Проведение намерено организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые красивые возможности для установления контакта с ним. Мы исходим из положения, что мир их свойств и предметов значим для аутичного ребенка, завлекает его интерес и внимание. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает наслаждение, которое проявляется во всем его виде, а также в степени целеустремленности (в случае, если постараться перевести его внимание на что-то второе, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а вдруг постараться запретить — ответом станет бурно выраженный протест).
Такое положение вещей частично имеет естественную природу. Так как кроме того во взрослом состоянии люди наслаждаются и радость от контакта с физически миром: приятно чувствовать в пальцах мягкое тесто, вдыхать его запах, весело шуршать осенней листвой и следить за изменчивостью туч… Вот лишь аутичный ребенок прочно застревает на аналогичных ощущениях. Помимо этого, он очень избирателен, и чаще в его арсенале имеется всего пара ощущений, каковые он методом повторения желает пережить снова и снова.
Это довольно часто тревожит своих родителей, приводит к раздражению. Но лучше не ругать ребенка, не запрещать, а применять хорошие стороны его действий с материалами и предметами. В этом случае, несомненно, отлично то, что ребенок переживает наслаждение.
Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком намерено организованных сенсорных игр — создание эмоционально хорошего настроя. Она подразумевает необходимое участие взрослого: во-первых, педагог (либо мама) предлагают ребенку пережить новое приятное чувство; во-вторых, взрослый живёт это чувство вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное наслаждение связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете поделить с ребенком хорошие чувства, разнообразить их и сделать переживание наслаждения более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами весьма интересно, с готовностью отправится на сотрудничество. Помимо этого, заручившись доверием ребенка, взрослый приобретает возможность при помощи эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый суть. А это уже следующий ответственный ход в развитии ребенка.
Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:
— переживание приятных чувств, что положительно отражается на поведении и настроении ребенка;
— происхождение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, что понимает его, открывает новые возможности с целью проведения коррекционной влияния и работы на сам движение предстоящего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что принципиально важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов при помощи введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
В начале занятий с ребенком основная задача проведения сенсорных игр — установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Так как первые трудности в работе с этими детьми в большинстве случаев появляются уже при первом знакомстве: проста обстановка, в то время, когда ребенок или не обращает внимания на присутствие нового взрослого, или делается напряженным либо агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, дабы освоиться в новой обстановке общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр разрешает завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.
Играясь с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма довольно часто окрашен мрачными тонами дискомфорта и страха либо одиночества, отстраненности от людей. И в случае, если вам удастся наполнить его мир яркими красками радости и уверенности, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное изучение окружающего мира. Наряду с этим в вас он начнёт видеть союзника и помощника.
В случае, если это случится, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение разным формам сотрудничества, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых вариантов и разнообразных ситуаций одной и той же ситуации. Чтобы педагог взял представление о ходе предстоящей работы, при описании игр коротко упомянуты вероятные варианты их развития (применение разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей судьбе и т.д.).
Виды сенсорных игр
Игры с красками
— ЦВЕТНАЯ ВОДА
Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых чашек (в будущем количество чашек возможно любым). Расставьте чашки в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из главных цветов — красный, желтый, светло синий, зеленый (имеете возможность затевать с любимого цвета ребенка, в случае, если таковой имеется, это окажет помощь вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из чашек. Комментируя собственные действия, попытайтесь привлечь интерес ребенка, внесите элемент волшебства: на данный момент возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А сейчас… опустим в стакан с водой. Примечательно, что окажется? Наблюдай, как красиво! В большинстве случаев ребенок завороженно смотрит за тем, как облачко краски понемногу растворяется в воде. Возможно разнообразить эффект и в следующем стакане осознать, какой из способов ему больше нравится.
В данной игре ребенок скоро может показать желание более деятельно принимать участие в происходящем — заказывая следующую краску либо выхватывая кисточку и начиная функционировать самостоятельно. По окончании первой демонстрации ребенок играется в Цветную воду не только на занятии с психологом либо педагогом, но может затеять игру в любую секунду, в то время, когда захочет. В этом случае на помощь приходит кто-нибудь из родных. В случае, если же разрешает уровень развития бытовых навыков ребенка, он в полной мере может функционировать самостоятельно.
В то время, когда увлеченность чистым сенсорным эффектом начнёт ослабевать (различным детям требуется для этого число повторений и разное время), возможно приступать к расширению игры. Вероятный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, в случае, если ребенку нравится игра, вероятнее он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, после этого наполнить водой чашки. В случае, если пролили воду на стол либо на пол, попросите ребенка стереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале таковой работы действуете вместе с ребенком: Давай откроем кран. А где отечественная бугылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая сейчас бутылка, понесем ее совместно. Сейчас разольем воду по чашкам. Буль-буль-буль -течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая оказалась лужа! Заберём тряпку и сотрём стол. Вот сейчас стало отлично и т.д. В то время, когда же ребенок достаточно освоится в данной игре и четко усвоит кое-какие несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при исполнении заданий.
— СМЕШИВАЕМ КРАСКИ
Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду различных цветов в один стакан или растворите в стакане с чистой водой поочередно пара красок. Так, из желтого и красного цветов приобретаем оранжевый, из светло синий и желтого — зеленый, из красного и светло синий -фиолетовый.
броские ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром странице. Для этого на стол либо на пол подложите клеенку. Смочите плотный лист бумаги для акварели (легко окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и с опаской совершите по бумаге. Продолжайте вторыми красками.
Как бы случайно возможно совершить по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на странице покажутся ласковые, размытые, яркие полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
— КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД
Накройте на стол, расставьте чашки, усадите мишек и кукол и угостите их различными напитками. В игре красная вода преобразовывается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе…
Возможно затеять игру в Ресторан либо Кафе, учитывая возраст и опыт ребенка. Игра может стать предлогом поупражняться в счете — посчитайте чашки с напитками, дабы они соответствовали количеству гостей. Применяя стаканчики различного размера, возможно знакомить ребенка с понятием величины.
Игры с водой
Возня с водой, брызгание и переливание особенно любимы детьми. Такие игры возможно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и взглянуть, что окажется; посмотреть в лужу на асфальте и попытаться рассмотреть в ней собственный отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и замечать, как расходятся по воде круги…
Игры с водой имеют и лечебный эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее действие, дает эмоциональную разрядку. Исходя из этого полезно посещать бассейн: ребенок не только обучается плавать, закаляет здоровье, но и может скинуть отрицательные чувства и взять хороший заряд энергии.
С учетом терапевтических особенностей воды очень возможно, что сенсорная игра медлено перетечет в игру терапевтическую (см. с. 45).
Предлагаем следующие варианты игр с водой.
— ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ
Дабы ребенку было эргономичнее дотянуться до крана, пододвиньте к раковине стул. Заберите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки разных размеров. Сейчас наполняйте их водой: Буль-буль, потекла водичка. Вот безлюдная бутылочка, а сейчас — полная. Возможно переливать воду из одной посуды в другую.
— ОТКРЫВАЙ! — ЗАКРЫВАЙ!
Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. После этого подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте собственный воздействие словами: Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Сообщи: Лена (побуждайте ребенка применять обращения), открывай! Вот, открыла — опять потекла водичка буль-буль-буль! В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.
— ФОНТАН
В случае, если подставить под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком, окажется фонтан. В большинстве случаев данный эффект приводит детей в восхищение: Пш-ш-ш! Какой фонтан оказался — ура! Подставьте пальчик под струю фонтана, побудите ребенка повторить воздействие за вами.
— БАССЕЙН
Наполнив таз водой, организуйте игру в бассейн, где обучаются плавать игрушки. Проведение таковой игры рекомендуется, в случае, если ребенок уже посещал бассейн и у него имеется настоящее представление о нем. Сопровождайте движение игры словесным комментарием: Вот отечественные куколки пришли в бассейн. Какой громадный бассейн! В бассейне обучаются плавать — вот так. Поплыли!
— ОЗЕРО
Наполните громадной таз водой: сейчас это озеро, в котором плавают рыбки либо уточки: Вот какое глубокое озеро — довольно много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -мелкие утята. Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной! Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке и т.д.
— МОРЕ
На следующем занятии данный же таз с водой может превратиться в море, по которому плывут кораблики: Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто желает поплавать на корабле? Зайка желает! (возможно применять фигурки, вылепленные из пластилина, каковые прочно устанавливаются на палубе) Вот встал ветер! Какие конкретно сильные волны! Перевернулся отечественный кораблик — давай скорее выручать пассажиров! А сейчас починим кораблик и возможно плыть дальше и т.д.
— КУПАНИЕ КУКОЛ
Искупайте кукол-голышей в горячей водичке, потрите их мылом и мочалкой, заверните в полотенце: А на данный момент будем кукол купать. Нальем в ванночку горячей водички — попытайся ручкой водичку, теплая? Превосходно. А вот отечественные куколки. Как их кличут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Отлично. Давай поинтересуемся у Кати, нравится ей водичка? Не горячо? и т.д.
— МЫТЬЕ ПОСУДЫ
Вымойте посуду по окончании кукольного обеда, применяя средство и губку для мытья посуды: Будем мыть посуду. Открывай кран! Тут какая вода? Тёплая. А тут? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и тёплую — тогда окажется теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Сейчас сполоснем. Чистая стала посуда!
Игры с мыльными пузырями
Детям нравится следить за кружением мыльных пузырей, с криками восхищения они носятся по помещению, пока не поймают все до одного, в этот самый момент же просят повторения. Но сами выдуть пузыри довольно часто отказываются — это требует определённого уровня и сноровки развития дыхания.
Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его очень сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:
— Снег отправился — дуть на кусочек ватки в воздухе, дабы она не упала.
— Плыви, кораблик! — дуть на мелкий легкий кораблик на воде (к примеру, на протяжении купания).
— Вертушка — дуть на игрушку-вертушку.
— Катись, шарик! — дуть на мелкий шарик (к примеру, для пинг-понга), возможно дуть через трубочку.
— Бульки — дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра продемонстрирует, организован ли у ребенка целенаправленный выдох и очень сильно ли он дует.
Играясь с мыльными пузырями, выполняйте меры безопастности. Следите, дабы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, в случае, если привык выпивать сок из пакетиков через трубочку, либо захочет попытаться жидкость для мыльных пузырей на вкус. Исходя из этого применяйте безвредные вещества и понемногу.
— МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Дабы вызвать у ребенка интерес к независимому выдуванию пузырей, предложите ему кроме рамки из приобретённого пузырька разнообразные трубочки — для этого заберите (предварительно обговорив с ребенком цель) из Макдоналдса коктельную трубочку либо сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения громадного пузыря подойдет и маленькая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Возможно разобрать гелевую ручку и применять ее корпус — прозрачную трубочку из жёсткой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать либо перегибать трубочку).
— ПЕННЫЙ ЗАМОК
В маленькую мисочку налейте мало воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Заберите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, после этого самостоятельно. Поставьте вовнутрь пены пластмассовую либо резиновую игрушку — это принц, что живет в пенном замке.
Игры со свечами
Приготовьте комплект свечей — простую долгую, плавающие свечи, мелкие свечки для именинного торта.
— ПОДУЕМ НА ОГОНЕК
Установите долгую свечу устойчиво и зажгите: Наблюдай, свечка горит — как красиво! Не забывайте, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. В случае, если реакция хорошая, предложите подуть на пламя: А сейчас подуем… Посильнее, вот так — ой, погас огонек. Наблюдай, какой поднимается дымок. Вероятнее, ребенок попросит зажечь свечу опять. Не считая получения наслаждения задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.
— ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ
Покиньте маме задание на дом: в то время, когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.
— РИСУЕМ ДЫМОМ
Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: Наблюдай, какой дымок в воздухе! Ощущаешь запах? После этого подуйте либо сделайте пара взмахов рукой, дабы дым рассеялся.
— ПРАЗДНИК НА ВОДЕ
Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну либо пара плавающих свечей — в чёрной помещении (к примеру, в ванной с прикрытой дверью) окажется эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости возможно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.
— ХОЛОДНО — ГОРЯЧО
Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала горячей. Так же возможно растопить кусочек льда, мороженого либо сливочного масла. Дотрагиваться до огонька запрещено — горячо! Возможно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Наблюдай, лед тает.
— Сутки РОЖДЕНИЯ
Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну либо пара торжественных свечек — сейчас Сутки рождения Мишки. Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. После этого празднично внесите торжественный торт и задуйте свечи.
Игры со тенями и светом
— СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Найдя подходящий момент, в то время, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и попытайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стенке, по потолку, со стенки на диван и т.д. Быть может, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попытайтесь привлечь ребенка к игре — предложите поймать удирающего зачика. В случае, если крохе понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, продемонстрируйте, как поймать луч, а после этого поднимитесь у стенки. Попытайтесь ловить пятнышко света весьма эмоционально, не забывая наряду с этим комментировать собственные действия: Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как скоро бегает! Ой, а сейчас он на потолке, не дотянуться… Ну-ка, заяц, спускайся к нам! Хохот ребенка станет вам самой лучшей призом.
— ТЕНИ НА СТЕНЕ
В то время, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Возможно применять игрушки и различные предметы.
Ребенок может испугаться, так что пробуйте с опаской и в первоначальный раз проводите такую игру не в детской помещении. При испуга ужас ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попытайтесь для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.
— ТЕАТР ТЕНЕЙ
Возможно придумать несложный сюжет и организовать целый театр теней, для чего применять приготовленные заблаговременно бумажные фигурки-силуэты.
— ФОНАРИК
Приготовьте электрический фонарик и, в то время, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик понадобится, в случае, если перегорела лампочка, на протяжении прогулки по чёрным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.
— Мрачно — СВЕТЛО
При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике либо в домике для игр, что возможно соорудить из громадной коробки.
— КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК
Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив в мелкий фонарик, вы получите китайский фонарик, что озарит все около таинственным светом.
Игры со льдом
— ЛЬДИНКИ
Пускай мама заблаговременно приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии дотянитесь лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: Наблюдай, как водичка замерзла — стала холодная и жёсткая. Погрейте кусок льда в ладошке: Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Наблюдай, водичка капает — это лед тает и опять преобразовывается в воду.
— ТАЕТ ЛЬДИНКА
Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи либо над включенной плитой. Либо в стеклянный стакан налейте тёплую воду (возможно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как скоро он тает. Возможно забрать пара чашек и понаблюдать, как по-различному тает лед в воде различной температуры.
А в то время, когда ребенок будет выпивать весьма тёплый чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, дабы чай стремительнее остыл. Кроме этого возможно охладить сок для мишки, мишка выпивает и приговаривает; Ах, какой холодненький сок!
— МНОГОЦВЕТНЫЙ ЛЕД
Возможно приготовить многоцветный лед, добавив в воду краски. Либо порисовать краской на громадном куске льда.
— ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ
Замораживайте воду не только в особых формочках. Применяйте кроме этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, для получения кусков льда различной размера и формы. Применяйте их как конструктор — выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку либо домик.
— СОСУЛЬКИ
Зимний период на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки и т.д.
Игры с крупами
Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.
— ПРЯЧЕМ РУЧКИ
Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Высказывая наслаждение словами и улыбкой, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки запрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А сейчас потри ладошки приятель о приятеля — самую малость колется, да?
Прячьте небольшие игрушки, зарывая их в крупу, а после этого ищите.
На следующих занятиях возможно применять другие крупы.
— ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ
Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый наряду с этим звук.
— Ливень, ГРАД
Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет весьма тяжело. готовься к такому формированию событий — разрешите ребенку сделать это, осуществляя контроль его действия. Пускай рассыпающаяся крупа станет дождем либо градом, и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую (см. с. 51).
По рассыпанной по полу крупе возможно походить в носочках либо босиком. Возможно посыпать крупу на шейку либо обнажённую спинку ребенка, если он разрешит.
В завершение таковой игры организуйте уборку.
— ПОКОРМИМ ПТИЧЕК
В данной игре пригодятся гречневая либо игрушечные фигурки и рисовая крупа птичек — это смогут быть воробушки, либо курочки, уточки. Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!
— ВКУСНАЯ КАШКА
Добавив в манную крупу воды, сварите кашку для куклы, а после этого покормите ее.
Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пускай он дотянется кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.
Возможно из круп приготовить другую еду для кукол — к примеру, в случае, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, окажется шоколад с орехами.
— РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ
Перемешайте в мисочке мало гороха и фасоли. После этого попросите ребенка поделить фасоль и горох и разложить по отдельным тарелочкам: Наблюдай, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту.
игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)
Заблаговременно оговорим, что применение некоторых материалов нереально из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, в силу того, что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, в случае, если тот мажется либо не очень приятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естествстшых цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. Наряду с этим не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Однако, опыт говорит о том, что возможно отыскать материал, что ребенку понравится.
Для работы с пластичными материалами направляться научить ребенка некоторым навыкам работы с ними:
— Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть пара мелких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз предложите ребенку кусочек теста, после этого — глину. Обратите внимание на то, что различные материалы непохожи на ощупь, владеют разными особенностями.
— Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим перемещением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке либо странице картона (в следствии обязана оказаться круглая лепешечка). В случае, если же сперва надавить пальцем на пластилин, а после этого сместить палец, то таким методом (размазывание) мы приобретаем пластилиновую линию.
— Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Продемонстрируйте ребенку два главных приема лепки (скатывание шариков круговыми перемещениями и раскатывание колбасок перемещениями вперед-назад): на плоскости стола либо между ладонями, в случае, если трудимся с громадным куском, либо между пальцами (громадным и указательным, либо громадным и средним), в случае, если кусок пластилина мелкий. Сначала действуйте руками ребенка (если он не начнёт сопротивляться). После этого предложите крохе попытаться делать это самостоятельно. В большинстве случаев исполнение этих несложных приемов, в особенности раскатывание, не вызывает громадных сложностей у ребенка.
— Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин либо тесто на кусочки разных размеров посредством пластмассовой стеки.
По окончании того как ребенок усвоит любой прием раздельно, возможно в одной игре комбинировать различные способы. К примеру, в то время, когда лепим пирожки, мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.
— ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНЫ
При создании пластилиновых картин употребляются способы размазывания и надавливания. Таким несложным методом возможно скоро делать различные картины из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это травка, отщипните от бруска красного пластилина маленькие кусочки и прилепите их — оказалась полянка с ягодками. Таким же методом в светло синий пруду поплывут золотые рыбки, а на голубом картоне покажется желтое пластилиновое солнышко с лучиками. Размажьте на чёрном фоне многоцветные кусочки пластилина -оказался салют. А вдруг к картонному кругу придавить многоцветные пластилиновые лепешечки, то окажутся конфетки на тарелочке.
— ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ
Скатаем мелкие шарики из пластилина красного цвета -оказались ягодки, а многоцветные шарики станут конфетками либо витаминками. В случае, если в многоцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (возможно применять ушные палочки, предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы чупа-чупс. Раскатаем кусочек красного пластилина — приобретаем колбасу, а вдруг тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку спагетти. Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это хлеб.
Итак, угощение готово, приглашаем кукол на Обед. Возможно из кусочков пластилина различных цветов вылепить торжественный пирог, засунуть свечку и организовать Сутки рождения.
В то время, когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попытайтесь организовать с ним лепку пирожков.
— ОГОРОД
На куске плотного картона разложите пластилиновые грядки. Сейчас сажайте овощи, для этого возможно применять крупы — так, горох станет репкой, а красная фасоль — картошкой; многоцветная мозаика превратится в красные зелёные огурчики и помидорчики; кое-какие овощи (к примеру, морковку) возможно постараться вылепить из пластилина.
В случае, если ребенку понравится эта игра, возможно отыскать в памяти о вторых овощах. Подобно в лесу вырастут ягоды и грибы, а на полянке — цветочки из мозаики.
Игры со звуками
— ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ
Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стены чашки, в то время, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.
— ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!
Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите древесными (либо железными) ложками приятель о приятеля, совершите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.
— ОТЫЩИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ
Насыпьте в маленькие коробочки различные крупы (коробочек с однообразной крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, завлекая внимание ребенка к звучанию, — пускай он отыщет коробочку, звучащую так же.
Кроме круп возможно применять бусинки, другие материалы и камушки.
Количество пар коробочек увеличивайте понемногу.
— СВИСТУЛЬКИ
Получайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.
— МУЗЫКАНТЫ
Купите для ребенка детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.
В то время, когда ребенок обучится различать на слух их звучание, верно играть на них, применяйте его умения в сюжетных играх — У мишки сутки рождения. Давай сыграем для него на пианино, в то время, когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т.д.
— ЗВУКИ ПРИРОДЫ
Появлявшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь пристально к звукам около — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка… Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.
Игры с ритмами
Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Применение интереса ребенка к мелодии и ритму способно оказать помощь растормозить его обращение, развить подражание, привести к двигательной активности.
В играх с ритмами применяйте следующие приемы:
— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— танцы;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.
Применение стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:
— Сопровождение текста перемещениями;
— Воспроизведоиие сюжета посредством игрушек;
— Показывание сюжетных картин (в будущем такая картина будет запускать пропевание ребенком песенки).
Наряду с этим направляться исходить из правил простоты (перемещения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Также, стишок либо песенка должны непременно понравиться ребенку. Вводите песенки и стишки понемногу, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.
Сперва взрослый самостоятельно просматривает стих либо поет песенку, сопровождая их перемещениями. В то время, когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь на протяжении проговаривания либо пения, дает ребенку возможность договорить либо допеть окончательное слово в строчке, а, быть может, и целую строчок. Наряду с этим педагог побуждает ребенка повторить ясное перемещение, сопровождающее пение либо проговаривание. Эта же работа длится мамой. В случае, если делать это довольно продолжительное время, наступит момент, в то время, когда ребенок начнёт петь и проговаривать стишки самостоятельно, самостоятельно. Но в случае, если пристально вслушаться в независимое пение ребенка либо повторение им стихотворения, делается разумеется, что суть слов для него довольно часто остается непонятен. Но в любом случае такая речевая активность нужна. Довольно часто конкретно на протяжении занятий с ритмами у ребенка появляются первые попытки применять активную обращение.
Уточнения смыслового содержания применяемых текстов возможно достигнуть, показывая действия, применяя картины, игрушки, проигрывая сюжеты. Помимо этого, в случае, если такая игра сопровождается показом сюжетной картины либо игрушки, то текст песенки либо стиха связывается у ребенка с в некотором роде — предметом либо изображением. В следствии ребенок, заметив гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а увидев картину с изображением гусей, начинает напевать песенку про радостных гусей.
Рекомендуем затевать занятия со следующих текстов: песенки — Антошка, черепахи и Песенка львёнка, Жили у бабуси два радостных гуся, Чунга-Чанга, Песенка крокодила Гены; стихотворения-потешки — Ладушки, Идет коза рогатая, Баба сеяла горох, Громадные ноги идут по дороге; цикл стихотворений Игрушки Агнии Барто.
В Приложении 1 мы предлагаем полные тексты этих стихотворений и песенок с описанием сопровождающих их перемещений.
Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок довольно часто не обращает внимания на перемещения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Исходя из этого нужны особые упрочнения для вовлечения ребенка в обучения и ритмические действия его произвольному управлению перемещениями собственного тела. В этом смогут оказать помощь подбор самые интересных ребенку игр и многократное их повторение.
Помимо этого, наблюдения говорят о том, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со ритмами и звуками. Однако, полезно применять потребность аутичного ребенка закончить привычную фразу — договорить слово, строчок в стихотворении, допеть песенку — для развития активной речи. А дабы ребенок лучше осознавал суть стихотворения либо песенки, на протяжении игры применяйте предметы либо игрушки, каковые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание либо пропевание подходящим по смыслу действиями, применяйте иллюстрации.
Кроме вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру — громким криком попросит взрослого остановиться. Это возможно растолковать повышенной чувствительностью ребенка — ему не пришолся по нраву тембр вашего голоса, случайно забранная фальшивая нота либо же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет занятия, но стоит продолжать поиски. Подберите новые занимательные для ребенка песенки, каковые он не слышал в записи, отыщите ритмические перемещения, каковые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку разные варианты игр и выбирайте самые подходящие для него, исходя из его реакции и учитыва. конкретную обстановку.