Социальные формы организации религии

С позиций истории и социологии, религиозное сообщество связано с миром сложными, неоднозначными, время от времени парадоксальными отношениями. С одной стороны, религиозные университеты в большинстве случаев функционируют в обществе как гармонизирующий, стабилизирующий фактор, содействующий сохранению сложившегося социального статус-кво и тем самым усиливающий положение властных структур. Но иначе, религия может выступать и дестабилизирующим причиной, потому, что в ней постоянно присутствует большой нравственный стандарт, информирующий ей критический потенциал. Наличие у религии критического потенциала в сочетании с классическим авторитетом устоявшихся религиозных университетов определяет ту наиболее значимую роль, которую церковь играется в обществе.

Религиозная община – это в любой момент часть того мира, в котором она существует. Делаемая в большинстве случаев религиозными университетами функция состоит не только в легитимизации социальной совокупности, но и в пропаганде и освящении соответствующей ценностной ориентации, в развитии и создании определенных символических структур значений, в психотерапевтической компенсации неизбежных травмирующих индивида и общество событий – смерти, трагедий, войн, стихийных бедствий, заболеваний и т.д. Критическая функция религии по отношению к светской власти и социальному порядку как такой время от времени (но достаточно редко) проявляется в глубоком конфликте с властью, а чаще – в напряженности, которая появляется между так называемой государственной религией и религиозными группами и конфессиями, не пользующимися помощью страны. К примеру, критический потенциал христианства был по преимуществу оценен теми римлянами, каковые приписывали падение собственной империи влиянию христиан, подорвавших базы классической римской гражданской религии. Современная латиноамериканская “теология освобождения” пропагандирует убеждение, что Всевышний постоянно выступает на стороне угнетенных, страдающих от всемирный несправедливости.

Исходя из того что религиозная организация делает в обществе разнообразные и иногда противоположные функции, исследователи религии стремились создать типологию религиозных организаций в их отношении к обществу и государству. Приведем один из вариантов таковой типологии, предложенный современным социологом Дж. М. Йнгером.

Универсальная церковь – религиозная структура, в какой-то мере содействующая интеграции общества и одновременно с этим при помощи содержащихся в ней представлений и верований удовлетворяющая большая часть личностных запросов индивидов на всех социальных уровнях. Для нее характерно систематическое и действенное сочетание качеств как церкви, так и секты. Ее универсальность проявляется в том, что она охватывает всех участников общества, и в том, что в ней существует тесная связь между двумя главными функциями религии. В неоднородных обществах подобное равновесие достигается с трудом и не имеет возможности сберигаться весьма долго: недостаточная завершенность совокупности, настойчивое рвение правящих групп к поддержанию приемлемого для них порядка без трансформаций, неизбежных в изменчивом обществе, различия личных запросов – все это стимулирует схизматические тенденции, столь обычные для религий сложных обществ.

Церковь XIII в., быть может, являет собой самый тождественный пример универсальной церкви в истории западной цивилизации. Она относительно удачно обнаружила место (в основном монастыри) для выражения индивидуализирующих тенденций, присутствующих в христианстве. Совокупность ее ритуалов и верований удовлетворяла запросы огромных весов людей на всех социальных уровнях, отражая на удивление прочно интегрированную структуру и помогая ее сохранять. Но универсальная церковь в любой момент возможно обрисована только как довольно талантливая делать все эти многообразные функции, потому, что неприятности поддержания правопорядка в обществе, постоянного сдерживания эгоистических устремлений его участников, облегчения их страданий не относятся к числу легко разрешимых.

Помимо этого, в социальном организме в любой момент вероятны дисфункции. В этом смысле стоит выделить, что суждение, касающееся способности церкви сохранять “подвижное равновесие” и удерживать приверженность к себе большинства участников общества,– не ценностное суждение. И эта тонкость еле учитывается при функциональном анализе.

Экклесия. Подобно универсальной церкви, экклесия (от греч. ekklesia – церковь) охватывает все общество. Различие в том, что в ней не сильный выражены сектантские тенденции. Она так отлично приспосабливается к нуждам и запросам господствующих социальных элементов, что потребности низших классов фрустрируются. Экклесии лучше удается усиливать действие существующих паттернов социальной интеграции, нежели делать многие функции религии, обращенные к личности. Ее возможно выяснить как универсальную церковь в состоянии окостенения.

Установившиеся национальные церкви тяготеют к экклесиастическому типу, не смотря на то, что и в очень разной степени – в зависимости от того, как им свойственны элементы сектантства. Для наглядности возможно сравнить современные национальные церкви Скандинавских государств, развивающиеся в направлении универсализации, и Русскую Православную Церковь 1915 г., которая, борясь с религиозным и секулярным схизматизмом, лишь суживала рамки установленного порядка. Данный пример подтверждает наличие тесной связи между типом общества и типом религии.

Беккер так обрисовывает экклесию: “Социальная структура, известная как “экклесия”, представляет собой в основном консервативное образование, не вступающее в открытый конфликт с секулярными моментами публичной судьбе, открыто универсальное в собственных целях… В собственном полном развитии экклесия пробует слиться с страной и с господствующими классами и пытается установить контроль над личностью каждого индивида. Члены экклесии принадлежат к ней от рождения, им не требуется вступать в нее. Но это социальная структура, в чем-то родственная нации либо стране, ни в коем смысле не выбираемая… Экклесия по собственной природе придаёт значение молитвам, каковые она отправляет, совокупности вероучения, которая ею сформулирована, официальному управлению образованием и совершением богослужений со стороны духовной иерархии. Экклесия как внутрисоциальная структура тесно слита с национальными и экономическими заинтересованностями; потому, что это паттерн большинства, сама ее сущность вынуждает ее подгонять собственную этику под этику секулярного мира; она обязана воображать мораль респектабельного большинства”.(Von Wiese L., Becker H. Systematic Sociology. Wiley. 1932. P. 624-625.)

Деноминация. Данный тип религиозной организации не владеет таковой универсальностью, как экклесия, потому, что ограничен классовыми, национальными, расовыми и время от времени региональными рамками. С известной натяжкой деноминацию возможно назвать и церковью, потому, что она находится в относительной, но не идеальной гармонии с секулярной властной структурой. Церковь “чистого” типа содержит в себе сектантские элементы, а члены ее воображают все имеющиеся в обществе социальные и классовые уровни. Многие деноминации начинали собственный существование как секты и еще не совсем оторвались от своих истоков.

Деноминации бывают весьма разнообразными, к примеру в Соединенных Штатах они варьируются от конгрегационализма, которому свойственны стойкие сектантские тенденции, и до лютеранства, замечательно приспособившегося к секулярным властным структурам. В целом же деноминациям, в большинстве случаев, характерно идти по пути компромисса. Частично это связано с тем, что в современном обществе, по контрасту с относительным религиозным единством средних столетий, сектантские элементы больше склонны к образованию собственных университетов, нежели к интеграции с универсальной церковью.

Устойчивая секта – маленькие, не склонные к компромиссу с церковью и государством религиозные группы. Секты нестабильны в силу самой собственной природы. Или несколько распадается и исчезает, в то время, когда умирает ее другие члены и лидер, или она включается в состав более формальной структуры, владеющей свойством принять новых участников и обеспечить удовлетворение их неспециализированных заинтересованностей. Опытные религиозные фавориты появляются тогда, в то время, когда понижается энтузиазм первого поколения сектантов, определявший демократизм перемещения, спадает напряженность яркого противостояния установленному социальному порядку. И однако окончательного перехода в лоно национальной церкви может и не случиться.

Весьма интересно совершить сравнение современного состояния продолжительное время существующих протестантских квакеров – и сект методистов. Оба направления появились как выражение сектантского протеста и очень сильно видоизменились со сменой поколений. Методистское перемещение превратилось в деноминацию, тогда как квакеры составляют сейчас легализованную устойчивую секту. Как растолковать такое различие? Квакеры значительно решительнее противостояли влияниям и исходя из этого подвергались более жёстким преследованиям, что содействовало формированию у них сильного ощущения социальной отверженности и устойчивой групповой морали. Но это объяснение – лишь наметка. Отчего же квакеров преследовали посильнее?

Для ответа на данный вопрос приходится возвратиться к истории происхождения обеих сект. Тенденция к превращению в деноминацию свойственна тем сектам, каковые изначально делали упор на неприятности личной ответственности и греха, стремясь уменьшить вины и бремя стыда. Сектантские перемещения, зародившиеся в рамках среднего класса, в большинстве случаев относятся к данной категории и относительно быстро преобразовываются в деноминацию. А в устойчивые секты развиваются те сектантские перемещения, каковые были первым делом направлены на критику социального зла, выступали с требованиями реформ и справедливости; так вели себя анабаптисты, левеллеры и в менее выраженной степени – квакеры. Они стремились отделиться от окружающего общества, отказываясь делать те либо иные гражданские обязанности либо образуя изолированные общины.

Лидерство значительным образом воздействует на направленность религиозного перемещения. Возможно добавить, что на нее воздействует уже сам подбор участников в разных сектах, что, со своей стороны, определяется той либо другой социальной ориентацией. Люди, верящие в то, что основная неприятность содержится в реформе общества, вступают, в большинстве случаев, в секты, ориентированные на этический протест. Тех, кто остро чувствует бремя личных страданий и сомнений, больше завлекают секты, делающие упор на восстановление личности. Подбор участников секты со своей стороны определяет развитие теории.

Современный квакеризм, однако, имеет определенные черты деноминации: его оппозиционная настроенность по отношению к стране заметно смягчилась; в некоторых ответвлениях секты функционируют опытные фавориты; большая часть участников являются таковыми “по рождению”.

Методизм уже изначально воображал собой не в полной мере обычную секту: его фавориты были грамотными уроженцами среднего класса, а среди рядовых участников было довольно много представителей низших социальных слоев. Сектантские элементы до сих пор присутствуют в данной деноминации, что проявляется в пацифизме, не смотря на то, что и исповедуемом меньшинством участников, и в сохранении стойкого интереса к социальным реформам. Но различие в степени конформизма по отношению к секулярному окружению так же, как и прежде сохраняется.

Более острый контраст образовывает секта “Крисчен Сайенз”, представленная только уроженцами среднего класса и скоро развившаяся в деноминацию, и сектантское перемещение меннонитов – ответвлении анабаптизма, имеющее еще более пессимистическую мировоззренческую ориентацию, чем квакерство, которое не стало деноминацией за 300 лет собственного существования.

Обстоятельства, привёдшие к возникновению сектантского перемещения представителей среднего класса, не сводятся к экономическим затруднениям либо обостренному ощущению социальной несправедливости. Они скорее коренятся в эмоции неуверенности, изменчивости стандартов в нестабильном, быстро развивающемся обществе; в ощущении вины и физических страданиях. Религиозное перемещение, стремящееся преодолеть трудности для того чтобы порядка, не делается в резкую оппозиционеров к обществу и его институтам и религиозным организациям. Эта разновидность секты высказывает только протест против практики церквей, не обращающих должного внимания на неприятности внутренней судьбе. Но потому, что такие трудности смогут быть разрешены без острой социальной критики, трансформации структуры общества, радикальной реструкуризации мировоззрения, то церкви легко усваивают в собственной практике ориентацию для того чтобы рода. Формируется “пасторальная психология”, основной акцент делается на “мир в душе и внутреннюю гармонию”. Секта проходит через процесс институционализации. Возможно сделать вывод, что секта начинается в деноминацию в том случае, если высказываемый ею протест легко абсорбируется господствующим религиозным направлением, если она не призывает к радикальным трансформациям секулярной социальной структуры либо к реструкуризации религиозного паттерна.

Другой была обстановка с анабаптистами, поднявшимися в глубокую оппозиционеров к окружающему обществу. Они видели в обществе источник страданий бедноты и обвиняли в этом церковь, освящающую социальное зло. Участникам секты предписывалось никому не доверять, не считая собственных единоверцев, да и то лишь в том случае, если это люди проверенные. Такое мировоззрение выводило не на тот путь, которым шли секты, более склонные к компромиссу. Оно сохраняет собственный влияние и спустя многие поколения, оказывая дезинтегрирующее действие на экономическую судьбу, воспитание и социальную мобильность.

Секта. В соответствии с тремя вероятными типами реагирования на нежелательную обстановку возможно выделить три подтипа сект. Все эти типы реагирования в большинстве случаев присутствуют в сектантском перемещении, но один какой-то тип есть главным.

Принятие без сопротивления. Секты, образуемые уроженцами среднего класса, в большинстве случаев склонны принимать предлагаемый им социальный паттерн без особенной критики. Не смотря на то, что члены секты ощущают, что столкнулись с значительными проблемами, в ответе которых им не смогут оказать помощь главные религиозные организации, они не вычисляют эти неприятности социальными. В целом общество благосклонно относится к ним и их ближайшему окружению. Члены секты уверены, что все трудности проистекают от недочёта веры, изоляции и эгоизма, но не от порочной социальной совокупности. Исходя из этого их основная мысль – уверуйте, отыщите себе друзей, объединитесь в группу со собственными единомышленниками. Примером секты этого типа может служить Оксфордское перемещение.

Агрессивное сопротивление. Кое-какие секты, члены которых в основном принадлежат к низшим классам, концентрируют внимание в первую очередь на проблемах, которые связаны с бесправием и бедностью. В случае, если это секты христианского вероисповедания, то они интерпретируют учение Иисуса Христа в духе этического радикализма – как программу социальных реформ. Общество в целом третирует эти секты и воспринимается ими как воплощение зла. Подлинная религия, согласно точки зрения участников таких сект, обязана поставить собственной целью социальную реструкуризацию. Секты для того чтобы рода характеризуются резкой оппозиционной направленностью и довольно часто распадаются, или исчезая, или переходя в третий подтип. Примером могут служить уже упоминавшиеся анабаптисты.

Эскапизм. В случае, если люди не смогут принять существующее около них общество (как секты первого типа) и не сохраняют надежду .реформировать его (как секты второго типа), то простой психотерапевтической реакцией на сложившуюся социальную обстановку делается обесценивание собственной жизни, проецирование несбывшихся надежд на загробное существование в супранатуральном мире и объединение в группу со собственными единомышленниками. Такая реакция самый обычна для сектантского протеста, в особенности в современную эру, в то время, когда враждебный протест принимает скорее секулярные формы, чем религиозные. Эти секты реагируют на тяжелые условия судьбы низших классов, нищету, бесправие и социальную несправедливость. Они не смогут так легко разрушаться и трансформироваться, как секты второго типа; так как кто в силах доказать верующему, что в другой жизни не исполнятся его чаяния и надежды?

Таковой протест с легкостью перерастает за рамки церкви, которая, будучи не может решать неизменно появляющиеся новые неприятности, не имеет возможности обойти проблему зла. Эскапистский вариант реагирования – это то же, что Э.Т. Кларк именует “пессимистической (адвентистской) сектой”. Такая секта объединяет людей, отчаявшихся в том, что их потребности когда-либо будут удовлетворены обществом.

“Они не видят ничего хорошего в нашем мире и никакой надежды на улучшение; мир быстро катится в преисподнюю в соответствии с волей и планом Всевышнего. Приверженцы таких сект исповедуют милленаризм и видят неизбежность смерти нынешнего миропорядка в космической трагедии. Они враждебно относятся к миру и ищут выход в катаклизме, что низвергнет тех, кто был высоко вознесен, и обеспечит верующим как ключевую роль в новом Царстве на земле, так и вечное счастье на небесах”.(Clark E.T. The Small Sects in America. Peter Smith. 1949. P. 22.)

Секты этого типа чаще развиваются в деноминации, нежели в классические секты, поскольку они скорее индифферентны к обществу, чем оппозиционны ему, и с легкостью адаптируются к базовому социальному паттерну.

Существуют и другие типологии сект. В частности, Кларк дробит секты на семь классов, в первую очередь на основании культурных различий (в верах, ритуалах, запретах и т.д.).

В связи с типологией Кларка появляются серьёзные вопросы, касающиеся разных культурных совокупностей. К примеру, какого именно типа личности, в каких культурных контекстах строят собственные религиозные воззрения в первую очередь на ожидании второго пришествия Христа? Какая категория верующих интересуется в большинстве случаев трансами, видениями, “пророческим духом” (харизматические секты в типологии Кларка)? Чуть ли какое-либо конкретное изучение может оказать помощь ответить на вопросы для того чтобы рода, исходя из этого возможно заявить, что “культурологические” классификации имеют в основном дескриптивный темперамент. С чисто социологической точки зрения, адвентистские и другие подобные им секты, их верования и религиозная практика должны быть классифицированы на основании неспециализированной для них функции – ответа жизненных неприятностей при помощи подмены смысла существования, замены социального статуса – религиозным.

Культ. Термин “культ” употребляется разным образом. Во-первых, этим понятием обозначают маленькую религиозную группу, объединяющую людей, стремящихся к собственному мистическому опыту, с неразвитой организационной структурой, имеющую харизматического фаворита. Эта несколько во многом напоминает секту, но ее характеризует более глубочайший разрыв с главной в обществе религиозной традицией. Во-вторых, под культом понимается таковой тип религиозной организации, что дальше всего отстоит от типа “универсальной церкви”. Это маленькая, недолговечная, довольно часто локальная, в большинстве случаев строящаяся около властного фаворита организация (сравните с тенденцией к широкому участию в религиозной практике рядовых участников секты).

Верования и ритуалы культа весьма отличаются от традиционно принятых обществом. Продолжение его существования по окончании смерти харизматического фаворита очень проблематично. Исходя из этого культ в большинстве случаев остается маленьким, легко прекращает собственный существование, и одинаково маловероятно его развитие как в устойчивую секту, так и в деноминацию. В центре внимания участников культа – практически только неприятности индивида; социальная судьба их мало занимает. Анархические тенденции еще посильнее, чем при секты, которую ее интерес к “верному поведению”, помогающему преодолеть личную безнравственность и вернуть социальную справедливость, возвращает к пониманию важности интеграции общества. Культы – это религиозные “мутанты”, предельные вариации на темы, главные во внутренней судьбе человека. Религиозные организации этого типа редко видятся в современных западных обществах; большая часть групп, каковые возможно назвать культами, в конечном итоге больше соответствуют ясно “секта”. В РФ последних лет, наоборот, обострение и кризисная ситуация разнообразных неприятностей породили обилие культов, самый знаменитым из которых стало перемещение “Белого братства” во главе с “Марией Дэви Христос”.

Классификация Трельча. Более несложную классификацию религиозных организаций предлагает Э. Трельч. Он разделяет их на три широких типа: церкви, секты и мистические перемещения. В соответствии с Трельчу, все типы находятся в тесной связи с перспективами и социальной ситуацией ее развития. Абсолютно развившаяся церковь применяет правящие классы и государство, вовлекая их элементы в собственную судьбу. Она делается интегральной частью существующего социального порядка. Церковь как тип организации отличается консерватизмом; она не порывает с мирским порядком, наоборот, принимает его и освящает. Церковь трудится с широкими весами и призвана обнаружить с ними неспециализированный язык; из этого неизбежно вытекает мироутверждающая, посюсторонняя позиция церкви, несмотря на ее доктринальный трансцендентализм. Это универсальная организация, стремящаяся охватить и подчинить собственному влиянию всю людскую судьбу. Церковь “разглядывает целый мирской порядок как подступ и средство к сверхмирской цели судьбы и включает настоящую аскезу в собственную структуру под сильным церковным управлением как момент в достижении данной цели”.(Трельч Э. секта и Церковь//общество и Религия. Хрестоматия по социологии религии, М., 1994. Ч. 1. С. 141.)

Секта в отличие от церкви – в большинстве случаев относительно маленькая несколько. Она характеризуется в первую очередь или индифферентной, или агрессивно-враждебной позицией по отношению к миру в целом, окружающему государству и обществу, рвением к большой изоляции от них и замкнутости {см. табл. 9.1). В большинстве случаев, секты связаны с низшими социальными слоями и настроены оппозиционно к существующему публичному порядку (не смотря на то, что, как мы видели, в этом смысле секты неоднородны). Секты ориентируют собственных участников на аскетизм особенного рода, на полное отвержение мирских сокровищ. В соответствии с концепции Трельча, в рамках христианской религии конкретно секты, а не церкви, воплощают начальные совершенства христианства.

Таблица 9.1. Различия между сектой и церковью

Черта Церковь Секта
Число приверженцев От умеренного до большого Незначительное
Собственность Широкая Маленькая
Религиозные работы Ограниченная степень участия конгрегации Высокая степень участия конгрегации
Выговор На воспитание детей и религиозное образование, верующих в религиозном духе На проповедь Евангелия взрослым участникам секты
Священники Профессионально подготовленные люди, отдающие работе полное рабочее время Неспециалисты с ограниченной официально признанной подготовкой. Заняты неполное рабочее время
Теории Буквальная интерпретация Священного Писания; выговор на мирские дела Буквальная интерпретация Священного Писания; выговор на потусторонний мир
Социальный класс участников По большей части высшие классы По большей части низшие классы
Отношение к вторым религиозным группам Пренебрежение либо жалость ко всем сектам Подозрительность по отношению к вторым сектам
Отношение к секулярному миру Подтверждают превалирующую культуру и существующий социальный порядок Отвергает превалирующую культуру и существующий социальный порядок
Гимны Величавая музыка, восходящая к более отдаленным по времени литургическим традициям Напоминают современную популярную музыку
Источники членства Приверженцы церкви рождены в данной вере. Церковь пытается охватить собственной верой всех людей Люди вступают в секты добровольно на конфессиональной базе

Мистические перемещения являются выражением радикального религиозного индивидуализма, призывая направляться жизни личному примеру Иисуса Христа. Трельч думает, что мистическим перемещениям свойственна универсальная веротерпимость, чувство единства всех подлинно верующих независимо от их конфессиональной принадлежности, исповедуемых ими догм и конкретных доктрин.

Функции религии

Религия как социальный университет делает в обществе следующие функции.

Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине людских сущности и страданий смерти. Эти ответы дают людям чувство цели. Вместо того дабы ощущать себя беззащитными существами, влачащими тщетное существование под ударами судьбы, верующие уверенный в том, что их судьбы составляют часть единого божественного плана.

Компенсаторная функция. Ответы, каковые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с этими критическими событиями, как смерть и болезнь, разрешают людям сохранять душевное равновесие в неприятные часы судьбы и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в привычных и четко установленных ритуалах.

Функция социальной самоидентификации. отправления и Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одинаковые ценности и преследующих одинаковые цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”). Религиозные ритуалы, сопровождающие, например, церемонию бракосочетания, связывают жениха и невесту с более большим сообществом людей, желающих молодым хороша. То же относится и к другим религиозным обрядам, к примеру крещению младенца либо отпеванию покойника.

Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения не в полной мере абстракция. Они кроме этого применимы к повседневной судьбе людей. К примеру, четыре из Десяти Заповедей, проповеданных Моисеем израильтянам, имеют отношение к Всевышнему, но в шести других находятся наставления для повседневной судьбы людей, а также касающиеся взаимоотношений с родителями, соседями и работодателями.

Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной судьбы, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большая часть норм религиозной группы применимо лишь к ее участникам, но кое-какие нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в РФ прелюбодеяние и богохульство когда-то являлись уголовными правонарушениями, за каковые людей делали выводы и наказывали по всей строгости закона. Законы, запрещающие продажу спиртных напитков до 12 часов дня по воскресеньям – либо кроме того продажу в воскресные дни “товаров, не являющихся предметом первой необходимости”, являются еще одну иллюстрацию этого пункта.

Адаптационная функция. Религия способна оказать помощь людям приспособиться к новой среде. К примеру, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им необычными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, вероучения и знакомые ритуалы, религия снабжает неразрывную сообщение иммигрантов с их культурным прошлым.

К примеру, горстка иммигрантов из Германии, переселившаяся в начале XIX в. в графство Перри (штат Миссури), кроме того привезла с собой собственного лютеранского священника. Их проповеди и гимны звучали на немецком языке, а дети иммигрантов посещали общинную школу, в которой священник вел обучение также на немецком языке.

Из данной маленькой группы потом выросла Лютеранская Церковь – Синод в Миссури, которая, не обращая внимания на ее наименование, представляет собой интернациональную организацию, насчитывающую практически 3 млн. человек. Мало-помалу потомки первых иммигрантов-лютеран и новообращенные члены влились в главный поток национальной культуры Америки. На данный момент кроме базисного вероучения Лютера и некоторых церковных ритуалов практически ничто уже не напоминает о прошлом, потому, что религия не только помогла иммигрантам приспособиться к новому, непривычному для них окружению, но и сама претерпела трансформации.

Охранительная функция. Большая часть религий оказывает помощь правительству и сопротивляется любым трансформациям в социальной обстановке, направляя собственный сакральный авторитет против сил, требующих нарушить статус-кво, революционеров, осуждает попытки государственных переворотов. Церковь защищает и поддерживает существующую власть, а власть со своей стороны оказывает помощь защищающим ее конфессиям.

В некоторых случаях правительство поддерживает какую-то одну религию, запрещает все иные вероучения, оказывает финпомощь в строительных работах церквей и семинарий а также может платить священникам зарплату. Такие религии, находящиеся под особенным покровительством страны, известны как национальные религии. В XVI и XVII вв. в Швеции покровительством страны пользовалось лютеранство, в Швейцарии – кальвинизм, в Италии – Католическая церковь.

В других случаях государство не оказывает покровительства какой-то конкретной религии, но религиозные учения так глубоко укореняются в жизни страны, что ее социальные институты и история считаются освященными благодаря собственной связи с Всевышним. К примеру, во многих государствах госслужащие смогут не быть приверженцами какого-либо определенного религиозного вероучения, но при вступлении в должность они непременно клянутся именем Всевышнего достойно выполнять собственный долг перед обществом. Совершенно верно так же, совещания Конгресса США постоянно начинаются с молитвы, возглавляемой собственным капелланом Конгресса, школьники ежедневно приносят клятву верности (в которой имеется фраза “твоя нация под покровительством Всевышнего”), а на монетах присутствует надпись “В Всевышнего мы верим”. Социолог Роберт Белла выяснил это явление как гражданскую религию.

Социально-критическая функция. Не смотря на то, что религия обычно так тесно связана с господствующим социальным строем, что оказывает сопротивление переменам, бывают случаи, в то время, когда она выступает с критикой наличной обстановке в обществе. В 1960-е гг. в Соединенных Штатах перемещение в защиту гражданских прав, боровшееся за отмену сегрегации в публичных местах и уменьшение расовой дискриминации в южных избирательных округах США, управляли религиозные фавориты, в особенности фавориты афро-американских церквей, к примеру Мартин Лютер Кинг, баптистский священник. Обращение, сказанная Кингом в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей неизгладимое чувство благодаря довольно часто повторяющимся словам оратора “у меня имеется мечта”. Кинг подразумевал под собственной мечтой финиш расовой дискриминации, в то время, когда “все дети Божьи” будут жить в мире и гармонии. Не обращая внимания на то что он был убит 4 апреля 1968 г., его мечта живёт во многих сердцах. Церкви кроме этого делали роль центров, осуществлявших организацию и подготовку демонстрантов митингов.

Функциональные эквиваленты религии. Обрисованные выше функции церкви смогут кроме этого выполняться вторыми компонентами общества. В случае, если какой-то второй социальный компонент способен дать ответы на вопросы о смысле существования, обеспечить эмоциональный комфорт и ориентировать индивида в его повседневной жизни, социологи определяют таковой компонент как функциональный эквивалент религии. К примеру, некоторым людям религию заменяет Общество неизвестных пьяниц. Для других людей функции религии делают психотерапия, идеи гуманизма, трансцендентальная медитация либо кроме того политическая партия. Кое-какие функциональные эквиваленты с большим трудом возможно отличить от фактически религии. К примеру, у коммунизма имеется собственные пророки (Маркс и Ленин), собственные священные писания (все труды Маркса, Ленина и Энгельса, но в первую очередь “Манифест Компартии”), собственные главные священники (главы Компартии), священные строения (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) а также собственные мученики (к примеру, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обрезания и обряды крещения новыми социальными ритуалами посвящения младенца стране. Компартия создала кроме этого собственные ритуалы похорон и бракосочетания.

Как показывал социолог Ян Робертсон, между религией и ее функциональным эквивалентом все-таки существует фундаментальное различие. Не смотря на то, что суррогат религии способен делать сходные функции, но в нем отсутствует устремление к Всевышнему либо сверхъестественному.

Дисфункции религии

Возможно выделить разрушительные для общества нюансы религии. К ним относятся фанатизм и религиозная нетерпимость, приводящие к массовым преследованиям и войнам атеистов и иноверцев, и изуверские формы поклонения, которые связаны с самоистязаниями и человеческими жертвоприношениями.

Война. История пестрит войнами, вспыхнувшими по религиозным мотивам, перемешанным с политическими обстоятельствами. К примеру, во время XI-XIV вв. христианские монархи предприняли 9 кровавых крестовых походов в попытках отвоевать у мусульманских государств контроль над Святой Почвой (Палестиной). К сожалению, подобные войны нельзя назвать пережитком прошлого. Кроме того в наши дни мы становимся свидетелями того, как в Северной Ирландии католики и протестанты убивают друг друга и как то же происходит между мусульманами и евреями в Израиле, между мусульманами и христианами в Боснии.

Религия как обоснование преследований. С XVII по XVIII в., во времена, ставшие безрадосно известными как период великой инквизиции, на кострах жгли приговоренных к смертной казни “колдуний”. В 1692 г. то же самое творили главы протестантского вероучения в Салеме, штат Массачусетс. Германский философ-мистик Квиринус Кульман, последователь Якова Беме, по жалобе пастора был сожжен в Москве в 1689 г. (Последняя публичная казнь по обвинению в ведовстве прошла в Шотландии в 1722 г.) Справедливости для направляться подчернуть, что и религия ацтеков имела собственные дисфункции. Ацтеки приносили в жертву девственниц, дабы умилостивить разгневанных всевышних. Другими словами, религия довольно часто употреблялась для жестокости и оправдания угнетения в произвольных масштабах.

Религия, религиозные организации и объединения #127891; ОГЭ по обществознанию без репетитора


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: