Садгуру свами вишнудевананда гири (свами вишну дэв)

Вселенная звука. Нада — янтра.

Садгуру свами вишнудевананда гири (свами вишну дэв)

Садгуру Свами Вишнудевананда Гири (Свами Вишну Дэв)

ВСЕЛЕННАЯ ЗВУКА
направляться-янтра

Хамса Упанишада(фрагмент)

В то время, когда Лебедь осознанности

поглощается в Звуке,

тогда четвертое состояние

приходит.

Невысказанная мантра (аджапа-гаятри)

ведет к отсутствию мыслей.

Так все Парамахамсе

подвластно,

потому, что Лебедь

заставляет ум распространяться.

Повтором мантры миллионов раз

данный Звук осуществляется.

Так все Парамхамсе подвластно,

и появляется Звук десяти видов:

первый — тинь,

второй — тинь-тинь,

третий — звук колокольчика,

четвертый — раковины,

пятый —

звук струнного инструмента,

шестой — хлопка,

седьмой — флейты,

восьмой — мриданга,

девятый — громадного боевого барабана,

десятый — звук грома.

Девять первых отвергнув,

десятый же пускай изучает.

При первом — тинь-тинь —

звучит туловище,

при втором —

туловище мешает,

при третьем —

усталость проходит,

при четвертом —

дрожит голова,

при пятом —

из нёба сочится нектар,

при шестом —

наслаждаются амритой,

при седьмом —

появляется познание тайного,

при восьмом —

возвышенная обращение,

при девятом — невидимое тело,

чистые божественные глаза.

При десятом —

явится Высочайшее Благо,

Атман с Брахманом сольется.

В Том состоянии

ум растворяется в уме,

сжигаются рвение-колебание,

добродетель-грех,

есть Вечный Шива,

Всеприсутствующий Силой

и Самим Атманом,

самосветящийся, чистый,

всегда невозмутимый, спокойный.

Это объяснение.
Это Вед сообщение.
Ом! Идеальное то, идеальное это.
От совершенного только идеальное берётся.
Идеальным идеальное пребывает,
идеальное только остаётся.
Ом! Шанти! Шанти! Шанти!

Глава I
источники и Общие понятия

В йога-сутрах говорится, что имя высшей Действительности (Брахмана) — это Изначальный Звук (Пранава). Звук не отличен от самого высшего Источника. Звук имеется сама верховная Действительность, манифестирующая себя при помощи звуков.

В других источниках йоги и-философия (Наданта) говорит, что вечный трансцендентальный тихий Звук (Паранада) есть первой вибрацией, из которой эманирует всё мироздание.

Из Изначального Звука (Паранады) появляется Творческий Звук (Пранава), из Творческого Звука — Первичный Звук (Ом) и предстоящие виды звуков (Нада).

В соответствии с Учению тантры, вся показанная Вселенная появляется из первичного звука. Внутренний звук, что йогин слышит на протяжении медитации, это тот же звук исконной Природы. Природа отечественного чистого сознания на уровне энергии проявляется как вечный самосветящийся трансцендентальный Свет (Нитья Свайям Джьоти) и как самопорождающийся звук (Анахата-нада).

Анахата-чакра связана с эмоцией в сердце человека, которое появляется само собой просто так. Довольно часто приводится таковой пример: «Звук самопорождается, подобно тому, как звучат струны на отлично настроенном инструменте, в случае, если рядом заиграть на втором струнном инструменте». Мистический звук Анахата-нада есть естественным проявлением отечественного Высшего «Я», в то время, когда в теле йогина достигнуто равновесие огня и элементов ветра (самйога).

Санскритский корень «Нада» переводится как «звук» либо «вибрация». Нада-йога есть неповторимым искусным средством и тайным методом Лайя-йоги через растворение личного сознания йогина в трансцендентальном состоянии изначального Ума (Брахмане). Считается, что Учения Нада-йоги были в первый раз поведаны через откровения Адинатхом (всевышним Шивой) древним риши и сиддхам, из которых самый известны и почитаемы Матсиендранатх и Горакшанатх.

В одном из коренных йогических текстов мудрец Сватмарама утверждает:

«Шри Адинатха (Шива) дал 250 тысяч дорог Лайи. Основной из них — путь Нада».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика»(4.65)

Риши Яджнавалкья утверждал, что тот, кто может играть на вине (струнном инструменте), может легко направить прану в сушумна-нади и, став высшим йогом, получить сиддхи. В Пуранах, таких, как «Шримат Бхагаватам», описывается сиддх Нарада, космический странник, путешествующий по всем мирам в узком теле Света. Он постоянно изображается с виной. Подобные сиддхи, с позиций йоги, обретаются за счет контроля над элементом ветра. Вина тут олицетворяет звук Нада, что двигает энергию ветра, давая способности к перемещениям в узком теле по разным мирам Вселенной.

Целью духовной музыки есть достижение Пранавы. Раги побуждают праны двигаться через определенные чакры и нади, благодаря чему у йогина появляется соединение огня и элемента ветра. Ветер поступает в центральный канал, тогда йогин слышит внутренний звук Нада, исходя из этого занятия музыкой назывались «Надопасана» (рвением испытать внутренний звук Нада).

В то время, когда мы изучаем Нада-йогу, нас очень может вдохновить биография сиддха Винапы. Винапа достиг полной реализации и в конце судьбы ушел в Ясный Свет в собственном теле благодаря практике Нада-йоги, которой он обучился у собственного Гуру.

Его имя «Винапа» происходит от заглавия древнеиндийского музыкального струнного инструмента «вина». Перед тем как стать йогином, он был принцем, увлекавшимся игрой на вине. Его увлечение было столь очень сильно, что ни национальные дела, ни удовольствия, ни учеба не заботили его. Родители были в замешательстве, не зная, как передать ему трон.

в один раз Винапа встретил странствующего йогина и под его влиянием проникся отвращением к сансаре. У него появилось сильное желание идти по пути Дхармы, но, он не имел возможности покинуть собственную единственную привязанность — игру на вине. Его Преподаватель, видя это, дал ему совет применять собственную привязанность в качестве духовной практики и научил медитации на звук, исходящий из его инструмента. Благодаря таковой практике, Винапа абсолютно устранил все двойственные представления собственного ума, получил сиддхи и стал известен как великий святой. В конце судьбы он ушел в Ясный Свет Брахмана (Брахма-джьоти) совместно со своим телом.

Нада-йога стоит на особенном положении среди йог, обрисовываемых в тантрах. Многие мудрецы и святые много раз восхваляли Нада-йогу, как достижения и контроля превосходное средство ума самадхи.

«Нет асаны, аналогичной сиддхасане, нет кумбхаки (метода задерживать дыхание), аналогичной Кевала, нет Лайи (растворения), аналогичной Нада (во внутреннем звуке)».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (1.45)

На пути Лайя-йоги садхак пытается освободиться от страданий сансары: старости, заболеваний, смерти и рождения и достигнуть Освобождения (Мокши). Освобождение свидетельствует развитие в уме йогина особенного узкого светоносного всепроникающего сознания Пустоты (Шунья). Реализация этого сознания свидетельствует для йога радикальную смену самоощущения, прекращение отождествления с мыслями и телом. Йог, реализовавший Вакуум, видит всю землю, как часть и долю себя. Для него нет ни внешнего, ни внутреннего. Все показанные феномены воспринимаются едиными с Умом. Он больше не разделяет на себя и других и не находится в тисках двойственности, обусловленный концептуальным мышлением. Он отсекает всякое цепляние за собственный эго, собственную тело и маленькую личность. Он выходит за пределы всех теорий, концепций, идеологий. Радость и горе, честь и бесчестие, хула и хвала, безнравственное и святое, чистое и нечистое, внешнее и внутреннее, великое и ничтожное, хорошее и злое видятся им как ярлыки, иллюзии, каковые спроецированы людскими умами на внешнюю действительность, подобно тому, как понятие змеи проецируется на веревку. Он не разделяет эти иллюзии, потому, что не находится в плену двойственных представлений, заставляющих верить в некоего самосущего субъекта, «я», что принимает внешние объекты, наделенные разными чертями, хорошими от него. Подобное сознание реализуется садхаками Лайя-йоги в самадхи.

Последовательно реализовывая разные виды самадхи: савикальпа, нирвикальпа, сахаджа-нирвикальпа, саруба-самадхи, он движется к заветной цели, так именуемому «Великому Переходу» (кайя-вьюха) в бессмертное, лучезарное тело Света (Вейя-паракайя). Достижение тела Света (Пранава-дэхам), есть высшей ступенью и совершенным плодом реализации на пути Лайя-йоги. В сутрах довольно часто упоминаются святые, каковые, при жизни реализовав такое бессмертное тело, имели возможность летать по воздуху, проходить через стенки, путешествовать в миры всевышних, передвигаясь по солнечным лучам, посещать звезды и другие планеты. Сиддхи были мастерами самадхи, годами загружёнными в глубокую медитацию, исходя из этого их мнение как практиков, владеющих большим опытом, крайне важно для нас, простых людей, ведущих монашескую либо мирскую судьбу и таким опытом не владеющих.

Великие мудрецы и сиддхи уверены в том, что Нада-йога — наилучший и самый доступный метод с целью достижения самадхи, для людей, владеющих средними свойствами.

«Я даю практику Нада в анахата-чакре, как ее обрисовал Горакшанатх, для тех, кто не изучал Священные Писания и не может осознать Истину».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.64)

Глава II
Базы понимания Нада-йоги

Не обращая внимания на то, что изначальное пространство отечественного Ума (отечественное Высшее «Я») — сущность недифференцированная Пустота, бесформенный, бескачественный Брахман, активная, показанная сторона данной Пустоты (Чити-шакти) все же имеет бесчисленные качества, эманации и показатели, это энергия, свойственная осознаванию, владеющая свойством манифестации бесчисленных качеств.

Эти качества проявляются в пространстве Брахмана (акаше), как разнообразные узкие и неотёсанные миры всевышних, множества и людей малоизвестных нам существ (претов, пишачей, асуров, брахмаракшасов, киннаров, видьядхаров, гандхарвов, якшей и т.д.). Это пространство образовано вибрацией — изначальным звуком Нада.

«Акаша (пространство) существует , пока слышен звук. Беззвучие свидетельствует успехи состояния Брахма Параматма (тождество Атмана и Брахмана).

Все, что слышимо в виде звука — это Шакти. В то время, когда Таттвы не имеют формы — это достижение Парамешвары».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.100, 4.101)

Учение Лайя-йоги говорит, что все эти миры, включая мир людей, сущность продукт отечественного изначального Ума, что имеется сам Брахман — неописуемая, бескачественная, всепроникающая трансцендентная Действительность. Отечественная энергия, проявляющаяся в виде света, различных существ и звука, формирует эти миры. Выявив эту энергию как проявление отечественного сознания, мы можем освободиться от связанности ею. Это состояние в классических йогических текстах именуется «Мукти», «Мокша».

«И внешняя Вселенная, и внутренние миры — порождение мысли. Откажись от этого, сосредоточься на том, что не имеет объекта, и ты, о, Рама, достигнешь нирвикальпа-самадхи».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.57)

Неспециализированный принцип йоги выражается словами «прекращение активности ума» (читта-вритти-ниродха), потому, что ум весьма активен, и у нас, как у живых существ, сильна привязанность к таковой активности. Этого состояния достигнуть очень сложно, кроме того для умелых йогинов.

В то время, когда мы делаем Нада-йогу, мы разрешаем уму конечно следовать за узкими проявлениями отечественного сознания (звуком Анахата-нада). Следуя за звуком, ум способен всецело привязываться, а после этого поглощаться таким звуком впредь до растворения.

В то время, когда ум привязывается к звуку и поглощается им, труднодостижимое вторыми йогами самадхи появляется конечно. Ум склонен привязываться к мыслям либо ощущениям, мудрость Нада-йоги пребывает в искусном применении этого свойства ума.

«Подобно тому как пчела, выпивающая нектар, не заботится о запахе, так и идея, поглощенная Нада, не заботится больше об наслаждениях.

Нада обуздывает идея подобно тому, как металлическая узда сдерживает свирепого слона, бродящего в саду удовольствий — среди объектов чувств и восприятия».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.89, 4.90)

Отечественный ум может очень привлекаться разнообразными мистическими звуками, появляющимися в следствии садханы Нада-йоги, именно поэтому появляется состояние однонаправленной концентрации (дхьяна).

«В то время, когда идея, лишенная собственной неустойчивой природы, связывается путами Нада, тогда достигается верховная сосредоточенность, а идея делается аналогичной птице, лишенной крыльев.

Желающий достигнуть совершенства в йоге, обязан покинуть все мысли и абсолютно сосредоточится на звуке Нада».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.91, 4.92)

Поток отечественного сознания постоянно находится в активности, чистое зеркало отечественного ума (Праджняна), омрачается непрерывно идущими двойственными мыслями (вритти). Мысли, идущие постоянным потоком, создают иллюзию собственного существования, тогда мы начинаем верить в них как в что-то настоящее, наполненное отдельным бытием.

Любая идея есть проявлением определенной энергии и переживается нами как определенное мироощущение (бхавана), т.е. определенное чувство себя и мира. Переживание вести войну затмевает ясность и свет врожденного, в любой момент свойственного нам полного Сознания (Атмана). Тогда мы начинаем отождествлять себя не с нашим подлинным «Я», а с телом и двойственными мыслями.

Благодаря концентрации на звуках Нада прерывается поток дискурсивного мышления и поверхностный движущийся ум растворяется в узкой энергии звука, наступает состояние безмыслия (унмани), а после этого поглощенности ума (манолайя), садхак возвращается к собственному источнику. С позиций Лайя-йоги, безмыслие — всего лишь промежуточная ступень для открытия естественной устойчивости в Атмане (Сахаджа). Это состояние так же именуется «присутствие». Настоящее присутствие не зависит от того, движется поток двойственных мыслей либо нет. Пребывать в присутствии, не отвлекаясь днем и ночью, вот великая задача того, кто стал на путь Лайя-йоги.

Но начинающим не обойтись безостановочно мыслей и практики концентрации. В большинстве случаев концентрация считается тяжёлой практикой, требующей большой силы и аскетизма воли, но концентрация на звуках Нада — это что-то привлекательное для отечественного ума.

«Пламя, поглощающий дерево, умирает вместе с деревом. Так и идея, сосредоточенная на Нада, умирает совместно со звуком.

Как олень, испуганный звуком, останавливается и убивается охотником, так останавливается антахкарана».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.97, 4.98)

Считается, что дхьяна появляется в том случае, в то время, когда ум непрерывно фиксируется на каком-либо объекте минимум двенадцать дхаран (144 секунды). В случае, если же йогин способен удерживать однонаправленный ум на объекте в течение двенадцати дхьян (около 29 мин.), то наступает самадхи, останавливается дыхание, замедляется сердцебиение, а сознание йогина способно сейчас общаться с другими мирами.

«Нада подобен ловушке для поимке оленя (мысли). Подобно охотнику он убивает идея.

Нада подобен столбу, к которому привязывают бродячую лошадь (идея). Йогин каждый день обязан практиковать сосредоточение на Нада.

Подобно змее, очарованной звуками флейты, идея, поглощенная Нада, не движется».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.93, 4.94, 4.96)

В то время, когда мы начинаем практику, слышание звуков Нада само по себе есть весьма необыкновенным опытом. В повседневной жизни мы не весьма внимательны к внутренним ощущениям в теле и уме. Звуки Нада присутствуют в любой момент в отечественного тела, но не четко. Они появляются благодаря циркуляции энергии по узким энергетическим каналам.

Десять главных видов энергии циркулируют по семидесяти двум тысячам каналов. Самые узкие виды этих энергий являются узкий звук и ясный Свет. Концентрируясь на внутренних звуках методом Нада-йоги, мы открываем самые узкие каналы в отечественном энергетическом теле и входим в контакт с самый глубоким уровнем отечественной внутренней действительности.

В соответствии с текстам, насчитывается семьдесят две тысячи каналов, из них самый главный и самый ценимый йогинами — это сушумна-нади (авадхути-нади), находящийся в позвоночника. Йогин, талантливый поместить в сушумна-нади сознание и свою энергию, обретает самадхи и сиддхи.

«Из 72 000 нади тела, две — ида и пингала, ответственные, остальные ненужные. Только сушумна содержит Самбхави-Шакти».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.18)

Суть Нада-йоги содержится в том, что, концентрируясь на внутренних звуках, появляющихся в Анахата-чакре и центральном канале, отечественный ум утончается, делается однонаправленным и обретает особенную силу — свойство двигать вайю (энергию ветра) по каналам отечественного тела. Эта свойство именуется «сиддхи единства праны и ума». Утончившийся ум, попадая в центральный канал, наполняет его праной. Прана, двигаясь в сушумне, приводит к состоянию остановки дыхания.

«, пока дыхание не отправится по срединному каналу (сушумна), , пока семя не станет устойчивым от остановки дыхания; , пока дыхание не соединится с объектом, на котором он сосредоточен, до тех пор останутся обманщиками и пустыми болтунами все те, кто рассуждает о Знании».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.113)

Отечественное сознание перемещается из мира чувственных тела и феноменов в мир узкого тела (сукшма-шарира), приобретая разнообразные испытания, которые связаны с ментальными впечатлениями и подсознательными образами (самскарами). Наконец, в то время, когда праны абсолютно входят в центральный канал, в глубоком самадхи происходит раскрытие самого узкого слоя отечественного ума.

«В то время, когда прана в сушумне, достигается Маномани. Все другое для йогина ни к чему».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.20)

Сейчас йогин слышит звуки первоэлементов (таттв), образующих его узкое тело, кроме этого видит свет. свет и Эти звуки являются проявлением отечественного фундаментального Сознания, они сущность сам Верховный Брахман.

«Слышен звук, что идет от корневой чакры (Муладхары) до Брахмарандры. Подобный чистому кристаллу, он, воистину, Брахманом, Высшим Атманом именуется».

«Хамса Упанишада»

Слыша звуки первоэлементов, мы можем объединить с ними собственный осознавание. Осознавание, взаимодействуя с энергией звука, дарует нам драгоценную возможность превратиться из обусловленных сансарой человеческих существ в йогинов, бессмертных сиддхов, находящихся по смерти и ту сторону жизни.

«Звуки из анахаты соединяются с Чайтаньей (осознаванием, лишенным концепций). Идея поглощается и заканчивается, лишенная собственных объектов (паравайрагья). Это растворение (лайя), ведущее к высшему состоянию Вишну (Парампада)».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.99)

Отечественное сознание, вступая в контакт с изначальным звуком, энергией отечественного трансцендентального «Я», и высшей его формой, светом, в момент Нада-йога-самадхи, просветляется им, ликвидируя все собственный неведение (авидью) и замешательство, порожденное привязанностью к сансарному существованию.

В Нада-йоге, практикуя единство осознавания и внутренних звуков, мы понимаем, что внешние звуки являются отражением отечественных внутренних звуков, т.е. слышимые слова, музыка, шум, гудение — ничто иное, как проявление отечественных внутренних звуков, каковые исходят из Пустоты осознавания и являются его энергией.

«Постоянной практикой Нада все грехи уничтожаются, мысли, прана поглощаются в безотносительной чистоте (ниранджана)».

Сватмарама, «Хатха-Йога Прадипика» (4.104)

Глава III
Путь
Садхана-марга

Садхана Нада-йоги есть загадочным мистическим методом успехи раскрытия внутренней энергии. Не обращая внимания на кажущуюся простоту и доступность способа, она есть одной из самых сокровенных садхан йоги, которая доступна лишь мастеру, овладевшему ею в совершенстве. Исходя из этого так принципиально важно иметь наставления, полученные конкретно от Преподавателя. Само слышание звуков на протяжении исполнения Нада-йоги наполняет нас глубоким мистическим эмоцией волшебства этого мира, преодолевая отечественные обыденные представления о мире и себе.

«Сосредоточением на звуке Нада достигают самадхи йогины, подобные Ишваре. Счастье входит в их сердце. Человеку оно не доступно — лишь Шри Гуру Натх его знает».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.80)

Непременно, чтобы выполняться полноценно, практика Нада-йоги должна быть передана от Преподавателя к ученику с объяснением всех ее нюансов и тонкостей, только тогда она может принести успех садхаку, честно стремящемуся к Освобождению через нада-самадхи.

Поиск звука

Звуки Нада слышатся в любой момент, в то время, когда прана поступает в центральный канал (сушумна-нади).

В соответствии с учению тантры, прана наполняет центральный канал конечно, без практик умён и пранаям в следующих случаях:

  1. Момент оргазма либо удовлетворения жажды, в то время, когда интенсивно вибрирующая чакра, которая связана с жаждой, поднимает энергию ветра, наполняя сушумну.
  2. Момент смерти (яркое умирание), в то время, когда все ветры планируют в сушумне и йогин испытывает переживание Ясного Света (Брахма-джьоти).
  3. Момент зевания, в то время, когда блокируется ида и пингала в области шеи (виджняна-нади) либо коронарные артерии.
  4. Момент самадхи либо глубокого осознавания, в то время, когда полнота узкого недвойственного сознания в сахасрара-чакре поднимает ветер в читрини-нади в канале сушумна.
  5. В промежутке между выдохом и вдохом, в то время, когда произвольно происходит задержка дыхания (кевала-кумбхака).

Сделав подготовительную практику, мы переходим к медитации. Существуют пара способов медитации на Анахата-нада. Первый из них, и самый распространенный среди йогинов, содержится в исполнении шанмукхи-умны.

Сватмарама в «Хатха-йога Прадипике» так обрисовывает садхану Нада-йоги:

«Сидя в Муктасане и сделав Шамбхави-мудру, йогин сосредотачивается на правом ухе и слышит в том месте звуки Нада.

Закрыв уши, глаза, рот и нос — он услышит звук в сушумне и в анахата-чакре».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (4.66, 4.67)

В сутрах приводятся разнообразные методы медитации на звук Анахата-нада. В первый раз со звуком Анахата-нада я столкнулся в собственной практике много лет назад, занимаясь Кундалини-медитацией и йогой в шавасане. Звуки Нада неожиданно появились в обоих ушах и слышались кроме того на протяжении ходьбы на улице. В правом ухе слышалось постоянное попискивание, которое при сосредоточении на нем увеличивалось до громоподобных ударов колокола, владеющих резонансными переливами. В левом слышалось монотонное гудение, время от времени перерастающее в громкий скрежет либо жужжание, которое я еле выносил . Эти звуки я слышал непрерывно около двух лет.

в один раз, в медитации эти звуки стали необычно сильны и практически вдавили мое тело, которое не имело возможности пошевелиться. Я сконцентрировался на звуке справа и на центральном канале, пробуя не терять осознанного присутствия, объединяясь со звуком. Звук увеличивался до оглушающего грохота, неожиданно откуда-то сверху я услышал раскаты грома, что-то наподобие громогласного: «Д-д-а…д-д-а». Данный громогласный гул привел меня в замешательство, последняя идея, которая мелькнула в моем сознании была о том, что допустимо это вселенское «да» откроет мне дверь в самадхи, что это громогласный положительный ответ моего высшего «Я» на все вопросы моих духовных поисков. За этим я потерял чувство тела и почувствовал себя плывущим в невообразимом пространстве звука.

Это было спиральное пространство, сверкающее наподобие развернутой парчи, уходящей в нескончаемую даль, которая ощущалась не визуально, а как звук (вибрация). Мое сознание двигалось, сопровождаемое мелодичным звоном и чудесными мелодиями, на протяжении данной парчи, пока я неожиданно не потерял ощущения самобытия «Я», чувство внутреннего и внешнего. Я пребывал в этом невообразимом пространстве, без низа и верха, без цвета, запаха и вкуса, осознавая себя как чистое бытие сознания, без единой мысли. Данный опыт по возвращении в тело радикально поменял всю мою практику, по окончании него я имел возможность каждый день проводить в самадхи довольно много часов.

«По окончании полуночи, в месте, где другие существа не создают шум, йогин, зажав уши руками, вдыхает и задерживает дыхание. В правом ухе он будет слышать разные внутренние звуки: сперва похожие на звук сверчка, а позже на флейту, после этого на раскат грома, на барабан, на пчелу, на колокол, на гонг из бронзы, после этого на трубу, на фанфары, на барабан Мриданга, на литавры, на барабан Дундубхи.

Ежедневным упражнением в данной кумбхаке эти звуки будут познаны как проявление звука Анахата. В этом звуке имеется резонанс.

В этом резонансе имеется свет, и в данный свет входит мышление и растворяется в том месте. В то время, когда мышление поглощено, достигается высшее состояние Вишну (Парамапада). Успех в данной брамари-кумбхаке содействует достижению самадхи».

«Гхеранда Самхита» (5.78, 5.82)

Карна-дхаути

«Указательным и безымянным пальцами три отверстия обоих ушей. В случае, если это делать постояно, то тебе откроется внутренний звук Нада».

«Гхеранда Самхита» (1.3.3)

Подготовительной практикой для Нада-йога садханы рекомендуется карна-дхаути. Она стимулирует циркуляцию удана-вайю в области головы и ушей, и звуки Нада становятся слышимыми.

Кроме этого звуки Нада на некое время возможно усилить, приведя к зевоте. Зевая и поворачивая голову влево, вы имеете возможность ненадолго услышать громкие звуки Нада в правом ухе, поскольку левый канал (ида) будет блокирован, и ветер будет идти в правый канал (пингала) и напротив.

Нада-анусандхана

I. Бхрамари-пранаяма
(звук, подобный жужжанию пчелы)

«Медлительно вдохни, сделай бхрамари-кумбхаку и медлительно выдохни. Так появляется звук жужжащей пчелы.

Прислушиваясь к этому звуку, помести манас в центр звука. Так приходит самадхи, знание «Со Хам» (Я — Он) возрастает и наступает великое счастье».

«Гхеранда Самхита» (7.10-7.11)

Мы садимся в сукхасану либо сиддхасану, устанавливаем положение рук, как при сахита-кумбхаке, медлительно вдыхая через одну ноздрю, выдыхаем через другую, пробуя произвести горлом жужжание наподобие пчелы. Мы вслушиваемся в это жужжание, , пока ум не сольется со звуком в самадхи и не случится растворение (лайя).

«Скоро вдохни воздушное пространство с громким звуком, подобным жужжанию, и медлительно выдохни, создавая более негромкий звук жужжащей пчелы. Занимаясь данной практикой, садхак делается господином йогов, а его ум растворяется в блаженстве».

Сватмарама, «Хатха-йога Прадипика» (2.68)

Это «бхрамари» (пранаяма «жужжащей пчелы»), она именуется так по причине того, что звук, что йогин создаёт на протяжении дыхания, похож на звук жужжания пчелы.

Вариант I

  1. Сядьте в верную позу, сиддхасану либо сукхасану, позвоночник прямой, тело устойчиво и абсолютно расслаблено. Глаза направляться держать закрытыми.
  2. Заткните уши указательными либо средними пальцами. Сделайте медленный и глубочайший вдох через шнобель, вслушиваясь в звуки дыхания.
  3. Выдыхая, обязан издаваться мягкий звук низкого тона, подобный жужжанию пчелы.
  4. На продолжении всего выдоха удерживайте внимание на этом звуке.
  5. Снова сделайте глубочайший вдох и после этого выдох как обрисовано выше.

Это один цикл. Выполните от 10 до 20 таких дыханий.

В более сложном варианте по окончании выдоха выполняется задержка дыхания, джаландхара и мула бандхи.

Между циклами возможно делать пара вдохов-выдохов для восстановления естественного ритма дыхания.

По окончании практики пранаямы оставайтесь некое время в медитации, вслушиваясь в появляющиеся в звуки.

Вариант II (с шанмукхи-умной)

Данный вариант отличается от прошлого тем, что по окончании вдоха выполняется задержка дыхания, мула-бандха и шанмукхи (йони)-умна, — другими словами уши закрываются громадными пальцами рук, глаза — указательными, ноздри — средними и рот — мизинцами и безымянными пальцами.

Удерживайте дыхание как это удобно для вас.

Созерцайте узкие звуки либо световые видения, каковые смогут появляться перед глазами, т.е., не следуя за ними, оставайтесь в осознанности. Не нужно оценивать звуки, думать о них либо пробовать получше разглядеть их. Объединяйте присутствие и звуки осознанности.

В то время, когда задержка дыхания подойдет к концу, ослабьте средние пальцы и сделайте плавный выдох, издавая жужжащий звук, как это обрисовано в первом варианте.

Выполните от 10 до 20 циклов.

Эту пранаяму рекомендуется делать по окончании практик раздела Шакти-янтры, потому, что глубина проявляющихся звуков зависит от силы потока восходящей энергии в теле. Лучшие часы дней для созерцания звуков Нада — раннее утро либо поздний вечер.

Звук бхрамари вводит в повышенное осознавание, благодаря чему ветры входят в центральный канал.

О этапах просветления — Свами Вишну Дэв. Интервью.


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: