Как писать произведения разных типов речи
Произведение-рассказ
Тип речи – повествование (что происходит и в какой последовательности?)
Изложение последовательности определенных действий, поступков, явлений…
Довольно много глаголов, конкретных имен существительных, фактов…
Если вы фотограф – окажется пара кадров
Пример – сказка «Курочка Ряба»
Неспециализированная структура:
1. Экспозиция – знакомство с местом действия, основными героями и временем
2. Завязка – обнаружение конфликта (несоответствия)
3. Развитие действия – что происходит
4. Кульминация – момент наивысшего развития действия (самое основное событие)
5. Развязка – разрешение конфликта
6. Эпилог – дальнейшее будущее храбрецов (может отсутствовать)
Замысел:
1. Вступление (введение в тему: возможно классическим, лирическим, ассоциативным, философским…)
в один раз…
Пара лет назад…
Эту историю поведал мне дед…
Вы желаете выяснить, что случилось день назад с моей кошкой? Тогда слушайте…
Этим летом наконец сбылась моя мечта…
2. Главная часть (начало действия, развитие действия, кульминация – возможно пара абзацев)
3. Заключение (развязка, эпилог – указание на то, чем завершились изложенные события)
И чем всё закончилось?..
А завершилось всё весьма легко:…
С того времени в данный необычный дом никто не ходит, в силу того, что…
Произведение-описание
Тип речи – описание (что представляет собой некоторый предмет либо некое явление, какой он?)
Полная черта предмета либо явления
Довольно много имен прилагательных, причастий, наречий, оценочных имен существительных, восклицательных предложений
Если вы фотограф – окажется один кадр
Пример – каждая картина
Виды описаний:
1. людей либо животных – это портрет
2. помещения – этоинтерьер
3. природы – это пейзаж
4. овощей и фруктов – это натюрморт
5. действий – это инструкция
Замысел чёрта храбреца:
1. Вступление (введение в тему: возможно классическим, лирическим, ассоциативным, философским; в случае, если сочинение по литературе, то возможно коротко написать об истории создания произведения, его теме, основной идее)
2. Главная часть:
— первое знакомство с храбрецом
— наружность
— темперамент
— мировоззрение (увлечения, пристрастия, цель судьбе…)
— поступки
— взаимоотношения с другими храбрецами
— отношение автора произведения к этому храбрецу
3. Заключение (результат: изюминки храбреца, его ваше отношение и сущность к храбрецу произведения)
! В сочинении по литературе непременно должны быть цитаты из текста, каковые либо подтверждают ваши мысли, либо бросче всего характеризуют храбреца!
Произведение-рассуждение
Тип речи – рассуждение(по какой причине это происходит, для чего, с какой целью?)
Размышление по определенному вопросу, личная точка зрения и её подтверждение
Цель – изучить предмет либо явление, раскрыть их внутренние показатели, разглядеть причинно-следственные связи событий либо явлений, передать размышления автора о них, оценить их, обосновать, доказать либо опровергнуть ту либо иную идея, положение.
Довольно много отвлеченных имен существительных, вводных слов, вопросительных и восклицательных предложений, употребляется вопросно-ответная форма изложения мыслей
Если вы фотограф – кадры не окажутся: мысли сфотографировать запрещено
Пример – ответ на любой вопрос
Неспециализированная структура:
1. Тезис (некое утверждение, высказывание собственной точки зрения)
2. Подтверждение (довод, подтверждающий тезис – факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо подлинные положения (теоремы, законы), описания, примеры, аналогии…)
3. Второе подтверждение (довод, подтверждающий тезис)
4. Вывод
Замысел:
1. Вступление (введение в тему: возможно классическим, лирическим, ассоциативным, философским… Основное – оно должно быть связано с главным понятием темы произведения, это главное (самое значимое) понятие направляться пояснить)
Я считаю …
Я пологаю, что …
Мне думается, …
По моему точке зрения, …
2. Главная часть:
— первый довод
Во-первых, …
В качестве первого довода, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из художественной литературы. Отыщем в памяти произведение …
В качестве первого довода, подтверждающего мои мысли, могу привести пример из собственной судьбы …
— второй довод
Во-вторых, …
А …
3. Заключение (вывод либо следствие)
Итак, …
Так, …
Завершая собственные размышления, желаю еще раз выделить: …
Хочется верить, что …
Произведение-рассказ «Мой сутки в школе»
Школа еще совсем безлюдная. Непривычно негромко. Я скоро поднимаюсь на третий этаж и подхожу к окну. Сейчас я пришла раньше, в силу того, что мы с Мариной дежурные. Но она почему-то опаздывает.
Проходит десять мин., и коридоры наполняются радостным ребячьим шумом. Звенит звонок, и все расходятся по своим классам. В кабинет входит отечественный преподаватель истории. Он говорит нам о смелых подвигах древних римлян и греков. Это захватывающе весьма интересно!
На первой перемене у нас зарядка, которую выполняют старшеклассники . Впереди еще четыре урока. Среди них мой самый любимый — география. Сейчас я выяснила, как необходимо ориентироваться на местности. Сейчас возможно смело отправляться с приятелями в поход — не заблудимся. Так на каждом уроке мы изучаем что-то увлекательное, определим довольно много нового и нужного.
Окончились уроки. Куда пойти? Как много необходимо успеть сделать! Хочется сходить на выставку цветов, поиграть с младшей сестрой. Но на данный момент я тороплюсь на тренировку, где меня ожидают мяч и теннисная ракетка. Тренер опять будет учить отрабатывать удары и совершенствовать технику игры. Быть может, не так долго осталось ждать я отправлюсь на показательные соревнования. А по окончании тренировки я тороплюсь к себе, поскольку какое количество уроков необходимо успеть выучить.
Свободного времени практически не остается, но я счастлива, что сутки был плодотворным и я не израсходовала время напрасно.