Синонимика придаточных определительных частей сложноподчинённого предложения и обособленных определений.

Обособленные определения, выраженные причастиями либо прилагательными с зависимыми от них словами, характерны в основном книжной речи. Придаточные же определительные части сложноподчинённого предложения стилистически нейтральны; конструкции с ними видятся в любом стиле речи. Обособленные определения и придаточные определительные смогут быть синонимичны. Исходя из этого при известных условиях придаточную часть предложения возможно заменить обособленным определением. (Очевидно, любой оборот имеет собственные стилистические оттенки.)

Замена вероятна в следующих случаях:

1) В случае, если сказуемое придаточной части стоит в настоящем либо прошедшем времени.

2) В случае, если придаточная часть присоединяется относительным местоимением (что, какой, что) и это местоимение стоит в именительном падеже:

а) В том месте же, вдалеке, видно мно- В том месте же, вдалеке, видно довольно много

го судов,каковые качаются судов,качающихся на груди

На груди моря. моря.

б) Я заметил в стороне груды Я заметил в стороне груды, кам-

камней., каковые были по- ней, похожие на сакли.

Хожи на сакли.

3) В случае, если относительное местоимение стоит в винительном падеже без предлога, а сказуемое придаточной части выражено переходным глаголом и не имеет при себе неизвестной формы, обозначающей воздействие лица либо предмета, указанного подлежащим:

а) Та рота,которую начальник Рота,отправленная начальником,

отправил занять предел, ужезанять предел, уже высту-

выступила. выпивала.

б) Сопка,которую начальник (Замена неосуществима, поскольку

решил занять, господство- в сказуемом имеется неопреде-

вала над окружающей мест- лённая форма, обозначаю-

ностью . щая воздействие предмета, указанного

подлежащим.)

При замене придаточной определительной части обособленным определением относительное местоимение опускается; в основной части опускается указательное местоимение, если оно имеется (см. п. 3, пример а); составное сказуемое придаточной части заменяется причастием либо прилагательным в полной форме, согласованным с определяемым словом (см. п. 2, пример б); простое сказуемое придаточной части заменяется настоящим причастием, в случае, если относительное местоимение стоит в именительном падеже (см. п. 2, пример а); страдательным, в случае, если относительное местоимение стоит в винительном падеже (см. п. 3, пример а). При замены несложного сказуемого страдательным причастием подлежащее придаточной части преобразовывается в дополнение, которое имеет форму творительного падежа без предлога (см. п. 3, пример а).

Упражнение 134. Замените придаточные определительные, где это быть может, обособленными определениями. Переделанные предложения напишите; особенное внимание обратите на согласование причастии.

1) Лес, что состоит только из одних сосен, именуется бором. 2) Бело-розовый хребет гор, что был видимым из-за крыши, розовел в лучах заходящего солнца. 3) Вид почвы, которую покрыл первый снег, смешит сердце каждого. 4) Воздушное пространство, что насытили испарения, терял собственную прозрачность. 5) Над солнцем была кровавая полоса, на которую мой

товарищ обратил особое внимание. 6) Герасим ощущал привычный запах поспевающей ржи, которым так и веяло с чёрных полей. 7) Кое-где лежат в лесу огромные стволы дубов, лип, осин и берёз, каковые сломала буря. 8) Я выбрал развесистое дерево, которое защищало бы меня от лучей палящего солнца. 9) Лодка колыхалась на волнах, каковые шаловливо плескались о её борта. 10) Я сел на собственного хорошего коня, а Савельич — на худую и хромую клячу, которую бесплатно дал ему один из муниципальных обитателей. 11) Солнце, которое закрыли облака, уже садилось.

§ 105. Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

П р и д а т о ч н ы е и з ъ я с н и т е л ь н ы е относятся к таким участникам основной части сложноподчинённого предложения, каковые выражены словами, требующими добавочных разъяснений, и присоединяются к ним либо альянсами что, дабы, как, словно бы либо союзными словами кто, что, где, в то время, когда, по какой причине и т. п. Придаточные изъяснительные отвечают на все падежные вопросы, исходя из этого они смогут быть уподоблены дополнениям либо подлежащему.

Присоединять к себе придаточные изъяснительные смогут не всякие предложения, а только такие, в составе которых имеется слова (значительно чаще в роли сказуемого) со значениями речи, мысли, эмоции, оценки либо восприятия.

П р и м е р ы: I. 1)Я думал (о ч ё м думал?),что Коновалов изменился от бродячей судьбы. (М. Г.) 2)Я желаю (ч е г о желаю?),чтобы к штыку приравняли перо. (В. М.) 3) Я выглянул в окно иувидел (ч т о заметил?), как в открытые ворота въехала колонна автомобилей. (Попов.) (Ср.:…заметил, что в открытые ворота въехала колонна автомобилей.) 4) Волчихепослышалось (ч т о послышалось?),словно бы бы в лесу блеяли овцы. (Ч.) 5), Он был счастлив (ч е м у рад?),что ему дали вставать с постели. (Пауст.)

II. 1) Детичувствуют (ч т о ощущают?),кто их обожает. (Т.) 2) Довольно часто яугадать желал

(ч т о желал предугадать?), о чём он пишет. (П.) 3) Подъехали они к избе,задают вопросы (о ч е м задают вопросы?),где тут разыскать хозяйственную часть. (Фурм.) 4) На третий сутки он подошёл к главе испросил (ч т о задал вопрос?),в то время, когда будет плавка. (Попов). 5) Кроме того Айвам притих,не осознавая (чего не осознавая?),по какой причине мать не смеётся. (Семушк.) В то время, когда необходимо выделить то, о чём сообщается в придаточной части предложения, к поясняемому слову в основной части предложения прибавляется указательное слово, к примеру:

Особенно былострашно то (ч т о было страшно?),что над огнём в дыму летали голуби. (Ч.)

П р и м е ч а н и я. 1. Придаточные изъяснительные с союзными словами появились и образуются из вопросительных предложений. Придаточные изъяснительные, являющиеся косвенными вопросами, смогут присоединяться к главному альянсом-частицей ли, к примеру: Задумал я определить, красива ли почва. (Л.) Придаточные изъяснительные с союзными словами кто либо что (Радостен, кто сооружает новую судьбу; Я слышал, что вы тихо сказали) переходят в определительные, в случае, если в основную часть вводится указательное слово тот, которое выступает в роли подлежащего либо дополнения и исходя из этого имеет значение существительного: 1) Радостен тот, кто сооружает новую судьбу. (Ср.: Радостен тот человек, что сооружает новую судьбу.) 2) Я слышал то, что вы тихо сказали (Ср.: Я слышал то слово, которое вы тихо сказали.)Альянсы словно бы, словно бы бы, как. словно бы употребляются для выражения неуверенности, предположения, к примеру: Я слышал,словно бы встарь таких судей

видали. (Кр.)

Альянс дабы, в состав которого входит частица бы, вместе с глаголом-сказуемым образует сослагательное наклонение, исходя из этого придаточные изъяснительные с альянсом дабы употребляются при таковой основной части, у которой сказуемое имеет значение просьбы, предложения, пожелания, приказания, к примеру: Захотим, чтобы не меркнул правды луч в краю родном, чтобы волной широкой знанье разлилось везде в нём (Плещ.) (придаточные обозначают желательное для говорящего).

Придаточные изъяснительные с альянсом дабы и сослагательным наклонением глагола ещё смогут быть по окончании таковой основной части, у которой сказуемое отрицательное; в этом случае придаточное обозначает лишь что-то вероятное, к примеру:Не верю, чтобы дочери бедной собственной ты сам не одобрил решенья. (Н.)

Кое-какие придаточные изъяснительные с альянсом дабы имеют оттенок целевого значения, к примеру: Левинсон распорядился,дабы к вечеру собрался для дискуссии Морозкиного поступка деревенский сход вместе с отрядом. (Фад.) (Лсвинсон распорядился о

ч ё м ? с к а к о й ц е л ь ю?)

Часто придаточные изъяснительные относятся к возвратным глаголам со значениями речи, эмоции, мысли, восприятия. Эти возвратные глаголы сходны с безличными, но при них возможно поставить вопросы именительного падежа: думается, снится, чудится, чувствуется, ведётся, предполагается, считается, делается, случается, думается, представляется, мерещится, нравится, обнаруживается и т. д. Кое-какие из этих глаголов употребляются в большинстве случаев лишь в форме 3-го лица единственного числа (чувствуется, ведётся, предполагается, случается, думается и др.)

Придаточные изъяснительные довольно часто относятся к словам категории состояния, наречиям и модальным словам, каковые в основной части предложения смогут входить в состав именного сказуемого: рад, виноват, прав. согласен, доволен, радостен и т. п.; известно, ясно, светло, необычно, страно, плохо, отлично, скверно, завидно, совестно, жаль и т. п., к примеру:

1) Я счастлива, что это доставляет вам наслаждение. (Л. Т.) 2) Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать. (К.р.) 3) Как мы знаем, что слоны в новинку у нас. (Кр.) 4) Жаль, что в наше время погода бурная. (И.) 5) Совсем ясно, что воспитатель, не имеющий авторитета, не может быть воспитателем. (Макаренко.)

Придаточные изъяснительные смогут относиться к отглагольным существительным, соотносительным с глаголами речи, мысли, эмоции, восприятия: сообщение, известие, слух, сознание, подозрение, идея, опасение и т. п. (в случае, если при таких существительных нет указательного слова, то придаточные изъяснительные имеют добавочное определительное значение); ср.: 1) Идея о том, что он может совершить ошибку, мешала ему сказать вольно. 2) Распространился слух, что в районе показалось до тысячи партизан. (Медв.) 3) Существовало ответ, что на заведующих отделами Совета мобилизация не распространяется. (Фад.) 4) Я покинул Душат с приятной мыслью, что ночую в Тифлисе. (П.)

Придаточные изъяснительные смогут относиться к фразеологическим единицам: дать слово, иметь в виду. подать символ, ставить в вину (в заслугу), ходят слухи и т. п., к примеру: 1) Татьяна Афанасьевнаподала братузнак,что больная желает уснуть (П.) (т. е. предотвратила). 2) О нёмходят слухи, словно бы он занялся хлебной торговлей и разбогател очень сильно. (Т.) (т. е. говорят). 3) Он дал слово, что уедет первого июля, не раньше (Ч.) (т. е. дал обещание).

3. В качестве указательного слова возможно слово одно, к примеру:

Он опасался толькоодного, дабы не открылся его паспортный подлог.(С.-Щ.)

4. Одни придаточные изъяснительные отвечают на вопросы косвенных падежей и сходны с дополнениями, к примеру: Борис сообщил,что замысел выполнен.Другие придаточные изъяснительные отвечают па вопросы именительного падежа и сходны с подлежащими, к примеру: Мне думается,что ты ошибаешься.

Упражнение 135. Прочтите вслух, укажите придаточные части предложений, метод их связи с основной частью и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

1) Человек сообщил что пора ехать. 2) Сейчас лишь разгл…дел он что около огня сидели люди. 3) Тут увидел Вакула что н… галушек н… кадушки перед ним не было. 4) Тут почу.-.ствовал он что сердце в нём очень сильно забилось. 5) Деду пришло на ум что у него нет н… огнива н… табаку наготове. 6) Они дурни забрали себе в голову что я им ровень. 7) Жаль что холодно… 8) Сообщи Касьяну дабы ворота зап…р. 9) Необходимо буд…т сообщить кучеру Омельке дабы прибил везде получше кожу. 10) Ещё отроду н… видывал он дабы сучья и проклятые шипы так больно царапались. 11) Супруг твой н… знает какие конкретно это стенки. 12) Я научу тебя как отыскать эту грамоту. 13) Солоха думала продолжительно куда запрятать для того чтобы плотного гостя. 14) Куда ушла она н… кто н… имел возможность сообщить. 15) Оксана знала и слышала всё что про неё говорили и была капризна. 16) Катерина сперва н… слушала н… чего что сказал гость. 17) Кто он таков и… кто н… знал. 18) Он взял известие что матушка скончалась.

(Н. В. Г о г о л ь.)

136. Прочтите вслух, укажите придаточные части предложений, метод их связи с основной частью и значения; спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.

1) Сыпл…тся величестве…ый гром украинского соловья и чуди…ся что и месяц заслушался его среди неба. 2) Ему почудилось словно бы бл…снуло в замке огнём узенькое окно. 3) Снилось мне что папа мой имеется тот самый урод которого мы видели у есаула. 4) Лишь слышно было что далеко-далеко вверху над головой голодный ветер гулял по вершинам деревьев. 5) Это н… то что вам реализует какой-нибудь Плюшкин.6) Ему нравилось н… то о чём просматривал но больше само чтение. 7) За сими словами дверь захлопнулась и лишь слышно было как с визгом задвинулся металлический засов. 8) Слушай Катерина мне каж…ся что папа твой не хоч…т жить в ладу с нами. 9) Я была в том самом месте где появилась и прожила пятнадцать лет. 10) Как томительно жарки те часы в то время, когда полдень блещ…т в тишине и зное и светло синий н…измеримый океан сладострастным куполом нагнувшийся над почвой каже…ся заснул целый потонувши в неге обнимая и сжимая красивую в воздушных об…ятиях собственных! 11) Люди на безрадостных лицах которых думается век не проскальз…вала ухмылка пр…топтывали ногами и вздрагивали плечами. 12) Говорят ещё что панночка собира…т всякую ночь утопленниц и загляд…ва…т поодиночке каждой в лицо стараясь определить которая из них колдунья. 13) Взгляну я где ты достан…шь черевички каковые имела возможность бы я надеть на собственную ногу. 14) Василиса Кашпоровна забрав Ивана Федоровича с загадочным видом за руку сообщила что она сейчас желает поболтать с ним о деле.

(Н. В. Г о г о л ь.)

137. Эти ниже простые предложения перевоплотите в сложноподчинённые. заменив второстепенные члены несложного предложения придаточными изъяснительными.

1) Ученики с интересом наблюдали за работой сложной автомобили. 2) Я обожаю весну и в любой момент с наслаждением наблюдаю на радостное перемещение шумных и мутных потоков весенней воды. 3) Мальчик обожал просматривать книги о хороших и храбрых людях, о жизни предков, об их борьбе с неприятелями отчизны. 4) Коновалов просил меня прочесть ещё раз о казни Стеньки Разина.

138. Составьте сложные предложения, в каковые бы эти прямые вопросы входили как придаточные изъяснительные (косвенные вопросы).

Пример. Кто написал роман «Мать»? Учитель задал вопрос, кто написал роман «Мать».

1) Кто изобрёл что то новое? 2) В каком году появился А. С. Пушкин? 3) Как состояться в клуб? 4) Куда положить книгу? 5) В то время, когда вы возвратитесь из похода? 6) О чём пишут сегодняшние газеты?

139. В следующих сложноподчинённых предложениях отыщите придаточные изъяснительные. Выясните, какому слову в основной части они подчинены, союзные слова и какие союзы наряду с этим использованы. Перепишите, расставляя знаки препинания.

1) К чести отечественной народной гордости надобно подметить что в русском сердце постоянно обитает чувство забрать сторону угнетённого. (Г.) 2) Архиерей проехал мимо и заметив отворенные двери в церкви остановился и отправил задать вопрос что делается. (Герц.) 3) Мало-помалу в нём укрепилось ожидание что сейчас с ним произойдёт что-то особое. (Дост.) 4) Казбич вообразил словно бы Азамат с согласия отца похитил у него лошадь. (Л.) 5) Что Ноздрёв лгун отъявленный это было известно всем. (Г.) 6) Знай рубит не ощущает стужи Не слышит что ноги знобит. (Н.) 7) Минутами мерещилось ему что как словно бы он бредит. (Дост.) 8) Я не привык чтобы со мною говорили таким тоном. (Ч.) 9) Она задумалась сделала мне символ рукою чтобы я подождал и вышла. (Л.) 10) И она исподлобья смотрела как он доходил практически не удивлённый встречей как снял соломенную шляпу и поклонился по-монашески — смиренным наклонением. (А.Н.Т.) 11) Ты привыкла видеть меня девочкой и тебе необычно в то время, когда у меня важное лицо. (Ч.) 12) Отлично в то время, когда в жёлтую кофту от осмотров душа укутана. (В.М.) 13) Кому быть живым и хвалимым Кто должен быть мёртв и хулим Известно у нас подхалимам Влиятельным лишь одним. (Паст.)

140. Прочтите, укажите придаточные определительные, придаточные изъяснительные и обособленные члены предложения; после этого спишите, расставляя пропущенные символы. Засуньте пропущенные буквы.

Наступила тишина. Слышно было лишь как фыркали и ж…вали лошади да похрапывали дремлющие; где-то н… близко плакал один чибис и иногда разд…вался писк трёх бекасов прилетевших поглядеть н… уехали ли н…прошеные гости; мягко картавя журчал ручеёк но все эти звуки н… нарушали тишины н… будили застывшего воздуха а наоборот вг…няли природу в дремоту.

Егорушка задыхаясь от зноя что особенно чу…ствовался сейчас по окончании еды побежал к осок… и из этого осмотрел мес…ность. Заметил он то же самое что видел и до полудня р…внину бугры небо лиловую даль; лишь бугры находились поближе да не было мельницы которая осталась на большом растоянии сзади. Из-за ск…листого бугра где тёк ручей возвышался второй ровнее и пошире; на нём лепился н…громадный посёлок из пяти-шести дворов. Около изб не было видно н… людей н… деревьев н… теней совершенно верно посёлок задохнулся в тёплом воздушное пространство… и высох. От нечего делать Егорушка поймал в траве скр…пача поднёс его в кулаке к уху и продолжительно слушал как тот играл на собственной скрипке. В то время, когда надоела музыка он погнался за толпой ж…лтых бабочек прилетавших к осоке на водопой и сам не увидел как оказался снова около бричк… .

( А.П.Ч е х о в )

§ 106. Сложноподчинённые предложения с придаточными образа и степени действия.

П р и д а т о ч н ы е с т е п е н и смогут говорить о степени качества. В этом случае они связываются при помощи альянса что с той частью главного предложения, которая складывается из указательного слова и качественного прилагательного таковой (таковой сильный, таковой громкий и т. п.) либо из качественного наречия либо указательного слова и краткого прилагательного так (так очень сильно, так звучно и т. п.); придаточные степени отвечают на вопросы д о к а к о й с т е п е н и? к а к?, к примеру: 1) Лёд былтакой прозрачный (д о к а к о й с т е п е н и п р о з р а -ч н ы й?),что кроме того вблизи его тяжело было подметить. (Пауст.) 2) Разве очи и чёрные брови моитак хороши (к а к х о р о ш и? светло синий о к а к о й с т е п е н и х о р о ш и?),что уже равных им нет и на свете? (Г.) 3) Дверь захлопнулась за неютак звучно (как звучно? до какой степени звучно?),что не под силу было отпереть. (Г.)

Вместо указательных слов таковой и без того в основной части смогут быть слова до таковой степени, так, до того, к примеру:

1) Блеск былдо таковой степени (так, до того) броский,что ломило глаза. 2) Раскалённый металл блестелдо того (до таковой степени, так)ярко, что ломило глаза.

Придаточные степени смогут говорить о степени действия. В этом случае они прикрепляются альянсом что к сочетаниям, складывающимся из указательных слов и глаголов, отмеченных выше, к примеру: Онкрикнул так (к а к? д о к а к о й с т е п е н и г р о м к о?),что все содрогнулись. Онизменился так (д о т а к о й с т е п е н и , д о т о г о),что его тяжело было определить.

Придаточные с альянсом что, относящиеся к сочетанию глагола с указательным местоимением так, смогут иметь значение не степени, а образа действия, к примеру: Мальчика одели так (как одели?),что все принимали его за девочку. Он посмотрел на меня так (как посмотрел?), что я нечайно содрогнулся.

В случае, если придаточное степени с альянсом что относится к сочетанию, складывающемуся из указательного слова таковой и существительного (таковой крик, таковой шум и т. п.), то оно имеет добавочное определительное значение, к примеру: 1) Раздалсятакой крик, что все содрогнулись (к а к о й к р и к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й к р и к?). 2)Блеск таковой, что глазам больно (к а к о й б л е с к? д о к а к о й с т е п е н и с и л ь н ы й

б л е с к?).

П р и м е ч а н и я. 1. В качестве указательного слова в основных частях некоторых предложений возможно местоимение столько, к примеру: Народувысыпало по улицамстолько, что в глазах рябило. (Г.) (Ср.: Народу высыпало по улицамтак довольно много, что в глазах рябило.)

2. Значение степени имеют кое-какие придаточные с альянсом дабы. к примеру: Сильвио был слишкомумен и умел, дабы этого не подметить…(П.) (Ср.: Сильвио был такумён и умел, что не имел возможности этого не подметить.)

3. Имеется маленькая несколько сложноподчинённых предложений с придаточными образа действия, каковые прикрепляются союзным словом как к сочетанию, складывающемуся из указательного слова и глагола так, к примеру:

Ученик всёсделал так, как приказал мастер.

Упражнение 141. Прочтите, укажите придаточные части, их сообщение с основной частью и значения. Спишите, расставляя пропущенные запятые.

1) Ветер выл с таковой свирепой ясностью что казался одушевлённым. (П.) 2) Мы разговорились по-видимому так дружески что Иван Игнатьич от эйфории проболтался (П.) 3) Снег уже местами так осел что возможно по насту проехать. (С.-Щ.) 4) Трудился так крестьянин мой что градом пот с него катился. (Кр.) 5) Ветер со свистом понёсся по степи непоследовательно закружился и поднял с травой таковой шум что из-за него не было слышно ни грома ни скрипа колёс. (Ч.) 6) У всех дам руки до того мёрзли что трескалась кожа. (М. Г.). 7) Жар таковой что на песке горят следы. (Н.) 8) Осёл такую поднял скачку что в огороде всё помял и притоптал. (Кр.) 9) На небе и под небом так сделалось мрачно что ничего не было возможности уже видеть. (Г.) 10) Ты тогда был таким мелким что не имел возможности выговорить кроме того его имени. (Г.) 11) Право печатной бумаги развелось столько что не придумаешь не так долго осталось ждать что бы такое завернуть в неё. (Г.) 12) Рукава и верхние полы до того засалились и залоснились что были похожим юфть какая идёт на сапоги. (Г.) 13) Я через чур был радостен дабы хранить в сердце чувство неприязненное. (П.) 14) Ветер дул порывами и с таковой силой что находиться на ногах было нереально. (Арс.) 15) Нежданов пустился излагать собственное мнение не стесняясь без утайки под конец кроме того так звучно и с таким увлечением что очевидно обеспокоил соседа. (Т.) 16) Стадо таково что тяжело перечесть. (Кр.) 17) Она видела в нём что-то новое с чем ей не случалось видеться. (Т.) 18) Левко остолбенел заметив что перед ним стоял папа его. (Г.) 19) Сообщи Катерине дабы не покидала сына. (Г.) 20) Куда ушла она никто не имел возможности сообщить. (Г.)

§ 107. Сложноподчинённые предложения с придаточными места.

П р и д а т о ч н ы е м е с т а относятся к сочетаниям сказуемого основной части предложения с указательными словами в том месте, в том направлении, оттуда и прикрепляются к этим сочетаниям союзными словами где, куда, откуда; придаточные места показывают место либо направление действия и отвечают на вопросы г д е? к у д а? о т к у д а?

П р и м е р ы. 1) Ябыл в том месте (г д е был?),где никто из вас не был. (Б. Г.) 2) Алексейпополз в том направлении (куда пополз?),куда ушёл самолёт. (Б. П.) 3) Семёнвозвратился оттуда (о т к у д а?),откуда не хочется уезжать.

Время от времени указательные слова в основной части опускаются, к примеру: Он захохотал и отправился,куда захотелось ему. (М. Г.) Это характерно в большинстве случаев разговорной речи.

В случае, если при союзных словах имеется усилительная частица ни, то придаточная часть предложения имеет обобщающее значение и сочетаниям где ни куда ни, откуда ни соответствуют в основной части предложения не указательные, а определительно-обобща-ющие либо отрицательные местоименные наречия (везде, везде, везде, нигде), к примеру:Где ни искал его,нигде не имел возможности отыскать.

Придаточные места смогут иметь уточняющее значение: в этом случае они относятся к событиям места, при которых смогут быть указательные слова.

1)в первых рядах (где конкретно в первых рядах?),где осталась роща, находились берёзы. (Ч.) 2) Наталья смотрелавперёд, в том направлении, где заблаговременно была намечена линия первого гона. (Г. Ник.) 3) Лишь на востоке, в том месте, откуда на данный момент выплывало в огненном зареве солнце, ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой,сизыепредрассветные тучки. (Купр.)

Упражнение 142. Прочтите, укажите придаточные части, их сообщение с основной частью и значения, спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя запятые.

1) Небо было в том месте пурпурное тёплое и нежное и м…нило в том направлении где оно казалось краем чёрной зелени лугов. (М. Г.)2) Куда н… обращаю взгляд кругом светло синий…т мрачный бор. (Ф.)3) В том направлении в том направлении всем сердцем я стремлюся в том направлении где сер…цу было так легко где из цветов плетёт венок Маруся о старине поёт слепой Грицко. (А. К. Т.) 4) Уж проходят караваны через те скалы где носились только туманы да цари-орлы. (Л.) 5) Где стремительные шумные воды н…в далеком прошлом вольно текли се…одня прошли пеш…ходы обозы с товаром прошли. (Н.) 6) Мне вздумалось завернуть под навес где находились отечественные лошади. (Л.) 7) Я стал np…пом…нать как и куда ходил в течение дня. (Т.)

143. Составьте сложные предложения, в которых каждое из данных слов где, куда, откуда присоединяло бы придаточные части со следующими значениями: 1) места, 2) определительные, 3) изъяснительные.

144. Составьте следующие сложноподчинённые предложения: 1) в которых были бы придаточные изъяснительные и придаточные степени с альянсом что; 2) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом где; 3) в которых были бы придаточные определительные и изъяснительные с союзным словом что; 4) в которых были бы придаточные места, определительные и изъяснительные с союзным словом куда.

145. Укажите придаточные определительные, изъяснительные и степени и их сообщение с основной частью предложения; после этого спишите, расставляя знаки препинания. В двух окончательных предложениях выделите в глаголах корни и объясните их правописание.

По случаю праздника семья оставалась целый сутки дома. старая женщина которую и муж и внуки и невестка все одинаково именовали бабкой старалась всё делать сама: сама топила печь и ставила самовар сама кроме того ходила на полдень и позже роптала что её замучили работой. И всё она волновалась как бы кто не съел лишнего куска как бы невестки и старик не сидели без работы. То слышалось ей что гуси трактирщика идут задами на её огород и она выбегала из избы с долгой палкой и позже полчаса пронзительно кричала около собственной капусты дряблой и худой как она сама то ей казалось что ворона подбирается к цыплятам и она с бранью кидалась на ворону. Злилась и ворчала она от утра до вечера и довольно часто поднимала таковой крик что на улице останавливались прохожие.

(А. П. Ч е х о в.)

146. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите придаточные части, их сообщение с основной частью и значения.

ПИСЬМО Преподавателю

«Это письмо передаст вам дорогой Николай Иванович мой громадной приятель Саша Орлов. Мы с ним сдружились ещё в авиацио…ом училище. Он вам и ра…каж…т обо всём как мы с ним жили и вести войну. на данный момент я лежу в госпитал… пуля пробила мне лёгкое. Каже…ся мне уже не подня…ся. Вы нас обучили ощущать Отчизну. И я постоянно думал о людях каковые ум…для за собственный народ. Я довольно часто вспоминал вас. какое количество раз вы нам говорили что русской почвой н…кто н…в то время, когда н… завладеет и приводили примеры истории. Мне хоче…ся дабы вы носили мои часы. Вы воспитали во мне мужество Николай Иванович я вам многим обязан. на данный момент нужно заканчивать сестра отказывае…ся больше писать. А не забывайте: «У кого денег нет у того дитя заберёт, у кого дитяти нет у того жену заберёт, у кого жены нет того головою заберёт…» Это думается про Батыя. Неприятеля н…навижу и зав..щаю бить его до последнего и Саша Орлов поклялся мне что будет дра…ся до тех пор пока хватит сил. Прощайте дорогой Николай Иванович. Ваш бывший ученик Вася Курганов».

(В. Г. Л и д и н.)

147. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Укажите придаточные степени, изъяснительные, образа действия, определительные и их сообщение с основной частью. Засуньте пропущенные буквы.

В ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР

— Прощайте и ещё раз благодарю голубчик! — сообщил Иван Алексеевич.— Благодарю вас за ваше радушие за ваши ласки за вашу любовь… И вы хороший и дочка ваша хорошая и все у вас тут тут хорошие радостные радушные… Такая прекрасная публика что и сообщить не могу.

Огнев ещё раз поцеловался со стариком и стал спуска…ся вниз.

— Вы бы книги тут покинули! — крикнул ему вслед Кузнецов. — Что вам за охота тащить такую тяжесть?

Но Огнев уже н… слушал и скоро удалялся от дома… Он шёл и думал о том как довольно часто приходи…ся в жизни встреча…ся с хорошими людьми и как жаль что от этих встреч не остаё…ся ничего больше не считая воспоминаний. Не редкость так, что на горизонте мелькнут журавли не сильный ветер донесёт их жалобновос-торже…ый крик а через 60 секунд с какой жадностью н… всматривайся в светло синий даль н… заметишь н… точки, н… услышишь н… звука.

В саду было негромко и тепло. Пахло резедой гелиотропом и табаком каковые н… успели ещё отцвести на клумбах… Луна стояла высоко над садом а ниже её куда-то на восток мчались прозрачные туманные пятна. Всю землю казалось состоял лишь из тёмных силуэтов и бродивших белых теней.

(По А. П. Ч е х о в у.)

Виды придаточных предложений (9 класс, видеоурок-презентация)


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: