные техники лечения, но и конкретно одну из этих техник. Эта концепция направлена на то, дабы оказать помощь уголовным преступникам выработать собственную концепцию выздоровления, что свидетельствует разрушение криминальной структуры, создание у всех участников групп, участвующих в лечении, хорошей установки по отношению к пребывающим в местах лишения свободы. Крайне важно наряду с этим суметь организовать собрание, основанное на демократических правилах, которое смогло бы проработать существующие неприятности и постараться отыскать пути их решения.

В отличие от обрисованных моделей, подходы педагогического, социально-педагогического и педагогически-терапевтического типов не имеют особенно громадного значения в социально-терапевтических учреждениях, играются в них второстепенную роль. И не смотря на то, что деятельность социальных работников, конкретно социальных педагогов, очевидна и постоянно расценивается как очень важная, до сих пор ее использование остается достаточно ограниченным и не есть центром упрочнений социальной терапии. Педагогический и социально-педагогический подходы к проблемам клиента характеризуются в первую очередь тем, что социально-педагогическое воздействие значительно чаще имеет дело с проблемами социального окружения клиента, а не с его собственными внутренними проблемами. Наряду с этим в противоположность психолого-терапевтическому социально-педагогическое воздействие понимается как «небеспристрастная практика», которая обязана сосредоточить свои силы на определении неприятности клиента. Этими концепциями определяются формы и способы работы с клиентом, каковые обусловлены его образом судьбы, его повседневностью13. В конкретной ситуации это указывает, что терапия осуществляется по крайней мере 23 часа в день. Поэтому кое-какие авторы считают необходимым поддерживать концепции терапевтического окружения, воображая повседневную судьбу приюта либо учреждения лишения свободы как сотрудничество и сосуществование пациентов и терапевтов.

Многие исследователи, трудящиеся с этими проблемами, стремятся сделать результативной повседневность учреждений закрытого типа, не давая наряду с этим самому забывать о повседневности, существующей за стенками учреждений, потому, что это отвечает интересам клиентов и будущим потребностям. По всей видимости, данный путь может оказаться более успешным, чем другие модели. Но обращение, очевидно, идет не об устранении психиатров и психологов из этих учреждений, но об их интеграции в повседневность судьбы учреждения, и о возможности приглашения их в качестве экспертов при происхождении особенных неприятностей с отдельными арестантами. Так, перспективным представляется сотрудничество, кооперация разных экспертов с целью овладения повседневной обстановкой, а не как это было ранее, трудясь в одной группе, «команде». Подобные подходы находят помощь во многих зарубежных учреждениях, не смотря на то, что психологам непросто отказываться от прошлых «доменов» (личная и работа в группах в определенное время и в особых помещениях). Для большинства социально-терапевтических учреждений закрытого типа характерно развитие не по психотерапевтической модели, а с выговором на групповой работе.

Обстановка с трудовой деятельностью в социально-терапевтических учреждениях закрытого типа мало соответствует такой в условиях простой судьбе. Предлагаемая работа, в большинстве случаев, представляет собой несложные виды деятельности и не отвечает возможностям осуждённых. Это не имеет возможности стимулировать развитие мотивации к работе, которая и без того не особенно выражена. О обсуждении предпочтений и выборе работы арестанта по большому счету не идет речи. Фактически, все представители учреждения (заключённые и сотрудники) обиженны ни той работой, которая предлагается, ни монотонностью процесса труда.

Социальная терапия открывает возможность для трансформации рабочей обстановке в местах лишения свободы, дабы максимально приблизить предложения работы к заинтересованностям арестантов, сделать их более разнообразными. Наряду с этим труд не должен рассматриваться как часть «терапии занятости», как времяпровождение или как источник дохода учреждения, но как учебная обстановка для клиентов, имеющая целью подготовку их к судьбе вне стен учреждения.

В русских учреждениях пенитенциарной совокупности любой осужденный обязан трудиться. Он может трудиться как на национальных фирмах, так и на фирмах любой формы, и заниматься лично-трудовой деятельностью. Трудовая деятельность осужденных подчинена не целям извлечения прибыли, а целям наказания

В 1994 г. между МВД РФ и Федслужбой занятости РФ было достигнута договоренность, в соответствии с которому ФЗС РФ обязаны предоставлять ИТУ информацию о потребностях рынка труда, направлять данные о возможностях трудоустройства освобождающихся, принимать меры к организации учебных пунктов и центров в ИТУ, помогать в работе по опытной ориентации осужденных.

Особенное внимание направляться обратить кроме этого на организацию свободного времени осуждённых, нужно создавать возможности для пробуждения их собственной инициативы, знакомить их с действительностью проведения свободного времени вне стен учреждения с последующим дискуссией.

Очень серьёзной задачей остается развитие персональной ответственности осуждённых, в первую очередь навыков самообслуживания, установления контактов, привычки выполнять обязательства, обучение ведению квитанций, финансовых расчетов. Для этого производится распределение ролей в пределах сложившихся групп. В Голландии и Дании распространен опыт самообслуживания арестантов, объединенных в группы по 10—12 человек (ведение неспециализированной кассы для осуществления нужных приобретений, приготовление еды, стирка, уборка помещения и т.д.). Самообслуживание представляет собой важную базу развития персональной ответственности.

К задачам социального работника в пенитенциарных учреждениях относится кроме этого содействие обеспечению своевременной медицинской помощи заключенным. В российских ИТУ порядок оказания медицинской помощи осужденным определяется совместно МВД и МинздравмедпромомРФ. Арестант в праве обратиться за лечением и консультацией в национальные и медицинские учреждения, а также в организации, предоставляющие платные медицинские услуги. Осуждённые проходят регулярные медосмотры. Главными болезнями, воображающими угрозу здоровью в учреждениях, являются туберкулез, сердечно-сосудистые, желудочные и психологические болезни15.

Согласно точки зрения западных экспертов, «терапевтизация» всей деятельности пенитенциарного университета подразумевает терапевтическое проникновение во все сферы функционирования учреждения с целью создания естественных форм общения в максимально приближенных к простой судьбе обстановках. Развивая с целью этого идею относительной открытости включения и учреждения внешнего мира в его оздоровление, кое-какие ученые предусматривают следующие меры16:

— «импорт» возможных услуг и специалистов: приглашение экспертов, не трудящихся конкретно в правовой совокупности, к примеру, для консультаций по правовым вопросам, по проблемам социального страхования, регулирования финансовых вопросов, с целью проведения особых видов терапии. Подобные мероприятия имеют то преимущество, что арестанты видятся не только с представителями юстиции, но и с простыми гражданскими и сами смогут общаться с ними как обычные граждане. Эта модель обязана кроме этого содействовать формированию самообслуживания, в то время, когда близлежащие магазины предоставляют собственные товары, банковские служащие либо библиотекари предлагают собственные услуги и т.д.;

— «экспорт» одолжений учреждения в общество: к примеру, предоставление экспертами учреждения консультационных одолжений гражданам близлежащей части города, предоставление в их пользование помещений учреждения (спортивных площадок, комнат, бассейнов и т.д.);

— проведение в учреждении мероприятий публичного характера, на которых смогут находиться как общественность, так и осуждённые;

— организация для осуждённых опыта действительности вне учреждения (возможность возвращения и свободного выхода), к примеру, работа за пределами учреждения, выход за приобретениями и т.д.;

— привлечение к процессу оздоровления клиентов лиц, имеющих значение для его успешной реализации;

— организация встреч с населением и т.д.

Все формы работы и эти мероприятия предусматривают в первую очередь развитие и установление социально-нужных связей между внешним миром и заключённым. Все социальные связи, каковые поддерживает арестант возможно условно поделить на социально-нужные, социально-нейтральные и социально-негативные17. При определении социально нужных связей нужно учитывать следующие параметры: арестант пытается к их стабильности и устойчивости, возлагает определенные надежды на их развитие и сохранение в будущем; эти связи содействуют таким трансформациям в поведении и личности осуждённого, каковые приближают его к социально приемлемым стандартам. Так, социально-нужные связи имеют три особенности: арестант есть их активным субъектом; они имеют громадное значение для осуждённого; они позитивно воздействуют на самого клиента. Объектом социально-нужных связей смогут выступать семья, друзья и близкие, представители бывшего трудового коллектива, публичных организаций, самоуправления и органов власти. Задача социального работника — выступать активным посредником, всячески содействовать формированию социально-нужных связей осуждённого.

Все эти формы работы уже представлены в деятельности учреждений лишения свободы за границей.

Неприятности социально-терапевтической работы. В практике социально-терапевтических учреждений имеют место препятствия, каковые, на первый взгляд, кажутся непреодолимыми. Обусловленность социальной терапии рамочными условиями (распоряжения, предписания, законы и т.д.) мешает ее деятельности, поскольку до тех пор пока еще никому не получалось выяснить последовательную направленность деятельности посредством распоряжений, предписаний, законов органов надзора. До сих пор для мест лишения свободы она характеризовалась с классической точки зрения органа наказания как поддержание порядка и безопасности, контроль за осуждёнными, организация и жёсткая дисциплина. Конфликт между целью оздоровления клиента, с одной стороны, и задачей охраны арестантов (и безопасности учреждения), с другой, в большинстве случаев решается конкретно в пользу охраны. И это приводит к значительной доле сомнения, потому, что ограничивает возможности действий как заключенных, так и сотрудников, причем идеи социального исцеления оттесняются на второй план.

Сложность социальной терапии, направленной на уголовных преступников, согласно точки зрения зарубежных авторов, состоит кроме этого в различии сотрудников и мировоззрения заключённых, в частности в том, что сотрудники всегда открывают у заключенных неприятности, каковые те не видят либо не желают видеть. В целом, в ходе терапии это различие значительно уменьшается, и новая концепция терапии, включающая как настоящие жизненные обстановки, актуальные конфликты, так и конструктивные отношения заключенных между собой, находит все больше приверженцев. Каким будет предстоящее развитие этих тенденций, продемонстрирует будущее. Но приходится признать, что существует и опасность «дисциплинарного перерождения» сотрудников учреждения, что проявляется в заформализованности в общении, предубеждениях, выдвижении условий, усилении недоверия к арестантам, ограничении помощи при попытках клиента самоутвердиться.

Практически неразрешимыми кажутся конфликты между работниками учреждений, в особенности между сотрудниками и специалистами неспециализированных работ надзора. С одной стороны, удалось только в малом степени поколебать иерархическую совокупность учреждений лишения свободы. К примеру, до сих пор исключается участие сотрудников в принятии ответственных ответов по учреждению. Профессионализация части сотрудников, как того потребовали эксперты: психологи, психиатры, социальные работники, педагоги, не привела, как ожидалось, к демократизации взаимоотношений между сотрудниками, но к еще большей иерархии. Иначе, появились попытки осмысленной кооперации сотрудников между собой: образование терапевтических групп, складывающихся из разных экспертов (психологов, социальных работников, педагогов, работников работ надзора), разработка программ социального лечения клиентов. Такая организация труда разрешила, со своей стороны, снизить число распрей между сотрудниками.

К проблемным нюансам социальной терапии относится определение ее эффективности. Но первые же изучения испытательных сроков уголовных преступников, вышедших из социально-терапевтических учреждений закрытого типа, продемонстрировали хорошие результаты, подтвердившие эффективность деятельности социальных работников.

Места лишения свободы как поле деятельности социальных педагогов. Уголовными законодательствами многих государств (к примеру, ФРГ)18 цель социального лечения определяется следующим образом: отбывая наказание лишением свободы, арестант обязан обучиться со всей социальной серьезностью вести в будущем жизнь без правонарушений (§ 2, StVollzG).

Эта «цель лечения» обязана достигаться при участии представителей разных профессий, среди которых и социальные педагоги, каковые смогут трудиться и в местах лишения свободы.

Область деятельности социального педагога в этих учреждениях возможно обозначить лишь в общем, поскольку эта работа зависит от целевой рабочей обстановки, т.е. от числа подопечных арестантов, администрации, жажды сотрудничать и квалификации работ надзора, от сроков заключения отдельных клиентов и т.д.

Область деятельности социальных педагогов подразумевает три рабочих поля (каковые в действительности, конечно, пересекаются): управление, персонал (рабочая команда), арестанты.

Под управлением тут понимается административная деятельность, которая не предполагает прямого общения с клиентом и, в большинстве случаев, носит бумаготворческий и распорядительный темперамент. В большинстве случаев предполагается передача и обработка дальше по инстанциям прошений и заявлений арестантов (касающихся посещений, телефонных переговоров, отпусков и т.д.), переговоры с учреждениями социальной помощи, социальной судебной помощи, отделами по труду, производственными фирмами и т.п.

Работа педагога с персоналом обязана соответствовать тому, дабы само наказание служило цели сознательного лечения, дабы работа надзора сознательно и деятельно приняла участие в лечении клиента. Верное сотрудничество с персоналом открывает перед социальным педагогом возможность создания терапевтической среды.

Яркая работа с осуждёнными распространяется, с одной стороны, на личные и групповые консультации, на протяжении которых обсуждаются практические возможности помощи, касающейся разных сторон судьбы (к примеру, семья, квартира, работа, счета, обучение). Иначе, эта работа обязана включать «обучение судьбы» при обмене опытом и опосредованной личной консультации в группах. И наконец, в задачи социального педагога входит помощь заключенному в осознании собственных психологических недостатков (к примеру, страхов) и лечения и организация консультаций у экспертов с целью их устранения. Цель данной деятельности пребывает в обучении возможности социально акцептированного ответа конфликта.

В работе с персоналом и заключёнными социальный педагог применяет супервизию, которая может осуществляться как лично, так и в группе.

На данный момент социальный педагог, как и любой, кто желает преобразовать место лишения свободы в необычное лечебное учреждение, должен быть готов разрешать неприятности, появляющиеся по всей «линии»: со стороны университета (администрация учреждения, работы надзора, другие сотрудники), со стороны правовых судов и органов (отклонение предложений о структурных трансформациях, отклонения прошений о сокращении срока заключения) и со стороны осуждённых, каковые видят в нем и желающего оказать помощь (и помогающего), но и представителя учреждения. Данный ролевой конфликт должен быть решен им лично, проработан, вербализован относительно администрации учреждения и заключенных. Лишь так социолог может смягчить противостояние заключённых и администрации.

Из-за негативного публичного отношения к отбывшим срок лишения свободы, отсутствия последующего враждебной настроенности и социального сопровождения большинства осуждённых социальный педагог, казалось бы, не вправе ожидать высокой эффективности собственной работы. Но, как показывает интернациональный опыт, результативность интенсивной терапии в Английской «Portman-Clinik» еще до второй мировой составляла 60%, а в датской колонии Herstedvester — около 50%.

Одна из самых ответственных задач социальных работников/социальных педагогов пребывает в том, дабы переформировать университет тотального типа, каким являются места лишения свободы, в университет социального обучения.

На данный момент у нас разрабатывается переход пенитенциарной совокупности от карательно-репрессивного характера к совокупности, выстроенной на охранно-защитной концепции.

Но, как подчеркивается в особой литературе19, в случае, если исправительная совокупность собирается отойти от характерного ей в течение столетий подхода, то ей нужно признать последовательность истин:

1. Колонии ни при каких обстоятельствах не предотвращали правонарушений и не снабжали важной защиты общества.

2. Колонии являются средством наказания.

3. Колонии требуют громадных затрат, и исходя из этого в них должны находиться лишь те, кому в громаднейшей мере соответствует эта мера наказания.

4. Колония обязана пребывать в той местности, откуда в нее поступает контингент арестантов.

5. Поддерживаемый в колониях уровень безопасности обязан соответствовать настоящей необходимости.

6. Размеры колоний должны быть ограничены.

7. В колониях должен быть предусмотрен спектр услуг, что отвечал бы конкретным потребностям осуждённых.

8. Программы коррекции поведения и соответствующие ресурсы должны быть направлены на изучение методов и искоренение преступности ее профилактики.

9. Совокупность уголовного судопроизводства обязана употребляться лишь против лиц, воображающих опасность для окружающих.

10. Правонарушение порождается местными условиями, и доходить к борьбе с ним направляться с применением местных возможностей.

11. Нужно искать, опробывать и применять формы наказания, другие лишению свободы.

12. Требуется проводить громадную исследовательскую работу для оценки эффективности всех программ.

В связи с возможностями развития исправительной совокупности перед социальными работниками раскрывается широкое поле деятельности, охватывающее различные этапы работы с преступниками. На них лежит обязанность оповещать общественность о проблемах в области отправления уголовного правосудия и стимулировать трансформации в отношении общества к осужденным как категории граждан.

В рамках уголовного процесса социальные работники смогут учавствовать в программах работы с свидетелями и жертвами правонарушений.

Специфика социальной работы, с осужденными детьми. На данный момент во всем мире чрезвычайную остроту покупают неприятности, которые связаны с омоложением и заметным «ростом» подростковой преступности.

В 1997 г. в Москве начался опыт в рамках программы «Дети улицы» по введению должности социального работника в суде для работы с несовершеннолетними и их семьями. В обязанности для того чтобы социального работника вменяется:

— соблюдение законности в ходе реабилитации несовершеннолетних дезадаптантов;

— защита и соблюдение законности прав несовершеннолетних во сотрудничестве со всеми участниками реабилитационного процесса;

— соблюдение установленных нормативов подготовки личного дела несовершеннолетнего к рассмотрению в суде;

— выполнение распоряжений суда.

Инициаторы данной программы поддерживают создание в РФ университета ювенального судопроизводства в совокупности «ребёнок — государство». Предполагаются следующие исходные пункты для деятельности ювенального судьи:

1. В подавляющем числе случаев подростковой преступности главная часть вины лежит на социальном окружении, семье, в которой живёт несовершеннолетний.

2. Практически в любое время для общества самые желательными являются действия, направленные на нормализацию внутрисемейных подростка (членов и отношений семьи, ребенка), на сохранение семьи. Наряду с этим исключение должны составлять лишь те случаи, в то время, когда сохранение семьи нереально без настоящей и яркой угрозы жизни и здоровью ребёнка.

3. Яркое уголовное наказание будет чрезвычайной мерой наказания ребёнка.

Университет ювенального судопроизводства будет неотъемлемым элементом реабилитационного пространства и включать в себя совокупность правовых и социально-психотерапевтических конструкций, гармонично сочетающихся для нахождения оптимального для ребёнка (а в конечном счете и для общества) метода ответа очень значительных неприятностей.

Правозащитная деятельность социальных работников в совокупности пенитенциарных учреждений в РФ еще лишь формируется. Но его возможности тесно связаны с неспециализированными тенденциями развития совокупности социального обслуживания и диктуются настоятельной необходимостью оказать помощь заключенным в их самоисправлении, подготовить их к выходу на свободу, обеспечить успешное прохождение процесса их последующей ресоциализации.

ТЕМЫ ДЛЯ Дискуссии

1. Социальная работа в пенитенциарных учреждениях как своеобразное направление социальной работы.

2. Социальная работа в совокупности перевоспитания осужденного.

3. Деформация жизненного сценария личности и социальная работа.

4. Способы коррекции в совокупности мер социальной работы.

5. гармонизации отношений и Проблемы регулирования в пенитенциарных учреждениях.

6. Права человека и социальная работа.

7. Социальная терапия в местах лишения свободы.

8. Наказание лишением свободы. Исторические нюансы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, наркомании и алкоголизма среди молодежи.—М.,1989.

2. Антонян Ю.М. Предупреждение преступности несовершеннолетних. — М.,1982.

3. Волков В.Н. Медицинская психология в ИТУ. — М., 1989.

4. Голубев В.Н. Типология поведения осужденных. — М., 1985.

5. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь дорог к трагедии: Деструктивное поведение Сейчас. — Новосибирск, 1990.

6. Личность преступника / Кудрявцев В.Н. и др. — М., 1985.

7. насилие и Молодёжь: обстоятельства, формы проявления, способы предупреждения. — М.,1995.

8. Социальная профилактика правонарушений: рекомендации, советы. — М.,1990.

9. Социальные отклонения. — М., 1984.

БИБЛИОГРАФИЯ

1 См.: Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях.—М., 1996.

2 Calliess P.P. Theorie der Strafe im demokratischen und sozialen Rechtstaat. — Frankfurt/M. — 1973.

3 Foucault M. Oberwachen und Strafen. Die Geburt des Qefangnisses. — Frankfurt/M., 1976:

4 См.: Drieboid R. Strafvollzug // Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 1129—1146.

5 См.: Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — M.: Центр общечеловеческих сокровищ, 1993. — Т. 1. — С. 373.

6 практика и Теория социальной работы: методические материалы. — M., 1997.—С. 97.

7 См. .’Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. — M., 1996. — С. 8.

8 См.: Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. — M., 1996. — С. 10.

9 См.: Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях.—M., 1996.—С. 11.

10 См.: Reicher, J., 1976: Die Entwicklungspsychopathie und die analytische Psychopatie von Delinquenten. In: Psyche: 604 ff.

См.: Kretz, H., 1976: Sozialtherapeutische Anstalten aus ertzlicher Sicht. In:

11Schwind, H.-D./ Blau, G. (Hrsg.): Straffollzug in der Praxis, Berlin.

12 См.: de Boor, C., 1977: Sozialtherapie als angewandte Psychoanalyse in einer Sondereinrichtung der Hollandischen Justiz.: In: Ludersen, K./Sack, F. (Hrsg.): Seminar:

Abweichendes Verhalten III. Frankfurt/M.

13 См.: Drieboid R. Strafvollzug // Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 1129—1146.

14Thiersch, H., 1978:ZumVerhaltnisvon Sozialarbeitund Therapie. In: Neue Praxis, Sonderheft: 6 ff.

15 См.: Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. — M., 1996.—С. 41.

16 См.: Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. — M., 1996. — С. 43.

17 См.: Drieboid R. Strafvollzug // Handbuch zur Sozialarbeit/Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 1129—1146. ‘

18 См.: Бабушкин А.В. Базы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. — M., 1996. — С. 21

19 Kersten J. V. Wolffersdorf-Ehlert C. Jugendstrafvollzug //Handbuch zur Sozialarbeit/ Sozialpadagogik. — Luchterland, 1987. — S. 594—610.

20 См.: Энциклопедия социальной работы: В 3 т. — M.: Центр общечеловеческих сокровищ, 1993. —Т. 1. —С.376—377.

Духовно-социальная работа с заключенными


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: