Сатира

Комические явления действительности отражаются в сатирических либо юмористических произведениях литературы. Сатира, сатирическое изображение содержит резкое, решительное, безоговорочное осуждение и уничтожающее осмеяние каких?или очень отрицательных явлений, приносящих большой ущерб, и притом не одному человеку, а многим, — публично вредных. Сатирические произведения, касаясь публично значимых явлений, занимают важное место в политической борьбе. Так, еще «папа комедии» Аристофан в собственной сатире защищал народовластие от посягательств аристократов, а Ювенал наносил ожесточённые удары по нравственно разложившейся римской знати и богачам.

Сатира оказывает помощь в борьбе нового с отживающим, косным, сметает с пути истории всё, мешающее перемещению вперед. Эта великая историческая миссия сатиры охарактеризована К. Марксом в следующих словах: «История действует основательно и проходит через множество фазисов, в то время, когда уносит в могилу устаревшую форму судьбы. Последний фазис всемирно-исторической формы имеется её комедия. Всевышним Греции, каковые были уже раз — в ужасной форме — смертельно ранены в «Прикованном Прометее» Эсхила, было нужно еще раз — в комической форме — погибнуть в «Беседах Лукиана». Вправду, Эсхил, выступив против порочности и несправедливости всевышних, продемонстрировал трагичность столкновения с ними Прометея, а у Лукиана всевышние жалки и ничтожны, его сатира выявляет и осмеивает их убожество. Так, по словам К. Маркса, «человечество радостно расставалось со своим прошлым», отказывалось от рабского преклонения перед всевышними.

Прогрессивную историческую роль сыграла сатира Эразма Роттердамского («Похвала Глупости»), Дж. Боккаччо («Декамерон»), Ф. Рабле («Гаргантюа и Пантагрюэль»), М. Сервантеса («Дон Кихот») в период Восстановления, а кроме этого сатира Вольтера, Д. Дидро, Дж. Свифта в период Просвещения. В XIX в. сатира Н. В. Гоголя, Н. А. поэтов и Некрасова «Искры», М. Е. Салтыкова-Щедрина содействовала разоблачению крепостного права, паразитического класса помещиков, дикого и безжалостного самодержавия. А. И. Герцен показывал, что хохот — «одно из самых сильных орудий против всего, что отжило и еще держится всевышний знает на чем, ответственной развалиной, мешая расти свежей судьбе и пугая не сильный».

Сатирический хохот — гневный, не добрый, в нем звучит уничтожающее, возмущение и негодующее отрицание. Явления, на каковые он обращен, столь вредны и страшны, что, кроме того издеваясь над ними, сатирик испытывает не лишь радость, но и злобу, отвращение, кроме того кошмар. Таков темперамент сатиры Свифта при изображении йэху, лапутян, лилипутов и т. д. Но все же хохот сатирика в конечном счете оптимистичен, поскольку высказывает победоносное ощущение и энергию борьбы превосходства над соперником. Таков торжествующий, исполненный сознания мощи победоносного пролетариата хохот В. В. Маяковского в «Стихах об Америке».

Сущность сатирического хохота яснее видна при сравнении его с комическим изображением частных несущественных недочётов, отдельных несовершенств хороших храбрецов в юмористических произведениях. С мягким юмором продемонстрированы Пиквик и другие хорошие храбрецы Ч. Диккенса, многие персонажи «Вечеров на хуторе недалеко от Диканьки» Н. В. Гоголя. В то же время, в случае, если перед нами не легко комизм положений либо языковой каламбур, автор с помощью юмора может выразить глубочайший внутренний трагизм судьбы и собственную тоску по идеальному гармоничному человеку и устройству общества. Так, Гоголь, по его правильному определению, отображал жизнь «через известный миру хохот и незримые, неизвестные ему слезы».

Появившись в глубокой древности в устном народном поэтическом творчестве, сатира была названа и достигла большого развития в древнеримской литературе (сатиры Горация и Ювенала, комедии Плавта и Теренция, романы «Сатирикон» Золотой и «Петрония осел» Апулея). В настоящее время сатире в собственности ответственное место в литературе, она берет на оружие самые разные жанры: повести, романы, очерки, фельетоны, памфлеты, пародии, эпиграммы, басни, комедии. Учитывая, что сатиру отличает совокупность закономерно связанных между собой правил художественного изображения, кое-какие критики предлагают вычислять её особенным родом литературы наровне с лирикой, эпосом и драмой.

В большинстве случаев сатирическое произведение — это картина отрицательных явлений судьбы и храбрецы его кроме этого отрицательные, хороший храбрец большей частью по большому счету отсутствует. Но в каждом сатирическом произведении имеется хороший, противостоящий отрицательным явлениям идеал и имеется «честное, добропорядочное лицо» — так именовал Гоголь хохот, что со всей энергией борется за торжество этого идеала. Из этого разумеется, что в творчестве разоблачителя — судьи и сатирика недостатков — особенно громадно значение мировоззрения, оценки жизни и правильного понимания. По словам Салтыкова-Щедрина, сатирики исходят «из представлений строя и целого понятий, противоположных обрисовываемым». Для сатиры типично прямое и резкое выражение тенденции, взоров писателя, многие её произведения отражают конкретные публично-политические события современности, публицистичны.

Цель сатиры — вскрыть сущность явления, противоречащую его внешнему виду, выделить внутреннюю слабость, несостоятельность, устарелость, вредность и другие замаскированные намерено либо в большинстве случаев незамечаемые недочёты. Сатирик обязан заклеймить зло, стереть с лица земли его хохотом, и конечно, что, направляя все силы на искоренение определенных явлений, он изображает конкретно отрицательные их качества и довольно часто подчеркивает одну какую?то самая опасную линии, преувеличивает её, как писал Гоголь, углубляет предмет, заставляет выступать ярко то, что проскользнуло бы, осталось незамеченным и непонятым. При этом реалистическая сатира не искажает правду, а лишь показывает настоящие качества явлений, даёт предупреждение о вероятных итогах их развития. Так, Салтыков-Щедрин создавал фантастические, но совсем правдивые образы разных градоначальников и помпадуров города Глупова.

Задачи сатиры определяют особенные правила изображения, проявляющиеся во всех жанрах, к которым обращаются писатели-сатирики, — романе, рассказе, очерке, фельетоне и др. Дабы оттенить те стороны явлений, на каковые направлено обличение, сатирик прибегает к фантастике («Путешествие Гулливера» Свифта), гротеску (мэры с механической головой и с фаршированной головой в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина), гиперболе либо преуменьшению (лилипуты и великаны в «Путешествии Гулливера»). Дабы представить в самый отвратительном виде отрицательные персонажи, подчеркивается их сходство и мертвенность с вещами, отсутствие разума и примитивность чувств, уподобляющие их животным («дикий помещик» в одноименной сказке Салтыкова-Щедрина, мэр Органчик в «Истории одного города»). Сатирик сталкивает настоящее и прошлое («Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» М. Твена), доводит поведение персонажей до вздора (глуповцы в «Истории одного города» блинами острог конопатили, небо кольями подпирали и т. д.). Все эти контрасты, неожиданные поступки храбрецов, резкие повороты действия оказывают помощь найти, выделить и подвергнуть сатирическому осмеянию отрицательные качества явлений, их внутренние несоответствия.

У сатиры не лишь превосходная история, но громадные возможности развития: без её решительного, действенного вмешательства неосуществим публичный прогресс, расчистка земли для постройки радостного будущего человечества. Советские писатели обращаются к сатире как форме борьбы и критики с отрицательными явлениями, каковые тормозят отечественное перемещение вперед, наносят вред делу социализма. Превосходные страницы в историю литературы вписаны В. В. Маяковским и Д. Бедным, каковые оружием сатиры боролись с внутренней и внешней контрреволюцией, с империализмом, разоблачали мещанство, пошлость, бюрократизм. обогащение и Развитие советской литературы связано с творчеством М. Е. Кольцова, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, В. П. Катаева, М. М. Зощенко, Б. С. Ромашова, Н. Р. Эрдмана, Е. Л. Шварца, С. В. Михалкова, О. Вишни и многих вторых легендарных и любимых населением украины-сатириков.

ТИМАТИ. ПАРОДИЯ #28


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: