Шрифт как основа печатного дизайна

Более восьмидесяти процентов информации человек приобретает посредством шрифта. Письменная информация воспринимается существенно стремительнее, чем каждая вторая, к тому же человек может тренировать скорость чтения без ущерба для понимания смысла, произвольно замедлять чтение для того, чтобы сосредоточиться на отдельных моментах текста, возвратиться к прочтённому, выделить, записать, другими словами видеть, принимать, думать…

Коммуникативные и эстетические особенности шрифтов. В связи с вышеизложенным в полной мере резонно под газетно-журнальным оформлением осознавать в первую очередь известный. Так как солидную часть запечатываемой площади занимают шрифты: текстовые и заголовочные, наборные и рисованные. Вот пара точек зрения, которыми владел исследователям шрифтового мастерства: «Шрифт играется не только роль информирующую, коммуникативного средства, но он есть носителем эстетической информации. Из этого и отечественное требование к шрифту, дабы наровне с удобочитаемостью он был прекрасным, дабы форма букв радовала глаз, доставляла эстетическое наслаждение» (1). «Предметом мастерства шрифт делается в тех случаях, в то время, когда в отличной форме происходит слияние удобочитаемости, выразительности и красоты. Эстетического интереса заслуживают все жанры шрифтов, потому что все они – кроме того кроме жажды переписчика либо живописца шрифта пробуждают эстетические эмоции…» (2). «…Человек, предъявляя букве такие функциональные требования, как различаемость, читаемость, простота восприятия, долговечность, придает серьёзное значение и художественному нюансу графики буквы слова, предложения, текста» (3). Ассоциативность – одно из качеств, сближающих мастерство шрифта со свободным мастерством, даже в том случае, если учесть, что наборный шрифт имеет более монотонный вид, более «техничен», чем рукописный. Буквы – это в какой-то степени рисунок, лишь бессюжетный, а символический. Изобразительная природа, ассоциативный нюанс разрешают и создавать, и принимать шрифт как объект эстетический, владеющий «духовной сущностью» (И. А. Бодуэн де Куртэнэ). «Шрифт – чувствительное и прекрасное средство выражения. В нем смогут отыскать собственный отражение духовные устремления, главные черты характера целой отдельного человека и эпохи. Шрифт нельзя считать всего лишь средством для передачи текста, необходимо всматриваться в его формы, дабы продемонстрировать дух, чувства и стремления, каковые он высказывает. В известном смысле шрифт возможно сравнить с музыкой. Не требуется быть экспертом, дабы заметить различие между религиозным характером готической текстуры и радостным свободомыслием гуманистического минускула, между холодно-деловым гротеском футура и стремительным курсивом гарамон. Любой читатель подсознательно чувствует, что форма шрифта может оказать действие на восприятие текста» (4).

Шрифты различаются по рисунку, начертанию, размеру (толщина и кегль – величины переменные). При помощи полиграфического алфавита, либо набора знаков, текст материализуется на каком-либо языке.

Из истории шрифта. У латинского алфавита и русского единая графическая база, потому, что они случились от шрифта древнегреческих надписей, каковые бы мы сейчас отнесли к рубленой группе (четкие главные штрихи равномерной толщины при отсутствии засечек). Начальный латинский шрифт – это римский маюскул («пара больший»), особенность которого заключалась в том, что он состоял только из прописных букв, причем все буквы по высоте были строго однообразными.

Но шрифт эволюционировал. Со временем его рисунок становился все более похож на вычерченный, а не на написанный (рукописные шрифты кроме этого употреблялись – Рустика, Квадрата, Курсив); появились засечки; главные и соединительные штрихи стали различаться по толщине. С возникновением шрифта унциала и особенно – полуунциала (элементы некоторых букв выходили за пределы главной строки вверх либо вниз) завершился переход от маюскульного, прописного письма к минускульному («весьма мелкий»), строчному.

От самоё совершенного каролингского минускула (VIII-XII в.в.) – прямой путь к готическому шрифту. Не смотря на то, что его воцарение в эру средневековья кое-какие исследователи вычисляют знаковым явлением, связанным с общим уходом от гуманистических традиций античности. «…Готический шрифт выразил это со всей очевидность, утрачивая ясность и простоту каролингского минускула. При всей красоте готического шрифта, он был боковой ветвью в развитии латинского шрифта, и с той же закономерностью начал терять позиции в эпоху ренесанса. Еще сравнительно не так давно господствовавший во всей Европе, он сохранился только в Германии (да да и то только наровне с латинским и искусственно поддерживаемый), а совсем вышел из потребления только к концу второй мировой» (5).

Интерес к античности в эпоху ренесанса проявился и в шрифтографии. Но обращение к древним текстам, переписывавшимся во времена Каролингов, стал причиной тому, что шрифт, вошедший в потребление, скорее напоминал каролингский – вот по какой причине его до сих пор время от времени именуют новокаролингским либо гуманистическим. Антиква в первую очередь возродилась в Италии (6)

В XV-XVI столетиях самые узнаваемые живописцы, и типографы и теоретики-практики (Лука Пачоли, Альбрехт Дюрер, Жофруа Тори, Альд Мануций, Клод Гарамон) сделали очень многое для развития шрифта. После этого – XVIII-XIX вв. – случился переход от гуманистической к хорошей антикве, что было связано с развитием и возникновением классицизма, и имена создателей прекраснейших образцов шрифтографии Вильяма Кезлона, Джона Баскервиля, Фурнье Младшего, Франсуа Дидо, Джамбатисты Бодони вошли в историю всемирный культуры.

Итак, для каждого времени свойственны определенные шрифты: в средние века в западноевропейских государствах господствовали шрифты готического типа, в РФ – церковнославянские. После этого, с XV века в Европе, с XVIII века – в РФ, стали применяться соответственно шрифты типа антиква и гражданский. На русского шрифтовую школу оказывали влияние шрифты, разрабатываемые во французских, германских словолитнях, что стало причиной некоему сближению графики русского шрифта с латинским. К началу 90-х годов отечественного века отечественная библиотека типографских шрифтов насчитывала более 300 гарнитуро-начертаний и содержала весь спектр шрифтов, предназначенных для комплекта всех типов печатных изданий (к примеру, для газет рекомендовались такие гарнитуры, как «Новая газетная», «Газетная рубленая», «Газетная Трудовская», «Звездочка», «Норма» и др.). С переходом редакций на компьютерную разработку выпуска газет повысился спрос на компьютерные шрифты. К сожалению, показалось довольно много русифицированных шрифтовых поделок. «Делается это легко: из каталога любой зарубежной компании выбирается приглянувшийся шрифт на базе латинского алфавита и к нему по собственному разумению добавляются картинки знаков кириллицы. Полученный набор знаков упаковывается в соответствующий формат (HP PCL либо PostScript, True Type) и предлагается для продажи как новый шрифт. Для пущей значимости изменяется наименование шрифта, не смотря на то, что по собственному прочим признакам и графическому характеру он слабо отличается от источника» (7). Конечно, при оформлении газет направляться применять профессионально созданные шрифты, в которых заложен базисный интерлиньяж с учетом удобочитаемости, каковые снабжают оптимальную нормальное набора восприятие и плотность полосы текста. Эти шрифты не только технологичны и экономичны, но легко прекрасны (их создатели, создавая уникальные картинки, научно рассчитывая пропорции букв и знаков, опирались на целый опыт шрифтового мастерства).

В прошлые времена работники типографий и секретариатов при обозначении кегля шрифта (в первую очередь текстового) пользовались историческими наименованиями размеров шрифтов: алмаз – 3 п., диамант – 4 п., перл – 5 п., нонпарель – 6 п., миньон – 7 п., петит – 8 п., боргес – 9 п., корпус – 10 п., цицеро – 12 п., миттель – 14 п., терция – 16 п. (попутно увидим, что именуя кегль определенного шрифта, мы постоянно имеем в виду не высоту буквы на бумаге, а высоту ее отпечатка плюс маленькое расстояние над верхним и нижним выносными элементами – то, что в железной литере снабжали заплечики – естественный пробел между строчками). Этимология некоторых названий дошла до наших дней: нонпарель – от фр. «несравненный»; петит – от фр. «мелкий»; боргес – от фр. «муниципальный», «гражданский»; корпус – от лат. «corpus juris civilis» – свод гражданских законов византийского императора Юстиниана (наименование книги, напечатанной шрифтом для того чтобы размера); цицеро – от имени древнеримского политического деятеля, сборник писем которого была напечатан в 1467 г. шрифтом для того чтобы размера (создан учеником Гуттенберга Шеффером); миттель – от нем. «середина» – средний по размеру шрифт, существовавший в свое время; терция – от лат. «третий» – в свое время третий по размеру шрифт.

Все шрифты небольших кеглей (по 14 включительно) именуются текстовыми, начиная с 16 кегля – титульными. Традиционно употреблялись шрифты, размеры которых измерялись четным числом пунктов (исключением был боргес). Компьютерные издательские программы расширили возможности дизайнеров: при комплекте текста, элементов заголовочного комплекса возможно использовать шрифты в 11, 13, 19, 25 пунктов а также 9,3; 18,8 и т.д.

Классификации шрифтов. Все шрифты возможно на две группы – с засечками и без оных, возможно добавить и группу шрифтов свободного стиля. Различение разновидностей, классификация шрифтов нужны – дабы знать, как использовать те либо иные шрифты сообразно со смыслом, с их образной природой.

В существующей исторической классификации все шрифты делятся на три типа – антикву, египетские и гротеск.

В антикве выделяются ветхая, либо гуманистическая (контраст штрихов малозаметен, засечки утолщены и легко закруглены); переходная (контраст умеренный, конфигурация засечек приближена к форме треугольника.); новая, либо хорошая (сильный контраст, узкие, удлиненные засечки). Самый распространенная в свое время – и как текстовая, и как титульная – Литературная гарнитура относится к этому типу шрифтов. Исследователи отмечают четкость, предельную ясность структуры антиквы, дифференцированность графических форм; все шрифты антиквенной группы, возможно сообщить, монументальны, исходя из этого их с успехом применяют в особо важных, торжественно-торжественных и мемориальных работах.(8).

Египетские шрифты (в русском варианте – брусковые) взяли такое наименование по причине того, что похожи на египетские письмена. Штрихи у них малоконтрастны, утолщенные засечки напоминают по форме брусочки. Не смотря на то, что у части шрифтов данной группы

засечки и соединительные штрихи имеют более утонченный вид. И те шрифты, каковые

по пропорциям, соотношению штрихов, светлоте приближаются к хорошим примерам антиквы (антиква-гротеск, ленточная антиква и др.), кроме этого владеют торжественностью и монументальностью.

Первые ручные и наборные шрифты постоянно имели засечки, и в то время, когда показались шрифты неконтрастные, беззасечковые, они стали называться гротескных (от франц. grotesque – причудливый, комичный). Эти жирные шрифты были через чур необыкновенны по рисунку, и сначала применяли только для оформления рекламы.

В РФ ориентируются на классификацию, складывающуюся из шести главных и одной дополнительной группы. Это – классификация типографских шрифтов, обозначенная в национальном стандарте 1972 г., учитывает два графических показателя – засечки и контраст. Три разновидности антиквы взяли собственные заглавия: к ветхой антикве восходят новые малоконстрастные; к переходной – медиевальные; к хорошей – обычные. Ленточная антиква со слабо засечками и выраженным контрастом стала базой для шрифтов с чуть наметившимися засечками. Несколько брусковых шрифтов напоминает о египетской группе; несколько рубленых – о гротескной.

В каждой группе шрифтов представлены гарнитуры шрифтов, другими словами наборы шрифтов одного рисунка в кеглях и разных начертаниях. К наиболее значимым графическим элементам, из которых строятся буквы, относятся главные и соединительные штрихи, концевые элементы.

К главным штрихам относятся косые и вертикальные штрихи, направленные сверху вниз (слева направо). В большинстве шрифтов (но не во всех) эти штрихи толще остальных. Соединительные штрихи – это косые и горизонтальные штрихи, направленные снизу вверх (в большинстве случаев, они уже главных). О связи типографских шрифтов с рукописными напоминает нажимное (главные штрихи) и безнажимное (соединительные) написание, и необычные наплывы, либо утолщения, расположенные посередине высоты букв либо пара смещенные. И наконец – концевые элементы – засечки (отсечки, сериф), воображающие собой маленькие штрихи, подчеркивающие главные и кое-какие дополнительные штрихи; и точки и «хвостики», которыми заканчиваются кое-какие штрихи.

Приведем более конкретное описание групп шрифтов типографской классификации и список самые частотных в газетно-журнальном деле гарнитур (9):

1. Несколько рубленых шрифтов. Имеют равное соотношение ширин главных и соединительных штрихов, засечки отсутствуют (гарнитуры: Старая, Рубленая, Журнальная рубленая, Газетная рубленая, Правдинская, Гротеск, Букварная, Плакатная, Агат, Столичная, Советская, Спутник).

2. Несколько шрифтов с чуть наметившимися засечками. Приблизительно равное соотношение ширин соединительных и главных штрихов с чуть наметившимися засечками в виде некоего утолщения финишей вертикальных штрихов (Акцидентная Телингатера, Волгоградская, Севастопольская, Октябрьская).

3. Несколько медиевальных шрифтов. Характеризуются умеренным контрастом главных и соединительных штрихов, с заческами в виде плавного утолщения финишей главных штрихов, значительно чаще приближающихся по собственной форме к треугольнику, и в основном наклонным размещением оси симметрии округлых букв (Литературная, Банниковская, Заголовочная газетная, Лазурского, Ладога).

4. Несколько обычных шрифтов. Гарнитуры с контрастными штрихами, с долгими узкими заческами, соединяющимися с главными штрихами под прямым углом либо с легким закруглением; оси округлых букв вертикальные (Обычная, Обычная новая, Елизаветинская, Северная, Бодони книжная, Кузаняна, Байконур).

5. Несколько брусковых шрифтов. Шрифты с неконтрастными и малоконтрастными штрихами, с долгими утолщенными засечками, соединенными с главными штрихами под прямым углом либо с легким закруглением (Брусковая газетная, Балтика, Хоменко, Реклама).

6. Несколько новых малоконтрастных шрифтов. Шрифты с малым контрастом штрихов и долгими утолщенными засечками с округленными финишами. Засечки соединены с главными штрихами под прямым углом либо с легким закруглением (Коринна, Школьная, Энциклопедическая, Новая газетная, Бажановская, Журнальная, Отвлечённая, Пискаревская, Малановская, Кудряшовская словарная, Кудряшовская энциклопедическая, Баченаса).

7. Дополнительная несколько. Шрифты, не имеющие сильно выраженных графических показателей. Ко мне же входят шрифты, подражающие рукописному начертанию букв (Рерберга, Пальмира, Каллиграфическая, Машинописная, «1812 год», Жихарева, Рукописная Коробова). (10)

В связи с внедрением в практику газетно-журнального дела компьютерных разработок дизайнеры обращаются к классификациям компьютерных шрифтов (11).

Так в Микрософт Windows различают: группу Roman (шрифты с засечками, к примеру, Таймс и Бодони); Swiss (рубленые шрифты с переменной толщиной штрихов: Гельветика, Футура и др.); Modern (шрифты с постоянной толщиной штрихов, к примеру, Курьер); Script (рукописные шрифты); Decorative (декоративные шрифты); Dont now (шрифты, о которых нет информации).

В IBM Classification находим группу Oldstyle Serifs (шрифты, основанные на латинской традиции XY-XYII столетий – соотносятся с гуманистической антиквой, отличаются малой контрастностью и плавным переход штрихов к засечкам); Transitional Serifs (унаследовала показатели переходной антиквы); Modern (сохраняют показатели новой антиквы); Clarendon (объединяет показатели первых двух групп); Slab Serifs (брусковые шрифты); Freedom Serifs (шрифты с засечками неизвестной формы); San Serifs (беззасечковые шрифты); Ornamentals (декоративные шрифты); Scripts (рукописные шрифты); No Classification (вне классификации).

Все шрифты различаются по начертанию (главные графические показатели рисунка шрифта сохраняются).

1. По насыщенности (относительной толщине главных и соединительных штрихов):

— яркие (не более 23%), внутрибуквенный просвет в несколько раз больше толщины главного штриха;

— полужирные (до 34%), соотношение от 1:1 до 1:1,5;

— жирные (34% и более), внутрибуквенный просвет уже толщины главного штриха.

Это отношение толщины главного штриха символа к его высоте у строчных букв типа «Н», «П» и т.д. – для кеглей 8, 9, 10, 11 и 12.

2. По наклону (главных штрихов довольно горизонтальной линии шрифта):

— прямые – шрифты с вертикально расположенными главными штрихами;

— наклонные имеют, в большинстве случаев, наклон в правую сторону на 15 градусов;

— курсивные; строчные буквы курсивного шрифта во многих случаях приближаются к построению рукописных букв.

3. По плотности очка (по относительной ширине, либо расстоянию между главными штрихами):

— обычные (более 60% до 85%);

— узкие (более 45% до 60%);

— сверхузкие (не более 45%);

— широкие (более 85% до 105%);

— сверхширокие (не меньше 115%).

Плотность очка определяется по зрительному отношению сторон прямоугольника, образованного осями вертикальных штрихов и линиями, совершёнными между верхними и нижними соединительными штрихами (высота символа).

4. По заполненности главных штрихов.

— контурные имеют контурное построение штрихов и за их пределами – тень, как бы отбрасываемую буквой, что формирует чувство объемности шрифта,

— оттеночные (оттененные),

— штрихованные.

Не считая начертания и рисунка, шрифты отличаются друг от друга по размеру (кеглю). С 6 до 13 пунктов – текстовые шрифты, с 14-16 начинаются титульные. Их верховная градация может быть около двух (96 п.), трех (144 п.) и более квадратов. На этом уровне они переходят в разряд афишно-плакатных. В размерной классификации шрифтов зафиксирован последний этап их художественно-технического формообразования.

Требования к шрифтам. К шрифтам предъявляются требования гигиенического, производственного, экономического и художественного характера. Особенно – к текстовым шрифты, каковые и в небольших кеглях должны быть удобочитаемыми, экономичными, технологичными и т.д.

Удобочитаемость – одно из основных требований, предъявляемых к шрифту, неспециализированная оценка его пригодности. Эксперты выяснили условия удобочитаемости текста:

индивидуальность графем каждой буквы;

соразмерность толщины внутрибуквенного просвета и основного штриха (сверхжирные и сверхсветлые начертания снижают удобочитаемость);

оптимальность межбуквенных пробелов (чрезмерная разреженность букв в строчке, как и неоправданная близость, мешают восприятию слов;

пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте (читаемость понижается в буквах сверхузких и сверхшироких);

контрастность главных и дополнительных штрихов (в долгих текстах сильный контраст штрихов утомляет зрение, в маленьких, наоборот, может повысить удобочитаемость);

размер шрифта, определяемый форматом издания, и расстоянием между объектом – зрителем и носителем шрифта;

темперамент контурных элементов и засечек шрифта, степень наклона (не более 75-800 к линии строчка) (12).

Имеется и более частные советы:

газетный шрифт в кеглях 6, 8, 9 не должен быть узким (4:5 либо 5:6 – такова пропорция очка, а не 1:2, что характерно для узких шрифтов);

засечки повышают удобочитаемость, делают букву как бы рельефной, ее очертания выделяются на бумаге;

оптимальный кегль текстового шрифта – 8 либо 9 пунктов.

Профессионально созданные шрифты заведомо удобочитаемы. В них выбрана оптимальная величина очка символа (печатающая поверхность выпуклого изображения буквы либо символа на литере) и его свисающих элементов, положения линии шрифта на кегельной площадке (условной линии, на которой стоят все символы в строчке комплекта), величина верхних и нижних пробелов от свисающих элементов символа до краев кегельной площадки, заложен оптимальный – базисный – интерлиньяж (расстояние между линиями шрифта расположенных одна под второй строчков). Т.е. уже в ходе проектирования шрифта в него закладываются все требования, воздействующие на интерлиньяж, что снабжает оптимальную плотность комплекта полосы, нормальное восприятие и экономичность набора текста. Таковой интерлиньяж и именуют базисным.

Опытами доказано, что для обеспечения хорошей удобочитаемости величина междустрочных пробелов (интерлиньяж) обязана по крайней мере равняться величине пробелов между словами.

самые удобочитаемым главным текстовым шрифтом в газете считается яркий, прямой, обычный восьмого-девятого кегля.

Исследователи шрифта выделяют три главных показателя организации шрифтов: «формальный (тектонический) показатель высказывает естественную и логически обусловленную частей буквы и связи элементов либо более сложной графики, содержательный (предметный) – степень образности графики шрифта относительно содержания; функциональный – грамматические законы построения графики для обеспечения однозначности и максимальной доступности принимаемой шрифтами (выделено мной – В.Т.)» (13)

Мы уже говорили, что ассоциативность, образность – те самые нюансы шрифта, каковые разрешают разглядывать его как предмет, объект необычного мастерства, графики. «Образность их (шрифтов – В.Т.) содержится в том, что человек еще не прочтя надпись, уже осознаёт, о чем отправится обращение (14). Шрифт может говорить о соотнесенности содержания текста, его темы с определенной эрой, потому, что те либо иные гарнитуры создавались и широко применялись верстальщиками и конкретными художниками в конкретный исторический отрезок времени.

Главные понятия:

Алфавит (азбука) – совокупность расположенных в определенном порядке графических знаков, сложившаяся в определенный исторический период и применяемая для передачи и фиксации на письме данного языка либо языков.

Буква – графический символ, что сам по себе либо в соответствии с другими символами (как линейными, так и диакритическими) традиционно употребляется для обозначения на письме фонем, их главных вариантов либо их обычных последовательностей.

Гарнитура шрифта – это совокупность шрифтов, объединенных неспециализированными стилевыми показателями, хорошими от вторых шрифтов, т.е. совокупность начертаний, объединенных характером графического построения знаков и ответом их элементов.

Графема – единица совокупности письменности (буква, слоговой либо словесно-слоговой символ, идеограмма – в зависимости от типа письма), отличающаяся по характеру и по передаваемому содержанию от каждый единицы данной же письменности.

Засечки (отсечки, сериф) – разной направленности и формы штрихи на финишах букв, имеющие громадное значение в формообразовании рисунка шрифтов и их декоративных качеств. Будучи дополнительными и необязательными элементами, засечки вместе с тем содействуют связи букв в единое слово, повышают неспециализированную удобочитаемость шрифта. Бывают треугольными, прямоугольными, волосными, шипообразными и т.д., горизонтально и вертикально направленными, двусторонними и односторонними, несложными и декоративными.

Интерлиньяж – пробел между нижней и верхней линиями шрифта смежных строчков.

Квадрат – единица длины в типографской совокупности мер (48 пунктов либо 18,04 мм).

Кегль шрифта – расстояние между верхней и нижней гранями литеры.

Комплектность (набор знаков; полиграфический алфавит) – определяется совокупностью всех нужных для комплекта текста на одном либо нескольких языках знаков: строчных, прописных, цифр, знаков препинания, символов и спецзнаков.

Контрастность – это один из главных показателей шрифта, выраженный отношением толщины соединительных штрихов к толщине главных штрихов знаков. Эта черта изменяется от неконтрастных до сверхконтрастных шрифтов.

Курсив – начертание типографского шрифта, характеризующегося наклоном букв приблизительно на 15 градусов (в большинстве случаев вправо) и в некоей степени имитирующее рукописный шрифт.

Насыщенность шрифта – определяется трансформацией толщины главных и соединительных штрихов одноименных знаков в разных начертаниях. В рамках одной гарнитуры насыщенность может изменяться от сверхсветлой до сверхжирной.

Начертание шрифта – это набор строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, символов и спецзнаков. Начертания шрифтов любой гарнитуры отличаются цветовой насыщенностью, пропорциями, наклоном и контрастностью знаков (яркое, полужирное, курсивное либо наклонное, обычное, узкое либо широкое).

Пропорции шрифта – это показатель трансформации ширины одноименных знаков в начертаниях одной гарнитуры от сверхузких до сверхшироких.

Соединительные штрихи шрифта – это косые и горизонтальные штрихи, направленные снизу вверх. В большинстве случаев, они уже главных.

Шрифт – набор строчных и прописных литер (букв), цифр, знаков препинания, спецзнаков, знаков, нужных для воспроизведения какого-либо алфавита; независимо от техники его выполнения, он представляет собой упорядоченную графическую форму определенной совокупности письма.

примечания и Сноски:

1. Гаус Петер. Современный шрифт // направляться. Budapest, 1975, № 4, p. 4.

2. Капр А. Эстетика мастерства шрифта. М.: Книга, 1979, с.9.

3. Семченко П. А. Базы шрифтовой графики. Минск, 1979, с. 3.

4. Капр А. Указ соч., с. 23.

5. Воронецкий Б., Кузнецов Э. Шрифт. Л., 1975, с. 6-7.

6. «Красивым примером гуманистического шрифта явился шрифт Никола Иенсона из Венеции (1470). В нем в первый раз органически соединились прописные буквы, идущие от древнеримских капитальных надписей, и строчные, подражающие новокаролингскому рукописному шрифту (в частности, это выразилось в том, что строчные буквы кроме этого получили засечки, подобно прописным)», с. 8.

7.Шрифты. использование и Разработка, М. 1997, с. 14.

8. Смирнов С. И. шрифтовой плакат и Шрифт. М., 1977, с. 47.

9. См.: Попов В.В., Гуревич С.М. оформление и Производство газеты. М., 1977; Рабочая книга редактора районной газеты. М., 1988.

10. Доцент МГУП А.А. Тарбеев думает, что существующий госстандарт (ГОСТ 3489. 1-71-3489. 38-72 «Шрифты типографские (на русской и латинской графической базах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость») отстал от современного шрифтового ассортимента, и правила классификации, использованные в нем, расплывчаты: «В следствии в группе рубленых шрифтов были такие различные гарнитуры, как, к примеру, Futura, ITC Officina Sans, Frutiger, ITC Anna, Helvetica, ITC Beesknees и ITC Machine. С учетом «моды» на проектирование гротесков в конце ХХ в. перечень шрифтов в данной группе стал очень долгим. Через чур большой была и «дополнительная несколько», в которую попали Decor, ITC New Baskerville, BetinaScript, Zhikharev, FaRer…» – Тарбеев А.В. оформление и Шрифтовой дизайн современного русского издания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика, 2004, № 4, с. 34.

Создатель увлекательнейшей статьи, размещённой в особом издании «Publish», А. Шмелева кроме этого критиковала отечественную классификацию типографских шрифтов, считая, что выделенных параметров – контрастность, наклон и форма засечек округлых букв – очевидно слишком мало, что эта классификация не имеет исторических корней, не учитывает и развития стилей. Думается, это излишне категоричное суждение, но обзор западных классификаций занимателен сам по себе. Тем более, что следующее утверждение автора тяжело оспорить: «Сейчас классификация кириллических шрифтов складывается заново под сильным влиянием мирового опыта» (Шмелева А. Классификация шрифтов: проблемы и практика //Publish, 2003, № 1, с.78-82).

В англо-американо-французской типографике распространен подход Максимилиана Вокса (Vox, 1954), подразделявшего шрифты на девять групп: Humanes (венецианская антиква), Garaldes(антиква ветхого стиля), Reales (переходная антиква), Didones(антиква нового стиля), Insises(шрифты, имитирующие надписи на камне), Lineales(гротески), Mecanes(брусковые шрифты), Manuaires(каллиграфические шрифты), Scriptes(рукописные).

Классификация AtypI практически сходится со схемой Вокса – добавлена глишь руппа готических шрифтов, в различных источниках именуемая Fractura либо Medieves.

Английский стандарт кроме этого подразделяет шрифты на девять групп, но тут комплект пара другой: Humanist, Garald, Transitional (то же, что Reales), Didone, Lineale, Slab Serif (то же, что Mecanes) и Scriptes.Две новые группы: Graphic(«скорее нарисованы от руки, чем написаны») и Gluphic(чуть наметившиеся засечки на финишах штрихов).

Германский индустриальный стандарт DIN 16518 (1964) подразделяет шрифты на три главные группы: шрифты латиницы, готические и иных алфавитов либо совокупностей письма (Non-Roman). Шрифты латиницы подразделяются на Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script.

Большие компании, занимающиеся шрифтовым бизнесом, разрабатывают личные (корпоративные) классификации. Так, классификация Lawson.RIT (1971 г.) включает исторические группы: готические(Blackletter), антиквы ветхого стиля (Oldstile) с тремя подгруппами – венецианской (Venetian), французской (Aldine-French) и голландской (Dutch-English), переходную антикву (Transitional) и антикву нового стиля (Modern). Выделяются кроме этого брусковые шрифты (Square-Serif) и гротески (Sans Serif). Script-Cursiv включает все рукописное, каллиграфическое, курсивное, не сильный-Decorative – акцидентно-декоративное.

Классификация компании Bitstream (1986 г.) насчитывает 17 типов шрифтов. Не считая всех тех же исторических групп антиквы, брусковых, гротесков и рукописных, тут названы группы Stencil (трафаретные), Engravers (гравированные), Exotic, Non-Roman, Computerи т.д. Linotype (1988 г.) подразделяет шрифты на Old Face, Transitional, Modern Face, Slab Serif, Sans Serif, Decorative Display, Script Brush, Blackletter (Broken), Non-Roman, Pi.

А. Шмелева приводит подробную классификацию наборных шрифтов:

SERIF / АНТИКВА

1.1. Old Style / Антиква ветхого стиля

1.1.1. Venetian / Венецианская антиква

1.1.2. Garald / Итальянско-французская антиква

1.1.3. Dutch / Голландская антиква

1.1.4. English / Британская антиква

1.1.5. Variation / Современные вариации

1.2. Transitional / Антиква переходного стиля

1.2.1. Baroque / Антиква барокко

1.2.2. Variation / Современные вариации

1.3. Modern / Антиква нового стиля

1.3.1. Neoclassical / Классицистическая антиква

1.3.2. Scotch / Англо-шотландская антиква

1.3.3. Variation / Современные вариации

1.4. Slab Serif / Брусковые шрифты

1.4.1. Egyptian / Египетские

1.4.2. Geometric / Геометрические

1.4.3. Humanist / Гуманистические

1.4.4. Clarendon Legibility / Кларендон

1.4.5. Italian / Итальянские

SANS SERIF / ГРОТЕСКИ

2.1. Grotesque / Ветхие гротески

2.2. Neo-Grotesque / Новые гротески

2.3. Geometric Sans / Геометрические гротески

2.4. Humanist Sans / Гуманистические гротески

2.5. Other / Другие гротески

3. DECORATIVE DISPLAY /

ТОП 5 Правил Типографики на Сайте (Типографская Клавиатура для Веб-Дизайнеров)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: