Сенсорные игры как возможность установления контакта

Проведение намерено организованных сенсорных игр с аутичным ребенком может дать новые красивые возможности для установления контакта с ним. Мы исходим из положения, что мир их свойств и предметов значим для аутичного ребенка, завлекает его интерес и внимание. В моменты получения сенсорных ощущений ребенок испытывает наслаждение, которое проявляется во всем его виде, а также в степени целеустремленности (в случае, если постараться перевести его внимание на что-то второе, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия, а вдруг постараться запретить — ответом станет бурно выраженный протест).

Такое положение вещей частично имеет естественную природу. Так как кроме того во взрослом состоянии люди наслаждаются и радость от контакта с физически миром: приятно чувствовать в пальцах мягкое тесто, вдыхать его запах, весело шуршать осенней листвой и следить за изменчивостью туч… Вот лишь аутичный ребенок прочно застревает на аналогичных ощущениях. Помимо этого, он очень избирателен, и чаще в его арсенале имеется всего пара ощущений, каковые он методом повторения желает пережить снова и снова.

Это довольно часто тревожит своих родителей, приводит к раздражению. Но лучше не ругать ребенка, не запрещать, а применять хорошие стороны его действий с материалами и предметами. В этом случае, несомненно, отлично то, что ребенок переживает наслаждение.

Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребенком намерено организованных сенсорных игр — создание эмоционально хорошего настроя. Она подразумевает необходимое участие взрослого: во-первых, педагог (либо мама) предлагают ребенку пережить новое приятное чувство; во-вторых, взрослый живёт это чувство вместе с ребенком. Механизм проведения игры следующий: привлеченный новым ощущением, ребенок соглашается на участие в игре, а полученное наслаждение связывается у него с образом взрослого. Если вы сумеете поделить с ребенком хорошие чувства, разнообразить их и сделать переживание наслаждения более насыщенным, то со временем ребенок станет вам доверять и, зная, что с вами весьма интересно, с готовностью отправится на сотрудничество. Помимо этого, заручившись доверием ребенка, взрослый приобретает возможность при помощи эмоционального комментария вносить в происходящее новый социально значимый суть. А это уже следующий ответственный ход в развитии ребенка.

Итак, проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

— переживание приятных чувств, что положительно отражается на поведении и настроении ребенка;
— происхождение эмоционального контакта со взрослым, появление в жизни ребенка человека, что понимает его, открывает новые возможности с целью проведения коррекционной влияния и работы на сам движение предстоящего развития ребенка;
— получение ребенком новой сенсорной информации, что принципиально важно для расширения его представлений об окружающем мире;
— внесение в игру новых социальных смыслов при помощи введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

В начале занятий с ребенком основная задача проведения сенсорных игр — установление эмоционального контакта между психологом (педагогом) и ребенком. Так как первые трудности в работе с этими детьми в большинстве случаев появляются уже при первом знакомстве: проста обстановка, в то время, когда ребенок или не обращает внимания на присутствие нового взрослого, или делается напряженным либо агрессивным. Аутичному ребенку требуется время, дабы освоиться в новой обстановке общения, привыкнуть к педагогу. Проведение сенсорных игр разрешает завоевать доверие ребенка, наладить с ним контакт.

Играясь с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с синдромом аутизма довольно часто окрашен мрачными тонами дискомфорта и страха либо одиночества, отстраненности от людей. И в случае, если вам удастся наполнить его мир яркими красками радости и уверенности, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное изучение окружающего мира. Наряду с этим в вас он начнёт видеть союзника и помощника.

В случае, если это случится, то следующим этапом работы с аутичным ребенком станет обучение разным формам сотрудничества, расширение его представлений о мире, постепенный отход от узких стереотипов поведения, организация проживания самых вариантов и разнообразных ситуаций одной и той же ситуации. Чтобы педагог взял представление о ходе предстоящей работы, при описании игр коротко упомянуты вероятные варианты их развития (применение разнообразных материалов, внесение элементов сюжетно-ролевой игры, наблюдения за явлениями окружающей судьбе и т.д.).

Виды сенсорных игр

Игры с красками

— ЦВЕТНАЯ ВОДА

Для игры потребуются акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых чашек (в будущем количество чашек возможно любым). Расставьте чашки в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из главных цветов — красный, желтый, светло синий, зеленый (имеете возможность затевать с любимого цвета ребенка, в случае, если таковой имеется, это окажет помощь вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из чашек. Комментируя собственные действия, попытайтесь привлечь интерес ребенка, внесите элемент волшебства: на данный момент возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А сейчас… опустим в стакан с водой. Примечательно, что окажется? Наблюдай, как красиво! В большинстве случаев ребенок завороженно смотрит за тем, как облачко краски понемногу растворяется в воде. Возможно разнообразить эффект и в следующем стакане осознать, какой из способов ему больше нравится.

В данной игре ребенок скоро может показать желание более деятельно принимать участие в происходящем — заказывая следующую краску либо выхватывая кисточку и начиная функционировать самостоятельно. По окончании первой демонстрации ребенок играется в Цветную воду не только на занятии с психологом либо педагогом, но может затеять игру в любую секунду, в то время, когда захочет. В этом случае на помощь приходит кто-нибудь из родных. В случае, если же разрешает уровень развития бытовых навыков ребенка, он в полной мере может функционировать самостоятельно.

В то время, когда увлеченность чистым сенсорным эффектом начнёт ослабевать (различным детям требуется для этого число повторений и разное время), возможно приступать к расширению игры. Вероятный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, в случае, если ребенку нравится игра, вероятнее он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, после этого наполнить водой чашки. В случае, если пролили воду на стол либо на пол, попросите ребенка стереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале таковой работы действуете вместе с ребенком: Давай откроем кран. А где отечественная бугылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая сейчас бутылка, понесем ее совместно. Сейчас разольем воду по чашкам. Буль-буль-буль -течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая оказалась лужа! Заберём тряпку и сотрём стол. Вот сейчас стало отлично и т.д. В то время, когда же ребенок достаточно освоится в данной игре и четко усвоит кое-какие несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при исполнении заданий.

— СМЕШИВАЕМ КРАСКИ

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду различных цветов в один стакан или растворите в стакане с чистой водой поочередно пара красок. Так, из желтого и красного цветов приобретаем оранжевый, из светло синий и желтого — зеленый, из красного и светло синий -фиолетовый.

Сенсорные игры как возможность установления контакта броские ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром странице. Для этого на стол либо на пол подложите клеенку. Смочите плотный лист бумаги для акварели (легко окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив мокрой губкой. Окуните кисточку в одну из красок и с опаской совершите по бумаге. Продолжайте вторыми красками.

Как бы случайно возможно совершить по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на странице покажутся ласковые, размытые, яркие полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!

— КУКОЛЬНЫЙ ОБЕД

Накройте на стол, расставьте чашки, усадите мишек и кукол и угостите их различными напитками. В игре красная вода преобразовывается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе…

Возможно затеять игру в Ресторан либо Кафе, учитывая возраст и опыт ребенка. Игра может стать предлогом поупражняться в счете — посчитайте чашки с напитками, дабы они соответствовали количеству гостей. Применяя стаканчики различного размера, возможно знакомить ребенка с понятием величины.

Игры с водой

Возня с водой, брызгание и переливание особенно любимы детьми. Такие игры возможно затевать не только купаясь, но при любой возможности: сунуть пальчик в бьющую струю фонтана и взглянуть, что окажется; посмотреть в лужу на асфальте и попытаться рассмотреть в ней собственный отражение, облака, ветки; бросать камушки в пруд и замечать, как расходятся по воде круги…

Игры с водой имеют и лечебный эффект. Сама фактура воды оказывает приятно-успокаивающее действие, дает эмоциональную разрядку. Исходя из этого полезно посещать бассейн: ребенок не только обучается плавать, закаляет здоровье, но и может скинуть отрицательные чувства и взять хороший заряд энергии.

С учетом терапевтических особенностей воды очень возможно, что сенсорная игра медлено перетечет в игру терапевтическую (см. с. 45).

Предлагаем следующие варианты игр с водой.

— ПЕРЕЛИВАНИЕ ВОДЫ

Дабы ребенку было эргономичнее дотянуться до крана, пододвиньте к раковине стул. Заберите пластиковые бутылки, пузырьки, стаканчики, мисочки разных размеров. Сейчас наполняйте их водой: Буль-буль, потекла водичка. Вот безлюдная бутылочка, а сейчас — полная. Возможно переливать воду из одной посуды в другую.

Сенсорные игры как возможность установления контакта — ОТКРЫВАЙ! — ЗАКРЫВАЙ!

Переверните наполненную водой пластиковую бутылку. После этого подставьте ладонь под вытекающую из горлышка струю. Прокомментируйте собственный воздействие словами: Закрыли водичку! Как ты попросишь открыть воду? Сообщи: Лена (побуждайте ребенка применять обращения), открывай! Вот, открыла — опять потекла водичка буль-буль-буль! В следующий раз действуйте ладонью ребенка, побуждая его закрыть и открыть воду.

— ФОНТАН

В случае, если подставить под струю воды ложку или пузырек с узким горлышком, окажется фонтан. В большинстве случаев данный эффект приводит детей в восхищение: Пш-ш-ш! Какой фонтан оказался — ура! Подставьте пальчик под струю фонтана, побудите ребенка повторить воздействие за вами.

— БАССЕЙН

Наполнив таз водой, организуйте игру в бассейн, где обучаются плавать игрушки. Проведение таковой игры рекомендуется, в случае, если ребенок уже посещал бассейн и у него имеется настоящее представление о нем. Сопровождайте движение игры словесным комментарием: Вот отечественные куколки пришли в бассейн. Какой громадный бассейн! В бассейне обучаются плавать — вот так. Поплыли!

— ОЗЕРО

Наполните громадной таз водой: сейчас это озеро, в котором плавают рыбки либо уточки: Вот какое глубокое озеро — довольно много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -мелкие утята. Кря-кря-кря! — говорит утка. — Дети, плывите за мной! Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке и т.д.

— МОРЕ

На следующем занятии данный же таз с водой может превратиться в море, по которому плывут кораблики: Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто желает поплавать на корабле? Зайка желает! (возможно применять фигурки, вылепленные из пластилина, каковые прочно устанавливаются на палубе) Вот встал ветер! Какие конкретно сильные волны! Перевернулся отечественный кораблик — давай скорее выручать пассажиров! А сейчас починим кораблик и возможно плыть дальше и т.д.

— КУПАНИЕ КУКОЛ

Искупайте кукол-голышей в горячей водичке, потрите их мылом и мочалкой, заверните в полотенце: А на данный момент будем кукол купать. Нальем в ванночку горячей водички — попытайся ручкой водичку, теплая? Превосходно. А вот отечественные куколки. Как их кличут? Это Катя, а это Миша. Кто первый будет купаться? Катя? Отлично. Давай поинтересуемся у Кати, нравится ей водичка? Не горячо? и т.д.

— МЫТЬЕ ПОСУДЫ

Вымойте посуду по окончании кукольного обеда, применяя средство и губку для мытья посуды: Будем мыть посуду. Открывай кран! Тут какая вода? Тёплая. А тут? Холодная. Давай откроем и холодную воду, и тёплую — тогда окажется теплая вода. Вот так потрем губкой тарелочку. Сейчас сполоснем. Чистая стала посуда!

Игры с мыльными пузырями

Детям нравится следить за кружением мыльных пузырей, с криками восхищения они носятся по помещению, пока не поймают все до одного, в этот самый момент же просят повторения. Но сами выдуть пузыри довольно часто отказываются — это требует определённого уровня и сноровки развития дыхания.

Мы предлагаем предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого необходимо научить его очень сильно дуть, направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаем такие игры:

— Снег отправился — дуть на кусочек ватки в воздухе, дабы она не упала.
— Плыви, кораблик! — дуть на мелкий легкий кораблик на воде (к примеру, на протяжении купания).
— Вертушка — дуть на игрушку-вертушку.
— Катись, шарик! — дуть на мелкий шарик (к примеру, для пинг-понга), возможно дуть через трубочку.
— Бульки — дуть через трубочку в стакан, наполовину наполненный водой. Игра продемонстрирует, организован ли у ребенка целенаправленный выдох и очень сильно ли он дует.
Играясь с мыльными пузырями, выполняйте меры безопастности. Следите, дабы ребенок не втягивал жидкость в рот. Он может сделать это по инерции, в случае, если привык выпивать сок из пакетиков через трубочку, либо захочет попытаться жидкость для мыльных пузырей на вкус. Исходя из этого применяйте безвредные вещества и понемногу.

— МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Дабы вызвать у ребенка интерес к независимому выдуванию пузырей, предложите ему кроме рамки из приобретённого пузырька разнообразные трубочки — для этого заберите (предварительно обговорив с ребенком цель) из Макдоналдса коктельную трубочку либо сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Для получения громадного пузыря подойдет и маленькая пластиковая бутылочка с отрезанным дном. Возможно разобрать гелевую ручку и применять ее корпус — прозрачную трубочку из жёсткой пластмассы (в этом случае ребенок не будет прикусывать либо перегибать трубочку).

— ПЕННЫЙ ЗАМОК

В маленькую мисочку налейте мало воды, добавьте средство для мытья посуды и размешайте. Заберите широкую коктельную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть — с громким бульканьем на глазах у робенка вырастет облако переливающихся пузырей. Предложите ребенку подуть вместе с вами, после этого самостоятельно. Поставьте вовнутрь пены пластмассовую либо резиновую игрушку — это принц, что живет в пенном замке.

Игры со свечами

Приготовьте комплект свечей — простую долгую, плавающие свечи, мелкие свечки для именинного торта.

— ПОДУЕМ НА ОГОНЕК

Установите долгую свечу устойчиво и зажгите: Наблюдай, свечка горит — как красиво! Не забывайте, что ребенок может испугаться — тогда отложите игру. В случае, если реакция хорошая, предложите подуть на пламя: А сейчас подуем… Посильнее, вот так — ой, погас огонек. Наблюдай, какой поднимается дымок. Вероятнее, ребенок попросит зажечь свечу опять. Не считая получения наслаждения задувание огонька свечи полезно для развития дыхания.

— ГУЛЯЕМ В ТЕМНОТЕ

Покиньте маме задание на дом: в то время, когда стемнеет, не включать в квартире электрический свет, а зажечь свечу и походить с ней по дому, освещая путь.

— РИСУЕМ ДЫМОМ

Держа в руке потушенную свечу, порисуйте в воздухе дымом: Наблюдай, какой дымок в воздухе! Ощущаешь запах? После этого подуйте либо сделайте пара взмахов рукой, дабы дым рассеялся.

— ПРАЗДНИК НА ВОДЕ

Наполнив таз водой, опустите на ее поверхность одну либо пара плавающих свечей — в чёрной помещении (к примеру, в ванной с прикрытой дверью) окажется эффектное, с переливающимися в воде световыми бликами, зрелище. Для устойчивости возможно поставить свечи на пластмассовые тарелочки из кукольной посуды.

— ХОЛОДНО — ГОРЯЧО

Наполните столовую ложку водой и подержите над пламенем свечи, обратив внимание ребенка на то, что холодная вода стала горячей. Так же возможно растопить кусочек льда, мороженого либо сливочного масла. Дотрагиваться до огонька запрещено — горячо! Возможно обжечься. Давай подержим над огоньком кусочек льда. Наблюдай, лед тает.

— Сутки РОЖДЕНИЯ

Приготовьте зефир в шоколаде или пастилу и воткните одну либо пара торжественных свечек — сейчас Сутки рождения Мишки. Вместе с ребенком накройте на стол, пригласите гостей, спойте песенку. После этого празднично внесите торжественный торт и задуйте свечи.

Игры со тенями и светом

— СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

Найдя подходящий момент, в то время, когда солнце заглядывает в окно, поймайте зеркальцем лучик и попытайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный зайчик прыгает по стенке, по потолку, со стенки на диван и т.д. Быть может, ему захочется дотронуться до светового пятна. Тогда неспеша отодвигайте луч в сторону: попытайтесь привлечь ребенка к игре — предложите поймать удирающего зачика. В случае, если крохе понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, продемонстрируйте, как поймать луч, а после этого поднимитесь у стенки. Попытайтесь ловить пятнышко света весьма эмоционально, не забывая наряду с этим комментировать собственные действия: Пойматю-поймаю! Какой шустрый зайчик — как скоро бегает! Ой, а сейчас он на потолке, не дотянуться… Ну-ка, заяц, спускайся к нам! Хохот ребенка станет вам самой лучшей призом.

— ТЕНИ НА СТЕНЕ

В то время, когда стемнеет, включите настольную лампу и направьте ее свет на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Возможно применять игрушки и различные предметы.

Ребенок может испугаться, так что пробуйте с опаской и в первоначальный раз проводите такую игру не в детской помещении. При испуга ужас ребенка окажется прочно связан в его сознании с местом, где ребенок его испытал, с конкретной настольной лампой. Попытайтесь для начала в коридоре, а лучше на улице, в свете фонаря.

— ТЕАТР ТЕНЕЙ

Возможно придумать несложный сюжет и организовать целый театр теней, для чего применять приготовленные заблаговременно бумажные фигурки-силуэты.

— ФОНАРИК

Приготовьте электрический фонарик и, в то время, когда стемнеет, походите с фонариком по квартире. Фонарик понадобится, в случае, если перегорела лампочка, на протяжении прогулки по чёрным аллеям парка, где нет фонарей, и т.п.

— Мрачно — СВЕТЛО

При помощи фонарика устройте освещение в кукольном домике либо в домике для игр, что возможно соорудить из громадной коробки.

— КИТАЙСКИЙ ФОНАРИК

Оклеив проволочный каркас цветной бумагой и закрепив в мелкий фонарик, вы получите китайский фонарик, что озарит все около таинственным светом.

Игры со льдом

— ЛЬДИНКИ

Пускай мама заблаговременно приготовит лед: вместе с ребенком заполнит водой форму для льда и поставит в морозильную камеру. На занятии дотянитесь лед и вместе с ребенком выдавите из формы в мисочку: Наблюдай, как водичка замерзла — стала холодная и жёсткая. Погрейте кусок льда в ладошке: Ой, какая холодная льдинка! А ручка теплая — давай зажмем в ладошке. Наблюдай, водичка капает — это лед тает и опять преобразовывается в воду.

— ТАЕТ ЛЬДИНКА

Сенсорные игры как возможность установления контакта Подогрейте кусочек льда над пламенем свечи либо над включенной плитой. Либо в стеклянный стакан налейте тёплую воду (возможно ее подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как скоро он тает. Возможно забрать пара чашек и понаблюдать, как по-различному тает лед в воде различной температуры.

А в то время, когда ребенок будет выпивать весьма тёплый чай, добавьте в чашку с чаем кусочек льда, дабы чай стремительнее остыл. Кроме этого возможно охладить сок для мишки, мишка выпивает и приговаривает; Ах, какой холодненький сок!

— МНОГОЦВЕТНЫЙ ЛЕД

Возможно приготовить многоцветный лед, добавив в воду краски. Либо порисовать краской на громадном куске льда.

— ЛЕДЯНЫЕ ФИГУРЫ

Замораживайте воду не только в особых формочках. Применяйте кроме этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет, для получения кусков льда различной размера и формы. Применяйте их как конструктор — выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите изо льда ледяную пирамидку либо домик.

— СОСУЛЬКИ

Зимний период на прогулке обращайте внимание ребенка на заледеневшие лужи, сосульки и т.д.

Игры с крупами

Приготовьте крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис. Занятие проводится на кухне.

— ПРЯЧЕМ РУЧКИ

Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами, ощутите ее структуру. Высказывая наслаждение словами и улыбкой, предложите ребенку присоединиться: Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки запрячем. Пошевели пальчиками — так приятно! А сейчас потри ладошки приятель о приятеля — самую малость колется, да?

Прячьте небольшие игрушки, зарывая их в крупу, а после этого ищите.

На следующих занятиях возможно применять другие крупы.

— ПЕРЕСЫПАЕМ КРУПУ

Пересыпайте крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Пересыпайте крупу в руках, обращая внимание ребенка на извлекаемый наряду с этим звук.

— Ливень, ГРАД

Ребенок может захотеть рассыпать крупу. В этом случае остановить его будет весьма тяжело. готовься к такому формированию событий — разрешите ребенку сделать это, осуществляя контроль его действия. Пускай рассыпающаяся крупа станет дождем либо градом, и с этого момент сенсорная игра переходит в терапевтическую (см. с. 51).

По рассыпанной по полу крупе возможно походить в носочках либо босиком. Возможно посыпать крупу на шейку либо обнажённую спинку ребенка, если он разрешит.

В завершение таковой игры организуйте уборку.

— ПОКОРМИМ ПТИЧЕК

В данной игре пригодятся гречневая либо игрушечные фигурки и рисовая крупа птичек — это смогут быть воробушки, либо курочки, уточки. Вот прилетели к нам птички: пи-пи-пи! Птички просят покушать. Что птички кушают? Да, зернышки. Давай насыпем птичкам зернышек. Кушайте, птички, зернышки!

— ВКУСНАЯ КАШКА

Добавив в манную крупу воды, сварите кашку для куклы, а после этого покормите ее.

Вместе с ребенком приготовьте настоящую кашу, пускай он дотянется кастрюлю, засыплет крупу, помешивает кашу ложкой.

Возможно из круп приготовить другую еду для кукол — к примеру, в случае, если вдавить горошины в кусочек коричневого пластилина, окажется шоколад с орехами.

— РАЗЛОЖИ ПО ТАРЕЛОЧКАМ

Перемешайте в мисочке мало гороха и фасоли. После этого попросите ребенка поделить фасоль и горох и разложить по отдельным тарелочкам: Наблюдай, горошинки и фасолинки перемешались. Давай разложим горошинки на эту тарелочку, а фасолинки на эту.

Сенсорные игры как возможность установления контакта игры с пластичными материалами (пластилином, тестом, глиной)

Заблаговременно оговорим, что применение некоторых материалов нереально из-за повышенной брезгливости аутичного ребенка. Он может с отвращением отшвырнуть тесто, в силу того, что оно липнет к рукам, не решится притронуться к глине, откажется от работы с пластилином, в случае, если тот мажется либо не очень приятно пахнет. Выбирайте экологически чистый неароматизированный пластилин естествстшых цветов, достаточно мягкий, но не липнущий к рукам. Наряду с этим не всегда ваш выбор совпадет с выбором ребенка. Однако, опыт говорит о том, что возможно отыскать материал, что ребенку понравится.

Для работы с пластичными материалами направляться научить ребенка некоторым навыкам работы с ними:

— Мнем и отщипываем. Приготовьте брусок пластилина и предложите ребенку подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть пара мелких кусочков. Такие действия познакомят ребенка с мягкой и пластичной фактурой материала, дадут разнообразные тактильные ощущения пальцам рук. В следующий раз Сенсорные игры как возможность установления контакта предложите ребенку кусочек теста, после этого — глину. Обратите внимание на то, что различные материалы непохожи на ощупь, владеют разными особенностями.
— Надавливаем и размазываем. Научите ребенка надавливающим перемещением указательного пальца прижать кусочек пластилина к дощечке либо странице картона (в следствии обязана оказаться круглая лепешечка). В случае, если же сперва надавить пальцем на пластилин, а после этого сместить палец, то таким методом (размазывание) мы приобретаем пластилиновую линию.
— Скатываем шарики, раскатываем колбаски. Продемонстрируйте ребенку два главных приема лепки (скатывание шариков круговыми перемещениями и раскатывание колбасок перемещениями вперед-назад): на плоскости стола либо между ладонями, в случае, если трудимся с громадным куском, либо между пальцами (громадным и указательным, либо громадным и средним), в случае, если кусок пластилина мелкий. Сначала действуйте руками ребенка (если он не начнёт сопротивляться). После этого предложите крохе попытаться делать это самостоятельно. В большинстве случаев исполнение этих несложных приемов, в особенности раскатывание, не вызывает громадных сложностей у ребенка.
— Режем на кусочки. Научите ребенка разрезать пластилин либо тесто на кусочки разных размеров посредством пластмассовой стеки.

По окончании того как ребенок усвоит любой прием раздельно, возможно в одной игре комбинировать различные способы. К примеру, в то время, когда лепим пирожки, мы и мнем, и раскатываем, и разрезаем.

— ПЛАСТИЛИНОВЫЕ КАРТИНЫ

Сенсорные игры как возможность установления контакта При создании пластилиновых картин употребляются способы размазывания и надавливания. Таким несложным методом возможно скоро делать различные картины из пластилина: размажьте по картону зеленый пластилин — это травка, отщипните от бруска красного пластилина маленькие кусочки и прилепите их — оказалась полянка с ягодками. Таким же методом в светло синий пруду поплывут золотые рыбки, а на голубом картоне покажется желтое пластилиновое солнышко с лучиками. Размажьте на чёрном фоне многоцветные кусочки пластилина -оказался салют. А вдруг к картонному кругу придавить многоцветные пластилиновые лепешечки, то окажутся конфетки на тарелочке.

— ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ

Скатаем мелкие шарики из пластилина красного цвета -оказались ягодки, а многоцветные шарики станут конфетками либо витаминками. В случае, если в многоцветные пластилиновые шарики воткнуть палочки (возможно применять ушные палочки, предварительно удалив вату) — получаются фруктовые леденцы чупа-чупс. Раскатаем кусочек красного пластилина — приобретаем колбасу, а вдруг тонко-тонко раскатать белый пластилин — выкладываем на тарелку спагетти. Разрежем кусок светло- коричневого пластилина на кусочки — это хлеб.

Итак, угощение готово, приглашаем кукол на Обед. Возможно из кусочков пластилина различных цветов вылепить торжественный пирог, засунуть свечку и организовать Сутки рождения.

В то время, когда затеете тесто, дайте ребенку кусочек и попытайтесь организовать с ним лепку пирожков.

— ОГОРОД

На куске плотного картона разложите пластилиновые грядки. Сейчас сажайте овощи, для этого возможно применять крупы — так, горох станет репкой, а красная фасоль — картошкой; многоцветная мозаика превратится в красные зелёные огурчики и помидорчики; кое-какие овощи (к примеру, морковку) возможно постараться вылепить из пластилина.

В случае, если ребенку понравится эта игра, возможно отыскать в памяти о вторых овощах. Подобно в лесу вырастут ягоды и грибы, а на полянке — цветочки из мозаики.

Игры со звуками

— ПОСЛУШАЕМ ЗВУКИ

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обращайте на них внимание ребенка — прислушивайтесь вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стены чашки, в то время, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

— ПОСТУЧИМ, ПОГРЕМИМ!

Извлекайте разнообразные звуки из предметов: постучите древесными (либо железными) ложками приятель о приятеля, совершите палочкой по батарее, постучите костяшками пальцев по стеклу.

— ОТЫЩИ ТАКУЮ ЖЕ КОРОБОЧКУ

Насыпьте в маленькие коробочки различные крупы (коробочек с однообразной крупой должно быть по две). Потрясите коробочкой, завлекая внимание ребенка к звучанию, — пускай он отыщет коробочку, звучащую так же.

Кроме круп возможно применять бусинки, другие материалы и камушки.

Количество пар коробочек увеличивайте понемногу.

— СВИСТУЛЬКИ

Получайте для ребенка разнообразные звучащие игрушки — погремушки, свистульки, пищалки и т.п.

— МУЗЫКАНТЫ

Купите для ребенка детские музыкальные инструменты — барабан, бубен, металлофон, дудочку, гармошку, пианино.

В то время, когда ребенок обучится различать на слух их звучание, верно играть на них, применяйте его умения в сюжетных играх — У мишки сутки рождения. Давай сыграем для него на пианино, в то время, когда поем песенку про Антошку — играем на гармошке и т.д.

— ЗВУКИ ПРИРОДЫ

Появлявшись на природе, вместе с ребенком прислушайтесь пристально к звукам около — шелесту листвы, жужжанию мухи, журчанию ручейка… Звуки природы сами по себе несут успокоение и гармонию.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Применение интереса ребенка к мелодии и ритму способно оказать помощь растормозить его обращение, развить подражание, привести к двигательной активности.

В играх с ритмами применяйте следующие приемы:

— хлопки в ладоши;
— топанье ножками;
— прыжки в определенном ритме;
— танцы;
— проговаривание текстов стихотворений;
— пение детских песенок.

Применение стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

— Сопровождение текста перемещениями;
— Воспроизведоиие сюжета посредством игрушек;
— Показывание сюжетных картин (в будущем такая картина будет запускать пропевание ребенком песенки).

Наряду с этим направляться исходить из правил простоты (перемещения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Также, стишок либо песенка должны непременно понравиться ребенку. Вводите песенки и стишки понемногу, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше правятся.

Сперва взрослый самостоятельно просматривает стих либо поет песенку, сопровождая их перемещениями. В то время, когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь на протяжении проговаривания либо пения, дает ребенку возможность договорить либо допеть окончательное слово в строчке, а, быть может, и целую строчок. Наряду с этим педагог побуждает ребенка повторить ясное перемещение, сопровождающее пение либо проговаривание. Эта же работа длится мамой. В случае, если делать это довольно продолжительное время, наступит момент, в то время, когда ребенок начнёт петь и проговаривать стишки самостоятельно, самостоятельно. Но в случае, если пристально вслушаться в независимое пение ребенка либо повторение им стихотворения, делается разумеется, что суть слов для него довольно часто остается непонятен. Но в любом случае такая речевая активность нужна. Довольно часто конкретно на протяжении занятий с ритмами у ребенка появляются первые попытки применять активную обращение.

Уточнения смыслового содержания применяемых текстов возможно достигнуть, показывая действия, применяя картины, игрушки, проигрывая сюжеты. Помимо этого, в случае, если такая игра сопровождается показом сюжетной картины либо игрушки, то текст песенки либо стиха связывается у ребенка с в некотором роде — предметом либо изображением. В следствии ребенок, заметив гармошку, принимается играть на ней и напевать песенку про Антошку, а увидев картину с изображением гусей, начинает напевать песенку про радостных гусей.

Рекомендуем затевать занятия со следующих текстов: песенки — Антошка, черепахи и Песенка львёнка, Жили у бабуси два радостных гуся, Чунга-Чанга, Песенка крокодила Гены; стихотворения-потешки — Ладушки, Идет коза рогатая, Баба сеяла горох, Громадные ноги идут по дороге; цикл стихотворений Игрушки Агнии Барто.

В Приложении 1 мы предлагаем полные тексты этих стихотворений и песенок с описанием сопровождающих их перемещений.

Оговоримся: проводя с аутичным ребенком игры с ритмами, педагог может столкнуться с некоторыми трудностями. Аутичный ребенок довольно часто не обращает внимания на перемещения взрослого и тем более не повторяет их, предпочитая жить исходя из собственного внутреннего ритма. Исходя из этого нужны особые упрочнения для вовлечения ребенка в обучения и ритмические действия его произвольному управлению перемещениями собственного тела. В этом смогут оказать помощь подбор самые интересных ребенку игр и многократное их повторение.

Помимо этого, наблюдения говорят о том, что речевая активность аутичного ребенка в играх с ритмами представляет собой не осмысленное повторение, а скорее сенсорную игру со ритмами и звуками. Однако, полезно применять потребность аутичного ребенка закончить привычную фразу — договорить слово, строчок в стихотворении, допеть песенку — для развития активной речи. А дабы ребенок лучше осознавал суть стихотворения либо песенки, на протяжении игры применяйте предметы либо игрушки, каковые упоминаются в тексте, сопровождайте проговаривание либо пропевание подходящим по смыслу действиями, применяйте иллюстрации.

Кроме вышеперечисленного, ребенок может просто не принять игру — громким криком попросит взрослого остановиться. Это возможно растолковать повышенной чувствительностью ребенка — ему не пришолся по нраву тембр вашего голоса, случайно забранная фальшивая нота либо же он не согласен с пропеванием песенки, которую привык слушать в записи. Такая реакция осложняет занятия, но стоит продолжать поиски. Подберите новые занимательные для ребенка песенки, каковые он не слышал в записи, отыщите ритмические перемещения, каковые не вызывают у него негативной реакции. Для этого предлагайте ребенку разные варианты игр и выбирайте самые подходящие для него, исходя из его реакции и учитыва. конкретную обстановку.

Установления контакта с клиентом | Лучший способ


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: