Русская культура xix века

Историко- социальная картина XIX века в РФ. Совокупность образования. Философия. Литература. Живопись.

Музыка. Театр. Балет.

самые значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени оказали влияние на формирование культуры в РФ.

Первые организации декабристов появляются в 1816—1821 гг. Их политической школой стали Отечественная война 1812 г. и заграничные походы русской армии в 1813-1815 гг. По окончании неожиданной смерти императора Александра I появился династический кризис. Члены Северного общества решили поднять восстание в Санкт-Петербурге 26 (14) декабря 1825 г. (в сутки присяги императору Николаю I). Но пассивная тактика восставших разрешила влияниям стянуть к площади верные правительству войска. Восстание было подавлено. Но декабризм стал большим публично-историческим явлением и оказал особенное влияние на формирование русской культуры бунтарством и свободомыслием.

Среди последствий реформ Петра I одно из основных мест занимает создание дворянского сословия. Бессчётная и разнородная по собственному составу знать противостояла в целом разночинцам, начавшим с 1840-х гг. кроме этого играться определенную роль в русской культуре.

В начале XIX в. особенно заметным стало отличие армейского человека от статского. Юные люди оделись в тёмные фраки, по окончании чего черный цвет утвердился как цвет официальной одежды статского приятели.

Дама данной поры начинала играться в бурно изменяющейся жизни все громадную роль. Вхождение дам в мир, ранее считавшийся «мужским», началось с литературы. К этому времени личная переписка (домашняя, амурная), понемногу разрастаясь, превратилась в неотъемлемую линии дворянского быта. Уже у Фонвизина неграмотная дама — сатирический образ, не смотря на то, что высшее образование, которое открывало путь в науку, для дам в РФ XIX в. было недоступно. Они вынуждены были приобретать его за рубежом.

Оставаясь так же, как и прежде миром эмоций, миром хозяйства и детской, «женский мир» становился однако все более духовным. Домашние библиотеки дам начала XIX в. организовали вид людей 1812 г. и декабристской эры, домашнее чтение матерей и детей 1820-х гг. взрастило деятелей второй культуры половины и русской середины XIX в.

Ополченец. Скульптура И. Ковшенкова

. Русская культура xix века

Крымская война. Севастопольский бастион. Газетная иллюстрация. 1855.

Русская культура xix века

Появившийся в Европе в XVIII в., романтизм в XIX в. попадает в Россию. Вместо идеала естественности в красоте дамы начинает нравиться бледность — символ глубины сердечных эмоций. Здоровье представляется чем-то пошлым. Дама эры романтизма должна быть бледной, мечтательной, грустной.

искусство и Литература начала XIX в. создают идеализированный образ дамы. Идеалом эры делается образ поэтической девушки. Смелые поступки дам эры декабризма — во многом плод проникновения поэзии Жуковского, Пушкина и Рылеева в женскую библиотеку на рубеже XVIII-XIX вв. и в первые десятилетия XIX столетия.

Начало XIX в. отмечено подъемом в совокупности народного образования. Было создано министерство народного просвещения, первостепенной задачей которого стала проведение и подготовка реструкуризации всех звеньев учебного процесса в РФ. Ранее подготовленные «Предварительные правила народного просвещения» были дополнены, утверждены царем и размещены в 1804 г. в виде «Устава университетов России» и «Устава учебных заведений, подведомственным университетам».

Народное образование в РФ делилось на четыре ступени: приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты. Вся территория России была поделена на 6 учебных округов по числу существовавших и предполагавшихся к открытию университетов: Столичный, Дерптский, Тиленский, и Петербургский, Казанский и Харьковский.

Народное образование должно было осуществляться приходскими училищами, каковые являлись первой, низшей ступенью общеобразовательной совокупности. Они создавались как в городах, так и в сёлах при церковных приходах. Ими ведал священник либо обладатель имения. Учебный год в сельских приходских училищах был меньше, чем в других школах, от финиша до начала полевых работ, с сентября по март.

В XIX в. в РФ стал известным институт благородных девиц. Воспитанницы университета делились по 4 возрастам. В учебной программе особенное место занимали закон Божий и зарубежные языки. Кроме этого преподавались русский язык, математика, география, история, в третьем возрасте — архитектура, геральдика и опытная физика, а для подготовки будущих хозяек и матерей воспитанницы обучались шитью, вышиванию, ведению домашнего хозяйства. Помимо этого, преподавались рисование, танцы и музыка. В четвертом возрасте женщина осваивала правила учтивости и светского обхождения. В домах и институте петербургских вельмож устраивались балы, пьесы, на которых находились институтки. На праздничные собрания, посвященные окончанию учебного года, приглашались придворные, зарубежные послы, знатное дворянство, высшие армейские чины.

В XIX в. в РФ кроме этого существовали закрытые учебные заведения для дворянских парней, кадетские корпуса, Пажеский корпус, Царскосельский лицей. Наровне с общеобразовательными национальными школами в РФ была создана совокупность закрытых учебных заведений для аристократов. В большинстве собственном это были армейские училища.

Ученые России в XIX в. сделали много выдающихся открытий, имевших мировое значение. Д. Менделеев сформулировал один из фундаментальных законов природы — периодический закон химических элементов. Мировое признание взяли изучения русских математиков — П. Чебышева, А. Ляпунова, С. Ковалевской. Были сделаны большие географические открытия. М. Лазарев и Ф. Беллинсгаузен открыли Антарктиду. Географические и этнографические открытия П. Семенова-Тянь-Шанского, Н. Пржевальского, Н. Миклухо-Маклая приобрели мировую известность.

«Серебряным веком» в развитии философии считается XIX в. Патриархом русской философской мысли есть Вл. Соловьев. Идейные поиски Вл. Соловьева в эсхатологии и области философии, в частности его учение о мире как «всеединстве», оказали значительное влияние на русский религиозно-философский ренессанс финиша XIX — начала XX в., и на развитие и становление литературы символизма. Вл. Соловьев вводит в русскую философию идею космизма, понятие Софии. Его идеи подхватывают Н. Федоров, а после этого К. Циолковский и П. Чижевский. Их творчество открывает новое необычное философское направление, названное потом русским космизмом.

Соловьев обрисовывает всемирный космо-эволюционный процесс, что проходит через множество стадий и завершается тем, что через живой организм происходит предстоящее сближение всемирный души с Божественным началом. Это рвение при помощи цепи развития бессознательного находит современную форму для Божественной идеи. Таковым есть человеческий организм. С него начинается новый процесс развития самой данной идеи, как начала внутреннего всеединства, в свободной деятельности и форме сознания».

К идее космоэволюционного процесса пара в противном случае относится второй русский философ — уникальный представитель космизма Н. Федоров. Главными его идеями были мысли по проекту «регуляции природы» как «внесения» в нее «разума и воли», обретения человечеством и человеком более большого мирового статуса, включавшего его бессмертие, впредь до возвращения к преображенной судьбе всех прошедших поколений. Н. Федоров думал, что в человеке воссоздается жизнь всех ушедших поколений — поиском, творчеством и трудом. Согласно его точке зрения, смерть противоестественна для человека и чужда людской духу, и на этом основании он пробовал развить идею общего человеческого.

Ю. Фельтен. Церковь Иоанна Предтечи в Санкт-Петербурге.

Русская культура xix века

К. Э. Циолковский быстро обнажил вопрос: для чего все существует в мире? Данный вопрос страшен, но он существует. К. Э. Циолковский конкретно так поставил данный вопрос, думая над теорией космических эр. Он подмечает: «Имеется вопросы, о которых мы не можем сказать, каковые мы не можем задавать ни второму, ни кроме того самому себе, но обязательно задаем себе в 60 секунд громаднейшего понимания мира. Эти вопросы: для чего все это?.. Дирижабли, ракеты, второе начало термодинамики — это дело отечественного дня, а вот ночью мы живем второй судьбой, в случае, если зададим себе данный проклятый вопрос. Говорят, что задавать таковой вопрос — легко бессмысленно, вредно и ненаучно. Говорят — кроме того преступно. Согласен с таковой трактовкой… Ну, а если он, данный вопрос, все же задается… И задается он не только тут, в светелке Циолковского, но кое-какие головы полны им, насыщены им — и уже много лет, не одно тысячелетие… Данный вопрос не требует ни лабораторий, ни трибун, ни афинских академий. Его не разрешил никто: ни наука, ни религия, ни философия. Он стоит перед человечеством — громадный, бескрайний, как целый данный мир, и вопиет…»* Мысли о вечном пробуждают раздумья о конечности собственного существования. Юности неизвестна конечность, она далека еще и неощутима. Дабы человек определил его, дух обязан поглотить юность, тогда он может ощутить собственную конечность и предстать перед вечность

*Чижевский А. Л. Теория космических эр // Гиренок Ф. И. Русские космисты. Л., 1990. С. 41-43.

В XIX в. показались западников и течения славянофилов. известный представителями славянофильства были А. С. Хомяков, К. С. Аксаков и И. В. Киреевский. Они отстаивали идею о том, что Российская Федерация в истории выбирает собственный исконный путь развития и не должна пойти по западному пути. Славянофилы думали, что русскому народу свойственны религиозность, мистицизм, аскетизм, покорность и смирение царизму. Западники, наоборот, к примеру П. Я. Чаадаев, отстаивали идею, что русские должны приобщиться к сокровищам западного мира. Не считая славянофилов и западников, во второй половине XIX в. имели место творчество и активная деятельность революционных демократов Н. Г. Чернышевского, Н. П. Огарева, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова. Их идеи преобразования России призывали к революционным публичным трансформациям.

Русская культура xix века

XIX в. славен не только философским творчеством, но и невиданным подъемом в развитии русской литературы. Романтизм начала века воображал ее красочную страницу. Жуковский, Одоевский, Пушкин, Лермонтов, кое-какие поэты-декабристы были его представителями. Русской культуре первой четверти века были характерны черты классицизма, в котором обнаружил выражение дух гражданственного подъема, охвативший русское общество в Отечественную войну 1812 г. В сознании «русских рыцарей» — будущих декабристов — витали тени республиканских храбрецов Рима.

Н. Ульянов. Портрет А. С. Пушкина. 1937.

Русская культура xix века

Н. И. Ильин. А. С. Пушкин в Михайловском. Иллютрация к роману «Евгений Онегин».

Н. Ильин. Заставка к книге лирики М. Ю. Лермонтова. 1947.

Русская культура xix века

Н. Кузьмин. Иллюстрация к «Повести о том как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Я. В. Гоголя.

Русская культура xix века

Та великая русская литература, которая стала национальной культурой, дала Фонвизина и Державина, Новикова и Радищева, декабристов и Пушкина, Чаадаева и Лермонтова, составила базу для Гоголя, Герцена, славянофилов, Толстого и Тютчева и была дворянской культурой.

Большое место во всемирной литературе занимает А. С. Грибоедов — человек разносторонних заинтересованностей, незаурядных музыкальных свойств, создатель около 30 литературных произведений и среди них самого броского и известного — «Горе от ума». В 1826 г. он был под подозрением по делу декабристов.

Раздельно направляться сообщить об А. С. Пушкине. В историю русской культуры он вошел как создатель русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. Пушкинская широта в изображении и познании действительности, философская глубина, острое чувство и историзм современности оказали могучее действие на художников и писателей различных поколений.

Л. Хижинский. Лист из серии «Пушкинские места». 1936 А. Лаптев. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя

«Мертвые души».1952.

Русская культура xix века

В. Фаворский. Портрет Ф. М. Достоевского. 1929

Русская культура xix века

Русская культура xix века

А. Кокорин. Защитники Севастополя. Иллюстрации к «Севастопольским рассказам» Л. Н. Толстого. 1953.

А. Лаптев. Иллюстрация к поэме Н. В. Гоголя « Мертвые души». 1952.

Русская культура xix века

В XIX в. творчество Ф. М. Достоевского стало эрой в развитии не только русской, но и всемирный литературы, переворотом, что довольно часто сравнивают с открытиями Эйнштейна в науке. Художественный мир Ф. М. Достоевского тревожен и катастрофичен. Это целая вселенная, населенная храбрецами-идеологами, скитальцами, мятежниками, праведниками, носителями «высшей мысли». Рвение к изображению «всех глубин души» людской неотделимо у Ф. М. Достоевского от тезиса о «неисследованности» людской природы. Объектом творчества Ф. М. Достоевского есть многогранный человек, эксцентричный, «больной», оторвавшийся от «земли». «Бедные люди», «Униженные и обиженные», «наказание и Преступление», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы » — самые узнаваемые романы писателя.

Вместе с Ф. М. Достоевским Л. Н. Толстой как бы замыкает «золотой век» русской литературы, у истоков которого стоял Пушкин. Творчество Л. Н. Толстого представляет собой грандиозную панораму судьбы России XIX в. — от высшего света и представителей двора до русского крестьянина, кавказского горца и севастопольского солдата.

Русская культура xix века

Б. Кустодиев. Иллюстрация к повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». 1922.

XIX в. — век невиданного взлета в развитии русской живописи, не смотря на то, что опытные занятия живописью считались не дворянским делом. В случае, если русская литература, поэзия, философия создавались конкретно дворянской интеллигенцией, то скульпторы и живописцы выходили из крепостных, мастеровых, мещан, небольших торговцев.

Русская культура xix века

В живописи неоклассицизм, скованный отвлечёнными шаблонами, казался сухим, неинтересным, становился тормозом развития мастерства. Романтический и пылкий по складу темперамента и таланта О. А. Кипренский, окончив Академию по классу исторической живописи, желал работать в этом жанре, но призвание, а быть может, и необходимость дохода вынудили его заняться портретом. В портретах Кипренскому удалось запечатлеть духовную жизнь целого поколения русских. Перед нами проходит вереница людей, живших Сильвестр Щедрин сумел преодолеть отечественный академизм и не «заразиться» итальянским. Он начал писать этюды маслом прямо с натуры.

О. А. Кипренский. Автопортрет.

По большому счету в русской живописи полнее выразился не бурный романтизм, но «негромкий» романтизм эмоции, близкий сентиментализму. В РФ, стране деспотической государственности и крепостного права, заявление права личности на независимость собственного внутреннего мира, интимного строя переживаний означало довольно много.

В. А. Тропинин был любимым портретистом столичного дворянства.

Родоначальником народного бытового жанра стал А. Г. Венецианов — скромный титулярный советник, что, затворившись в собственной маленькой усадьбе и окружив себя учениками из несложного звания, писал, «не мудрствуя», гумно, пашню, портреты крестьян. Лучшие работы Венецианова: «На пашне» и «На жатве» (их именуют кроме этого «Лето» и «Весна»). Они тонко срежиссированы .

Никто из русских живописцев не пожинал при жизни такие лавры, как К. П. Брюллов. Узнаваемый художественный критик В. В. Стасов написал статью о его последних произведениях, полную пылких дифирамбов. Поклонники Брюллова видели в нем новатора. Ему ставили в заслугу обновление русской живописи, поворот от рутины «заученных приемов», от «идеализации» к «верности натуре», к «разнообразной красоте самой натуры».

Событием в русской живописи стали работы П. А. Федотова. Ужасную силу его произведений поняли не сходу. Сперва в них видели лишь подобие жанровой живописи «малых голландцев», а в конечном итоге его нарекли «Гоголем в живописи».

Москва и Петербург ознаменовались двумя поворотными событиями, положившими финиш отвлечённой монополии в мастерстве. Первое: в 1863 г. 14 выпускников Академии во главе с И. Н. Крамским отказались писать дипломную картину на предложенный сюжет и попросили дать им выбор сюжетов. Второе событие — создание в 1870 г. Товарищества мобильных выставок, душою которого стал Крамской. Ключевая роль в создании Товарищества принадлежала В. Г. Перову, И. М. Прянишникову, А. К. Саврасову.

Русская культура xix века

В русской живописи XIX в. имеется пейзажи, в далеком прошлом ставшие хрестоматийными, неизменно трогающие и искушенных, и неискушенных зрителей своим лиризмом. Лиризм их особый: не столько интимно-персональный, сколько «соборный», национально-общий, — страны русской и лиризм природы, чувствуемых как что-то единое. Такие пейзажи, как «Оттепель» Ф. А. Васильева, «Столичный дворик» В. Д. Поленова, «Летний» вечер «и Март» И. И. Левитана, приводят к памяти о чем-то некогда пережитом. Первой в последовательности таких пейзажей стоит картина Саврасова «Грачи прилетели»: снег, проталины, церквушка, грачиные гнезда, белесая даль, близкая весна — и за всем этим неотразимое чувство отчизны, «душа», о которой сказал Крамской. Он обожал и осознавал человеческое лицо, его личную структуру, выражение, суть. Стремясь внести в живопись поэтическую ноту, он писал лунные ночи, ветхие, закинутые усадьбы, русалок. Высшие художественные успехи Крамского все-таки в портретах, в особенности в тех, каковые он делал по внутреннему влечению, в то время, когда чье-то лицо его захватывало. К портретам, сделанным живописцем «для себя», возможно причислить и всем так отлично привычную «Малоизвестную».

П. А. Федотов. Автопортрет.

Имя И. Е. Репина занимает серьёзное место в русской живописи. Она была для него не средством, а ярким бытием прочувствованного. В «Иване Суровом» Репин стоит на вершине мастерства.

В 1880-е гг. рядом с Репиным пребывали в зените творчества В. И. Суриков и В. М. Васнецов — «три богатыря» русской живописи в ту пору.

Суриков создал не довольно много картин, но любая была общественным событием и художественным подвигом, начиная с «Утра стрелецкой казни», продемонстрированного на IX Мобильной выставке 1 марта 1881 г. в сутки убийства Александра II народовольцами. Позже последовали «Меншиков в Березове» и «Сударыня Морозова»; в 90-е гг. — «Взятие снежного города», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы», в начале 1900-х гг. — «Стенька Разина».

За немногими исключениями, картины Сурикова — ужасные картины, но они ни при каких обстоятельствах не создают мрачного, гнетущего впечатления.

Последний из славного «триумвирата», Виктор Васнецов, Сурикову во многом противоположен. Ему чуждо трагически конфликтное познание истории. Дело кроме того не в сюжетах. Васнецов первый поднял целину русского былинно-сказочного эпоса: «Аленушка», «Витязь на распутье», «Иван-серый волк и царевич», «Три царевны подземного царства».

Рядом с именами Репина, Сурикова, Васнецова современники часто ставили имя В. В.Верещагина. Весьма популярное в РФ, его творчество имело громадной резонанс и в Европе а также в Америке. Стасов вычислял Верещагина первой фигурой в русском мастерстве. Своим жизненным подвигом Верещагин прочно вошел в историю. Но к его живописи скоро охладели уже современники, и на молодое поколение живописцев она не оказала никакого влияния.

Но громадно было его искусства — и влияние Поленова, и обаяние его личности: до конца собственной продолжительной жизни, он, первый взявший уже при СССР звание народного живописца, притягивал к себе как магнитом молодых.

В 80-90-е гг. одним из центров притяжения художественных сил стало Абрамцево. Его хозяин Сава Мамонтов — богатый промышленник, энтуазист искусства и сам живописец-любитель, организатор и владелец театра оперы и балета, где в первый раз выступил Федор Шаляпин. Мамонтова именовали «столичным Лоренцо Медичи».

Торговец П. М. промышленник и Третьяков С. И. Мамонтов — эти два имени в истории русского мастерства неотделимы. Семьи Третьяковых, Мамонтовых и Поленовых были связаны между собой и дружески, и родственно. Деятельность Третьякова и его эстетические взоры связаны с передвижническим этапом, Мамонтова — с пост-передвижнеческим. Мамонтов был организатором, проявлявшим собственную кипучую деятельность сходу во многих направлениях: театр, музыка, изобразительное мастерство. В мамонтовском Абрамцеве велись поиски новых, более разнообразных и универсальных форм бытования мастерства кроме станковой живописи.

В личной опере Мамонтова в первый раз увеличилась до уровня настоящего мастерства театрально-декорационная живопись: над декорациями трудились те же В. М. Васнецов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. Д. Поленов и А. М. Васнецов, тут отыскал собственный призвание превосходный декоратор Головин.

Я. Я. Ге. Голова разбойника. Этюд для картины «Голгофа».

Русская культура xix века

Русская культура xix века

В. А. Серов. В степи.

В числе передвижников, приглашенных в Академию, было двое пейзажистов — И. И. Шишкин и А. И. Куинджи.Именно сейчас начиналась в мастерстве господство пейзажа как независимого жанра, где царил Левитан.

Море писали многие, но лишь Айвазовский был предан морю полностью, посвятив ему пара тысяч полотен, созданных за его продолжительную судьбу: восходы и закаты над морем, бури, штили, кораблекрушения, морские битвы и, наконец, кроме того глобальный потоп.

Шишкин был уверен, что чем правильнее и объективнее живописец изображает природу, тем посильнее его картины действуют на воображение зрителя, потому что природа красива и ясна сама по себе, а не тем, что живописцу вздумается в нее привнести из собственных переживаний либо от собственной манеры письма. Возможно иронизировать и досадовать по поводу неумеренного «проникновения в быт» неко торых композиций Шишкина (особенно это относится картины «Утро в сосновом лесу»).

Русская культура xix века

Не только живопись, но все виды мастерства покупают невиданный расцвет в русской культуре в это превосходное столетие. Уже в начале XIX в. опережающими темпами начинается архитектура — мастерство абстрактного образа. В новых исторических условиях, применяя лишь ключевые принципы соборной архитектуры, русские мастера создают выдающиеся произведения. Казанский собор — А. Н. Воронихин, ансамбль Биржи — Тома де Томон, Адмиралтейство — А. Д. Захаров. Эти архитектурные памятники создают величественный образ Санкт-Петербурга.

Музыка в XIX в. в РФ кроме этого взяла замечательное развитие. В мировую историю музыки вошли произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова. Симфонизм стал броским направлением в музыке данной эры.

В случае, если в начале XIX в. чувствовался недочёт отечественных пьес в репертуаре русского театра, то уже не так долго осталось ждать показалась блестящая комедия Грибоедова «Горе от ума», опера Глинки «Жизнь за царя». В 60-90-е гг. — оперы на исторические сюжеты М. П. Мусоргского, А. П. Бородина. Русская музыка волновалась взлет в собственном развитии. Появляется плеяда гениальных музыкантов: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Мировое признание приобретает выдающийся композитор П. И. Чайковский. К концу века расцвел талант А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова.

Башня Адмиралтейства. Архитектор А.Д.Захаров. 1805-1815.

Русская культура xix века

А. Н. Скрябин. Прометей, Обложка нот. Живописец Ж.Дельвиль. 1911.

Театр в РФ, как и другие виды мастерства, отразил в себе черты романтизма. Русский сценический романтизм в начале XIX в. складывался кроме этого под действием освободительных смелых совершенств декабристов. самый известным было творчество ужасных актеров Е. С. Семеновой и А. С. Яковлева. Последекабристский романтизм воображал актерский гений П. С. Мочалова. Он потрясал зрителей необузданной мощью душевных сил, глубиной ужасной интерпретации публичной темы.

К середине XIX в. в театре господствует уже второе направление — реализм. В отличие от романтизма, реалистическая театральная драма изображает не демонического мятежника, противостоящего обществу, а человека, несущего четко выраженные черты современного общества. многообразие и Художественное богатство этого направления выразилось в драматургии А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. Горького. В РФ реализм утвердился как традиция национального мастерства. Реализм настойчиво попросил от актеров узкой индивидуализации образов, полноты внутреннего перевоплощения.

Громадное значение купила в истории театра деятельность актеров И. И. Сосницкого, А. Е. Мартынова, М. Н. Ермоловой, А. П. Ленского, М. С. Щепкина.

Театральное мастерство к концу века достигло большого уровня развития. Классики русской литературы трудились для театра и создали броские драматические произведения. Ведущим драмтеатром XIX в. был Небольшой театр, что развивал реалистические традиции. В 1898 г. открылся Столичный Художественный театр. Во главе его стали К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.

Особенную роль в русском мастерстве финиша XIX в. игрался балет. Имя М. И. Петипа вошло в мировую историю хореографического мастерства. Его ранние пьесы отличались сюжетной яркостью и цельностью образов романтического направления. В будущем складывалась новая эстетика монументального балета, которая создавала обобщенные образы громадных танцевальных ансамблей. Петипа, опираясь на замечательную музыкальную ясность, отразив ее в танцевальном перемещении, достиг художественного и технического совершенства. Большим явлением был приход композиторов-симфонистов в балетный театр. самые известными были пьесы «Спящая красавица» на музыку П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, поставленные Петипа, и «Лебединое» озеро «и Щелкунчик» Чайковского, поставленные Л. И. Ивановым и Петипа.

Так, пролистывая страницу истории русской культуры, возможно сравнить ее с эпохой ренесанса всемирный истории. Породив «золотой век» русской литературы и «серебряный век» русской философии, культура России с уверенностью вошла в мировую.

Культура России второй половины XIX в. Видеоурок по истории России 10 класс


Интересные записи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: