Анализ организации финансирования широкомасштабных инвестиционных проектов в промышленно развитых государствах Запада говорит о том, что существует нескончаемое многообразие схем проектного финансирования (14). Эти схемы возможно классифицировать по различным показателям (табл. 8.2.5).
Таблица 8.2.5. всемирный опыт схем проектного финансирования
Классификационный показатель | Виды схем |
По масштабу | Банковское проектное финансирование Корпоративное проектное финансирование |
По регрессу | Без регресса С ограниченным регрессом С полным регрессом |
По методам мобилизации источникам ресурсов | Осуществляемое за счет: 1. средств самого промышленного предприятия 2. банковских кредитов 3. инвестиций (размещение акций на первичном рынке, паевые взносы) 4. облигационных займов 5. фирменных кредитов 6. лизинга |
По архитектуре | Проектное финансирование с параллельным финансированием, в то время, когда пара кредитных учреждений выделяют займы для реализации дорогостоящего инвестиционного проекта. Выделяются две формы: 1. свободное параллельное финансирование, в то время, когда любой банк заключает с заемщиком кредитное соглашение и финансирует собственную часть инвестиционного проекта (субпроект). 2. софинансирование, в то время, когда кредиторы выступают единым пулом (консорциум, синдикат) и содержится единое кредитное соглашение. Проектное финансирование с последовательным финансированием, при котором большой банк выступает как инициатор. По окончании выдачи займа предприятию банк-инициатор (банк-организатор) передает собственные требования по задолженности второму кредитору (вторым кредиторам), снимая дебиторскую задолженность со собственного баланса. За оценку инвестиционного проекта, разработку кредитного контракта и выдачу займа банк-организатор приобретает комиссионное вознаграждение. Секъютеризация как метод передачи требований банками -организаторами. Банк-организатор реализовывает дебиторские квитанции по выданному кредиту траст-компаниям, каковые производят под них акции. Прибегая к помощи инвестиционных банков, траст-компании размещают акции среди инвесторов. Поступающие от заемщика в счет оплаты долга средства зачисляются в фонд выкупа ценных бумаг. По наступлении срока инвесторы предъявляют к выкупу акции. Часто банк-организатор обслуживает кредитную сделку, оставляя за собой функцию инкассации платежей, поступающих от заемщика. |
Сложности с применением проектного финансирования полностью и смысле этого понятия в отечественной практике обусловлены следующими обстоятельствами:
1. внутренние источники долгового финансирования не так отлично развиты в стране, как в развитых государствах. Внутренние рынки кредитов не имеют, достаточных денег либо ликвидных средств, нужных для крупномасштабного финансирования капиталоемких проектов, в особенности больших проектов с долгим сроком погашения кредитов. Фактически отсутствуют знания и опыт чтобы с уверенностью оценивать и принимать на себя целый либо часть проектного риска;
2. имеются несоответствия между займами и доходами в стране и обслуживанием долгов в валюте. Риск несовпадения между валютами, в которых поступает выручка, и валютой, в которой обязана обслуживаться задолженность, осложняет проектное финансирование;
3. недостаточны законодательная стабильность и правовая структура в области распределения и согласования рисков и других форм и предоставления гарантий обязательств по проектному финансированию. Коммерческая и кредитная документация по проектному финансированию есть сложной и обязана подкрепляться законодательной и нормативной базой. Должны быть законодательно оформлены все виды гарантий и обязательств, тонкости распределения рисков и доходов, политические и страховые риски;
4. в отечественной практике на данный момент мало экспертов по проектному финансированию. Слишком мало прецедентов разработки совокупности проектного финансирования для каких-нибудь достаточно больших инвестиционных проектов;
5. слишком мало квалифицированных участников проектного финансирования — организаций, компаний, могущих принять на себя функции управляющих большими проектами в современной трактовке этого понятия. Оказать помощь ответу данной неприятности может привлечение экспертов либо профильных фирм (а также, зарубежных).
На денежном рынке. России господствуют «маленькие» деньги, а вложение средств в долговременные инвестиционные проекты есть скорее исключением, чем правилом. Значительно чаще такое вложение осуществляется в форме классического банковского кредитования с применением всех методов обеспечения и возможных форм возвратности главной процентов и суммы по кредиту (залоги имущества, других активов и ценных бумаг; банковские обеспечения; накопительные гарантийные квитанции; поручительства).
Русский экономика переживает острейший инвестиционный кризис. Финансовая система, со своей стороны, не готова к осуществлению способов проектного финансирования полностью. Их участие в финансировании инвестиционных проектов ограничивается по большей части маленькими проектами (ценой от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов долларов). До тех пор пока главная денежная активность русских банков направлена в сторону тех проектов, каковые реализуются на принадлежащих либо подконтрольных им фирмах.
Укажем последовательность факторов и причин, каковые мешают русским банкам на современном этапе осуществлять в какое количество-нибудь больших масштабах проектное финансирование. Среди них:
1. нестабильность отечественной экономики;
2. отсутствие у банков достаточных резервов;
3. высокие темпы инфляции;
4. высокая задолженность русских фирм;
5. тяжелое нестабильность и налоговое бремя налогового законодательства;
6. отсутствие опыта при финансировании инвестиционных проектов;
7. низкий уровень качества менеджмента на фирмах-заемщиках;
8. отсутствие у банков высококвалифицированных специалистов и опыта в области проектного финансирования и проектного анализа;
9. неустойчивость неспециализированной экономической обстановке в стране.
Условия успешного применения методики проектного финансирования в включают следующие направления:
1. привлечение зарубежных кредитов для финансирования больших проектов;
2. обеспечения и государственные гарантии компенсации политических рисков страхования последних либо привилегированным статусом кредиторов.
В стране длится финансовый кризис и улучшается устойчивость финансовой системы России. Кризис августа 1998 г. продемонстрировал зыбкость положения многих, казалось бы устойчивых, банков. В этих условиях коммерческие банки ищут методы противостоять денежной неустойчивости, и кредитование долговременных инвестиционных проектов это один из способов для того чтобы противостояния.
Kиспользованию схемы проектного финансирования российские банки толкает да и то событие, что все большее количество поступающих к ним заявок по размерам инвестиций сопоставимы с активами фирм-заявителей либо кроме того превышают их В этих обстоятельствах залоговое покрытие оказывается уже неосуществимым. Исходя из этого последовательность русских коммерческих банков исподволь подготавливается к применению правил проектного финансирования в собственной деятельности, создавая в управления структурах и своих отделы проектного финансирования, направляя собственных сотрудников на учебу по вопросам проектного анализа, формируя сумки инвестиционных проектов. При выдаче долговременных кредитов банки так же, как и прежде первым делом обращают внимание на высоколиквидное обеспечение, и на денежное состояние заемщика, но, учитывая всемирный опыт проектного финансирования, банки все чаще подвергают предлагаемые к финансированию проекты всесторонней и глубокой экспертизе, а по сути проектному анализу, принятому в практике больших зарубежных кредитных учреждений.
8.2.5. Организационная структура проектного финансирования
Учитывая важность координации инвестиционной деятельности в Российской Федерации создан Федеральный центр проектного финансирования (3) — организация, осуществляющая работу по реализации и подготовке проектов, предусмотренных соглашениями между Русским Федерацией и интернациональными денежными организациями, и финансируемых за счет средств, завлекаемых из вторых внешних источников. Центр создан в целях действенного содействия привлечению денежных средств, а также внешнего финансирования, и обеспечения реализации инвестиционных проектов, имеющих приоритетный для национальной экономики темперамент. Главной задачей Федерального центра проектного финансирования есть работа по реализации и подготовке проектов, предусмотренных соглашениями между Русским Федерацией и интернациональными денежными организациями, и финансируемых за счет средств, завлекаемых из вторых внешних источников.
С целью координации финансирования инвестиционных проектов создан Российский денежно-банковский альянс (2) с исполнением следующих функций:
1. привлечение зарубежных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера в рамках межгосударственных соглашений с зарубежными странами;
2. привлечение инвестиций с применением конверсии финансовых активов и внешнего долга России и бывшего СССР;
3. привлечение зарубежных кредитов и других ресурсов инвестиционного характера для финансирования приоритетных проектов, реализуемых на коммерческой базе;
4. сотрудничество с интернациональными денежными организациями в целях реализации инвестиционных программ и проектов развития разных секторов экономики;
5. осуществление национальных программ помощи экспорта, предоставление экспортных кредитов, кредитов для производства экспортной продукции, для развития импортозамещающих производств в РФ;
6. гарантирование указанных выше кредитов и выдача обеспечений, нужен для реализации экспортных контрактов, страхование экспортных кредитов политических и кредитных рисков;
7. привлечение зарубежных кредитов и инвестиций в целях среднего бизнеса и развития малого в РФ;
8. ведение залоговых квитанций русских организаций и предприятий при применении зарубежных кредитов;
9. содействие выводу русских фирм на зарубежные денежные рынки при помощи размещения (залога) акций, выпуска облигационных займов, методов привлечения и других форм внешних денег;
10. Работа с национальными пакетами акций русских фирм на внешних денежных рынках;
11. исполнение по поручению Правительства РФ иных функций по реализации федеральных программ.
Для обеспечения действенного информационно-консультативного сотрудничества потенциальных зарубежных инвесторов с русскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала создан Российский центр содействия зарубежным инвестициям (10).
По инициативе Правительства РФ создана как следует новая структура — Консультативный совет по зарубежным инвестициям в РФ (10), в состав которого входят представители зарубежных компаний, реализовывают прямые инвестиции в русского экономику в больших размерах. Его главная задача — обеспечение постоянного диалога между Правительством РФ и большими зарубежными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в РФ, налогового и таможенного законодательства РФ, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для продвижения экономики частных и развития России зарубежных прямых инвестиций серьёзное значение имеет сотрудничество России с ведущими интернациональными денежными организациями, в первую очередь с Интернациональным валютным фондом, Интернациональным банком развития и реконструкции, Европейским банком развития и реконструкции и другими.
Совет при Правительстве РФ по вопросам банковской деятельности, есть консультативным органом, созданным чтобы повысить эффективность участия кредитных организаций, их союзов и ассоциаций в реализации национальной финансово-кредитной политики.
Совет осуществляет следующие функции:
1. выработку рекомендаций и предложений по привлечению инвестиций в экономику и участию в реализации широкомасштабных денежных и инвестиционных программ в интересах РФ;
2. сотрудничество с интернациональными денежными университетами;
3. разглядывает по поручению Правительства РФ проекты федеральной инвестиционной программы, в реализации которой предусматривается участие кредитных организаций.
Российский центр содействия зарубежным инвестициям ориентирован на решение следующих задач:
1. информационно-консультативное содействие российским организациям и иностранным инвесторам на всех этапах реализации инвестиционных проектов;
2. маркетинг федеральных и региональных инвестиционных проектов и программ, за границей;
3. разработки и реализация рекламной и информационной стратегии по улучшению образа России как страны, принимающей инвестиции;
4. содействие русским организациям, предпринимателям и иностранным фирмам в поиске инвестиционных конкретных партнёров и возможностей;
5. участие в разработке предложений по улучшению инвестиционного климата в с учетом рекомендаций Консультативного совета по зарубежным инвестициям в РФ.
Серьёзным в организационной структуре проектного финансирования есть организация полноценных инвестиционных банков. Всемирный опыт говорит о том, что среди участников проектного финансирования присутствуют ведущие инвестиционные банки. В развитых государствах запада инвестиционный банк есть главным звеном между промышленной корпорацией, стремящейся мобилизовать при помощи эмиссии ценных бумаг капитальные ресурсы для реализации тех либо проектов, и инвесторами — как институциональными, так и личными. Совместно с управлением компании-эмитента инвестиционный банк определяет сумму капитальных ресурсов, каковые нужно мобилизовать, тип ценных бумаг и структуру эмиссии, сроки и способы размещения. Компания-инвестиционный банк и эмитент заключают эмиссионное соглашение, в соответствии с которому банк выкупает у эмитента акции и после этого перепродает их инвесторам (действует в качестве дилера) либо же выступает в качестве агента, беря на себя функции по размещению ценных бумаг (с обеспечениями либо без обеспечений).
В развивающихся государствах проектное финансирование имеет собственную специфику (14), связанную с тем, что оно базируется во многих случаях на концессионных соглашениях проектных компаний (либо компаний-операторов) с страной принимающей страны. Речь заходит в первую очередь о договорах типа ВОТ (Build, Operate, Transfer — Выстроил, Эксплуатировал, Передал). По договору ВОТ концессионер (проектная компания либо компания-оператор) отвечает за постройку, финансирование, обслуживание и управление объекта инвестиционной деятельности в течение оговоренного периода (20, 30 либо более лет), по окончании чего объект передается стране (либо уполномоченному им агентству). В течение концессионного периода проектная компания (компания-оператор) приобретает доходы от эксплуатации объекта, покрывая затраты по финансированию инвестиционного проекта (включая затраты по обслуживанию кредитов), ремонту и управлению объекта и приобретая прибыль. Не считая контрактов ВОТ, существует множество вторых правовых форм концессии. Сейчас концессионные соглашения становятся неотъемлемым элементом схем финансирования многих инфраструктурных проектов и в промышленно развитых государствах, и а Китае.
Российская Федерация до сих пор не имеет развитого законодательства о концессиях, каковые имели возможность бы стать одним из действенных инструментов привлечения зарубежного капитала в экономику.
Еще одной организационной формой, содействующей активизации денежно-инвестиционной деятельности русских банков в отношении экономики может стать создание денежно-промышленных групп. Всемирный опыт говорит о том, что банки храбрее шли бы на кредитование инвестиционных проектов в развитие отечественной индустрии будучи в составе денежно-промышленной группы, потому, что имели бы гарантии в виде акций фирм и к тому же имели возможность бы более деятельно осуществлять контроль реализацию инвестиционных проектов через участие в управлении фирмами. Последовательность русских банков реализовывают кредитование инвестиционных проектов в том случае, если в роли заемщика выступает совместное предприятие, причем нужно, дабы зарубежному партнеру принадлежало не меньше 50% уставного капитала.
8.2.6. Законодательные базы проектного финансирования — соглашение о разделе продукции
Реализация Закона о соглашении, о разделе продукции заложила фундамент применения проектного финансирования, не смотря на то, что Закон и относится к минерально-сырьевой и сопряженных с ней отраслям. Формированию проектного финансирования в стране мешают не застрахованность от трансформаций инвестиционного климата в стране; помимо этого, потому, что проектное финансирование ориентировано на большие проекты, то и последствия наступления рисковых событий будут велики.
Разглядим сущность соглашений о разделе продукции, закон о которых (12) был принят в развитие законодательства РФ в инвестиционной деятельности и области недропользования. Закон установил правовые базы взаимоотношений, появляющихся в ходе осуществления русских и зарубежных инвестиций в поиск, добычу и разведку минерального сырья на территории РФ на условиях соглашений о разделе продукции.
Соглашение о разделе продукции есть соглашением, в соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной базе и на определенный необыкновенные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за собственный счет и на собственный риск. Соглашение определяет все нужные условия, которые связаны с пользованием недрами, а также условия и порядок раздела произведенной продукции ожидаю сторонами соглашения.
Сторонами соглашения являются:
РФ, от имени которой в соглашении выступают Российское правительство и орган аккуратной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, либо уполномоченные ими органы;
инвесторы — граждане РФ, зарубежные граждане, юридические лица и создаваемые на базе соглашения о совместной деятельности и не имеющие статуса юрлица объединения юрлиц, осуществляющие вложение собственных, заемных либо привлеченных средств (имущества и (либо) имущественных прав) в поиски, добычу и разведку минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения.
Условия соглашения.
Участок недр предоставляется в пользование инвестору в соответствии с лицензией и условиями соглашения на пользование участком недр. Соглашения заключаются страной с победителем конкурса либо аукциона, проводимых в порядке, установленном законодательством РФ и в сроки, согласованные сторонами.
Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности (потом — работы по соглашению) выполняются в соответствии с программами, проектами, сметами и планами, каковые утверждаются в порядке, определяемом соглашением.
Преимущественное право отечественных участников.
Наряду с этим соглашением предусматриваются обязательства инвестора по: предоставлению русским юридическим лицам при других равных условиях преимущественного права на участие в исполнении работ по соглашению в качестве подрядчика, поставщиков, перевозчиков либо в другом качестве на основании соглашений (контрактов) с инвесторами.
Раздел продукции.
Произведенная продукция подлежит разделу между инвестором и государством в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:
1. определения общего объема произведенной ее стоимости и продукции;
2. определения части произведенной продукции (а также ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на исполнение работ по соглашению (компенсационная продукция). Наряду с этим состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в правовом поле РФ;
3. раздела между инвестором и государством прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части данной продукции, применяемой для уплаты платежей за пользование недрами с соответствиями с законодательством РФ;
4. передачи стране принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции либо ее стоимостного эквивалента;
5. полученная инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
Права собственности
Компенсационная продукция, и часть прибыльной продукции, являющаяся, в соответствии с условиями соглашения, долей инвестора, в собственности на праве собственности инвестору.
Имущество, снова созданное либо купленное инвестором и применяемое им для исполнения работ по соглашению, есть собственностью инвестора, в случае, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к стране со дня, в то время, когда цена указанного имущества абсолютно компенсирована, либо со дня прекращения соглашения, либо с иного согласованного сторонами дня на условиях и в порядке, каковые предусмотрены соглашением.
Налоговые льготы по соглашению.
За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия соглашения освобождается от взимания налогов, сборов, налогов и иных необходимых платежей, предусмотренных законодательством РФ. Взимание указанных налогов, сборов и иных необходимых платежей заменяется разделом продукции на условиях соглашения.
Налог на прибыльуплачивается инвестором в порядке, установленном законодательством РФ, с учетом следующих изюминок: объектом обложения этим налогом есть определяемая в соответствии с условиями соглашения части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям соглашения.
Наряду с этим такая цена значительно уменьшается на сумму платежей инвестора за пользование заемными средствами, разовых платежей инвестора при пользовании недрами, и на сумму вторых не возмещаемых инвестору в соответствии с условиями соглашения затрат, порядок и состав учета, которых при определении объекта обложения налогом на прибыль устанавливаются соглашением в правовом поле РФ.
, если указанные затраты превышают цена принадлежащей инвестору части прибыльной продукции, в последующие периоды объект обложения налогом на прибыль значительно уменьшается на сумму соответствующей появляющейся отличия до полного ее возмещения; уплата налога на прибыль инвестора при исполнении работ по соглашению производится обособленно от уплаты налога на прибыль по вторым видам деятельности.
Наряду с этим используется ставка налога на прибыль, действующая на дату подписания соглашения; льготы по налогу на прибыль, предусмотренные законодательством РФ при взимании налога на прибыль не используются; по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором в натуральной либо стоимостной форме.
При исчислении налога на добавленную цена при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения произведенной продукции из подлежащей взносу в бюджет в соответствующем периоде суммы указанного налога вычитаются все суммы налога на добавленную цена, уплаченные инвестором в этом периоде по купленным им для исполнения работ по соглашению товарно-материальным сокровищам, и по услугам и работам.
Обороты между оператором соглашения и инвестором по безвозмездной передаче товарно-материальных сокровищ, нужных для исполнения работ по соглашению, и операции по передаче денежных средств, нужных для финансирования указанных работ в соответствии с утвержденной в установленном соглашением порядке сметой, освобождаются от налога на добавленную цена.
Совокупность банковских расчетов по соглашению.
Для исполнения работ по соглашению инвестор должен иметь особые банковские квитанции в рублях и (либо) зарубежной валюте в банках на территории РФ и (либо) на территориях зарубежных стран, применяемые только для исполнения указанных работ.
На инвестора, и на юрлиц (операторов соглашения, подрядчиков, других лиц и перевозчиков), участвующих в исполнении работ по соглашению на базе соглашений (контрактов) с инвестором, не распространяются требования
Срок действия соглашения.
Условия соглашения сохраняют собственную силу в течение всего срока действия. Трансформации в соглашении допускаются лишь по согласию сторон, и по требованию одной из сторон при значительного трансформации событий в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Трансформации в условия соглашений, внесенные по согласованию сторон, вводятся в воздействие в том же порядке, что и исходные соглашения, за исключением конкурса.
Гарантии защиты инвестиций.
, если в течение срока действия соглашения законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правыми актами муниципальных органов власти будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашена соглашение вносятся трансформации, снабжающие инвестору коммерческие результаты, каковые могли быть им взяты при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства РФ, законодательства субъектов РФ и правовых актов муниципальных органов власти. Порядок внесения таких трансформаций определяется соглашением.
Инвестору гарантируется защита имущественных и иных прав, купленных и осуществляемых им в соответствии с соглашением. На инвестора не распространяется воздействие нормативных правовых актов федеральных органов аккуратной власти, и законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и правовых актов муниципальных органов власти, в случае, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, купленных осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, каковые выдаются в правовом поле РФ в целях обеспечения надёжного ведения эдем охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения публичной и безопасности государства.
РЕЗЮМЕ
На данный момент вопрос обеспечения финансирования проекта и связанных проектных рисков есть основа, одной из центральных неприятностей совокупности управления проектами. самая перспективной формой финансирования проектов есть проектное финансирование, главной изюминкой которого, в отличие от вторых форм, есть управление и учёт рисками, распределение рисков между участниками проекта, оценка доходов и затрат с учетом этого. Проектное финансирование именуют кроме этого финансированием с определением регресса (регресс — это требование о возмещении предоставленной в заем суммы). Проектное финансирование требует солидной законодательно-нормативной базы, развитой рыночной инфраструктуры, и целенаправленных мер поддержки инвестиций и государственного стимулирования в данной принятой во всем мире форме организации проектных инвестиций.
направляться подчернуть, что проектное финансирование относится к одному из самые рисковых способов организации инвестиций в проект, потому, что он связан первым делом с высокими рисками для кредиторов, и, не смотря на то, что реализация кредитных рисков может повлечь за собой провал проекта в целом; ущербы, в конечном итоге, смогут понести все либо многие участники проекта.
Проектное финансирование до тех пор пока в русском практике не взяло должного развития. На инвестиционном рынке страны господствуют кратковременные инвестиции, а средне и долговременные инвестиционные проекты являются не правилом, а исключением и их финансирование осуществляется, в большинстве случаев, в форме классического банковского кредитования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. О порядке размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной базе. Распоряжение Правительства РФ от 22 июня 1994 г. N° 744.
2. О Русском денежно-банковском альянсе. Распоряжение Правительства РФ № 1035 от 24 октября 1995 года
3. О Федеральном Центре проектного финансирования. Распоряжение Правительства РФ № 545 от 2 июня 1995 года
4. Порядок работы с проектами, финансируемыми за счет займов МБРР. Утвержден Распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 1996 г. № 395.
5. О мерах по обеспечению условий реализации инвестиционных соглашений Указ Главы Российской Федерации № 1077 от 06.11.95
6. Об утверждении Порядка проведения национальной экспертизы проектов строительства объектов с привлечением зарубежного капитала в РФ. Распоряжение Министерства строительства РФ № 18-18 от 16.02.95
7. О некоторых мерах по стимулированию инвестиционной деятельности, а также осуществляемой с привлечением зарубежных кредитов. Указ Главы Российской Федерации № 1199 от 10.06.94
8. О сопровождении национальных инвестиционных программ. Распоряжение Госкомитета РФ по вопросам строительства и архитектуры № 18-19 от 03.06.93
9. Положение о реализации и порядке заключения инвестиционных соглашений. Утверждено Распоряжением Правительства РФ Ne 751 от 24.07.95.
10. О Русском центре содействия зарубежным инвестициям при Министерстве экономики РФ. Распоряжение Правительства РФ № 657 от 30.06.95
11. Закон N° 76-ФЗ от 26 декабря 1994 года «О национальных внешних заимствованиях РФ и национальных кредитах»
12. Закон о соглашениях о разделе продукции. № 226-ФЗ от 30 декабря 1995 г,
13. Справочник директора предприятия./под ред. М. Г. Лапусты. — М.: Инфра-М, 1996.
14. Проектное финансирование как новый способ организации в настоящем секторе экономики. Катасонов В.Ю.М.: АНКИЛ, 1999.
15. Управление инвестициями. В 2-х т./В. В. Шеремет, В. Д. др и Шапиро.— М.: Верховная школа. 1998.
16. Инвестиционное проектирование: практическое управление по экономии обоснованию инвестиционных проектов. Научный редактор С.П.Шумилин.
17. Робер Н Холт. Сет Б. Барнес. Планирование инвестиций. Перевод с англ. издательство «Дом Ltd», М.. 1994;
18. М. А. Лимитовский. Способы оценки коммерческих идей, предложений, Издательство «Дело Ltd», М , 1995.
19. Об инвестиционной деятельности в РСФСР. Закон РСФСР от 26.06.91. В действующей редакции.
20. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных: вложений. Закон М» 39-Ф от 25.02.99. В действующей редакции.
21. Об зарубежных инвестициях в Российской Федерации. Закон РФ от 02.07.99.